Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ян Амос Коменский (1592-1670)

  • 👀 363 просмотра
  • 📌 344 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ян Амос Коменский (1592-1670)» docx
Ян Амос Коменский (1592-1670) Чешский педагог, вошедший в историю педагогики как один из основоположников педагогической науки. Жил в Чехии в XVII веке. Время его жизни и творчества пришлось на тридцатилетнюю войну между католиками и протестантами (1618-1648)- протестантской унией и католической лигой. Коменский принадлежал к протестантской общине «Чешские братья», преследуемой и гонимой в годы войны. В 1621 испанские войска сжигают г. Фульнек,где жил Коменский. Погибают рукописи и библиотека Коменского. В 1627 католическое вероисповедание признается единственным. В 1628 г.30000 семей протестантов покидают Чехию. Коменский преподаёт в Польше (Лешно). В 1631 - Чума в Европе ( Польше). 1632 – Коменский – старейшина общины. В 1650 он становится –епископом общины. Коменский как протестантский священник. Коменский был последним епископом протестантской общины «Чешские братья». Через всю свою жизнь как главную свою миссию он пронёс долг епископа гонимой общины. Служение Богу определило методологию его «Великой дидактики». В своей работе «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский очень хорошо выразил сущность протестантского религиозного сознания. Автор долго блуждает по лабиринтам мира, пытается найти ответы у античных философов ( Диоген то впрыгивает в бочку, то выпрыгивает, Сократ заявляет, что он знает, что ничего не знает, у других мыслителей – слова расходятся с делами), и вдруг, среди всего этого тупикового блуждания, он слышит голос Бога : «Войди в дом сердца своего и затвори дверь!» И… «Я сказал Ему: Теперь я твой навеки Иисус Христос. Возьми меня к себе. Хочу быть с тобой и оставаться твоим навеки». Протестантизм, рассматривая человека, подчеркивал его богоподобие. Именно такое понимание человека как богоподобного, определяло для Коменского обязательность образования всех: «Человек самое совершенное божественное творение», «Человек, чтобы стать человеком, должен быть образован». Коменский как ученый Коменский жил в эпоху научной революции XVII века (Декарт, Галилей, Бэкон, Спиноза, Юм, Спиноза). Он окончил Гернборский университет и был глубоко образованным человеком. Со многими учеными его времени он состоял в личном общении (Юм, Декарт) или в переписке. Атмосфера веры в новые возможности, открывшиеся с ростом научного знания, оказала сильное влияние на его творчество. Он выдвигает учение о пансофии- сверх мудрости, всеобщей мудрости в работах «Открытая дверь мудрости или семинариум христианской пансофии» и «Великий совет об исправлении дел человеческих» (главный труд Коменского). Коменский видит два пути для достижения пансофии. . Первый – создание Коллегии света - объединении ученых, мыслителей, влиятельных людей для исправления дел человеческих. Второй всеобщее образование. Коменский, будучи епископом гонимой общины, философом, увлеченно работавшим над философскими трудами и особенно над «Великим советом …», всю свою жизнь занимался педагогической деятельностью, преподавал в гимназиях, готовил учебники и учебные книги. Он написал: -«Новейший метод преподавания языков» -« Мир чувственных вещей в картинках»- книга по типу современного разговорника, где давалось слово на латыни, картинка и слово на языке той страны, где обучались латыни. Эта книга пользовалась большой популярностью во всех странах, в том числе и России. - « Открытая дверь языков» с «Вестибюлем» (введением для тех, кто собирается изучать «Открытую дверь языков») -Преддверье, Дверь, Дворец, Сокровищница, школа –игра.- учебники, обеспечивающие обучение языкам. Преддверье - словарный материал для детского разговора в несколько сотен слов, краткие изречения, таблицы склонений и спряжений. Пособие - небольшой словарь. -Дверь-8 тысяч слов, собранных в кратких выражениях. Краткие правила как писать, произносить, образовывать и соединять. Пособие «Этимология слов латинского языка» Дворец- Рассуждения о всевозможных вещах, изящные фразы, выражения (из авторов). Правила как изменять и украшать выражения. Пособие «Фразеологический лексикон» Сокровищница авторов- Произведения авторов. Пособие «Всеобщий справочник». «Школа игра- сборник пьес для ученических спектаклей. Коменский сам писал пьесы «Воскресший циник Диоген», «Патриарх Авраам». Произведение «Великая дидактика» было написано в 1638 году. Это философско –педагогическое произведение, которое можно рассматривать как основание для развития педагогики Нового времени и создание парадигмы образования, сохраняющейся последующие 300лет. Это произведение отразило три социокультурных процесса эпохи. -Коменский явился выразителем переходного времени, когда происходил поворот от религиозного миросозерцания к научному, рационалистическому, открывающему старт техногенной цивилизации. Для него этот переход был сложным. Он был епископ, и он был ученый. Он не имел полной поддержки и со стороны церкви. И далеко не все ученые одобряли его труд. Декарт не одобрял намерения автора « соединить религию и истины откровения со знаниями, которые добиваются естественным разумом». «Не следует применять Священное писание для той цели ,для которой Бог не предназначал его»,-писал он. - Коменский развивал свои теоретические положения, соединяя идеи сенсуализма («нет ничего в разуме, чего бы ни было в ощущениях»), идеи природосообразности, основные постулаты христианской антропологии и научную философию своего времени (классический рационализм). Эти три составляющих (психология, философия и религия) определят дальнейшие подходы к становлению педагогики как науки. На каких то периодах истории религия не будет включаться. -Коменский обосновал и разработал идею всеобщего начального образования на родном языке. В Европе эти идеи со времени Реформации постоянно звучали. Некоторые авторы (например Андрэа и Ратке ) выдвигали эту идею в трудах. Ратке был на 20 лет старше Коменского . Он выдвинул идеи государственного всеобщего начального образования на родном языке и основные дидактические принципы(природосообразности, сначала изучение самой вещи, потом словесное объяснение). Ратке принадлежала слава первой формулировки этих принципов, Коменскому - научная разработка. Сходные идеи были представлены в социальной утопии «Христианский город» Иоганном Андреа. В этой утопии он призывал к всеобщему , одинаковому для мужчин и женщин образованию на родном языке, в содержании которого играли бы большую роль математика и естествознание, изучаемое с помощью экспериментов. Он считал воспитание и образование делом всего общества. К умственному воспитанию добавлял трудовое, нравственное и физическое, формулировал дидактические принципы наглядности, доступности, межпредметных связей. Коменский, подняв актуальные в его время и обсуждаемые проблемы всеобщего начального государственного образования, научно разработал программу его организации так, что она оказалась востребованной на протяжении всей эпохи Нового и Новейшего времени. « Великая дидактика» открывается титульным листом, в котором отражается всё её содержание. Само название «Великая дидактика…», обещание универсального метода, как и название его главного труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих..», пансофия (сверх мудрость) - отражают настроение ожидания масштабных перемен и развития интеграционных процессов в мире. Это настроение в чем-то близкое современному глобализму. Коменский ищет единый универсальный метод на все времена и годный, независимо от учителя. Именно эта идея окажется в фокусе критики русских педагогов конца 19 века (Каптерев П.Ф. «Дидактические очерки»), для которых на первом месте будет не универсальный метод, а личность учителя. На титульном листе обозначен и методологический подход ( с превалированием христианского понимания) к назначению образования – для настоящей и будущей жизни, т.е жизни на земле и жизни вечной. Этот же подход, знаменующий переходность, звучит и при определении задач образования: обучаться, совершенствоваться в нравах и исполняться благочестия. В тексте эти три задачи образования будут повторяться варьируясь( познание себя и окружающего, управление собой и стремление к Богу или научное образование, нравственное и благочестие). Коменский, будучи глубоко религиозным человеком, на первое место ставит научное образование и на последнем – благочестие. Управление собой становится центральным требованием воспитания. Объясняя как будет достигаться краткость, приятность и основательность обучения, Коменский указывает две стратегии - от природы и от механических наук. Этот подход полностью отразится в изложении материала. Каждое положение будет иметь две иллюстрации (примера) Сравнение человека с растениями и животными и с механизмами. Чаще всего будут представлены три образа - водопровод, часы и типографский станок. Для Коменского эти достижения техники - суть приметы будущего прогресса. Для Толстого метафорой наступления техники станут паровая машина и паровоз. Только для него они будут восприниматься как свидетельства утраты духовного в человеке. Он будет в ужасе писать о том, что мать заменит паровая доильная машина. Да и в страшном финале Анны Карениной гибельное начало олицетворяет паровоз. Толстой напишет: «Я не держусь религии прогресса» т.е. не верю в прогресс. Так два гения, два гуманиста передают настроения границ огромной эпохи. Начало - воодушевленная вера в технический прогресс и конец- тревога уничтожения человека. Обосновывая необходимость государственного обеспечения образования всех, Коменский указывает актуальность такой постановки тем, что мир лежит во зле. Тем, кому сегодняшнее зло кажется утратой добра, бывшего в былые времена, стоит прислушаться к словам Коменского- человека , прошедшего скорбный путь в условиях тридцатилетней войны, чумы и падения человека. Он пишет : « Горе тебе , несчастное поколение, которое так выродилось. А где только есть что-либо доброе и истинное, то искалечено, изуродовано, истерзанно. Число злых бесконечно больше числа добрых. Мир полон ненормальных явлений, в борьбе с которыми оказываются бессильными и государственная власть и служители церкви, от того, что до сих пор не прилагается серьёзных усилий к прекращению первоисточников зла. « Великая дидактика» состоит из 33 глав. 6 из них -собственно методология Коменского- рассмотрение назначения образования через тему бессмертия. Всю жизнь человека Коменский разделяет на три периода: Первая часть жизни самая короткая и очень важная- 9 месяцев пребывания во чреве матери. Вторая – жизнь на земле. Третья- жизнь в Вечности. Первая и вторая части жизни могут быть рассмотрены лишь как временные, как приготовление к жизни в Вечности. Коменский не отказывает человеку от подготовки к решению задач земной жизни, к обустройству здесь, на земле, но и не абсолютизирует ценности этой земной жизни. Смысл жизни понятен лишь за её пределами -ради чего всё ? Ради вечности. Высший судия у Коменского – Бог. Пребывание в утробе матери –не для того, чтобы там остаться, а для того, чтобы ,когда ребенок готов для жизни вне чрева матери, быть вытолкнутым, а, когда человек готов, чтобы уйти в будущую жизнь - он уходит. Поэтому мир земной, весь мир –это школа, где человек готовится для жизни вечной. .
«Ян Амос Коменский (1592-1670)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot