Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Cмешной человек» Достоевского

Замечание 1

Смысл жизни – это философская проблема, поиск конечной цели существования человека, как биологического вида, как индивидуума и представителя человечества в целом.

Жанровые особенности рассказа «Сон смешного человека»

Исследователи творчества Ф. М. достоевского предлагают разные жанровые определения произведения «Сон смешного человека»:

  • утопия;
  • антиутопия;
  • притча;
  • сон.

Произведение сочетает черты разных жанров, ни один из которых нельзя назвать основным.

Замечание 2

По авторскому определению «Сон смешного человека» является фантастическим рассказом.

«Сон смешного человека» имеет ряд особенностей, свойственных жанру утопии. Кроме того, произведение Ф. М. Достоевского имеет и черты популярной формы рассказа об идеальном обществе – путешествия.

Герой видит утопию глазами приезжего чужака и описывает этот идеальный мир, в который он вдруг попал. Он описывает счастливых людей, которые живут в гармонии с природой, не знают болезней, трагедий и войн. Утопия расположена на одном из островов Греческого архипелага. Вообще, изолированность – одна из особенностей утопии. Например, Т. Мор свою Утопию тоже располагает на острове.

Дети жителей Утопии – «дети всех». Это еще один мотив, который часто встречается в описаниях идеальных общества. К «Городу солнца» Т. Кампанеллы отсылает то, что смешной человек называет утопийцев «дети солнца».

Мир сновидения смешного человека – мир всеобщего единства, радости, любви. Но этим миром руководит чувство, а не разум, и это отличает его от большинства утопий. Как правило, утопия стремится регламентировать все стороны жизни, создать идеальный мир на основе логики. В утопиях идеальное общество – это в первую очередь разумное общества. Достоевский же изображает мир совершенно иначе. Основой всеобщего счастья в его произведении является всеобщая любовь и отказ от эгоизма. Писатель дважды подчеркивает, что сон не может строиться по законам логики, так как он связан с чувством, а не с разумом.

««Cмешной человек» Достоевского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Нетипичным для утопии является и отсутствие внимания к труду и науке. Так, у Т. Мора именно труд является основой счастливой жизни. Жители же мира Достоевского «трудились немного и слегка».

Таким образом, «Сон смешного человека» нельзя однозначно назвать утопией. Вторая часть сна окончательно разрушает утопический шаблон и позволяет охарактеризовать произведение как антиутопию.

Общество, представленное как идеальное, вдруг превращается в противоположность. Прежняя идиллия была связана с чувством. Во второй же части антиутопия пытается построить счастье на основе разума. А утерянную истину предполагается отыскать с помощью науки, появившейся после «грехопадения». Появляются новые лозунги. Факт того, что идеи формируются в виде лозунгов, отсылает к антиутопиям 20 века. В идеальном обществе, в котором все были равны и даже не задумывались о том, что есть равенство, начинает выстраиваться иерархия и появляется рабство. Иерархичность – признак антиутопического общества.

По этим причинам «Сон смешного человека» можно воспринимать как антиутопию, отрицающую возможность построения счастливого общества на основе разума. Возможно, сновидение даже отрицает возможность существования другого идеального мира, кроме рая.

В рассказе Достоевского можно обнаружить и черты средневекового жанра видения. Сновидение героя рассказа для окружающих всего лишь сон, галлюцинация, бред. Для самого героя это что-то большее, чем сон. И он спешит проповедовать открывшуюся ему Истину. Смешной человек старается отграничить это сновидение от обычных снов.

Как правило, предметом изображения видений становится загробный мир. Сон смешного человека начинается с его самоубийства, и все, что происходило потом, происходит «на том свете». Две части сна смешного человека можно условно обозначить как «рай» и «ад». Идиллический мир первой части отсылает к райскому саду или «золотому веку». А «ад» оказывается земным и обыкновенным, напоминает привычную земную реальность с гиперболизированными негативными сторонами.

Образ «смешного человека»

В рассказе «Сон смешного человека» Достоевский поднимает следующие проблемы:

  • кризис нигилистического сознания;
  • отсутствие смысла человеческой и мировой жизни;
  • поиск идеала;
  • спасение личности от самоуничтожения;
  • развитие личности человека;
  • возрождение личности через обретение веры в положительный смысл человеческой жизни.
Замечание 3

«Сон смешного человека» — это зеркало сознания «героя Нового времени», в котором отражается процесс утраты высших ценностей, что приводит к духовной гибели, а также поиск способов преодоления духовного кризиса.

Художественная задача Достоевского в этом произведении заключается в изучении существа человечества в аспекте его отношений к сущему.

Герой рассказа подвергает себя строгому, беспощадному самоанализу, и пытается дать определение своей личности. Его он находит в осознании своего несерьезного, «смешного» положения в жизни. Он оторван от живого восприятия действительности. Для «смешного человека» есть лишь реальность рационального самопознания, которая не знает доводов нравственного чувства. Герой с самого начала своей жизни проникается скептическим мироощущением, обесценивает свою личность, с ужасом осознает, что она теряет ценность и в глазах окружающих. Этот скептицизм перерастает в нигилистическое отношение к миру. Ощущение безнадежности, пустоты жизни – первый признак нигилистического отношения. Будущее для героя представляется бесплодным, бессмысленным действием.

Такое психологическое состояние «смешного человека» вызвано утратой веры в смысл жизни, в значимость своей личности, через которую и осуществляется этот смысл. Человеку нужна цель, и, если этой цели нет, все действия, устремления, пути не достигают ничего и не ведут ни к чему. В душе героя нигилистическое отношение к миру назревало постепенно и однажды вылилось в осознанное убеждение, что жизнь – это ничто. Это выражение нигилизма сопровождается состоянием смертельной тоски, опустошенности, безволия, которое бессознательно переходит в желание самоубийства. Сон «смешного человека» являет герою образ его самоубийства и образ потусторонней реальности, в которую он не верил.

Привидевшийся «смешному человеку» сон о безгрешном человечестве оказался для него реальнее земной жизни, погрязшей во зле. Он утвердился в мысли, что зло – не нормальное состояние людей. И осознанным убеждением «смешного человека» стала возможность устройства жизни на основе любви. Осознание этой истины наполнило жизнь «смешного человека» смыслом. У него появляется цель для деятельности, и он вновь начинает жить.

Дата последнего обновления статьи: 27.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot