Ранняя татарская литература
Татарская литература имеет многовековую историю. Древние тюркско-татарские книги, написанные на арабском, еще задолго до книгопечатания переписывались от руки и распространялись тиражами в сотни экземпляров. Рукописная татарская книга имеет историю более чем в тысячу лет. Период развития рукописной книги в татарской литературе приходится на 14-16 века, когда расцвет переживала татарская государственность.
В этот период в литературе отсутствовали понятия «заимствованное» и «чужое», книжный репертуар татар Поволжья был чрезвычайно широк ввиду того, что своими считались и суфийские поэты.
В начале 13 века известный татарский поэт написал поэтическое произведение "Кысса-и Йусуф" ("Сказание об Иосифе"). Эта поэма считается началом татарской национальной литературы.
В период культурного процветания Казанского царства – в первой половине 16 века – в истории татарской литературы выделяются авторы Гарифбек, Мухаммедьяр, Кул Шариф и другие. Мухаммед Эмин, казанский хан, тоже был поэтом. Его стихи, в которых отражен гнев и проклятия в адрес Тамерлана, сохранились до настоящего времени. Перу Мухаммедьяра принадлежат две известные поэмы - «Нури содур» («Свет сердец») и «Тухфаи мардан» («Дар мужей»), в которых воспевается идея милосердия и справедливости.
Что касается фольклора, то наиболее распространенными жанрами татарского народного творчества являются баиты и песни. Народные песни татар в основном состоят из рифмованных четверостиший, который друг с другом по содержанию не связаны. Частушки и баиты, напротив, сочинялись на одну конкретную тему по поводу определенного события и представляли собой целостное, единое произведение. Устное народное творчество татар чрезвычайно богато, насыщено пословицами, загадками, частушками и поговорками.
В этот период предпринимаются первые попытки создания татарского эпоса. На почве утраты государственности и исторической веры в лучшее на стыке фольклора и письменной литературы сформировался новый лирико-эпический жанр – баит.
Баиты в основном повествуют о трагических событиях социальной или личной жизни.
В этот период в татарской литературе преобладает идеология суфизма с чертами мистицизма.
На почве суфизма в 17 веке появился Мавля Кулый, известный поэт-лирик, который стал продолжателем традиций своих учителей, Бакыргани и Ахмеда Ясеви. В лирике Мавли Кулыя переплетаются два мотива – воспевание труда земледельца и стремление к благочестию. Однако 17 век в социально-духовной жизни татарского народа является труднейшим периодом. В это время свое апогея достигает религиозное насилие. Под влиянием крупных общественно-политических событий в татарской поэзии возникают новые мотивы, отличающиеся идейно и стилистически от традиционных. Например, татарский поэт Габди в своих стихах призывает к трезвой и реалистичной оценке мира своего времени. а в творчестве Габдуссаляма Усаева ярко проявляется процесс обновления татарского стиха.
В психологическом содержании произведений татарских авторов также наблюдаются принципиально новые веяния. Особенно ярко это проявляется в творчестве поэта, участника Пугачевского восстания, Габдулманнана Муслюмова, в чьих стихах отражается глубочайший драматизм внутренних волнений и переживаний.
Татарская литература в 19-20 веке
в 19 веке происходило втягивание татарского народа в общероссийский социально-политический и экономический процесс. В связи с этим татарская литература в этот период характеризуется обновленческим настроем. А ввиду того, что татарское купечество принимает все более активное участие в торговле со странами Средней Азии и с другими восточными странами, в национальной литературе усиливается интерес к тематике приключений. На основе переводов с персидского языка появляется целая серия рассказов приключенческого направления – «Маджмуг эль-хикаят». В этих рассказах действующим лицом является герой, который обладает умом и находчивостью, благодаря чему преодолевает самые сложные и невероятные препятствия.
После победы в Отечественной войне 1812 года в татарской литературе наблюдается усиление светского начала. В этот период появляется баит «О русско-французской войне». В этот период на волне пробуждения в народе бодрого духа появляется целая плеяда талантливых авторов - Габдрахим Булгари-Утыз Имяни, Шамсутдин Заки, Хибатулла Салихов, Габдельджаббар Кандалый.
Многие крупные филологи, литераторы и ученые-историки вышли из среды мулл. Например, мулла Шигабутдин Марджани написал многотомный труд по истории татарского народа Булгарского и Казанского периода. Кроме этого, Марджани является одним из ведущих теоретиков джадидизма. А мулла Каюм Насыри был активными сторонником европеизации жизни татарского народа. Ему принадлежат книги по грамматике татарского языка.
В 19 веке татарская поэзия переживала новый расцвет. В этот период появились и новые опыты в области прозаического жанра, сформировалась татарская драматургия.
На стыке 19-20 веков выделяется творчество поэта Мифтахетдина Акмуллы, который оказал большое влияние на творчество известных поэтов 20 века -Дердменда, Габдуллы Тукая, Мажита Гафури.
В начале 20 века в развитии татарской литературы произошел громадный скачок, вобрав в себя все главные особенности предыдущего периода и трансформировав их в соответствии с потребностями современности. Одной из важнейших тенденций литературы этого периода является европеизация художественного мышления. Особенно ярко это проявилось в поэзии. Например, в тврчестве Тукая можно обнаружить подражания Гете, Шекспиру, Лермонтову и другим известным поэтам. Мотивы своей любовной лирики Габдулла Тукай связывает с именами Гейне, Байрона, Лермонтова и Пушкина.
В 20 веке появился целый ряд талантливых писателей и поэтов, среди которых:
- Фатых Хусни,
- Гумер Баширов
- Амирхан Еники
- Кави Наджми,
- Абдурахман Абсалямов
- Афзал Шамов
- Мирсай Амир,
- Ибрагим Гази
- Муса Джалиль
- Хасан Туфан,
- Адель Кутуй.
- Фатых Карим и другие.
В Великой Отечественной войне погибли многие татарские литераторы, среди них Муса Джалиль, чей солдатский и поэтический подвиг известен во всем мире.
Основную силу современного литературного процесса составляют писатели поколения шестидесятников - Нурихан Фаттах, Гамил Афзал, Мусагит Хабибуллин, Ильдар Юзеев, Туфан Миннуллин, Шаукат Галеев, Ахсан Баян. Они являются связующим звеном между новым поколением авторов и поколением ушедших писателей.