Куртуазность — это система правил поведения при дворе, набор качеств, которыми должен был обладать средневековый придворный.
Куртуазная этика
Слово «куртуазия» буквально означает «учтивость», «придворные манеры». Однако в качестве научного термина «куртуазия» - это особый тип культуры, который включает в себя три элемента:
- этикет,
- этику,
- выражение того и другого в определенных литературных жанрах.
Куртуазная литература исторически имеет два варианта: северофранцузский и южнофранцузский. Южнофранцузский вариант куртуазной культуры возник в конце 11 - наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в.
Под куртуазной этикой понимаются принципы, на которых строятся отношения между Рыцарем и Дамой. Смыслом этих отношений становится любовь-служение – куртуазная любовь. Это означает, что женщина становится объектом рыцарского служения, наряду с Богом и сюзереном. Куртуазная любовь – подлинная этическая революция. Ее суть – в преклонении сильного перед слабым – воина перед женщиной. Женщина в куртуазной культуре становится Дамой, то есть «Госпожой». До этого момента ни в одной культуре женщина не была удостоена такого возвеличивания. Куртуазная любовь – это не чувство, а опциальный ритуал. Каждый участник играет предписанные роли: у Рыцаря – активная, у Дамы – пассивная.
А. Капеллан в своем «Трактате о любви» говорит о том, что рыцарь, чтобы заслужить благосклонность Дамы, должен пройти следующие стадии любви-служения: «вздыхающий», «замеченный», «признанный» и «возлюбленный». Чтобы стать объектом куртуазной любви, Дама должна быть воплощением куртуазного идеала красоты – телесной и душевной.
Провансальцы и северяне, разделяя представления о роли рыцаря и дамы, по-разному понимают смысл куртуазной любви. Провансальцы считали, что совершенная дама обязательно должна быть недоступной, а служение такой даме само по себе награда. Подобные отношения они называли «совершенной любовью». Но если эти отношения получают телесное завершение, то это «низменная любовь». Северяне же именно «низменную любовь» отождествляли с куртуазной любовью.
Для обозначения этих моделей поведения в науке утвердились термины «низкая куртуазия» и «высокая куртуазия». Высокая куртуазия в литературе получила выражение в рыцарской лирике, низкая – в рыцарском романе.
Отношение к женщине в эпоху Средневековья
В период расцвета Средневековья привлекательной и красивой считалась женщина, которая была стройна, белокура, белокожа, обладала всеми признаками физического здоровья.
О воспитании и образовании благородных девиц известно немного. Средневековые девушки воспитывались дома, готовились к замужеству и к роди хозяйки дома, обучались основам врачевания, рукоделию, изучали светские манеры, танцы, игру на лютне.
Со временем распространился обычай отдавать дочерей на воспитание в монастыри. Поэтому грамотность среди дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. Это объясняется и тем, что духовенство пыталось повлиять на рыцарей через их жен, получавших воспитание в монастырях. Женщины, приобщаясь к образованию и культуре, утверждали гуманные нормы поведения, смягчали жестокость мужчин. Например, платок, брошенный между двумя рыцарями, готовыми к поединку, мог предотвратить схватку.
Куртуазное отношение к женщине не только позволяло, но даже требовало ее присутствия на турнирах, охоте, а иногда даже на войне (например, второй и третий крестовые походы).
В церквях вразрез с куртуазной культурой проповедники называли женщин «обителью зла» («Ужасы на Западе» Ж. де Люмо). Еще в 11 веке отношение к женщине было дискриминационным, чему способствовали учения богословов и конкубинатные браки. Только в 12 веке увеличивается число браков, освященных церковью. Это способствует стабилизации положения женщины в обществе.
Конкубинатные браки – это форма полового союза, не одобренного церковью. Мужчина при этом имеет право на вступление в брак с другой женщиной.
Эволюция социального статуса женщины к 13 веку усиливается, однако речи о равноправии мужчин и женщин не было ни в светской морали, ни в церковной.
Куртуазные идеалы
Система «господин-слуга», «вассал-сюзерен» постепенно были перенесены в сферу взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, сформировался ритуал, а затем и целая традиция куртуазных любовных отношений.
Важную роль в создании культа Дамы и идеи служений ей сыграл культ Богоматери. Именно этот факт вознес женщину на такую высоту. Таким образом, в куртуазных отношениях Дама должны быть недосягаема, а чувства, испытываемые к ней, исключительно платоническими. В сферу отношений между Рыцарем и Дамой перенесена система вассалитета. При этом возвышенное отношение рыцарей распространялось исключительно на женщин своего сословия. Но мужчина должен был быть вежливым со всеми дамами без исключения.
В куртуазной культуре принципиально важным было осознание возможности видеть в женщине не только «приложение» к материальному достоянию или земельному наделу, а возвышенное, нежное, прекрасное существо, которое нуждается в заботе и любви.
Изначально культ «избранницы сердца» подразумевал бескорыстное служение и платонические чувства. Но попытки церкви превратить служение в платонический культ, ставший зеркальным отражением культа Богоматери, успехом не увенчались, так как в куртуазные отношения часто вмешивалась настоящая страсть. Общественное мнение со временем стало поощрять переход куртуазных союзов в оформленные любовные связи, при условии соблюдения определенных правил.
Куртуазия нашла отражение в средневековой литературе. В конце 11 века под покровительством французских, а затем испанских сеньоров зародилась куртуазная поэзия трубадуров. Наиболее известными из провансальских трубадуров являются П. Видаль и Б. де Вентадорн. Они воспевали любовь и весну как величайшие блага в жизни, дарованные людям.
На смену трубадурам пришли миннезингеры в Германии и труверы во Франции. Поэтов стали интересовать не лирические стихи, а рыцарские романы. В 13-14 вв. рыцарские романы стали популярными в Западной Европе. Современные исследователи романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, о Мерлине, о поисках Грааля объединяют в «Бретонский цикл». Самым известным произведением «Бретонского цикла» является «Смерть Артура» Т. Мелори.