Локальный текст – это система речевых, ментальных, визуальных стереотипов, поведенческих практик, сюжетов, устойчивых образов, связанных с каким-либо конкретным городом и актуальных для сообщества, которое идентифицирует себя с этим городом.
Понятие локального текста. Контекст бытования
В настоящее время изучение локальных текстов вызывает значительный интерес. Литературоведы обращаются к исследованиям образа локальной словесности, места, провинциальной литературы. Первоначально так называемый «столичный текст» представляется более насыщенным, чем «провинциальный» текст. Но в настоящее время все большее значение приобретают исследования, посвященные провинциальным текстам.
Некоторые виды локальных текстов:
- Петербургский текст
- Московский текст
- Киевский текст в истории и современности
- Кавказский текст
- Волжский текст
- Сибирский текст
- Крымский текст и другие.
В существующих работах, посвященных городским локальным текстам, наиболее популярными являются два подхода. В первом случае исследователи при анализе материала пытаются, в первую очередь обнаружить общие мотивы или идеи, преобладающие в городском самосознании и формирующие его специфичность. Благодаря этому появляется возможность воспроизвести в обобщенном виде «образ места» как сумму его образных кодов и основных семантических характеристик.
Другой подход заключается в том, чтобы выявить максимально репрезентативный ряд единичных объектов (например, изображение на гербе, район города, эпизод из городской истории и т.д.), которые в этом локальном тексте являются фактором текстопорождения и предметом семантизации. В результате такого подхода выявляется актуальный тезаурус местной культурной традиции и возникает идея описания каждого локального текста в словарно-энциклопедической форме.
И в том, и в другом случае вопросы путей формирования и функционирования отельных фрагментов локальных текстов (например, одной речевой формулы, одного сюжета городского фольклора, системы представлений вокруг одного локуса) остаются на периферии. Для того, чтобы понять, как создается и бытует локальный текст, необходимо исследование на материале каких-либо отдельных элементов локального текста, в которых детально прослеживается логика и механика их происхождения, варьирования, трансформирования. Для того, чтобы осуществить подобные исследования, применяется методика, которая предполагает выявление системы контекстов и их описание:
- Контекста бытования
- Общекультурного контекста
- Локального социокультурного контекста.
Рассмотрим контекст бытования. Для городской культуры является типичной ситуация, когда некоторый сюжет или стереотип обращается в сообществе одновременно в устной (анекдоты, предания) и книжной (краеведческие публикации) формах. Фольклорная и публицистическая разработки образа или сюжета могут совершаться автономно, так как каждая осуществляется, опираясь на свою традицию и используя соответствующие дискурсивные модели. При этом устные тексты и краеведческая литература в социальном пространстве города обращаются не изолированно и в какой-то степени трансформируют друг друга на дискурсивном и содержательном уровне.
Общекультурный и локальный социально-культурный контекст
Локальные нарративы, как и неповествовательные тексты, в структурном отношении возникают не с нуля, в их конструкции используются мотивы, сюжеты, формулы, текстовые модели, которые были наработаны в рамках более широких культурных традиций. Конкретные тексты создаются не только в рамках спонтанных процессов фольклора, но и в результате целенаправленного творчества и наряду с национальной фольклорной традицией могут выступать пласты культуры, далекие от фольклора – научная, художественная литература, публицистика.
Локальный текст города насыщен внутренними связями:
- Связи предметно – тематического характера, которые объединяют стереотипные суждения, объединяющие нарративы, речевые формулы, связанные с одним объектом. Эти связи предопределяют синтагматику локального текста.
- Смысловые связи между разными элементами локального знания. Система таких связей формирует парадигматическую структуру локального тескта.
Гипертекст и метатекст
В литературоведении под гипертекстом понимается форма организации тесктового материала, при которой его элементы представлены не в линейной последовательности, а в виде системы явно указанных возможных связей, переходов между ними. Следование этим связям позволяет читать материал в любом порядке, тем самым образуя линейные тексты.
Гиперлитература (гипертекстовость) – это новая характеристика прозаического произведения, которому присущи черты гипертекста, то есть отсутствие линейного повествования, внутренние корреляционные ссылки. Гипертекст используется для создания свойственного постмодернистской литературе эффекта игры: благодаря читательскому формированию сюжетной линии количество значений первоначального текста расширяется.
Наиболее известные литературные произведения, характеризуемые гипертекстовостью:
- «Хазарский словарь», роман-лексикон, написанный Милорадом Павичем
- Роман «Дерево кодов» Джонатана Сафрана Фоера
- «Бесконечный тупик, философская повесть Дмитрия Галковского.
Метатекст в последние несколько десятилетий является объектом внимания многих гуманитарных дисциплин: литературоведения, текстологии, герменевтики, семиотики, психолингвистики, структурной лингвистики, лингвистической поэтике и т.д.
Феномен метатекста часто описывается без использования самого термина. Например, речь может идти о «автометатекстуальности», «авторском повествовании в повествовании», «метаописании», «саморефлексии» и т.д.
Помимо узкоспециального использования термина метатекст в отдельных науках, существует расширенное толкование.
Например, метатекст понимается как совокупная целостность текстов, созданных одним автором или группой авторов. Существует метатекст журнала, метатекст литературного направления, метатекст литературного цикла.
Теория метатекста была разработана французским философом Ж.-Ф. Лиотаром и американским литературоведом Ф. Деймсоном. Согласно определению Лиотара, метатекст и его производные – метарассказ, метаповествование, метадискурс – это любые объяснительные системы, которые организуют буржуазное общество и являются для него средством самооправдания – история, религия, искусство, психология, наука.
По мнению Т. Дана модернизм в большой степени обосновывался авторитетом метаповествований, чтобы «обрести утешение перед лицо нигилизма, хаоса». Отношение постмодернистов к метаповествованию отличается. Они прибегают к нему главным образом в форме пародии, стремясь доказать его бессмысленность и бессилие.