Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формы обучения в педагогике

  • 👀 1334 просмотра
  • 📌 1307 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формы обучения в педагогике» docx
Конспект лекции по курсу «Методика преподавания педагогики» Тема: Формы обучения педагогике Вид: вводная Цель: формирование знаний студентов о формы обучения в педагогике. Ключевые понятия: педагогика, форма обучения, процесс обучения, занятие, аудиторная и внеаудиторная формы занятий, индивидуальная форма обучения, групповая, межгрупповая и коллективная формы обучения, классно-урочная система общения. План: 1. Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса. 2. Различие форм обучения по количеству обучающихся, времени и месту обучения. 3. Аудиторные и внеаудиторные формы занятий. 4. Индивидуальная форма обучения как взаимодействие преподавателя с одним учеником. 5. Групповые, межгрупповая и коллективная формы обучения, их сходства и различия. 6. Классно-урочная система общения. Ход занятия: 1. Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса. Форма обучения – дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком осуществления учебного процесса. Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения. Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры. С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения. В форме организации обучения понимание внешней формы учебного процесса связано не только с количеством учащихся (обычно это класс около 15-35 учащихся), но и со временем и местом обучения (например, школьные классы, школьные первые или вторые внеклассные занятия, вечерние занятия и т. д.), а также с практикой обучения (имеется в виду расписание учебных курсов). К организационным формам обучения относятся: - урок как основная форма коллективной организации современного школьного образования; - иные организационные формы обучения, широко используемые в учебном процессе, кроме вспомогательных занятий (различные учебные экскурсии, элективные курсы и семинары, дополнительные курсы с различными учебными задачами, внеклассная воспитательная работа-тематические кружки, олимпиады, тематические вечера и др.).; семейная учебная работа студента, консультирование). Будучи внешней по отношению к организации образовательного процесса, форма обучения и форма обучения в организации органически связаны с ее внутренним содержанием процесса. Теоретически можно отделить только форму и содержание процесса обучения (и других процессов, явлений и объектов, имеющих решающее значение для человека). На практике внешние контуры и внутренние стороны исследования тесно связаны и переплетены. С этой точки зрения одна и та же форма обучения или организационная форма обучения может иметь различные модификации и структуры в зависимости от целей и задач учебной работы. Например, посещения могут быть сделаны для изучения новых материалов или для укрепления курсов с целью увязки исследований теоретического уровня, материалов и жизненной практики. Конечно, экскурсии будут иметь другой вид, и в их курсах будут использоваться другие методы обучения. Поэтому без глубокого понимания образовательных целей и задач, методов учебно-воспитательной работы невозможно рассматривать выбор форм обучения, форм организации. 2.Различие форм обучения по количеству обучающихся, времени и месту обучения. Существуют различные формы обучения, которые делятся по разным признакам: по количеству обучающихся, по времени и месту обучения, по порядку его проведения. Существуют индивидуальная, групповая, позитивная, коллективная, парная, классная и внеклассная, классная и внеклассная, школьная и внеклассная формы обучения. Это деление не является строгой научной классификацией, но оно позволяет в той или иной степени организовать различные формы образования. 3. Аудиторные и внеаудиторные формы занятий. Традиционными, наиболее широко распространенными в России видами аудиторных занятий являются лекционные и практические занятия. Лекция, как уже говорилось, предполагает прямую, преимущественно однонаправленную передачу систематизированной информации преподавателем студентам. Этот вид занятия незаменим при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Он позволяет сообщить новые знания, выделить главные моменты темы, познакомить с методическими рекомендациями по самостоятельному изучению материала и т.д. Кроме того, лекция может формировать познавательный интерес к содержанию учебного предмета и к будущей профессии, обеспечить основы для дальнейшего усвоения учебного материала, содействовать активизации мышления обучающихся. Лекция, как правило -составная часть курса лекций, и это отражается на методике ее проведения. Можно различать первую (вводную), рядовую и заключительную лекции. Главное качество курса и отдельной лекции -это логичность изложения. Логика может опираться на структуру дисциплины, историю решения излагаемой проблемы, или, наконец, на прикладную сторону материала лекции. Содержание лекции должно усваиваться студентами активно. Это достигается прежде всего конспектированием, при котором вынужденно происходит осмысление материала и в процесс познания включается моторика рук, роль которой в педагогике хорошо изучена. Именно это определяет достаточно разумную степень применения в лекции технических средств (слайдов, мультимедиа, плакатов, и т.д.), во время которого моторика отключается и познание становится пассивным. Важным элементом лекции является ее графическая часть. Воспроизведение лектором графической части на доске часто играет важную роль в раскрытии логики излагаемого материала. К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение. Вступление -часть лекции, цель которой -заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав могут входить формулировка и характеристика темы лекции, учебные цели лекции, изложение плана лекции, характеристика рекомендуемой литературы, связь предыдущих лекций с новым материалом, указание на его место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Основная часть -изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Заключение -подведение общего итога лекции, рассмотрение возможностей использования полученной информации и способов познания в практической деятельности, ответы на вопросы слушателей. По целевому назначению и по форме организации выделяется несколько типов лекций: обзорные, лекции, составляющие специальные курсы, установочные, проблемные, лекции-консультации, лекции-беседы и др.). Практические занятия проводятся под руководством преподавателя в учебной аудитории и направлены на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, научной литературы). Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается. Практические занятия почти всегда должны проходить в интерактивной форме (деловая игра, миниконтрольная работа, конкурс на быстрейшее или наиболее рациональное решение проблемы и т.д.). Помещение, где проходит практическое занятие, должно давать возможность преподавателю не только видеть всех студентов, но и подходить к каждому, чтобы наблюдать, как студент работает над той или иной проблемой. На практических занятиях можно успешно использовать компьютерную технику, оснащенную интерактивными обучающими и контролирующими программами. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры. Лабораторные работы могут преследовать разные цели: опытное исследование процессов и явлений, опытная проверка теоретических положений, ознакомление с методами оценки технического состояния конструкций и устройств и т.д.. Лабораторные работы могут проводиться индивидуально каждым студентом, бригадой студентов или всей подгруппой. Непосредственно выполнению лабораторной работы иногда предшествует краткий опрос студентов преподавателем для выявления их готовности к занятию. Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению программного материала, так как в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными; выявляется множество деталей, способствующих углубленному пониманию изучаемой дисциплины. Семинар - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, конспектировать первоисточники, устно излагать материал, защищать научные положения и выводы. Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела тем дисциплины, предусмотренных учебно-тематическим планом. Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и консультация преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе. Особенность семинарского занятия -возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения. 4. Индивидуальная форма обучения как взаимодействие преподавателя с одним учеником. Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания и расширения доступа у образования большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально – групповую. Учитель по-прежнему обучал 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Содержание образования было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Учитель редко собирал всех учеников группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений. Индивидуально-групповое обучение, претерпев определенные изменения, сохранилось до наших дней. Существуют сельские школы, как правило, начальные, в которых обучается небольшое количество учащихся. В одном классе может быть два-три ученика, занимающихся по программе первого класса, и несколько человек -по программе второго класса. В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль. К недостаткам индивидуальной формы обучения можно отнести то, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано. 5. Групповые, межгрупповая и коллективная формы обучения, их сходства и различия. При групповом обучении студенты работают в группах, созданных на различных основаниях. Фронтальная форма обучения предполагают, что учителя работают со всеми учениками одновременно в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от позитивной тем, что студенты рассматриваются как единая команда со своими интерактивными характеристиками. В сегодняшней теории и практике образования термин «групповые учебные занятия» используется в разных значениях: • Первое (традиционное) – это фрагмент занятия, где обучающиеся работают в малых группах. • Второе – занятие в рамках групповой организационной формы обучения (смотрите работы В.К. Дьяченко). По М.А. Мкртчяну же, групповые занятия – это единица группового способа обучения (классно-урочной и лекционно-семинарской систем), которая характеризуется основным признаком – наличием "общего фронта"; учитель работает с группой (классом, студенческой группой и т.п.) как с одним учеником. Разновидностью групповых занятий является урок.») является «общий фронт» – ситуация, когда все ученики класса делают одно и то же, заданное на данное время, одним и тем же способом и одними и теми же средствами. С одной стороны, наличие общего фронта является признаком групповых учебных занятий, с другой стороны – принципом организации таких занятий. Реализовать этот принцип становится возможным за счёт использования групповой организационной формы в качестве ведущей. 1) Как вы понимаете, что такое общий фронт? Проиллюстрируйте это своими примерами. 2) Как что рассматривается наличие общего фронта? 3) Чего требует ситуация общего фронта? Отказ от групповых учебных занятий – это отказ от «общего фронта», это ситуация отсутствия «общего фронта». Само отсутствие «общего фронта» можно рассматривать не только как признак отсутствия групповых занятий, но и как один из принципов организации коллективных занятий. В отличие от групповых занятий, коллективным учебным занятиям присуща ситуация отсутствия общего фронта, т.е. члены учебной группы реализуют разные цели, изучают разные участки учебного материала, разными способами и средствами. 6. Классно-урочная система общения. Классификация форм организации обучения проводится учеными по различным основаниям. Например, В.Я. Андреев в соответствии с основными задачами обучения классификация форм организации обучения основывается на структурном взаимодействии элементов. Он выделил следующие формы обучения: вводные курсы, уроки по углублению знаний, тематические исследования, интегрированные мероприятия по организации и управлению знаниями, классы знаний и умений, комбинированные формы обучения. Классная система обучения. Существует несколько форм организации обучения: 1) индивидуальная; 2) индивидуально-групповая; 3) коллективная; 4) классно-урочная. Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения. Индивидуально-групповая форма. Суть данного учебного процесса заключается в следующем: учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании. Постепенно начала складываться концепция коллективного обучения, которая впервые была апробирована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции возникла классовая система образования, теоретически обоснованная чешским учителем Яном Амосом Коменским (1592-1670). По его научным разработкам можно выделить следующие характеристики классовой системы: 1) основной основой системы является класс, который состоит из группы учащихся примерно одного возраста и сохраняет постоянный состав на протяжении всего курса обучения; 2) основой процесса обучения являются уроки. Она обеспечивает знания и навыки студента по определенному предмету или предмету; 3) основная деятельность по курсу принадлежит преподавателю, который руководит работой по курсу, оценивает достижения студента и принимает решение о переводе студента в следующий класс. Структурные особенности классовой системы включают в себя: 1) школьный день; 2) учебная четверть; 3) учебный год; 4) школьные каникулы; 5) расписание занятий. Уроки классно-урочной системы включают в себя следующие компоненты образовательного процесса: 1) содержание курса; 2) цель курса; 3) методы и средства; 4) учебные элементы курса; 5) организационная деятельность педагогов, работающих в сфере образования. Классно-урочная система существует уже около трех столетий. За это время он был подвергнут тщательному анализу. Можно отметить следующие положительные стороны системы: 1) экономическая эффективность обучения; 2) взаимодействие и помощь между студентами; 3) четкая структура курса; 4)ведущая роль педагогов, которые грамотно управляют учебным процессом; 5)в процессе индивидуального и коллективного общения учителя и учащихся последние приобретают навыки, знания и развивают умение общаться с другими людьми, друг с другом; 6)осуществляется процесс повышения педагогического мастерства педагогов, происходит двустороннее развитие; 7) учащиеся получают новые знания, а преподаватели. Классно-урочная система имеют некоторые недостатки: 1) учителя часто вынуждены учитывать индивидуальные способности отдельных учеников, что замедляет скорость обучения всего класса; 2) единый учебный план рассчитан на всех и не всегда учитывает индивидуальные способности учащихся, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и отпугивает особо одаренных. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение формы организации обучения; 2. В чем выражается различие форм обучения по количеству обучающихся, времени и месту обучения. 3. Дайте характеристику аудиторной и внеаудиторной формы занятий. 4. Дайте характеристику классно-урочной системы общения.
«Формы обучения в педагогике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot