«Восточные поэмы» - это цикл поэм, написанных Байроном в 1813-1816 гг. под влиянием его путешествия на Восток.
Путешествие Байрона на Восток
На протяжении своей жизни Байрон много путешествовал. Эти путешествия сыграли значительную роль в формировании личности поэта и его творческого дара.
В июне 1809 года поэт со своим другом Хобхаузом отправился в двухлетнее путешествие, которое началось с Португалии. Оттуда Байрон отправился в города Испании, затем на Мальту, в Грецию, Албанию, Константинополь и вернулся в Грецию.
Но какой бы ни была красивой и величественной природа и культура этих стран, поэт их не воспринимал вне жизни населявших их народов. Люди, язык, быт, одежда, обычаи – все вызывает интерес Байрона. Его поражают социальные контрасты: нищета и рабство с одной стороны, произвол и неограниченная власть кучки тиранов – с другой.
Во время путешествия к поэту пришло осознание общественного призвания поэта. Он стремился передать увиденное в своих произведениях, в которых обличал политику правительств.
Путевые впечатления приобретали характер, разный по тону: они были то раздумьями, то восторгами перед красотой природы и женщин, то призывом к народам избавиться от ига тирании.
Поэт восхищался пышностью Востока. Но это путешествие изменило представление поэта о мире. Байрон считал, что земной шар создан Богом с неизвестной человеку целью. До человеческих страданий Богу нет никакого дела. люди, увлекаемые роком или страстями, гонятся за славой и приятными ощущениями. Империи и царства, как волны, поднимаются и падают. И все на самом деле оказывается пустой суетой, кроме наслаждения. Путешествие на Восток только подтверждало справедливость этой концепции. Везде, где проезжал поэт, он видел суровую жизнь, пороки, присущие всем людям. Он видел смерть, которая невзыскательна и всегда наготове. Фатализм мусульман укрепил фатализм Байрона. Поэту нравилось отношение мусульман к женщине.
Байрон полюбил Восток, полюбил эти страны, в которых ему ни до кого не было дела, в которых никому не было дела до него.
Тема Востока в творчестве Байрона
Тема Байрона проходит через все творчество поэта. Восток для Байрона- поэта и Байрона – политика означал многое. Его привлекала загадочность восточных традиций, буйство красок, парадоксальное сочетание глубины страстей и жестокости нравов.
Востоком считалась и Испания, так в истории этой страны переплелись еврейские, мавританские цивилизации и культуры.
Для Байрона-политика Восток был ареной жестоких конфликтов и войн, национально-освободительной борьбы.
Особое место в политических амбициях поэта занимала Россия, в которой он так и не побывал, но которую мечтал посетить. России он посвятил четыре песни своей поэмы «Дон Жуан».
Первым произведением, навеянным личными впечатлениями Байрона от путешествия по Востоку, является «Паломничество Чайльд Гарольда». Из противопоставления прошлого и настоящего возникла тема Греции. В цикл восточных поэм входит семь произведений:
- «Корсар»;
- «Гяур»;
- «Абидосская невеста»;
- «Осада Коринфа»;
- «Лара»;
- «Паризина»;
- «Мазепа».
В этих произведениях герой – гордая, одинокая, страдающая личность, которая переживает конфликты с обществом, скрывает свои чувства или раскрывает свою душу перед смертью. Типы повествования во всех произведениях различаются, что свидетельствует о поиске Байроном жанровых черт повествовательной поэмы. Так, структура повествования в «Гяуре» - фрагментарная, разорванная, в «Ларе» - последовательное, линейное чередование событий, в «Мазепе» - повествование растянуто на весь текст.
Байрон в «Восточных поэмах» часто упоминает исторические или этнографические особенности народа. Особая группа произведений с библейской и восточной тематикой – «Сарданапал» и «Еврейские мелодии».
Русские эпизоды в поэме «Дон-Жуан» созданы на основе книжных источников, но сочетают поэтические и политические интересы поэта. История России его интересовала как форма восточной деспотии, которая, по его мнению, не отличалась от турецкой. В поэме русская тема имеет саркастический характер. Как оплот тирании по отношению к другим народам, Россия у Байрона вызывала неприязнь, но это ему не мешало восхищаться мужеством народа, победившего Наполеона.
«Гяур» - первая из восточных поэм – посвящена С. Роджерсу. В этой поэме Байрон воспевает дивный край, его чудесную природу, называя Восток «благодатным раем».
Поэма «Абидосская невеста» посвящена лорду Холланду. Эта поэма имеет подзаголовок – «Турецкая повесть». В произведении заключена развернутая метафора Востока. Сначала поэт дает описание этого прекрасного и далекого края, но затем говорит о том, что души людей там – безжалостны, в их сердце только месть. Эта чудесная, райская земля «злодеям предана».
Во многих произведениях Байрона возникает образ восточного деспота, который является олицетворением мрачности, жестокости, своеволия.
«Абидосская невеста» - поэтичная повесть, в которой присутствуют элементы готической прозы: укрывающая влюбленных пещера, гарем, пираты, военные походы.
«Лара» - самая таинственная романтическая поэма Дж. Байрона. В начальной строфе сообщается о возвращении героя. о Ларе известно очень мало, лишь то, что он сирота и рано расстался с родиной. Лара – типичный байронический герой, противоречивый и таинственный, непонятный, загадочный, несущий в себе тяжелое бремя страстей.
Восточные поэмы связаны общей темой – любовь, страдание, предательство. Женские образы в восточных поэмах всегда одинаковы: они нежны, верны любви, следуют за своими избранниками и разделяют их судьбу. Именно такими являются Зулейка, Калед, Леила, Медора, Паризина.
«Осада Коринфа» посвящена другу поэта Хобхаузу.
«Мазепа» занимает особое место в восточных поэмах и в творчестве Байрона. Основу сюжета составляет история украинского гетмана Мазепы, который изменил России и перешел на сторону Карла XII. Эта тема возникла не случайно. Байрона – политика раздражала активная политика России на Востоке, и об этом он неоднократно сообщал своим читателям. Но книжных знаний поэта не хватало для того, чтобы понять Россию. В течение ряда лет отношение поэта к Росси стало более заинтересованным и благожелательным.