Теории личности в зарубежной психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Лекции 11. Теории личности в зарубежной психологии
Требования к теории личности
Компоненты теории личности
Теория личности в классическом психоанализе З.Фрейда.
Теория личности в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
Теория личности в аналитической психологии К.Г.Юнга.
Эпигенетическая теория личности Э.Эриксона.
Теория личности Э.Фромма.
Социокультурная теория личности К.Хорни.
Диспозициональные теория личности: теория черт Г.Олпорт, структурная теория
личности Р.Кеттелл, теория типов личности Г.Айзенк.
10. Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры.
11. Социально-когнитивное направление: Джулиан Роттер.
12. Теории личности в бихевиоризме: Б.Ф.Скиннер.
13. Феноменологическая теория личности К. Роджерса.
14. Гуманистическая теория личности А.Маслоу.
15. Теория личностных конструктов. Дж. Келли.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Методические рекомендации к изучению материалов лекции
Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются большой пестротой.
Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют девять направлений в
теории личности. Это – психодинамическое (3.Фрейд), и пересмотренный А. Адлером и К.
Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттелл),
бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж.
Келли), гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс) и эгопсихология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни. Представления
о личности этих и других, близких к ним, авторов, не похожи друг на друга. Тем не менее,
анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения.
В лекции представлен очень краткий обзор теорий, раскрывается только основная
идея. Для более полного, но уже самостоятельного, изучения материала необходимо
обратиться к рекомендуемым учебникам и монографиям, и ответить на вопросы под
рубрикой «темы для самостоятельного изучения», поставленные после изложения идей
рассматриваемого автора.
Прочтите материал лекций и ответьте на вопросы для самопроверки.
Требования к теории личности (по Л. Хьелл и Д. Зиглер )
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
1. Широта охвата разнообразных феноменов. Чем большую сферу поведения
человека объясняет теория, тем более она многостороння. Другими словами, речь идет о
мере обобщения теории. Другое достоинство всесторонней теории в том, что она может
служить логическим каркасом для объединения и интеграции новых, разрозненных
фактов.
2. Экономность теории требует, меньшее число исходных концепций, постулатов
для объяснения каких-либо феноменов. Иными словами, экономная теория та, которая не
содержит избыточного теоретического багажа.
3. Эвристическая ценность теории означает то, в какой степени психологическая
теория стимулирует других ученых проводить дальнейшие исследования. Эвристическая
ценность тем выше, чем точнее сформулированы рабочие определения концепций, т. е. с
помощью чего они могут быть измерены или с какими наблюдаемыми характеристиками
они соотносятся.
4. Верифицируемостъ, т. е. проверяемость положений теории независимым
исследователем. Для этого теория должна формулироваться таким образом, чтобы
содержащиеся в ней концепции, гипотезы и предложения были ясно определены и
логически связаны между собой.
5. Внутренняя согласованность теории, т. е. теория должна быть свободна от
внутренних противоречий; она должна объяснять несхожие феномены, следуя внутренней
логике.
Компоненты теории личности
Теория личности состоит из «мини - теорий», каждая из которых фокусируется на
отдельных темах, рассматриваемых психологией. Концептуальную область теории
личности составляют шесть вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены
персонологом.
1. Структура личности
Одна из отличительных черт теорий личности – схемы, представляющие структуру
личности. Примерами структурных концепций являются концепция черт личности (Г.
Олпорт, Р. Кеттел и Г.Айзенк). Черта рассматривается как устойчивое качество или
склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях.
Например, импульсивность, честность, чувствительность и робость.
Структура личности может быть описана также при помощи типа личности. Тип
личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей
самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Поскольку люди наделены
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
многими чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как
принадлежащих к тому или иному типу. Например, К. Г. Юнг делил людей на две
категории: интровертов и экстравертов.
Предложенное З.Фрейдом разделение личности на инстанции - ид, эго и суперэго
является примером описания организации личности. Другие теоретики, наоборот,
предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных
частей и малым количеством связей между ними. Например, концепция личностных
конструктов, предложенная Д. Келли для объяснения относительно постоянных
измерений структуры личности.
2. Мотивация
Теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. В
некоторых теориях высказывается предположение, что все личностные процессы
происходят от попыток индивидуума уменьшить напряжение. Другие теории делают
основной упор на стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду
получения нового опыта. В работах Г.Олпорта, К.Роджерса, А.Адлера подчеркивается
целенаправленность поведения человека. В работах Н.Миллера и Д. Долларда,
Б.Скиннера, этот вопрос не является важным, они подчеркивают зависимость поведения
от внешних воздействий. В каждой из этих теорий подчеркивается тот факт, что
поведение может быть понято только на основе выявления и изучения большого числа
мотивационных переменных. Теория Р. Кеттела представляет попытку ограничить эту
множественность рядом специфических переменных. А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни,
К.Роджерс, Б. Скиннер подходят к изучению поведения с более кратким перечнем
мотивационных понятий. Таким образом, мотивационные факторы различным числом
переменных.
3. Развитие личности
Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как функционирование
личности меняется в процесс ее жизни. Наибольшее внимание проблеме
последовательности развития уделяется в теориях З.Фрейда, Э.Эриксона, Н.Миллера и
Д.Долларда, Б.Скиннера, в меньшей степени эта тема присутствует в теориях А.Адлера. В
этих теориях предполагается, что события настоящего связаны с событиями прошлого,
что развитие – упорядоченный и согласованный процесс, описываемый на основе единой
системы принципов. Напротив, Г.Олпорт, К.Левин и до некоторой степени К.Роджерс
явно утверждают недостаточную последовательность в развитии и относительную
независимость функционирования взрослого от событий детства или младенчества. К.Г.
Юнг
также
подчеркивает
дизъюнктивность
развития,
хотя
наибольшую
непоследовательность видит в том, что происходит в среднем возрасте, когда
биологические мотивы во многом заменяются культурными и духовными потребностями.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Эти теоретики полагают, что необходимо использовать разные принципы при
рассмотрении того, что происходит на разных стадиях развития. Не все теоретики
личности проявляют большой интерес к процессу развития, но большинство из тех, кто
это делает, представляет развитие как последовательный процесс, который можно
представить на основе единой системы теоретических принципов.
4. Психопатология
Между различными теоретиками отмечается различие в их отношении к
аномальному поведению. Речь идет не только о том, что некоторые теории построены на
базе изучения людей с невротическими и иными нарушениями: многие теоретики
предложили методы лечения различных форм психопатологии. Истоки психоанализа – в
наблюдении за пациентами, проходящими психотерапию, и хорошо известен тот
фундаментальный вклад, который привнесла эта теория в психопатологию. Во многом ту
же связь можно увидеть между поведенческими нарушениями и теориями К.Г. Юнга,
А.Адлера, К. Хорни.. Менее всего проблемами психопатологии занимались К.Левин,
Г.Олпорт и Р. Кеттелл.
5. Психическое здоровье
Многие теоретики личности уделяют внимание проблеме актуализировавшейся,
зрелой или идеальной личности. Это – яркая черта теорий К.Роджерса, Г.Олпорт и
К.Г.Юнга. Данная проблема занимает важное место в работах З.Фрейда, А.Адлера,
К.Хорни. К теоретикам, которые проявляли минимальный интерес к оценке зрелости и
самоактуализации, относятся К.Левин, Р.Кеттелл, Н.Миллер и Д.Доллард, Б. Скиннер.
6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания
причин психопатологии, они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от
нормы поведения. Это вопрос о том, как людям помогать повышать свою компетентность,
уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных
личностных изменений.
Теория личности в классическом психоанализе.
З. Фрейд предложил структурную модель личности, базирующуюся на
топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный,
предсознательный и бессознательный. Структурная модель состоит из трех компонентов
– Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Сознательное ЭГО – это то, что обозначает
термин «Я», это соответствует понятию «личность» в академической психологии.
Важнейшей функцией считается самосохранение, а также приобретение средств,
которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
стороны Оно (Ид) и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя
функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью
различных механизмов, в том числе механизмов защиты. 3. Фрейд осуществлял
каузальный подход, отыскивая основания личности в раннем детском опыте.
Движущие силы поведения
Были выделены две антагонистические группы влечений: влечение к жизни
(«эрос»,объединяющий сексуальные влечения и влечения самосохранения) и влечение к
смерти («танатос»).
Тревога: природа и типы
Пересмотрев свою первоначальную концепцию природы тревоги, Фрейд постулировал:
тревога является функцией эго, и назначение ее состоит в том,чтобы предупреждать
человека о надвигающейся угрозе, дает возможностьличности в угрожающих ситуациях
реагировать адаптивно.
Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги в зависимости от источника
угрозы.
Реалистическая тревога
Невротическая тревога
Моральная тревога
Защитные механизмы эго
Основная функция тревоги – помогать избегать выявления неприемлемых инстинктивных
импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время.
Защитные механизмы помогают осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, Я
(Эго)реагирует на угрозу прорыва импульсов Оно (Ид) двумя способами:
1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении
2. Искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снижается или
преобразуется.
Существуют следующие защитные стратегии: вытеснение, регрессия, реактивное
образование, изоляция, проекция, отрицаний, расщепление, сублимация, рационализация,
замещение, аннулирование.
Фазы психосексуального развития
Психосексуальное развитие биологически детерминированная последовательность,
развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от
культурного уровня. З.Фрейд выделял пять фаз психосексуального развития:
Оральная фаза (0-18/24 месяцев). Источником получения удовольствия
взаимодействия с окружающим миром является рот и процесс сосания.
и
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Анальная фаза (2-4 года). В этот период ребенок проявляет интерес к актам
дефекации и мочеиспускания и приобретает новые навыки управления своим телом
(сфинктерами), а также усваивает правила гигиены.
Фаллическая фаза (3-6 лет). Зона сосредоточения либидо половые органы. На
протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать
половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с
рождением и половыми отношениями.
Латентная фаза (5/6 лет до начала «пубертата»). В это время ослабляется
инфантильная сексуальность, снижается интерес к вопросам пола и собственным
гениталиям. Ребенок более адекватно принимает родительские запреты, требования и
ограничения.
Генитальная фаза (у девушек от 12 -16; у юношей от 14- 18 лет). Основной зоной
сосредоточения либидо снова становятся половые органы. Начальная фаза
характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме.
Основные положения теории личности в индивидуальной психологии Альфреда
Адлера
Индивидуум (лат. «неделимый») - единое и самосогласующееся целое. Структура
самосогласующейся и единой личности названа - «стиль жизни». Жизненный стиль
включает ориентирующую цель индивида, представления о себе, представления о других,
о мире в целом, этические убеждения. Это своеобразная когнитивная карта, которая
позволяет осмыслить, понять окружающий мир, отреагировать на него, функционировать
в нем. Жизненный стиль - целостное образование, поняв его, можно составить
представление о функционировании личности.
Жизнь как активное стремление к совершенству, движение в направлении роста и
развития. К конструктивным усилиям и достижениям побуждает умеренно выраженное
чувство недостаточности. Выраженность чувства небезопасности и неполноценности
определяется преимущественно детскими интерпретациями. Чувство неполноценности
является универсальным, это стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию.
Если это чувство становится чрезмерным, возникает комплекс неполноценности, то есть
появляется озабоченность своей неполноценностью, что служит причиной сомнений и
выраженного дистресса. Три неблагоприятные ситуации детства – органическая
неполноценность, отверженность и избалованность - могут привести к формированию
ошибочного, патологического стиля жизни. Они также способствуют превращению
нормального чувства недостаточности в комплекс неполноценности. Для такого
превращения необходимы три составляющие:
Восприятие любой жизненной задачи как проблемы
Неподготовленность человека к ее разрешению.
Уверенность в собственной неспособности решить проблему
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Сформированный комплекс - достаточно устойчивое образование, как правило,
сопровождающее человека в течение всей жизни.
Термин фикционный финализм
подчеркивает мотивационный характер явлений или признаков, составляющих стили
жизни. Слово "финализм" обозначает достижение цели или целевого состояния и
тенденцию двигаться в этом направлении. Так как выбранные направления случайны и
субъективны, их считают фикциями. Слово "фикционный" является ключевым, оно
показывает, что то, чего человек стремится достичь, – это идеал или фикция, потому что
это не потенциальные возможности, основанные на генетическом проекте. Наиболее
абстрактный и обобщенный идеал – это совершенство.
Индивидуум как творческое целое. Индивидуум – нечто большее, чем только продукт
биологических и социальных влияний. Люди обладают творческой силой – свободная,
осознанная активность является их определяющей чертой.
Социальная принадлежность индивидуума. Человек – это составная часть больших
систем – семьи, сообщества. Все его поведение происходит в социальном контексте, и
суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных
отношений.
В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием
психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.
Индивидуальная субъективность и типологии. Люди живут в субъективном мире, в
соответствии с собственной «схемой апперцепции». Они мотивированы фиктивными
целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их
поведение. Стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному
человеку. Выделение личностных типов возможно только в результате грубого
обобщения. Ни одна типология не может точно описать стремление личности к
превосходству, совершенству и цельности. Тем не менее А.Адлер выделил следующие
типы: управляющий тип;получающий (Берущий) тип; избегающий тип; социальнополезный тип.
При изучении материала следует знать основные категории: 1) чувство неполноценности
и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) фикционный финализм; 4) стиль жизни;
5) социальный интерес; 6) творческое Я; 7) порядок рождения.
Теория личности в аналитической психологии К.Г.Юнга.
Теория К.Г. Юнга базируется на допущении о трансформационных процессах
индивидуации, которые
разворачиваются по путям, заложенным в уникальном
потенциале Самости. Индивидуация — процесс достижения целостности и стремление к
большей свободе. Этот процесс включает развитие динамической связи между эго и
самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса
и других архетипов бессознательного.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Рисунок Структура личности по К.Г.Юнгу
Персона - посредник между «эго» и внешним миром. Это общественное лицо, принятое
человеком по отношению к другим людям. Персона состоит из элементов, частично
базирующихся на личных пристрастиях человека, и также на базе социальных ожиданий.
Чтобы социально функционировать, человек играет роль, используя приемы,
свойственные этой роли. Персона имеет негативные и позитивные аспекты. Негативный
аспект состоит в том, что доминирующая персона может подавить человека. Те, кто
идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических
социальных ролей. Позитивный аспект состоит в том, что она ограждает Эго и психику от
различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Персона является
также ценным инструментом для общения.
«Эго» – это знак личности, место пребывания индивидуальности и всех психических
содержаний, которые осознаются. «Эго» – это с таким трудом завоеванное самосознание,
которое «из человека делает человека». К.Г. Юнг идентифицировал четыре
фундаментальные психологические функции Эго: мышление, чувства, ощущения,
интуицию, а также две Эго-ориентации: интроверсию и экстраверсию. Интроверту
комфортнее с внутренним миром мыслей и чувств, тогда как экстраверт чувствует себя «в
своей тарелке» в мире объектов и других людей. Нет чистых интровертов или чистых
экстравертов. Тем не менее, каждый индивид предпочитает один или другой аттитюд и
чаще действует в ключе предпочитаемого аттитюда. К.Г.Юнг описал следующие
функциональные типы личности:
Типы личности по К. Г. Юнгу
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Рациональные
Иррациональные
Экстравертный мыслительный тип Экстравертный ощущающий тип
Экстраверты Экстравертный
чувствующий Экстравертный интуитивный
тип
тип
Интровертный мыслительный тип
Интроверты
Интровертный чувствующий тип
Интровертный ощущающий тип
Интровертный
интуитивный
тип
Тень — это сплав личностных характеристик и психических потенций, которые не
осознаются. Она включает в себя материал, подавленный сознанием; желания,
воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и
противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные
тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также
неразвитые позитивные и негативные черты. Будучи вытесняемой или отрицаемой тень
продолжает работать за сценой, вызывая всевозможные виды невротического и
навязчивого поведения.
Анима представляет собой автономное психическое содержание в мужской личности,
которое условно можно назвать «внутренней женщиной». Анима психически
воспроизводит женское начало у мужчины и символически представлена женскими
фигурами – галереей образов. Мужская влюбленность как состояние есть проекция
Анимы.
Анимус представляет мужские психические элементы в психологии женщины.
Символически это выражено рядом мужских фигур. Если Анима представляет собой
эмоциональное начало, то Анимус представляет собой начало рациональное.
Самость — «архетип центрированности». Это единство сознания и бессознательного,
которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.
Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции.
Эпигенетическая теория личности Э.Эриксона
Проблемой развития личности занимались такие психологи, как З.Фрейд, Ж.Пиаже,
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Гезел, Э.Шпрангер. Ш.Бюллер, К.Левин и многие
другие. Концепция Э.Эриксона отличается большей полнотой, так как охватывает весь
жизненный цикл индивида. Э. Эриксон разделяет взгляд З.Фрейда на структуру личности,
но выдвигает на первый план инстанцию «Я», поэтому он относится к направлению эгопсихологии. Развитие личности он представляет как развитие «Я», в ходе которого
индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и социальной среде.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Стержневым процессом развития личности является динамика «эго-идентичности» чувства устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на происходящие изменения.
«Эго» составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной
личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать
социальную адаптацию. «Эго» взаимодействует с реальностью при помощи восприятия,
мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности человека.
Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватывает все
жизненное пространство от рождения до смерти.
Эпигенетическая модель развития личности детально описывает цикл человеческой
жизни. Развитие «Эго», формирование эгоидентичности, или целостности личности,
продолжается на протяжении всей жизни. Этот процесс подчиняется эпигенетическому
принципу развития личности (эпигенез), который противостоит "преформизму" и гласит:
развитие индивида совершается ступенчато в инвариантной последовательности, в
связи с жизнью общества и независимо от генетического кода. «Эпи» означает «над», а
«генезис» - «рождение». Модель Э. Эриксона напоминает эмбриональное развитие,
возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.
Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время
(«критический период»), и полноценно функционирующая личность формируется только
путем последовательного прохождения всех стадий.
Каждой стадии присущи собственные параметры развития, принимающие
положительные и отрицательные значения.
Для каждой стадии характерна специфическая задача, которую решает человек,
чтобы подняться на очередную стадию духовного роста. Решение задачи зависит как от
уже достигнутого психосоциального уровня индивида, так и от духовной атмосферы
семьи и общества. Решение каждой из задач приводит к определенному динамическому
равновесию между крайними полюсами.
Достигаемое на очередной стадии равновесие знаменует собой приобретение новой
формы «эгоидентичности» и открывает возможность включения субъекта в более
широкое социальное окружение. Переход от одной формы «эгоидентичности» к другой
вызывает кризисы идентичности, которые представляют собой «поворотные пункты»,
«выбор между прогрессом и регрессом». Любой кризис представляет собой своего рода
вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных
препятствий. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на
предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами и конфликт
решен удовлетворительно, то Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, например,
базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личностный рост.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный
компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения. Для наступления каждого
кризиса
существует
приоритетное
время,
обусловленное
генетической
последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой
последующий), дилемма «доверие-недоверие» будет возникать снова и снова на каждой
последующей стадии развития.
Стадии развития
Стадия развития
Психосексуальные
стадии
и
методы
взаимодействия
с
миром
орально-респираторный,
Младенчество
сенсорно(1-й год жизни)
кинестетический
(инкорпоративные
методы)
Раннее
детство анально-уретральный.
мышечный
методы
(1-3 года)
удержания
и
отъединения
инфантильно
Дошкольный
возраст
(3-6 генетальный,
двигательный - методы
лет)
вторжения и включения
Школьный возраст латентность
(6-12 лет)
половое созревание
Отрочество
(12-19 лет)
Ранняя
зрелость
(20-25 лет)
Зрелость
(26-64 года)
Старость
(65 лет-смерть)
генитальность
воспроизводство
генерализация
чувственных методов
Теория личности Э.Фромма
Психосоциальные
кризисы
Базовые
силы
базисное
доверие надежда
или
базисное
недоверие
автономия или стыд воля
(сомнение)
инициативность или намерение
чувство вины
трудолюбие
или
неполноценность.
идентичность или
спутанная
идентичность
интимность
или
изоляция
генеративность или
стагнации
интеграция
или
отчаяние
Компетентность
верность
любовь
забота
мудрость
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Э.Фромм акцентирует
социологические, политические, экономические,
религиозные, культурные факторы формирования личности. Личность - целостность
врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и
делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал, прежде
всего, различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об
уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Фундаментальная основа характера
состоит не
в различного типа либидозной организации (как у З.Фрейда), а в
специфического вида отношениях личности с миром. Он выделял две формы отношений
человека с миром: ассимиляцию и социализацию. Обе формы отношений «открыты», а не
инстинктивно заданы, как у животного.
Ассимиляция – процесс овладения вещами, из внешних источников, или их
производство посредством собственных усилий для удовлетворения потребностей
Социализация – построение отношений с людьми (и с самим собой).
Объединение с другими для защиты, для труда, для сексуального удовлетворения, для
игры,
для воспитания потомства, для передачи знаний и материальной
собственности, а также принадлежность группе.
Характер - относительно перманентная форма, служащая проводником энергии в
процессе ассимиляции и социализации. Такое проведение психической энергии
выполняет важную биологическую функцию. Поскольку действия человека не
обусловлены врожденными инстинктами, жизнь была бы в опасности, если б человеку
приходилось обдумывать каждое действие, каждый шаг. Но многие действия должны
совершаться намного быстрее, чем позволяет процесс сознательного обдумывания.
Более того, если бы все поведение строилось на обдуманных решениях, в поступках
было бы намного больше противоречий,
чем допустимо
при
надлежащем
функционировании. Э.Фромм описал следующие типы характера: тип рецептивной
ориентации - человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне,
единственный способ обрести желаемое (материальные ценности, любовь, знание,
удовольствие) - это получить его из этого внешнего источника; тип эксплуататорской
ориентации – для человека источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать
самому. Однако эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от других в дар, а
отнимает у них желаемое силой или хитростью. Тип стяжательской (накапливающей)
ориентации - человек не верит
в то, что может получить, что - либо, из внешнего
мира. Его безопасность основывается на экономии, траты он воспринимает как угрозу.
Тип рыночной ориентации основан на восприятии себя как товара, а собственной
ценности как меновой. Успех зависит от того, насколько хорошо человек умеет продать
себя на рынке. Тип продуктивной ориентации заключается в способности использовать
свои силы и реализовать свои возможности. Человек в состоянии относиться к миру
одновременно репродуктивно и созидательно, воспринимая его данность, и постигая
мир, обогащая его собственной энергией.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Тремя
важнейшими
типами
межличностного
симбиотическая взаимозависимость, избегание и любовь.
взаимодействия
являются
Симбиотическая взаимозависимость – это отношения близости и интимности с другим
человеком, ценой личной свободы и целостности.
Избегание помогает преодолевать чувство бессилия посредством дистанцирования от
других людей, когда они воспринимаются как угроза
Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе.
Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы
другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя
человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них.
Социокультурная теория личности К.Хорни
К Хорни развивала собственную версию психоанализа. Ее отличительными чертами
были роль культуры в развитии ребенка, концепция невроза как ряда защитных реакций
на базальную тревогу, структура личности в текущий момент времени. К.Хорни:
считала, что социокультурные условия оказывают серьезное влияние на развитие и
функционирование индивидуума;
утверждала, что в основе нарушений функционирования личности лежат
уникальные стили межличностных отношений.
сместила акцент с прошлого на настоящее, как в теории, так и в клинической
практике.
Заменила генетический подход структурным, отстаивая мнение о том, что цель
психоанализа не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в
анализе ряда защитных реакций и внутренних конфликтов.
В теории К. Хорни биологическая ориентированность, характерная для
классического психоанализа, заменяется социокультурной. Решающим фактором развития
личности считались социальные отношения между ребенком и родителями, касающиеся
двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и
стремления к безопасности. Ведущей является последняя тенденция: удовлетворение
потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот –
поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний,
гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у
ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом
потенциально опасного мира. Патогенные условия развития в детстве, а не фрустрация
либидозных желаний, приводит к тому, что заставляют детей чувствовать себя неуверенно
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
или считать себя нелюбимыми и ненужными и защищаться от этих чувств. Защитные
стратегии создают порочные круги: средство, направленное на снижение тревоги, только
усиливают ее. Например, при неудовлетворении потребности в любви, она становится
не насыщаемой, а требовательность и ревность ребенка препятствуют развитию
настоящей привязанности. Дефицит любви формирует зависимость от других людей, а
страх зависимости
делает отношения уязвимыми. Защитные стратегии
саморазрушительны, так как они противоречат друг другу. Пытаясь справиться с
базальной тревогой, человек может придерживаться различных стратегий взаимодействия
с окружающими: стратегии уступчивости, стратегии экспансивной (агрессивной) или
стратегии ухода (уединения). Здоровые люди могут переходить от одной стратегии к
другой, выбирая ту, которая наиболее соответствует ситуации. Для невротической
личности выбор стратегии оказывается вынужденным или беспорядочным. Каждая
стратегия характеризуется набором личностных черт, представлений о справедливости
мира, о природе человека, ценностей и определенными паттернами поведения. Принятое
решение содержит также «сделку с судьбой» убежденность в том, что подчинение
предписаниям выбранного решения обязательно должно быть вознаграждено. Когда
человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он отдаляется от своего
реального «я». Реальное «я» - это ряд врожденных возможностей - в противоположность
идеальному «я», недостижимому в принципе. К ним относятся темперамент, таланты,
способности и склонности, наследственно предопределенные, но развивающиеся в
необходимых условиях. Условиями, необходимыми для будущей самореализации
являются: атмосфера тепла, возможность выражать свои
мысли и чувства,
доброжелательность окружающих, удовлетворение потребностей.
Диспозициональные теории личности
Диспозициональные теории личности (диспозиции, от лат. disposition — расположение)
стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента
количественных измерений и классификации признаков. Факторные теории личности
ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий. Ч. Спирмен
разработал двухфакторную модель статистического анализа, Л. Тэрстоун ввел в
психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами.
К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по
всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного
фактора), специфических факторов (относящихся лишь к одному показателю) и
случайных, ошибочных факторов (артефактов). В факторных теориях личность
рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих
индивидуальные различия.
Теория личности Г.Олпорта
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Г. Олпорт
рассматривал личность как
развивающуюся и открытую
психофизиологическую системы, ядро которой составляет человеческое Я. Личность – это
динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые
определяют характерное для него поведение и мышление. Личность имеет
основополагающую структуру, но постоянно эволюционирует, стремится к реализации
своего жизненного потенциала, к самоактуализации.
Единица анализа личности - личностная черта. Черта – это предрасположенность
вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт
обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость.
Черты бывают общие - в различной степени присущие всем людям, по которым людей
можно сравнивать друг с другом, их измеряют номотетическими методами. Черты также
бывают уникальными – это особенности поведения, устойчиво повторяющиеся у данной
личности, но отсутствующие у большинства других людей. Их изучают
идеографическими методами, путем составления личной истории и контент-анализа
личных документов. Черты также подразделяются на кардинальные, центральные и
периферические.
Кардинальные - редко встречаются и выражают черту, оказывающую настолько сильное
влияние на поведение человека, что оно прослеживается практически в каждом поступке
и каждом действии, они задают модель жизни.
Центральные - стабилизирующие свойства – строительные блоки индивидуальности.
Они представляют собой тенденции в поведении, которые легко обнаруживаются
окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность,
внимательность, ответственность).
Их немного от пяти до десяти важных
характеристик.
Темы для самостоятельного изучения
Периферические - относительно недолговечные структуры. Они представляют собой
Личность
и ее заметны,
динамика
черты,1.которые
наименее
обобщены и согласованны. Нужно досконально знать
человека,
чтобы определить
вторичные
в еде и одежде).
2. Единица
анализаего
личности
– диспозиции
личностная(предпочтения
черта
3. Потребности и личностные диспозиции (черты)
Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает
4. Классификации личностных черт
единство, интеграцию всех структурных элементов. Существует некий принцип
5. Характеристики
чертсклонностей,
личности ощущений в единое целое. Г.Олпорт
организации
оценок, мотивов,
предлагает
называть его
проприумом. личности
6. Проприум
и целостность
7. Проприативные функции
Проприум (рroprium (лат.) – досл. «неотъемлемая собственность»)- это
8. Оппортунистическое
и проприативное
функционирование.
совокупность
всех сторон личности,
ее внутреннее
единство, организующая и
объединяющая
назначение которой – формирование уникальности человеческой
9. Зрелаясила,
личность.
жизни. Вводя понятие проприум в теорию психологии личности, Г.Олпорт не открыл
Функциональная
нового10.феномена,
а толькоавтономия
расширил мотивов.
ее понятийный аппарат. Другие теоретики
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего
собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», «самость», «стиль
жизни».
Проприативные функции – это аспекты «самости», которые участвуют в развитии
проприума на протяжении всей жизни индивида. Конечным результатом их развития
становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и
ощущения. Первые три функции –телесное Я, самотождественность и самоуважение
(возвеличивание эго) - развиваются в раннем детстве. Развитие остальных более
продолжительно во времени и зависит от индивидуальных особенностей человека, его
жизненного пути. На любой стадии становления личности развивается не одна, а целый
сплав проприативных функций.
Стадии развития проприума по Олпорту
Стадия Аспект
Определение
1
Телесное Я
Сознавание телесных ощущений
Неизменность и непрерывность Я, независимо от
2
Самотождественность
происходящих изменений
3
Самоуважение
Гордость за собственные достижения
Включение в Я важных аспектов социального и
4
Расширение себя
физического окружения
В целях и стремлениях индивида начинают
5
Образ себя
отражаться ожидания других значимых людей
Рациональное управление Аргументация
и
применение
логики
для
6
собой
разрешения повседневных проблем
Целостное ощущение «себя» и планирование
7
Личное стремление
перспективных целей
В своих проявлениях личность в большей степени следует социальным, чем
биологическим мотивам. Важно экспериментально изучать
иерархию культурных
ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Мотивы, возникающие на
биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми и функционировать
самостоятельно (принцип функциональной автономии). Темперамент, наряду с
интеллектом и физической конституцией, - это первичный генетический материал, из
которого строится личность. Темперамент важный наследственный аспект эмоциональной
природы человека, он определяет легкость эмоционального возбуждения, преобладающий
фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций. Характер является
понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или
системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
Структурная теория черт личности Р.Кеттелла
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Подход Р.Кеттелла основан на использовании методов мультивариативной
статистики и факторного анализа для выявления основных черт личности. Р.Кеттелл,
также как и Г. Олпорт, считал, что черты составляют ядро структуры личности, от них
зависят действия человека в данной ситуации. Он согласен с Г.Олпортом относительно
существования общих и уникальных черт. Однако взгляды авторов расходятся по вопросу
реальности черт. По Р.Кеттеллу, черты не имеют никакого реального
нейрофизиологического статуса, они
могут быть обнаружены лишь при точном
измерении наблюдаемого поведения. Адекватная теория личности по Р.Кеттеллу должна
учитывать многочисленность черт, составляющих индивидуальность, обусловленность
черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также факт взаимодействия
генетических факторов и факторов окружающей среды.
Исходные черты могут быть классифицированы в терминах модальности:
1.Темпераментные черты относятся к эмоциональным и стилистическим качествам
поведения. Это - конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность
человека (например, люди могут работать либо быстро, либо медленно; они могут
реагировать на кризис спокойно или истерично); Темпераментные черты относятся к
тому, как человек действует и ведет себя. За годы работы Р Кэттелл и его коллеги
обнаружили 35 первичных темпераментных черт первого порядка. Из них - 23 являются
характеристиками нормальных людей, а 12 относятся к патологическим отклонениям. Из
нормальных черт наиболее полно изученными являются 16 личностных факторов, для их
измерения был специально разработан «Шестнадцатифакторный личностный опросник»
(16PF) Кэттелла. Р. Кэттелл использовал необычные названия черт, он считал, что черты
должны рассматриваться вне связи с привычным значением слов, чтобы избежать
оценочных суждений. До процедур факторного анализа, он не знал сколько получится
черт и хотел их описать с непредвзятой точки зрения.
2.Мотивационные (динамические) черты активируют и направляют субъекта к
конкретным целям (например, личность может быть охарактеризована как
амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении
материальных благ); Мотивационные (динамические) черты определяют динамику
личности. Р.Кеттел использует три основных понятия: аттитюды, эрги и семы.
Аттитюд - это специфический образ действий, который человек реализует или
хочет реализовать в конкретной ситуации. Например, намерение человека пойти на курсы
психологии. Это его намерение является аттитюдом. Как и все аттитюды, оно включает в
себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. Почти в
любой аттитюд входит целый комплекс иерархически организованных
мотивов.
Некоторые из них являются вспомогательными, то есть представляют собой
промежуточные ступени, которые надо пройти, чтобы достигнуть следующей. Такая
структура называется вспомогательной цепочкой. При условии, что все мотивы
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
осознаются (хотя так не бывает), вспомогательную цепочку можно обнаружить,
последовательно задавая человеку вопросы «почему» или «зачем» в ответ на высказанные
намерения.
Эрг - «врожденная психофизическая диспозиция, позволяющая своему носителю
овладевать реактивностью (внимание, распознавание) по отношению к определенным
классам объектов с большей готовностью, чем к другим, пережить в их отношении
специфическую эмоцию, начать линию действий» (Р.Кеттелл).
Термин "эрг" относится к энергии первичных или естественных побуждений
(сексуальное влечение, голод, любопытство, гнев и т. д.), большинство из них также
обнаруживаются у приматов и других высших млекопитающих. Было выявлено десять
главных врожденных динамических черт. Фактически эрги у людей - это эквиваленты
инстинктов у животных.
Семы – это сокращение от английского названия - «социально сформированные
проводящие структуры эргов». Они берут энергию из эргов и придают аттитюдам
некоторую организацию и стабильность. Семы – это промежуточные цели, связывающие
аттитюд с изначальным эргом. «Семы - основные приобретенные структуры
динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным
объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать
на них определенным образом» (Р.Кеттелл). Были описаны такие семы, как «дом и
семья», «супруг или друг (подруга)», «самоощущение», «Супер-Я» и «религия». Особая
роль в объединении различных семов в единый комплекс мотиваций принадлежит сему
«Самоощущение». Его можно считать эквивалентом понятия «Концепция себя».
3.Способности определяют умения человека и его эффективность в достижении
цели (например, интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная
координация.)
Р. Кэттелл различал два типа интеллекта — подвижный и кристаллизовавшийся.
Подвижный интеллект позволяет усваивать новый материал, независимо от опыта
обучения. Кристаллизовавшийся интеллект отвечает за применение в настоящем ранее
полученных знаний.
Первичный фактор В — это кристаллизовавшийся интеллект, доля наследственности
для него составляет 60 %. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля
наследственности равна 65 %. Такие относительно высокие значения показывают, что
интеллектуальные способности зависят в большей степени от наследственности, нежели
от влияния окружающей среды.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Теория типов личности Г.Айзенк
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк использовал в своих
исследованиях математический аппарат факторного анализа. Однако его подход
отличался следующими особенностями. Он применял гипотетико-дедуктивный метод:
начинал с теоретических построений, а затем собирая данные, логически
соответствующие этой теории. Он выделил не 35 основных черт (как Р.Кеттелл), а только
супер - черты или три базовых типа; считал факторный анализ лишь одним из способов
нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности; теория Айзенка
включает в себя биологические компоненты.
Четырехуровневая иерархическая модель организации поведения считается ядром
теории Г.Айзенка.
1.
Первый уровень — специфические действия или мысли - могут быть, а могут и не
быть характеристиками личности.
2.
Второй уровень — это привычные действия или мысли, реакции, которые при
определенных условиях с регулярностью повторяются. Привычные реакции выделяются
посредством факторного анализа специфических реакций.
3.
Третий уровень - черт. Черта – это «важное, относительно постоянное личное
свойство» Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций.
Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа
привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции
между различными вариантами привычного поведения»
4.
Четвертый, высший уровень организации поведения, — это уровень типов, или
суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.
Типы личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора:
экстраверсию тип (E) и нейротизм тип (N) . В дальнейшем он определил третий тип —
психотизм (P). Он не отрицал возможности нахождения еще каких-либо типов. Он
рассматривал эти три типа как части нормальной структуры личности. Все три типа
биполярны.
Фактор Е - один полюс - «экстраверсия», а противоположный - «интроверсия»;
Экстравертный тип характеризуется общительностью и импульсивностью, но также
легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые
получают удовольствие от общения с другими. Интроверты характеризуются
противоположными
чертами. Их можно описать как людей тихих, пассивных,
необщительных,
скрытных,
задумчивых,
пессимистичных,
миролюбивых,
здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Фактор N - один полюс - «нейротизм», а другой - «стабильность»;
Нейротизм (N)- второй тип, выделенный Айзенком. Он также имеет сильную
наследственную составляющую. Люди с высоким показателем нейротизма склонны
эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное
состояние. Они жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль в
спине, а также на волнение и тревожность. Нейротизм, не обязательно подразумевает
невроз в медицинском смысле этого слова. люди с высоким уровнем фактора N более
подвержены риску заболеть неврозом в стрессовой ситуации, чем люди с более низким
уровнем того же фактора. Стабильный тип обладает противоположными
характеристиками.
Фактор P - на одном полюсе –« психотизм», на другом - «сильное Супер-Я»
Люди с высокими показателями по шкале «психотизм» часто эгоцентричны, холодны,
любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим,
подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более
сильное «Супер -Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо
социально приспособлены. Люди с высокими показателями по шкале психотизма
генетически более уязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели.
Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры. Она разрабатывалась
во второй половине XX в. Ее иногда относят к бихевиористским теориям, но она
предлагает принципиально другое представление о личности. А.Бандура подчеркивает
взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов. Особое место
отводится когнитивным процессам, обеспечивающим личности самоконтроль и
самоэффективность. Среда оказывают влияние на личность, а личность влияет на среду
и формирует ее, а среда, в свою очередь, формирует личность. Такое непрерывное
взаимодействие создает некое равновесие между свободой и детерминизмом. Человек
усваивает определенные паттерны поведения не только на собственном опыте, но и через
наблюдение за поведением других людей, на основании примера. Наблюдая за другим
человеком, личность научается имитировать его поведение и моделировать свое по
выбранной модели. А. Бандура полагает, что «научение через наблюдение» избавляет
личность от груза ненужных ошибок и затрат времени при выработке адекватных реакций
и стратегий поведения. Подкрепление может быть не только прямым, но и косвенным, то
есть человек может укрепиться в стремлении к учению, наблюдая, как другой человек
получает награду. Научение путем наблюдения свойственно только человеку.
Наблюдение позволяет учиться, не производя при этом никаких действий. Особенно
важным является наблюдение за поведением других людей. Научение путем наблюдения
более эффективно, чем научение путем проигрывания (непосредственного опыта).
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Ядром научения через наблюдение является уподобление. Оно подразумевает
символическое представление информации и хранение ее для использования в будущем.
Оно включает мыслительные процессы и не является простой имитацией. Эффективность
уподобления образцу зависит от свойств объекта, свойств наблюдателя и последствий
наблюдаемого поведения. Обычно люди склонны уподобляться тем, кто обладает более
высоким статусом, компетентным личностям, а не неумелым и некомпетентным,
сильным, а не беспомощным. Дети уподобляются другим чаще, чем взрослые люди, и
новички - чаще, чем опытные профессионалы. Если наблюдатель видит перед собой
образец, получающий суровое наказание, это преподаст ему более ценный урок.
Основные процессы уподобления: внимание, запоминание, воспроизводство поведения и
мотивация.
1. Внимание. Внимание легче сосредоточивается на знакомых
людях, на
привлекательных образцах и на тех формах поведения, из которых можно извлечь
пользу.
2. Память. Имеют место два основных способа запоминания: образное и вербальное.
Некоторые наблюдения сохраняются в виде образов, особенно в детском возрасте,
когда речевые навыки еще не сформировались. Вербальное запоминание
значительно ускоряет процесс научения тем, что создает предпосылки для
обсуждения. Вербальное кодирование помогает символически репетировать
поведение, то есть снова повторять себе, как мы будем делать что-то, когда нам
представится случай.
3. Воспроизводство поведения - это перевод закодированной в образах или в словах
информации в соответствующие действия. Сначала мы спрашиваем: «Как это
сделать?» Получив ответ с помощью символических репетиций, мы пытаемся
реализовать новое поведение. В это время мы контролируем себя, задавая вопрос:
«Что я делаю?» И наконец, мы оцениваем свою деятельность, спрашивая
«Правильно ли я это делаю?» На этот последний вопрос не всегда легко ответить,
особенно если он относится к двигательным навыкам, как, например, в балете или
в прыжках в воду с трамплина, когда мы не можем в действительности видеть себя
со стороны.
4. Мотивация. Научение наиболее эффективно, когда обучающийся имеет
возможность наблюдать ситуацию подкрепления. Тогда у него появляется желание
воспроизвести данное поведение (мотивация). Наблюдение за другими может
научить нас, как делать что-то, но мы можем не иметь желания делать это.
.
Социально-когнитивное направление: Джулиан Роттер
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
В теории Дж. Роттера. подчеркивается значение мотивационных и когнитивных
факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и
делается попытка объяснить, как люди научаются поведению путем взаимодействия с
другими людьми и элементами окружения. Для предсказания поведения людей нужно
принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и
ценности. Поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к
ожидаемым целям. Поведение человека определяется ожиданием, что данное действие
приведет, в конечном итоге, к будущим подкреплениям.
Базовое понятие генерализованного ожидания – это интернально-экстернальный «локус
контроля».
1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для
себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и
интернальный.
2. Локус контроля, характерный для определенных личностей, надситуативен и
универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности, как
в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных
областей социальной жизни и социального поведения.
Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного
контроля, используется «Шкала интернальности-экстернальности»
Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя
активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным
объектом действий других людей и обстоятельств. Экстернальность – интернальность
является конструктом, который следует рассматривать как континуум, имеющий на одном
конце выраженную «экстернальность», а на другом – «интернальность»; убеждения же
людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине.
Теории личности в бихевиоризме: Б.Ф.Скиннер.
Бихевиоризм как направление психологии основывается на схеме S-R (стимулреакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова,
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления - Б.Ф. Скиннер, Н. Е.
Миллер, Дж. Доллард.
Подход отличается пристальным вниманием к построению эксперимента, научной
точности и контролируемости результатов. Бихевиористов критикуют за то, что они
отвергают концепцию автономного человека, который руководствуется внутренними
мотивами. Бихевиористский портрет личности базируется на принципе реактивности.
Человек - реактивная система; его поведение управляется внешней средой, там находится
главный инструмент управления - система подкреплений. Подкрепления определяют, к
чему человек будет стремиться, и чего будет избегать. Несмотря на критику, бихевиоризм
внес значимый вклад в реальное познание человека. Если психоаналитики создали
психотерапию, то бихевиористы - инженерию личности. Бихевиоризм не отрицает
личность и другие психологические категории, он указывает на их непригодность для
раскрытия законов человеческого поведения. Внутренний мир не управляет поведением,
подобно тому, как цвет автомобиля не влияет на управление его движением. По мнению
Б.Ф. Скиннера, психологи прибегают к понятию «личность» «для объяснения только тех
вещей, которые еще не в состоянии объяснить иными путями».
С позиций
бихевиоризма личность представляет собой совокупность наблюдаемых действий.
Теория Б.Ф.Скиннера: основные положения
Поведение человека можно наблюдать, измерять и анализировать. Личность –
наблюдаемый паттерн поведения.
Разработал различные способы наблюдения, измерения, прогнозирования и понимания
поведения человека. Теория Б.Ф.Скиннера основана на собранной им обширной
информации о поведении человека и результатах точных лабораторных экспериментов
Поведение человека определяется факторами генетики и окружения. События можно
предсказать, исходя из событий прошлого. Знания о прежних подкреплениях позволяют
объяснить любой человеческий поступок. Функциональный анализ полезен для
объяснения поведения с точки зрения причинно-следственных связей.
Человека можно научить проявлять практически любой тип поведения, свойственный
людям или животным, и проявлять его так часто, насколько потребуется.
Оперантное научение, подкрепляется его следствиями. Позитивные и негативные
последствия контролируют поведение человека. Оперантное научение достигается и без
осознания, но оно более эффективно, когда субъект его осознает и сотрудничает.
Подкрепление, направляющее поведение к заранее намеченной цели, более эффективно,
чем наказание или контроль с помощью антипатии.
Личностный рост – способность усиливать выгодный контроль окружающих и сводить к
минимуму неблагоприятные условия.
Симптом и есть само заболевание, а вовсе не проявление скрытой болезни, и его нужно
лечить непосредственно.
В ходе экспериментов над животными Скиннер добился своих самых значительных
достижений — он стал развивать программируемое обучение. Его исследование показало,
что когда люди по мере своего обучения получают мгновенную и быструю обратную
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
связь, их обучение происходит намного быстрее.
Бихевиоризм Скиннера используется для разработки новых методов лечения и обучения.
Влияние его идей привело к изменению программ в университетах, тюрьмах,
психиатрических клиниках, больницах, начальных школах.
Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.
Карл Роджерс был психотерапевтом и помогал людям, преодолевать жизненные
проблемы. Накопив терапевтический опыт, он разработал теорию, позволяющую понять
успешный терапевтический результат. Теория личности сформировалась как следствие
теории психотерапии. В психотерапии для пациента и терапевта полезно рассматривать
организм как нечто потенциально неограниченное. Такое представление способствует
реализации коррекционных целей. Приняв эту точку зрения, пациент может обрести
настойчивость и энергию, чтобы изменить свои укоренившиеся деструктивные
жизненные паттерны. Акцент на неограниченные возможности человека К.Роджерс
сохранил и в своей теории личности. Для теории личности К. Роджерса характерны все
основные положения гуманистической психологии, представлены феноменологический и
холистический подходы.
тенденция актуализации - врожденное стремление организма развить все свои
способности для поддержания и улучшения жизни – движущая сила развития личности
психологическим проявлением актуализации является самоактуализация как
стремление актуализировать Я-концепцию
приобретенными
тенденциями
мотивационного
механизма
считаются
потребности в позитивном внимании и позитивном внимании к себе благодаря ним
актуализируется Я-концепция
личность выступает как психологическая реальность (субъективный опыт)
человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным
частям его личности.
Я-концепция, определяет пути, по которым будет выражаться тенденция
самоактуализации
если тенденция ядра актуализировать потенциальные возможности встречается
значимыми другими с безусловным позитивным вниманием, тогда у человека проявятся
характеристики полноценно функционирующего типа. И наоборот, если тенденция ядра
будет встречена условным позитивным вниманием, появятся условия ценности и другие
признаки дезадаптированности.
Гуманистическая теория личности А.Маслоу.
А.Маслоу интересовался
проблемой личного роста и развития. По его мнению, адекватная и жизнеспособная
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
теория личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый
индивидуум способен достичь. Работы А.Маслоу исследователи характеризуют как
собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитую теоретическую систему.
Самоактуализация это последовательность ситуаций, в каждой из которых «Я»
сталкиваясь с определенными проблемами, принимая вызов, и, прилагая усилия для их
решения, выбирает для себя еще более трудные (но соответствующие силам и
возможностям) проблемы. Когда происходит отказ от приложения усилий в решении
жизненных проблем, «Я» сталкивается с более трудными проблемами, но иного,
«невротического» качества. Именно тогда требуется психологическая, социальная или
медицинская помощь. А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении
самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации. Наблюдения,
которые А.Маслоу использует для построения теории, основываются на исследовании
нормальных и здоровых людей, а не на данных психопатологии и психотерапии. А.
Маслоу разрабатывал свою теорию в течение многих лет. Его взгляды во многом схожи с
идеями Г.Олпорта и К.Роджерса. Однако, некоторые важные вопросы он освещает
подробнее и на более высоком уровне, чем эти два исследователя. Эклектичный подход А.
Маслоу к написанию работ делает его позицию во многом неопределенной, но в то же
время он пытается взяться за проблемы, которым другие авторы не уделяют внимания.
Теория личностных конструктов. Дж. Келли.
Теорию Дж. Келли по-разному вписывали в классификацию теорий личности. Г.
Олпорт считал, что это не «когнитивная», а «эмоциональная» теория, Г. Мюррей называл
ее экзистенциальной. К теории Дж.Келли применяли различные ярлыки: от «типично
американская» до «марксистская» и «дзен-буддистская», а также «прагматическая»,
«психоаналитическая», «бихевиористская», «гуманистическая» и «вообще не теория».
Чаще всего теория Дж. Келли рассматривается как когнитивная. Однако С.Мадди
считает взгляд такой на теорию Дж. Келли ошибочным, а Д.А.Леонтьев писал об этой
теории, как о той, которую до сих пор не поняли. Дж. Келли подчеркивает, что человек
не наблюдатель, он живет в мире и конструкты нужны ему для реальных взаимодействий
с миром. Главным является не поступающая извне информация, а результаты
практического опыта. Отличие опыта от информации состоит в личностной значимости
событий.
Центральное место в теории Дж. Келли занимает понятие «конструкт». Его
универсальность сродни понятиям «подкрепления» или «влечения» в других теориях
личности. Введение понятия «конструкт" позволило создать стройную, внутренне
непротиворечивую концепцию человека. Конструкты – это категории мышления, но
эмоции также включены в конструкционный процесс и участвуют в нем наряду с волей,
потребностями и мотивами. Некоторые конструкты функционируют, не доходя до
сознания. Личные конструкты не только «в голове», они в такой же мере и «в сердце».
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Конструирование реальности имеет место даже тогда, когда отсутствуют вербальные
ярлыки. Таким невербальным конструированием заняты младенцы и, предположительно,
животные. Теория личных конструктов находит широкое применение в психологической
практике. На основе идей, развиваемых в этой теории, выросло эффективное направление
в психотерапии и психологическом консультировании - когнитивно-поведенческая школа.
Она связывает большинство психологических проблем с ошибочными или неуместными
конструктами себя и других людей. Дж. Келли в своей теории рассматривал вопросы:
развития, использования и изменения конструктов и конструктных систем.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы требования к теории личности?
2. Какие выделяют компоненты теории личности?
3. Как понимают личность в классическом психоанализе?
4. Как понимает личность А.Адлер?
5. Как понимает личность К.Г.Юнг?
6. Как понимает личность Э.Эриксон?
7. Как понимает Э.Фромм?
8. Как понимает личность К.Хорни?
9. Как понимают личность авторы диспозициональных теорий?
10. Как понимают личность авторы социально-когнитивных теорий?
11. Как понимают личность авторы гуманистических теорий?
12. Как понимает личность автор теории личностных конструктов?