Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

  • 👀 3798 просмотров
  • 📌 3722 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»» docx
Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий. Цель БЖД: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения. Для достижения этой цели и была предложена новая учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности (БЖД). БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная, пожарная, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства. Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Предмет БЖД: обусловленная законодательными и практическими мерами защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый ущерб для выживания и развития. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Безопасность как научная категория очень многогранна: –это наука, которую надо изучать и развивать; –это искусство, которое надо постигать; –это культура, которую надо воспитывать; –это повседневная тяжелая крайне важная работа. Основные положения дисциплины Современные проблемы безопасности имеют много составляющих: •сохранение планеты Земля и мира на Земле; •экологическая; •техническая; •социальная; •демографическая; •продовольственная; •экономическая; •криминальная; •энергетическая и сырьевая; •информационная; •психологическая; •сохранения здоровья и жизни человека; и т.д. Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация поставленных целей предполагает: •анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей; •разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опасностей — профилактику опасностей; •организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы; •разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей; •организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: 1)БЖД — это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности; 2)этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения. Основные положения дисциплины 1.С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна. 2.Все опасности причиняют вред здоровью человека: нервные потрясения, травмы, болезни, летальный исход, — а также ущерб окружающей природной среде, материальным и духовным богатствам общества и государства. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным. 3.Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск — вероятность реализации опасности. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться, т.е. безопасность — это приемлемый риск. Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в образовании и просвещении людей. Другого пути просто нет. И вот почему. 4.Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают или не задумываются. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер. 5.Все опасности действуют в пространстве и во времени. Они есть везде и всегда при использовании любых объектов, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.). 6.Защита от опасностей достигается совершенствованием средств и объектов защиты, применением защитных мер. Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека — от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики. Очевидно, что для согласованного решения общих проблем личной, общественной, национальной или глобальной безопасности необходима некая общая теория и методология, которая может и должна опираться на все подходы и методы, интегрируя их в рамках системного представления проблем безопасности, в их взаимосвязях и целостном единстве. Эффективное решение сложных комплексных проблем безопасности современности (например, транспортных и экологических проблем мегаполисов) может быть найдено только на основе методологии общей теории безопасности. Иначе «нос вытащим, а хвост увязнет», и наоборот. Такой же системный подход необходим при решении разноплановых и противоречивых проблем развития личности, ее образования, культурного и семейного воспитания в интересах безопасности общества. Например, чем лучше образован человек, но не воспитан в духе правопослушания, тем сложнее и опаснее его противоправные действия, например, в кредитно-банковской сфере, в информационных сетях. Теория безопасности — это система знаний о возникновении и видах опасностей, о сущности, закономерностях и принципах безопасности, общих задачах и методах формирования условий и систем обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, общества и государства. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина Международное конституирование безопасности жизнедеятельности как самостоятельной отрасли знаний было положено на 1-м Международном конгрессе «Наука безопасности» (сентябрь 1990 г., Кёльн, Германия), который подверг научному анализу систему «человек – машина – окружающая среда», исследовал взаимодействие этих трех элементов под углом зрения природы возникающих рисков и возможности их минимизации. Однако развитие отраслевых теорий безопасности в военном деле, международных отношениях, медицине, охране труда, началось в России и других странах значительно раньше. Цели теории безопасности — осмысление и описание благоприятных условий и закономерностей устойчивого и гармоничного функционирования социальных, природных и технических систем, развитие знаний о путях снижения опасностей, угроз и рисков в любой сфере деятельности. Основная цель науки безопасности жизнедеятельности — разработка теоретических и методологических основ защиты человека в обществе, техносфере и биосфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение во всех сферах социальных, физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Изучение многоаспектных проблем безопасности необходимо основывать на сочетании методов количественного и качественного анализа, применяя широко практикуемый системный подход. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, при этом он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Системный анализ безопасности — это выявление и оценка всего комплекса негативных факторов и обстоятельств, влияющих на появление опасных ситуаций (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработка адекватных мер защиты ипредупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасностей. На завершающем этапе системного анализа и решения проблемы используется совокупность всех доступных методологических средств для проектирования системы безопасности, подготовки и обоснования соответствующих организационных и финансовых решений. Системный анализ проблем и объектов безопасности эффективен, если в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами. При решении задач обеспечения безопасности защищаемый компонент, элемент называют объектом безопасности. Активный компонент, обеспечивающий безопасность объекта, называют субъектом безопасности. Активный компонент системы или окружающей среды, оказывающий негативное воздействие, называют источником опасности или угрозы. Следует отметить, что почти во всех системах и их связях (отношениях) человек может являться и субъектом, и объектом безопасности, и источником опасностей. Теоретическая база безопасности жизнедеятельности включает в себя: –понятийный аппарат, пригодный для решения проблем обеспечения безопасности, описания процессов и явлений в данной сфере; –методы комплексного описания, анализа и прогнозирования опасностей различной природы; –классификации негативных факторов, явлений, процессов и систем; –принципы формирования исходных показателей и норм безопасности создаваемым элементам систем безопасности; –способы управления показателями безопасности на базе мониторинга опасностей и выбора наиболее эффективных мер и средств предупреждения и защиты; –основы формирования требований по безопасности к деятельности персонала различных систем и населению. Таким образом, наука «Безопасность жизнедеятельности» — это наука о комфортном и защищенном существовании человека во взаимодействии с окружающей средой. БЖ как наука находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явно практическую направленность. Каждое из научных или прикладных направлений имеет свою специфику и отраслевые представления о теории и практике безопасности. Вместе с тем в этих специфических подходах есть общие цели достижения безопасности, общие задачи, категории и принципы. Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина Первопричиной многих опасностей, аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности. На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания ОБЖ и БЖ имеет прямое значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля в СССР преподавание ОБЖ и БЖ остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения. С 1991 г. в учебные планы учреждений высшего профессионального образования была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 9 июля 1990 г. № 473), а в учебные планы средних общеобразовательных учебных заведений — курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253). В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности (профилю) 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (утвержден 31 января 2005 г.), первой дисциплиной предметной подготовки будущего учителя БЖ, идущей вслед за блоком общепрофессиональных дисциплин, является курс «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». Она выполняет пропедевтическую функцию, вводит обучающихся в специальность, но, вместе с тем, носит междисциплинарный характер. Нравственные основы этой дисциплины лежат в философии и этике, принципы и методы безопасности она черпает из физиологии, медицины, психологии, права, социологии и других наук. Основные положения и выводы науки о безопасности могут и должны учитываться всеми другими науками и воплощаться в социальной жизни и техносфере через законы, правила и технологии. Образование в области БЖ — процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков. Системообразующий и интегрирующий характер курса БЖ связан с тем, что знания различных предметов важны не сами по себе (как чистая теория), а как средства для удовлетворения существенных потребностей человека, из которых главные — обеспечение жизни, здоровья и безопасности человека и среды его обитания. В новых образовательных стандартах от повторения известных аксиом защиты от природных и техногенных опасностей школа и вуз должны перейти к освоению культуры безопасного поведения в сфере семейной, продовольственной, информационной, энергетической, экономической, транспортной, криминальной, национальной безопасности. Именно с этими проблемами защиты и выживания в социокультурной сфере гражданин современной России сталкивается в большей мере, чем с природными и техногенными опасностями. Поэтому главным стержнем в курсе БЖ должна стать, прежде всего, забота об укреплении здоровья, безопасности и благополучия человека в его нравственном, культурологическом, экономическом, психическом, физическом, правовом и других аспектах. Воспитательное значение курса БЖ Из многих предметов курс БЖ более других ориентирует выпускника на поведение, способное противостоять таким опасным факторам современной действительности, как социальная индифферентность (безразличие к судьбе России и собственной), социальная пассивность, разобщенность, деградация, конформизм (приспособленчество), благодушие, предательство, невежество, ложь и обман, злоба и агрессия. Планомерное освоение социально ориентированного курса БЖ призвано мобилизовать защитные силы российского общества, чтобы противостоять социальным инфекционным агентам, психовирусам, чужеродным опасным идеям и псевдокультурам. Речь идет о восстановлении для всех граждан социального иммунитета как условия обеспечения нашей безопасности. На решение этой задачи направлены усилия всех государственных и общественных институтов, но результат мал, поскольку в этой цепи очень ослаблена система образования. Школе принадлежит особая роль, здесь, в основном, формируется «иммунная» система общества, воспитывается безопасный образ поведения, культура безопасного мышления, закладывается информационно-ориентирующая основа личности и всей жизни. Привитие социального иммунитета непосредственно связано с воспитанием личности. И. Кант утверждал, что только через образование мы становимся людьми. Он называл образование «прививкой» человеческому «дичку» от дикости. Учитель вынужден заниматься «исправлением дел человеческих». С учетом состояния интистута семьи в нашей стране это как никогда актуально. Оптимальные возможности для этого заложены именно в курсе БЖ при условии овладения им самими педагогами. Курсы ОБЖ и БЖ — это не только познавательные, образовательные дисциплины; это, прежде всего инструменты воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического, патриотического и иного. Курс БЖ как никакой другой способствует сплочению коллективов учащихся на началах самоорганизации для получения навыков поведения в обществе, в социальных группах, в природной среде, в неблагоприятных ситуациях. Сплоченный коллектив — это и есть необходимое условие безопасности, это самая сильная прививка против искусственно навязываемого западного индивидуализма, против окончательного разрушения соборного духа, спасающего Россию и во многом утраченного. Сплоченный коллектив — это и способ личной безопасности человека в условиях, когда он сталкивается с опасными и экстремальными ситуациями, требующими совместной деятельности по сохранению жизни всех и каждого. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности» Опасность — это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, разрушительно действовать на определенную среду (природную, социальную, производственную и т.д.). Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п. Человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных загрязняющих веществ и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности. Антропогенные опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей — вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду. Идентификация опасностей. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на предупреждение реализации опасностей и обеспечение нормальной жизнедеятельности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п. Номенклатура — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. Выделяется несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для отдельных объектов) и др. В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, взрыв, гололед, дым, лазерное излучение, молнии, отравление, пожар, ударная волна, ядовитые вещества и др. Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Достаточно полная таксономия опасностей рассмотрена в главе 2. Безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Это определение приведено в Федеральном законе «О безопасности» от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Субъект безопасности. Основным субъектом безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита. Авария — 1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, сооружения и т.п. во время выполнения рабочих функций, движения; 2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, гибели и нарушению здоровья людей, а также причинению ущерба окружающей природной среде; 3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ. Жизнедеятельность — совокупность всех форм и видов деятельности человека. Катастрофа — событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофе относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды. Стихийное бедствие — разрушительное природное и/или природно-антропогенное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды. Ущерб — потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в результате аварии, природного стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и исчисляемые в денежном эквиваленте. Чрезвычайная ситуация — неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей. Зона ЧС — территория, на которой сложилась ЧС (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ). Опасные и вредные производственные факторы ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» Производственные факторы являются частным случаем факторов окружающей человека среды обитания и человеческой деятельности, связанных и (или) порождаемых производственной и трудовой деятельностью. Классификация производственных факторов 1. По сфере происхождения Все производственные факторы по сфере своего происхождения подразделяют на следующие две основные группы: 1. Факторы производственной среды. 2. Факторы трудового процесса. Из всей совокупности производственных факторов для целей безопасности труда по критерию возможности причинения вреда организму работающего человека выделяют: • неблагоприятные производственные факторы; • производственные факторы, не являющиеся неблагоприятными, то есть нейтрального или благоприятного действия. Факторы, не являющиеся неблагоприятными, для целей безопасности труда не выделяют, не фиксируют и не именуют.  2. По результирующему воздействию на организм человека Неблагоприятные производственные факторы по результирующему воздействию на организм человека подразделяют на: 1. Вредные производственные факторы (ВПФ) – факторы, приводящие к заболеванию, в том числе усугубляющие уже имеющиеся заболевания. 2. Опасные производственные факторы (ОПФ) – факторы, приводящие к травме, в том числе смертельной.   Вредные производственные факторы по воздействию на организм работающего человека подразделяют на: • Факторы, приводящие к хроническим заболеваниям, в том числе усугубляющие уже имеющиеся заболевания, за счет длительного относительно низкоинтенсивного воздействия; • Факторы, приводящие к острым заболеваниям (отравлениям, поражениям) или травмам за счет кратковременного (одиночного и/или практически мгновенного) относительно высокоинтенсивного воздействия.   Опасные производственные факторы по воздействию на организм работающего человека подразделяют на: • Факторы, приводящие к смертельным травмам (летальному исходу, смерти); • Факторы, приводящие к несмертельным травмам.  Один и тот же по своей природе неблагоприятный производственный фактор при различных характеристиках воздействия может оказаться либо вредным, либо опасным, а потому логическая граница между ними условна.   Выражение «опасные и вредные производственные факторы» описывает всю совокупность неблагоприятных производственных факторов и подчеркивает большую значимость «опасных» факторов, могущих привести к внезапной смерти, по сравнению с «вредными» факторами.   Выражение «вредные и (или) опасные производственные факторы» также описывает всю совокупность неблагоприятных производственных факторов, но подчеркивает не только различие между «вредными» или «опасными» факторами, но и возможность перехода «вредных» факторов в «опасные». Классификация опасных и вредных производственных факторов 1. По характеру происхождения Опасные и вредные производственные факторы по характеру своего происхождения подразделяют на: • факторы, порождаемые физическими свойствами и характеристиками состояния материальных объектов производственной среды; • факторы, порождаемые химическими и физико-химическими свойствами используемых или находящихся в рабочей зоне веществ и материалов; • факторы, порождаемые биологическими свойствами микроорганизмов, находящихся в биообъектах и (или) загрязняющих материальные объекты производственной среды; • факторы, порождаемые поведенческими реакциями и защитными механизмами живых существ (укусы, ужаливания, выброс ядовитых или иных защитных веществ и пр.); • факторы, порождаемые социально-экономическими и организационно-управленческими условиями осуществления трудовой деятельности (плохая организация работ, низкая культура безопасности и пр.); • факторы, порождаемые психическими и физиологическими свойствами и особенностями человеческого организма и личности работающего (плохое самочувствие работника, нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения или абсистенции, потеря концентрации внимания работниками и пр.). 2. По характеру изменения во времени Опасные и вредные производственные факторы по характеру их изменения во времени подразделяют на: • постоянные, в том числе квазипостоянные; • переменные, в том числе периодические; • импульсные, в том числе регулярные и случайные. 3. По характеру действия во времени Опасные и вредные производственные факторы по характеру их действия во времени подразделяют на: • постоянно действующие; • периодически действующие, в том числе интермиттирующие; • апериодически действующие, в том числе стохастические. 4. По характеру действия в пространстве Опасные и вредные производственные факторы по характеру их действия в пространстве подразделяют на: • постоянно локализованные в источнике своего возникновения; • локализованные при нормальных ситуациях, но разлетающиеся (движущиеся, распространяющиеся) в пространстве производственной среды при аварийных ситуациях; • распространяющиеся (движущиеся) вместе с движением воздуха в производственной среде; • распространяющиеся (движущиеся) через производственную среду или иное пространство в виде материальных объектов, включая газовые струи; • распространяющиеся (пронизывающие) производственную среду излучения и волны. 5. По характеру пространственного распределения Опасные и вредные производственные факторы по характеру их пространственного распределения подразделяют на: • пространственно распределенные (в поле действия которых находится человек, его рабочее место и пр.); • взвешенные или растворенные в воздухе (либо способные перейти в газообразное или аэрозольное состояние) и являющиеся его компонентой; • взвешенные или растворенные в жидкости и являющиеся ее компонентой; • образующие локально ограниченные твердые макрообъемные объекты; • содержащиеся в ограничивающих их локальных макрообъемных объектах. 6. По непосредственности воздействия Опасные и вредные производственные факторы по непосредственности своего воздействия подразделяют на: • непосредственно воздействующие на организм занятого трудом человека; • опосредованно воздействующие на организм занятого трудом человека через другие порождаемые ими и непосредственно воздействующие на организм занятого трудом человека факторы. 7. По характеру взаимного действия при многофакторном воздействии на организм человека Опасные и вредные производственные факторы по характеру взаимного действия при многофакторном воздействии на организм человека подразделяют на: • независимо действующие; • суммарно действующие; • синергетически действующие; • антагонистически действующие. 8. По характеру обнаружения организмом человека Опасные и вредные производственные факторы по характеру обнаружения их организмом подразделяют на: • обнаруживаемые органолептически (свет/темнота, шум, вибрация, запах, вкус, тепло/холод, тяжесть, шероховатость и пр.); • необнаруживаемые органолептически (газообразные вещества без вкуса, цвета, запаха; электрический потенциал и пр.).  Опасные и вредные производственные факторы производственной среды 1. Опасные и вредные производственные факторы производственной среды по источнику своего происхождения подразделяют на: • природные (включая климатические и погодные условия на рабочем месте); • технико-технологические; • эргономические (то есть связанные с физиологией организма человека). 2. Опасные и вредные производственные факторы производственной среды по природе их воздействия на организм работающего человека подразделяют на: • факторы, воздействие которых носит физическую природу; • факторы, воздействие которых носит химическую природу; • факторы, воздействие которых носит биологическую природу. Опасные и вредные производственные факторы трудового процесса Опасные и вредные производственные факторы трудового процесса по источнику своего происхождения подразделяют на: 1. Психофизиологические; 2. Организационно-управленческие; 3. Личностно-поведенческие (то есть связанные с самим работающим); 4. Социально-экономические. 1. Физические опасные и вредные производственные факторы Опасные и вредные производственные факторы, обладающие свойствами физического воздействия на организм работающего человека, подразделяют на следующие типичные группы:   1. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с силами и энергией механического движения, в том числе в поле тяжести: • невесомость, то есть отсутствие нормального значения силы тяжести, меняющее динамику и кинематику движения, а также характер механической работы внутренних органов человеческого организма; • перегрузка, то есть присутствие дополнительных к силе тяжести инерционных массовых сил, меняющее динамику и кинематику движения, а также характер механической работы внутренних органов человеческого организма; • действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение твердых, сыпучих, жидких объектов на работающего; • действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего, стоящего на опорной поверхности, на эту же опорную поверхность; • действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего с высоты; • неподвижные режущие, колющие, обдирающие, разрывающие (например, острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования) части твердых объектов, воздействующие на работающего при соприкосновении с ним, а также жала насекомых, зубы, когти, шипы и иные части тела живых организмов, используемые ими для защиты или нападения, включая укусы; • струи жидкости, воздействующие на организм работающего при соприкосновении с ним; • поверхности твердых или жидких объектов, о которые ударяются движущиеся части тела работающего; • движущиеся (в том числе разлетающиеся) твердые, жидкие или газообразные объекты, наносящие удар по телу работающего (в том числе движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы; падающие деревья и их части; струи и волны, включая цунами; ветер и вихри, включая смерчи и торнадо); • ударные волны воздушной среды.  2. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с чрезмерно высокой или низкой температурой материальных объектов производственной среды, могущих вызвать ожоги (обморожения) тканей организма человека.   3. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с резким изменением (повышением или понижением) барометрического давления воздуха производственной среды на рабочем месте или с его существенным отличием от нормального атмосферного давления (за пределами его естественной изменчивости).   4. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с аномальными микроклиматическими параметрами воздушной среды на местонахождении работающего: температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью движения (подвижностью) воздуха относительно тела работающего, а также с тепловым излучением окружающих поверхностей, зон горения, фронта пламени, солнечной инсоляции.   5. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с чрезмерным загрязнением воздушной среды в зоне дыхания, то есть с аномальным физическим состоянием воздуха (в том числе пониженной или повышенной ионизацией) и (или) аэрозольным составом воздуха.   Опасность и вредность воздействия газовых компонентов (включая пары), загрязняющих чистый природный воздух примесей, на организм работающего зависят от их содержания (концентрации) и токсичности, то есть химических свойств данных газов и паров. Опасность и вредность воздействия аэрозолей, загрязняющих чистый природный воздух, на организм работающего зависят от их содержания (концентрации), дисперсности респирабельной фракции, химических свойств, включая токсичность и фиброгенность, то есть способность вызывать фиброз легочных тканей, а для биоаэрозолей - способность вызывать заболевания.   6. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с механическими колебаниями твердых тел и их поверхностей и характеризуемые: • повышенным уровнем общей вибрации; • повышенным уровнем локальной вибрации.  7. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с акустическими колебаниями в производственной среде и характеризуемые: • повышенным уровнем и другими неблагоприятными характеристиками шума; • повышенным уровнем инфразвуковых колебаний (инфразвука); • повышенным уровнем ультразвуковых колебаний (воздушного и контактного ультразвука).  8. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с электрическим током, вызываемым разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работающий, включая действие молнии и высоковольтного разряда в виде дуги, а также электрического разряда живых организмов.   9. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с электромагнитными полями, неионизирующими ткани тела человека:   а) постоянного характера, связанного с: • повышенным образованием электростатических зарядов; • наличием электростатического поля, чрезмерно отличающегося от поля Земли; • наличием постоянного магнитного поля, чрезмерно отличающегося от геомагнитного поля Земли; б) переменного характера, связанного с: • наличием электромагнитных полей промышленных частот (порядка 50 - 60 Гц); • наличием электромагнитных полей радиочастотного диапазона.  10. Опасные и вредные производственные факторы, связанные со световой средой (некогерентными неионизирующими излучениями оптического диапазона электромагнитных полей) и характеризуемые чрезмерными (аномальными относительно природных значений и спектра) характеристиками световой среды, затрудняющими безопасное ведение трудовой и производственной деятельности: • отсутствие или недостаток необходимого естественного освещения; • отсутствие или недостатки необходимого искусственного освещения; • повышенная яркость света; • пониженная световая и цветовая контрастность; • прямая и отраженная блесткость; • повышенная пульсация светового потока.  11. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с неионизирующими излучениями, такими как: • инфракрасное излучение; • ультрафиолетовое излучение; • лазерное излучение.  12. Опасные и вредные производственные факторы, связанные с повышенным уровнем ионизирующих излучений, вызванным:   а) коротковолновым электромагнитным излучением (потоком фотонов высоких энергий) - рентгеновским излучением и гамма-излучением;  б) потоками частиц: • бета-частиц (электронов и позитронов); • альфа-частиц (ядер атома гелия-4); • нейтронов; • протонов, других ионов, мюонов и др.; • осколков деления (тяжелых ионов, возникающих при делении ядер); в) радиоактивным загрязнением (выше природного фона), в том числе загрязнением техногенными радионуклидами: • радиоактивное загрязнение воздуха рабочей зоны работающих (из-за наличия радиоактивных газов радона, торона, актинона, продуктов их радиоактивного распада, аэрозолей, содержащих радионуклиды); • радиоактивное загрязнение поверхностей и материалов производственной среды, включая средства защиты работающих и их кожные покровы. 2. Химические опасные и вредные производственные факторы Опасные и вредные производственные факторы, обладающие свойствами химического воздействия на организм работающего человека, называемые для краткости химическими веществами, представляют из себя физические объекты (или их составные компоненты) живой и неживой природы, находящиеся в определенном физическом состоянии и обладающие такими химическими свойствами, которые при взаимодействии с организмом человека в рамках биохимических процессов его функционирования приводят к повреждению целостности тканей организма и (или) нарушению его нормального функционирования.   Химические вещества могут находиться в твердом, пастообразном, порошкообразном, жидком, парообразном, газообразном, аэрозольном состояниях, в том числе наноразмеров.   1. Степень опасности химических веществ связана с путями их попадания в организм человека, которые подразделяют на следующие группы проникновения: • через органы дыхания (ингаляционный путь); • через желудочно-кишечный тракт (пероральный путь); • через кожные покровы и слизистые оболочки (кожный путь); • через открытые раны; • при проникающих ранениях; • при внутримышечных, подкожных, внутривенных инъекциях.  2. По характеру результирующего химического воздействия на организм человека химические вещества подразделяют на: • токсические (ядовитые); • раздражающие; • сенсибилизирующие; • канцерогенные; • мутагенные; • влияющие на репродуктивную функцию.  3. По составу химические вещества подразделяют на: • индивидуальные вещества; • смеси.  4. По критерию опасной трансформации химические вещества подразделяют на: • используемые в производственной деятельности без последующей трансформации химических свойств; • используемые в производственной деятельности для преднамеренных технологически обусловленных химических реакций, вызывающих возникновение новых веществ с иными химическими свойствами; • возникающие непреднамеренно в процессе производства и трудовых операций новые химические вещества с иными химическими свойствами.  5. По критерию опасного и (или) вредного воздействия на организм работающего химические вещества подразделяют на: • непосредственно действующие на организм работающего как опасные и вредные производственные факторы химической природы действия; • косвенно действующие на организм работающего как опасные и вредные производственные факторы физической природы действия, обусловленные свойствами этих химических веществ воспламеняться, гореть, тлеть, взрываться и пр.  6. Для целей разработки средств защиты выделяют отдельные группы химических веществ, связанных с химической продукцией и специфично воздействующих на человека: • вещества, обладающие острой токсичностью по воздействию на организм (ядовитые вещества/химикаты/химическая продукция); • вещества, вызывающие поражение (некроз/омертвление или раздражение) кожи; • вещества, вызывающие серьезные повреждения или раздражение глаз; • мутагенные вещества; • канцерогенные вещества; • сенсибилизирующие (аллергенные) вещества; • вещества, воздействующие на функцию воспроизводства; • вещества, обладающие избирательной токсичностью на органы-мишени и (или) системы при однократном воздействии; • вещества, обладающие избирательной токсичностью на органы-мишени и (или) системы при многократном или продолжительном воздействии; • вещества, представляющие опасность при аспирации.  3. Биологические опасные и вредные производственные факторы 1. Опасные и вредные производственные факторы биологической природы действия на организм работающего связаны с такими биологическими объектами, как: • патогенные и условно-патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие); • продукты жизнедеятельности патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.  2. Для целей идентификации опасностей и оценки риска биологические объекты, обладающие биологическим воздействием на организм работающего, подразделяют на: • микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах; • патогенные микроорганизмы - возбудители особо опасных инфекционных заболеваний; • патогенные и условно-патогенные микроорганизмы - возбудители иных (помимо особо опасных) инфекционных заболеваний; • условно-патогенные микроорганизмы - возбудители неинфекционных заболеваний (аллергозов и пр.).  3. Для целей охраны труда, медицины труда, гигиены труда и производственной санитарии биологические объекты, обладающие биологическим воздействием на организм работающего, подразделяют по характеру результирующего воздействия на организм человека на вызывающие: • острые заболевания, приводящие к летальному исходу; • острые заболевания, приводящие к инвалидности; • иные острые или хронические заболевания, причина которых может быть так или иначе связана сусловиями труда (производственно обусловленные и профессиональные заболевания); • иные острые или хронические заболевания, причина которых не может быть однозначно связана с условиями труда (общие заболевания).  4. Для целей медицины труда, гигиены труда и производственной санитарии биологические объекты, обладающие биологическим воздействием на организм работающего, подразделяют по характеру проникновения в организм работающего человека на попадающие в него: • с воздухом; • с пищей и (или) водой, а также из-за загрязненных рук; • с укусами насекомых или животных; • при соприкосновении поврежденной кожи или слизистой оболочки с зараженными биосредами; • при инъекционном и (или) ином насильственном проникновении (в том числе при травмировании) зараженных биосред внутрь тканей организма человека.  5. Для целей оценки риска воздействия и выработки мер защиты биологические объекты, обладающие биологическим воздействием на организм работающего, подразделяют на: • возбудители инфекционных заболеваний человека; • возбудители инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, с которыми в контакте находится работающий; • возбудители инфекционных заболеваний человека, носителями которых являются животные и (или) насекомые, с которыми в контакте находится работающий.  6. Для целей оценки риска воздействия и выработки мер защиты биологические объекты, обладающие биологическим воздействием на организм работающего, подразделяют на следующие группы: • повсеместно (убиквитарно) распространенные, контакт с которыми общедоступен и непроизволен; • локально распространенные, контакт с которыми обусловлен только пересечением местонахождения работающего человека и ареала заражения; • локализованные специально, контакт с которыми обусловлен только случайным или целенаправленным разрушением средств локализации.  7. Для целей оценки риска воздействия и выработки мер защиты биологические объекты, обладающие биологическим воздействием на организм работающего, подразделяют на следующие группы: • способные/неспособные к широко распространенной контаминации; • способные/неспособные к устойчивому существованию в окружающей среде, сырье, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции; • способные/неспособные к устойчивому существованию при применении к ним основных мер санитарии и деконтаминации. 4. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы Опасные и вредные производственные факторы, обладающие свойствами психофизиологического воздействия на организм человека, подразделяют на: 1. Физические перегрузки, связанные с тяжестью трудового процесса; 2. Нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса. 1. Физические перегрузки, связанные с тяжестью трудового процесса Физические перегрузки подразделяют на: • статические, связанные с рабочей позой; • динамические нагрузки, связанные с массой поднимаемого и перемещаемого вручную груза; • динамические нагрузки, связанные с повторением стереотипных рабочих движений.  Физические перегрузки организма работающего, связанные с тяжестью трудового процесса, в целях оценки условий труда, разработки и принятия мероприятий по их улучшению характеризуются такими показателями, как: • физическая динамическая нагрузка; • масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; • стереотипные рабочие движения; • статическая нагрузка; • рабочая поза; • наклоны корпуса тела работника; • перемещение в пространстве. 2. Нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса Нервно-психические перегрузки подразделяют на: умственное перенапряжение, в том числе вызванное информационной нагрузкой; • перенапряжение анализаторов, в том числе вызванное информационной нагрузкой; • монотонность труда, вызывающая монотонию; - эмоциональные перегрузки.  Нервно-психические перегрузки организма работающего, связанные с напряженностью трудового процесса, в целях оценки условий труда, разработки и принятия мероприятий по их улучшению характеризуются такими показателями, как: • длительность сосредоточенного наблюдения; • активное наблюдение за ходом производственного процесса; • число производственных объектов одновременного наблюдения; • плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени; • нагрузка на слуховой анализатор; • нагрузка на голосовой аппарат; • работа с оптическими приборами. Микроклимат производственных помещений Микроклимат производственных помещений – это комплекс фи­зических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека и определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда. Поддержание микроклимата рабочего места в пределах гигиенических норм – важнейшая задача охраны труда.   Показатели микроклимата: 1. Температура воздуха; 2. Относительная влажность воздуха; 3. Скорость движения воздуха; 4. Мощность теплового излучения. Воздушная среда из всех элементов, составляющих среду обитания и деятельности человека, является важнейшей. Природный воздух представляет собой сложную динамическую систему, образованную различными газами (и парами) и находящимися во взвешенном состоянии мельчайшими твердыми и жидкими частицами – аэрозолями.   Под загрязнением воздуха понимается прямое или косвенное введение в него любого вещества в таком количестве, которое изменяет качество и состав чистого атмосферного воздуха, нанося вред людям, живой и неживой природе.   Важнейшим газообразным веществом, определяющим качество воздуха, является водяной пар. Чем сильнее нагрет воздух, тем большее количество водяного пара он может содержать. Отношение содержащегося водяного пара к тому предельному количеству, которое может содержаться в воздухе при данной температуре, называется относительной влажностью.   Важнейшей характеристикой воздушной среды является барометрическое давление, поскольку разница барометрического давления и давления воздуха в альвеолах легких определяет величину газообмена. Барометрическое давление считается и называется нормальным на уровне моря (одна атмосфера) и экспоненциально убывает с высотой.   Помимо газового состава и барометрического давления, важнейшей характеристикой воздушной среды служит температура воздуха. В сочетании с подвижностью (скоростью) движения воздуха относительно тела человека температура воздуха определяет характер теплообмена – нагрев или охлаждение тела человека.   Жизнедеятельность человека может нормально протекать лишь при условии сохранения температурного гомеостаза организма, что достигается за счет системы терморегуляции и деятельности других функциональных систем: сердечно-сосудистой, выделительной, эндо­кринной и систем, обеспечивающих энергетический, водно-солевой и белковый обмен.   Для сохранения постоянной температуры тела организм должен находиться в термостабильном состоянии, которое оценивается по тепловому балансу. Тепловой баланс достигается ко­ординацией процессов теплопродукции и теплоотдачи.   Микроклимат по степени влияния на тепловой баланс человека подразделяется на: • нейтральный; • нагревающий; • охлаждающий. Нейтральный микроклимат – это такое сочетание его составляющих, которое при воздействии на человека в течение рабочей смены обеспечивает тепловой баланс организма, разность между величиной теплопродукции и суммарной теплоотдачей находится в пределах ± 2 Вт, доля теплоотдачи испарением влаги не превышает 30%.   Охлаждающий микроклимат – это сочетание параметров, при котором имеет место превышение суммарной теплоотдачи в окружающую среду над величиной теплопродукции организма, приводящее к образованию общего и/или локального дефицита тепла в теле человека (>2 Вт).   Охлаждающий микроклимат приводит к обострению язвенной болезни, радикулита, обусловливает возникновение заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. Охлаждение человека (как общее, так и локальное) приводит к изменению его двигательной реакции, нарушает координацию и спо­собность выполнять точные операции, вызывает тормозные процессы в коре головного мозга, что может быть причиной возникновения различных форм травматизма. При локальном охлаждении кистей снижается точность выполнения рабочих операций.   Нагревающий микроклимат – сочетание его параметров, при котором имеет место изменение теплообмена человека с окружающей средой, проявляющееся в накоплении тепла в организме (>2 Вт) и/или в увеличении доли потерь тепла испарением влаги (>30%).   Воз­действие нагревающего микроклимата вызывает нарушение состояния здоровья, снижение работоспособности и производительности труда. Нагревающий микроклимат может привести к заболеванию общего характера, которое проявляется чаще всего в виде теплового коллапса. Он возникает вследствие расширения сосудов и уменьшения давления в них крови. Обморочному состоянию предшествует головная боль, чувство слабости, головокружение, тошнота.   Тепловой удар очень опасен. Даже при раннем выявлении каждый пятый случай является смертельным. При общем тепловом застое значительно повышается тем­пература тела, что приводит к прямому повреждению тканей, особенно центральной периной системы. Тошнота и рвота предшествуют шоковой стадии с глубокой потерей сознания, иногда сопровождающейся судо­рогами. Вследствие расстройства центра терморегуляции снижается потообразование. Кожа горячая, сухая, сначала имеет красный цвет, а потом приобретает серую окраску. Смертность тем выше, чем выше температура тела.   В результате солнечного удара в первую очередь нарушаются функции головного мозга из-за местного перегревания незащищенной от солнца головы.   Тепловое состояние человека – это функциональное состояние организма, обусловленное его теплообменом с окружающей средой, характеризующееся содержанием и распределением тепла в глубоких и поверхностных тканях организма, а также степенью напряжения ме­ханизмов терморегуляции.   Тепловое состояние человека классифицируется на: • оптимальное; • допустимое; • предельно допустимое; • недопустимое. Разработан метод оцен­ки теплового состояния в целях обоснования гигиенических требований к микроклимату рабочих мест, а также меры профилактики по защите работающих от возможного охлаждения и перегревания.   По степени влияния на само­чувствие человека, его работоспособность микроклиматические условия подразделяются на: • оптимальные; • допустимые; • вредные; • опасные. Нормативные гигиенические требования к отдельным показателям микроклимата, их сочетаниям, разработанные на основе изучения теплообмена и теплового состояния организма человека в микро­климатических камерах и в производственных условиях, а также на основе клинических и эпидемиологических исследований, изложены в СанПиН 2.2.4.548-96. Защита работников от перегревания и переохлаждения Профилактика перегрева организма работника в нагревающем микроклимате включает следующие мероприятия: • нормирование верхней границы внешней термической нагрузки на допустимом уровне применительно к восьмичасовой рабочей смене; • регламентация продолжительности воздействия нагревающей среды для поддержания среднесменного теплового состояния на опти­мальном или допустимом уровне; • использование специальных средств коллективной и индивиду­альной защиты, уменьшающих поступление тепла извне к поверхности тела человека и обеспечивающих допустимый тепловой режим.  Защита от охлаждения осуществляется посредством: • одежды, изго­товленной в соответствии с требованиями государственных стандартов. • использования локальных источников тепла, обеспечивающие сохранение должного уровня общего и локального теплообмена организма. • регламентации продолжительности непрерывного пре­бывания на холоде и продолжительности пребывания в помещении с комфортными условиями. Производственная пыль и защита от нее Пыль – это аэродисперсная система, в которой дисперсионной средой является воздух, а дисперсной фазой пылевые частицы. Пылевые частицы находятся в твердом состоянии и имеют размеры от десятых долей миллиметра до долей микрометра.   Производственная пыль классифицируется следующим образом: • по происхождению – органическая, неорганическая, смешан­ная; • по способу образования – аэрозоли дезинтеграции, конденсации; • по размеру частиц – видимая (более 10 мкм), микроскопическая (0,25-10 мкм) и ультрамикроскопическая (менее 0,25 мкм). Источниками загрязнения воздуха производственных помещений являются производственные процессы, в ходе которых выделяются технологическая пыль и аэрозоли.   Пыль может оказывать на организм различное действие. По конечному повреждающему действию производственные аэрозоли можно разделить на аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (ЛПФД) и аэрозоли, оказывающие преимущественно общетоксическое, раздражающее, канцерогенное, мутагенное действие, а также влияющие на репродуктивную функцию (производственные яды). Особое место занимают аэрозоли биологически высокоактивных веществ: витаминов, гормонов, антибиотиков, веществ белковой природы.   Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли АПФД) могут вызывать профессиональные заболевания легких – пневмокониозы, пылевые бронхиты, а также другие хронические заболевания органов дыхания.   И нашей стране гигиенические регламенты содержания пыли установлены по гравиметрическим (весовым) показателям, выраженным в миллиграммах на кубический метр (мг/м3), характеризующим всю массу присутствующей в зоне дыхания пыли.   Приборы для пылевого контроля условно можно разделить на пылесборники (устройства для отбора проб витающей пыли) и пылемеры (приборы для измерения концентрации пыли в воздухе).   Средства нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест включают: • устройства для поддержания нормируемой величины барометрического давления; • устройства вентиляции и кондиционирования воздуха; • устройства локализации вредных факторов; • устройства авто­матического контроля и сигнализации; • устройства дезодорации воздуха. 
«Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot