Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд. Анализ системы отбора и поддержки спортсменов. Анализ выступления спортсменов национальной сборной команды Кении в2015–2016 году

  • 👀 508 просмотров
  • 📌 458 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд. Анализ системы отбора и поддержки спортсменов. Анализ выступления спортсменов национальной сборной команды Кении в2015–2016 году
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд. Анализ системы отбора и поддержки спортсменов. Анализ выступления спортсменов национальной сборной команды Кении в2015–2016 году» doc
Selection and support male and female top performers athletes in Kenya СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Selection and support male and female athletes to the national team as a guarantee of success at competitions 5 1.1 Теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд 5 1.2 Анализ системы отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд в различных странах 13 2. Analysis of features of selection and support male and female top performers athletes in Kenya 24 2.1 Анализ выступления спортсменов национальной сборной команды Кении в 2015–2016 году 24 2.2 Система отбора и поддержки спортсменов национальной сборной команды в Кении 24 2.3 Предложения по совершенствованию системы отбора и поддержки спортсменов национальной сборной команды 24 Заключение 25 Список литературы 26 Введение Спорт – сложное общественное явление, имеющее свою структуру: массовый спорт, любительский спорт, спорт высших достижений. В последнее время появился термин «профессиональный спорт». Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату. Таким образом, спорт юридически признается профессией, хотя его пока нет в общероссийском классификаторе профессий. Массовый и любительский уровни спорта не требуют отбора. А профессиональный спорт, спорт высших достижений обязательно предполагают отбор наиболее одаренных в спортивном отношении людей, и их специальную подготовку к участию в соревнованиях высокого ранга. Если не делать отбора, то тренер, грамотный и умелый специалист, может много лет работать с непригодным спортсменом, и в результате не вырастить из него мастера. Спорт высших достижений как деятельность в экстремальных ситуациях, сопровождаемая высоким нервно–психическим и физическим напряжением, требующая высокой степени точности, быстроты и сложности действий, безусловно, нуждается в мероприятиях по отбору людей, способных достичь спортивного мастерства. Специфика спорта как особого вида деятельности состоит в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения этой мотивации – сопоставление своих результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждения, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных. Цель работы – анализ особенностей системы отбора и поддержки спортсменов национальной сборной Кении. Объект исследования – система отбора и поддержки спортсменов в Кении. Предмет исследования – достоинства и недостатки система отбора и поддержки спортсменов высокой квалификации в Кении. Задачи исследования: – изучить теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд; – рассмотреть особенности системы отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд в различных странах; – проанализировать современные достижения спортсменов национальной сборной Кении; – выявить особенности системы отбора и поддержки спортсменов национальной сборной команды Кении; – разработать предложения по совершенствованию системы отбора и поддержки спортсменов национальной сборной команды Кении. Методы исследования – обзор литературных источников, анализ, синтез, обобщение, сравнение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 1. Selection and support male and female athletes to the national team as a guarantee of success at competitions 1.1 Теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и много­образное явление социальной жизни общества, занимающее незаурядное место в его физической и духовной культуре. Он стал мастью глобальной экономической системы, элементом большой политики, воплощением научно–технических достижений. Успехи в спорте в значительной степени зависят от того, насколько правильно специалисты оценивают общее состояние спорта, тенденции и проблемы его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие росту спортивных результатов. Спорт высших достижений – это деятельность, направленная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, при этом основной ее целью является достижение высоких спортивных результатов, которые в итоге получают должное общественное признание. Это направление спорта следует рассматривать как институт развития и выявления высших физических резервов человека в процессе открытой спортивной конкуренции, а также как эмоциональное зрелищное мероприятие. Демонстрация высочайших результатов в спорте высших достижений возможна только благодаря незаурядной спортивной одаренности, при условии целенаправленной, многолетней тренировочной работы с предельными физическими и психическими нагрузками, позволяющими полнее раскрыть функциональные резервы организма, использования сбалансированной системы тренировочных и соревновательных нагрузок, совершенной системы управления тренировочным процессом. Достигнутые результаты в спорте высших достижений весьма привлекательны для зрителей, способствуют повышению как собственного престижа спортсмена, так и престижа команды, а на высшем уровне – еще и престижа страны. Современный спорт высших достижений – удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями людей, однако он также неоднороден. В настоящее время в нем наметились два направления: • профессионализированный некоммерческий спорт высших достижений (Л.П. Матвеев, 1999), или олимпийский спорт (В.П. Платонов, 1997, 2004, 2013); • профессиональный коммерческий спорт Профессионализированный некоммерческий спорт развивается полностью в соот­ветствии с основными законами развития спорта, принципиально несводимыми к ком­мерческим отношениям. Он остается той специфической сферой деятельности, в которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств человека через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям. При этом некоммерческий спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, способных демонстрировать высокие достижения, спортивная деятельность начинает занимать основное место в их образе жизни, становится главной сферой приложения их деятельных сил и, вместе с тем, основным источником их материального благополучия (Л.П. Матвеев, 1999, 2010; B.П. Платонов, 2004, 2013; Л.В. Починкин, 2006). Отдельное направление в спорте высших достижений имеет профессиональный коммерческий спорт. B.П. Платонов (2004) считает это направление спорта прежде всего сферой развлекательного бизнеса, в котором спортсмены являются рабочей силой и обеспечивают своим участием в состязаниях захватывающее зрелище. Спортивное мастерство, выдающиеся результаты в этом случае являются эффективным средством извлечения прибыли. Основное отличие профессионального коммерческого спорта от так называемого «некоммерческого профессионализированного» заключается в том, что он развивается уже не только по законам спорта, но и по законам бизнеса. Это проявляется в выраженном коммерческом характере технологии проведения соревнования, ориентации на развитие видов, которые приносят прибыль, ориентации на зрелищность. При этом на систему подготовки спортсменов–профессионалов определяющее влияние оказывают целевые установки, сводящиеся к успешному выступлению в длинной серии стартов, следующих один за другим. Это связано с действием основополагающего принципа получения прибыли для организаторов и материального вознаграждения для спортсменов, тесно связанного с текущим рейтингом последних, а значит – с необходимостью постоянно стремиться к повышению этого рейтинга, выполняя условия организаторов коммерческих соревнований. Нынешнее состояние и дальнейшее развитие спорта – это итог длительной, кропотливой работы международного спортивного сообщества: спортивных организаций, государственных и общественных деятелей, специалистов в области образования и спортивной науки, тренеров, врачей, представителей средств массовой информации и других специалистов. Специфические особенности спорта, экстремальность его условий в спорте высших достижений свидетельствует о том, что необходим профессиональный отбор специфически одаренных людей для занятий спортивной деятельностью. Спортивный отбор – это система организационно–методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико–биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки, способности и качества спортсменов разного возраста и квалификации. В отличие от многих профессий, где отбор производится только в начале производственной деятельности, в спорте он осуществляется многократно, на протяжении всей профессиональной карьеры спортсмена Спортивный отбор как определение спортивной пригодности – многоступенчатый, многолетний процесс, охватывающий все этапы спортивной подготовки. В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней тренировки спортсменов условно делится на четыре этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта, спортивного совершенствования. Продолжительность этих этапов обуславливается специфическими особенностями вида спорта, а также уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой грани между этими этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития, способность к выполнению все возрас­тающих тренировочных и соревновательных нагрузок. Рассмотрим эти четыре этапа системы многолетней подготовки спортсмена. Первый этап. Этап предварительной подготовки. Этот этап начинается обычно в младшем школьном возрасте (в отдельных видах спорта, особенно в группе художественных, и раньше). В прошлые годы на этом этапе еще не определялась спортивная специализация, а занятия должны были строиться по типу общей физической подготовки. Сейчас уже с самого начала прихода новичка в секцию или в спортивную школу проходят специализированные занятия по избранному вида спорта, но, как правило, еще не происходит деления на внутренние спортивные дисциплины и определения игрового амплуа. Поэтому данный этап можно назвать базовым. Задачами этого этапа являются: укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально–подготовительных упражнений. Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением игрового метода. На этом этапе не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала. Даются базовые элементы техники и тактики избранного вида спорта. В этом периоде уже начинаются первые соревнования, принося первые радости и огорчения. Задачей является привитие навыков соревновательной деятельности, умения переживать победы и поражения, рассматривать соревнования как оценку спортивной успеваемости. Второй этап. Этап начальной спортивной специализации. Задачи учебно–тренировочного процесса: • укрепление здоровья занимающихся; • повышение общей физической подготовленности; • совершенствование специальной физической подготовленности; • овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков; • овладение основами тактики; • выбор конкретной спортивной специализации, или игрового амплуа, начало формирования индивидуального стиля деятельности; • приобретение соревновательного опыта. На этом этапе юный спортсмен начинает выезжать на соревнования в другие города и страны, приобретать знакомых и друзей как в своем коллективе, так и в разных командах. Тренировки проходят почти каждый день (а иногда и дважды в день), физические и психические нагрузки постепенно возрастают. Поэтому стоит задача не форсировать подготовку, а плавно подводить организм и личность юного спортсмена к интенсивной профессиональной работе. Третий этап. Этап углубленной тренировки или углубленной спортивной специализации. При планировании нагрузки в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, и на этой базе повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, овладение сложными техническими и тактическими навыками и умениями. В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов по сравнению с прошлым сезоном, а также выполнения разрядных нормативов. Важное значение приобретает специальная психологическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям, которая предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований и основных соперниках, об уровне тренированности спортсмена и особенностях его состояния на данном этапе подготовки, определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях, стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, воспитание уверенности в решении поставленных задач. Четвертый этап. Этап спортивного совершенствования Основной принцип работы на данном этапе – специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей спортсменов. Основная задача этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в микроциклах может достигнуть 15–20 и более, резко возрастают соревновательная практика и объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки. На фоне общего увеличения количества часов следует увеличивать время, отводимое для восстановительных мероприятий. Наряду с педагогическими средствами восстановления работоспособности следует применять терапевтические и психологические средства. Нe вызывает сомнений, что центральное место в спортивном сообществе занимает личность спортсмена – человека, чье мастерство и достижения, поведение и образ жизни служат основой развития и проявления современного спорта Рассмотрение спортсмена как личности, как конкретного выражения сущности инди­вида, целостно воплощающего и реализующего систему социально значимых черт и качеств, позволяет раскрыть его социальный статус в обществе. Социальный статус личности – это совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица в обществе, характеризующий его правовое и социальное положение. Специалисты, раскрывая социальный статус личности, выделяют в нем три подуровня: • собственно–социологический (мотивы поведения, интересы, жизненный опыт, цели) – этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; • специфически–культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); • нравственный (мораль, нравственность). Важным элементом для установления социального статуса личности является нормативная подсистема, определяемая характером ценностей, норм и санкций. Ценности определяют цели и мотивы поведения. Нормы указывают на предпочтительные средства достижения этих целей. Для обеспечения соблюдения норм и следования установленным ценностям в социальной системе вводятся санкции (поощрения и наказания). Нормы поведения, определяющие социальный статус спортсмена, обусловлены рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются «особый характер деятельности» и «характер труда», определяющие его права и обязанности. Спортсмен – человек, регулярно занимающийся совершенствованием своих возможностей в выбранном виде (видах) спорта или спортивной дисциплине и выступающий на спортивных соревнованиях. Спортсмен высокого класса – спортсмен, имеющий спортивное звание и выступаю­щий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов. Профессиональный спортсмен – спортсмен, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, позволяющий ему за участие в соревнованиях и подготовку к ним в качестве своей основной деятельности получать вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату. Раскрывая особенности характера деятельности спортсмена, следует учитывать, что она всегда максимизирована, т.е. связана с необходимостью и желанием реализации одной из основных ценностей спорта – достижения наивысших результатов в спортивных соревнованиях. Добиться их и победить в спорте могут только одаренные люди. Однако даже очень хорошие задатки к тому или иному виду спорта, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь основой для подготовки к высшим достижениям. Необходимые способности могут быть доведены до максимально высокого уровня только в процессе длительного обучения и воспитания спортсмена, в условиях рационально построенной спортивной подготовки. Найти людей, предрасположенных к такой деятельности, и воодушевить их развивать свои таланты в полной мере – зачастую большая проблема. Характеристики успешного спортсмена: особый талант, сильная мотивация и желание очень усердно работать. В целом считается, что спортсмены обязаны бороться за достижение мастерства, быть образцом поведения, вести себя этично, придерживаться программ тренировок, не использовать запрещенные стимулирующие препараты и методы подготовки. Фактически нормы поведения спортсмена определяет значительный сегмент прав и обязанностей, установленных законодательно. Основными из них являются: право участия в спортивных соревнованиях; право на справедливость и честность при организации и подведении итогов спортивных состязаний; беспристрастное судейство; право на хоро­ших тренеров и качественные условия подготовки; их здоровье и безопасность должны оберегаться. За невыполнение правил, норм и регламентов спортсмен может быть подвержен спортивной дисквалификации. Спортивная дисквалификация – отстранение спортсмена от участия в спортивных: соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида торта или по­ложений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями. Успехи в спорте способствуют приобретению более высокого социального статуса. Значимым критерием, существенно повышающим социальный статус спортсмена, является попадание в сборные команды разного уровня и успешные выступления в крупнейших соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и т.п.). Критерием оценки уровня мастерства, также влияющим на социальный статус, служит присвоение спортивных разрядов. Для лиц, имеющих выдающиеся дости­жения и особые заслуги в области физической культуры и спорта, устанавливаются почетные звания (например, в России это «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» и др.). Для обеспечения эффективности подготовки и демонстрации высоких спортивных результатов спортсмен должен соблюдать спортивный режим. Фактически спортивный режим распространяется не только на рабочее время спортсмена (время, затраченное на тренировки и соревнования), но и на весь период жизни, связанной со спортивной деятельностью. Для профессиональных спортсменов такой режим может быть определен в трудовом договоре, локальных актах работодателя и содержать конкретные ограничения: необходимость поддержания физической подготовленности в период отпуска и проведение дополнительных физических упражнений в домашних условиях, поддержание весовой категории и соблюдение диеты, запрет на курение и употребление алкоголя, даже запрет на интимные отношения, например, в период тренировочного сбора или дня соревнования. Нарушение спортивного режима может стать основанием для применения к спортсмену дисциплинарной ответственности, отстранения от тренировок или, что бывает гораздо чаще, лишения премии или перемещение его в запасные игроки, либо в иную команду того же клуба, выступающую в менее значимом соревновании, либо отстранения от участия в соревновании. Современный спорт требует от спортсмена концентрации всех сил и внимания на учебно–тренировочном процессе, на повседневной подготовке к важным стартам и ответственным соревнованиям. Нагрузки, переносимые спортсменами, и психологическая на­пряженность соревновательной борьбы в спорте высших достижений весьма значительны и близко подошли к пределу человеческих возможностей, что в некоторых случаях может приводить к негативному воздействию на состояние здоровья. Затраты времени на подготовку спортсмена к высшим достижениям не позволяют ему полноценно совмещать спортивную деятельность с какой–либо другой, практически не оставляют возможности для занятия личными делами, вопросами правового, финансового и бытового характера. Продолжительность карьеры спортсмена имеет жесткие временные рамки. Все это свидетельствует о повышенных социальных рисках и обусловливает необходимость разработки и реализации специальных мер поддержки, способных обеспечить данной категории граждан достаточный уровень социальной защищенности. Спортсменов поддерживают различные структуры, входящие в физкультурно–спортивное движение, в частности – спортивные клубы, национальные и международные спортивные федерации, национальные Олимпийские комитеты и другие государственные и общественные организации. Вместе с тем по многим жизненно важным вопросам – трудоустройства, взаимодействия со спонсорами и деловыми партнерами, инвестирования заработанных средств, организации бизнеса – спортсменам необходимы опытные и квалифицированные специалисты с обширными деловыми связями и глубоким знанием дела (спортивные агенты, или менеджеры). Обычно представители спортсменов (агенты) планируют и организуют участие элитных спортсменов в крупных соревнованиях по приглашению. Они также прорабатывают коммерческие вопросы со спонсорами и другими организациями от имени спортсменов. В некоторых случаях они заботятся об организации условий для тренировок спортсменов и оказания им медицинской помощи. Эти услуги предоставляются за плату, обычно за процент от любых сумм, которые спортсмен выигрывает или зарабатывает. Не существует какого–либо конкретного списка приемлемых действий спортивных агентов и администрации спортивных клубов и федераций при организации деятельности в определенных ситуациях. Чтобы организация деятельности была по–настоящему эффективной, нужно пытаться найти некоторые условия, обстоятельства и переменные факторы, которые, при сочетании в любой ситуации, приносят успех или, в крайнем случае, не приводят к неудаче. Вместе с тем специалисты предлагают ряд основных рекомендаций для реализации социальной защиты спортсменов: • спортсмены нуждаются в особой социальной защищенности, обеспечение которой является прямой обязанностью различных спортивных организаций и менеджеров; • руководящие спортивные организации должны признать профессионализацию спортсмена и перестать видеть нечто аморальное в получении им денег за выступления в соревнованиях (при этом доходы спортсмена должны облагаться налогами); • спортивным менеджерам необходимо иметь в виду, что коммерциализация спорта имеет свои границы, а спортивные достижения – свои пределы; • спортсменам необходимо объединиться и коллективно отстаивать свои интересы, учредив профессиональный союз спортсменов. 1.2 Анализ системы отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд в различных странах В настоящее время активно разрабатывается система спортивного отбора и поддержки спортсменов в различных странах. Некоторые исследователи полагают, что можно считать сложившимися европейскую и североамериканскую системы спортивного отбора. Активно разрабатывается данная теория в Китае. Эффективной в 70–80–х годах прошлого столетия была система спортивного отбора в бывшей ГДР. Опишем организационные и методологические основы спортивного отбора некоторых стран Сначала познакомимся с опытом прошлого, системой спортивного отбора и бывшей ГДР. Напомним, что ГДР была страной относительно небольшой по численности населения в сравнении со спортивными государствами–гигантами, такими, как США и бывший СССР. Поэтому, как полагает Р. Рост (1992), система спортивного отбора была организована по военному образцу, используя весь имеющийся в стране государственный потенциал. Она была ориентирована на реализацию четырех этапов (З. Ран, 1990). На первом этапе с помощью дипломированных спортивных педагогов просматривались в школах около 230–250 тыс. детей соответствующего возраста. При просмотре па этом этане отсеивался относительно небольшой процент детей, явно не пригодных в моторном отношении. Все остальные дети получали положительную оценку своих двигательных способностей. На этом этапе не учитывалась специфика какого–либо вида спорта. На втором этапе дети принимали участие в регулярных тренировках, которые проводились в спортивных обществах. Длительность тренировок – 3–4 часа в неделю. По единой стандартной программе проводился отбор около 18 тыс. школьников в год, т.е. из первоначального контингента в поле внимания специалистов (тренеров или инструкторов) оставалось около 82% детей. На этом этане практиковалось использование неспецифической и специфической батареи тестов для данного вида спорта. На протяжении третьего этапа дети продолжали регулярно тренироваться, однако длительность тренировочной работы увеличивалась до 6–10 часов в неделю. Специалисты тренировочных центров из первоначального контингента детей отбирали около 10% (примерно 23 тыс. детей). На этом этапе оценка та­лантливости спортсменов определялась и в процессе спортивных соревнований. На заключительном четвертом этапе отбирался 1% исходного контингента детей (около 2300 спортсменов). Здесь, как полагали специалисты, должны были отбираться подлинные таланты. Основными компонентами отбора были функциональная диагностика и участие в спортивных соревнованиях. В качестве основных критериев использовались биологические, антропометрические дан­ные и спортивный результат, а дополнительных – двигательные тесты. Данные пересчитывались в очки и определялась их общая сумма. Дети, набравшие количество очков ниже минимальной нормы, отсеивались. Подобная система спортивного отбора была аффективной на 60–70%. Организационные формы спортивного отбора в бывшей ГДР базировались на: • Тесном сотрудничестве ученых и ответственных работников спортивных организаций. Ученые, как правило, включались в тренерский совет спортивных федераций. • Сотрудничестве тренеров спортивных организаций с учителями школ. Хорошо зарекомендовала себя шефская помощь тренировочных центров школе. • Достаточно простой системе поиска одаренных спортсменов. • Обучении тренеров теоретическим основам системы и тестированию, которое проводилось на курсах повышения квалификации, организованных спортивными федерациями. Современная система поиска спортивных талантов в Германии не имеет финансовой поддержки государства (Н. Digel, 1995). Однако в 1997 году в «Национальном плане развития большого спорта» были определены мероприятия содействия поиску спортивных талантов. Фактически они сводятся к нескольким положениям (М. Knoll, 2001): • улучшение в целом системы подготовки тренерских и физкультурных кадров; • материальное вознаграждение тренеров, отличающихся успехами в образо­вательной деятельности и при спортивном отборе детей; • улучшение координации работы между школой, спортивными клубами и обществами; • создание простых программ для начального спортивного отбора детей в условиях школы; • создание программ углубленного отбора и селекции спортсменов в различные виды спорта; • улучшение дифференцированного подхода в тренировочном процессе; • обеспечение коммуникативных отношений между спортивными организа­циями, а также спортивными организациями и общественностью. Организационная структура спортивного отбора построена по схеме: школа – спортивное общество – федеральная земля – национальная команда (национальная спортивная федерация). Наиболее проблематичной в данное время является организация спортивного отбора на уровне федеральных земель. Поиск спортивных талантов в США осуществляется в различных организационных структурах. Вершиной этой структуры является Национальный олимпийский комитет (United States Olympic Committee – USOC) – самостоятельная неправительственная организация. Его функции: • поддержка олимпийского движения; содействие развитию видов спорта, включенных в программу Олимпийских или Панамериканских игр, а также видов спорта, которые могут быть в будущем включены в программу этих игр; • организация тренировок и комплектование Национальной олимпийской сборной; • материальное обеспечение спортсменов Национальной олимпийской команды. В состав Национального олимпийского комитета входят: 15 Национальных федераций по олимпийским видам спорта, 5 Национальных федераций Панамериканских игр, 4 спортивные организации системы образования регионального значения, 5 спортивных организаций, занимающихся инвалидным спортом. Другая значимая организация – это Национальная атлетическая ассоциация колледжей (National Collegiate Athletic Association – NCAA) – независимая негосударственная организация. Она занимается организацией спортивной деятельности в колледжах и университетах. Членство в ассоциации добровольное. Ее важнейшими задачами являются: • координация и проведение соревнований; • решение о включении в систему соревновательной деятельности новых команд колледжей и университетов; • контроль за организацией спортивного отбора; • назначение спортивных стипендий; • ведение переговоров в отношении права трансляции телевизионных спортивных программ. В данное время NCAA объединяет около 1200 первичных спортивных союзов (клубов). Правительство США хотя и заинтересовано развитием спорта в стране, однако не вмешивается в управленческие функции спортивных организаций. В основном оно контролирует распространение информации о пользе массового спорта и осуществляет рекламу здорового образа жизни. Особое значение в США придается развитию спорта в школах, колледжах и университетах. В школах осуществляется первичный отбор детей, имеющих предрасположенность к двигательной деятельности. Дальнейший поиск спортивных талантов проводится в колледжах и университетах. Талантливые дети получают финансовую поддержку, медицин­ское обслуживание, имеют возможность тренироваться в спортивных лагерях. Отличительной методологической особенностью системы спортивного отбора в США является использование трех блоков показателей, которые характери­зуют двигательные способности, состояние сердечно–сосудистой и дыхательной систем, строение тела (R. Arnot, С. Gaines, 1992). При этом комплексная оценка прогнозируемых возможностей спортсменов представляет собой сумму баллов по каждому показателю, относительная значимость которых неодинакова. Дифференциальная оценка отдельных показателей в общей оценке возможностей спортсменов определяется при переводе результатов теста в баллы. Для этого разработаны соответствующие таблицы. Отметим простоту и доступность предложенной системы диагностики способностей спортсменов для тренеров. Для практической работы не требуется дорогостоящая аппаратура. Очевидны и недостатки данной системы спортивного отбора. В частности, не дифференцируются показатели тестовых испытаний в соответствии с возрастом и иолом детей, для группы видов спорта используются одинаковые тесты (не учитывается специфика видов спорта), для определения максимального потребления кислорода (МПК) используются непрямые методы (тесты Купера, Астранда, которые мало информативны вследствие неспецифической нагрузки для высококвалифицированных спортсменов), не предусмотрена оценка развития психологических показателей спортсменов. В Китае различные организационные структуры занимаются поиском спортивных талантов. Центральным органом является Генеральное управление спортом и физической культурой, в компетенции которого – общая государственная спортивная политика. Оно подчинено непосредственно Государственному Совету и функционирует подобно Министерству. Здесь формируются пятилетние планы развития физической культуры и спорта аналогично другим сферам хозяйственной деятельности. Генеральному управлению подчиняется Национальный олимпийский комитет Китая, который управляет деятельностью 52 спортивных федераций. В федерациях организовывают работу со спортсменами высокого класса и занимаются спортом для всех. Еще одной из важных организаций страны является китайское общество спортивной науки. Его задачи: разработка теоретических основ физического воспитания и спорта, методологии поиска спортивных талантов, налаживание научных связей с организациями и коллективами других стран. Общество имеет 13 отделов в соответствии с направлениями своей работы. В Китае внедрена фактически трехступенчатая система спортивного отбора. Целью начальной (названо третьей) ступени является комплектование сборных команд городов и общин. Отбор проводится в спортивных школах, общих школах свободного времени и школах свободного времени со спортивным уклоном. Задачей второй ступени спортивного отбора является комплектование команд краев и регионов. Практически отбор осуществляется в школы высшего спортивного мастерства и школы–интернаты спортивного профиля. Задачей высшей (первой) ступени спортивного отбора является селекция в национальные сборные команды по различным видам спорта. В 2000 году в стране было отобрано около 14 тыс. таких спортсменов. Все организации являются государственными. В основу методологии системы отбора и Китае положены показатели, характеризующие естественно–биологические особенности развития организма детей (M.S. Jinri Jiand, 1993). Во внимание берется возраст, в котором наблюдается активный скелетный рост и продолжительность периода активного роста. В России во второй половине 80–х годов XX столетия был принят к внедрению комплекс программно–методических документов но созданию Единой системы отбора перспективных спортсменов. Впоследствии данная система легла в основу методологии отбора перспективных спортсменов в других странах бывшего СССР (Украины, Белоруссии и др.). В данной системе эффективность отбора обеспечивается соблюдением принципов иерархичности и системно–целевого подхода (В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, 2000). Это требует на каждом этапе многолетней подготовки спортсменов относительно автономной организации структуры отбора. В частности, на первом этапе осуществляется массовый просмотр детей 2–4–х классов (7–10 лет) общеобразовательных школ с целью создания банка данных о развитии их двигательных способностей. По результатам данного тестирования возможен отбор детей в детско– юношеские спортивные школы. На втором этапе осуществляется отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно–тренировочных групп и групп спортивного совершенствования в системе спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. Отбор предусматривает выполнение контрольных нормативов, разработанных для каждого вида спорта, определения темпов прироста двигательных способностей и спортивных результатов. Значительное внимание здесь уделяется определению морально–волевых качеств юных спортсменов (их бойцовских качеств), уровню мотивации, дисциплинированности, работоспособности. Третий этап отбора направлен на поиск талантливых спортсменов в школы– интернаты спортивного профиля и центры подготовки олимпийского резерва. В основном для этого служит система юношеских и юниорских соревнований. Возможен тестовый контроль специальной физической подготовленности. На четвертом этапе осуществляется отбор для централизованной подготовки к Олимпийским шрам и другим международным соревнованиям. В состав сборной команды включают спортсменов на основе оценки соревновательной деятельности, тестирования общей и специальной подготовленности, функцио­нального и психологического контроля, антропометрических измерений. Итоговая оценка формируется в соответствии с градациями: «пригодный», «условно пригодный» и «непригодный». В частности, оценка «пригодный» дается при выполнении следующих условий: 1) отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья; 2) успешное выполнение программно–нормативных требований спор­тивной школы олимпийского резерва; 3) положительная динамика спортивных достижений (темпы прироста значительно выше средних); 4) соответствие инди­видуальных показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности необходимому диапазону развития признака. В Италии в основном происходит общественное управление спортом. Национальный олимпийский комитет руководит развитием всех видов спорта (от массового до профессионального). НОК Италии имеет отделения не только на уровне регионов (краев), но и городские отделения. Основной организационной структурой являются спортивные общества (прежде всего в армии, полиции, университетских клубах). В Италии, как правило, не существует вмешательства государства в дела спорта. В общем контролирующую функцию берет на себя Министерство культуры. Однако оно не влияет на принятие решений НОК. Министерство образования страны контролирует организацию спортивной деятельности в школах и уни­верситетах. А Министерство обороны и внутренних дел отвечает за организацию спорта в военных и полицейских спортивных обществах. Общегосударственной и территориальной системы поиска спортивных талантов в Италии не сформировано. Это прежде всего компетенция спортивных обществ регионального уровня. НОК осуществляет селекцию двух групп потенциальных участников Олимпийских игр: • в первую группу – Олимпийский Клуб – отбирается 130–150 спортсменов, которые потенциально могут быть медалистами следующих Олимпийских игр; • во вторую группу – потенциальные олимпийцы, т.е. резерв участников Олимпийских игр (эта группа составляет около 600 спортсменов). Критерием талантливости в итальянской системе отбора считают: • равномерный и длительный рост спортивных результатов; • хорошие спортивные результаты, показанные в различных условиях; • положительная мотивация; • умение осуществлять самоконтроль техники и др. На региональном уровне отбираются спортсмены «Группы 1000». В данную группу входят 600 лучших спортсменов–мужчин и 400 спортсменов–женщин региона. Из них 120 юных спортсменов до 19 лет (80 юношей и 40 девушек). Организационная структура спорта Франции во многом определяется государством. Главенствующей организацией является Министерство по делам молодежи и спорта. Оно отвечает за развитие массового и профессионального спорта, медицинское обеспечение спортсменов. Министерство имеет вертикальное управление на уровне регионов и департаментов. Куратором как государственных, так и негосударственных спортивных обществ и клубов является НOK Франции. В начале 2000–х годов в стране функционировало 81 спортивное общество и 165 тыс. клубов, в которых занималось более 13 млн человек. НOK Франции руководит олимпийскими комитетами регионов и департаментов. Система поиска спортивных талантов в данной организационной структуре начинается в начальных школах. В основном она осуществляется через традиционную систему спортивных соревнований. В дальнейшем на уровне департаментов производится поиск перспективных детей в спортивные секции. Среди них производится региональная селекция. Фактически талантливая спортивная молодежь тренируется в нескольких центрах: «Poles France», «Poles espoirs». В первом общенациональном центре спортсмены распределены на три группы: • «Elite» – элита, в которую входят финалисты мировых чемпионатов или Олимпийских игр; • «Seniors» – сеньоры, взрослые спортсмены, отобранные для участия в на­циональных соревнованиях; • «Jeunes» – юниоры, молодые спортсмены различных возрастов. В «Poles espoirs» (центрах надежд) тренируются спортсмены в возрасте от 16 до 22 лет. Цель их тренировок – быть отобранными в «Poles France». НOK Франции отвечает за селекцию и комплектование Национальной олимпийской команды. Для перспективных спортсменов существуют также льготы при поступлении в Национальный институт физической культуры и спорта. Во время учебы для них создаются особые условия: • финансовая поддержка; • индивидуальный график учебы; • индивидуальная сдача сессии; • помощь в трудоустройстве; • прохождение воинской службы в спортивном батальоне и т.п. Австралия по народонаселению небольшая страна (насчитывается около 19 млн человек). Однако спортивные успехи ее широко известны. В системе подготовки спортсменов этой страны большое внимание уделяют спортивному отбору. Здесь разработана программа поиска талантов (TALENT SEARCH – Program). Она состоит из трех этапов (I. Ziemainz, J. Gulbin, 2001). На первом этапе учащимся школ предлагают выполнить тесты: бросок баскетбольного мяча, бег на 40 м, длительный бег и прыжковый тест. На втором этапе у детей определяют предрасположенность к занятиям определенным видом спорта (практически осуществляется спортивная ориентация). И на третьем этапе проводят отбор абитуриентов в спортивные институты или Академии спорта. Привлечение родителей является условием организации первых этапов отбора. В целом система поиска спортивных талантов в Австралии, как полагают специалисты, еще несовершенна. Начальный отбор в 12–14 лет начинается поздно. Отсутствует государственная поддержка в реализации программы поис­ка спортивных талантов. В Польше с целью отбора перспективных спортсменов создана система юношеских и молодежных соревнований. Однако в последнее время наблюдается тенденция возрастания количества финалистов молодежных соревнований, которые в молодом возрасте заканчивают спортивную карьеру или при переходе в категорию взрослых не показывают высоких результатов. Причины этого следует искать в несовершенстве технологии системы селекции. Во многих видах спорта сознательно выбирают лиц с ускоренным темпом развития, надеясь на быстрый эффект тренировочной работы еще в юношеском возрасте. Другой причиной отсева молодых спортсменов является чрезмерная интенсификация тренировочного процесса, приводящая не только к физическому, но и к психическому утомлению. Слишком быстро вводится узкая спортивная специализация без фундаментальной общеразвивающей подготовки. Данная тенденция в юношеском спорте Польши обусловлена существующей оценкой трудовой деятельности тренеров по результатам региональных соревнований. Учитывая это, в начале 90–х годов XX столетия в Польше начала создаваться сеть местных центров подготовки молодежи. Особо одаренная молодежь привлекается к учебе и тренировкам в спортивные интернаты. Ежегодно на первом этапе к занятиям двигательной деятельности привлекается большая группа детей. Во время каникул они 2 раза в неделю тренируются и выполняют отборные тесты. В это время изучается их мотивация к спортивной деятельности. Длительность второго этапа – углубленного отбора – 1–2 года. В этот период оцениваются адаптационные возможности детей к тренировке (изучается темп прироста показателей в двигательных тестах). На третьем этапе – начальной спортивной тренировки – дети посещают школы с углубленным изучением физической культуры. Наиболее талантливые из них становятся учениками спортивных школ. Цель четвертого этапа – выбор спортивной специализации. Контингент занимающихся сокращается (в основном за счет естественного отсева). На пятом этапе отбирается талантливая молодежь. Это в основном учащиеся школ–интернатов спортивного профиля. Жизнь и тренировки у них строго регламентированы. Цель молодежи по окончании данных учреждений – достижение как минимум I спортивного разряда. Что касается системы поддержки спортсменов, в ряде стран, таких как Германия, Австрия, Голландия, Бельгия, Великобритания, Канада, США, России и других, созданы фонды помощи спортсменам, не входящим в структуру профессионального коммерческого спорта, разработан ряд мер по их социальной поддержке. Например, программа оказания поддержки спортсменам Олимпийским комитетом США включает 3 раздела: • прямые выплаты спортсменам наличными; • расширение Программы трудоустройства спортсменов, предусматривающей предо­ставление им таких рабочих мест, которые позволяли бы сочетать работу с тренировками и участием в соревнованиях; • присуждение стипендий, имеющих целью помочь спортсменам получить образование. Сильнейшие спортсмены, входящие в национальные сборные Канады, могут получать гранты для повышения качества подготовки в размере 10 тыс. долларов, которые используются для оплаты труда тренеров, консультантов, научных экспертов и специалистов по спортивной медицине, массажу, реабилитации, оплату проезда на соревнования, приобретение формы и др. Кроме того, спортсменам предоставляется грант в размере 1 тыс. долларов на оплату проезда и участие в общеобразовательном семинаре. Атлеты получают помощь спортивных врачей, диетологов, психологов, специалистов по физическому, био­химическому, биомеханическому контролю, развитию физических качеств. Уставом Фонда помощи немецкому спорту также предусмотрены формы денежной помощи спортсменам, страхование жизни от несчастных случаев в спорте и других областях жизни. Фонд ищет пути решения проблемы сохранения рабочего места в период активных выступлений спортсменов, стараясь разработать систему взаимоотношений между спортивными организациями и работодателями, при которой последние были бы заинтересованы в найме действующих и завершивших свою карьеру спортсменов. Подписаны соглашения с рядом учебных заведений о предоставлении спортсменам, в том числе и тем, кто закончил активные выступления, от 10 до 30 мест в каждом семестре. В последние годы в национальных и международных спортивных организациях обсуждается вопрос о разработке и признании на международном уровне статуса спортсмена высокого класса, в котором были бы определены его права и обязанности в отношениях с федерациями, спортивными организациями, тренерами, врачами, массажистами и другими специалистами, работающими со спортсменами. Это могло бы в значительной мере упорядочить отношения спортсмена с другими участниками, занятыми в отрасли, позволило бы четче определить его место в спортивном движении. В целом анализируя системы спортивного отбора и поддержки спортсменов, используемые в различных странах, наблюдаем ряд общих тенденций. Однако имеются и довольно значительные организационные и методологические различия. Это в целом снижает эффективность спортивного отбора, поддержки и в конечном итоге приводит к недостаточно высоким спортивным результатам. 2. Analysis of features of selection and support male and female top performers athletes in Kenya 2.1 Анализ выступления спортсменов национальной сборной команды Кении в 2015–2016 году 2.2 Система отбора и поддержки спортсменов национальной сборной команды в Кении 2.3 Предложения по совершенствованию системы отбора и поддержки спортсменов национальной сборной команды Заключение Список литературы
«Теоретические аспекты отбора и поддержки спортсменов национальных сборных команд. Анализ системы отбора и поддержки спортсменов. Анализ выступления спортсменов национальной сборной команды Кении в2015–2016 году» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot