Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогические технологии и методы в высшей школе

  • 👀 355 просмотров
  • 📌 290 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогические технологии и методы в высшей школе» pdf
Лекция 8. Педагогические технологии и методы в высшей школе Педагогические технологии Содержательный компонент Концептуальная составляющая Диагностическая составляющая Система знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения Профессиональнопедагогическая компетентность педагога Процессуальный компонент Дидактическая составляющая Содержание обучения. Методы, Методические приемы. Организационные формы. Дидактические средства Индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся Рисунок 44 - Структура педагогической технологии Воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: Организация деятельности обучающихся; Управление процессом обучения Теория и практика обучения Содержательная сторона обучения Процессуальная сторона обучения Рисунок 45. Дидактический принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения Функция Ориентирующая Субъектно-личностная Операционная Духовная Таблица 45. Функции содержательного компонента Характеристика Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования Основана на выявлении ценностей существования себя и других людей Создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего Ориентация на духовно-нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках Процессуальная сторона, ход обучения Формы обучения • коммуникативный компонент целостного процесса обучения Методы обучения • деятельностный компонент целостного процесса обучения Рисунок 46. Процессуальная сторона обучения Методы стимулирования и мотивации учения • Познавательные игры • Учебные дискуссии • Методы учебного поощрения и порицания • Методы предъявления учебных требований Таблица 46. Методы обучения (по классификации Ю.К. Бабанского) Методы организации и осуществления учебных Методы контроля и действий самоконтроля • Словесные • Наглядные • Практические • Индуктивные • Устный и • Дедуктивные письменный • Метод аналогий • Лабораторный • Проблемно-поисковый • Машинный • Эвристический • Самоконтроль • Исследовательский • Репродуктивные (инструктаж, объяснение, тренировка) • Самостоятельная работа с книгой, с приборами Методы обучения – это способы организации учебнопознавательной деятельности студента с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических, научных, конструктивных и лабораторных целей. Целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов обучения, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов – классификацию классификацией. Классификация классификаций Классификация по соответствию методов общественно-исторического развития обучения логике Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям студентов Классификация методов обучения по получения информации способам передачи и Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания студентов, внутренних мотивов” и стимулов поведения Классификация методов обучения по основным этапам познавательного процесса (методы этапа восприятия – первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения) Рисунок 47. Классификация классификаций Основа По источнику знаний По этапу обучения По способу руководства образовательной деятельностью По логике образовательного процесса По дидактическим целям Таблица 47. Основы классификации методов обучения Методы Словесные, наглядные и практические методы, ибо иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует Ориентация на методы подготовки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуждение интереса, познавательной потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых умений и навыков; на методы изучения нового материала; на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способствующих использованию познанного; на методы контроля и оценки результатов обучения Методы объяснения педагога самостоятельной работы студентов и разнообразные методы организации Опора на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы Методы стимулирования деятельности, например: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки Объяснительно-иллюстративный метод. Обучающиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит По характеру (степени самое широкое применение для передачи большого массива информации. Им можно самостоятельности и пользоваться для изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов творчества) деятельности обучаемых Репродуктивный метод. К нему относятся применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях Основа По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых Продолжение таблицы 47 Методы Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как бы свидетелями и соучастниками научного поиска Частично-поисковый, или эвристический метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и реализующие научный поиск Основа По организации и осуществлению учебнодеятельности обучаемых По контролю и самоконтролю за эффективностью деятельности обучаемых Выбор методов обучения в высшей школе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательно сти учебного материала, а также от контингента студентов Окончание таблицы 47 Методы Словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.). Репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному). Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Методы устного контроля и самоконтроля. Методы письменного контроля и самоконтроля. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Таблица 48. Принципы выбора методов обучения в высшей школе 1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима 2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам 3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению 4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов 5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов. 6. Определение "точек", интервалов, приёмов контроля и самоконтроля 7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного Таблица 49. Пути повышения активности студентов и эффективности всего образовательного процесса Пути повышения Усилить учебную мотивацию студентов за счет: а) внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов) Создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А. Сухомлинскому) Дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями Обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию Интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой Обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания Полнее учитывать индивидуальные особенности студентов, их личностные и когнитивные особенности Очная ф Блок А Заочная форма б Очно-заочная ф ( ) Экстернат Способы непрерывного управления познавательной деятельностью Организация обучения Лекции Семинарские занятия Практические занятия Просеминары Семинары Научные семинары Лабораторные работы Самостоятельные работы Студенческие конференции Практика Научно-исследовательские работы Дистанционное б Контроль результатов Проблемные Системные Междисциплинарные Ориентирующие Тематические Коллоквиумы Групповые Фронтальные Микрогрупповые Парные Индивидуальные Учебная Научные конференции Производственная Научные публикации Преддипломная Блок Б Зачеты Экзамены Тестирования Рефераты Курсовые работы Дипломное проектирование Рисунок 48. Организационные формы обучения в вузе По общим целям Учебнопознавательна Информационная Воспитательная Развивающая По дидактическим целям По научному уровню Вводная Академическая Установочная Научнопопулярная Текущая Заключительнообобщающая По активизации познавательной деятельности Проблемная Визуализация Научная Обзорная Лекцияконсультация Провокация Деловая игра Прессконференция Дискуссия Беседа Бинарная Рисунок 49. Виды лекций Таблица 50. Описание организационных форм обучения в вузе Форма (от лат.forma – внешнее очертание, наружный вид) рассматривается в науке как внешнее выражение какого-либо содержания. В педагогике под формами обучения принято понимать то или иное построение, организацию учебного процесса. Формы организации обучения или организационные формы обучения, как отмечают, раскрываются через способы взаимодействия преподавателя со студентами при решении образовательных задач, решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. I Формы обучения в ВУЗе Очная форма обучения. Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта студентов с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения заключаются в максимальном объеме «обучающевоспитывающих» взаимодействий всех участников образовательного процесса, в возможности использовать все виды педагогического контроля, в широкой представленности групповых методов обучения и, наконец, в возможности дать максимальный объем содержательного материала. Заочная форма обучения – прямая противоположность очной форме – объем непосредственных контактов студентов и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима. Очно-заочная (вечерняя) форма – по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами. Экстернат – полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля. Дистанционное обучение - диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет - документальное обучение (по переписке). II Способы непрерывного управления познавательной деятельностью студентов Продолжение таблицы 50 Организация обучения Организация обучения – способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы. По активизации познавательной деятельности Лекции – форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта (лектора) к обучающимся в целях их дальнейшего использования. Виды лекций Проблемная. Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблемзаданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций. Визуализация. Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Провокация. Лекция с ошибками (лекция-провокация) - интерактивная технология обучения, предполагающая развитие умения обучающихся работать с информацией, посредством выявления и анализа ошибок, запланированных преподавателем в содержании лекции, с целью освоения обучающимися наиболее сложных, ключевых моментов учебного материала, закреплению, обобщению и систематизации знаний и умений. Пресс-конференция. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. По научному уровню По активизации познавательной деятельности Продолжение таблицы 50 Дискуссия. Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Беседа. Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры. Деловая игра. Деловые игры занимают одно из ведущих мест в процессе обучения. Несомненным достоинством в данном случае является доступность, наглядность, результативность, что в свою очередь приводит к повышенному интересу обучаемых, а изучаемый материал усваивается не только на рационально-логическом, но и на эмоциональном уровне. Деловая игра нацелена, главным образом, на повышение степени самостоятельности слушателя в процессе обучения. Самостоятельность предполагает необходимость работы со стороны слушателей над изучаемым материалом, развитие их способностей свободно ориентироваться в изучаемых вопросах и умение самостоятельно находить на них ответы. В то же время, деловая игра позволяет создать условия, при которых получение знаний становится личной установкой учащегося. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). Научная лекция проявляется в ее опоре на современное состояние научного знания. Выражается это в рассмотрении, а затем сопоставлении различных взглядов на изучаемую проблему; на сущность теоретических и практических ее аспектах, описание теорий, закономерностей, конкретных психических феноменов. Содержание научной лекции обязательно включает имена известных отечественных и зарубежных исследований, результаты этих экспериментов, новейшие идеи и концепции, описание методов исследования. По дидактическим целям По научному уровню Продолжение таблицы 50 Научно-популярная лекция рассчитана на достаточно широкий круг слушателей, поскольку в доступной форме информирует о различных научных открытиях, достижениях, практических результатах исследований. Она также обладает двумя важными особенностями – интерактивностью и получением научно-популярной информации в реальном времени. Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности. Установочная лекция читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах. Для студентов дневных факультетов установочные лекции читаются во время выбора тем курсовых или дипломных работ - это методические лекции, из которых можно узнать, как подготовить курсовую или дипломную работу (подбор литературы, ее изучение, план работы подготовка текста, защита работы и др.). Текущая лекция. Применяется при систематическом, плановом изложении учебного материала предмета. содержание такой лекции посвящено конкретной теме, является законченным произведением, имеющим логическую связь с предшествующей и последующей темами. Обзорная лекция. Применяется на завершающем этапе обучения (перед экзаменом) или в системе заочного и вечернего обучения. В ней дается обобщенная краткая информация по определенным вопросам. По общим целям Продолжение таблицы 50 Заключительно-обобщающая лекция. Призвана завершить изучение дисциплины. В ней дается обобщение и систематизация изученного материала, рассматриваются перспективы развития. Кроме того, в ней содержатся рекомендации для самостоятельной работы, а также по подготовке к экзамену. Лекция-консультация - форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения подобных лекций. Но всегда первая часть занятия проводится в виде лекции, а на второй лектор отвечает на предварительно подготовленные или только возникшие вопросы аудитории. Учебно-познавательная лекция предполагает систематическое, целостное и полное воспроизведение учебного материала в соответствии с требованиями программы, изложение узловых вопросов науки. Они составляют базу изучения учебного материала. Информационная лекция. Используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Лекция применяется для изложения содержания учебного материала. Это вид лекции является самым традиционным видом в высшей школе. Для более эффективного изложения материала преподавателю важно использовать настенную доску, на которой записывается план лекции, оформляются основные пункты и заметки, а также технические средства обучения (кодоскопы, диапроекторы и т. д.). В информационной лекции превалирует деятельность преподавателя. Воспитательная лекция. Ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту. Развивающая лекция. В процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, всем стилем лекции учить их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска - именно это характеризует развивающую лекцию и создает условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия. Продолжение таблицы 50 Семинары 2. Семинарские занятия Просеминар - это занятие, готовящее к семинару, проводиться на первых курсах. Цель: ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения. Междисциплинарный – это семинар, на котором, обсуждаемую тему рассматривают в различных аспектах с применением различных дисциплин. На данном семинаре желательно присутствие соответствующих специалистов в обсуждаемых областях. Проблемный - это семинар, который помогает решить определенную научную проблему или круг проблем. Во время семинара формулируется проблема и проводится её обсуждение, с совместным поиском решения. Тематический - это семинар, основная цель которого заострить внимание участников на одной актуальной теме или на группе вопросов со схожей проблематикой. На таких семинарах обсуждают наиболее важные аспекты выбранной темы. В случае обучающего семинара, студентам заранее требуется обозначить важнейшие моменты обсуждаемой темы. Если обучаемые не могут выделить основные моменты, преподаватель должен сделать это за них. Данный тип семинаров увеличивают глубину понимания выбранной темы, помогает найти совместное решение проблемы и ответов на поднятые вопросы. Ориентирующий – это семинар, на котором, обсуждают новые аспекты известных тем или варианты решения уже поставленных и изученных вопросов. Научный - форма учебного процесса, построенная на изучении обучающимися отдельных исследовательских вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения. Системный - это семинар, основная цель которого глубокое знакомство с проблемами, имеющие прямое или косвенное отношение к изучаемой теме. Продолжение таблицы 50 Практические занятия 3. Практические занятия - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Групповые - практические занятия, при которых работа в группах (обычно более 6 человек) осуществляется самостоятельно, поэтому дается материал, восприятие которого студентами не затруднено без помощи преподавателя. Фронтальные - практические занятия, при которых после выкладки на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы. Микро-групповые - практические занятия, при которых задание, данное преподавателем, выполняется малыми (обычно от 3 до 6 человек) группами студентов с распределением обязанностей между членами группы. В результате поставленная цель достигается путем индивидуального вклада каждого. Обычно на практические занятия для работы в микро-группах выносятся темы, которые не представляют высокую степень сложности для студентов, но нуждаются в детальном изучении и осмыслении. Парные - практические занятия, при которых коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый студент по очереди работает с другим. Парные практические занятия позволяют не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей студентов, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Индивидуальные - практические занятия, при которых студенты группы, разделены на бригады, выполняющие разные по тематике, содержанию и планом практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов. 4. Лабораторная работа - форма организации обучения, интегрирующая теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. В ходе выполнения работ студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде отчетов, статей, таблиц, схем, графиков и других текстов. Продолжение таблицы 50 Лабораторная работа Традиционная - лабораторная работа по готовым методическим указаниям. Практика Проблемная - лабораторная работа, при которой проводится подготовительная работа со студентами, знакомя их с правилами коллективной мыслительной деятельности, формируют подгруппы по первичному обсуждению проблемы, обеспечивают участие всех студентов в обсуждении этой проблемы. При такой организации занятий в лаборатории студенты получают только задания, а пути их выполнения они находят сами и самостоятельно проводят все этапы исследования – собирают установку, проводят измерения, обрабатывают результаты и так далее. 5. Самостоятельная работа - форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда. 6. Студенческие конференции - это форма организации учебного процесса в виде собрания с чтением докладов и их последующим обсуждением. Проводится она с целью привлечения студентов к такой деятельности, а как результат - нахождение решений актуальных задач научной, государственной и общественной значимости. 7. Практика - вид внеурочной работы студента, предусмотренный профессиональной образовательной программой, закрепление полученных теоретических знаний. Учебная - это практика по получению первичных профессиональных навыков. Она направлена на формирование общих и общепрофессиональных компетенций обучающихся. Производственная - включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю специальности (технологическая, исполнительская и т. п.), научно - исследовательская, научно - педагогическая практики. Производственная практика преследует цель приобретения студентами необходимых навыков и умений организационной и практической работы по специальности будущего выпускника. Научные исследования с написанием отчетов по практике также являются неотъемлемой частью производственной практики. Продолжение таблицы 50 Научноисследовательская б Практика Преддипломная - это практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения, она направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, формирование профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности и проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения для выполнения выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика организуется и проводится в организациях и учреждениях, профиль которых включает деятельность, связанную с темой выпускной квалификационной работы. 8. Научно-исследовательская работа - это эффективный способ и средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов. Научная конференция – собрание группы людей (объединенных общими научными интересами), посвященное обсуждению определенной темы. Здесь можно зачитать свой доклад, поделиться с коллегами результатами работы, а главное, высказать свое и выслушать чужие мнения. Научная публикация - это работа, созданная в результате научных исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Это доведение информации до сообщества с помощью СМИ и размещения в научных печатных изданиях. Научная публикация предназначена для информирования учёных, исследователей и специалистов о последних достижениях в разных областях науки, а также для закрепления паритета на открытие. Научно-исследовательская работа неотъемлемо взаимосвязана с выполнением научных семинаров, курсовых работ (проектов) и дипломного проектирования. Подведение итогов научно-исследовательской работы студентов является одной из форм ее контроля. Итоги подводятся на семинарах кафедры, конференциях факультета, ВУЗа, где рассматриваются лучшие курсовые работы (проекты) и дипломные проекты. Лучшие работы публикуются в научной печати, докладываются на научных и научно-практических конференциях, выдвигаются на конкурсы и премии Продолжение таблицы 50 Контроль результатов Коллоквиум - (лат. colloquium) проверка и оценивание знаний в форме промежуточного мини-экзамена в середине семестра, имеющего целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов; высшая форма свободной научной беседы студентов и преподавателей. В ходе коллоквиума могут проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене 2. Зачет форма проверки знаний обучающихся в ВУЗах. Вместо применяемого при экзамене выставления отметки, при успешном прохождении зачёта в ведомость и зачётную книжку ставится лишь пометка об успешном прохождении испытания по учебной дисциплине или её разделу (сама такая пометка тоже называется «зачётом»). В ходе зачёта учитывается не только уровень знания теории, но и результаты производственной практики, лабораторных работ, семинаров. 3. Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) -итоговая форма оценки знаний. В учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. 4. Тестирование - это современный способ исследования качеств личности, любых других выбранных параметров: уровня знаний, способностей, умений и навыков. 5. Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме. Реферат - это форма контроля самостоятельной научной работы студента как письменный доклад-отчёт автора по исследуемой им проблеме конкретной учебной дисциплине. 6. Курсовая работа (проект) - задание, которое выполняется студентами высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором-третьем курсах(иногда и на первом курсе) в виде рефератов, на старших - в виде исследовательской работы. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. Окончание таблицы 50 7. Дипломное проектирование - это самостоятельное исследование, которое должно продемонстрировать глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, сообщать различные наблюдения. Тема дипломного проектирования определяется совместно со студентом и его научным руководителем (консультантом) и представляется на кафедру согласно календарным срокам для утверждения. Дипломное проектирование является показателем степени усвоения студентом умений и навыков научной исследовательской работы – анализировать и систематизировать теоретические знания на основе отечественного и зарубежного опыта, накопленного по выбранной теме; умения использовать полученные знания на практике; умения изложить результаты своей работы в тексте. Основная литература: 1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие / В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777 2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В. Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357 Дополнительная литература: Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик 3. Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411 4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks» 5. 6. Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В. Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949 Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. – 55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.
«Педагогические технологии и методы в высшей школе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot