Становление марийской литературы
Марийская литература является младописьменной. Становление и развитие марийской литературы происходило на основе народных традиций и обычаев и под влиянием образцов русской и мировой литературы. Становление марийской литературы происходит во второй половине 18 века. Первые образцы марийской литературы датируются 1769, 1782 и 1797 годами. Первыми произведениями марийских авторов были стихотворения и оды.
Национальный облик литература мари приобрела в 1905-1907 годах, в период подъема национально-освободительного движения. Своим развитием марийская литература обязана октябрьской революции 1917 года.
Для ранней, дореволюционной марийской культуры характерны следующие черты:
- Практически полное отсутствие прессы
- Отсутствие научной литературы.
Существует лишь художественная марийская литература дореволюционного периода. Свое выражение марийская литература этого периода нашла, в основном, в рассказах и стихах. Первым марийским поэтом считается Сергей Григорьевич Чавайн, который сыграл важную роль в дальнейшем развитии марийской литературы. Стихотворение Чавайна «Роща» было написано еще в период его обучения в Казанской учительской семинарии. Именно эта дата – 2 декабря 1905 года – считается днем рождения марийской художественной литературы.
Вместе с Сергеем Григорьевичем Чавайном у истоков марийской художественной литературы стояли Г. Микай, Т. Ефремов, В. Васильев-Улымарий, В. Мухин-Сави и другие. Основу творчества первых марийских писателей составляли фольклорные традиции, а также переводы на марийский язык произведений Н. Некрасова, А, Пушкина, А. Плещеева, А. Кольцова, И. Никитина, Л. Толстого.
Марийская литература дореволюционного периода по своему содержанию представляет отображение национально-освободительного движения трудящихся мари. Ярким примером этому служит рассказ С. Г. Чавайна «Йыланда». Произведение переиздавалось три раза. В рассказе автор отражает стремление к осознанию своего исторического прошлого. Главный герой рассказа Йыланда ведет борьбу за освобождение народа мари из-под монголо-татарского ига.
Колонизаторская политика русского самодержавия среди поволжских народностей затронуло и народ мари. Миссионерско-просветительская работа в этих краях была особенно сильной. Однако эта политика представляла собой издевательство над народом, а часто и прямое насилие. Главным образом, страдало крестьянское население. В результате путь к творчеству для народа мари был практически закрыт, самодержавие стремилось не допускать в печать литературы на марийском языке. Ярким доказательством этому служат стихотворения Н. Мухина «Куралшэ» и «Нимодымын мурыжо», в которых восхваляется труд и трудовой народ. Произведения были написаны в 1912 году, однако опубликованы они были лишь после 1917 года.
В произведениях Сайн Сайгалдэ, Микая и других авторов выражается протест против национального гнета.
Расцвет марийской литературы
Расцвет марийской литературы начался с 1917 года. В этот период одновременно возникла научная, школьно-учебная марийская литература, а также новые пути художественной литературы, которая продолжала видоизменяться при дальнейшем развитии. Круг тем марийской литературы послереволюционного периода разнообразен:
- Приветствие революции и революционных героев и вождей
- Надежда на светлое будущее
- Воспевание труда и трудового народа
- Отношение к религии.
Марийская литература 1917 года представлена в основном поэзией. Из прозы представлены лишь рассказы «Об изгнанниках просвещения», «Сирота», «Не в свои сани не садись».
В послереволюционный период художественная литература мари публиковалась главным образом в периодических изданиях. Отдельными изданиями было выпущено около 50 произведений.
В начале развития марийская литература была практически под монопольным руководством ограниченного круга дореволюционных писателей, которые стояли в стороне от общественно – политической жизни страны – Егорова, Ефремова и других.
В результате обострения классовой борьбы и активное социалистическое наступление стало стимулом к объединению среди писателей и поэтов мари. В этот период резко проявились скрытые противоречия в литературных направлениях, а также в творчестве отдельных представителей литературы. В это время особенно активно развивалась марийская литература, которая отражала строительство страны. Одновременно с этим проявляется буржуазно-националистическая тенденция в марийской литературе и кулацкая.
Среди крестьянских авторов наиболее крупными представителями являются поэты Турий, М. И. Иванов, Мичурин.
Своеобразной чертой марийской литературы является то, что произведения создавались и создаются не только на марийском языке.
После 1917 года начинает зарождаться пролетарская литература. Поэт Тишин с своих стихотворениях отражает жизнь трудящихся на заводах и фабриках, показывает ведущую роль индустрии.
Школьно-учебная марийская литература в этот период достаточно развита, однако требованиям современности не всегда соответствует. Научная и детская литература находятся в зачаточном состоянии.
Современная марийская литература
На современном этапе марийская литература переживает взлет интереса писателей и поэтов к мифологии и фольклору марийского народа. Ярким примером этого является эпос А. Спиридонова «Югорно. Песнь в о вещем пути».
Жанр басни в современной марийской литературы встречается крайне редко. А марийская драматургия переживает новый период подъема. Драматурги предлагают неординарные решения важнейших социально-философских вопросов и проблем.
Марийская литература развивается на двух литературных языках – луговомарийском и горномарийском. Несмотря на это, по своему идейно-художественному поиску и пафосу она является однородной и единой.
Яркими представителями марийской литературы являются В. Петухов, А. Мурзашев, Ю. Галютин-Ялзак, Г. Алексеев.