Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии», текстовый формат

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Возрастная и педагоги­ческая психология — две отрасли психологи­ческой науки, тесно взаимодействующие между собой, что оп­ределено общим объек­том их изучения — развивающимся челове­ком и центральной проблемой научного анализа — поиском от­вета на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека. Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисципли­ны является изучение фактов и закономерностей психического раз­вития человека в онтогенезе. Главная задача возрастной психоло­гии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психи­ческого развития человека с момента рождения до глубокой ста­рости, описать динамику развития отдельных психических про­цессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека. Мера дробления возрастных периодов развития человека и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К на­стоящему времени, с учетом сложившейся в нашей стране систе­мы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника (часто называемая детской психологией), психология младшего школь­ника, психология подростка, психология старшего школьника (или ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, пси­хология преклонного возраста (геронтопсихология). Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характе­ристики именно данного возраста, то общая возрастная динами­ка требует охвата ряда этапов выявления сравнительных характе­ристик нескольких возрастных «срезов». С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX — начало XX вв.) рамки возрастных границ объектов исследований существенно раздвинулись. Исследования аспектов развития уже изученных психологи­ческих особенностей взрослых людей постепенно распространя­лись на юношей, подростков, младших школьников и затем до­школьников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неиз­вестные потенциальные возможности детей, а главное — раскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны (сензитивны) для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности. Заслуживающим внимания в этом отношении является ран­ний возраст, первые годы и даже месяцы жизни младенца, когда начинается процесс социализации, превращения биологического существа в человеческую личность. Разрастание исследований пси­хологии преклонного возраста тоже позволило получить много важного и интересного. Границы сохранения активности и твор­ческих способностей человека оказались значительно дальше, чем это считалось ранее, а главное, обнаружилось, что эти границы могут быть существенно смещены за счет организации жизни и деятельности человека. Без знания возрастной психологии невозможны осуществле­ние педагогического процесса в целом, определение содержания и методов учебно-воспитательной работы, реализация индивиду­ального подхода к учащемуся, оказание необходимый помощи и поддержки развивающемуся человеку. Предметом педагогической психологии является изучение пси­хологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педаго­га, воспитателя. В любом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (уче­ника, учителя). Но они рассматриваются (и должны рассматри­ваться) как их совместная деятельность, т.е. деятельность в ситуа­ции организованного общения. В первом случае речь идет об учеб­ной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во вто­ром — о педагогической деятельности учителя (воспитателя), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельностью школьника. В третьем — о процессе обучения и воспитания в целом. Основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии — изучение основных психологических закономерно­стей формирования единого педагогического процесса и управле­ния, выявление психологических резервов его совершенствова­ния, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического кли­мата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащих­ся, учителей, родителей). Отечественный психолог и педагог, богослов и философ В.В. Зеньковский связывал педагогическую психологию с соци­альной, видя задачу педагогической психологии в изучении пси­хологии педагогического процесса как особой формы социально­го взаимодействия. В соответствии с этим в систему педагогичес­кой психологии впервые вводится анализ «педагогической среды» как социально-психического предисловия педагогического процес­са». По мере изменения задач, развития практики обучения и вос­питания, организационных форм и средств обучения и воспита­ния существенно менялся и предмет научной дисциплины. В усло­виях всеобщего обязательного среднего образования особую зна­чимость приобрела проблема индивидуальных различий, включа­ющая вопросы выявления природы этих различий, при необходимости учета их коррекции и т.д. Значительно меняется предмет педагогической психологии в зависимости от того, где, в каких условиях и на решение каких задач направлено обучение. Условия обучения и воспитания в средней школе, профессионально-тех­ническом училище, учреждении дополнительного образования, колледже, или высшем учебном заведении различны. Наряду с дифференциацией предмета и задач возрастной и педагогической психологии, о которой говорилось выше, нельзя не отметить, что в их развитии наблюдается и обратная тенденция — сближение, интеграция. Это обусловлено тем, что в нашей стране практически все дети, если не с ясельного, то с дошкольного или, в крайнем случае, с младшего школьного возраста включа­ются в систему организованного общественного обучения и вос­питания. А это значит, что их психическое развитие непосред­ственно связано с системой обучения и воспитания, которая, в свою очередь, строится с учетом не только реального, но и по­тенциально возможного развития ребенка. Именно эта неразрыв­ная взаимосвязь самой реальности, выступающей как объект пси­хического исследования (дети, условия их жизни, система обуче­ния и воспитания), обусловила переход к комплексным исследо­ваниям возрастной и педагогической психологии и их интегра­ции. В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание — единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития лич­ности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максималь­ного расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса - одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической пси­хологии. Задание. Составить вопросы к тексту лекции (не менее 10) Литература: 1. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Е. Веракса. – Москва : Академия, 2008. – 300 с. 2. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2009. – 637с. 3. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2013. – 352 с. Контрольное задание №1 Задание. 1. Составить конспект лекции и  подготовить вопросы к тексту лекции (не менее 10)

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Возрастная и педагогическая психология

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Москов...

Психология

Педагогическая психология как наука

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии Педагогическая психология – самостоятельная отр...

Психология

Предмет и задачи возрастной психологии. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «…….» ? Кон...

Психология

Психология профессионального образования

Ýëåêòðîííûé ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèé êîìïëåêñ Ïñèõîëîãèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ Ó÷åáíàÿ ïðîãðàììà äèñöèïëèíû Êîíñïåêò ëåêöèé Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ ï...

Автор лекции

Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.

Авторы

Психология

Основы психодидактики

е Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской ...

Педагогика

История развития возрастной психологии в России и за рубежом.

Раздел I. Введение в психологию. Лекция 1. История развития возрастной психологии в России и за рубежом. План. 1. Общепсихологический контекст формиро...

Психология

Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

ЛЕКЦИЯ 1 Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы СОДЕРЖАНИЕ Раздел Тема Стр. I. Психолого-педагогиче...

Педагогика

Введение в педагогическую психологию

1.1. Введение в педагогическую психологию Педагогическая психология — это и конкретная область общепсихологического знания, и, одновременно, междисцип...

Педагогика

Дошкольная педагогика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический универси...

Автор лекции

Сазонова Н.П.

Авторы

Педагогика

Психология и Педагогика как отрасль научного знания

Лекция 1. Психология и Педагогика как отрасль научного знания. План: 1. Предмет, объект и методы психологии. 2. Место психологии в системе наук. 3. Ис...

Смотреть все