Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД

  • 👀 562 просмотра
  • 📌 520 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД» docx
Лекция №1. Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД. Вопросы 1. БЖД как учебная и научная дисциплина. 2. Значение и место курса ОБЖ в обеспечении безопасности жизнедеятельности учащихся. 3. Отбор предметного содержания и построение школьного курса ОБЖ на основе системы науки. 4. Межпредметные связи курса ОБЖ. I Мир опасностей столь же многообразен и измен­чив, как и жизнь, которой он сопутствует и угрожа­ет, поэтому безопасность является непременным условием стабильности и развития человечества в постоянно изменяющейся среде обитания. Научно-технический про­гресс, подобный цепной реак­ции, соединяет воедино природ­ные, антропогенные и общест­венные процессы, увеличивая систему связанных угроз. Сверхзадача современного образования - способствовать ускоренному воспроизводству нового, еще более мощного ин­теллекта, способного спра­виться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и чело­вечества. Это определяет жизненную важность решения проблем без­опасности, и в частности, подго­товку учителей безопасности жизнедеятельности. Значительное внимание в структуре подготовки данных специалистов должно быть отведе­но вопросам теории и методики обучения без­опасности жизнедеятельности или иными словами методике обучения БЖД. «Методика» в переводе с древнегреческого – это «способ познания», «путь исследования». Методика обучения БЖД - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения безопасности жизнедеятельности. Она изучает и исследует закономерности процесса обу­чения безопасности жизнедеятельности в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы. Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», как будет рассмотрено ниже, с учетом уровня обучаемых в раз­личных типах образовательных учреждений (дошкольных, общеоб­разовательных, начальных, средних, высших и послевузовских про­фессиональных образовательных учреждений) структурно имеет три образовательных уровня. Каждый из этих уровней имеет свою методику обучения. Мы же будем рассматривать методику обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях, где данный курс носит название «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), Методика обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать школьный курс ОБЖ. Таким образом, объектом методики обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Предметом же будут содержание, организация, формы и мето­ды обучения. Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и много­гранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Методика обучения БЖД дает ответы учителю безопасности жизнедеятельности на вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Проблема защиты человека от опасностей в различ­ных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явле­ния, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Условно причины смертности населения мож­но разделить на естественные (от различных за­болеваний) и внешние (отравления, травмы, утоп­ления, самоубийства и др.). Однако граница, про­водимая между этими причинами, в достаточной степени условна, так как зачастую различные за­болевания провоцируются некачественной сре­дой обитания. Так, смерть человека от новооб­разований однозначно относится Минздравом и Госкомстатом к естественной гибели организма. Но смерть человека, проживающего в зоне по­вышенных уровней загрязнения окружающей среды от новообразования, созданного техноген­ным путем, - это принудительная, а не естествен­ная смерть. Если учитывать данный факт, то доля смертности населения от внешних причин в Рос­сии составляет около 50% от общей ежегодной смертности населения. Только из-за химическо­го загрязнения атмосферы в России риску смер­ти подвержено ежегодно до 22,4 тыс. чел. Даже без учета того, что ряд заболеваний, явившихся причиной смерти, вызваны неблагоприятным состоянием окружающей среды, все равно смер­тность населения России от внешних причин составляет значительную величину - это 19,6% от общей ежегодной смертности населения: при этом необходимо отметить, что от внешних при­чин в основном гибнут люди, находящиеся в воз­расте наивысшей фертильности, что в дальней­шем сказывается и на рождаемости населения. Поэтому обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача для личности, общества, государства. Ученые с древних времен изучают безопасность че­ловека в различных условиях жизни и деятельности. Аристотель (384-322 до н. э.), Гиппократ (460-377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда. Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле». Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессио­нальной гигиены, написал книгу «О болезнях ремеслен­ников». М. В. Ломоносов (1711-1765) написал основополага­ющие работы по безопасности труда в горном деле. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) ис­следовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития капитализ­ма. «Экономические эпохи различаются не тем, что про­изводится, а тем как производится». В. И. Ленин (1870-1924) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаг­раждении рабочих от несчастных случаев» и других со­держатся основополагающие идеи, которые составляли фундамент советской системы охраны и безопасности труда. Например, «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека» (Полн. собр. соч. 5-е изд. т. 36. с. 141). Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли русские ученые: В. Л. Кирпичей (1845-1913), А. А. Пресс (1857-1930), Д. П. Никольский (1855-1918), В. А. Левицкий (1867-1936), А. А. Скочинский (1874-1960), С. И. Каплун (1897-1943) и др. Проблемам безопасности развития техносферы по­священы труды академика В. А. Легасова («Коммунист», 1987, № 8; газета «Правда», 20 мая 1988; «Безопас­ность труда в промышленности», 1988, № 1). Трудами многих ученых, таких как профессор С.В. Белов, профессор В.А. Котляревский, профессор О.Н. Русак, профессор Сулла М.Б. и др., созданы научные предпо­сылки для организации безопасности личности в современных условиях развития цивилизации, разработки средств и методов их защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изуча­ющей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД). Безопасность жизнедеятельности как наука бе­рет свое начало в 80-х годах XX столетия. Ос­новная цель БЖД - защита человека в техносфере от опасностей (негативных воздействий) естествен­ного, техногенного и антропогенного происхожде­ния и достижение комфортных условий жизнедея­тельности. В методологическом плане наука о безопас­ности по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаменталь­но-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что она исследует и познает законо­мерности такой сферы, которая не освещается ни­какой другой ныне существующей наукой: ника­кие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека и об­щества под углом зрения комплексной безопас­ности. Прикладной характер науки о безопаснос­ти проявляется в том, что на базе фундаменталь­ных исследований разрабатываются такие прак­тически ориентированные решения, которые на базе отдельных наук в государственном плане и планетарном приложении не могут быть выведе­ны из уже существующих мероприятий, методов и процедур. Наука о безопасности - интегративная дисцип­лина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязатель­но трактоваться с системных позиций. Теоретичес­кая и методологическая основы науки о безопасно­сти формируются исходя из ее комплексной сущно­сти, возникшей на стыке естественных, обществен­ных и технических дисциплин и изучающей фено­мены, закономерности и механизмы защиты чело­века, общества, государства, мирового сообщества. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ № 473 от 09.07.90 г. Госкомитета СССР по народному образованию) со­здавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безо­пасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорож­ного движения», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О во­инской обязанности и военной службе»). Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» пред­назначена для формирования у обучаемых цельного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в процессе жизне­деятельности человека, и о мерах защиты от их последствий. Она решает три группы учебных задач: а) иден­тификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.; б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставле­ния затрат и выгод; в) в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опаснос­тей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач - это действия в условиях чрезвычайных ситуаций. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с учетом целей и задач образования, а также уровня обучаемых в раз­личных типах образовательных учреждений (дошкольных, общеоб­разовательных, начальных, средних, высших и послевузовских про­фессиональных образовательных учреждений) структурно имеет три образовательных уровня. Первый уровень включает в себя передачу знаний, умений, на­выков о способах поведения личности, позволяющих максималь­но снизить вероятность подвергнуться нежелательным воздействиям в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных си­туациях. Второй уровень призван сформировать знания, умения, навыки, связанные с охраной труда в процессе производственных отноше­ний. На этом уровне раскрываются основы профессиональной бе­зопасности в определенной сфере деятельности. Третий уровень определяет последовательность действий по бе­зопасности человека и общества в целом в случаях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Таким образом, сверхзадача современного образования - способствовать ускоренному воспроизводству нового, еще более мощного ин­теллекта, способного спра­виться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и чело­вечества. II Несомненно, что в числе мер, направленных на снижение смертности от внешних причин, важную роль играют знания, умения и навыки в области БЖД, которыми должен обладать каж­дый человек для адекватной оценки роли и зна­чения опасностей на своем жизненном пути. При этом необходимо, чтобы приобретение зна­ний об опасностях опережало практическую де­ятельность человека. А из этого следует, что зна­чительная часть знаний в этой области должна даваться в средней школе, так как именно в этом возрасте закладываются основные понятия, свя­занные со здоровым образом жизни, формиру­ется мировоззрение человека Курс «Основы безопасности жизнедея­тельности» как начальная стадия формирования общих представле­ний и понятий в области безопасности жизнедеятельности и пред­ставляющая собой неотъемлемую часть научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был введен в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991г. № 253. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Учебный предмет ОБЖ реализует основные положения Конституции РФ, федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности РФ и других нормативно-правовых актов в области безопасности. Цели изучения курса ОБЖ: - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; - воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; - овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Курс ОБЖ и вся система знаний по обес­печению безопасности жизнедеятельности ба­зируются на дидактическом принципе макси­мального обеспечения безопасности жизне­деятельности с целью создания условий для сохранения здоровья и полноценной профес­сиональной подготовки учащихся и призва­ны решать следующие задачи. 1. Вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению. 2. Развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодоление их трудностей. 3. Повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями. 4. Формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни. 5. Формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи. 6. Совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности РФ. Для реализации этих задач в курсе ОБЖ предусмотрено: - обеспечение овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в вопросах безопасного поведения их в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - построение содержания учебного процесса с учетом объек­тивных опасностей для жизни и здоровья людей в процессе позна­ния и преобразования ими окружающей среды; - ориентирование системы управления формированием безо­пасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей сре­де на социальную адаптацию к окружающим условиям на основе личностно-ориентированного подхода; - создание системы дидактических условий; - обеспечение комплексного воздействия на личность уча­щегося путем формирования у него навыков безопасного поведе­ния не только в урочной, но и во внеурочной деятельности (с использованием методик проведения деловых игр, Дня защиты детей, участия в детско-юношеском движении «Школа безопас­ности»). Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Таким образом, анализируя складывающуюся ситуацию в России и мире в целом, оценку характера опас­ностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и обще­ственного бытия можно сделать вывод о том, что зада­чей воспитания и обучения в школе XXI века дол­жно стать формирование личности безопасного типа. Формирование лич­ности безопасного типа - это ключевое звено гу­манитаризации воспитания и обучения, это и стержень новой концепции курса в сфере об­разования. И здесь ведущая роль отводится школьному курсу ОБЖ. III Важнейшим звеном в системе обучения безопасности жизнедеятельности является ее содержание, подчиняющее себе все нижерасположенные компоненты учебного процесса (см. рис. 1). От того, насколько содержание обучения безопасности жизнедеятельности отвечает поставленным целям обучения, будет зависеть эффективность работы остальных звеньев системы обучения ОБЖ. При формировании содержания курса ОБЖ предлагается опираться на следующие принципы: 1. Системный подход к важнейшим проблемам современности. 2. Сохранение достижений, наработанных в курсе ОБЖ с 1991г. 3. Дополнение содержания имеющегося курса ОБЖ материалами по безопасности общества на глобальном и национальном уровнях при переходе к ноосферному развитию в соответствии с современными научными представлениями и официальными документами. 4. Последовательное проведение в материалах курса ОБЖ линии единства, неразрывности всех вопросов безопасности человека, составляющих в целом главную проблему XXI века. 5. Содействие воспитанию у учащихся оптимистического, но, прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни. 6. Реализация в программах для классов принципа «от простого к сложному» и обеспечение соответствия изучаемых материалов возрасту учащихся; сквозное, но ступенчатое построение содержания. 7. Осуществление взаимосвязи материалов курса ОБЖ с другими предметами при ориентации на системообразующую роль в общем образовании вследствие необходимости изменения направленности последнего с учетом перехода цивилизации к устойчивому (ноосферному) развитию. 8. Формирование цельного научного мировоззрения учащихся по проблемам безопасности человека в XXI века. Современная педагогическая концепция, которая носит гуманистический характер, определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. Исходя из этой концепции обучение – это, прежде всего, развивающий и воспитывающий процесс, средство развития личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться в современном мире. Информационная база, поведенческие навыки и умения, психологическая готовность - вот те качества, которые необходимо сфор­мировать у учащегося в процессе освоения кур­са ОБЖ. А это, в свою очередь, предполагает хорошее знание всех опасностей для здоровья и жизни, которые мо­гут встретиться на долгом жизненном пути, зна­ния, умения и навыки защиты от них, психологи­ческую готовность и установку конструктивно решать возникающие проблемы, разумно соче­тая при этом личные интересы с интересами об­щества. Одним из путей решения этих задач является системный подход в построении школьного курса ОБЖ. Под системой понимается такая совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целям, стоящим перед системой. В нашем случае это формирование творческого мышления у учащихся в процессе изучения школьного курса ОБЖ. Понятие система подчеркивает: - целостность совокупности компонентов, ее составляющих; - наличие определенных взаимосвязей меж­ду компонентами; - наличие свойств и закономерностей, при­сущих этой совокупности. Под системным анализом будем понимать такой способ рассмотрения изучаемой системы, при котором выделяются ее элементы и определяются связи между ними. Результаты системного анализа позволяют построить новую отличную от изученной систему, но подобную ей, которая носит название модель. Модель представляет собой схематичное отображение выбранной системы, сохраняющее ее основные, важные для нашей задачи особенности и отбра­сывающее особенности для задачи несуще­ственные. Чрезвычайно важна для нас целостность системы, которая означает, что удаление из системы хотя бы одного составляющего ее элемента приводит к разрушению системы или превращения ее в другую систему. Идея использования системного подхода заключается в том, чтобы школьный курс ОБЖ рассматривать как систему, в общих чертах повторяющая систему научной области БЖД и ее связи с другими науками. Выделим в изучаемой научной области основные направления и систему этих взаимосвязанных направлений перенесем на систему курса ОБЖ. Те элементы, из которых состоит курс ОБЖ, назовем блоками содержания. В соответствии с решаемыми задачами системный анализ определяет в научной области БЖД три основных направления: 1. Об идентификации опасностей: определение вида опасности, пространственные и временные координаты ее, величину, возможный ущерб и др. 2. О профилактике идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод. 3. О действиях в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Блоки содержания курса ОБЖ назовем так же, как и основные направления научной области БЖД, и построим школьный курс, соответствующий системе научной области (рис.2). В таких учебно-познавательных процессах, как описание, объяснение и предсказание, рассмотрение изучаемого объекта осуществляются в соответствии с числом блоков содержания и внутрипредметными связями между ними. Система, в которой каждый элемент связан со всеми другими элементами, обладает максимальной плотностью связей. Благодаря этому в такой системе обучения достигается максимальное число внутрипредметных связей, что содействует формированию научного знания и отвечающего ему типа мышления. Внутрипредметные связи являются системообразующими связями в содержании курса ОБЖ. Как видно из рисунка школьный курс состоит из трех равноценных блоков содержания, соединенных между собой внутрипредметными связями. Данное построение предполагает равенство по объему информации каждого блока и одинаковые по плотности внутрипредметные связи. Рисунок 2 - Схема построение курса ОБЖ на основе системы научной области БЖД Рассмотрение в ходе изучения курса ОБЖ того или иного изучаемого объекта (ЧС природного, техногенного характера и т.п.) осуществляется со всех трех сторон (блоков содержания) и внутрипредметных связей между ними. Благодаря тому, что в предложенной системе каждый блок содержания курса ОБЖ непосредственно связан с другими блоками, достигается максимальное число внутридисциплинарных связей, а это в свою очередь ведет к формированию научного знания и соответствующего ему типа мышления. Внутридисциплинарные связи являются системообразующими связями в содержании данного учебного курса. Используемые для анализа проблем безопас­ности жизнедеятельности системы зависят, ес­тественно, от поставленных задач. Для изучения вопросов безопасности ребен­ка в начальных разделах курса ОБЖ использу­ется система, учитывающая интересы только отдельной личности. В терминах системного подхода модель этой системы состоит из одно­го компонента (личности ребенка), взаимодей­ствующего с окружающей средой. Основное допущение, неявно использован­ное при составлении такой модели, состоит в том, что среда существует независимо от лич­ности, в основном благоприятно реагирует на ее действия, но содержит определенный набор опасностей. В данной модели личность является объек­том безопасности. Эта модель является простейшей при анали­зе проблем безопасности человека, т.к. даже ближайшее окружение данной личности заме­нено в ней внешней средой. В составе этой сре­ды кроме семьи (с опасностью, например, нака­зания от родителей за неправильное поведение): • жилище с его опасностями («экстре­мальными случаями») типа острых ножей, пожароопасных спичек, раскры­того окна и т.п.; школа с опасностями получения плохих оценок преподавателей и потенциаль­ных конфликтов со сверстниками; • дорога из дома в школу и обратно с опасностями от городского движения, от хулиганов, преступников и т.д. В рамках этой - доступной пониманию ре­бенка - эгоцентричной модели строятся разде­лы курса ОБЖ для учащихся младших классов, включающие в себя элементарные правила бе­зопасного поведения автономной личности. С взрослением ребенка, с расширением сфе­ры его интересов и связей, необходимая для анализа безопасности система усложняется. Предыдущую систему (личность в среде) целе­сообразно рассматривать теперь только как компонент системы следующего уровня. В состав компонентов новой системы вклю­чается ближайшее окружение личности - семья, друзья, школьный коллектив {группа). Все сис­темы более высокого уровня, как и в предыду­щей модели, заменяются неизменной средой, независящей от действий компонентов и толь­ко определенно реагирующей на них. В состав этой среды теперь входят: более обширная город­ская сфера обитания, загородная природа, при­рода мест летнего отдыха и т.п. В составе среды подразумеваются также сообщества более высо­кого уровня (района, региона, страны, мира). Объектами безопасности становятся компо­ненты новой системы (включая нашу конкрет­ную личность) и вся совокупность компонен­тов в целом (группа). К экстремальным ситуа­циям, опасным для данной личности, теперь прибавляются экстремальные и чрезвычайные ситуации, которые угрожают рассматриваемой группе людей и всем входящим в нее личностям. Они могут возникнуть в бытовых условиях, в случае природных бедствий или техногенных аварий. В такой модели спектр опасностей для объектов значительно расширяется, и, соответ­ственно, должен быть расширен комплекс мер безопасности. Этот комплекс представляет со­бой правила и приемы безопасного поведения, самозащиты и взаимопомощи членов группы (включая нормы и принципы здорового образа жизни), которые излагаются в курсе ОБЖ для средних и старших классов. Таким образом, построение и отбор содержания курса ОБЖ на основе перенесения системы изучаемой научной области на систему учебной дисциплины обеспечивает целостное рассмотрение изучаемых объектов (опасных и чрезвычайных ситуаций) и как результат позволяет научить учащихся жить в динамичном, быс­тро меняющемся мире, сформировать у них сознательное и ответственное от­ношения к личной безопасности и безопас­ности окружающих, готовность в чрезвычайных ситуациях к рациональным, эффективным, психологическим и мораль­но обоснованным действиям. IV Другим важным моментом при системном построении курса ОБЖ является использование межпредметных связей. Проблема межпредметных связей волновала многих педагогов. Например, К.Д. Ушинский подчеркивал, что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а обо всем умственном развитии детей. В более поздних работах, например, работах М.Н. Скаткина, Г.С. Костюка, В.В. Давыдова, было показано, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала, т.е. они как бы «обрастают» теориями, понятиями, фактами, выходящими за пределы одного предмета, и создают целостную научную систему знаний о природе и обществе. Уникальность научной области «Безопасность жизнедеятельности» заключается в ее способности интегрировать различные области теоретического знания и практической деятельности человека, отражая единство экосистемы. В курсе довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смот­реть с позиций других наук. Так, анализ цели и содержания программы по ОБЖ показал, что в ней предпринята попытка интеграции этого курса с разными образовательными областями на разных уровнях обучения учащихся. Элементами содержания других общеобразовательных областей и учебных дисциплин, одновременно являю­щимися фрагментами курса ОБЖ и подле­жащими четкой взаимосвязи с интегрирующим специальным курсом, рассматриваются: в естествознании: • физические, химические, биологические, географические и экологические знания, используемые в тематических линиях: «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Ос­новы здорового образа жизни»; основы знаний по безопасности при естественнонаучных исследованиях; в обществознании: • знания о человеке, обществе и государстве, используе­мые в тематических линиях: «Основы здорового образа жизни» (духовного здоровья), «Основы обороны государства», «Современный комплекс проблем безопасности»; в технологии: • знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности для тематических линий «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы обороны государства»; основы знаний по безопасности при технологических процессах. в физической культуре: • знания о физкультурной деятельности человека для тематической линии «Основы здорового образа жизни»; ос­новы знаний по безопасности при занятиях физической куль­турой и спортом; в математике и информа­тике: • представления о возмож­ности ошибок, способных привести к техногенным ава­риям и катастрофам; исполь­зование тематики ОБЖ в при­мерах и задачах (тематические линии «Защита человека в опасных и чрезвычайных си­туациях»); в филологии, искусстве: • образное отражение ком­плекса проблем безопасности с акцентом на их жизнеутвер­ждающую, оптимистическую сторону. Межпредметные связи лучше показывают ученику границы курса ОБЖ и места соприкосновения со смежными школьными курсами (физическая культура, технология, граждановедение, химия, география и т.п.), а также увеличивают степень многосторонности при рассмотрении того или иного изучаемого объекта. Важность использования межпредметных связей при системном подходе к курсу ОБЖ вытекает из рассмотрения данного учебного предмета как элемента системы предметов, предлагаемых учащимся в процессе обучения (рис. 3). Рисунок 3 - ОБЖ как элемент системы учебных предметов Представление курса ОБЖ в виде системы, состоящей из трех блоков содержания, позволяет обосновать включение междисциплинарных связей при рассмотрении изучаемых объектов. При этом отбирается материал, который в наибольшей степени связан с блоками содержания курса ОБЖ. Межпредметные связи требуют ознакомления преподавателя-организатора (учителя) ОБЖ с программами смежных дисциплин, построение системы преподавания таким образом, чтобы не повторять то, что изучалось учениками на других дисциплинах, а наоборот, пройденный на других предметах материал являлся существенным дополнением при рассмотрении изучаемых объектов. Более эффективное использование межпредметных связей в процессе школьного обучения требует от учителей тщательного знакомства с программами всех дисциплин, совместного обсуждения содержания изучаемого материала, временного расположения его частей, постоянного конструирования системы связей между предметами. Про­блему «растворения» содержа­ния курса по другим учебным предметам нам следует рас­сматривать с обратной стороны: не ОБЖ, как часть химии, физи­ки и т.п., а физика, химия и т.п., как часть ОБЖ.
«Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot