Сюжет – это система событий и отношений между персонажами, развивающихся в пространстве и времени.
Элементы сюжета
Основными элементами сюжета являются:
- Экспозиция
- Завязка
- Развитие действия
- Кульминация
- Развязка.
Экспозиция – это элемент сюжета, который содержит описание жизни персонажей до того момента, как они начнут действовать в художественном произведении.
Наличие экспозиции для современной литературы не очень показательно, так как писатели редко прибегают к развернутым описаниям, предваряющим действие произведения.
Завязкой называется исходный эпизод сюжета. Как правило, завязка появляется в самом начале произведения, однако бывают ситуации, когда она возникает в его середине и даже в конце. Например, в «Мертвых душах» о решении Чичикова скупить мертвые души читатель узнает уже в конце произведения. часто художественное произведение начинается с внезапно, немотивированной завязки, которая придает действию загадочность и остроту. Как правило, на интригующей завязке строятся детективные повести и романы.
Дальнейшие действия персонажей способствуют развитию действия. Оно, в свою очередь, подготавливает кульминацию произведения.
Кульминация – это момент наивысшего напряжения действия в произведении, так называемая «точка кипения». В этот момент конфликт достигает своей наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.
Затем наступает развязка.
Развязка – это финал действия, завершающая часть сюжета. Здесь происходит разрешение конфликта, добавляются последние черты к психологическим портретам героев произведения. она мотивируется всем ходом событий. Достаточно часто произведение начинается с развязки (например, убийство в детективном жанре), затем разворачивается повествование о предшествующих событиях.
Источники развития сюжета. Ситуация
Сюжет произведения состоит не только из событий, но также и временных статических положений персонажей. Такие положения называются ситуациями. Б. В. Томашевский дает следующее определение.
Ситуация (положение) – это взаимоотношения персонажей в каждый данный момент.
Например, герой испытывает чувства к героине, однако она любит его соперника. Развитие фабулы в общем можно охарактеризовать как переход от одной ситуации к другой. Возникает вопрос о причинах такого изменения либо перехода. В ситуации может быть заключена некая предпосылка перемен, внутреннее противоречие, требующее исхода. По утверждению Б. В. Томашевского, даже типичная ситуация является ситуацией с противоречивыми связями – разные персонажи разным образом стремятся изменить ситуацию. Когда такое противоречие уже выявлено либо изменение уже началось и стало очевидно, что противоречие приведет к какому-либо очередному событию, это значит, что ситуация превратилась в коллизию. Такое обострение ситуации и дальнейший переход ее в коллизию ярко выделяется в драме, причем очевидно, что подобное обострение происходит не всегда. Поэтому суждение Б. В. Томашевского о том, что любая ситуация характеризуется различием интересов – борьбой между персонажами и коллизией, нельзя считать абсолютно справедливым. Справедливее будет суждение Гегеля о том, что основу коллизии составляет нарушение, а в качестве простого повода к действию коллизия сохраняет характер ситуации.
Конфликт (коллизия)
Понятие конфликта используется для обозначения возникающих в жизни и воспроизведенных в литературе противоречий. Как правило, о конфликте говорят в том случае, когда присутствует острое противоречие, проявляющееся в столкновении и борьбе героев. Также такая борьба может происходить и внутри сознания героя. Обычно конфликт выражается в сюжете произведения, организует его. Желание героев получить что-либо, неудовлетворенность, их стремление чего-либо избежать заставляют их совершать какие-либо поступки. В каждом литературном произведении формируется своя система конфликтов, которая может быть многоуровневой, что делает сюжет сложнее.
Особенности конфликта зависят от рода литературы. Особенно большие возможности изображения коллизий характерны эпосу и драме. При этом для драматического рода в целом характерны конфликты более острые, часто выражающиеся в диалогах действующих лиц. В. М. Волькенштейн любую драматическую реплику в диалоге рассматривал как "удар" в борьбе между героями, который либо достигает своей цели, либо нет. Диалог персонажей он рассматривал как неумелое или умелое парирование и нанесение ударов.
В лирике о конфликте говорить сложно, так как здесь видеть противоборствующие начала можно крайне редко. Однако в стихотворении может присутствовать ощущение дисгармонии, тоски. Часто в основе стихотворения находится антитеза – мир и герои, нынешнее и прежнее состояние героя. В этом случае можно говорить о конфликтности в произведения лирического рода.
Сходные конфликты могут совершенно по-разному воплощаться в сюжете, каждый раз появляются новые возможности его разрешения и проявления. Глобальный конфликт в полном объеме воплощается в произведениях одного автора, авторов одного направления, одной эпохи.
Конфликт, который возникает в сознании одного героя, называется внутренним.
Например, в пьесе «Гроза» А. Н. Островского изображается внутренняя борьба Катерины, которая хочет быть счастливой и стремится встречаться с Борисом, однако понимает преступность такой любви.
В русской литературе 19-20 веков часто встречается прямое изображение внешне конфликтных отношений между персонажами, их борьбой за свои взгляды и права. Сама атмосфера жизни персонажей многих произведений пронизана неуверенностью, дисгармонией, противоречиями. Поэтому можно говорить о скрытом и открытом конфликтах. В зависимости от того, в конце произведения исчерпывается конфликт или нет, можно говорить о конфликте устойчивом или разрешенном. При этом разрешение конфликта не всегда бывает разумным и гармоничным.
В произведении может присутствовать не один конфликт, а несколько. Например, в «Горе от ума» можно увидеть два конфликта – идейный и любовный.
Таким образом, такие элементы сюжета, как событие, ситуация и коллизия связаны между собой. При этом необходимо их различать при анализе сюжета произведения, особенно это касается произведений эпического и драматического рода.