Справочник от Автор24
Финансовый менеджмент

Конспект лекции
«Сущность и содержание финансового менеджмента»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по финансовому менеджменту / Сущность и содержание финансового менеджмента

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и содержание финансового менеджмента», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и содержание финансового менеджмента». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и содержание финансового менеджмента», текстовый формат

Лекция 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК Вопросы 1. Цели и задачи финансового менеджмента. 2. Функции финансового менеджмента. 3. Базовые концепции финансового менеджмента. 4. Содержание финансовой политики предприятия. 5. Информационное обеспечение финансового менеджмента. 1. Цели и задачи финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности направленных на выработку и обеспечение достижения специальных целей предприятия путем формирования, распределения, использования имеющихся финансовых ресурсов и организации оборота его денежных средств. Цель финансового менеджмента – максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе: − долгосрочной максимизации прибыли; − максимизации рыночной стоимости фирмы. Задачи финансового менеджмента − обеспечение формирования объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения намеченной деятельности − обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов; − оптимизация денежного оборота; − оптимизации расходов; − обеспечение максимизации прибыли предприятия; − обеспечение минимизации уровня финансового риска; − обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия. − обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала; − оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды; − обеспечения целевой рентабельности; − избежания банкротства (антикризисное управление); − обеспечения текущей финансовой устойчивости организации. Рассмотрим, как реализуются эти задачи. 1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, определения целесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемных финансовых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала. 2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределения сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их 0 использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т.п. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств. 3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использования и инфляции. 3. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, для достижения целей экономического развития предприятие должно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности). Но существуют и официальные нормативы (например, максимально допустимые соотношения между объемами собственных и привлеченных финансовых ресурсов коммерческих банков). 4. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования. 5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей. Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития и т.п.). Основные принципы финансового менеджмента: − финансовой самостоятельности предприятия; − самофинансирования, − материальной заинтересованности, − материальной ответственности, − обеспеченности рисков финансовыми резервами. 2. Функции финансового менеджмента. Функции финансового менеджмента подразделяются на две группы: 1. Функции финансового менеджмента как системы управления: 1.1. Функция разработки финансовой стратегии предприятия. В процессе реализации этой функции, исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка, формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается u1087 политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития. Финансовая стратегия предприятия рассматривается как неотъемлемая составная часть общей стратегии его экономического развития. 1.2. Организационная функция, обеспечивающая принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных "центров ответственности". В процессе реализации этой функции финансового менеджмента необходимо обеспечивать постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия и направлениям финансовой деятельности. Организационные структуры финансового менеджмента должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием. 1.3. Информационная функция, обеспечивающая обоснование нескольких возможных альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка. 1.4. Функция анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся экспресс и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов и "центров ответственности"; обобщенных результатов финансовой деятельности Критерии данной оптимизации – финансовые показатели, в т.ч. коэффициенты предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений. 1.5. Функция планирования, обеспечивающая разработку системы стратегических текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, различным структурным подразделениям и по предприятию в целом. Основой такого планирования является разработанная финансовая стратегия предприятия, требующая конкретизации на каждом этапе его развития. 1.6. Стимулирующая функция, обеспечивающая систему стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции формируется система поощрения и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий. Индивидуализация такой системы стимулирования обеспечивается путем внедрения на предприятии контрактной формы оплаты труда руководителей подразделений и финансовых менеджеров. 1.7. Функция контроля, обеспечивающая эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля. 2. Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием: 2.1. Функция управления активами – выявление реальной потребности в отдельных видах активов, исходя из предусматриваемых объектов операционной деятельности предприятия, и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных u1074 видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования. 2.2. Функция управления капиталом . В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов. 2.3. Функция управления инвестициями – заключается в определении важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценке инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отборе наиболее эффективных из них; формировании реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выборе наиболее эффективных форм финансирования инвестиций. 2.4. Функция управления денежными потоками заключается в формировании входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов. 2.5. Функция управления финансовыми рисками и предотвращения банкротства. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию; на основе постоянного мониторинга диагностируется уровень угрозы банкротства и при высоком уровне используются механизмы антикризисного финансового управления предприятием. 3. Базовые концепции финансового менеджмента. Концепция денежного потока (Cash Feow Concept). В ее основе логичная предпосылка о том, что с любой финансовой операцией может быть асссоциирован некоторый денежный поток, то есть множество распределенныx выплат и поступлений, понимаемых в широком смысле. В качестве элемента денежного потока могут выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль и пр. В подавляющем большинстве речь идет об ожидаемых денежных потоках. Именно для таких потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового характера. Концепция временной ценности денег (The Time Value of Money Concept) заключается в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидающаяся к получению через какое-то время, неравноценны, а именно "рубль завтра" по своей ценности всегда меньше "рубля сегодня". Подобная неравноценность определяется тремя основными причинами: инфляцией , риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. По сравнению с денежной суммой, которая, возможно, будет получена в будущем, та же самая сумма, имеющаяся в наличии в данный момент времени, может быть немедленно пущена в оборот и поэтому принесет дополнительный доход. Концепция компромисса между риском и доходностью (Risk and Return Concept) состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше обещаемая, требуемая или ожидаемая доходность (то есть отдача на вложенный капитал), тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности. Однако верно и обратное. Финансовые операции являются именно тем разделом экономических отношений, в котором особенно актуальна житейская мудрость: "Бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке". Интерпретации этой мудрости могут быть различны; в частности, в данном случае плата измеряется определенной степенью риска и величиной возможной потери. Поэтому суть концепции можно выразить следующим тезисом: ключевым критерием при планировании подавляющего большинства потенциально обещающих доход финансовых операций является критерий субъективной оптимизации соотношения (доходность (доход), риск). Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and Financial Risk Concept) предопределяется тем обстоятельством, что любой фирме всегда свойственны два основных типа риска - операционный (предпринимательский и производственный) и финансовый. Концепция стоимости капитала (Cost of Capital Concept). Большинство финансовых операций предполагает наличие некоторого источника финансирования данной операции. Смысл рассматриваемой концепции заключается в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника обходится компании неодинаково. Во-первых, каждый источник финансирования имеет свою стоимость в виде относительных расходов, которые компания вынуждена нести за пользование им; во-вторых, значения стоимости различных источников не являются независимыми. Эту характеристику необходимо учитывать, анализируя целесообразность принятия того или иного решения. Концепция эффективности рынка (Capital Market Efficiency Concept). В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынками капитала , на которых можно найти дополнительные источники финансирования, получить некоторый спекулятивный доход, сформировать инвестиционный портфель для поддержания платежеспособности и др. Принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций на нем, тесно связаны с концепцией эффективности рынка, суть которой может быть выражена с учетом ряда ключевых тезисов. Уровень насыщения рынка релевантной информацией является существенным фактором ценообразования на данном рынке. Не случайно в англоязычной литературе понятия "operating risk" и "business risk" рассматриваются как синонимы Концепция асимметричной информации (Asymmetric Information Concept) тесно связана с только что рассмотренной концепцией эффективности рынка, а смысл ее в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. С одной стороны, полной симметрии в информационном обеспечении участников рынка нельзя достичь в принципе, поскольку всегда существует так называемая инсайдерская информация. С другой стороны, именно данная концепция объясняет существование рынка, ибо каждый его участник надеется, что та информация, которой он располагает, возможно, неизвестна его конкурентам, а, следовательно, он может принять эффективное решение. Концепция агентских отношений (Agency Relations Concept) состоит в том, что по отношению к любой фирме всегда можно обособить группы лиц, заинтересованных в ее деятельности, но интересы которых, как правило, не совпадают, что приводит к конфликту интересов. Как и любая социально-экономическая система, фирма может рационально функционировать лишь в том случае, если это не противоречит интересам лица (лиц или соответствующего органа), имеющего право и возможность решать ее судьбу. На начальных стадиях развития экономики, когда фирмы были незначительными по размеру, все зависело от хозяина, то есть собственника фирмы. По мере появления различных видов организационно-правовых форм бизнеса (особенно акционерной формы его организации) происходит передача властных функций по управлению бизнесом от собственников (акционеров) к наемным профессиональным управленцам (менеджерам), которые, по сути, управляют фирмой, причем, не обязательно руководствуясь лишь интересами собственников. В известном смысле происходит автономизация фирмы по отношению к собственникам. Понятно, что этот процесс не может не сопровождаться определенными противоречиями между основными действующими лицами - собственниками и менеджерами (точнее, топ-менеджерами). В 30-х гг. XX в. исследования учёных стали концентрироваться на систематизации и объяснении причин и способов нивелирования подобных противоречий. Концепция альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept), называемая также концепцией затрат упущенных возможностей, состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений. Например, организация и поддержание любой системы контроля стоит определенных денег, то есть налицо затраты, которых, в принципе, можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям. Не случайно в крупных фирмах всегда предусматривается создание службы внутреннего аудита , которая не приносит прямого дохода, однако минимизирует прямые и косвенные потери от некачественного исполнения различными подразделениями своих функций. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (Going Concern Concept) означает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно, у нее нет намерения внезапно свернуть работу, а потому ее инвесторы и кредиторы могут полагать, что обязательства фирмой будут исполняться. Подразумевается, что речь идет о так называемых нормальных условиях функционирования фирмы, которые могут быть нарушены только форс-мажорными обстоятельствами. Эта концепция служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаменталистский подход для оценки финансовых активов и принцип исторических цен при составлении бухгалтерской отчетности , снизить трансакционные траты и др. Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The Firm and Its Owners Separation Concept) состоит в том, что после своего создания хозяйствующий субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, то есть его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. Хозяйствующий субъект является суверенным по отношению к своим собственникам. Эта концепция, тесно связанная с концепцией агентских отношений, имеет исключительно важное значение для формирования у собственников и контрагентов предприятия реального представления в отношении, во-первых, правомочности своих требований к данному предприятию и, во-вторых, оценки его имущественного и финансового положения. Одной из ключевых экономических кaтегорий во взаимоотношениях между предприятием, с одной стороны, и его кредиторами, инвесторами и собственниками, с другой стороны, является право собственности. Они соотносятся с абсолютным господством собственника над вещью и выражаются в совокупном наличии прав владения, пользования и распоряжения ею. В соответствии с данной концепцией любой актив, внесенный в качестве взноса в уставный капитал, поступает в собственность предприятия и, как правило, не может быть востребован собственником, например, в случае его выхода из состава учредителей (собственников). Таким образом, задачи финансового менеджмента (они бывают стратегическими и тактическими) соотносятся с принятием эффективных инвестиционных решений (положение статей баланса, относящихся к активу в соотнесении их с источниками финансирования (положение статей пассива баланса ). 4.Содержание финансовой политики предприятия. Для успешного роста предприятия особую актуальность приобретает четкое определение направлений развития, как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также поиск внутренних резервов, способствующих более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуется посредством финансовой политики. Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Целью финансовой политики является оптимизация решений финансирования и инвестирования. Основными задачами финансовой политики являются: 1) обеспечение источников финансирования производства; 2) недопущение убытков и увеличение массы прибыли; 3) выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения ее эффективности; 4) минимизация финансовых рисков. Элементы финансовой политики представлены на рис. 1.1 Объект финансовой политики – хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат. Предмет финансовой политики – внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т. п. Субъект финансовой политики – учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли. Классификация финансовой политики: По типу: Агрессивный тип финансовой политики характеризует стиль и методы принятия управленческих финансовых решений, ориентированных на достижение наиболее высоких результатов в финансовой, деятельности вне зависимости от уровня сопровождающих ее финансовых рисков. Так как уровень результативности финансовой деятельности по отдельным ее параметрам обычно корреспондирует с уровнем финансовых рисков, можно констатировать, что агрессивный тип финансовой политики генерирует наиболее высокие уровни финансовых рисков. Для агрессивной финансовой политики характерно: использование политики стабильного уровня дивидендов или постоянного возрастания размера дивидендов; осуществление инвестиций в высокодоходные, но и высокорисковые проекты; установление цен на продукцию ниже рыночных с целью стимулирования спроса на продукцию; применение метода ускоренной амортизации имущества; текущие активы финансируются за счет текущих обязательств; поддержание широкого ассортимента продукции и больших запасов на складах; активное предоставление отсрочек платежа [18]. Консервативный тип финансовой политики характеризует стиль и методы принятия управленческих решений, ориентированных на минимизацию финансовых рисков. Обеспечивая достаточный уровень финансовой безопасности предприятия, такой тип финансовой политики не может обеспечить достаточно высоких конечных результатов его финансовой деятельности. Для консервативного типа финансовой политики характерно: использование остаточной политики дивидендных выплат; осуществление инвестиций в низкорисковые, но и низкодоходные проекты; применение линейного метода амортизации имущества; установление среднерыночных цен; финансирование текущих активов преимущественно за счет собственных и долгосрочных источников; поддержание запасов готовой продукции на минимальном уровне; небольшие сроки предоставляемых отсрочек платежа [18]. Умеренный тип финансовой политики характеризует стиль и методы принятия управленческих решений, ориентированных на достижение среднеотраслевых результатов в финансовой деятельности при средних уровнях финансовых рисков. При данном типе финансовой политики предприятие, не избегая финансовых рисков, отказывается проводить финансовые операции с чрезмерно высоким уровнем рисков даже при ожидаемом высоком финансовом результате. Данный тип финансовой политики основан на компромиссе между риском потери ликвидности и доходностью. 2.По направлению: Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешняя финансовая политика направлена на деятельность предприятия во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т. п. В зависимости от цели: Конструктивная ФП (такая политика, которая нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений) 3.2 2. Деструктивная ФП (такая политика, когда личные, групповые и другие интересы при определенных условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориентированы на ограничение или прекращение его деятельности, такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков разрушительными для объекта финансовой политики). Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при ее построении и проведения. Противопоказанная (криминальная) ФП такая политика, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации некоторых организаций, когда преднамеренно пытались выставить государственное предприятие банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам. Вместе с тем не всякая деструктивная политика может быть противозаконной, поскольку субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся насколько это возможно действовать в рамках государственных законов. В зависимости от временного горизонта: Краткосрочная финансовая политика предприятия — это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов предприятия . Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние предприятия и повысить её финансовую устойчивость в короткие сроки (до 1 года, примечание: если в данный срок не укладываются текущие программы, то наиболее срочные программы реализуются за наиболее быстрый срок (1 – 1,5 месяца), остальная программа – нереализованная считается долгосрочной). Долгосрочная финансовая политика - это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов предприятия для достижения её долгосрочных целей. Такая политика направлена па всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость предприятия. В таблице 1.1 представлена сравнительная характеристика долгосрочной и краткосрочной политики предприятия. Таблица 1.1. Сравнительная характеристика долгосрочной и краткосрочной политики предприятия. Характеристики Область применения Временные рамки Основной объект управления Цели Критерий эффективности Краткосрочная финансовая политика Текущая деятельность; Краткосрочные финансовые вложения; Долгосрочная финансовая политика Инвестиционная деятельность: капитальные вложения; долгосрочные финансовые вложения; Жизненный цикл предприятия. Более одного года, вплоть до полной окупаемости инвестиционного проекта; Один финансовый год или пери- од, равный одному обороту оборотного капитала, если он превышает один год Оборотный капитал Основной капитал в совокупности с оборотным капиталом; обеспечение производства в Обеспечение прироста пределах имеющихся производственных мощностей и производственных основных фондов в соответствии с мощностей и основных долгосрочной рыночной стратегией фондов; предприятия; обеспечение гибкости текущего финансирования; генерирование собственных источников финансирования капитальных вложений; Максимизация текущей Максимизация отдачи от прибыли. предприятия или инвестиционного проекта. Таким образом, по длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштаб ных задач развития организации. - выработку кредитной стратегии; - управление основным капиталом, включая и амортизационную политику; - ценовую стратегию; - выбор дивидендной и инвестиционной стратегии. Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике. 1) разработка ценовой политики; 2) управление текущими издержками; 3) управление оборотными активами и кредиторской задолженностью; 4) управление финансированием текущей деятельности; 5) организация текущего финансового планирования. Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных. В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм, который должен способствовать полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействия. Финансовый механизм — это система управления финансами предприятия посредством использования совокупности форм и методов с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства в соответствии с требованиями экономических законов. Элементы финансового механизма представлены на рис. 1.3. Рис. 1.3 Элементы финансового механизма Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей ситуации и на изменения внешней среды предприятия. 5.Информационное обеспечение финансового менеджмента. Информационное обеспечение финансового менеджмента осуществляется за счет непрерывного целенаправленного подбора информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников представлена на рис. 1.1.. Рис. 1.1 Внешние источники информации в финансовом менеджменте Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников представлена на рис. 1.2. Рис. 1.2 Внутренние источники информации в финансовом менеджменте Среди внутренних источников наиболее значимую роль играет бухгалтерская информация, которая предназначена для пользователей– юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к результатам деятельности организации и в какой-то мере участвующих в распределении прибыли или погашения убытка. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (в ходе изучения лекционного материала) Каковы цели и задачи финансового менеджмента? Назовите субъекты и объекты финансового менеджмента. Дайте характеристику функций финансового менеджмента. Назовите и поясните базовые концепции финансового менеджмента. Укажите основные источники информационного обеспечения финансового менеджмента. 6. Каковы сущность и цели финансовой политики организации? 7. Кто определяет основные направления разработки финансовой политики предприятия? 8. В чем состоят основные различия между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой? 9. Что подразумевают понятия «финансовая стратегия» и «финансовая тактика»? 10.Дайте определение и характеристику основных элементов финансового механизма. 1. 2. 3. 4. 5.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Финансовый менеджмент

Сущность и содержание финансового менеджмента

Курс «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Раздел 1. Введение Раздел 2. Сущность и содержание финансового менеджмента Раздел 3. Финансовые ресурсы компании. Формиро...

Автор лекции

Отвагина Л.Н.

Авторы

Банковское дело

Понятие и классификация банковских рисков

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИОРИТЕТЫ Лекция «Понятие и классификация банковских рисков » Банковские риски ...

Финансовый менеджмент

Основы стратегического финансового менеджмента

Лекция «Основы стратегического финансового менеджмента» Вопросы: 1. Сущность и содержание финансового менеджмента 2. Стратегический финансовый анализ ...

Финансовый менеджмент

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента. Функции финансового менеджмента

Глава 1. Теоретические основы финансового менеджмента 1.1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента 1.2. Функции финансового менеджмента 1.3. С...

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент, его роль и место в системе управления организацией

Лекция 1. Финансовый менеджмент, его роль и место в системе управления организацией 1.1. Сущность, принципы и задачи финансового менеджмента Финансовы...

Менеджмент

Теоретические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента.

Лекция 7. Теоретические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента Изучив материал, студент должен знать: • Сущность менеджмента как упр...

Менеджмент

Понятие риска и его использование в управлении

Тема 1.1 Понятие риска и его использование в управлении Понятие риска. Сущность риска в системе менеджмента. Виды рисков. Использование риска в управл...

Менеджмент организации

Методологические основы менеджмента. Цели и функции управления. Связующие процессы

Курс лекций УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ПРЕДПРИЯТИЕМ) Подготовлен в соответствии с ФГОС 38.05.01 Экономическая безопасность на основе учебного пособия Ме...

Автор лекции

Чаусов Н. Ю., Калугин О. А. и др.

Авторы

Финансовый менеджмент

Понятие финансового менеджмента, его цели и задачи. Объект и субъект управления.Принципы и функции финансового менеджмента

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ 1. Понятие финансового менеджмента, его цели и задачи. Объект и субъект управления Финансовый менеджмен...

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент Лекция №1 Вопросы 1.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГОМЕНЕДЖМЕНТА 1.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕ...

Смотреть все