Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология воспитания

  • 👀 862 просмотра
  • 📌 784 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология воспитания» docx
2.Психология воспитания 2.1. Основные понятия психологии воспитания Психология воспитания — один из наименее изученных разделов педагогической психологии и, одновременно, один из наиболее актуальных в деятельности педагога. И начинающие и опытные педагоги сходятся во мнении, что наиболее сложными задачами в современном образовательном процессе являются именно воспитательные. И обусловлено это не только социально-экономическими изменениями в обществе, новыми тенденциями развития современных детей и поляризацией родительского сообщества, сколько размытостью ориентиров воспитания и непрозрачностью механизмов воспитательных воздействий, т.е. готовностью самих педагогов к созданию воспитывающей среды, проектированию воспитательной системы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области подготовки профессионалов для системы образования предполагают формирование у выпускников таких компетенций как: способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; готовности использовать знание различных теорий воспитания и развития обучающихся. Выпускник должен знать: теории и технологии воспитания и духовно-нравственного развития личности; и уметь: системно анализировать и выбирать воспитательные концепции, проектировать индивидуальные маршруты воспитания и развития детей; осуществлять процесс воспитания с использованием психологически обоснованных методов воспитания. Психология воспитания изучает закономерности и механизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления его свойств1. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает. Однако, исследователями выделяются особо различия в осуществлении воспитания и обучения, см. таблицу 9. Таблица 9 Психологические различия обучения и воспитания2 Параметр анализа Обучение Воспитание Направлено на Становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений и навыков; преимущественно на когнитивное развитие. Формирвоание человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям; преимущественно на личностное развитие. Осуществляется через Различные виды предметной и практической деятельности. Межличностное общение людей. Используются методы Основанные на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры. Основанные на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Результаты Знания, умения, навыки; субъектные свойства и способы действий. Свойства и качества личности, формы ее социального поведения. Обратимся к психологической характеристике термина «воспитание». В широком смысле слова, воспитание – это внешнее воздействие взрослых, среды, обстоятельств, условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребенка с целю формирования у него определенных психологических и личностных качеств (В.М. Минияров). В узком смысле слова, воспитание – воздействие на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самосовершенствованию (Л.М. Фридман). В зарубежных исследованиях чаще используется термин «развитие личности» как процесс движения, переход к новому качественному состоянию, что очень близко в отечественных учениях к термину «воспитание». Таким образом, если суммировать позиции, термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально- исполнительского содержания личности. Когда обучение не опирается на цели, сформированные воспитанием, оно малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания действуют другие механизмы. Вопрос о психологических механизмах воспитания изучен достаточно многосторонне. Так, авторским коллективом под руковдством М.В.Гамезо, изучены основные законы, на которых базируются механизмы воспитания: развития субъективного мира человека; единстве общественного и семейного воспитания, совершенствовании форм разнообразной деятельности. Выделяют следующие механизмы: мотивационно-потребностный (действует через формирование идеалов, убеждений формирование собственной точки зрения; создание иерархии мотивов обусловлено напрвленностью личности: личной (мотивация престижа, эгоистическая), коллективистической (общественной, альтруистической), деловой (бескорыстного интереса к делу, познавательной), эмоциональный (действует через влияние на эмоциональную сферу), субъектный (стимулирование активности и самостоятельности самих учащихся), деятельностный (развитие личности происходит в специально организованных возрастносообразных видах деятельности), оценочный (работает за счет подкрепления как эмоционально значимого действия), культурно-исторический (воздействие феноменов культуры: игры и игрушки, СМИ, изобразительной деятельности и искусства вообще, сказки, фольклора и т.д.), социальный (роль коллектива, играющего коммуникативную, мотивационную и статусную функции)и т.д3. Итак, психология воспитания, являясь предметом интереса многих ученых и научных школ, и сегодня сохраняет определенную фрагментарность в научном знании. Феномены воспитания, развития личности ребенка исключительно сложны, что не позволяет внести окончательную ясность в учебные тексты. Не вызывает сомнения то, что воспитание — один из важнейших видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, а предмет воспитания — человек, испытывающий соответствующее воздействие. Обращение к исторически сложившимся концепциям воспитания, их психологический анализ позволит приобрести личный опыт анализа педагогической реальности и проектирования воспитательной среды в образовательном процессе. 2.3.2. Психологический анализ концепций воспитания «Только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер» (К.Д. Ушинский). В современных научных и учебных публикациях концепции и теории воспитания принято анализировать, выделяя отечественный и зарубежный подходы, технократический и гуманистический варианты, преимущественный механизм педагогического воздействия на развитие личности и прочие основания (Б.Б. Айсмонтас, И.И. Ильясов, В.М. Минияров, Н.А. Пастернак, Л.А. Регуш, Л.Д. Столяренко и др.). Подробный анализ данного вопрос дан в учебном пособии Маракушиной И.Г.4 В таблице 9 представлен анализ различных зарубежных концепций воспитания, основанный на выделении таких параметров как: подходы к изучению личности, ученые, основные понятия, методы воспитания и задачи воспитателя. Таблица 9 Теории и концепции развития и воспитания личности в зарубежной психологии По д х о ды Теории Подходы к изучению личности Ученые Основные понятия Методы, средства, условия воспитания Задача воспитателя Б и о г е н е т и ч е с к и й Философские теории к. 18-19 в.в. Пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. - - - Биогенная теория Значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, т.к. они врождены. У. Макдауголл, Э.Кречмер - - - Психоаналитическая теория Развитие личности - разрешение конфликтов между биологическим и общественным (ОНО-Я-Сверх-Я) З.Фрейд, Идеи психосексуального и психосоциального развития . Либидо. Защитные механизмы как инструмент снижения давления на личность(вытеснение, рационализация, проекция, компенсация, идентификация, отрицание). Обуздать страсти воспитанника. С о ц и о г е н е т и ч е с к и й Теория научения (бихевиоризм) Личность- результат подкрепленного научения Э.ТорндайкБ. Скиннер Дж. Уотсон Воспитание: классическое обславливание, оперантное обусловливание, обучение посредством наблюдения. Поведение обусловлено внешними стимулами, поэтому управляемо. Игнорирование нежлательного поведения. Поиск положительных стимулов. Социальное научение. Подобрать поощрения и наказания, на которые будет реагировать ученик. Стимулирование детской активности. Теория ролей Личность - набор устойчивых способов поведения (ролей), определенных его статусом. Г. Олпорт Социальное окружние, культура – фактор развития личности. Развитие спектра социальных ролей, культурных моделей поведения. Развитие чувства Я, совести. Понимание ролевых ожиданий и целей детей. П с и х о г е н е т и ч е с к и й Психодинамические теории Поведение личности обусловлено эмоциями, влечениями и иными нерациональными компонентами психики, социокультурными факторами. Э.Эриксон Развитие – разрешение конфликтов в структуре периодизации. Анализ личностной паталогии. Взрослый должен понимать возрастную задачу каждого периода онтогенеза. Когнитивистские Отдается предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, теоря взаимосвязи этического и умственного развития. Ж.Пиаже, Дж.Келли Л. Кольберг Прерывистая последовательсность реорганизаций, подавление или возникновение функций . Расширение когнитивных возможностей человекас учетом актуальной стадии. Персонологические (гуманистические) В центре внимания - развитие личности в целом. Шпранглер Э., К.Бюллер, А. Маслоу К. Ролджерс Человек обладает мотивационным набором, который опосрдует его развитие. Развитие – личностный рост, самоактуализация. Помогающие отношения – безоценочное принятие. Условие психологического роста – удовлетворение все более высоких потребностей, реализация более сложных жизненных целей. Развитие конгруэнтности как способности к открытому выражению своих чувств. Помочь личностному росту человека, стремящегося к самосовершенствованию и самореализации. Экзистенциональная Условие и цель развития личности – свобода. К.Ясперс, М. Хайдагер, Ж.Сартр, А.Камю, Н.А. Бердяев, Л.Шестов Психологические причины бегства от свободы. (стремление к влстию. Сверхзабота, избегание принятия собственных решений, внутренняя неполноценность. Определение средств и способов самореализации, развитие эмпатии, коммуникативной толерантности, ценностной сферы. Помочь человеку избежать личностной завивимости, основывающейся на потребности переложить на других груз ответственности за принятие решений. В таблице 10 представлен анализ теорий и концепций воспитания в отечественной парадигме. Таблица 10 Теории и концепции развития и воспитания в отечественной психологии Теории Подходы к изучению личности/воспитания личности Ученые Основные понятия Методы, средства, условия воспитания Задача воспитателя Культурно-историческая концепция развития психики Воспитание человека – видоизменение наследственного поведения и прививка новых форм реакций. Л.С. Выготский По происхождению все человеческие формы поведения социальны. Понятие зоны ближайшего развития. Ведущая сила психического развития – обучение как побуждение внутренних ресурсов развития. Формирование идеалов и убеждений, собственной позиции. Помочь личности овладеть собственным поведением и внешней средой. Теория деятельности Личность – не только адаптивное поведение, а активное. Развитие происходит в процессе включения в различные виды деятельности. А.Н. Леонтьев. Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др. Внешние причиины действуют через внутренние условия. Механизмы развития поведения личности: активность, предвосхищение будущего. постановка сверхзадач. Роль ведущего вида деятельности Развитие творчества и инициативы, толерантного сознания, способности к самостоятельному выбору. Теория нравственного воспитания Ядро личности – нравственность. Уровень развития личности определяется смерой ответственности человека перед другими людьми, миром и собой. Н.Ф. Талызина Нравственные нормы: чувство стыда, вины, долга. совести. Контроль при помощи эмоций. Создание общей атмосферы в коллективе, помощь окружающим в реализации ответственного поведения, единство в работе институтов воспитания. Развитие нравственности, внутренней ответственности. Теория совместной продуктивной творческой деятельности Развитие личности – перестройка мотивационно-смысловой сферы личности. Критерии развития личности: перестройка мотивационно-смысловой сферы, характер и уровень взаимодействия в социальной среде, изменение характера инициатив в познавательной области и области межличностного взаимодействия, развитие эмоционально-личностной сферы и позиций личности по отношению к себе и другим. В.Я. Ляудис Этапы становления СПД, таксономия творческих задач, продуктивный характер деятельности Условия развития: проектирование деятельности во всем богатстве смыслов и значений, использование субъективного опыта учащихся, изменение процесса контроля и оценки, изменение ролевой позиции воспитателя; системная организация содержания образования через межпредметные связи; введение системы взаимодействий (от поддержанных к самопобуждаемым); творческий характер самостоятельной продуктивной деятельности педагога и обучающихся. Единство интеллектуального, социального и индивидуального развития личности. Личностно-ориентированная теория Личность – ядро воспитания. Узловые моменты развития личности: соподчинение мотивов (выделение доминирующих социальных мотивов, регулирующих отношения с другими людьми); становление самосознания как целенаправленное «построение себя». Смирнов С.Д., Якиманская И.С., Бондаревская Е.В., Асмолов А.Г. Ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принятия ребенка как данности.Структура самосознания: притязание на имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространстов личнгости (В.С. Мухина). Создание ситуаций выбора, эмпатическое принятие детей, баланс рациональной и эмоциональной сторон общения, создание ситуаций успеха и т.д. Условия развития самосознания: 1) создание возможности выбора; 2) развитие принятия и эмпатии через равноправную позицию, 3) баланс рациональной и эмоциональной сторон общения. Механизмы развития личности: создание гибких образовательных программ, специальное конструирование учебных текстов и форм контроля, роль среды (И.С. Якиманская). Развитие личности. Смещение мотивации с потребления на творчество и совместную деятельность, безоценочное принятие. Диалогическое общение (А.Г. Асмолов). Теория воспитания характера Воспитание личности – воспитание характера как основы поведения Р.С. Немов Увеличение значимости деятельности при уменьшении непосредственной привлекательности, повышение самостоятельности ребенка при выборе вида и содержания деятельности, включение в групповую деятельность, требующую усложнения способов межличностного приспособления, расширение круга пратнеров, усложнение круга решаемых задач. Приведенныйй анализ не претендует на полноту, в современной психологической литературе изложены достаточно многочисленные концепции воспитания, приведен их анализ с учетом возрастных, гендерных, инновационных тенденций5. На стыке психологии воспитания и психологии личности и профессиональной деятельности педагога выделяется проблема психолого-педагогической компетентности воспитателя. А.С. Макаренко писал: "Воспитатель должен всегда хорошо знать следующее: хотя все воспитанники и понимают, что в детском учреждении их учат и воспитывают, однако они очень не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание. Поэтому сущность педагогической позиции воспитания должна быть скрыта от воспитанников и не выступать на первый план. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие. (...) Воспитанник нашего детского учреждения есть раньше всего член трудового коллектива, а потом уже воспитанник, таким он должен представляться самому себе. Поэтому официально он и не называется воспитанником, а кандидатом или членом коллектива. В его глазах и воспитатель должен выступать тоже, прежде всего, как член того же трудового коллектива, а потом уже как воспитатель, как специалист-педагог, и поэтому соприкосновения воспитателя и воспитанника должны происходить не столько в специальной педагогической плоскости, сколько в плоскости трудового производственного коллектива". Можно выделить ряд подходов к пониманию содержания психолого-педагогической компетентности воспитателя. Так, Н.А. Пастренак и А.Г.Асмолов считают, чтодля педагога очень важно осущестлять: учет возрастных особенностей ученика; учет личностных особенностей, требующих психологической поддержки (склонность ко лжи, агрессии, нарушениям поведения, акцентуации и т.д.); использование ресурсов психологической поддержки в группе (осознание проблем, обсуждение проблем, учет факторов, осложняющих процесс группового решения, интеграция группы как фактор развития личности, групповая сплоченность и ее диагностика. У педагога необходимо развивать: толерантность, коммуникативные навыки и стрессоустойчивость, готовность к диагностической деятельности в области воспитания (практикумы и методики)6. В.М. Минияров и Д.И. Фельдштейн в компетентность педагога как воспитателя включают: понимание предмета воспитания (цель и результат –развитие личности в совокупности ее структурных компонентов), квалифицированное применение методов диагностики результатов воспитания (самооценка, поведенческие наблюдения, личностные опросники, проективные методы, диагностические комплексы), грамотная коррекция результатов воспитания (коррекция взаимоотношений родителей с детьми, учителя с учащимися, коррекция запущенного ребенка, т.д.)7 Подытоживая проблему психолого-педагогической компетентности воспитателя приведем точку зрения А.К. Марковой, которая формулирует следующий алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач: изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учеников; постановка воспитательных задач с учетом индивидуальных особенностей ученика; выбор и реализация психологически обоснованных приемов и методов воспитания; оценка успешности этих мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников8.
«Психология воспитания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot