Массовая литература — это совокупность литературных текстов, ориентированных на коммерческий спрос и использование готовых словесных моделей.
Определение и черты массовой литературы
Разграничение литературы на «массовую» и «элитарную» появилось только в 20 веке. До этого момента литература для читателей и критиков делилась лишь на хорошую и плохую, успешную и неуспешную. И хоть большинство форм массовой литературы существовало и в 19 веке, представление о «массовом» читателе является продуктом модернизма.
Именно сложные модернистские тексты и спровоцировали разрыв в читательской среде. Часть читающей публики стала считать, что серьезная литература требует подготовки и не может быть доступной всем. Другая часть игнорировала авангардистов и модернистов и ждала продолжения классики 19 века. А книжный рынок это деление отформатировал так, что сейчас в любом книжном магазине можно определить, к какому направлению относится автор.
Слова «масса» и «массовый» приобрели негативный оттенок в середине 20 века. Во многом это связано с популярностью трактата Х. Ортеки-и-Гассета «Восстание масс». В работе испанского философа отражен взгляд на две противоположные формы искусства.
В понимании Ортеги-и-Гассета «масса» - это самодовольная посредственность, которой противостоит способное к рефлексии, ищущее меньшинство.
Текст философа – это ранняя попытка осмысления появления фашизма и тоталитарных режимов. Эта работа оказала влияние на восприятие мировой культуры читателями.
Во второй половине 20 века ученые попытались дать более точное определение массовой, популярной культуре. Структуралисты, в том числе Ю.М. Лотман, предлагал четкие критерии, по которым можно определить массовую культуру. Одним из явных признаков массовой литературы является серийность.
Серия – это не классический роман с продолжением, а вариации одного сюжета с фиксированным набором персонажей. В популярной литературе редко встречаются книги, которые не являются частью трилогии или потенциально бесконечного ряда. Многие издатели предпочитают авторов, которые готовы писать повторы.
«Массовый» читатель, с этой точки зрения, не обязательно является носителем лишь одной массовой культуры, неспособным воспринимать оригинальную эстетику. В какие-то моменты комфорт, который дает узнавание знакомых персонажей и привычных сюжетных ходов, привлекает любого читателя.
Постмодернистские теоретики отвергали и такое разграничение. Лекция Л. Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы» стала одним из постмодернистских манифестов. По утверждению Фидлера, следует полностью отказаться от деления искусства на низкое и высокое. Критик ссылается на современных авторов – от Д. Барта до Н. Мейлера, чтобы показать, что теперь литература играет с обоими потоками. Фидлер одинаково охотно цитирует классиков, модернистов, клише коммерческой литературы.
И действительно, с 1960-х годов эта тенденция подтвердилась, массовая литература стала использовать постмодернистские приемы.
Жанровая система массовой литературы
Жанры в массовой литературе – это не пространство для литературных экспериментов. Здесь границы жанров определяются издателями, а не писателями. Читатель, для которого важен комфорт, должен быть уверен в том, что любовный роман не превратится в ужастик, а в научно-фантастическом произведении не появятся единороги и маги.
Массовый жанр в 20 веке разделился на четко ограниченные модели, и опознать их можно уже по обложкам книг:
- Любовный роман;
- Детектив;
- Фантастика и фэнтези.
Детективный жанр развивается параллельно на всех уровнях литературы. Под названием «детектив» часто объединяют все популярные литературные формы, повествующие о преступлениях – классические детективы, французские «полары», mystery, crime и т.д. В массовых детективах используются те же мотивы и сюжетные схемы, которые можно встретить у Ф.М. Достоевского и Э. По, но при этом новые не изобретаются.
Определить «любовный роман» еще сложнее, если исходить из чисто литературных схем. Большая часть классических романов – истории любви: любовный вестерн, современный любовный роман, любовные фэнтези. В этом случае система работает как литературный конструктор, который собирает книгу из элементов, заимствованных из классической литературы, кино и других массовых жанров.
За вторую половину 20 века фантастическая литература из периферийной литературной формы превратилась в независимый литературный процесс..
Фантастическая литература, которая разделилась на два больших потока – фэнтези и научную фантастику – активно работает со всеми читательскими категориями. У нее есть собственные литературные премии, критика, журналы, фестивали. Часто поклонники фантастики задаются вопросом, почему Булгаков и Гофман относятся к каноническим «серьезным» писателям, а Нил Гейман или Стругацкие – нет. Это деление обусловлено издательскими практиками и институциями. Нередко писатели намеренно выбирают карьеру в фантастической литературе вместо мейнстрима или наоборот, как, например, В. Пелевин, начинавший как фантаст.
Шотландский писатель И. Бэнкс успешно разделили карьеру на две части. Писатель параллельно публиковал научную фантастику и «мейнстримные» романы. И это не является коммерческим проектом или игрой – писатель одинаково серьезно относился к обоим направлениям, но исполнять законы книжного мира оказалось проще таким способом.
История массовых жанров привела к появлению новых тем, вокруг которых стали формироваться новые поколения писателей.
Сейчас в массовой литературе есть уже своей канон – набор жанровых стереотипов. Но при этом встречаются эти произведения в читательских рейтингах лучших произведений, а не в академических программах. Очевидным примером является Дж. Р.Р. Толкин. Фэнтези к концу 20 века стали воспринимать как массовый жанр, для которого характерны такие признаки:
- Набор готовых формул;
- Серийность;
- Развитая читательская субкультура.
Толкин – один из изобретателей этого жанра. Из игры писателя с европейской мифологией, жанром литературной сказки и лингвистическими проектами сформировалась новая литературная форма.