Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внешняя и внутренняя композиция литературного произведения

Определение 1

Композиция художественного произведения – это взаимная соотнесенность и расположение изображаемого и художественно-речевых средств.

Элементы композиции текста

Определение 2

Художественный текст – это коммуникативное, семантическое и структурное единство, что проявляется в его композиции.

Композиция произведения – это построение произведения, определяющее его единство, целостность и завершенность. Она обусловлена жанром, авторскими интенциями и содержанием произведения. Композиция произведения – это система соединения всех его элементов. Она имеет самостоятельную содержательность, раскрывающуюся во время филологического анализа текста.

Объектом филологического анализа текста могут быть разные аспекты композиции:

  • внешняя композиция текста – архитектоника,
  • система образов произведения,
  • смена в структуре текста точек зрения,
  • композиция деталей,
  • соотнесенность с другими компонентами текста.

Архитектоника текста – это его деление на определенные части (главы, строфы, абзацы и т. д.), их взаимосвязь и последовательность.

Проблем точки зрения является центральной проблемой композиции. Рассмотрение разных точек зрения, существующих в структуре текста, в соотношении с архитектоникой позволяет выявить динамику развития художественного содержания.

Анализ композиции деталей позволяет раскрыть способы углубления изображаемого.

Архитектоника произведения

Прежде всего, при анализе композиции текста следует разграничивать архитектонику текста и внутреннюю композицию. Внутренняя композиция определяется системой образов, своеобразием сюжета и особенностями конфликта, внешняя – деление текста на дискретные единицы. Следовательно, композиция – это проявление значимой прерывистости и непрерывности.

«Внешняя и внутренняя композиция литературного произведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Границы композиционной единицы (разделы, главы, части, явления в драме и т. д.) четко определены автором. Это организует восприятие читателя, направляет его. Архитектоника текста – это способ «порционирования» смысла. Автор с помощью композиционных единиц читателю указывает на деление или объединение элементов текста (значит, и его содержания). Не менее значимым является и отсутствие деления текста либо его развернутых фрагментов. Так, немаркированность композиционных единиц подчеркивает недискретность организации повествования, целостность пространственного континуума, недифференцированность картины мира героя или повествователя. Например, это особенно ярко проявляется в жанре «поток сознания».

Композиционные единицы характеризуются приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение самых важных смыслов текста, а также активизируют внимание его адресата. Такими приемами являются:

  • повторы языковых единиц;
  • различные графические выделения;
  • сильные позиции текста, связанные с установлением иерархии смыслов, с акцентированием внимания на самом важном.

К сильным позициям относят: заглавия, эпиграфы, части, главы, главки. Автор с их помощью подчеркивает элементы структуры, имеющие важное значение для понимания произведения, одновременно определяет ключевые «смысловые вехи» какой-либо композиционной части или текста в целом.

Таким образом, элементы архитектоники текста являются единицами текстовой структуры.

Различают два вида членения художественного текста: контекстно-вариативное и объемно-прагматическое.

Объемно-прагматическое учитывает объем произведения и особенности читательского восприятия. В этом случае основными единицами являются: книга, часть, том, глава, главка, явление, абзац, отбивка.

Объемно-прагматическое деление взаимодействует с контекстно-вариативным. В результате контекстно-вариативного членения выделяются контексты, организованные речью повествователя (авторской речью) и контексты, в которых содержится «чужую речь»; а также повествование, описание и рассуждение. Такие композиционные формы выделяются с учетом субъекта речи.

Объемно-прагматическое деление может выполнять и другие функции, например: передавать особенности течения времени, подчеркивать динамику повествования, выделять изображаемую реалию, выражать эмоциональную напряженность и т. д.

В особенностях внешней композиции текста проявляется один из ее важнейших признаков– связность. Отрезки текста, выделенные в результате членения, соотносятся, «сцепляются» друг с другом на основе общих элементов. Существуют два вида связности: когерентность и когезия.

Когезия – локальная связность – это связность линейного типа, которая выражается формально, языковыми средствами. Когезия основывается на лексических повторах, местоименной субституции, соотнесенности грамматических форм, наличии союзов и т. д.

Когерентность – глобальная связность – это связность нелинейного типа, которая объединяет элементы разных уровней текста (эпиграф, заглавие и основной текст и т. д.). Одними из важнейших средств создания когерентности являются повторы и параллелизм.

Внутренняя композиция текста

В отличие от внешней композиции, внутренняя не выделяется графически. Понятие внутренней композиции связано с определением сложных, неоднозначных связей, с помощью которых соединяются отдельные группы, системы образов литературного произведения.

Внутренняя композиция – это организация всех частей литературного произведения в целостное единство, которое подчиняется решению его основных проблем. В таком случае организующим центром внутренней композиции является точка зрения автора, выраженная в каждой детали, компоненте произведения.

Важнейшим композиционным средством произведения является сюжет.

Определение 3

Сюжет – это развивающаяся в художественной реальности произведения последовательность действий или событий, в которых раскрываются характеры персонажей, их взаимоотношения.

Другими словами, сюжет – это цепь событий, изображенная в произведении. Это жизнь персонажей в пространственно-временных изменениях, в сменяющихся обстоятельствах и положениях.

Выделяют следующие элементы сюжета:

  • экспозиция – описание обстановки действия, взаимоотношений героев до начала конфликта;
  • завязка – случай, эпизод, с которого начинается развитие конфликта;
  • кульминация – момент наивысшего напряжения;
  • развязка – разрешение конфликта.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot