Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся

  • ⌛ 2014 год
  • 👀 430 просмотров
  • 📌 386 загрузок
  • 🏢️ ФГАУ
Выбери формат для чтения
Статья: Проектирование программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся» pdf
Управление образования администрации ЗАТО г. Радужный Владимирской области МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Лад» Проектирование программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся Методические рекомендации для организаций, руководителей, педагогов, реализующих программы дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся Выпуск 2 Радужный 2014 УДК 332.14 ББК 81.2Р Проектирование программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся. Выпуск №2. Управление образования администрации ЗАТО г. Радужный МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Лад». 2014, с.36 Научный руководитель проекта, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н. доцент - И.Н. Попова. Редакционный совет: директор ЦВР «Лад» Е.Д. Борисова; зам по УВР И.А. Иванова. Компьютерная вёрстка и дизайн – Н.Н. Киселёва. Цветное оформление ООО «ПСВ-Холдинг» г. Владимир В сборнике представлены материалы по проектированию программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся, разработанные на базе экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МБОУ ДОД ЦВР «Лад» ЗАТО г. Радужный Владимирской области (Приказ ФГАУ «ФИРО» от 11.06.2014 № 110). В сборнике опубликованы статьи, выдержки из нормативных документов, рекомендации по разработке программы дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся. Материалы рекомендованы специалистам и методистам системы повышения квалификации работников образования, курирующим вопросы дополнительного образования детей и организации внеурочной деятельности учащихся, педагогам и руководителям образовательных организаций, аспирантам, студентам Содержание Введение. В постоянном инновационном поиске (И.А. Иванова). 4 Раздел I. Извлечение из нормативных документов. 6 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 6 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 9 3.Приказ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 13 Раздел II. Требования к разработке программ. 15 1. Требования к разработке программ дополнительного образования. 15 2.Требования к разработке программ внеурочной деятельности 22 Раздел III. Аналитическая информация. Мониторинг занятости детей в системе дополнительного образования ЗАТО г. Радужный. 32 В постоянном инновационном поиске… Заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ ДОД ЦВР «Лад» И.А. Иванова Глобальный прогресс меняет социально – экономический уклад и приоритеты государства. В новую эпоху ключевое значение имеет уровень развития образования, науки и инноваций, система ценностей общества и молодого поколения в частности. Всё более проявляется стратегическая роль дополнительного образования, как открытого вариативного образования, обеспечивающего право детей и подростков на личное и профессиональное самоопределение. Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «поля» школы, так как включает детей в многогранную, интеллектуальную и психологически положительную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Нормативное требование Федеральных государственных образовательных стандартов закрепили неизбежность поиска вариантов взаимодействия деятельности школ и учреждений дополнительного образования. Центр внешкольной работы «Лад» уже 9 лет работает в инновационном режиме: в 2005 году на базе Центра была открыта региональная опытно – экспериментальная площадка по теме: «Психолого – педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития ребёнка в условиях дополнительного образования детей»; в 2011 — региональная площадка по теме «Педагогические условия создания технопарка», основной целью которой является создание системы поддержки и развития научно-технического творчества учащихся и молодежи в условиях инновационной развивающейся образовательной среды. Учитывая необходимость качественной организации внеурочной работы в соответствии ФГОС, на базе ЦВР открыта опытно – экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения «Федерального института развития образования», приказ № 110 от 11.06.2014г. по теме «Развитие сети муниципальных ресурсных центров по сопровождению внеурочной деятельности в условиях ФГОС на базе учреждений дополнительного образования». В сетевом сообществе с ЦВР будет сотрудничать целый ряд учреждений дополнительного образования Владимирской и Ивановской области: Дворец детского и юношеского творчества, Детско – юношеский центр №1, Центр детского технического творчества «Новация», Методический центр города Иваново, ЦВР г. Муром, под руководством заведующей отдела неформального образования детей и подростков Центра социализации воспитания и неформального образования доктором педагогических наук, профессора М.С. Поволяевой и ведущего научного сотрудника отдела неформального воспитания Центра социализации кандидата педагогических наук, доцента И.Н. Поповой. Целью является разработка и апробация механизмов взаимодействия ЦВР со школами для организации системной внеурочной деятельности школьников. Определение возможных моделей взаимодействия, в рамках внеурочной деятельности, через включение детей в программы дополнительного образования различной направленности. Выявление эффективных путей и форм взаимодействия ЦВР с образовательными и профессиональными организациями области. Ключевым достижением работы будет являться наибольший охват детей дополнительным образованием и качественными изменениями в структуре свободного времени школьников, освоения ими дополнительных образовательных программ. Хочется пожелать коллективу ЦВР новых творческих достижений, нестандартных идей на новой инновационной ступени своего развития. Раздел I. Извлечение из нормативных документов. 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 2. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; 14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; Статья 10. 6) Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. 7) Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Статья 12. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. 2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. 4. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Статья 23. Типы образовательных организаций 3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; 2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. 4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности: 1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы; 2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения; 3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; 4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; 5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения; 6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Статья 28. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; Статья 48. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: * формирование и развитие творческих способностей учащихся; * удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; * формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; * обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; * выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; * профессиональную ориентацию учащихся; * создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; * подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; * социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; * формирование общей культуры учащихся; * удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально. 9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. 10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся. 17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся. 19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: * требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; * программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 3.Приказ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. 9. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее - учащиеся). Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации. 19. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно. Комментарий: 1.ФГОС впервые зарегистрирован Минюстом РФ и является рамочным документом. В соответствии с требованиями ФГОС, структура рабочей программы жестко задана на федеральном уровне. Следовательно, в структуре рабочей программы по всем предметам и курсам должно быть 8 обязательных пунктов. 2.Каждое образовательное учреждение само разрабатывает и утверждает внутренние локальные акты, которые не должны противоречить федеральным нормативным документам. Следовательно, структура рабочих программ должна быть зафиксирована в локальном акте образовательного учреждения – специальном Положении. 3. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации образовательной программы, относятся: - программы по учебным предметам; - программы внеурочной деятельности; - программы элективных курсов, курсов по выбору; - программы факультативных занятий. 4.Для предметов, входящих в формируемую участниками образовательного процесса часть ООП (30%), структура рабочей программы может быть такой же, как рекомендует ФГОС, а может быть другой, более конкретизированной, уточненной. 5. В школьном Положении должна быть зафиксирована структура программ внеурочной деятельности, элективных и факультативных курсов: за образовательным учреждением остается право оформить программу по собственной, логически обоснованной структуре или расположить структурные элементы в удобном порядке. Таким образом, при любой проверке образовательное учреждение может себя «обезопасить» наличием Положения о рабочей программе. Главное, в необходимо понимать, что структура рабочих программ обязательных предметов регламентирована на федеральном уровне. Раздел II. Требования к разработке программ 1. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей Требования основываются на положениях следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации: * Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; * Приказ Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29.08. 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; * Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12. 2006 № 06-1844). I.Общая характеристика образовательной программы дополнительного образования детей 1.1. Образовательная программа дополнительного образования детей (далее — программа) является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, имеющим конкретизированные образовательные цели и фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты. 1.2. Программы разрабатываются и принимаются к реализации учреждениями и организациями в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам как элементу российской образовательной системы с учетом следующих характеристик дополнительного образования детей: * предоставления ребёнку преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет свободы выбора образовательной области, образовательной программы, объёма учебного материала и темпа его освоения, осуществление социальных проб в рамках различных сфер жизнедеятельности; * отсутствие образовательных стандартов содержания дополнительного образования детей; * соответствие выявляемым на системной основе образовательным интересам и запросам детей; * направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально – творческого потенциала личности, её образовательной активности; * реальность реализации права на собственную позицию и возможность ее отстаивания любыми легитимными методами; * деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребёнка, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности; * отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребёнка с достижениями другого; * оценка образовательных результатов на основании личностно – значимых ценностей; * сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися; * неукоснительное соблюдение педагогической этики. 1.3. Объем (продолжительность) программы определяется педагогом самостоятельно в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала. Программы могут быть модульными (от 6 до 48 часов), краткосрочными (от 48 до 72 часов), среднесрочными (от 72 до 500 часов), долгосрочными (от 500 часов). 1.4. Ответственность за реализацию не в полном объеме программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 1.5. Программы в соответствии с действующим законодательством разрабатываются, утверждаются и реализуются учреждением самостоятельно: на основании заключения педагогического (методического) совета программы принимаются к реализации и утверждаются руководителем учреждения. 1.6. Программа должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы фиксируется в пояснительной записке. II. Требования к содержанию образовательной программы дополнительного образования детей 2.1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: * обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации; * формирование у учащегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; * интеграции личности в национальную и мировую культуру; * формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 2.2. Цели и задачи программ дополнительного образования должны быть: * направлены на обеспечение обучения, воспитания и развития детей; * адекватны интересам современных детей; * обоснованы аргументами, убедительны для руководителей учреждений, педагогов, родителей и детей; * реальны (обеспечены необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач); * реализуемы (конкретны и выверены в возможности выполнения намеченного плана); * привлекательны для детей. 2.3. Предлагаемое программами в их свободное время определяется в неограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека, т.е. к реализации в учреждениях могут быть приняты программы, предназначенные для получения детьми образования по любому направлению науки, культуры, искусства и техники. Принципы отбора содержания программ обосновываются в концепциях учреждения. Содержание дополнительных образовательных программ должно a) соответствовать: * достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; * соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, среднему (полному) общему образованию); * направленностям дополнительных образовательных программ (технической, естественнонаучной, физкультурно – спортивной, художественной, туристско – краеведческой, социально – педагогической. б) быть направлено на: * создание условий для развития личности ребенка; * развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; * обеспечение эмоционального благополучия ребенка; * приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; * профилактику асоциального поведения; * создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; * целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; * укрепление психического и физического здоровья детей; * взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. III. Требования к структуре образовательной программы дополнительного образования детей Программа должна отражать педагогическую концепцию педагога; создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного курса возможных результатах его освоения, методиках их выявления и оценки Программа дополнительного образования, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение программы. 6. Список литературы. 3.1. На титульном листе рекомендуется указывать: * полное наименование образовательного учреждения, реализующего программу дополнительного образования детей; * гриф об утверждении программы (где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа); * тип программы — дополнительная общеобразовательная программа и ее название; * возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа; * срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; (ФИО, должность автора(ов) дополнительной общеобразовательной программы; * реализуется дополнительная общеобразовательная программа; * города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа; * год разработки дополнительной общеобразовательной программы. 3.2. Пояснительная записка должна содержать максимально информацию об основных идеях программы, актуальности и предполагаемой востребованности; содержании предлагаемого детям образования, принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста. В пояснительной записке к программе следует раскрыть: * направленность дополнительной общеобразовательной программы; * новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; * цель, задачи дополнительной общеобразовательной программы; * отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; * возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы; * сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); * формы и режим занятий; * ожидаемые результаты и способы определения их результативности; * формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (вы-ставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции). 3.3. Учебно-тематический план является основным элементом программы. Учебно-тематический план раскрывает последовательность разделов и тем предлагаемого курса, а также количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий, должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. 3.4. Содержание программы дополнительного образования детей необходимо отразить через краткое описание разделов и тем внутри разделов (теоретических и практических видов занятий). Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. 3.5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: * обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); * рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; * дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 3.6. Список литературы необходимо представить: * литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; * литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе. 2.Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности Разработано с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года. Содержание программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы: * непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; * развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; * единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования; * системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу. Каждая программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.). Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы. Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении. Особенности содержания программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей. Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом, соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др. Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят. После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования. После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения. После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей. По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом. В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: * учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; * аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; * видео- и аудиоматериалы; * компьютерная поддержка программы; * подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; * перечень объектов для экскурсий; * календарь знаменательных дат; * информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; * подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; * коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; * почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); * информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; * материалы, отражающие достижения обучающихся; * перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; * оборудование рабочего места. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности: 1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны обра- зовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. 3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. Требования к разделам программы: 1) Титульный лист должен содержать информацию: * название ОУ; * название программы; * направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуалное, общекультурное); * класс; * составитель и его квалификационная категория; * учебный год; 2) Пояснительная записка должна раскрывать: * нормативно-правовую базу; * назначение программы; * актуальность и перспективность курса; * возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия; * объём часов, отпущенных на занятия; * продолжительность одного занятия; * цели и задачи реализации программы; * формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.); 3) Структура курса должна содержать: * перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; * перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы; 4) Календарно-тематическое планирование должно содержать: * разделы программы; * темы занятий, * даты; * описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия) 5) Информационно-методическое обеспечение: * дополнительная литература; * цифровые образовательные ресурсы; 6) Предполагаемая результативность курса: * характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня:  приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;  формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;  приобретение опыта самостоятельного социального действия); * выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет); * портфель достижений школьника. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, в стандарте выделены четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно. 1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. 2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:  знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Универсальные логические действия:  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей;  построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы :  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 4. Коммуникативные действия обеспечивают:  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,  умение слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми . Раздел III. Аналитическая информация. Мониторинг занятости детей в системе дополнительного образования ЗАТО г. Радужный 1. Программы дополнительного образования Название направленности Количество программ Количество детей техническое 8 197 естественно -научное 4 91 физкультурно-спортивное 25 731 художественное 56 1920 туристско-краеведческое 4 51 социально-педагогическое 6 85 103 3075 всего 2. Программы внеурочной деятельности ФГОС Название направления Количество программ Количество детей спортивно-оздоровительное 9 239 общекультурное 19 402 общеинтеллектуальное 15 485 социальное 6 216 духовно-нравственное 5 82 54 1424 всего Подписано в печать 15.10.2014 Формат 60х88/16 Печать офсетная Тираж 400 экз. Издание №3 Заказ № 989
«Проектирование программ дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot