Буктрейлер – это ролик-миниатюра, включающий в себя наиболее яркие моменты книги.
История развития буктрейлера
Буктрейлеры, представляя читателю книги, а также пропагандируя чтение в мировом культурном сообществе, превратились в отдельный жанр, который объединяет визуальное искусство, литературу и Интернет.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу с закадровыми комментариями или просто подписями. Первое такое видео было снято в 1986 году для рекламы романа Д. Фарриса. Впервые широкой публике буктрейлер продемонстрировали в 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане. Это был ролик, рекламировавший произведение К. Фихан «Темная симфония». Но популярность буктрейлеры получили только в 2005 году благодаря развитию социальных сетей и видеохостингов, таких как YouTubе, например. На сегодняшний день практически ни одна рекламная кампания книги в Европе и США не обходится без буктрейлера. Именно в США и Европе буктрейлер сформировался в самостоятельное искусство. Даже существует несколько ежегодных премий в этой области, например MobyAwards, Trailee, BookVideo.
Жанр буктрейлера в России появился только в 2010 году. Одними из первых, кто использовал буктрейлер, были специалисты издательства «Азбука Аттикус». Буктрейлер к книге «Псоглавцы» А. Маврина стал одним из первых и одним из самых дорогих.
На создание буктрейлера к книге «Псоглавцы» было затрачено 10 тыс. долл.
Создание буктрейлеров активно поддерживает издательство «Эксмо». Пользователь может найти буктрейлеры к новинкам в специальном разделе сайта издательства.
В России с целью популяризации чтения ежегодно проводятся конкурсы буктрейлеров. Первый конкурс Videobooks прошел летом 2012 года. А осенью 2012 года стартовал Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, ставший традиционным.
Классификация буктрейлеров
Общепринятых требований к буктрейлерам пока не существует. Однако считается, что оптимальная продолжительность ролика должна составлять 1-1,5 минуты. Российские буктрейлеры, выходящие в последние годы, в среднем продолжаются 1-3 минуты.
По способу визуального воплощения текста можно выделить следующие разновидности буктрейлеров:
- Анимационные;
- Игровые (минифильм по представляемой книге);
- Неигровые (слайды с иллюстрациями, цитатами, фотографиями, книжными разворотами и т.д.).
По содержанию буктрейлеры можно разделить на:
- Атмосферные. Это ролики, которые передают читательские эмоции и основные настроения книги;
- Повествовательные. В таких роликах презентуется основа сюжета произведения;
- Концептуальные. Такие буктрейлеры транслируют основные идеи и общий смысл текста.
Рассмотренные классификации не универсальны и условны. Главная задача буктрейлера – зацепить внимание читателя, побудить его к чтению.
Создание буктрейлера
Важным моментом при создании буктрейлера является определение того, на что необходимо обратить внимание потенциального читателя, какие эмоции вызвать. Поэтому следует определить, какие именно иллюстрации, картинки, комментарии соотносятся с идеей книги и поставленной задачей. Затем важно проверить, подойдет ли иллюстративный ряд или видео подобранной музыке. Обязательное условие: музыка должна сочетаться с информацией и иллюстрациями, а также положительно воздействовать на зрителя.
План создания буктрейлера:
- Выбрать из текста выразительные цитаты, найти иллюстрации и музыку, подходящие под них. Либо наоборот, сначала выбрать визуальный контент, затем подобрать цитаты.
- Создание сценария. Это самое сложное при создании буктрейлера. Именно сюжет является основой видеоролика. Важно выстроить сюжет так, чтобы у читателя возникло желание узнать, что будет дальше. Оптимальное время длительности видеоролика – не больше трех минут.
- Подбор материалов: отсканировать иллюстрации, подобрать картинки, снять свое фото, найти визуальный материал в интернете и т.д. (важно помнить об авторском праве). Если книга была экранизирована, то в буктрейлере можно использовать кадры из фильма. Важно соблюдать единообразие иллюстрационного материала: использовать только один вид (аниме, рисованные картинки или фото).
- Записать текст или подобрать музыку. Важно, чтобы аудиотрек был качественным, с одним уровнем громкости, без шумовых эффектов.
- Определение формата видео: скринкаст, постановочные съемки, анимация и графика.
- Выбор программы для работы с видео, например, Windows Movie Maker, Sony Vegas Pro 11, Adobe Premiere Pro. Многие операции по работе с визуальным материалом можно выполнить в онлайн-программах. Такие сервисы имеют важное преимущество: ввиду того, что операции выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера не имеет значения. То есть, даже при маломощном ноутбуке без проблем можно редактировать видео с высоким разрешением.
- Активное продвижение – публикация на YouTube.
Видеомонтаж может быть и выразительным средством. Так, разные планы помогают рассказать историю. Обычно крупный план приближает к миру героя, а общий план создает атмосферу. Всего существует семь планов: общий – это человек в помещении, среднеобщий (человек и предметы на расстоянии вытянутой руки), среднекрупный (портретный, поясной), средний (до колена), деталь (например, слеза), сверхкрупный (например, лицо).
Если в видео используются чужие материалы, в титрах или описании следует указать источник, авторов, правообладателей.
Работая над буктрейлером, можно использовать футажи и гиф-анимацию. Футажи – это шаблоны, которые содержат анимированное или просто снятое на камеру изображение.
Футажи – заготовки видео файлов. GIF-анимация – популярный формат изображений, поддерживающий анимацию картинок.
Продвижение книг в Интернете, в социальных сетях, форумах и блогах с помощью буктрейлеров является не единственным, но прогрессивно развивающимся и эффективным способом, доступным каждому, у кого есть компьютер, видеокамера, фотоаппарат и немного свободного времени.