Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Курс лекций по финансовому менеджменту
для студентов заочного отделения
Раздел 1
Сущность финансового менеджмента
1. Понятие финансового менеджмента, его цели и задачи. Объект и субъект управления
Финансовый менеджмент – система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Финансовый менеджмент (управление финансами) — это система эффективного управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации, являющаяся неотъемлемой составной частью общей системы управления хозяйствующего субъекта.
Как любая система управления, финансовый менеджмент имеет объект и субъект управления. Объектом управления в данном случае являются финансовые потоки организации, а в качестве субъекта управления выступает финансовый менеджер (или группа, отдел, департамент и т. п. финансового менеджмента).
В связи с этим содержание финансового менеджмента сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.
Предметом финансового менеджмента, т.е. того, что изучается в рамках данной науки, являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.
Метод финансового менеджмента как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария (аппарата) и регулятивных принципов управления финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Главной целью ФМ является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
В качестве прочих целей финансового менеджмента можно рассматривать:
• выживание в условиях конкурентной борьбы;
• лидерство в данном сегменте бизнеса;
• обеспечение приемлемых темпов роста экономического потенциала;
• рост объемов производства и реализации;
• максимизацию прибыли;
• обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Конкретный набор целей финансового менеджмента хозяйствующего субъекта зависит от особенностей его хозяйственной деятельности, а также от тех целей и задач развития (как стратегических, так и тактических), которые поставил перед собой данный субъект.
В процессе реализации своей главной цели ФМ направлен на реализацию следующих задач:
1. обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде;
2. обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности;
3. оптимизация денежного оборота;
4. обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;
5. обеспечение минимизации финансового риски при предусматриваемом уровне прибыли;
6. обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития
7. обеспечение возможности быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.
2. Принципы и функции финансового менеджмента
Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов:
1. интегрированность с общей системой управления – в какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывать влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности.
2. комплексный характер формирования управленческих решений – ФМ должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимосвязанных управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности.
3. высокий динамизм управления – это обусловлено высокой динамикой факторов внешней среды и внутренних условий функционирования предприятия.
4. вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений – необходимость учитывать альтернативные возможности действий и создания системы критериев отбора альтернатив.
5. ориентированность на стратегические цели предприятия – финансовые управленческие решения в текущем периоде не должны противоречить с миссией предприятия.
К основным функциям финансового менеджмента можно отнести:
1. воспроизводственную, обеспечивающую эффективное воспроизводство авансированного капитала;
2. производственную, регулирующую текущую хозяйственную деятельность организации по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования деятельности;
3. контрольную, отслеживающую финансовую целесообразность хозяйственных операций.
Функции ФМ как системы управления подразделяются на две группы (рис. 1.2):
1. Функции ФМ как управляющей системы:
◦ разработка финансовых стратегий предприятия;
◦ создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности;
◦ формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;
◦ осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия;
◦ осуществление планирования ФД предприятия по основным ее направлениям;
◦ разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области ФД предприятия;
◦ осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области ФД.
2. Функции финансового менеджмента как специальной (специфической) области управления предприятием:
◦ управление активами;
◦ управление капиталом;
◦ управление инвестициями;
◦ управление денежными потоками;
◦ управление финансовыми рисскими; антикризисное финансовое управление.
3 Механизм финансового менеджмента и его структура
Механизм ФМ – совокупность основных элементов взаимодействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.
Структура механизма ФМ представлена на рис. 1.
Эффективный механизм ФМ позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результатному осуществлению функций финансового управления предприятием.
Система регулирования финансовой деятельности предприятия:
◦ государственное нормативно-правовое регулирование ФД предприятия;
◦ рыночные механизм регулирования ФД предприятия (финансовый рынок);
◦ внутренний механизм регулирования отдельных аспектов ФДП.
Система внешней поддержки ФД предприятия:
◦ государственные и др. формы внешнего финансирования предприятия;
◦ кредитование;
◦ лизинг (аренда);
◦ страхование;
◦ прочие формы внешней поддержки ФДП.
Система финансовых рычагов – это основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений:
◦ цена;
◦ процент;
◦ прибыль;
◦ амортизационные отчисления;
◦ чистый денежный поток;
◦ дивиденд; синергизм;
◦ пени, штрафы, неустойки;
◦ пр. экономические рычаги.
Система финансовых методов – это способы и приемы обоснования управленческих решений:
◦ метод ТЭ расчетов;
◦ балансовый;
◦ экономико-статистические;
◦ экспертных оценок;
◦ дисконтирования стоимости;
◦ наращение стоимости (компундинга);
◦ амортизации активов;
◦ и др. финансовые методы.
Система финансовых инструментов – это обязательства, обеспечивающие механизм реализации отдельных управленческих решений на предприятии и фиксирование его финансовых отношений:
◦ платежные (платежные поручения, чеки, аккредитивы);
◦ кредитные (договоры о кредитовании, векселя и др.);
◦ депозитные (депозитные договора и сертификаты, и др.);
◦ инструменты инвестирования (акции и др.);
◦ страхования (страховые договора, страховой полис и др.);
◦ прочие виды.
4 Система управления финансовой деятельностью предприятия
Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:
• финансового планирования;
• финансового учета;
• финансового анализа;
• принятия управленческих решений в области финансовых отношений.
Систему управления финансовой деятельностью можно представить как взаимодействие двух подсистем: управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления).
Основным объектом управления является оборот организации как непрерывный поток денежных выплат и поступлений. Управлять денежным оборотом означает планировать и прогнозировать объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу.
Финансовое планирование, в частности денежного оборота, невозможно без учета данных, поставляемых бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью, без анализа всех существенных сторон и условий сложившегося денежного оборота организации, процесса кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений организации со всеми участниками коммерческого дела.
По своему содержанию управление финансовой деятельностью сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.
Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового менеджмента, является финансовый менеджер (см. также вопрос «Финансовый менеджмент: содержание, цели и функции»). Субъект управления решает следующие задачи:
• мобилизация финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства, повышения рентабельности, роста рыночной стоимости организации;
• разработка и реализация финансового бюджета организации;
• контроль использования финансовых ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных средств;
• выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими хозяйствующими субъектами и т. д.
5 Функции, задачи и обязанности финансового менеджера
Уровень финансового менеджмента в организации во многом зависит от профессиональных качеств финансового менеджера и от его взглядов на процесс управления финансами. Укажем традиционно рассматривающийся минимум задач, которые должен решать этот специалист:
• осуществление непрерывного финансового планирования;
• анализ и оценка источников заемного капитала;
• анализ эффективности использования различных финансовых ресурсов;
• выбор наиболее эффективного источника финансирования под конкретную задачу и др.
Важнейшими профессиональными обязанностями финансового менеджера являются:
1. по финансированию деятельности предприятия
• определяет рациональную структуру пассивов предприятия (соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким образом, обосновывает решения об изменении собственного капитала и/или изменении заимствований;
• разрабатывает дивидендную политику, производя расчеты по распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесторов, с одной стороны, и самофинансирование развития и наращивание собственных средств, с другой стороны;
• формирует наилучшую структуру заемных средств по форме (кредиторская задолженность? кредит? облигационный заем?), срокам (краткосрочные? долгосрочные?) и стоимости;
2. по финансовой стороне эксплуатации активов
• определяет основные направления расходования средств, соответствующие стратегическим и тактическим целям предприятия;
• формирует наилучшую структуру активов;
• регулирует массу и динамику финансовых результатов с учетом приемлемого уровня предпринимательского риска;
3. по осуществлению стратегии финансового менеджмента
• проводит инвестиционную политику, осуществляя анализ инвестиционных проектов хозяйственного и финансового характера, отбор наилучших из них и последующий финансовый мониторинг претворения проектов в жизнь;
4. по осуществлению тактики финансового менеджмента
• осуществляет комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами предприятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции, с одной стороны, и кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами, с другой стороны);
• осмысливает ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты;
5. по сочетанию стратегии и тактики:
• занимается финансовым прогнозированием и планированием, определяя финансовые перспективы развития предприятия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной деятельности и упреждению неблагоприятных тенденций;
6. по внутреннему финансовому контролю
• анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими:
а) как материалом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений и самого себя;
б) как информационной базой для принятия финансовых решений.
Можно идентифицировать отдельные функции и задачи финансового менеджера в соответствии с различными разделами в балансе:
1. Вертикальный разрез по активу. Условно обособляются разделы I и II, т. е. это задачи по управлению активами (ресурсным потенциалом). Сюда относятся следующие задачи: определение общего объема ресурсов, оптимизация их структуры, управление вложениями во внеоборотные активы (в том числе по видам: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.), управление производственными запасами, управление дебиторской задолженностью, управление денежными средствами и др.
2. Вертикальный разрез по пассиву. Условно обособляются разделы.III, IV и V, т: е. это задачи по управлению источниками финансирования. Сюда относятся следующие задачи: управление собственным капиталом, управление заемным капиталом, управление краткосрочными обязательствами, оптимизация структуры источников финансирования, выбор способов мобилизации капитала, дивидендная политика и др.
3. Финансовые решения долгосрочного характера. Условно обособляются разделы I, III и IV, т. е. это задачи по управлению инвестиционными программами, понимаемыми в широком смысле: (а) каким образом развивать основной компонент ресурсного потенциала предприятия — его материально-техническую базу? (б) из каких источников (прибыль, дополнительные вложения собственников, привлечение долгосрочных заемных средств и т. п.) может быть профинансировано это развитие. Таким образом, сюда относятся две основные задачи: обоснование инвестиционных проектов и программ и управление капиталом (обеспечение финансовой устойчивости предприятия).
4. Финансовые решения краткосрочного характера. Условно обособляются разделы II и V и идентифицируются взаимосвязи инвестиционно-финансового характера между статьями этих разделов, т. е. формулируются и решаются задачи по управлению текущей финансовой деятельностью, включая управление ликвидностью и платежеспособностью. С позиции кругооборота и трансформации денежных средств текущая деятельность означает поступление производственных запасов с одновременным возникновением (как правило) кредиторской задолженности и последующую трансформацию запасов в незавершенное производство, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Иными словами, сюда относятся задачи по управлению оборотными активами и источниками их финансирования.
6 Система информационного обеспечения финансового менеджмента
В современном динамично меняющемся мире значимость информационных ресурсов неуклонно повышается. Грамотное управление любой социально-экономической системой невозможно без надлежащего информационного обеспечения управленческого персонала.
Информация - это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Иными словами, не любые данные можно квалифицировать как информацию, а лишь те, которые раскрывают объект внимания с какой-то новой, ранее неизвестной стороны. Из приведенного определения можно сделать очень важный вывод: информация сама по себе не существует, существуют лишь данные (информационные ресурсы, информационное сырье), из которых можно почерпнуть информацию. Поэтому информация вариабельна и весьма субъективна.
К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточность, актуальность, достаточная точность и т.п.
Информационное обеспечение процесса управления финансами — это совокупность информационных ресурсов (информационная база) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.
В состав информационной базы входят: сведения регулятивно-правового характера; финансовые сведения нормативно-справочного характера; бухгалтерская отчетность; статистические данные финансового характера; несистемные данные.
Информационная система ФМ – функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Система показателей информационного обеспечения ФМ подразделяется на две большие группы (рис. 2.1):
I. Показатели, формируемые из внешних источников информации, которые подразделяются на:
1. показатели характеризующие общеэкономическое развитие страны, которые включают в себя следующие подгруппы:
◦ показатели макроэкономического развития (темп роста ВВП и НД; объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде; денежные доходы населения; индекс инфляции; учетная ставка ЦБ);
◦ показатели отраслевого развития (объем произведенной (реализованной) продукции и его динамика; общая стоимость активов предприятий, в т.ч. оборотных; сумма собственного капитала предприятий; сумма валовой прибыли предприятий, в т.ч. по основной (операционной) деятельности; ставка налогооблагаемой прибыли по основной деятельности; ставка НДС и акцизного сбора на продукцию, выпускаемой предприятиями отрасли; индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде);
2. показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
◦ показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка (виды основных фондовых инструментов (акции, облигации и др.), образующихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; фондовый индекс динамики цен на фондовом рынке);
◦ показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка (кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансовых кредитов; депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцируемая по вкладам до востребования и срочным вклада; лизинговая ставка по видам лизингуемых активов);
◦ показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка (официальный курс отдельных валют, которыми оперирует организация в процессе ВЭД; курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками);
3. показатели, характеризующие контрагентов и конкурентов (банков, лизинговых компаний, страховых компаний, инвестиционных компаний и фондов, поставщиков и покупателей продукции, конкурентов).
4. нормативно-регулирующие показатели (по финансовой деятельности предприятия; по функционированию отдельных сегментов финансового рынка).
II. Показатели, формируемые из внутренних источников информации:
1. показатели финансовой отчетности предприятия
◦
2. показатели управленческого учета предприятия
◦ показатели, характеризующие финансовые результаты по основным сферам финансовой деятельности;
◦ показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности в региональном разрезе;
◦ показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных центров ответственности.
3. нормативно-правовые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия
◦ система внутренних нормативов регулирования финансового развития предприятия (нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов нормативов и структура капитала, нормы удельного расходования финансовых ресурсов, затрат и т.д.);
◦ система плановых показателей финансового развития предприятия (вся совокупность показателей текущих и операционных финансовых планов всех видов).
7 Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения финансового менеджмента
Несмотря на то, что финансовый менеджмент имеет самостоятельный объект управления и отличную от бухгалтерского учета ориентацию во времени, между ними существует достаточно тесная связь. Перечислим основные аспекты этой связи:
• бухгалтерский (финансовый) учет выступает для финансового менеджмента дополнительным независимым средством контроля;
• бухгалтерский учет (финансовый и в большей степени управленческий) — это один из источников информации для финансового менеджмента.
Особая роль в связи бухгалтерского учета и финансового менеджмента отводится финансовой отчетности организации. Внешняя финансовая отчетность, создаваемая в рамках бухгалтерского учета, является своего рода моделью хозяйственной деятельности организации, доступной для анализа внешним пользователям — учредителям, контрагентам, кредитным организациям и т. п. Поэтому важно, чтобы решения в рамках финансового менеджмента принимались таким образом, чтобы их отражение в бухгалтерском учете не искажало реальное состояние организации.
В системе информационного обеспечения процесса управления без сомнения ключевую роль играет бухгалтерская отчетность. Речь идет не об информационном обеспечении текущего управления (для этого могут использоваться оперативные данные и данные текущего бухгалтерского учета), а об обеспечении финансовых решений тактического и стратегического характера, от которых зависит судьба предприятия и, в известном смысле, судьба его владельцев.
Бухгалтерская отчетность представляет собой наиболее достоверную информационную модель предприятия, доступную, как правило, для широкого пользования; последнее обстоятельство как раз предполагает и предопределяет значимую достоверность этого информационного источника. Тем не менее, понятие достоверности данных бухгалтерской отчетности не следует абсолютизировать.
Бухгалтерская отчетность имеет многоцелевой характер. Прежде всего, она готовится бухгалтерами для внутрипроизводственных целей (имеются в виду цели собственников предприятия, его управленческого персонала и бухгалтерской службы), поскольку представленные в ней итоговые результаты деятельности предприятия за период позволяют реализовать функции анализа, планирования и контроля на данном предприятии. Что касается значимости отчетности с позиции текущего управления, то она весьма и весьма ограничена. В этом смысле гораздо более значима рекламно-информационная и коммуникационная функции отчетности, ориентированные, прежде всего, на внешних пользователей (кредиторы, инвесторы, контрагенты).
Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.
Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
Финансовый анализ решает следующие задачи:
1. оценивает структуру имущества организации и источников его формирования;
2. выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;
3. оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;
4. оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
5. оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации;
6. осуществляет контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.
Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей