Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Средства обучения и их классификация

  • 👀 318 просмотров
  • 📌 281 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Средства обучения и их классификация
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Средства обучения и их классификация» doc
Лекция № 10 (с элементом практического занятия) Средства обучения и их классификация В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения»: • одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения; • другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности; • третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика; • четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения, и собственно средства-инструменты обучения. Наиболее емкое и в большей степени отражающее современную точку зрения на средства обучения является понимание данной педагогической категории П.И. Пидкасистым, понимающим под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала, т. е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Согласно данной позиции, можно выделить две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство — инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся. Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения. Содержание образования формируется на трех уровнях (см. Абаскалова Методика обучения БЖ- учебник): • первый - уровень урока; • второй - уровень учебного предмета; • третий уровень - весь процесс обучения. На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне есть свое специфическое содержание, то и средства их освоения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения. К средствам обучения первого порядка относятся те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока: • идеальные - языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.); учебные компьютерные программы по теме урока; • материальные - отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели). К средствам обучения второго порядка относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание учебного предмета:  • идеальные - система условных обозначений различных дисциплин; искусственная среда для накопления навыков по предмету; учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету; • материальные - учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники; технические средства обучения; лабораторное оборудование. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи: • идеальные – вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении; методы и формы организации учебной деятельности; система общешкольных требований; • материальные - учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники; учебное оборудование. Таким образом, формируется трехуровневая система средств обучения. Важно понимать, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга: учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал, компьютеры, лабораторное и промышленное оборудование, в то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. Обобщение схемы В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин, достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литератуpa), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующее-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований. К материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование. 2. Технические средства обучения. Задание 3. Составить таблицу «ТСО и их предназначение» ТСО Для чего предназначено современный персональный компьютер мультимедийный проектор мультимедийный экран телевизор видеомагнитофон или бытовой DVD-проигрыватель интерактивная указка принтер (лазерный, струйный) сканер цифровой фотоаппарат В середине 1950-х гг. основные усилия ученых были направлены на доказательство целесообразности комплексного использования наглядных пособий для активизации учебно-воспитательного процесса. Разработка это го вопроса значительно обогатила теорию и практику системы средств предметного обучения. С развитием и совершенствованием проекционной техники в 1970-х гг. в школу входят экранные средства обучения. Н.М. Пожарицкая, Н.А. Путал, А.М. Розенштейн, И.М. Машаров разработали методику их применения на уроке, во внеурочной работе, на внеклассных занятиях. Особое внимание уделяется комплексному применению различных средств наглядности. В 1980-е гг. в школу стали внедряться обучающие машины, появились первые компьютерные классы. Вводятся информатизационные средства обучения, а на современном этапе развития мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для предметного обучения в школе. Для проведения урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием средств мультимедиа в школьном компьютерном классе требуются следующие основные технические устройства: – современный персональный компьютер. ПК является главным элементом в иерархии средств мультимедиа и предназначен для учебных и других целей посредством работы с различными мультимедийными устройствами, приложениями, программами, играми; – мультимедийный проектор, имеющий «выходы» на персональный компьютер, видеомагнитофон, телевизор и другие устройства. В учебном процессе они необходимы для показа презентаций, схем, графиков, фотографий, видеофильмов; – мультимедийный экран предназначен для отображения изображения с мультимедийного проектора; некоторые модели обладают сенсорными свойствами, то есть ученик и сам учитель могут самостоятельно перемещать раз личные объекты на экране с помощью пальцев рук или лазерной указки; – телевизор необходим для вывода на экран различной информации (фото, видео, текст) в отсутствие мультимедийных проекторов; – видеомагнитофон или бытовой DVD-проигрыватель нужен для воспроизведения различной информации на DVD (компакт-диски) и VS (видео кассеты) носителях; – интерактивная указка необходима для указания различных объектов на доске или мультимедийном экране на расстоянии (принцип работы основан на инфракрасном излучении); – принтер (лазерный, струйный) осуществляет оперативный вывод (распечатывание) информации с компьютера (текста, изображения) на бумагу; – сканер необходим для сканирования (копирования) информации с большинства носителей и сохранения данных объектов на компьютере; – цифровой фотоаппарат нужен для получения цифровых фотоснимков. Все вышеописанные технические средства при наличии программного обеспечения позволяют в полной мере организовать подготовку и проведение уроков в школе с использованием мультимедийных средств. Стоит упомянуть еще и о том, что все программные продукты, используемые в образовательном процессе, должны быть лицензионными и соответствовать требованиям государственного стандарта (ГоСТа). В этом есть необходимость, так как нелицензионные компьютерные программы не гарантируют хорошую и устойчивую работу с ними, а также операционной системы в целом. Поэтому всем образовательным учреждениям рекомендовано приобретать и использовать программные продукты тех компаний, которые прошли лицензирование в Министерстве образования российской Федерации, получили сертификат соответствия своих продуктов всем требованиям, предъявляемым к ним, и допущены к использованию в образовательном процессе. Одним из идеальных средств обучения являются учебные компьютерные программы. Мультимедийные пособия по курсу ОБЖ Игровые программы: Компьютерная обучающая  программа  «Безопасность на улицах и дорогах». Компьютерная обучающая игра «Как Иван-царевич подземного змея победил». Компьютерная обучающая игра «Действия при угрозе и возникновения пожаров». Мультипликационный фильм «Спасик и его команда» Правила безопасного поведения в быту Мультипликационный фильм по правилам безопасного поведения детей в городе «Спасик и его друзья» на CD Мультипликационный фильм по  правилам  безопасного поведения детей на природе «Спасик и его друзья» на CD Мультипликационный фильм по правилам безопасного поведения детей при пожаре «Спасик и его друзья» на CD. Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности на DVD. Учебники: Мультимедийное учебное пособие по курсу ОБЖ для учащихся 5 классов общеобразовательных  учреждений на CD. Мультимедийное учебное пособие по  курсу ОБЖ для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений на CD. Мультимедийное учебное пособие по курсу ОБЖ для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений на CD. Электронное издание по курсу ОБЖ для 8-го класса. CD. Электронное пособие по курсу ОБЖ для 9-го класса. CD. Мультимедийное   учебное пособие  «Основы безопасности жизнедеятельности» для  10-го класса общеобразовательных учреждений: книга +CD. Электронное издание по курсу ОБЖ для 11-го класса. CD Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 5-го класса. CD Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 6-го класса. CD. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 7-го класса. CD. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 8-го класса. CD. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 9-го класса. CD. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 10-го класса. CD Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 11-го класса. CD.
«Средства обучения и их классификация» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot