Продукты читательского творчества в библиотечной работе
В развитии личности читателя особое значение имеют формы активной работы с текстом, которые позволяют читателю не только осмыслить прочитанное, но и создать его интерпретацию с помощью творческой деятельности.
Читательское творчество представляет собой разновидность активной работы с текстом, в результате которой происходит создание индивидуальной интерпретации прочитанного с помощью словесного искусства или других видов искусства (музыки, живописи, театрального искусства и проч.).
Роль творческой деятельности читателя чрезвычайно важна, в частности, она заключается в следующем:
- Развитие различных каналов восприятия информации.
- Создание интерпретации произведения на основе его анализа и осмысления.
- Развитие воображения и читательской фантазии.
- Стимулирование активности читателя, побуждение его к диалогу с текстом.
- Создание условий для самореализации читателя, раскрытия его творческого потенциала.
- Повышение интереса к чтению книг и создание необходимой мотивации для знакомства с широким кругом произведений разной тематики.
Продукты читательского творчества представляют собой совокупность произведений, созданных читателями на основе прочитанного текста.
В зависимости от средств выражения читательского впечатления, задействованных при интерпретации, различают следующие виды продуктов читательского творчества:
- Речевые произведения, созданные на основе авторского текста: сочинения, эссе, отзывы, рецензии, письма автору / герою, фанфики по мотивам книг и проч.
- Художественно-изобразительные произведения: рисунки, иллюстрации, плакаты, постеры, комиксы.
- Театральные формы презентации: инсценировки, сценические постановки.
- Кинематографические продукты: видеоролики, буктрейлеры, видеофильмы, мультфильмы.
Каждый из перечисленных продуктов читательского творчества создается с целью выразить впечатление от прочитанного, продемонстрировать вариант интерпретации текста, предложенный читателем, удовлетворить потребность в творческом самовыражении.
Выбор той или иной формы творческого осмысления, прочитанного определяется возможностями и способностями самого читателя, уровнем владения им арсеналом образных средств различных видов искусства.
Воспитательное значение творческой деятельности читателя библиотеки
Воспитательное значение продуктов читательского творчества состоит в том, что они способствуют развитию личности читателя, обогащению его внутреннего мира да счет более глубоко и личностно-значимого осмысления содержания произведения литературы. Синтез разных видов искусств в читательской деятельности, как отмечают исследователи, благотворно влияет на общий культурный уровень читателя, развивает его представления о средствах художественной образности. Все это позволяет говорить о развитии эстетического вкуса, воспитании потребности в общении с искусством.
Библиотекам необходимо стимулировать творческую активность читателей с помощью различных форм массовой работы:
- Проведение конкурсов сочинений, рассказов, эссе, посвященных литературной тематике.
- Организация выставок читательских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений.
- Обучение созданию буктрейлеров и презентаций, посвященных книгам.
- Организация и руководство театральными студиями при библиотеке.
- Создание клубов юных кинематографистов и мультипликаторов, которые способствуют развитию навыков съемки и монтажа видеороликов на литературные темы.
Воспитательное значение продуктов читательского творчества заключается в воздействии на эмоционально-ценностную сферу личности, создании связей между текстом и близкой для читателей формой личностного творческого самовыражения. В процессе изучения литературы в школе постоянно применяются формы активизации читательского восприятия через обращение к речевому, художественно-изобразительному или театральному творчеству.
Для успешной реализации в библиотеке работы по формированию творческого читателя необходимо создавать условия для развития читательского потенциала:
- Инициировать работу клубов и кружков по интересам, приглашать к участию в них профессиональных художников, мультипликаторов, актеров.
- Создавать арт-пространство, способствующее формированию эстетических вкусов у читателей.
- Использовать интерактивные формы обсуждения прочитанного (игры, викторины, путешествия).
- Использовать выразительные средства живописи, музыки, кинематографа при проведении библиотечных мероприятий.
- Развивать театрализованные формы проведения библиотечных мероприятий.
- Организовывать в библиотеке Дни творчества с разнообразными мастер-классами, воркшопами, позволяющими читателям познакомиться с разными техниками творчества и создать собственные творческие продукты.
Таким образом, стимулирование творческой деятельности читателя имеет огромный воспитательный потенциал и помогает в самореализации и раскрытии возможностей индивида.