Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Труд – основа жизнедеятельности человека и общества

  • 👀 451 просмотр
  • 📌 409 загрузок
  • 🏢️ СибГУТИ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Труд – основа жизнедеятельности человека и общества» doc
Тема 1. Труд – основа жизнедеятельности человека и общества Вопросы. 1. Подходы к определению понятия «труд». 2. Определение основных характеристик трудовой деятельности. 3. Разделение труда 1. Подходы к определению понятия «труд» и основные понятия. Труд – есть целенаправленная деятельность человека. Цель человека – это, по сути, осознанный план действий. Кроме того, труд можно рассматривать как вид экономических ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого1. Отношение к труду развивалось с ходом истории и развитием науки. Выделяют два основных подхода к определению труда2: индустриальный и информационный. В экономических теориях, которые отражают философию индустриального общества, деятельность человека рассматривается не с точки зрения насыщенности её высшими элементами, а с точки зрения её влияния на выпуск общественно полезных благ. Если в процессе своей деятельности человек создает какие-либо блага, которые способствуют удовлетворению его потребностей или потребностей других людей, то такая деятельность признается «производительной», т.е. относится к понятию «труд». Если же деятельность человека не приводит к созданию осязаемого блага, то такая деятельность признается непроизводительной, т.е., по сути, не относится к труду. Однако данное понимание неполноценно и противоречиво. Если в своей деятельности (мыслительной в т.ч.) человек руководствуется целью, значит, у него есть потребность в этом. В результате этой деятельности потребность удовлетворяется, т.е. для человека создается благо. А производство блага является полезным, производительным трудом. Другой подход – информационный – рассматривает в качестве труда (или общественно полезной деятельности) высшую, творческую деятельность человека. Творчество провозглашается высшим, абсолютным благом, а все прочие блага – вторичными, служащими для создания абсолютного блага. В результате творческой деятельности (труда) человек создает уникальный информационный продукт, который одновременно удовлетворяет потребность самого человека (работника), например, в развитии способностей, самореализации и т.п., и в то же время удовлетворяет потребности других членов общества в новых информационных продуктах. В рамках информационного подхода труд можно определить как процесс высшей, творческой деятельности человека, в результате которого создается новый информационный продукт, востребованный другими членами общества. Продуктом творческого труда выступает не только новый информационный продукт, но и сам человек, изменяющийся в процессе внутренней деятельности. В связи с этим следует различать внешний и внутренний продукты творческого труда. С развитием общества роль внутренних продуктов возрастает, ибо главным предметом труда становится сам творческий индивид. Цель творческого труда состоит в саморазвитии человека, т.е. она является самоцелью. Таким образом, труд в информационном обществе есть самоцельная, самоценная деятельность творческого индивида. Деятельность, лишенная творческих функций, препятствует реализации способностей человека, лишает его времени и сил для творческого развития. Такая деятельность не может быть отнесена к труду вне зависимости от внешних последствий, которые она вызывает3. Следует, однако, отметить, что хотя эти подходы к труду противопоставляются, существовать друг без друга они не могут. Издавна к деятельности ряда людей применялся именно информационный подход: у большинства монархов были советники, духовные наставники, деятельность которых, безусловно, высоко ценилась. С другой стороны, любой творческий человек – материален, для продолжения жизни и поддержания творческой деятельности необходима забота о человеке, как о материальной сущности – еда, сон, спорт… Таким образом, труд человека неотделимо связан как с производством полезных благ, так и с развитием творческой мысли. 2. Определение основных характеристик трудовой деятельности. Таблица 1. Индустриальный и информационный подходы к определению труда.4 Характеристика труда Индустриальный подход Информационный подход Содержание труда* Физическая, рутинная деятельность Мыслительная, творческая деятельность Субъект труда* Наемный работник Творческий индивид Предмет труда* Материальные ресурсы Информация, качества индивида Средства труда* Физический (внешний) капитал Человеческий (внутренний) капитал Продукт труда* Материальные блага, услуги Новая информация, новые качества индивида Ценность труда* Стоимостная Нестоимостная Содержание труда отражает специфику действий, которые осуществляет человек в процессе труда. В рамках индустриального подхода такие действия рассматриваются с механических позиций. При этом в центре внимания находятся: количество энергии, потраченной работником; число механических движений, масса переработанного сырья и т.д. Труд выступает как механическая, физическая, рутинная деятельность. В рамках информационного подхода деятельность человека рассматривается с точки зрения её насыщенности высшими, творческими элементами. При этом предполагается, что физические, монотонные операции могут выполняться машинами или рабочим скотом. Следовательно, такие операции не являются собственно человеческой деятельностью и не могут быть отнесены к труду. Субъект труда – это человек, непосредственно осуществляющий трудовые функции. Согласно индустриальному подходу, абсолютное большинство благ в обществе имеет товарную форму , и труд также является товаром. Это значит, что субъект труда непременно является его продавцом, т.е. наемным работником. Если какая-либо полезная общественная деятельность человека осуществляется без оплаты или без внешнего принуждения, то ей приписываются черты потребления, и в силу этого данная деятельность не относится к труду. В рамках информационного подхода субъектом труда выступает любой индивид, который осуществляет высшую, творческую деятельность, т.е. создает новые информационные продукты. Так, многие поэты, художники, писатели, ученые не получали за свои произведения никакой платы, и тем не менее их деятельность следует отнести к понятию «труд». Наоборот, операции наемного работника, вообще не содержащие высших, творческих элементов, не могут быть отнесены к труду как родовой человеческой деятельности5. Предмет труда – это объект, на преобразование которого направлены усилия человека в процессе труда. В рамках индустриального подхода предметами труда являются сырые материалы, комплектующие детали и другие материальные объекты. В рамках информационного подхода предметом труда выступает информация в самом широком смысле: информационные продукты, имеющие материальную и нематериальную форму; информация, хранящаяся в сознании самого индивида и других людей. Например, поэт использует поэтические произведения других авторов, собственные знания и т.д. При этом объектом воздействия становятся его читатели и он сам, развивающийся. Таким образом, если при индустриальном подходе предмет труда неодушевлен, то при информационном подходе он может быть одушевлён. Средства труда – это вспомогательные объекты, используемые человеком в своей трудовой деятельности. В отличие от предметов труда, средства труда не подвергаются целенаправленному изменению со стороны субъекта труда, их изменение – это лишь побочное следствие трудового процесса. В рамках индустриального подхода средствами труда выступают элементы физического (внешнего капитала: сооружения, станки, оборудование и т.п. Формой изменения средств труда является их износ, как физический, так и моральный В рамках информационного подхода средством труда выступает мозг человека, его мыслительные способности, т.е. внутренние качества. Продукт труда – это благо, созданное в результате трудовой деятельности. В рамках индустриального подхода продуктом труда считаются материальные блага и услуги. Эти блага являются внешними по отношению к работнику, поскольку они удовлетворяют не его потребности, а потребности других людей. В рамках информационного подхода важнейшим продуктом труда выступает новая информация, которая удовлетворяет потребности других людей и в то же время потребность самого работника в высшей деятельности. Эта потребность обычно служит основой мотивации человека к трудовой деятельности и определяет её цель. Потребность в творчестве, в свою очередь, есть потребность в реализации внутреннего потенциала человека, в его развитии. Из этого следует, что при информационном подходе главным продуктом труда является сам человек, его личностные качества. Ценность труда - есть оценка общественной значимости результатов труда. В рамках индустриального подхода (благо = товар) ценность труда равна его рыночной цене, т.е. заработной плате работника. Сторонники информационного подхода отвергают стоимостной метод измерения общественной ценности труда. Например, социологический метод рассматривает ценность труда как улучшение параметров социальной среды. 3. Разделение труда С развитием цивилизации изменялись потребности человека. Научно-технические достижения, находя все большее распространение, также оказали существенное влияние на систему трудовых отношений. Рост потребностей достиг в определенный момент такого уровня, что для удовлетворения этих потребностей потребовалось выполнение множества трудовых функций. Одному человеку стало сложно самостоятельно выполнять все трудовые операции, что впоследствии вызвало специализацию труда, объединение людей в группы, где группы выполняли разные производственные задачи. В классической теории под разделением труда понимается два процесса: • Разделение труда - исторически сложившийся способ закрепления отдельных трудовых функций за определенными социальными группами (цеха, профессии, специальности и т.д.) • Кооперация труда (обратная сторона разделения труда) – Способ объединения трудовых усилий индивидов для достижения конечного результата – удовлетворения потребности людей. Одним из ярких проявлений данного процесса выступило разделение труда. Первые предпосылки разделения труда возникли с древних времён, со сложившегося природно разделения трудовых функций между мужчинами и женщинами. Представители различных школ имели различное представление о причинах и последствиях разделения труда. Классическая теория р.т. (А. Смит) полагала, что разделение труда характерно для стран, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в древнем обществе составляет работу одного человека, в более развитом обществе выполняется несколькими. Значительное увеличение результатов труда Смит объяснял: • Увеличением ловкости каждого сотрудника; • Экономией времени, т.к. исключаются временные потери на переход сотрудника от одного станка к другому • Изобретением механизмов. Важнейшим следствием разделения труда Смит считал рост всеобщего благосостояния. Марксистская школа (Маркс) определила разделение труда как исторически обусловленное явления, определяемое степенью развития производительных сил. Маркс выделил три основные исторические формы разделения труда. • Общественное (итогом которого является выбор и работа по определенной профессии) • Мануфактурное (в результате которого человек внутри ремесленного цеха, предприятия наделяется специфическими функциями внутри своей профессии) • Фабричное (в результате которого происходит разделение труда между машинами и людьми) Эволюционная теория разделения труда (Эмиль Дюркгейм) базируется на аналогии между развитием общества и развитием живых организмов. Оба процесса характеризуются следующими тенденциями: • Развитием от простого к сложному: увеличение числа с усиливающимися различиями и взаимосвязей между ними; • Специализацией частей: закрепление за каждой частью особой функцией, усилением взаимозависимости двух частей. Общественное разделение труда Дюркгейм определяет, в частности, как необходимую функцию для создания межличностных взаимосвязей, без которых жизнь человека невозможна. Разделение труда в экономике страны осуществляется по отраслям: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т.д. Внутри каждой отрасли также существует разделение: отрасль связи представлена разными видами связи: почтовая, электросвязь, подвижная сотовая связь и т.д. Основными видами разделения труда являются: • Функциональное. По выполняемым функциям обычно выделяют 4 основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т.д.), рабочие и ученики. • Технологическое. Обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия. • Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовление определенных видов продукции (изделия, узлы, детали): • Профессиональное разделение труда характеризуется знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий обусловлен в основном технологией и оборудованием. • Квалификационное разделение труда определяется различием работ по сложности. Это в свою очередь обуславливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ является важным фактором при построении системы оплаты труда. процесс разделения труда имеет, как и любой процесс, как положительные, так и отрицательные последствия. + - • Увеличение количества производимого блага • Экономия времени • Возможность удовлетворения большего количества потребностей • Массовость, серийность благ • Потеря сотрудником навыка в создании целостного «продукта» • Потеря индивидуального подхода к удовлетворению потребности
«Труд – основа жизнедеятельности человека и общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 55 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot