Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность финансового менеджмента предприятия (продолжение)

  • 👀 323 просмотра
  • 📌 273 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность финансового менеджмента предприятия (продолжение)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность финансового менеджмента предприятия (продолжение)» docx
Конспект лекций по дисциплине «Финансовый менеджмент» Модуль 1: Основные положения учета и отчетности в финансовом менеджменте. Лекция 2. Сущность финансового менеджмента предприятия (продолжение). Рассматриваемы вопросы: 1.3. Формирование прибыли компании. Тезисы Состав, структура доходов и расходов, оценка динамики и факторов их формирования. Задачи анализа финансовых результатов деятельности. Показатели прибыли. Методологические основы анализа показателей прибыли. Состав и структура доходов и расходов Классификация доходов и расходов определяется Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в форму № 2 включаются следующие доходы и расходы: • доходы и расходы по обычным видам деятельности; • прочие доходы и расходы. Доходами организации в соответствии с ПБУ (ПБУ 9/99) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не могут признаваться доходами различные поступления от других юридических и физических лиц: НДС, акцизы, налоги, экспортные пошлины и иные аналогичные обязательные платежи и др. Доходы включают следующие статьи: • выручку от продаж товаров, услуг; • проценты и дивиденды к получению; • доходы от участия в других организациях (ДрД); • поступления от продажи основных средств и другого имущества; • прочие доходы (ПрД); • отложенные налоговые активы. Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, арендная плата и т.д. К прочим доходам относятся поступления: • от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации; • от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Расходами организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы классифицируются по следующим группам: • себестоимость, коммерческие, управленческие расходы; • проценты к уплате (% упл); • прочие расходы; • расходы по операциям с активами (РоА); • отложенные налоговые обязательства; • налог на прибыль. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и продажей товаров. В ходе анализа доходов и расходов рассчитываются следующие показатели: абсолютное отклонение, темп роста каждого показателя, уровень каждого показателя в итоговой величине (доходов или расходов) в %, изменение структуры доходов и расходов, проводится факторный анализ. Задачи анализа финансовых результатов деятельности Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получается главным образом от реализации продукции, работ, а также от других видов деятельности, например, от сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на финансовых и валютных биржах и т.д. Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. В количественном выражении она представляет собой разность чистой выручки (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли. Задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: • изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка; • контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; • выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности; • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Показатели прибыли В процессе анализа хозяйственной деятельности показатели прибыли в зависимости от классификационного признака можно рассматривать по следующим видовым группам. • По видам хозяйственной деятельности различают: ◦ прибыль от основной (операционной) деятельности; ◦ прибыль от инвестиционной деятельности; ◦ прибыль от финансовой деятельности. • По составу включаемых элементов различают: ◦ маржинальную (валовую) прибыль; ◦ прибыль от реализации; ◦ прибыль до налогообложения; ◦ чистую прибыль. Маржинальная прибыль — это разность между выручкой-нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (Прп ) представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль от продаж (прибыль от реализации) рассчитывается как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные, чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат. Чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. • В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют: ◦ прибыль от обычной (традиционной) деятельности; ◦ прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия. • По характеру налогообложения различают: ◦ налогооблагаемую прибыль; ◦ не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством. Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством. • По степени учета инфляционного фактора различают: ◦ номинальную прибыль; ◦ реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде. • По экономическому содержанию прибыль делится на: ◦ бухгалтерскую прибыль; ◦ экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). • По характеру использования чистая прибыль подразделяется на: ◦ капитализированную (нераспределенную) прибыль; ◦ потребляемую прибыль. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, вознаграждения персоналу предприятия по итогам года, а также на финансирование социальных программ. Среди уже рассмотренных показателей прибыли широкую известность и вместе с тем противоречивость оценки в практике применения получил такой аналитический показатель прибыли, как EBITDA (от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization ) — прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Расчет EBITDA следующий: Выручка (стр. 10 ф. № 2) - Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 20 ф. № 2) = Валовая прибыль (стр. 29 ф. № 2) - Коммерческие расходы (стр. 30 ф. № 2) - Управленческие расходы (стр. 40 ф. № 2) = Прибыль от реализации (стр. 50 ф. № 2) + Амортизационные отчисления (ф. № 5). EBITDA не учитывает начисленную амортизацию, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на объем прибыли, а, значит, по утверждению сторонников этого показателя, более реально отражает величину прибыли компании. Практическая значимость EBITDA состоит в том, чтобы показать, сколько денег компания может теоретически направить на обслуживание своего долга, потому что амортизация — это не реальные платежи. Международные аудиторские правила (GAAP и IAS) прямо не рекомендуют использовать EBITDA, как нарушающую базовые принципы учета, тем не менее на практике она достаточно широко распространена. EBIT (от англ. Earnings Before Interest and Taxes ) или операционная прибыль — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов. Методологические основы анализа показателей прибыли Бухгалтерская прибыль до налогообложения (Пб ) — это общая прибыль, конечный финансовый результат, один из показателей эффективности работы. При анализе прибыли до налогообложения необходимо дать оценку составу прибыли до налогообложения, структуре, динамике выполнения плана за отчетный год, определить факторы, повлиявшие на изменение общей суммы прибыли. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Анализ бухгалтерской прибыли до налогообложения предполагает исследование по следующим направлениям: анализ прибыли от реализации; анализ и оценка использования чистой прибыли; анализ взаимосвязи: затраты — объем — прибыль. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня. • Объем реализации продукции (VРП ). Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. • Структура выручки (Уд ). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. • Себестоимость (С), которая находятся в обратно пропорциональной зависимости от величины прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. • Уровень среднереализационных цен (Цi ). При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Если цены на продукцию в отчетном периоде выросли по сравнению с базисным в среднем на 2,3%, то необходимо рассчитать индекс цен с последующей корректировкой общей величины выручки от реализации. Индекс цены: . Выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна: , где Вц  — выручка от реализации в сопоставимых ценах; В1  — выручка от реализации в отчетном периоде; Iц  — индекс цены. • Влияние фактора «выручка» на сумму прибыли от реализации можно рассчитать при помощи следующей формулы: , где  — изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»; В1 и В0  — соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах; , где Rпр  — рентабельность продаж в базисном периоде. • Влияние фактора «цена» определяется следующим расчетом: . • Фактор «себестоимость реализации» определяется следующим образом: , где УС1 и УС0  — соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах. • Расчет влияния фактора «коммерческие расходы»: , где Укр1 и Укр0  — соответственно, уровни коммерческих расходов отчетного и прошлого года в выручке от реализации. • Расчет влияния фактора «управленческие расходы»: , где Уур1 и Уур0  — соответственно, управленческие расходы отчетного и прошлого года в выручке от реализации. Для изучения других взаимосвязей прибыли и показателей деятельности можно воспользоваться приемом моделирования в детерминированном анализе: , Ао  — средняя величина оборотных активов; Коб  — коэффициент оборачиваемости оборотных активов; Rпр  — рентабельность оборота. Влияние факторов в полученной модели рассчитывается одним из способов детерминированного факторного анализа. Расчеты по описанной методике при условии роста цен на 8,5% в отчетном году приведены в таблицах 6.1 и 6.2. Таблица 6.1 Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации Показатели Период Изменения Удельный вес в выручке от продаж, % Изменения в структуре Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Выручка от продаж 675205 682434 7229 100 100 х Выручка от продаж в сопоставимых ценах 650635 628971 -24664 х х х Себестоимость продаж 616641 606482 -10159 91,3 88,9 -2,5 Материальные затраты 437815 433724 -4091 64,8 63,6 -1,3 Затраты на оплату труда 177756 170872 -6884 26,3 25,0 -1,3 Амортизация 872 1732 860 0,1 0,3 0,125 Прочие затраты 198 154 -44 0,03 0,02 -0,007 Коммерческие расходы 1262 1203 -59 0,2 0,2 -0,011 Управленческие расходы 3041 3081 40 0,5 0,5 0,001 Прибыль от продаж 54261 71668 17407 8,0 10,5 2,466 Рентабельность продаж, коэффициент 0,08 0,11 0,02 х х х Выручка от реализации в сопоставимых ценах составила 628 971 тыс. руб., (682434 / 1,085). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки за счет увеличения цены составил 53463 тыс. руб. (682 434 - 628971). Ценовой фактор, таким образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации. Влияние изменения объема реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Выручка за счет снижения количества реализованной продукции потеряла в отчетном году 46234 тыс. руб. Снижение себестоимости на 10159 тыс. руб., таким образом, вызвано, в первую очередь, падением объемов производства и реализации. Расчет факторных влияний (табл. 6.2) указывает на то, что возможности роста прибыли не были полностью реализованы. В результате снижения объема продаж в натуральном выражении прибыль недополучила 3715 тыс. руб., а отрицательное воздействие роста управленческих расходов составило 7 тыс. руб. Общее увеличение прибыли от продаж было получено за счет снижения себестоимости, коммерческих расходов и роста цены реализации соответственно на 16761 тыс. руб., 73 тыс. руб. и 4296 тыс. руб. Таблица 6.2 Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации Показатели влияния Значения факторов влияния Изменение объема продаж -3715 Изменение цены реализации 4296 Изменение себестоимости проданной продукции 16761 Изменения коммерческих расходов 73  Изменение управленческих расходов -7 Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж 17407 Тем не менее, объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат в единицу продукции. Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений. Литература: • Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. • Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера. Вып. 1: Концептуальные основы финансового менеджмента. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. • Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. • Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ.; Под ред. В.В. Ковалева. — СПб.: Экономическая школа, 1997. • Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. Вопросы для самопроверки • Что относится к понятию «финансовый результат деятельности организации»? • Дайте определение прибыли от реализации. • Какие факторы влияют на прибыль от реализации? • За счет чего формируется операционная прибыль? • Дайте определение чистой прибыли. • Как формируется чистая прибыль? • Как подразделяется чистая прибыль по характеру использования? • Какая прибыль формируется в зависимости от видов хозяйственной деятельности?
«Сущность финансового менеджмента предприятия (продолжение)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) О.Б. Шевелева
Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot