Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие

Определение 1

Образность – это стилевая черта художественной речи, которая связана с употреблением эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и т.д.

Художественный вымысел

На ранних этапах становления искусства художественный вымысел обычно не осознавался. В архаическом сознании историческая и художественная правда не разграничивались. Однако уже в народных сказках осознанный вымысел был выражен достаточно ярко. Также суждение о художественном вымысле встречается в работе древнегреческого философа и историка Аристотеля «Поэтика». Он пишет, что историк рассказывает о том, что случилось, а поэт – о том, сто могло бы случиться. Кроме того, рассуждения о художественном вымысле встречаются в работах других философов эпохи античности.

В течение целого ряда столетий в литературных произведениях вымысел выступал в качестве всеобщего достояния, как наследуемый авторами произведений у предшественников. Как правило, это были традиционные сюжеты и персонажи. Каждый раз эти сюжеты и персонажи каким-то образом трансформировались. Например, так было в драматургии эпохи Возрождения и классицизма, которые широко использовали античные и средневековые сюжеты.

Однако особенно сильно вымысел проявился в качестве индивидуального достояния писателя в эпоху романтизма. В этот период фантазия и воображение рассматривались в качестве одной из важнейших граней человеческого бытия. Например, Жан-Поль писал, что фантазия является чем-то высшим, она является мировой душой и стихийным духом основных сил.

Для начала 19 века был характерен культ воображения, который ознаменовал раскрепощение личности. В этом смысле он является позитивно значимым фактом культуры. Однако культ воображения имел и отрицательные последствия. Примером этому являются образ гоголевского Манилова, судьба героя произведения Достоевского «Белые ночи».

«Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В послеромантический период произошло некоторое сужение сферы художественного вымысла. Писатели 19 века зачастую полету воображения предпочитали непосредственное наблюдение над жизнью. Сюжеты и персонажи произведений этого периода были максимально приближены к их прототипам. По мнению Н. С. Лескова, настоящий писатель является записчиком, а не выдумщиком. Таким образом, русская классическая литература была больше литературой домысла, чем литературой вымысла.

В начале 20 века вымысел часто расценивался как что-то устаревшее и отвергался в пользу создания документально подтвержденного, реального факта. Но эта крайность также оспаривалась. Литература современности опирается как на вымысел, таки на невымышленные сюжеты и персонажи. При этом следует отметить, что отказ от вымысла во имя следования реальности факта, плодотворный и оправданный в ряде случаев, не может стать магистралью художественного творчества. Искусство, а особенно литература, без опоры на вымысел, непредставимы. Писатель при помощи вымысла обобщает факты реальной действительности, демонстрирует свою творческую энергию, воплощает свой собственный взгляд на мир.

Благодаря понятию художественного вымысла проясняются часто весьма расплывчатые границы между произведениями, которые претендуют на то, чтобы считаться искусством, и документально-информационными произведениями. Так, если документальные тексты полностью исключают возможность вымысла, то произведения, в которых есть установка на их восприятие в качестве художественных, допускают его, причем даже тогда, когда авторы воссоздают реальные факты, события и персонажей.

Условность и жизнеподобие

В чистой документалистике отсутствуют формы «первичной реальности», которые писателем воспроизводятся избирательно и каким-либо образом преображаются. В результате этого возникает внутренний мир произведения, который воспроизводит реальность в условном варианте.

При этом существует две тенденции художественной образности. Эти тенденции обозначаются терминами условность и жизнеподобие.

Определение 2

Условность – это акцентирование писателем не тождественности, а порой противоположности между тем, что изображается и формами реальной действительности.

Определение 3

Жизнеподобие – это создание тождества искусства и жизни.

Разделение условности и жизнеподобия присутствует уже в высказываниях Гете и Пушкина. Однако соотношения между этими понятиями активно обсуждались на рубеже 19-20 веков.

Л. Н. Толстой в своей статье «О Шекспире и его драме» отвергал все преувеличенное и неправдоподобное. А К. С. Станиславский выражение «условность» считал близким к понятиям «ложный пафос» и «фальшь». Эти представления, в первую очередь, связаны с ориентацией на опыт русской литературы 19 века, в которой образность являлась больше жизнеподобной, чем условной.

В то же время ряд деятелей искусства начала 20 века, например, В. Э. Мейерхольд, предпочитали условные формы, абсолютизировали их значимость и отвергали жизнеподобие, считая его чем-то рутинным. Например, Р.О. Якобсон в своей статье «О художественном реализме» отрицает правдоподобие, которое отождествляет с реализмом в качестве начала эпигонского и косного.

В 1930-1950-е годы, наоборот, были канонизированы жизнеподобные формы, которые считались единственно приемлемыми для литературы соцреализма. Условность считалась родственным одиозному формализму, который считался буржуазной эстетикой и поэтому отвергался.

В 1960 годы снова были признаны права художественной условности.

Замечание 1

В современной литературе утвердилась точка зрения, согласно которой жизнеподобие и условность являются равноправными и плодотворно взаимодействующими друг с другом тенденциями художественной образности.

На ранних этапах в искусстве преобладающими были условные формы изображения:

  • Идеализирующая гипербола
  • Гротеск.

Также в искусстве изначально присутствуют и жизнеподобные формы, которые проявились в диалогах Платона, в классических эпопеях древности и в Библии. Жизнеподобие является доминирующим в искусстве Нового времени.

В 19-20 веке снова преобладают условные формы, которые кроме гиперболы и гротеска включают:

  • фантастические допущения
  • эффекты монтажной композиции
  • демонстративная схематизация изображаемого
  • обнажение приема.
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot