Руссоизм – это общественно-литературное течение, утверждающее культ чувства, природы, человеческой личности.
Основные положения концепции руссоизма
Общественно-литературное течение руссоизма ведет начало от Ж.Ж.Руссо. Вольтерьянство и руссоизм являются отражением двух ключевых направлений французской мысли эпохи Просвещения – скептицизма и рационализма. Вольтер и Руссо резко разошлись между собой в вопросах миросозерцания. Концепция Руссо утверждает культ природы, человеческой личности, чувства. И это триединство определяет идеи руссоизма - религиозные, философские, общественно-политические, моральные, педагогические, исторические, литературные.
У концепции Руссо была масса последователей. И если в первой половине 18 века во Франции главенствовало вольтерьянство с присущим ему скептицизмом, рационализмом, безверием, духом насмешки, то во второй половине 18 века лидирующие позиции занимает руссоизм. Для концепции руссоизма были характерны:
- Религиозность,
- Сентиментализм,
- Морализм.
Сочинения Руссо еще при жизни писателя произвели сильное впечатление на читателей не только во Франции, но и за ее пределами. Верным последователем и учеником Руссо был Ж.А. Бернарден де Сен-Пьер, автор романа «Поль и Виргиния».
До начала революции руссоизм получил широкое распространение. А эпоха революции стала временем апофеоза Руссо, который из преследуемого властью и теснимого писателя превратился в официально признанного вдохновителя революционного движения, философа и пророка революции. Восторженными руссоистами были известные революционные деятели – Сен-Жюст, Мирабо, Марат, Робеспьер.
Руссоизм распространился и за пределами Франции. Руссо стал культовым писателем для немецких штрюмеров. Взгяды Руссо оказали виляние на Шиллера и Гете. В России под влиянием руссоизма оказался Н.М.Карамзин, который выражал симпатии к французскому писателю в «Письмах русского путешественника». Идеи Руссо были продолжены и в эпоху романтизма в творчестве Байрона, Жорж Санд, Шатобриана. Идеи руссоизма характерны для раннего творчества М.Твена.
«Новая Элоиза»
Роман «Юлия, или Новая Элоиза», над которым Руссо начал работать в 1756 году, стал вершиной литературы французского сентиментализма. Писатель утверждает нового героя – плебея, обладающего богатым духовным миром и чрезвычайной чувствительностью. Именно таким является герой произведения Сен-Пре, учитель дочери барона д’Этанжа. Юлии. Юлия и Сен-Пре страстно полюбили друг друга, о чем читатель узнает из их писем. Эпистолярная форма, используемая Руссо, позволила ему показать чувства героев романа изнутри. С одной стороны, это придало произведению лирический характер, с другой стороны – существенно расширило возможности психологического анализа.
Конфликт романа двойственен – противоречие между социальными условиями и естественным чувством с одной стороны и противоречие между естественным чувством и требованиями разума с другой стороны.
Руссо как сентименталист утверждает, что противоречие между социальными условиями и естественным чувством приводит к пороку. А противоречие между естественным чувством и просвещенным Разумом приводит к добродетели. Поэтому начало произведения сильно отличается от финала – с изменением предмета анализа меняется мир, в котором живут персонажи.
Рассуждая о социальных преградах, оказавшихся на пути Чувства, писатель вкладывает в письма героев осуждение законов феодального общества.
А во второй половине произведения Руссо рисует картину идиллической жизни, которая проходит на фоне живописной природы. Здесь изложена положительная программа писателя, которая предваряет идеи «Общественного договора». Руссо считает, что обществу следует соединить успехи цивилизации с умеренными потребностями, естественными законами, добродетелями, таким образом стать для человека «второй природой».
В первой части романа Руссо рисует любовь героев как взрыв естественных чувств. Феодальная система оценки достоинств человека вмешивается в чистые отношения Сен-Пре и Юлии. Влюбленные, забыв нравственные запреты, которые охраняли чистоту их чувств, становятся любовниками.
Обрисовка чувств героев в четвертой и последующих частях произведения носит сентименталистский характер. Страсти героев подчинены законам природы. А их чувства, облагороженные разумом и просвещением, нежные, но уже умеренные. Именно этим описание чувств у писателей-сентименталистов отличается от описания страстей у авторов-предромантиков.
Большую роль в произведении играет образ природы. Именно Руссо первым придал первостепенное значение в произведение пейзажу. Он пронизан настроениями и чувствами героев, среди которых особым, пронизывающим остальные, самостоятельным становится «чувство природы». Именно это чувство стремится воспитать у своих читателей Руссо.
Пятая часть романа является самой идиллической. Ни Юлия, ни Сен-Пре не являются исключительными личностями. Стремление к счастью, любви, чувствительность, добродетельность героев являются естественными чувствами, а это значит, что эти качества присущи всем. Именно поэтому персонажи, окружающие главных героев, отличаются от них только индивидуальными качествами и в главном похожи друг на друга.
По мнению Руссо, только испорченные люди живут по закону «Человек человеку волк».
«Юлия, или Новая Элоиза» - это лирико-философское произведение, насыщенное колоссальным идейным содержанием. Руссо поднимает такие проблемы, как проблема:
- любви и добродетели;
- общества и природы;
- душевного благородства и социального неравенства;
- сельской идиллии и городской цивилизации;
- воспитания;
- нравственного и художественного содержания искусства и т. д.
Произведение имело большой успех. Роман стал самым популярным произведением во Франции второй половины 18 века, несмотря на неприятие «Новой Элоизы» классицистами (Вольтером в том числе).