Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Романы М. Кундеры и М. Брэдбери как попытки описания постмодернистской ситуации и постмодернистской личности

Определение 1

Кич – это специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; псевдоискусство, лишенное художественно-эстетической ценности.

Человек и история в романах М. С. Брэдбери

Одной из главных проблем любого времени является взаимоотношения человека и истории. Эта проблема заключает в себе вопрос о необходимости активного действия каждой личности и меры ее ответственности за эти действия. Эта проблема является центральной для английского постмодернистского романа конца 20 века и творчества М. Брэдбери, в частности.

В 1975 году вышел роман Брэдбери «Историческая личность». Герои романов Брэдбери создаются как иллюстрация к теории постструктурализма. Связь писателя с этой теорией подтверждается и его взаимосвязями с одним из теоретиков этого направления, писателем Д. Лоджем.

Герои романа – супружеская пара, жизнь которой тесно связана с университетской средой. Кэрк – социолог, автор нескольких известных книг. Его жена – домохозяйка по официальному статуту, но за счет активной деятельности существенно расширила рамки своего социального существования. Герои романа – «истинные граждане текущего момента». Автор называет их «экспериментальными людьми», «они всегда заняты и всегда в движении».

Масштаб личности героя романа «Профессор Криминале» Басло Криминале гораздо больше, чем героя «Исторической личности». В образе Криминале Брэдбери отразил стиль мышления, характерный для этого периода. Английский исследователь творчества Брэдбери Дж. Гиндин называет Басло Криминале литературной версией П. де Мана, позднего йельского деконструктивиста. «Как и де Ман, Криминале выглядит человеком в лучшем случае гибким, в худшем – морально разочаровывающим» - отмечает Дж. Гиндин.

Судьба героев романа М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия»

Перу М. Кундеры принадлежит множество философских произведений, например:

«Романы М. Кундеры и М. Брэдбери как попытки описания постмодернистской ситуации и постмодернистской личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • «Шутка»,
  • «Невыносимая легкость бытия»,
  • «Вальс на прощание»,
  • «Бессмертие»,
  • «Неведение»,
  • «Нарушенные завещания»,
  • «Жизнь не здесь» и т. д.

Философский роман Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» современному читателю интересен тем, что в нем ярко, эмоционально, образно, чувственно раскрываются глубокие философские проблемы, с которыми человеку часто приходится сталкиваться в жизни, и как неоднозначно и ненавязчиво автор погружает в сугубо личные проблемы.

Роман построен на семейно-бытовой и любовной проблематике и не случайно имеет глубокий философский подтекст. Милан Кундера обучался на философском факультете Карлова университета, что отразилось и на его произведении. Сопровождающая героев аура одновременно и легкости, и тяжести жизни привлекает читателя неоднозначностью трактовки.

Замечание 1

Яркие образы персонажей привлекли внимание кинематографистов. В 1988 году Ф. Кауфман снял одноименный фильм. Отказ режиссера от углубленной философичности вызвал негативные отклики со стороны поклонников романа.

Главный герой произведения Кундеры – молодой перспективный хирург Томаш, высокообразованный и начитанный человек. Отношение героя к массовой культуре проявляется через круг его интересов и друзей. Томаш знаком с древнегреческими мифами, интересуется философией, живописью, читает Достоевского.

Замечание 2

Одним из двигателей сюжета романа является миф о царе Эдипе.

Через образ одной из подруг Томаша, Сабины, раскрывается концепт «кича» в романе. Томаша и Сабину объединяет общность мироощущения. И именно Сабина поднимает проблему восприятия массовой культуры и противодействия ей.

Писатель подчеркивает, что с наибольшим понимаем к Томашу относилась именно Сабина. Постмодернистская направленность картин Сабины, образ ее жизни противопоставляют ее традиционным представлениям о культуре, любви, предательстве.

А. Н. Фатенков считает, что лишь единичные персонажи, и чаще всего, женские, восстают против всевластия публичного надзора. Таковой в романе Кундеры является Сабина. Для нее жизнь не во лжи возможна только без зрителей.

Желание противопоставить себя массовой культуре в самом худшем ее проявлении – кичу, традиционным представлениям о морали и нравственности является и плюсом героев, и минусом. С одной стороны, герои выделяются на общем фоне тем, что у них есть собственное мнение по многим вопросам, они умеют ярко преподнести себя обществу, оригинально трактуют многие вещи. Но с другой стороны, это их делает негибкими по отношению ко многим вещам и бытового, и политического характера.

Неприятие сложившейся в стране политической обстановки оказывается причиной бегства и карьерного краха. А желание героев противопоставить себя традиционным семейным ценностям приводит Сабину к одиночеству, Томаша – к бесконечным семейным конфликтам.

Противопоставление кичу – это то, что дает героям возможность возвысится над скучной в их понимании толпой обывателей, и приблизиться к чему-то высокому. Но в реальной жизни тяжесть и легкость неотделимы друг от друга, и отделить однозначно хорошее от плохого, культуру от псевдокультуры невозможно, так как очень часто одно происходит из другого.

«Бессмертие личности» в романе М. Кундеры «Бессмертие»

Одним из самых известных романов М. Кундеры является «Бессмертие». Писатель в этом произведении поднимает вопрос «бессмертия личности» и в деконструирует его, пропуская через призму невыносимой монотонности интеллектуально-сексуального опыта человеческой жизни.

Стремление человека к вечной жизни – главный предмет осмысления в романе.

Во многом роман посвящен философской проблеме отчуждения. Кундера рассуждает о потере человеком индивидуальности. А в качестве первичного носителя индивидуальности писатель выбирает жест.

По мнению писателя, на смену идеологии приходит имагология. Она определяет вектор общественной и индивидуальной жизни, стирая границы человеческой уникальности.

Замечание 3

Имагология – наука об образах.

Творческое бытие человека, которое определяет самобытность и уникальность его личности, отходит на второй план и теряется. А на авансцену выходят образы творчества. один з героев романа отмечает метафизическое неравенство между миллионами ничего не значащих людей и несколькими десятками именами гениев, которые являют собой все.

Писатель говорит о том, что в современном мире форма преобладает над содержанием, а примат жеста и образа над идеей убивает индивидуальность. Тем самым происходит отчуждение индивида, его расчеловечивание. Роман «Бессмертие» - это своего рода эпиграф к распаду личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot