Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Спрос, факторы его определяющие; закон спроса

  • 👀 469 просмотров
  • 📌 399 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Спрос, факторы его определяющие; закон спроса» docx
1 вопрос Спрос, факторы его определяющие. Закон спроса. Логику поведения потребителей отражает спрос. Спрос (D) – это подкреплённое денежным потенциалом желание, намерение потребителей приобрести какой-либо товар. Основная характеристика спроса – это объём спроса (Qd) – это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определённой цене в течение определённого периода времени.  В экономической теории принято различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос отдельного покупателя на определённый товар. Рыночный спрос – это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.  Спрос на товары и услуги зависит от ряда факторов (детерминант), к которым относятся: а) Ценовые - цена на данный товар или услугу (p); б) Неценовые - цены на другие товары - товары-субституты, заменяющие данные товары в потреблении; товары-комплементы, дополняющие данные товары в потреблении (pa, pb); -  доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета. -  вкусы и предпочтения покупателей (T); - накопленное имущество (W).  С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:  Qd = f (p, pa, pb, I, T, W).  Функция спроса (demand function) – количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).  Если все неценовые факторы спроса величины постоянные, то функция спроса примет вид:  Qd = f (p),  где Qd – величина спроса на товар; p – цена анализируемого товара.  Зависимость объема спроса от цены – обратная, т.е. чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. Обратная зависимость объема спроса от цены – это закон спроса.  Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены осуществляется с помощью кривой спроса. Кривая спроса – представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.  На кривой спроса по вертикали отображаются Р – возможные цены, а по горизонтали Q – количества покупаемого товара. Зависимость спроса от цены может быть линейной (рис. а) или нелинейной (рис. б).   Кривая спроса имеет отрицательный наклон и графически отображает закон спроса – обратную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.  Изменение цены на товар порождает два эффекта: эффект замещения (замены) и эффект дохода. Эффект замещения (substitution effect) – изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими. Эффект дохода (income effect) – воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчёт эффект замещения.  При изменении цены блага величина спроса движется в обратном направлении вдоль линии спроса (рис. а). Если же изменяются неценовые факторы спроса, то это приводит к сдвигу самой кривой спроса (рис. б) вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).    Во избежание путаницы принято под термином «изменение спроса» понимать изменение самой функции (смещение всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов (рисунок б), а под термином «изменение величины спроса» понимать реакцию спроса на изменение цены при неизменности всех остальных факторов (перемещение вдоль кривой спроса) (рисунок а). 2 вопрос Предложение, факторы его определяющие. Закон предложения. Логику поведению производителя отражает предложение. Предложение (supply) – это желание и готовность производителей (продавцов) предложить к продаже свои товары. Предложение количественно измеряется объемом предложения. Объем предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен продать по данной цене в определённый момент времени.  Индивидуальное предложение – это предложение товара отдельным производителем (продавцом). Рыночное предложение – это суммарное предложение всех продавцов на данном рынке.  К факторам (детерминантам), определяющим предложение, относятся: а) Ценовые - цена товара (p); б) Нецновые: - цены на другие товары (pa, pb) - технология производства (K); - налоги (T) и субсидии (Н); - природно-климатические условия (Z).  С учётом всех этих факторов общую функцию предложения можно записать:  Qs = f (p, pa, pb, K, T, H, Z).  Функция предложения – количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами).  Если все неценовые факторы предложения величины постоянные, то функция предложения примет вид:  Qs = f (p)  где Qs – величина предложения на товар; p – цена анализируемого товара.  Зависимость объема предложения от цены – прямая, т.е. чем выше цена, тем выше объем предложения и наоборот. Прямая зависимость объема предложения от цены – это закон предложения.  Графическое изображение зависимости величины предложения от рыночной цены осуществляется с помощью кривой предложения. Кривая предложения – представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение. На кривой предложения по вертикали отображаются Р – возможные цены, а по горизонтали Q – количества предлагаемого к продаже товара. Зависимость предложения от цены может быть линейной (рис. а) или нелинейной (рис. б).                     Существует понятие «изменение предложения» - изменение самой функции предложения (смещение всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов (рисунок б); «изменение величины предложения» -  реакция предложения на изменение цены при неизменности всех остальных факторов (перемещение вдоль кривой предложения) (рисунок а). 3 вопрос Рыночное равновесие В условиях рыночной экономики под влиянием конкурентных сил цены спроса и предложения синхронизируются, что способствует выравниванию объёмов спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения – это процесс взаимодействия между покупателями и продавцами, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Для графического отображения взаимодействия спроса и предложения на графике совмещают кривые спроса и предложения. Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная цена – это цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании величин спроса и предложения на этот товар.  РЕ = PS = PD  и равновесный объём — это объём товара, предлагаемый и продаваемый на рынке по сформировавшейся равновесной цене, равной ценам производителя и потребителя.   QЕ = QS = QD.  Если реальная цена выше равновесной (P1 > PЕ), то возникает избыток предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q1S > Q1D). Если цена ниже равновесной (Р2 < PЕ), возникает избыток спроса (или недостаточное количество товара – его дефицит), т.е. количественно предложение меньше спроса (Q2S < Q2D).  Равновесная цена выполняет ряд функций: 1) информационную – её величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики; 2) нормирующую – она нормирует распределение товаров, сигнализируя потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при имеющемся уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства данного товара. Тем самым через рыночные цены нормируется спрос производителя на ресурсы; 3) стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась ещё какая-то прибыль. 4 вопрос Эластичность спроса и предложения Эластичность (Elasticity) отождествляется со способностью одной переменной реагировать на изменение других.  Коэффициент эластичности – показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены, доходов, издержек) на 1 %. Для определения реакции объема рыночного спроса в ответ на изменения характеризующих его факторов принято использовать: 1) коэффициент прямой эластичности (эластичность спроса по цене) 2) коэффициент перекрестной эластичности 3) коэффициент эластичности спроса по доходу.  Каждый из этих коэффициентов может быть рассчитан по формуле точечной и дуговой эластичности. Метод точечной эластичности используется при оценке эластичности в точке при небольших изменениях цены, например, в окрестностях равновесной цены (менее чем на 5%). Метод дуговой эластичности применяется, когда изменения цены довольно значительны (более чем на 5%).  Коэффициент прямой эластичности спроса по цене представляет собой числовой показатель, отражающий отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению его цены.   Допускаются три реальных варианта прямой эластичности спроса по цене:    Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене  (Сoefficient of Demand Cross Elasticity) — определяется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению цены некоторого другого товара.   Положительная перекрестная эластичность спроса по цене указывает на то, что товары являются заменителями. Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене свойственна товарам, которые взаимно дополняют друг друга. Нулевая перекрестная эластичность спроса характерна для товаров, независимых в потреблении.  Коэффициент эластичности спроса по доходу (Coefficientof Demand Income Elasticity) представляет собой числовой показатель, определяющий отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода.    Положительная эластичность спроса по доходу свойственна полноценным товарам (для которых нет лучших заменителей). Отрицательная эластичность спроса по доходу соответствует неполноценным товарам (для которых есть лучшие заменители). Нулевая эластичность спроса по доходу распространяется на товары, которые являются нейтральными к доходу (товары первой необходимости).  Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов: 1) значимости блага: чем более значимо благо для домохозяйства, тем ниже его эластичность; 2) отношения блага к предметам роскоши или товарам первой необходимости: для первой группы товаров эластичность выше, чем для второй; 3) консерватизма спроса: при увеличении доходов потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих благ.  Эластичность предложения по цене – характеристика изменения величины рыночного предложения в соответствии с изменением цены на товары, сложившейся в результате конкуренции.  Коэффициент эластичности предложения по цене – показатель, характеризующий степень количественного изменения величины рыночного предложения при изменении цены на 1 %.    Поскольку зависимость между уровнем цен и величиной предложения является прямой, то значение коэффициента эластичности предложения по цене больше нуля.   К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести: 1) наличие незагруженных производственных мощностей: чем ниже уровень загрузки мощностей, тем выше эластичность предложения; 2) виды производимых товаров и услуг: те товары и услуги, технология и объёмы производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение; 3) возможность длительного хранения готовой продукции: если фирма имеет такие возможности, то ей легче увеличить объём предложения за счёт накопленных запасов продукции, её предложение будет более эластично к изменению цен; 4) минимальный объём затрат, необходимый для расширения производства: чем выше величина необходимых капиталовложений, тем ниже эластичность предложения; 5) конъюнктура рынка: в условиях товарного дефицита производители имеют возможность продать на рынке определённый объём товара по высокой цене, предложение неэластично в этих условиях; 6) фактор времени: с течением времени возрастает степень эластичности предложения по цене.  В микроэкономической теории различают три временных интервала: 1. Кратчайший (мгновенный) рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цен. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объём предложения фиксирован. В кратчайшем рыночном периоде (рис. а) изменение величины спроса не вызовет реакции в объёме предложения. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно не эластично по цене.   2. Краткосрочный (короткий) период, в котором производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства – сырьё, рабочая сила и др., что позволяет изменять объём предложения товаров и услуг в пределах производственных мощностей. В краткосрочном периоде (рис. б) с ростом спроса объём предложения будет нарастать, т.е. предложение становится всё более эластичным благодаря повышению интенсивности использования имеющихся производственных мощностей и увеличению объёмов использования переменных факторов производства. 3. Длительный (долгосрочный) период достаточен для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства, и предложению легче подстроиться под изменение спроса и цен. В длительном периоде (рис. в) при благоприятном изменении спроса наращиванию объёмов предложения практически нет границ. Фирма может наращивать производственные мощности, возводя новые цехи или заводы, поэтому кривая предложения ещё более эластична. Реакцией на рост спроса в этом случае становится существенное увеличение объёмов производства при весьма умеренном росте цен. 5 вопрос Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: - государственный контроль над уровнем цен; - введение налогов, предоставление дотаций. 1. Государственный контроль над уровнем цен. Фиксирование цен осуществляется государством в следующих случаях: 1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен). 2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен). В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором – излишек товара (избыток предложения). При установлении потолка цен ниже равновесного уровня государство, как правило, пытается решить те или иные социальные проблемы. Например, если равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п. Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесного уровня возникает устойчивый дефицит товаров. Это означает, что, устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам физической возможности получения данного товара. Другое негативное последствие установления административной цены ниже равновесного уровня – возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования, т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен; Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию, что чаще всего является следствием политического давления на правительство со стороны сельхозпроизводителей. Однако в этом случае правительство должно решать проблемы, связанные с возникновением избытка продукции на рынке. Часто правительство закупает весь этот излишек на деньги налогоплательщиков. Но оно не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведёт к понижению рыночных цен.  2. Введение налогов, предоставление дотаций.  Косвенные налоги. Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара.   Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой равновесия влево вверх и установлению новой точки равновесия (Е1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (РЕ1) и новое, уменьшенное равновесное количество (QЕ1). Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только РS, что явно меньше, чем РЕ. Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т·Q1). На графике они составят прямоугольник РS РЕ1Е1 А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть – продавцы. Налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя, т.е. государство с помощью налогов изымает в свою пользу их часть. При этом заштрихованный треугольник АЕЕ1, отражающий ещё одну часть сокращения объёма излишков потребителя и производителя, не войдёт и в доходы государства, т.е. просто пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением. Субсидии и дотации. Субсидия (subsidy) – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам. Дотация – государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения из положения S в положение S1.  В результате возникает новая точка равновесия (Е1) и соответствующие ей равновесная цена (РЕ1) и равновесный объём (QЕ1). За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет РS = РЕ1 + Н. Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров (QЕ1·Н), что на графике соответствует площади прямоугольника РSAE1РE1. Потребители же заплатят за товары на (РЕ − РЕ1) меньше, чем прежняя равновесная цена (РЕ). Их выигрыш будет равен площади трапеции РЕЕЕ1РЕ1. Таким образом, введение правительством субсидий и дотаций производителям вызывает сдвиг кривой предложения вправо, увеличение равновесных объёмов производства продукции, снижение равновесных цен. Субсидирование потребителей вызывает соответственно рост доходов потребителей, сдвиг кривой спроса вправо, повышение рыночной цены, увеличение равновесного объёма продаж. В любом случае дотирование и субсидирование влекут за собой увеличение излишков потребителей и производителей, рост их благосостояния.
«Спрос, факторы его определяющие; закон спроса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) М.А. Гурьева
Автор(ы) Демченко Алина Алексеевна
МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА
#Лекция

Предмет и метод экономической теории. Общественное производство и основные проблемы его организации. Экономические системы: типы и модели. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория фирмы, издержки производства. Рыночные структуры и поведение фирмы на рынке. Рынок факторов производства: рыночное равновесие и проблема эффективного использования ресурсов. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Национальная экономика, основные показатели макроэкономического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение, механизм макроэкономического равновесия. Макроэкономическая нестабильность, основные проблемы макроэкономики. Система государственного регулирования экономики. Налоговая политика и бюджет государства. Денежно-кредитная политика государства. Социальная политика государства. Экономический рост и развитие экономики. Международные экономические отношения. Переходная экономика и ее особенности в России.

Автор(ы) Ю.Н. Переверзин, Н.С. Жулидова, К.С. Кондаков
Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot