Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Технология специальной подготовки на этапе
совершенствования спортивного мастерства
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ
На этапе совершенствования спортивного мастерства рассматриваются пути
максимальной реализации возможностей организма лица, проходящего спортивную
подготовку, и его двигательного потенциала.
Российский футбольный союз, как организация, главенствующая на территории
Российской Федерации, в части организации и проведения спортивных мероприятий
по футболу во всех его видах на национальном уровне, выпускает методические
рекомендации для подготовки футболистов. В данный момент, таким документом
является Программа подготовки футболистов для различных возрастов.
Использование этой Программы позволит модернизировать существующую
структуру планирования тренировочного процесса, оптимизировать подбор
тренировочных упражнений футболистов и режимы тренировочной работы для
обеспечения наиболее качественного процесса подготовки футболистов различных
возрастов в условиях современного развития футбола.
Каждая спортивная школа имеет примерно типовую программу подготовки,
которая содержит в себе блоки:
- нормативную часть
- методические указания по организации и проведению тренировочного
процесса
- план-схему годичного цикла
- соотношение видов подготовки в годовом цикле, разбитым по месяцам и
неделям
- инвентарное обеспечение
- нормативные показатели
Такие программы не отражают проблемы постановки целей и задач в рамках
подготовки на том или ином этапе, что приводит к недостаточному уровню
мастерства для перехода на следующий этап и для осуществления должной
конкуренции среди сверстников других Федераций.
На этапе совершенствования спортивного мастерства главная цель при
подготовке юных футболистов – переход на стадию высшего спортивного
мастерства. Для её достижения требуется выполнения ряда задач, которые
поставлены в Программе РФС 15-17 лет.
НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ – ПЕРЕХОД НА СТАДИЮ ВЫСШЕГО
СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА .
Задачи этапа совершенствования спортивного мастерства
В основе формирования задач на данном этапе закладывается:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,
тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на
региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭТАПА
Преимущественная направленность тренировочного процесса:
- совершенствование техники избранного вида спорта - футбола и специальных
физических качеств;
- повышение технической и тактической подготовленности;
- освоение необходимых тренировочных нагрузок;
совершенствование
соревновательного
опыта
и
психической
подготовленности;
- достижение спортивных результатов на уровне KMC, МС и MCМК.
ЗОНЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА
Этап совершенствования спортивного мастерства характерен определенными
зонами становления мастерства:
• зону первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта),
участие в международных спортивных соревнованиях;
• зону достижения оптимальных возможностей (выход на уровень лучших
спортсменов мира, участие на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх);
• зону поддержания высших спортивных результатов. Поэтому особое
внимание на данном этапе следует уделять подготовке к соревнованиям и успешному
участию в них.
Специализированную направленность приобретают тренировки, в которых
используется весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм
тренировки с целью достижения наивысших результатов в соревнованиях.
Тренировочный процесс должен максимально индивидуализироваться и
строиться с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсменов.
Особое внимание при совершенствовании технико-тактической подготовленности
также уделяется индивидуализации и повышению надежности реализации техники в
экстремальных условиях соревновательных поединков. Участие в соревнованиях так
же является частью тренировочного процесса.
Основным показателем на данном этапе является результат выступления на
соревнованиях различного уровня и выполнение квалификационных требований
спортивных разрядов и званий КМС, МС, МСМК. Так же определяющее значение в
подготовке к соревнованиям начинают играть тренировочные сборы.
ПОКАЗАТЕЛИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА
ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА :
Оценка эффективности спортивной подготовки на этапе совершенствования
спортивного мастерства осуществляется на основе анализа следующих показателей:
− повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
− количество спортсменов, повысивших разряд;
− стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на
региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
− количество спортсменов, переданных из организации для зачисления в УОР
или переданных из организации для приема на работу в центры спортивной
подготовки;
− численность спортсменов, проходящих спортивную подготовку на данном
этапе.
Формирование учебных групп на этапе
Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в
учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в
мастера спорта. Продолжительность этапа без ограничений. Перевод по годам
обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики
прироста спортивных показателей. На данном этапе подготовка спортсменов идет на
основании индивидуальных планов. Формирование мотивации на перенесение
больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное
совершенствование.
ОСНОВАНИЕ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА :
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
Этап совершенствования спортивного мастерства основывается на:
•
достижении результатов уровня сборных команд Российской Федерации,
•
повышении стабильности демонстрации высоких спортивных
результатов во всероссийских и международных официальных спортивных
соревнованиях,
•
продолжении совершенствования индивидуальной атлетической
подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств и специальной
выносливости;
•
совершенствовании технических приемов игры в условиях сбивающих
факторов, уделяя главное внимание увеличению объема технических приемов,
быстроте и эффективности их выполнения;
•
совершенствовании индивидуальных тактических действий в рамках
командной тактики по избранной системе, уделяя главное внимание воспитанию у
учащихся творческих и комбинационных возможностей;
•
повышении уровня психологической подготовки;
•
подготовке к участию в соревнованиях, приобретение опыта игры с
высококвалифицированными
командами,
выполнение
классификационных
требований для получения II разряда (16-17 лет) и I разряда (17-18 лет);
•
получении звания инструктора общественника и судьи 3-й категории;
•
повышении теоретических знаний, особенно в вопросах тактики игры,
методики спортивной тренировки, методики судейства, организации и проведения
соревнований по футболу;
•
воспитании целеустремленности и настойчивости в достижении
спортивных результатов.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Чтобы наиболее полно использовать возможности, связанные с
представленным режимом и поставленными задачами, необходимо строить
тренировочный процесс в целом.
•
усиление индивидуальной работы по овладению техникой и
совершенствованию навыков технических приемов и их способов;
•
повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего
условия реализации технического мастерства в рамках избранных систем игры;
•
осуществление на высоком уровне соревновательной подготовки,
эффективного построения учебных, тренировочных игр с целью решения основных
задач по видам подготовки;
•
использование эффективной системы оценки уровня спортивной
подготовленности юных футболистов и качества работы, как отдельных тренеров, так
и спортивной школы в целом.
Организация и методика подготовки тренировочного процесса и отбора
игроков
Решение задачи подготовки футболистов высокой квалификации во многом
определяется правильной организацией и методикой проведения поиска и отбора
способных детей и подростков, для чего тренерами спортивных школ используются
такие формы работы, как посещение уроков физической культуры и массовых
спортивных соревнований в школах, коллективах физической культуры в районах и
городах, проверка уровня общефизической и спортивной подготовки по
установленным контрольным нормативам.
Основными формами тренировочного процесса в спортивной школе являются
теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным
планам, календарные соревнования, тренировочные и товарищеские игры,
тренировочные занятия в оздоровительно-спортивном лагере и на тренировочном
сборе, восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЭТАПЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Футбол на всех квалификационных уровнях от детей до взрослых в течение
игры носит именно ситуативный характер и характеризуется моделью, называемой
вторжением в технико-тактические действия, когда две команды имеют возможность
осуществлять свои передвижения в любой части пространства, предписанного для
игры, предусматривая также возможность физического контакта.
Игра в футбол считается спортом с высоким технико-координационным
коэффициентом, в котором для ноги предусмотрена очень сложная роль, по
отношению к обычной ее роли. У ног, в сравнении с руками, биологически заложено
другое сенсорное развитие. Рукам поручена первичная функция взаимодействия с
окружающей средой, а ноги выполняют функции опоры и передвижения.
Иными словами, рабочие характеристики футболиста состоят из следующих
компонентов:
•
генетических и морфо-функциональных;
•
поучающее-воспринимающих;
•
технико-координационных;
•
условных;
•
тактических (познавательные процессы);
•
психологических и социальных.
Поэтому содержание и методы, применяемые в программах обучения и
развития
футболистов должны быть избирательными и учитывать:
•
первичные качества (потомственные факторы, биологические
структуры);
•
персептивные
(воспринимающие)
требования,
зависящие
от
информации, присутствующей в игровой среде, часто очень разнообразной;
•
Организацию технического движения, связанного параллельно с
развитием координационных способностей;
•
построение метаболической поддержки, соответствующей органомускульному типу;
•
развитие «тактического мышления», создающего у игрока необходимые
предпосылки для умения принимать решения;
•
соответствующий психологический климат, стимулирующий мотивацию
и усердие к
•
получению результата, как на тренировке, так и на соревнованиях, и
способствующий
•
расширению возможности социального взаимодействия.
ПЛАН ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Роль планирования в процессе подготовки
Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной
школой, является качественное планирование. Оно позволяет определить содержание
многолетнего процесса подготовки, основные направления деятельности,
эффективные средства и методы обучения тренировки.
При планировании учебно-тренировочной работы необходимо учитывать:
задачи учебной группы (конкретного возраста), условия работы, результаты
выполнения предыдущих планов преемственность и перспективность. План должен
быть обоснованным и реальным. Объёмы нагрузок должны быть реальными для
каждого возраста.
ПЛАН ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В спортивных школах разрабатываются перспективные (длительное время),
текущие (на учебный год) и оперативные (на каждый месяц, микроцикл и отдельное
занятие) планы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективное планирование тренировки – это составление плана на ряд лет на
основе анализа многолетней тренировки футболистов, передового опыта, результатов
научных исследований, это программа повышения мастерства юных футболистов.
План на очередной год для тренировочного этапа разрабатывается в соответствии с
тренировочным планом данной программы.
В годичном цикле занятий или оперативном периоде: для групп не
участвующих в контрольных соревнованиях ( например начальная подготовка этап
«1год», «2год», «3год») или играющие не в контрольных соревнованиях, весь год
можно назвать, как год определения состава для дальнейшей спортивной подготовки
футболистов, определение их наилучших качеств, способностей к тренировочному
процессу данного вида спорта, проявления характера, целеустремлённости,
трудолюбия, любви к данному виду спорта, выявление задатков и способностей
спортсменов, мотивации к систематическим занятиям футболом. На данном этапе
подготовки проводится кропотливая работа по выявлению и обучению юных
спортсменов физической, технической и тактической подготовке, овладение
игровыми навыками. Большое количество игровых упражнений даёт возможность
определить основные качества тренируемых футболистов. Для команд, участвующих
в контрольных соревнованиях, начиная с 13 лет и до выпуска, выделяются три
периода тренировочной работы: подготовительный, соревновательный и
переходный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Подготовительный период продолжительностью 3,5 месяца (начинается после
январских государственных праздников и заканчивается подготовкой к 1-ой игре на
первенство), делящийся на общий подготовительный (7 недель) и специальный
подготовительный (7 недель): в общем подготовительном этапе или цикле больше
планируется занятий по общей физической подготовке, так как в это время
закладывается фундамент для выступления в соревновательном периоде. Причём
необходимо понимать, что на данном этапе тренировочный процесс для разного
возраста юных футболистов, по объёмам и интенсивности должен быть различным.
В это время большое внимание уделяется выносливости (способность противостоять
утомляемости).
Различают общую и специальную выносливость. Физиологической основой
общей выносливости является аэробные (дыхательные), а специальной - анаэробные
(без кислородные) энергетические возможности организма. Основное внимание
воспитанию общей выносливости отводится в 1 цикле подготовительного периода,
как минимум 2 занятия в неделю, а во 2 цикле 1 занятие в 2 – недели.
Для воспитания общей выносливости применяется равномерный метод,
выполняя различные физические упражнения (кросс, плавание, велосипед, лыжи) с
интенсивностью 75- 80% от максимального ЧСС – 140-160 уд/мин. Во 2 цикле
подготовительного периода выполняется работа для выработки специальной
выносливости, где упражнения длятся не более 2 мин. С интенсивностью 85-90% от
максимального (бег 400, 800 м., плавание 50,100 м, пауза 5-7 минут и повторений не
более 3-5).
Развитие быстроты планируют на 1 половину недельного цикла
подготовительного периода и тогда, когда организм отдохнул, при восстановлении
пульса до 120 и меньше уд/мин. Развитие силы (способность преодолевать внешние
сопротивления посредством мышечных усилий).
Различают: относительную и абсолютную силу. Относительная сила – величина
силы, приходящая на 1 кг веса спортсмена. Абсолютная сила – сила всей мышечной
массы, которую спортсмен развивает при максимальном усилии.
Ловкость – осваивать быстро новые движения и успешно координировать в
различных условиях и включается на 1-ой половине недельного цикла.
В подготовительном периоде, обще подготовительного этапа 7 недель,
следовательно: в каждую неделю укладывается развитие одного из физических
качеств: мышечной силы, быстроты, скоростно-силовые качества, выносливость
общая, выносливость динамической силы, ловкость и гибкость. Специальный
подготовительный этап или цикл, продолжающийся 7 недель или до 1 игры на
первенство, направлен на совершенствование навыков и умений профессионально
значимых качеств футболистов и развития технико-тактического мастерства.
Тренировочный процесс характеризуется более специализированной
подготовкой за счёт снижения объёма нагрузок, направленных на развитие общей
выносливости увеличение доли сопряжённых средств подготовки для
совершенствования не только физической и психологической подготовки, но и
технического и технико-тактического мастерства.
Основное внимание уделяется совершенствованию специальных физических
качеств (быстроты, скорости, скоростной выносливости) техники и техникотактического мастерства. Этот цикл подготовки более специфичен, а в контрольноподготовительном мезоцикле, по сути, служит моделью тех внешних условий, с
которыми предстоит встретиться команде в соревновательном периоде. На данном
этапе проводятся спортивные сборы: для подведения футболистов к контрольным
соревнованиям.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Соревновательный период длится 29 недель, но в нём заложены некоторые
особенности: участие в 1-ом круге первенства (10 недель); переходный макроцикл активный отдых с обязательным домашним заданием для поддержания спортивной
формы (4,5 недели); ударный подготовительный макроцикл (4 недели); участие во 2ом круге первенства (10 недель). Используя недельный микроцикл с 4-5
тренировочными днями и игрой на первенство необходимо вывести детские и
юношеские команды спортивной школы на пик физической, технической,
тактической, моральной, психологической и т.д. формы и стараться, как можно
дольше сохранить все данные возможности футболистов. После переходного
макроцикла проходит ударный подготовительный макроцикл, где необходимо
определить спортивную форму у юных футболистов, затронуть все пики физических,
технических, тактических возможностей для подведения спортивной формы команд
на пик возможностей футболистов, для проведения 2-ого круга.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Переходный период длится 9 недель, начинается после последней игры на
первенство и до окончания январских праздников следующего года. На этом этапе
происходит
восстановление
спортсменов
от
физической,
моральной,
психологической нагрузки в ходе участия в соревновании. Цель периода
восстановить и оздоровить спортсменов, подготовить для дальнейшей работы над
повышением спортивного мастерства, вывод организма на более высокий уровень и
удержание этого уровня в течении длительного времени. Основная задача постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху. На данном этапе
можно переключиться на другие виды игр (баскетбол, хоккей, мини-футбол, и т.д.).
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Режим работы. Процесс построения многолетней спортивной подготовки
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная
система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления
спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и
увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем
занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием
здоровья, уровнем спортивных результатов.
В процессе построения многолетней спортивной подготовки в футболе важна
целостность тренировочного процесса, которая обеспечивается:
•
взаимосвязью различных сторон подготовки футболистов в процессе
тренировки (ОФП, СФП, техническая и тактическая подготовка);
•
соотношением параметров тренировочной нагрузки (объем и
интенсивность выполненной тренировочной работы);
•
определенной последовательностью различных звеньев тренировочного
процесса (отдельных этапов, периодов, циклов).
СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВКЛЮЧАЕТ 3 УРОВНЯ:
Структура тренировочного процесса включает 3 уровня:
1.
первый уровень – микроструктуры. Это структуры отдельной тренировки
и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких тренировок;
2.
второй уровень – мезоструктуры. Это структуры средних циклов
тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд
микроциклов;
3.
третий уровень – макроструктуры. Это структуры больших
тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных, многолетних
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых,
имеет ряд методических и организационных особенностей. Тренировочные занятия с
юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы
занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и
начальной спортивной специализации). Тренировочные и соревновательные
нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего
организма.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных
тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок
занимающиеся должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и
специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться
параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в
избранном виде спорта
Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники
избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить
концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен
превышать трех дней.
Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от
уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном
этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового
характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более
успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма
выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет
успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов.
Недельный режим спортивной подготовки, является максимальным и
установлен в зависимости от периода и задач подготовки.
Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный
указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки,
может быть сокращен не более, чем на 25 %. Для групп начальной подготовки
продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30- 40
мин.
Продолжительность одного занятия на этапах начальной подготовки первого
года обучения не должна превышать 2 академических часов, на этапах начальной
подготовки свыше года не должна превышать 3-х, а в тренировочных группах – 4
академических часов.
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный,
соревновательный), начиная с этапа спортивной специализации третьего года
обучения, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться
в пределах общегодового плана спортивной подготовки, определенного данному
этапу. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных
лагерях, во время тренировочных сборов тренировочная нагрузка увеличивается с
таким расчетом, чтобы общий объем плана спортивной подготовки каждой группы
был выполнен полностью.
Основными формами спортивной работы в спортивной школе являются:
групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного
ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных
кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях
спортивно-оздоровительного
лагеря,
тренировочного
сбора;
медиковосстановительные мероприятия.
Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе
соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного
занятия в качестве помощника тренера. В школе ведется сотрудничество с
общеобразовательными школами, в связи с чем имеется возможность проведения
двухразовых тренировок и выполнения тренировочных параметров в полном объеме.
ОСОБЕННОСТИ
ПОДГОТОВКИ
ДЕВУШЕК -ФУТБОЛИСТОК
НА
ЭТАПЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Особенности подготовки девушек-футболисток
Женский футбол имеет ряд особенностей перед мужским. Помимо спортивной
составляющей, он включает в себя прогрессивность, противопоставление
стереотипам, расширение кругозора как самих девушек, так и окружающих. Тренеру
важно уделять внимание психологическому аспекту, так как женщины-футболистки
часто сталкиваются с различными стереотипами, которые могут снизить их
мотивацию и веру в свои силы. Важно показывать, что женский футбол развивается
(как на любительском, так и на профессиональном уровне) и не уступает мужскому,
несмотря на явную недофинансированность и недооцененность как вида спорта.
Важным аспектом является создание комфортного климата в женской команде.
Отношения между девушками являются более сложными, чем между юношами.
Методы создания дружественной среды в женских и мужских командах отличаются.
Так, например, групповые наказания могут быть эффективными в мужском
коллективе, но лишь разрушают атмосферу и усугубляют конфликты в женском.
Что касается физических данных, в 15-17 лет юноши уже превосходят по
показателям девушек. Именно поэтому необходимо чёткое разделение на женские и
мужские тренировочные группы, тогда как в детских группах допускаются
смешанные составы. Отличается и физиология: у женщин лучше развит пояс нижних
конечностей, а у мужчин – верхних. Нужно пропорционально развивать все группы
мышц. Выносливость при этом выше у женщин, чем у мужчин. Однако нагрузки
должны быть также сбалансированными. Качества, которые определяются теми или
иными сенситивными периодами двигательных способностей, у девочек отличны от
мужских. Женский организм развивается иначе, чем и вызваны такие различия.
Координация и гибкость, как и у мальчиков, благоприятно развивать у девочек в 1517 лет, однако силу и скоростные качества лучше развивать ранее, до достижения
четырнадцатилетнего возраста. Выносливость благоприятна для развития в 15-16 лет.
То есть упражнения на гибкость, координацию и выносливость при тренировках
женских команд могут быть схожи с тренировками на эти качества у мужских команд.
Но скоростно-силовые качества, хоть и должны тренироваться в данном возрасте, но
не так интенсивно, как у юношей. Как показывают схемы сенситивных периодов,
большинство качеств у девушек благоприятны к формированию в более юном
возрасте, чем у мальчиков: в 11-14 лет. Возраст 15-17 лет подразумевает закрепление
полученных ранее качеств. Их дальнейшее развитие нужно поддерживать, но делать
это нужно не слишком интенсивно. Такое различие в возрастах формирования
физических качеств может быть связано с тем, что в целом женский организм
заканчивает формироваться раньше мужского.
Стоит также отметить, что состояние здоровья юной девушки может меняться
в течение месяца в связи с биологическими особенностями (менструацией). Важно,
чтобы между тренером и игроками было взаимопонимание по таким вопросам. При
возникновении таких ситуаций со здоровьем нагрузки должны быть снижены,
должен быть предусмотрен особый режим тренировки. То есть в некоторые периоды
времени излишняя нагрузка может быть особенно вредна для девушек. Часто большее
понимание в связи с этим возникает между воспитанниками и тренером-женщиной,
чем между воспитанниками и тренером-мужчиной. Вне зависимости от пола тренера,
вопросы здоровья и самочувствия игроков должны обязательно подниматься. Это
касается и состояния опорно-двигательной системы организма, и состояния всех
других жизненно важных систем и органов.
Большое внимание в тренировочном процессе должно уделяться командной
работе. Игроков можно подбирать по темпераменту, важно, чтобы более сильные
личности не подавляли более слабых. Это позволит равномерно развивать как
командные, так и индивидуальные качества футболисток. Спортсменки в возрасте 1517 лет, в отличие от мужчин, уже сформировали многие базовые физические качества,
поэтому упор нужно делать именно на командную игру, применение различных
тактических установок, разбор игровых ситуаций. Важно найти баланс между
физическими нагрузками и работой над непосредственно игрой. Делить игроков во
время игровой части тренировок нужно на условные команды, состав которых
должен периодически меняться. Это нужно для налаживания взаимодействия между
всеми игроками команды. Например, если два игрока на тренировках постоянно
играют лишь друг против друга, в противоположных командах, на поле в реальной
игровой ситуации им будет сложно взаимодействовать. Таких ситуаций нужно
тщательно избегать. Также должен быть баланс сил и игровых качеств, а также
амплуа. Нельзя составить команду из нападающих и поставить против них играть
команду, состоящую из защитников. Игрокам полезно брать на себя разные роли, но
они не должны забывать о своих конкретных позициях, а позиционная игра как раз и
формируется в возрасте 15-17 лет.
Таким образом, женский футбол имеет множество особенностей и отличий от
мужского. В связи с неодинаковым развитием мужского и женского организмов
тренировочный процесс строится несколько по-разному. Совершенствование
спортивного мастерства юношей и девушек отличается, так как одни и те же качества,
как правило, формируются в разных возрастах и с разной интенсивностью. Также
психологический подход к тренировочному процессу в мужских и женских
коллективах должен отличаться. Все эти особенности позволяют сделать вывод о том,
что тренеры должны при выборе упражнений, при выстраивании этапов тренировок
и при проведении этих тренировок учитывать специфику половой принадлежности
своих подопечных. При этом пол игроков лишь влияет на различие в расстановке
приоритетов в процессе тренировок. В целом тренировочный процесс должен быть
сбалансирован. Любые дисбалансы могут негативно сказываться на качестве игры
спортсменов, на их физическом здоровье и на климате в команде. Например, избыток
индивидуальных упражнений приведёт к недопониманию в командных действиях.
КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ ФУТБОЛИСТОВ (15 ЛЕТ,16-17 ЛЕТ)
Качества, формирующиеся на этапе совершенствования спортивного
мастерства. Способы развития.
Приоритетами в обучении в 15-17 лет являются совершенствование
технических навыков в игровых условиях, развитие специальной координации,
выявление игрового амплуа с обучением игре на определённой позиции,
совершенствование индивидуальных и групповых действий на поле как в обороне,
так и в атаке.
В течение годичного тренировочного цикла игроки должны овладеть рядом
ключевых навыков и умений. Их можно разделить на три блока: техника, тактика
атакующих действий и тактика оборонительных действий. С помощью специальных
тактических задач в игровых условиях вырабатываются необходимые технические
навыки. Техники атакующих и оборонительных действий подразумевают групповые
(для игроков в возрасте 15 лет) и командные (для игроков возраста 16-17 лет)
взаимодействия. Для атакующих действий это начало, развитие и завершение атак, а
также переход из обороны в атаку. Оборонительные тактики включают в себя
противодействие началу и развитию атак, их завершению, а также переход из атаки в
оборону. При освоении этих ключевых навыков развиваются элементы физической и
психологической подготовки. К физическим относятся максимальное использование
силовых
способностей,
стартовая
скорость,
выносливость,
ловкость.
Психологические элементы: объём и распределение внимания, точность и быстрота
оперативного мышления.
Благодаря большому набору групповых упражнений и отработке конкретных
игровых ситуаций, молодые игроки приобретают командные качества и учатся
быстро и эффективно принимать решения на поле. В подростковом возрасте важно
обеспечивать взаимодействие со сверстниками. Социализация позволяет становиться
частью команды, при этом имея набор личностных данных, определённую
склонность к той или иной позиции на футбольном поле. Необходимо обеспечить
баланс между командной игрой и личностными качествами, проявляемыми на поле
(обострение атак, координирование партнёров по команде и т.д.).
Что касается физических данных игроков, в возрасте 15-17 лет организм
продолжает расти, а усвоение новой информации проходит более легко, чем в
старших возрастах. В связи с этим уже на данном этапе особое внимание нужно
уделять возможным ошибкам и сложностям в выполнении тех или иных физических
упражнений. Недостающие навыки будет несложно восполнить. При этом любую
теоретическую информацию нужно закреплять рядом упражнений, чтобы у игроков
теория была плотно связана с практикой и не забывалась в связи с невозможностью
прикладного использования. Особое внимание нужно уделять здоровью молодых
футболистов для минимизирования риска получения травм. В 16-17 лет протекает
завершение формирования организма, что позволяет приблизить подготовку юношей
к подготовке взрослых игроков. При этом функциональные возможности юношей
составляют примерно лишь 70—80% возможностей взрослого.
Занятия по физической подготовке и в этом возрасте должны проходить
эмоционально и интересно. Возросший уровень развития функций и систем
организма позволяет сделать акцент на развитие таких качеств, как выносливость,
сила. В то же время в связи со снижением у юных футболистов прироста показателей
быстроты, ловкости, гибкости, необходимо продолжать совершенствование этих
качеств за счет подбора адекватных средств. Важно понимать, что в 16 лет
происходит закрепление всех основ мастерства, заложенных ранее. Тренировочные
нагрузки направляются на поддержку и стимулирование процесса естественного
биологического развития и создание предпосылок для постепенного перехода
юниоров в разряд взрослых спортсменов.
Тренеру важно обеспечивать не только эффективный тренировочный процесс,
но и комфортную психологическую атмосферу в команде. Любые конфликты должны
быстро разрешаться, а упражнения должны быть понятными каждому участнику
тренировочного процесса. При объяснении упражнений нужно ответить на все
возникающие вопросы, а также продемонстрировать процесс выполнения
упражнений.
В процессе жизни у человека наблюдаются так называемые сенситивные
периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к избирательному
воздействию на то или иное качество. Это можно объяснить неодновременным и
неравномерным развитием различных органов и систем организма. Поэтому
существуют
годы
жизни,
наиболее
благоприятные
для
воспитания
(целенаправленного воздействия) различных физических качеств. Они отличаются
для мальчиков и девочек.
Так возраст 15-17 лет у мальчиков считается благоприятным для развития таких
качеств, как сила, гибкость, координация, выносливость и скоростные качества. Этим
качествам в процессе тренировок нужно уделять наибольшее внимание, если речь
идёт об игроках в возрасте 15-17 лет.
Уже с 15 лет ежедневно в течение получаса необходимо заниматься
атлетической подготовкой с легкими гантелями и набивными мячами. Такие
упражнения направлены главным образом на развитие силы мышц ног, туловища и
рук. Силовая подготовка должна стать неотъемлемой частью каждого занятия по
общей физической подготовке. Силовую работу при этом следует планировать в
конец занятия.
Помимо непосредственной работы над качествами нужно вводить и элементы,
связанные с борьбой за мяч. Хорошая игра для этого — упражнение один на один в
течение 45 секунд с взятием малых ворот. Этот вид упражнения не только дает
возможность отработать приемы силовой борьбы, но и помогает вырабатывать
выносливость, которая также является благоприятным для развития качеством в
данном возрасте.
Важно уделить большое внимание развитию групп мышц, несущих основную
нагрузку. Для развития скоростных и скоростно-силовых навыков у молодых игроков
также необходим комплекс упражнений. К ним относятся бег на короткие дистанции,
прыжки, метания, упражнения с отягощениями относительно небольшого веса.
Целесообразно использовать физические упражнения, структура которых близка к
технике выполнения упражнений, свойственных футболу.
Следует сочетать воспитание быстроты и силы с совершенствованием в
технике, используя комплексный метод тренировки. К основным методам воспитания
скоростно-силовых качеств относятся:
— метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без
отягощения;
— метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого
и среднего весов;
— метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Для совершенствования скоростных качеств рекомендуется систематически
использовать (наряду с ранее применявшимися) и такие средства как бег по
наклонной дорожке (вверх и вниз), бег и игровые упражнения в экипировке с
отягощениями, утяжеленные щитки, пояса и др. В качестве средств необходимы и
упражнения, структура которых близка к технике выполнения движений футболиста
с мячом и без мяча. Развитие этих качеств направлено на укрепление мыши всего
двигательного аппарата, на выработку умения проявлять скоростно-силовые качества
при совершенствовании технических приемов, а также при ведении единоборств с
противником. Аэробная выносливость вырабатывается с помощью равномерного
бега на дистанции 9—10 км. Игрокам рекомендуется по возможности пробегать
каждые 1,5 км за 7 мин. К специфическим упражнениям, помогающим развивать
аэробные возможности организма, можно отнести разного рода «квадраты»,
выполняемые на ограниченной площади, но без ограничения числа касаний мяча. Что
касается гибкости, данное качество можно развивать, уделяя внимание растяжке.
Проводить её нужно как в качестве разминки в начале тренировки, так и в конце
тренировки для снижения напряжённости в мышцах. Важно также упомянуть о
специальной выносливости. Это способность эффективно выполнять специфическую
физическую нагрузку в течение футбольного матча.
Методы воспитания специальной выносливости: переменный; интервальный;
повторный; соревновательный.
Специальная выносливость воспитывается в процессе занятий футболом
вначале путем постепенного увеличения объема тренировочной нагрузки, а затем и
ее интенсивности.
Существенно важным является воспитание игровой выносливости посредством
различных по интенсивности и длительности пробежек, ускорений, прыжков,
чередуемых с относительно коротким отдыхом. Примером таких упражнений
является челночный бег.
Специальную выносливость воспитывают наряду с общей. В футболе
специальная выносливость будет проявляться как способность игрока к
максимальной работоспособности и к удержанию ее в определенных игровых
режимах, не снижая эффективности технико-тактических действий. Умение тренера
четко определить энергетическую стоимость каждого включенного в тренировочное
занятие упражнения по физической, технической и тактической подготовке дает
возможность точнее и более целенаправленно подбирать средства и методы
тренировки.
Будет ошибкой заставлять игроков выполнять упражнения на развитие
скоростно-силовых качеств или выносливости, а затем переходить, допустим, к
тактической подготовке. Уставшие игроки не в состоянии сосредоточить внимание
на новом материале. Теоретические основы лучше объяснить вначале, а уже после
давать игрокам физическую нагрузку. Также очень важна сбалансированность
упражнений. Нельзя зацикливаться на развитии какого-то одного качества игроков,
это приведёт к переутомлению и может повысить риск получения травм. Кроме того,
разноплановость упражнений делает тренировочный процесс более интересны
Список использованной литературы
1.
Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред.
Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999 —
254 с.
2.
Годик М.А., Физическая подготовка футболистов – М.: Тера-Спорт,
Олимпия Пресс, 2006.-272 с.
3.
РФС. Программа подготовки футболистов 15-17 лет.
4.
Кузнецов А.А., Футбол. Настольная книга детского тренера. — М.:
Профиздат, Человек, 2011 —408 с.
5.
Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. – М. :
Советский спорт, 2011 – 160 с.
6.
Губа В.И., Лексаков А.В., Теория и методика футбола: учебник – М.:
Советский спорт, 2013. 536 с.
7.
Методика обучения и тренировки футболистов. Методические указания к
практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / Сост. В. С. Попов;
Шахтинский ин-т (филиал) ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ГОУ ВПО
ЮРГТУ, 2010.
8.
Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. унт; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008 − 342 с.
9.
Стратегия развития футбола в Российской Федерации (Стратегия
«Футбол 2020»)
10. Приказ от 28 марта 2019 г. N 191н «Об утверждении профессионального
стандарта «Тренер»»
11. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского
резерва / Российский футбольный союз. Советский спорт, 2011 – 160 с
12. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для
СПО / под ред. А. Е. Ловягиной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 338 с.
13. Основы психологии спорта - Р.С.Уэйнберг, Д.Гоулд, издательство
«Олимпийская литература», 2001 г
14. Психопедагогика спорта, Горбунов Г.Д., Москва, 2012, 312 с.
Интернет ресурсы:
https://ru.fifa.com
https://ru.uefa.com/
https://rfs.ru/
http://www.consultant.ru/
Нормативная основа.
1.
Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3.
Приказ Минспорта России от 25.10.2019 N 880 «Об утверждении
федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол»
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2019 N 56429);
4.
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об
утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 28.03.2019 N 191н «Об утверждении профессионального стандарта
«Тренер»»;
6.
Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования». ( в части требований к «Тренеру-преподавателю»)
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. N 134н "О
Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся
физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок
медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к
труду и обороне»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15
августа 2011 г. N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».
(в части требований к «Тренеру»);
10. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников»
11. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010 г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
12. Письмо Министерства спорта РФ от 12 мая 2014 г. № ВМ-04-10/2554 «О
направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в
Российской Федерации»;
13. Правила игры в футбол, принятые Международным советом ИФАБ
(«Международным советом Футбольной ассоциации»);
14. Положение Общероссийской общественной организации «Российский
футбольный союз» по обучению и лицензированию футбольных тренеров;
15. Регламенты Общероссийской общественной организации «Российский
футбольный союз» (в части организации соревнований среди детско-юношеских
команд);
16. Регламенты Региональной общественной организации «Московская
федерация футбола» (в части организации соревнований среди детско-юношеских
команд);
17. Должностная инструкция тренера по футболу.