«Бретонский цикл» - это цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Творчество Кретьена де Труа
Первый и самый значительный представитель жанра романа во французской средневековой литературе – Кретьен де Труа. До нас дошло несколько романов этого писателя:
- «Клижес»,
- «Эрек и Энида»,
- «Рыцарь в тележке»,
- «Сказание о Граале»,
- «Ивейн, или рыцарь со львом».
О биографии Кретьена де Труа известно немногое. Писатель жил при дворе графини Марии Шампанской, и именно под ее влиянием написал свои поздние произведения. Творческий путь Кретьена начинался с переводов «Искусства любви» и отдельных сюжетов «Метаморфоз» Овидия. Это говорит о высоком уровне образованности де Труа и его таланте поэтической передачи сложного текста средствами старофранцузского языка.
Существует ошибочное мнение, что компактная форма романа, в котором в центре внимания оказывается личность и один важнейший период ее судьбы, была изобретена К. де Труа. На самом деле писатель создал лишь одну разновидность такой формы романа – «бретонский» роман и ввел принципы ненавязчивой циклизации. Кретьен де Труа заложил основы нового романа, главным героем которого оказывается социум, а не личность. Бытие в таких романах снова становится замкнутым, появляется многогеройность.
К. де Труа широко использует в качестве основы кельтские сказания, которые он перестраивает и придает им другой смысл. Он использует образ двора короля Артура из хроники Гальфрида в качестве декорации, на фоне которой показывает жизнь рыцарства. В своих романах К. де Труа ставит и разрешает существенные вопросы современного ему общества. и такая проблематика господствует в его произведениях над приключениями.
Романы К. де Труа принято делить на две категории: ранние (например, Эрек и Энида») и поздние (например, «Ланселот, или рыцарь телеги»).
Характерным для ранних произведений являются:
- изображение любви без куртуазности;
- женщина не является предметом куртуазного обожание. Женщина не имеет равного голоса, но обладает творческими возможностями и нравственными качествами;
- затрагивание проблем совместимости любви с рыцарскими подвигами, вопросов отношений между любящими, назначения женщины, проблема совмещения любви и доблести.
Для поздних романов Труа характерны:
- иллюстрации к идее куртуазной любви;
- проблема совместимости любви и подвига;
- вопросы о том, как должен вести себя герой и что он должен чувствовать;
- попытка художественного синтеза идеала романов с религиозными идеями, господствовавшими в феодальном обществе, синтез идеологий.
В творческой биографии Кретьена де Труа можно выделить несколько основных моментов. Как уже было отмечено, писатель увлекался творчеством Овидия. И следы этого увлечения обнаруживаются не только в «Филомене» и названиях не дошедших до нас обработок сюжетов и не только в указании на увлечение древнеримским поэтом в романе «Клижес», но и в реминисценциях из Овидия, выявленных исследователями в ряде романов К. де Труа.
Поэт был тесно связан с феодальными кругами Северо-Восточной Франции, где была популярной куртуазная поэзия.
В своем творчестве Кретьен де Труа обращался к множеству жанров – перу Кретьена принадлежат пять романов, а также образцы лирики, поэма, агиографическая поэма.
Особенности романов Кретьена де Труа
Произведениям Кретьена де Труа характерен энциклопедизм. При всей ирреальности, фантастичности изображаемого им артуровского мира, Кретьен подробно и точно воспроизводит многие аспекты современной ему действительности – городской и замковый быт, праздники и будни, феодальные отношения, повседневный труд и развлечения. Кроме того, поэта волновали многие проблемы: место человека в обществе, нравственные критерии, определяющие истинное значение человека, достоинства человека как индивида и как члена общества. писателя привлекал и интимный мир человеческих отношений.
Герой произведений Кретьена де Труа – яркая личность, которая не осознает себя именно в этом качестве.
Уже в первом романе К. де Труа «Эрек и Энида» проявилось его новаторство. Это произведение существенно отличается от своих предшественников. Здесь представлена новая концепция художественной действительности. Она не имеет точек соприкосновения с реальной, исторической действительностью. События разворачиваются в вымышленном королевстве Артура, не локализованном географически. Неопределенно и время в романе. И в этом заключается важный момент идеологической и художественной концепции Кретьена де Труа. Его артуровский мир появился очень давно и существует очень долго – по сути, всегда. Королевство не имеет границ, и это очень символично – Артур там, где дух рыцарственнсти.
Кретьен де Труа предлагает совершенно новую структуру романа. Он отказывается от подробного изложения жизни героя. Писатель выбирает одного типичного героя или какой-либо яркий эпизод, которому и посвящает все произведение. Кретьен заложил основы циклизации, что затем позволит бесконечно множить артуровские сюжеты и позволит авторам 13 века объединить разрозненные рассказы о рыцарях Круглого Стола в одно большое повествование, написав тем самым легендарную «историю» королевства Артура. Этот процесс завершил Томас Мэлори.
В центре романов К. де Труа не просто один эпизод из жизни королевства – это один эпизод из жизни главного героя, решающий момент его жизни. Именно поэтому в романах Кретьена всегда один герой и один конфликт.
Главный герой романов Кретьена всегда молод, но он уже успел проявить себя как доблестный воин. И такая молодость с одной стороны, и опыт с другой создают предпосылки для сложных психологических конфликтов. Герой всегда развивается, но это развитие сопровождается внутренними противоречиями. И в сложности развития и заключается его интерес.
Сконцентрированность сюжета вокруг одного эпизода приводит к тому, что сам король Артур, олицетворение истинной рыцарственности, почти не принимает участия в действии. И если главный герой молод и активен, способен на развитие, то Артур – стар и будр, статичен, что проявляется и внешне. Герой постоянно в пути, в движении, Артур же очень редко покидает свою резиденцию.
В этом проявилась характерная черта средневекового мышления: перемещение в пространстве связано с передвижение по шкале нравственных ценностей (моральным совершенствованием или моральным падением). Именно отсюда все эти паломничества, которыми наполнена жизнь средневекового человека.
Важная особенность романов К. де Труа – радостная атмосфера любви, возвышенное представление о подвиге.