Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды профессиональной деятельности спортивного педагога

  • 👀 667 просмотров
  • 📌 599 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды профессиональной деятельности спортивного педагога» pdf
Лекция 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА 4.1. Виды профессиональной деятельности спортивного педагога Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях. Педагогическая характеристика деятельности спортивного педагога рассматривается через ряд понятий: виды профессиональной деятельности; функциональные компоненты, этапы осуществления деятельности в учебно-воспитательном процессе. Кроме этого, через формы деятельности спортивного педагога, профессиональные способности, оценку продуктивной деятельности, специфические особенности деятельности спортивных педагогов. Виды профессиональной деятельности спортивного педагога представлены в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «Бакалавр»). Область профессиональной деятельности спортивного педагога предполагает следующие формы работы: – образование в сфере физической культуры и спорта; – двигательная рекреация и реабилитация;пропаганда здорового образа жизни; – деятельность в сфере услуг, туризма; – научно-изыскательские работы; – исполнительское мастерство. При этом профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и 1 совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта. Спортивный педагог готовится к следующим видам профессиональной деятельности: – педагогическая; – тренерская; – рекреационная; – организационно-управленческая; – научно-исследовательская; – культурно-просветительская. Рассмотрим профессиональные компетенции спортивного педагога. Компетенция — динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников. Компетентность — целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций. Выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Профессиональная компетентность спортивного педа- гога — владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Рассмотрим подробно необходимые профессиональные компетенции для каждого вида деятельности. Педагогическая деятельность: – способность развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1); 2 – применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2); – способность воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3); – умение разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4); – самостоятельное проведение учебных занятий по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, организация внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися (ПК-5); – адекватная оценка физических способностей и функционального состояния обучающихся, выбор соответствующих средств и методов двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6); – проведение профилактики травматизма, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в процессе занятий (ПК-7). Тренерская деятельность: – осознание истоков и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основ и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основ деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8); – способность формировать мотивацию у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9); – способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10); – умение разрабатывать перспективные и оперативные планы 3 и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11); – самостоятельное проведение тренировочных занятий по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществление профилактики травматизма (ПК-12); – владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК13). Рекреационная деятельность: – формирование личности занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщение занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14); – умение заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности для участия в рекреационной деятельности (ПК-15); – самостоятельное проведение рекреационной деятельности в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественносредовых факторов (ПК-16); - умение выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17); – способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18); – реализация программ оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающих в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния с учетом морфофункциональных, психологических и возрастных 4 особенностей занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19). Организационно-управленческая деятельность: – способность составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20); – умение практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21); – умение разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22); – умение составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23); – способность обеспечивать соблюдение техники безопасности при проведении занятий (ПК-24). Научно-исследовательская деятельность: – способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25); – умение проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробироанных методик (ПК-26); – владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27); – способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28). Культурно-просветительская деятельность: – владение методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической 5 культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29); – использование накопленных в области физической культуры и спорта духовных ценностей, полученных знаний об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30); – владение приемами общения и умение использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31); – владение приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32). 4.2. Функциональные компоненты деятельности спортивного педагога Принято выделять следующие компоненты профессиональной деятельности спортивного педагога: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, двигательный [Ильин, с. 85]. Конструктивный компонент деятельности учителя физической культуры заключается в выполнении ряда требований: 1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков; 2) отбор и последовательное расположение учебного материала; 3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры; 6 4) программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся. Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры. Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока и выражаются в целом ряде умений: – предварительное определение и формулировка цели и задач урока; – предварительный подбор упражнений, направленных на воспитание физических качеств с учётом сенситивных периодов; – предварительный подбор подвижных игр, игровых заданий, эстафет, направленных на закрепление и совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств; – предварительный подбор разнообразных и наиболее эффективных упражнений по ОФП, определение последовательности их выполнения и дозировки; – определение последовательности этапов обучения и воспитания физических качеств; – оптимальное сочетание на уроке показа со словесным объяснением; – рациональное использование имеющегося инвентаря; – осуществление в процессе урока воспитательной работы; – координирование в процессе занятия деятельности всего класса и выполнение индивидуальных заданий; – развитие активности учащихся [Холодов, Кузнецов, с. 240]. – Организаторский компонент деятельности связан с реализацией намеченных планов по организации учебновоспитательного процесса. – Коммуникативный компонент — это умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими. – Гностический компонент связан с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей 7 деятельности. – Двигательный компонент деятельности отражает прежде всего умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. 8 4.3. Этапы осуществления профессиональной деятельности спортивного педагога в учебно-воспитательном процессе Функции спортивных педагогов рассматривают с позиции умений решать основные задачи физического воспитания в соответствии с тремя основными этапами: подготовка к процессу физического воспитания; практическая деятельность на уроке; контроль за эффективностью педагогического процесса [Холодов, Кузнецов, с. 237]. Первый (подготовительный) этап направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-вспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя: – разработку плана-графика учебно-воспитательного процесса на год; – разработку тематического плана на каждую учебную четверть; – разработку планов-конспектов на каждый урок; – выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса (основных, подводящих и специальных упражнений; количества повторений каждого упражнения; продолжительности выполнения отдельных упражнений; общепедагогических методов — словесного, наглядного и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств). 9 На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию целостного учебновоспитательного процесса и каждого урока. Второй этап (практическая деятельность) направлен на управление учебно-педагогической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию. Управление деятельностью учащихся включает в себя: – организационные мероприятия на уроке (построение класса, сообщение задачи урока, организация дисциплины, установка необходимого оборудования и инвентаря, организация безопасности учащихся во время выполнения двигательных действий, рациональное распределение учебного времени, уборка мест занятий, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания); – непосредственно педагогические воздействия (объяснение учебного материала, показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, помощь учащимся при выполнении двигательных действий); – текущий контроль на уроке (оценка и сверка результатов педагогического воздействия с запланированными, оперативное устранение замеченных отклонений от плана). На третьем этапе (контроль над эффективностью педагогического процесса) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков. 10 4.4. Специфика деятельности спортивного педагога Деятельность спортивного педагога характеризуется рядом специфических особенностей: 1. Физическая нагрузка, которая связана с необходимостью показывать физические упражнения; с выполнением физической нагрузки совместно с учениками (особенно в походах); с необходимостью страховать учеников, выполняющих физические упражнения. 2. Профессиональная речь: – связь с речедвигательной координацией, т. е. с умением одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи; – побуждение к действию. При этом действенность слов педагога зависит от профессиональной компетентности, культуры общения, интеллигентности и общей культуры; – лаконичность речи спортивного педагога связана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т. к. эффективность занятия оценивается по моторной плотности, или двигательной активности учащихся; – четкость речи обусловлена акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-тренировочные занятия (спортивный зал, бассейн, спортивная площадка); – доступность речи проявляется в использования специальной терминологии, команд, которые понятны и легко воспринимаются учащимися. 3. Невербальные средства общения: дополнение речи учителя специальными жестами — в судействе соревнований, в организации учебно-тренировочных занятий в условиях акустики большого зала, бассейна, стадиона, природного ландшафта. 4. Психическая напряженность, связанная с шумом от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками). 11 Выявлено, что шум в спортивном зале отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя; это, в свою очередь, связано с необходимостью переключения с одной возвратной группы на другую, значительной нагрузкой на речевой аппарат и голосовые связки. Напряженность труда также связана с постоянной ответственностью за жизнь и здоровье учеников, т. к. занятия физическими упражнениями отличаются повышенной степенью риска получения травм. 5. Внешне средовые факторы: климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе; санитарногигиеническое состояние спортивных классов, залов. 4.5. Профессиограмма педагога Развитие системы высшего физкультурного образования предъявляет все новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к выполнению профессиональной деятельности [Макеева, с. 10; Полиевский, с. 24]. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогической характеристики личности и деятельности спортивного педагога, что должно послужить основой его профессионального становления. Следует отметить, что термин «спортивный педагог» введен нами не случайно. Он широко применяется в научных и популярных как отечественных, так и зарубежных изданиях. В педагогической теории требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность» [Полиевский, с. 358]. Под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии. Профессиональная готовность к педагогической деятельности, кроме профпригодности, включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе выделяют психологическую, психофизиологическую и физическую 77 готовность (т. е. профпригодность), а также научнотеоретическую и практическую подготовку педагога. Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятия профессиональной готовности педагога, представляются в виде профессиограммы [Макеева, с. 56; Полиевский, с. 188]. Профессиограмма учителя была разработана Е. В. Кузьминой в 1967 г. Требования к личности педагога обусловлены совокупностью необходимых социально-профессиональных качеств: высокая гражданская ответственность, социальная активность, любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, способность к принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность [Кузьмина, с. 52]. Характеристика личности педагога также связана с проявлением таких важных качеств, как убежденность (чувство долга, ответственности, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам и др.), направленность личности (интерес к профессии, педагогическое призвание, педагогические намерения и склонности), педагогический такт — интуитивное чувство меры, педагогическая справедливость — объективность учителя, уровень его нравственной воспитанности, авторитет педагога. Деятельность учителя представлена тремя взаимосвязанными компонентами: конструктивный (отбор, планирование и построение учебного материала); организаторский (управленческий); коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами, родителями). В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога — система его интеллектуально-волевых и эмоциональнооценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы 78 его взглядов, убеждений и ценностных ориентацией. Профессиональная позиция — отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т. д. Однако профессиографической характеристикой личности и профессиональной деятельности спортивных педагогов в современной литературе мы не встретили. В качестве примеров определения приоритетов личностного и профессионального развития данной категории специалистов мы можем представить лишь неполные, фрагментарные сведения. 4.6. Педагогическая характеристика личности спортивного педагога Расссмотрим характеристику личности идеального тренера. По мнению Б. Дж. Кретти, спортивный педагог должен быть открытым, общительным, эмоционально устойчивым человеком. Он должен обладать достаточно высоким интеллектом, иметь развитое чувство реальности, быть практичным и уверенным в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам предпринимать ответственные решения. В процессе анализа результатов различных исследований подчеркивается, что представления об идеальной личности тренера существует как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает спортивный педагог, и от того, в каких он отношениях со своими воспитанниками, а также от того, как он передает свои знания. Отмечается, что способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него воспитанники, в сочетании с его профессиональными знаниями может компенсировать некоторые его недостатки. Спортивный педагог высокого класса обладает такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Он 79 достаточно устойчив, активен, имеет твердый характер и определенность взглядов [Кретти, с. 149]. Тренер высокого класса характеризуется особым типом поведения — гибким, иногда авторитарным. Быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование — характерные черты спортивного педагога высокого класса. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля, является нежелательным, т. к. способствует снижению результатов педагогического процесса и говорит о неспособности педагога принимать правильные решения в сложных ситуациях. Индивидуальные свойства личности спортивного педагога оцениваются по следующим качествам: – идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм,целеустремленность,принципиальност); – нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие); – эмоционально-волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе); – поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость); – отношение к работе (увлеченность, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу); – личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное 80 мышление, любознательность, дидактические умения, построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность). В зависимости от того, в какой мере эти или прямо противоположные качества присущи спортивному педагогу, можно сделать вывод об индивидуальных свойствах его личности, о его характере [Корх, с. 87]. Выделяют целый ряд личностных характеристик спортивного тренера, необходимых в его профессиональной деятельности. Среди них энергичность, поддержка; ясность требований; поощрение к активному участию учащихся в процессе тренировки. Кроме этого, сдержанность, образное мышление; поощрение к обмену мнениями; доброжелательность, душевная теплота. Исходя из этого, высказывается предположение о том, что идеальный тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален [Дергач, Исаев, с. 92]. 4.7. Профессиональные способности спортивного педагога Деятельность учителя физической культуры во многом определяется его способностями, которые делятся на следующие группы: Педагогическое воображение — способность предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая перспективы их развития. Аттестационные способности — умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушение дисциплины, следить за собственным поведением. 81 Двигательные способности отражают прежде всего умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. Дидактические способности — способности передавать учебный материал, делая его доступным. Они заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым. Академические способности — способности к изучению соответствующей области наук (теории физической культуры, медико- биологического знания, психолого-педагогические). Перцептивные способности — талант проникать во внутренний мир ученика. Это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. Организаторские способности — умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Авторитарные способности — умение непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета. Коммуникативные способности — способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности. Вопросы для самостоятельной работы 1. Перечислите виды профессиональной деятельности, к которым должен готовиться спортивный педагог. 2. В чем заключается отличие понятий «компетенция» и «компетентность»? 3. Дайте характеристику различным видам профессиональной компетентности. 82 4. Опишите функциональные компоненты профессиональной деятельности спортивного педагога. 5. Опишите этапы осуществления профессиональной деятельности спортивного педагога в учебно-воспитательном процессе. 6. Назовите специфические особенности деятельности спортивного педагога. 7. Объясните смысл понятий «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность» спортивного педагога? Приведите конкретные примеры. 8. На основе перечисленных личностных качеств представьте собственную характеристику идеального спортивного педагога. 9. Какие способности спортивного педагога относятся к педагогическим и профессиональным. Лекция 5 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА 5.1. Характеристика методов обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил. Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию 83 учебно-познавательной деятельности учащихся. Понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения. Для нас интерес представляет следующая формулировка рассматриваемого понятия: методы обучения — пути и способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, которая направлена на решение учебных задач. 84 Метод обучения является основным инструментом педагога. Варьируя методами, он передает знания, формирует умения и навыки обучаемых, стремясь к всестороннему воздействию на их личное развитие. Владение методическим арсеналом является показателем мастерства педагога. К инструментам обучения также относятся понятия способов, приемов и средств. Методический прием — составная часть одного из методов обучения. Самостоятельного значения для решения учебной задачи он не имеет, а используется для усиления действия применяемого метода. Разнообразие методических приемов является признаком высокой квалификации педагога и во многом определяет его индивидуальный стиль обучения. Поиск методов, обеспечивающих совершенствование процесса обучения, остается постоянным. Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует применять разнообразные методы обучения. В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы к вносят разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения [Сидоров, с. 104]. 85 5.1.1. Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Е. Я. Голант) Согласно этой классификации, методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным относятся методы, при использовании которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение). К активным — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой). 5.1.2. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Н. М. Верзилин, Е. И. Перовский, Д. О. Лордкипанидзе) По мнению авторов, существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно, выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий). Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Вторую группу данной классификации составляют наглядные методы обучения, когда усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические, лабораторные работы, дидактическая игра. 86 Эта классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с ее простотой. 5.1.3. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов) В данной классификации выделяют следующие методы обучения: – методы приобретения новых знаний; – методы формирования умений и навыков; – методы применения знаний; – методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с новым материалом, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания. Авторы данной классификации за основу берут дидактические понятия, что позволяет избежать искусственного разделения между отдельными дидактическими методами. 5.1.4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) Согласно этой классификации, методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: 87 – объяснительно-иллюстративные рецептивные); (информационно- – репродуктивные; – проблемного изложения; – частично-поисковые (эвристические); – исследовательские. Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Информацию учитель передает с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.). Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний (которое может быть и неосознанным). Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности. Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет материал и преподносит знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного, это своего рода экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной. Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного 88 изложения. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской деятельности к творческой. Его суть заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за ходом мысли преподавателя. И хотя учащиеся при таком методе обучения являются не участниками, а всего лишь наблюдателями хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод. Частично-поисковый метод получил свое название потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний передает преподаватель, другую часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель — учащиеся — преподаватель — учащиеся и т. д. Таким образом, сущность частично-поискового метода обучения сводится к следующему: – не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; – деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: 89 – преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; – учащиеся самостоятельно ее разрешают; – преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы. Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Специфика этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя. 5.1.5. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения Согласно этой классификации, методы обучения делятся на три группы: – методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; – методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; – методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [Бабанский, с. 115]. Первая группа включает следующие методы: – перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); – словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); – наглядные (демонстрация, иллюстрация); – практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); – логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); 90 – гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); – самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.). Ко второй группе относятся: – методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); – методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.). К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля эффективности собственной учебнопознавательной деятельности. 5.1.6. Бинарная классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся (М. И. Махмутов) В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения включает две группы методов: – методы преподавания (информационно-сообщающие, объяснительные, инструктивно-практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие); – методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично поисковые, поисковые). 5.2. Классификация средств обучения и их характеристика Средства обучения — предметная поддержка учебнопознавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения. К ним относятся материально-технические средства, учебное оборудование, инвентарь, аппаратура, научнометодические пособия. Понятие «средства обучения» в узком смысле означает 91 учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. В более широком смысле под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т. е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана деятельность как обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. п.). Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п.; аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.; аудиовизуальные (зрительнослуховые) — звуковой фильм, телевидение и т. п. Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Он выделил простые и сложные средства. Простые средства: – словесные (учебники и другие тексты); – визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.). Сложные средства: – механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.); – аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио); – аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео); – средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, 92 информационные системы, телекоммуникационные сети). Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин. Назовем основные из них: – закономерности и вытекающие из них принципы обучения; – общие цели обучения, воспитания и развития человека; – конкретные образовательно-воспитательные задачи; – уровень мотивации обучения; – особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины; – содержание материала; – время, отведенное на изучение того или иного материала; – количество и сложность учебного материала; – уровень подготовленности учащихся; – возрастные и индивидуальные особенности учащихся; – сформированность у учащихся учебных навыков; – тип и структура занятия; – количество учащихся; – интерес учащихся; – взаимоотношения между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); – материально-техническое обеспечение, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств; – особенности личности педагога, его квалификации. С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия. Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем заключается сущность понятий методов и средств обучения? 93 2. Перечислите основные классификации методов обучения. 3. Дайте характеристику средств обучения. 4. От каких объективных и субъективных причин зависит выбор методов образовательной деятельности и средств обучения в сфере физической культуры и спорта? Лекция 8 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА 1.1. Понятие «педагогическое мастерство» Слово «мастерство» в значении «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т. п. С начала �� в. понятие «мастерство» все больше стало связываться с творческими профессиями, например, мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены — актер и т. д. С учетом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагогмастер». Таким образом, педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганиации профессиональной педагогической деятельности [Тарасевич, с. 230]. 1.2. Значение педагогического мастерства для спортивного педагога В теории и практике высшего педагогического образования длительное время преобладала и еще жива традиция готовить не столько учителя-воспитателя, сколько преподавателя того или иного предмета. 94 Многие по-прежнему считают, что главное в подготовке будущего учителя — сообщить ему сумму знаний, составляющих содержание того предмета, который он будет преподавать. При этом значительно меньшее внимание уделяется вопросам становления личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогическими знаниями и умениями на основе серьезных познаний в области детской психологии и физиологии. В действительности же содержание и понимание учебного пред- мета реализуются только через личность и деятельность учителя, что характеризуется проявлением его педагогического мастерства. Г. И. Ризз определяет значение педагогического мастерства для педагога как выражение повышенного уровня усвоения всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с его профессиограммой (психофизический анализ, описание и характеристика профессионально значимых качеств, предъявляемых профессией) [Ризз, с. 114]. С другой стороны, педагогическое мастерство есть следствие повышенного уровня развития некоторых педагогических качеств (перцептивности — способности к наблюдению, профессиональной зоркости, эмпатии — способности к сопереживанию, оптимистического прогнозирования и др.). А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является только свойством талантливых людей, «мастерство — это то, чего можно добиться, это специальность, которой нужно учить, как и любой другой» [Макаренко, с. 85]. По А. С. Макаренко, структура педагогического мастерства включает в себя знания и умения в области обучения и воспитания, а также набор специальных знаний и навыков практического осуществления педагогического воздействия — педагогическую технику. Н. В. Крутова определяет педагогическое мастерство как интегративное качество педагога, от которого в значительной степени зависит эффективность процесса обучения и одним из существенных компонентов которого является педагогическое воздействие [Крутова, с. 205–207]. Она отмечает, что важными 95 элементами педагогического воздействия (следовательно, и педагогического мастерства) являются речевые и внеречевые формы общения с учащимися. Здесь выделяются три группы внеречевых средств: фонационные (паузы в речи, молчание), кинетические (мимика, жесты, поза), проксемические (дистанция). Таким образом, внеречевое поведение учителя складывается из движений голоса, движений тела и расположения в пространстве или владения элементами педагогической техники. Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области, необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это накладывает большие требования к его профессиональнопедагогической культуре, одной из составляющей сторон которой является педагогическое мастерство преподавателя-тренера. Следовательно, понятие педагогического мастерства спортивного педагога предполагает наличие ряда факторов: – педагогическое мастерство является выражением профессионально-педагогической культуры, что выражается в деятельности и становлении личности; – педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой); – педагогическое мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы. Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога — высокая степень педагогической культуры. Она 96 представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [Криличевский, с. 68]. 1.3. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры. В свою очередь, педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых, содержащую следующие подсистемы: – знание предмета, – педагогическая технология, – педагогическое творчество, – педагогические способности, – педагогическая техника, – педагогический стиль [Криличевский, с. 69]. Знание учебного предмета, его истории, теорий, методики и современной практики составляет фундамент педагогического мастерства. Знание предмета предполагает профессиональную компетентность, высокую специально-практическую подготовленность, опыт в обучении и воспитании, научную квалификацию. Роль профессиональной компетентности в эпоху глобального интенсивного развития и обновления всех без исключения областей науки неизмеримо возрастает. Изменившиеся организационные формы, средства, методы и социальные условия предъявляют новые повышенные требования к преподавательскому составу, и особенно к преподавателю в области его учебного предмета. Высокая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном знании и личном опыте (например, у мастера спорта), 97 представляют базу для творчества как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания. По данным исследований, если специалист лишен новой информации, то за год ценность его квалификации снижается на 20–25 %. Опыт в обучении и воспитании, эрудированность преподавателя в новейших достижениях психологопедагогических исследований (что реализуется в научной квалификации) позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления. Педагогическая технология предполагает наличие следующих профессиональных качеств: – техника и выразительность речи, – ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений, – выразительность мимики и жеста, – умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания, – владение образцовым показом приема, действия. Педагогическое творчество — важное слагаемое педагогического мастерства. Его сущность проявляется в высоких результатах обучения и воспитания как следствие взаимодействия системы «преподаватель — обучаемые». Педагогическое творчество предусматривает наличие у педагога следующих личностных качеств: – творческое воображение, – нестандартное мышление, – потребность в поиске новой информации, – постоянное стремление к совершенству, – умение продуктивно сочетать формы, средства и методы работы. Педагогический стиль — совокупность своеобразных мыслей и действий педагогов одной школы и эпохи, отличающая их от других педагогов. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе обучаемые (воспитуемые). Оптимальный педагогический стиль обладает 98 следую- щими характеристиками: – педагогическая направленность и убежденность, – умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, – педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция), – педагогический такт и этика, – повседневный интерес к внутреннему миру воспитываемых (эмпатия), – умение слушать и слышать. Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми, педагог-гуманист ярко проявляет склонность к эмпатии, рефлексии, аттракции. Эмпатия — умение тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, это понимание душевно-эмоционального состояния ближнего, переживание этого состояния вместе с ним. Рефлексия — способность человека осознавать себя, свои психологические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие. Аттракция (от лат. attractic — притяжение) — способность обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым. Настоящий педагог должен в полной мере обладать всеми вышеперечисленными качествами. Педагогический стиль преподавателя или тренера отличается тактом, он умеет слушать и слышать, в повседневной жизни на основе самокритики он в состоянии адекватно оценить свою и чужую деятельность, что позволяет ему успешно реализовать учебно-воспитательные задачи на основе принципа сотрудничества. 99 1.4. Педагогические способности Педагогические способности — предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений и навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Педагогические способности проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий. Существуют различные подходы к выделению видов педагогических способностей. Можно считать, они являются отражением структуры педагогической деятельности. По мнению Н. В. Кузьминой [с. 43], в классификацию необходимо включать следующие педагогические способности: организаторские, коммуникативные, гностические, проектировочные, конструктивные. Для нас интерес представляет дробная структура способностей, предложенная М. И. Станкиным [с. 67], которая представ- лена следующими педагогическими способностями: 1. Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления (способности приобретать, перерабатывать, использовать информацию и знания; умения педагога быстро найти причины отставания ученика, спортсмена, команды и внести коррективы в учебных процесс, а также умения анализировать собственное поведение и учебно-воспитательный процесс в целом). 2. Организаторские способности подразумевают грамотную подготовку и проведение любого мероприятия, умение подобрать интересное дело для каждого и создать дружескую обстановку в коллективе. В. И. Станкин выделяет следующие три категории организаторских умений учителя физической культуры: – наиболее значимые (сообщение целей и задач предстоящего 100 занятия; учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей; объяснение двигательного действия и анализ его выполнения; использование рациональных методов и средств достижения поставленных задач, контроль за своим поведением); – среднезначимые (показ упражнений; подача команд и распоряжений; контроль и самоконтроль за выполнением ошибок и их исправление под руководством преподавателя; ориентировка в нестандартной обстановке; помощь в процессе учебной и внеучебной работы и др.); – наименее значимые (рациональный выбор места в спортивном зале; подведение итогов урока; отчет о проделанной работе и др.) [Станкин, с. 251]. 3. Конструктивные способности обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение эффективных условий для организации учебно- воспитательной деятельности. 4. Способность к предвидению во многом связана с развитием интуиции и воображением. Эти качества способствуют развитию профессионального умения определять цели, перспективы обучения и воспитания, составлять планы и программы с учетом контингента, условий тренировочного процесса, выявлять спортивные задатки. 5. Коммуникативные способности обеспечивают межличностное и деловое общение в процессе обучения и воспитания. Они включают в себя: – общительность (умение быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения); – эмпатию (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию другого). 6. Экспрессивные способности — умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств (умение тренера вдохновить спортсмена на победу, внушить 101 необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, уверенность в собственных силах). 7. Дидактические способности — умение обучать творчески, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их работать на занятиях осознанно и самостоятельно; умение преподносить материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен. 8. Перцептивные способности — способности к адекватному восприятию, дающие возможность проникнуть во внутренний мир ученика; способность педагога воспринимать и понимать психологию школьника и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса. 9. Авторитарные способности — умение быстро завоевывать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Слагаемые авторитета — эрудиция педагога, его знания и умения, относящиеся не только к профессии, но и к личностным качествам. Авторитет тренера часто основывается на его спортивной славе, спортивных успехах в прошлом. Авторитет трудно приобретается и легко теряется. Основные причины потери авторитета: – постоянные промахи в работе; – постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях; – ошибочный прогноз, сделанный в отношении прогресса спортсмена; – бестактные замечания в адрес ученика. 10. Мажорные способности, или оптимизм и юмор педагога, позволяют безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизировать учебно-тренировочный процесс. Излишняя строгость или просто суровое лицо педагога вызывают внутреннее сопротивление, протест воспитанников против каждого даже разумного требования, снижают их работоспособность. 11. Психомоторные способности обеспечивают умение вникнуть в механизм движения, выполняемого учеником, найти слабые моменты и усилить их, умение подобрать индивидуальную 102 спортивную технику, учитывая специфические особенности спортсмена. В комплекс таких способностей входят следующие умения педагога: – анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся; – показать упражнение по частям, с разной амплитудой, скоростью; – подобрать имитационные упражнения. 12. Способность к концентрации и распределению внимания (способность держать в поле зрения всю учебную группу, класс, секцию). При наблюдении за воспитанниками нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя учеников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся. Следовательно, в основе педагогического мастерства спортивного педагога лежат высокие требования к его личности и деятельности. А личность и деятельность педагога невозможно рассматривать отдельно от его педагогического мастерства, потому как «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (К. Д. Ушинский). 1.5. Реализация педагогического мастерства в профессиональной деятельности спортивного педагога Изучение характеристики личности и педагогической деятельности спортивного педагога, имеющего высокий уровень мастерства, позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками; это помогает ответить на вопросы, как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков, посредством чего спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся. 103 А. А. Деркач [с. 248] отмечает, что мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно, скрывать свое дурное настроение, а если необходимо — показать свою взволнованность, радость. Он говорит о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать свое поведение, что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса. Традиционно считается, что научное понятие педагогической техники было введено А. С. Макаренко. В широком смысле она понимается как научно организованная система всех влияний на главный объект воспитания — личность и коллектив. В этом случае речь идет о целом ряде приемов и методов воспитания и обучения (традиции, игры, доверие, проектирование личности, педагогика действия и т. д.). В более узком плане педагогическая техника рассматривается здесь как средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства. А. С. Макаренко выделил следующие ее компоненты: – постановка голоса, необходимая для точного выражения мыслей и чувств; – мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь; умение «смотреть» на ребенка и видеть процессы, в нем происходящие. Однако одни авторы сводят понятие педагогической техники к педагогическому такту. Другие рассматривают ее как форму организации поведения педагога, совокупность средств, приемов эффективного педагогического воздействия. Третьи — как практический уровень реализации мастерства, как специальную подготовку педагога к творческому труду и даже как интегральное качество личности. Педагогическая техника также рассматривается как умение использовать в педагогическом процессе эмоционально- выразительные средства — голосовые, моторные, 104 мимические, управление своим психическим состоянием. И. А. Зязюн [с. 16] говорит о том, что педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Он определяет технику как совокупность приемов, а речь, невербальные средства общения называет ее средствами. В понятие «педагогическая техника» включены две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением, что означает: – владение своим организмом (мимика, пантомимика); – управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); – наличие социально-перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, воображение); – владение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Кроме того, она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: – дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; – технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организацию коллективных творческих дел. Таким образом, при любом подходе к определению педагогической техники в ней устойчиво сохраняются следующие элементы: – техника речи (голос, дыхание, дикция, интонирование, эмоциональность); – мимическая техника (мимика лица); – пантомимическая техника (внешний вид, жест, взгляд); – саморегуляция психической деятельности (самоконтроль, выдержка). 105 Чтобы убедиться в том, что развитие умений педагогической техники действительно возможно и необходимо для спортивного педагога, рассмотрим подробнее элементы педагогической техники [Зязюн, с. 82]. 8.5.1. Техника речи По подсчетам ученых, на учебное слушание приходится приблизительно 1/4–1/2 всего учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Некоторые считают, что голос и его тембр — только природные данные человека. Однако современная физиология доказала, что качество голоса можно совершенствовать. Как уже отмечалось выше, техника речи включает в себя дыхание, голос, дикцию, ритмику. Так, дыхание выступает энергетической базой речи. Речевое дыхание называют фонационным (от греч. phono — звук). Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное) правильным считается диафрагмальнореберное. Оно осуществляется за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Такое дыхание используют как основу для речевого дыхания. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Последовательность речевого дыхания — короткий вдох, пауза (для укрепления брюшного пресса), длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому его правильная организация важна для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Голос, «поставленный» природой, встречается довольно редко. Голос — звук, образующийся после смыкания и размыкания голосовых связок в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань. Важной особенностью голоса педагога является сила звука. Сила зависит от активности работы 106 органов речевого аппарата. Важное условие слышимости голоса — полетность. Этот термин определяет способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеют гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Тембр — окраска звука, яркость, его мягкость, теплота, индивидуальность. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Процесс развития голоса трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от согласованной и энергичной работы всего речевого аппарата. Частый дефект дикции — скороговорка. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы. Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции — движения органов речи. Для этого необходимо выполнять специальную артикуляционную гимнастику, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука. Ритмика определяет скорость речи в целом, длительность звучания отдельных слов, слогов и использование пауз. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значения. Для достижения выразительности звучания следует умело пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь считается безграмотной, а без психологических — безжизненной. Подводя итог, можно сказать, что голос педагога должен быть ярким, звучным, четким, 107 привлекающим внимание, побуждающим к мышлению, действию. Воспитание всех перечисленных качеств, безусловно, требует специальной тренировки. 8.5.2. Мимическая техника Мимика — это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния посредствам движения мускулов лица. Нередко движения лица и жесты оказывают на учащихся более сильное влияние, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношениям в коллективе. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, заинтересованность и другие чувства и эмоции в различных вариантах. Широкий диапазон чувств способна выразить улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Также выразительными деталями мимики являются глаза и брови. Мимика и жесты повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Педагог должен уметь показать на лице и в жестах лишь то, что способствует успешному осуществлению учебного процесса, решению поставленных педагогических задач. Взгляд должен быть обращен к слушателям, создавая визуальный контакт. Ни в коем случае нельзя допускать обращения к окнам, стенам, потолку. Таким образом, визуальный контакт и мимическую технику следует сознательно развивать и тренировать. 8.5.3. Пантомимическая техника Пантомимика — это движения тела, рук и ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая выразительная осанка, прямая походка, собранность движений говорят об уверенности педагога в своих силах и знаниях, в то время как сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Жест педагога должен быть сдержанным и ограниченным, без широких взмахов и резких углов, но одновременно не скованным и естественным. 108 Различают описательные и психологические жесты. Описательные жесты иллюстрируют ход мыслей. Психологические жесты гораздо важнее, так как они выражают чувства. Известно, что жесты чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Практика показывает, что для того, чтобы общение было активным, следует принимать открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются передвижения по классу вперед и назад, а не в стороны. Это объясняется тем, что шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает слушателям отдохнуть. Следовательно, педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед воспитанниками. Добиться того, чтобы все движения и позы привлекали учащихся изяществом и простотой. Это обязательно должно учитываться в процессе вузовской подготовки будущих педагогов, независимо от их специализации. 8.5.4. Саморегуляция психической деятельности Психическая саморегуляция — своеобразная психофизическая гимнастика, включающая релаксацию и самовнушение с целью формирования профессионально необходимых качеств. Общение начинающего педагога с классом часто вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности; действия «на виду» отражаются на стройности мыслей, состоянии голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Проведенные исследования показывают, что существует ряд типичных ошибок педагогической техники у начинающих педагогов. Они проявляются в неумении подавить неуверенность, 109 душевно беседовать с учеником и его родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев. Нередко практиканты сами отмечают, что они переживают за свою речь, говорят о том, что проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали чувство страха, излишне жестикулировали или стояли, окаменев, не зная, куда деть тяжелые руки. У многих отмечались сутулость, опущенная голова. Основными недостатками во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи — нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости. Все эти ошибки мешают эффективному воздействию на учащихся и выполнению педагогических задач. Поэтому нам видится необходимым ликвидировать их еще в процессе вузовского обучения будущих педагогов. 1.6 Элементы педагогической техники спортивного педагога В рамках данной темы нам необходимо конкретизировать сущность педагогической техники для спортивных педагогов [см. об этом: Криличевский, с. 69; Хозяинов, с. 152] (рис. 1). 110 Саморегуляция Рис. 1. Элементы и сущность педагогической техники спортивного педагога Педагогическая техника — умение управлять собой, умение взаимодействовать. Владение умениями педагогической техники позволяет спортивному педагогу в полной мере осуществлять свои функции. Рассмотрим подробнее те из них, осуществление которых требует от педагога владения умениями педагогической техники. Например, функция воспитания культуры, для осуществления которой спортивный педагог должен уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить беседы о моральном облике спортсмена, развивать познавательные интересы и способности, воспитывать сознательную дисциплину, находить и применять разнообразные меры поощрения и наказания. Всё это, 111 по сути, и является умениями педагогической техники. Следующая функция спортивного педагога — учебнотренировочная. Преподавателю необходимо уметь использовать многообразные принципы, средства, формы и методы обучения и совершенствования. Обучать мерам безопасности; формировать и совершенствовать определённые физические, психические качества воспитанников, а также их индивидуальные личностные качества. Чётко, ясно и образно объяснять упражнения на основе ассоциации с имеющимся двигательным опытом; владеть навыкам чёткой подачи команд; образно показывать каждое изучаемое упражнение; формировать навыки самоконтроля и др. Таким образом, и здесь чётко прослеживается необходимость владения умениями педагогической техники, поскольку невозможно научить ребенка самоконтролю, если не владеешь им сам. Также невозможно установить дисциплину и добиться того, чтобы дети тебя слушали, не владея техникой речи, и невозможно развивать и совершенствовать какие-либо личностные качества, если ты не в состоянии их выявить и проанализировать. Рассмотрим еще одну очень важную функцию спортивного педагога — функцию самосовершенствования. Она предусматривает умение пополнять запас знаний и правильно применять их на практике; постоянное совершенствование культуры речи и поведения; умение управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятие; способность осуществлять контроль над своим поведением, действиями, движениями, мимикой, эмоциями. И опять же мы видим, что владение педагогической техникой необходимо спортивному педагогу. 112 Следовательно, педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности спортивного педагога и внешнего его выражения. Существует область педагогической техники, которая мало изучена и не обобщена. Это скрытая педагогическая позиция педагога [Деркач, с. 276]. На ней основан метод косвенного воздействия, т. е. создания естественной педагогической ситуации, направляющей воспитанника на анализ своего поведения. Исследователь утверждает, что косвенное воздействие на личность при скрытой воспитывающей позиции тренера представляет один из путей преодоления сопротивления воспитанию. Обобщая исследования ряда ученых, А. А. Деркач выделяет некоторые приемы косвенного воздействия на личность занимающегося: – Переключение деятельности подростков с отрицательной на положительную путем создания увлекательных перспектив. – Самопереключение на вновь организуемые виды деятельности. – Дружеская просьба, которая заставляет подростка по-иному взглянуть на свое поведение. – Подключение к личности, когда она изменяет свое поведение под воздействием определенных лиц, которые незаметно подключаются к ней тренером. – Рассказ об аналогичном поступке. – Мнимое безразличие к поступку. – Мнимое игнорирование недостатков личности. – Авансирование доверием. Автор утверждает, что эти приемы косвенного воздействия на личность основаны на общем принципе создания воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к улучшению своего поведения. При этом воспитывающая позиция тренера остается скрытой. Также он делает акцент на том, что большое значение в применении любого метода педагогического воздействия имеет владение искусством общения. Выбор верного тона и стиля общения с воспитанниками во многом предрешает успех 113 педагогического воз- действия на них. Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога реализуется в его деятельности через владение им компонентами педагогической техники. 8.6. Формирование умений педагогической техники у будущих спортивных педагогов Студентам и начинающим спортивным педагогам рекомендуется осваивать умения педагогической техники по четырём аспектам: 1) формирование техники речи; 2) формирование умений невербального общения; 3) формирование умений словесной коммуникации (вербального общения); 4) формирование умений психической саморегуляции (табл. 1). В качестве основных мероприятий, направленных на формирование техники речи, мы рекомендуем выполнение упражнений на развитие фонационного дыхания, силы, гибкости, диапазона голоса; работу над дикцией. Занятия предпочтительно проводить в микрогруппах, большое значение имеет самостоятельная работа. Освоению навыков невербального общения способствует выполнение упражнений на овладение методиками визуальной диагностики, развитие наблюдательности и воображения, формирование техники контактного взаимодействия, а также выполнение физических упражнений, позволяющих лучше координировать движения тела. Научиться контролировать мимику помогут упраж- нения на развитие умений передавать различные эмоциональные состояния посредством мимики, а упражнения на развитие умений использовать специальные жесты (например, судейские жесты, жесты-команды и др.) также 114 необходимы для приобретения навыков невербального общения. 115 Таблица 1 Формирование умений педагогической техники спортивных педагогов ФормироваСодержание работы Форма ние умений организации педагогической работы техники Изучение Составление словаря-справочника основных понятий Работа в небольпонятийного профессионально-педагогической культуры спор- ших группах аппарата тивного педагога. Составление перечня качеств (2–5 человек). «идеального спортивного педагога» с последую- Самостоятельная щим обсуждением. работа Самоанализ сформированности личностных качеств Техника речи Выполнение упражнений на развитие фонационного Тренинги в групдыхания, силы, гибкости, диапазона голоса; работа пах, индивидунад дикцией альная работа, самостоятельные занятия Невербальное Выполнение упражнений на овладение методиками Тренинг по кульобщение визуальной диагностики, на развитие наблюда- туре невербальтельности и воображения, на формирование техни- ного общения. ки контактного взаимодействия. Выполнение физических упражнений, позволяющих лучше координировать движения тела. Мимика форма Упражнения на умение передавать различные эмоци- Игровая занятий, самоональные состояния посредством мимики. стоятельная раПантомимика Упражнения на развитие умений использовать спебота; педагогициальные жесты, например, судейские жесты, ческая практижесты-команды ка; судейская практика Вербальное общение Тренировочные упражнения по обучению общению: Игровые ситуаупражнения на развитие умений предкоммуции, тренинги никативной ориентировки; на развитие умений контактировать. Упражнения на развитие навыков речевого общения Психическая Освоение техники аутотренинга. Составление про- Психологические саморегуляция грамм саморегуляции психических процессов: тренинги; са«Я уверен в себе», «Я спокоен» и др. Тренинговые мостоятельная упражнения по регуляции эмоциональтренировка ных и волевых состояний и качеств. Тренинговые упражнения на управление тонусом скелетной мускулатуры 116 В качестве рекомендуемых мероприятий по формированию навыков вербального общения можно выделить тренировочные упражнения по обучению общению — это задания на развитие умений педкоммуникативной ориентировки и умений контактировать. Занятия рекомендуется проводить в группах. Хороший эффект дают моделирование игровых ситуаций, различные тренинги. Овладение умениями психической саморегуляции осуществляется посредством освоения методик и техники регуляции своего самочувствия (аутотренинг, релаксация, контроль тонуса мимических мышц, контроль и регуляция темпа движения и речи, контроль и регуляция дыхания и др.). В процессе занятий рекомендуется составление программ саморегуляции психических процессов: «Я уверен в себе», «Я спокоен» и др., а также тренинговые упражнения по регуляции эмоциональных и волевых состояний и качеств, упражнения на управление тонусом скелетной мускулатуры. Подробно о тренинге педагогической техники можно узнать в учебном пособии «Основы педагогического мастерства» [Зязюн, с. 97]. Вопросы для самостоятельной работы 1. Есть ли различия в понятиях «педагогическая техника» и «педагогическое мастерство»? Приведите примеры использования педагогической техники в деятельности спортивного педагога. 2. Каково значение педагогического мастерства для спортивного педагога? 3. Перечислите компоненты педагогического мастерства. 4. Охарактеризуйте элементы педагогической техники спортивного педагога. 5. Какие приемы саморегуляции используются спортивным педагогом в профессиональной деятельности? 6. Попытайтесь наметить пути совершенствования педагогического мастерства для вас лично.
«Виды профессиональной деятельности спортивного педагога» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot