Очерк – это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.
История создания и жанровое своеобразие произведения
Леди Макбет – образ, хорошо известный в мировой литературе благодаря У. Шекспиру. Н. С. Лесков перенес шекспировского персонажа на русскую почву. «Леди Макбет Мценского уезда» по сей день пользуется популярностью и имеет множество экранизаций и инсценировок.
Впервые это произведение появилось в журнале «Эпоха» под названием «Леди Макбет нашего уезда». Писатель работал над первой редакцией произведения с 1864 по 1865 гг. Однако окончательное название очерк получил лишь в 1867 году.
Изначально автор предполагал, что «Леди Макбет Мценского уезда» откроет цикл произведений о характерах русских женщин разных сословий. Однако по ряду причин этот замысел не был воплощен в жизнь.
Основу произведения составляет сюжет распространенной лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».
Жанр произведения самим автором определен как очерк. Возможно, писатель таким образом подчеркивает подлинность и реалистичность повествования, так как очерк, как правило, является документальным и опирается на факты из реальной жизни.
В первой редакции Лесков неслучайно обозначает название уезда как «наш». Предполагается, что таким образом каждый читатель мог бы эту картину представить именно в своем селении.
В русской литературе того времени был популярен реализм, и очерк – свойственный для этого направления жанр.
С точки зрения литературоведения, произведение Лескова можно отнести к жанру повести. На это указывает наполненный событиями, непростой сюжет, а также композиция произведения.
Многие исследователи отмечают, что «Леди Макбет Мценского уезда» многое роднит с «Грозой» Островского, которая была написала за пять лет до этого. Судьба купеческой жены волновала обоих писателей, и каждый предлагает свой взгляд на ситуацию и свой вариант развития событий.
Основная идея произведения
События очерка разворачиваются в купеческой семье. Муж главной героини Катерины уехал по делам. Тем временем у Катерины возникает роман с приказчиком Сергеем. Свекор Катерины, который попытался пресечь разврат в своем доме, поплатился жизнью. Такая же участь ожидает и вернувшегося домой мужа. Катерина и Сергей, избавившись от помех, наслаждаются счастьем. В скором времени к ним приезжает в гости племянник Федя, который может претендовать на наследство. А поэтому любовники решают избавиться и от мальчика. Но сцену удушения случайно видят прохожие, возвращавшиеся из церкви.
Катерину и Сергея приговаривают к каторге. Сергей не рассчитывал на такой исход. Его чувства к Катерине остывают, и он заводит роман с каторжанкой Сонеткой. Однако Катерина не в силах вынести предательство и измену любимого. Во время переправы героиня набрасывается на Сонетку и погибает вместе с ней.
Лесков в своем произведении показывает, что отсутствие в семье духовности и любви, а также закостенелый патриархальный быт, могут привести к страшной трагедии. Автор не случайно выбирает для изображения именно купеческую среду. Именно в купеческом сословии наблюдался значительный процент неграмотности. Представители купечества следовали устоявшимся веками традициям, которые уже не вписывались в современный мир. Главная идея произведения заключается в том, что малодушие и бескультурье приводит к катастрофическим последствиям. Герои совершают чудовищные преступления из-за отсутствия внутренней морали. И лишь собственная смерть может искупить их вину.
У поступков Катерины есть свой смысл – героиня бунтует против границ и условностей, мешающих ей жить. Она не знает выхода из сложившейся ситуации. Кроме того, невежество героини усугубляется развратом. Опошленной тогда оказывается и сама идея протеста. И если вначале читатель сопереживает одинокой, несчастной женщине, которую оскорбляют в семье, то в конце уже он видит разложившуюся личность, у которой пути назад нет. Своим произведением Лесков призывает быть более избирательным в выборе средства для достижения цели, ведь грех остается и его ничем не смыть.
В этой повести автор поднимает несколько тем:
- любовь;
- семья;
- месть.
Тема любви является основной в повести. Именно любовь толкает героиню на совершение чудовищных убийств. Любовь для нее становится смыслом жизни. Для Сергея же любовь – всего лишь забава. Автор показывает, что страсть не возвышает, а унижает личность, ввергает в пучину порока. Часто люди идеализируют свои чувства, но иллюзии таят в себе опасность. Нельзя оправдать любовью преступления, ложь и убийство.
Катерина вышла замуж не по любви. За годы брака между супругами не возникло согласия и взаимоуважения. Пренебрежение межличностными отношениями привело к трагедии.
Еще одной ключевой темой произведения является месть. Катерина в ответ на издевательства свекра над Сергеем травит Бориса Тимофеевича ядом. Жажда мести движет Катериной и в эпизоде на переправе, когда она набрасывается на Сонетку.
Характеристика персонажей
Образ главной героини Катерины весьма сложен. Несмотря на все ее преступления, героиню все же нельзя назвать исключительно отрицательным персонажем. К измене ее привело в первую очередь презрительное отношение к ней со стороны мужа, несправедливые обвинения в бесплодии и грубость свекра. Преступления Катерина совершала ради любви, в которой она видела спасение от той кошмарной жизни, в которой есть место лишь для скуки и малодушия. Катерина сильная, одаренная, страстная натура, но ее качества раскрылись только в преступлении. Однако следует отметить жестокость и беспринципность героини, которая подняла руку даже на ребенка.
Возлюбленный Катерины, приказчик Сергей, – хитрый и алчный человек, опытный «девичур». Он хорошо знает свои достоинства и отлично знаком с женскими слабостями. Поэтому Сергею не составило труда соблазнить Катерину, а потом манипулировать ею. Сергей не любит никого, кроме себя. Оказавшись на каторге, он отворачивается от Катерины и заводит роман с Сонеткой.
Муж и свекор Катерины являются типичными представителями купеческого сословия. Это грубые, черствые обыватели, интересующиеся лишь обогащением. Их моральные устои опираются только в нежелание делить свое добро. Зиновий не дорожит женой, он просто не хочет отдавать ее другому, как вещь. Равнодушен к семье и Борис Тимофеевич, но ему не хочется, что о них в округе ходили неприятные слухи.
Каторжанку Сонетку тоже нельзя назвать положительным персонажем. Это хитрая, кокетливая, изворотливая женщина, которая даже на каторге не прочь повеселиться. С Сергеем Сонетку роднит легкомыслие. Она, как и он, никогда не имела сильных привязанностей.