Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогика как наука

  • 👀 545 просмотров
  • 📌 488 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогика как наука» pdf
ЛЕКЦИЯ 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 1. 2. 3. 4. 5. ПЛАН Сущность педагогики как науки, ее объект, предмет, функции, задачи. Основные педагогические категории. Смежные с педагогикой науки. Система педагогических наук. Методы педагогического исследования. 1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающего поколения к жизни существуют с тех пор, как появилось человечество. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным, производственным, духовным опытом предшественников, обогащало и развивало его, в более развитом виде передавало потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению науки педагогики. Педагогика – это наука об образовании (воспитании и обучении) человека. Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к ХVII веку и связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Многие идеи Я.А.Коменского не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени. Объект педагогики – образование, в совокупности его частей обучения и воспитания. Предметом педагогики являются определяющие развитие и формирование личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического (образовательного) процесса. Функции педагогики: теоретическая (изучение и обобщение передового педагогического опыта; описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей образовательного процесса; исследование педагогической действительности и построение на ее основе моделей образования и др.); технологическая (разработка новых форм, методов, средств, систем воспитания, обучения, управления образовательными структурами; внедрение достижений педагогической науки в практику и др.). Задачи педагогики как науки: 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности. 2. Вскрытие закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. 3. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. 4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику. 5. Разработка новых методов, средств, форм, технологий воспитания и обучения, управления образовательными структурами. 6. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика образования; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания и обучения в современных быстроизменяющихся условиях. 2. К основным категориям педагогики относят образование, воспитание (в его широком и узком педагогическом смысле), обучение, а также междисциплинарное понятие развитие. Все категории педагогики тесно взаимосвязаны друг с другом, но не тождественны. Образование рассматривают, с одной стороны, как общечеловеческую ценность и как социальное явление, выполняющее во все эпохи с учетом потребностей общества функцию подготовки подрастающего поколения к жизни средствами массовой информации и культуры, общественными организациями, церковью, школой, семьей, всем общественным устройством. С другой стороны, образование рассматривают как специально организованный, управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, осуществляемый общественными организациями, учебно-воспитательными учреждениями и семьей. Он включает как овладение необходимыми в жизни и деятельности знаниями, умениями и навыками, так и постоянное их обновление, и пополнение в учреждениях по повышению квалификации и путем самообразования. Это обеспечивает непрерывность образовательного процесса. Таким образом, образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А., 2002). Образование как педагогический процесс – это процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как результат - это достигнутый уровень образованности человека. Образование как система – это совокупность преемственных образовательных программ и федеральных государственных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Воспитание в широком педагогическом смысле – это целенаправленный, специально организованный процесс по формированию личности. Исторически сложилось стремление прогрессивных слоев общества на разных этапах его развития к многостороннему развитию личности – умственному, нравственному, трудовому, физическому, эстетическому. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности. Обучение – это специально организованный, целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия педагога и учащихся под руководством учителя, направленный на передачу и активное усвоение учениками знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Развитие – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. 3. Смежные с педагогикой науки. Педагогика как наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена общества изучают общественные науки (философия, этика, эстетика, социология, культурология и др.), как продукта биологической эволюции – биологические науки (анатомия, физиология, гигиена, медицина и др.), как мыслящее существо – психологические науки (возрастная, педагогическая, социальная психология и др.). 4. Система педагогических наук. По мере развития педагогической науки выделились ее ветви (отрасли), которые развиваются независимо от общей педагогики, но на ее базе. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Традиционно выделяют следующие отрасли педагогики: 1. Общая педагогика, которая исследует общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития личности. В структуре общей педагогики выделяют: общие (теоретико-методологические) основы педагогики; теорию обучения (дидактику); теорию воспитания; теорию управления образовательными системами. 2. Возрастная педагогика, изучающая возрастные аспекты воспитания, образования, обучения и развития личности. В подсистему возрастной педагогики входят такие отрасли как: ясельная (преддошкольная) педагогика; дошкольная педагогика; школьная педагогика; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; андрагогика (педагогика взрослых); геронтогогика (педагогика людей пожилого и старческого возраста). 3. Коррекционная (специальная) педагогика изучает специфику воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. В подсистему коррекционной педагогики входят следующие отрасли: сурдопедагогика (слабослышащих и глухих); тифлопедагогика (слабовидящих и слепых); олигофренопедагогика (умственно отсталых), логопедия (наука, изучающая нарушения речи и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения). 4. Прикладные отрасли педагогики (педагогика спорта, военная, инженерная, театральная, производственная, лечебная, семейная и др.). 5. История педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики в различные исторические эпохи. 6. Многочисленные частные методики (предметные дидактики), которые изучают специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов. 5. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы:  Методы теоретического исследования (необходимы для изучения и сопоставления различных литературных источников по исследуемому вопросу, определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценки собранных фактов): теоретический анализ (мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений); синтез (мысленное соединение признаков, свойств педагогических явлений в смысловое целое); сравнение (установления сходства и различия между рассматриваемыми педагогическими явлениями); обобщение (выделение в процессах и явлениях общих черт); абстрагирование (мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств); моделирование (исследование процессов или явлений при помощи их реальных или идеальных моделей); индуктивные (движение мысли от частных суждений к общему выводу) и дедуктивные (от общего суждения к частному выводу) методы и др.  Методы эмпирического исследования (необходимы для изучения реального опыта организации педагогического процесса): педагогическое наблюдение (целенаправленное, непосредственное восприятие педагогического явления в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов наблюдения); методы опроса – беседа (получение информации из ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем; проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения), анкетирование (метод массового сбора материала с помощью специально разработанной анкеты), интервьюирование (исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; открыто записывает ответы); тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики); рейтинговые методы (оценка и самооценка); изучение творчества учащихся (метод позволяет выявить особенности развития учащихся, уровень их теоретической и практической подготовленности); изучение педагогической документации (личных дел учащихся, классных журналов и др.; метод позволяет собрать фактический материал, освещающий состояние педагогического процесса, как в прошлом, так и в настоящем); педагогический эксперимент (специально организованная проверка того или иного метода, приема (методики) работы для выявления его педагогической эффективности).  Математические и статистические методы исследования (применяются для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями). Выбор методов педагогического исследования определяется конкретными задачами научной работы и основан на необходимости объективного рассмотрения педагогических явлений в совокупности разнообразных связей, отношений к другим явлениям. Вопросы: 1. Что изучает педагогика? 2. Обоснуйте объект и предмет педагогики. 3. Назовите функции педагогики. 4. Каковы задачи педагогики как науки? 5. Дайте определения основным категориям педагогики. 6. Дайте характеристику образования как социального явления. 7. Раскройте сущность образования как педагогического процесса. 8. Назовите смежные с педагогикой науки, проиллюстрируйте это примерами. 9. Назовите отрасли педагогики. 10. Какое значение имеет изучение педагогики для специалиста по физической культуре и спорту. 11. Какие методы исследования относят к теоретическим, а какие к эмпирическим? Укажите назначение каждой группы методов исследования. 12. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования
«Педагогика как наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot