Народность – это литературная концепция, для которой характерны идеи историзма и национального своеобразия литературы и искусства.
Становление концепции народности в Европе
Литературная категория «народность» возникла в литературе довольно поздно. В эпоху античности вопросы специфики произведения искусств решались в большинстве случаев на уровне формального мастерства. Аристотель сформулировал пять порицаний (требований) к произведению искусства. Из этих пяти требований «внешним» для произведения является только требование к нормам нравственности. Остальные порицания остаются на уровне эстетических правил. Произведение, вредное для нравственности, неприемлемо для Аристотеля. В этом случае понятие вреда основано на общегуманистических принципах добра и зла.
В теории литературы до 17 века сохраняется и углубляется нормативность в определении специфики произведений искусства. Неизменным остается также требование нравственности. Буало в своей работе «Поэтическое искусство» подчеркивает важность сохранения нравственности.
В искусствознании 18 века начинает формироваться такое понятие, как «народность». В незавершенном трактате «Эстетика» А. Г. Баумгартен вводит в научный оборот понятие «эстетика». Затем И. И. Винкельман в труде «История искусства древности» успехи греческого искусства связывает с демократизмом государственного управления.
В 50-60 годы 18 века в работах Г. Э. Лессинга, Ж. Руссо, И. Г. Гердера происходит решительный поворот в европейской науке. Русо написал несколько работ, посвященных этой теме:
- «О науках и искусствах»
- Цикл «Рассуждений…»
- «Об общественном договоре»
- «О происхождении и основаниях неравенства между людьми»
- «Исповедь»
- «Эмиль, или О воспитании».
Русо в противовес античным и аристократическим нормам искусства выдвигает идеи историзма, а также национального своеобразия произведений искусства и литературы.
Лессинг в своих работах «Гамбургская драматургия», «Лаокон, или О границах живописи и поэзии» критикует теорию так называемого эстетического спокойствия Винкельмана и выдвигает идею немецкого национального театра.
В становлении концепции народности в Европе и в Росси большую роль сыграли работы Руссо и Гердера. Впервые в работах Руссо была подвергнута сомнению, а затем и вовсе отвергнута теория подражания образцам - основной принцип классицизма.
Также в этот период наметились признаки нового направления в литературе – сентиментально-романтического, которое было открыто романом «Новая Элоиза» Руссо.
Концепция народности по И. Г. Гердеру
Одним из выдающихся литературоведов, теоретиков нового философского направления в Европе является И. Г. Гердер, немецкий ученый, которому принадлежат работы:
- «Kpитичecкиe лeca, или Paзмышлeния, касающиеся науки o прекрасном и искусства, пo данным новейших исследований»
- «O нapoдныx пecняx»
- «O нoвeйшeй нeмeцкoй литepaтype»
- «Eщe oдин oпыт филocoфии иcтopии для вocпитaния чeлoвeчecтвa»
- «Иccлeдoвaниe o пpoиcxoждeнии языкa».
Гердер был учеником Канта и одновременно вступал в полемику с его эстетикой. Гердер, лично знакомый с такими выдающимися личностями, как Лессинг, Клопшток, Жан Поль, Шиллер, Гете и стал одним из основоположников романтизма. Гердер был широко известен в России и оказал большое влияние на творчество Карамзина, Радищева, Шевырева, Жуковского, гоголя.
Немецкий ученый принимал участие в споре между Лессингом и Винкельманом о вопросах специфики искусства.
Под воздействием идей Руссо Гердер разработал свое учение о народности и историзме как основных источниках и признаках национальной литературы. Философско-исторические концепции И. Гердера, которые отразились на развитии новой историографии, также опираются на идеи народности и гуманизма Руссо. Он выдвигал в противопоставление отвлеченному рационализму норм задачу изображения живой личности из народа.
Таким образом, становление концепции народности в Европе выглядит следующим образом:
- идея естественности жизни древних поколений, предложенная Руссо;
- принцип критического анализа, введенный в науку Кантом в качестве обязательного;
- начало изучения народного творчества в национальной культуре, предложенного Гердером.
Однако такой путь развития общественной мысли не является следствием количественного увеличения похожих идей и в конечном итоге является показателем научного прогресса в целом. К философскому направлению Гердера восходит философия Шеллинга и Гегеля, поэзия Гете и Шиллера, немецкий романтизм. Гердер сформулировал закон об изменчивости человеческих понятий во времени в связи со спецификой культуры, быта и т.д. Гердер соотносит возраст народа с возрастами человека. по Гердеру, общечеловеческие черты развиваются в рамках национальных. Национальная ступень по Гердеру является главной среди трех условий развития человека. положение о том, что человеческое совершенство бывает временным, национальным, индивидуальном было выдвинуто еще задолго до формулы Тэна.
По формуле Тэна, определяющими факторами развития общества являются раса, среда и момент.
По мнению Гердера, люди не создают ничего, кроме того, к чему дают повод климат, время, потребности, судьба, мир. История – это не «вечная революция» и не абстрактный процесс самосовершенствования, история – это прогресс, зависящий от определенных условий и происходящий в индивидуальных и национально-временных рамках. Человек не может быть свободным в личном счастье, он зависим от среды, то есть от окружающих его условий. Поэтому Гердер выступает с отрицанием «права древних на господство в литературе», другими словами, он выступает против псевдоклассицизма. Гердер призывает к изучению национального движения, где поэзия рассматривалась бы как выражение национальной жизни, а не как повторение чужих форм. Ученый считает, что история искусства, поэзии, науки, нравов, образованности – это история народов. Но при этом он не стремится разделять с Руссо идеализацию первобытного состояния человечества.