Справочник от Автор24
Экономика

Конспект лекции
«Предмет, метод и функции экономической теории»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике / Предмет, метод и функции экономической теории

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Предмет, метод и функции экономической теории», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Предмет, метод и функции экономической теории». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Предмет, метод и функции экономической теории», текстовый формат

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – ЭТО… 1.1. Предмет, метод и функции экономической теории Слово "ЭКОНОМИКА" происходит от греческого oikonomia – управ­ление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных зна­чения. ЭКОНОМИКА ЭТО совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества ЭТО хозяйство отдельного района, страны, группы стран или всего мира ЭТО научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества НАПРИМЕР экономика феодальная, рыночная, административно-командная и т. д. НАПРИМЕР экономика Москвы, экономика Удмуртии, экономика России, мировая экономика и т. д. НАПРИМЕР экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т. д. ЭКОНОМИКА – ЭТО вся деятельность людей, которая связана с обеспечением материальных условий их жизни Рис. 1.1. Основные значения термина «Экономика» Для удовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство, т.е. процесс создания жизненных благ. ЖИЗНЕННЫЕ БЛАГА даровые блага экономические блага доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А пото­му их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно Их объем: 1) недостаточен для удовлетворения потребностей лю­дей в полной мере; 2) может быть увеличен лишь путем затраты ресурсов; 3) приходится тем или иным способом распределять. например например воздух, солнечный свет, дожди, океаны продовольствие, одежды, жилье Рис. 1.2. Жизненные блага Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество. Ресурсы производства – это совокуп­ность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть ис­пользованы в процессе создания товаров. Факторы производства – это экономичес­кая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в про­цесс производства ресурсы. Ресурсы и факторы производства ресурсы определение факторы определение доход ПРИРОДНЫЕ — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» (а в последних – «возобновляемые» и «невозобновляемые») ЗЕМЛЯ — естественные блага, которые исполь­зуются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т. п.) РЕНТА МАТЕРИАЛЬНЫЕ — созданные человеком («рукотвор­ные») средства производства, которые сами являются резуль­татами производства КАПИТАЛ — созданные людьми производственные ресурсы (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда; под капита­лом также понимают деньги (в коротком периоде), на которые приобрета­ют производственные ресурсы ПРОЦЕНТ ФИНАНСОВЫЕ — денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства ТРУДОВЫЕ — население в трудоспособном возрасте, ко­торое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем пара­метрам: социально-демографическому, профессионально-ква­лификационному и культурно-образовательному ТРУД — любая интел­лектуальная или физическая деятельность человека, направ­ленная на получение благ или оказание услуг ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — процесс соединения таких факторов производства как труд, земля, капитал с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям ПРИБЫЛЬ Рис. 1.3. Ресурсы и факторы производства Различают «АБСОЛЮТНУЮ» и «ОТНОСИТЕЛЬНУЮ» ограниченность ресурсов. Под АБСОЛЮТНОЙ ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ экономическая наука имеет в виду недостаточность производ­ственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определен­ных потребностей ресурсов достаточно. Это и есть «ОТНОСИТЕЛЬНАЯ» ограниченность ресурсов. Ресурсы Ограниченные ресурсы «абсолютная ограниченность ресурсов» Неограниченные потребности Потребности Ограниченные ресурсы «относительная ограниченность ресурсов» Ограниченные потребности Рис.1.4. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Экономическая теория Конкретные экономические науки общетеоретическая основа системы экономических наук отраслевые функциональные на стыке с другими науками • экономика промышленности; • экономика строительства; • экономика сельского хозяйства и др. • статистика; • бухгалтерский учет; • финансы; • менеджмент; • маркетинг и др. • экономическая география; • история экономики; • демография и др. Рис. 1.5. Система экономических наук ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДМЕТ поиск путей эффективного использования огра­ниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей в соответствии с предметом выделяют ЗАДАЧИ • стабильный рост объемов производства (экономический рост); • стабильный уровень цен на основе конкуренции; • высокий уровень занятости; • поддержание равновесного внешнеторгового баланса. МЕТОД* • наблюдение и сбор фактов • эксперимент • моделирование • метод научных абстракций • анализ и синтез • системный подход • индукция и дедукция • исторический и логический • графический ФУНКЦИИ Познавательная функция – состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономику и представлять полученные данные обобщенно и систематизировано Методологическая функция – состоит в том, что экономическая теория исследует общее в экономических явлениях и разрабатывает методы и средства для проведения исследований конкретными экономическими науками Образовательная функция – состоит в том, что многие люди самых разных профес­сий могут овладеть экономической культурой. Практическая функция – связана с разработкой конкретных принципов и способов рационального хозяйствования, а также с научным обоснованием экономической политики государства. * метод – это совокупность приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей Рис. 1.6. Экономическая теория, ее предмет, задачи, метод и функции Рис. 1.7. Методы экономического исследования Экономическая теория основные разделы микроэкономика мезоэкономика макроэкономика мегаэкономика изучает экономические процессы и отношения на уровне отдельных хозяйственных единиц (предприятий, семей, людей) отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства национального хозяйства страны мировой экономики в целом Рис. 1.8. Основные разделы экономической теории Микроэкономическая теория комплекс знаний, взглядов, идей, направленных на объяснение поведения отдельных субъектов рынка в процессе осуществления экономического выбора основные формы Позитивная микроэкономика Нормативная микроэкономика часть микроэкономической науки, которая изучает факты и зависимости между ними часть микроэкономической науки, которая предлагает рецепты действий отвечает на вопрос Что есть или может быть, если…? Что должно быть? Рис. 1.9. Микроэкономическая теория 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ 2.1. Основы общественного производства В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, ПРОИЗВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВО – это процесс воздействия человека на вещество в це­лях создания материальных и духовных благ и услуг Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов (простые моменты процесса труда): ТРУД (РАБОЧАЯ СИЛА) ПРЕДМЕТ ТРУДА СРЕДСТВА ТРУДА – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг – это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта, т.е. материалы, подвергающиеся обработке в процессе производства – это орудия, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, т.е. станки, инструменты, машины и оборудование СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ + ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ) ОТНОШЕНИЯ – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг = ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Рис. 2.1. Общественное производство СТАДИИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕН ПОТРЕБЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ включает отрасли по производству материальных благ и услуг НЕМАТИЕРИАЛЬНОЕ связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и изготовлением духовных ценностей – это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности на основе разделения труда в условиях современных экономических отношений принимает форму обмена товарами, посредником в обмене выступают либо деньги, либо другой товар ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы. НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЕ потребление: • ЛИЧНОЕ потребление – это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и т.д. • ОБЩЕСТВЕННОЕ потребление – это удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне и т.д. Рис.2.2. Стадии движения общественного продукта 2.2.Типы экономических систем Любое общественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Конкретно это прояв­ляется в решении обществом трех главных проблем: ЧТО производить, КАК производить и ДЛЯ КОГО производить. Различные страны решали и решают эти проблемы по-разно­му. Однако обобщенно различают четыре вида экономических систем: ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ СМЕШАННАЯ отношения строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев, это характерно для племенных общин и экономически отсталых стран государственный монополизм, т.е. государство господствует в экономике и других сферах общества, командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает, что, как и для кого про­изводить, такую систему часто называют КОМАНДНОЙ экономикой (табл. 2) это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и по­требителями (покупателями) через свободную куплю-продажу товаров. Ее глав­ные черты можно свести к следующему (табл. 3). Экономически развитые страны стремятся органически сочетать рыночную эффективность с государственным ре­гулированием экономики. Такое объединение положительных черт РЫНОЧНОЙ и ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ систем и образует смешанную экономику. Рис.2.3. Типы экономических систем Таблица 2 Характеристика централизованной экономической системы Основные черты Основные "плюсы" Основные "минусы" • Государственная собственность на средства производства • Более устойчивая экономика • Формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах труда • Государственное планирование всей экономики • Больше уверенности в будущем • Неэффективность экономики • Административные методы управления экономикой • Меньше неравенства в обществе. Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем • Диктат производителей над потребителями • Нет экономических стимулов к эффективной работе • Нет проблемы трудоустройства • Низкий уровень жизни народа Таблица 3 Характеристика рыночной экономической системой Основные черты Основные "плюсы" Основные "минусы" • Частная собственность на средства производства • Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность • Усиливает неравенство в обществе • Свобода предпринимательства • Отторгает неэффективное и ненужное производство • Нестабильность в экономике • Свобода выбора экономических партнеров • В основном справедливое распределение доходов по труду • Не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ • Личная выгода участников экономических связей • Больше прав и возможностей у потребителей (клиент всегда прав) • Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе • Саморегулирование экономики рыночными факторами • Не требует большого аппарата управленцев • Минимум вмешательства государства в экономику Однако, какова бы ни была экономическая система, она ни­когда не может быть совершенной. Идеальные общества су­ществуют лишь в теоретических построениях. В реальности же важно одно: какая из систем эффективна, жизнеспособна и несет прогресс. 2.3. Граница производственных возможностей Граница производственных возможностей показывает какое максимальное количество продуктов в данной экономической системе может быть произведено при использовании имеющихся ресурсов цель решение основных экономических проблем – что, как и для кого производить метод модель кривой производственных возможностей (КПВ) особенности • множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбор наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах; • КПВ представляет собой границу максимально воз­можного одновременного производства товаров X и Y (альтернативы) при полном использовании ограниченных ресурсов; • КПВ имеет форму выпуклой вверх кривой, так как одни ресурсы более пригодны дли производства товара Y, другие – для производства товара X (при полной взаимо­заменяемости ресурсов КПВ примет форму прямой). • каждая точка на КПВ (А, В, C, D) представляет некий максимальный объем производства двух любых продуктов (эффективный объем производства); • в точке М, внутри пространства очерченного КПВ, производится товаров X и Y меньше, чем экономика способна производить при полном использовании имеющихся ресурсов (неэффективный объем производства); • барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства в точке N, расположенной вне КПВ (невозможный объем производства); • чтобы увеличить производство товара Х (на величину x2-x1) в условиях ограниченности ресурсов, придется сократить производство товара Y (на величину y1-y2); • количество товара Y, которым необходимо пожертвовать для увеличения объема производства товара Х – называется альтернативными издержками (затратами, стоимостью) или издержками упущенных возможностей или вмененными издержками; • в условиях ограниченно­сти и специфичности ресурсов альтернативные издержки будут возрастать по мере увеличения выпуска любого из альтерна­тивных видов продукции – закон убывающей эффективности; • этот закон не носит абсолютного характера, т.к. научно-технический прогресс позволяет сместить КПВ в положение КПВ2, казавшееся ранее недосягаемым (если все ресурсы растут равномерно, КПВ смещается парал­лельно, если нет – асимметрично). Рис.2.4. Граница производственных возможностей 3. РЫНОК. ЕГО СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ИНФРАСТРУКТУРА Действующими лицами, или СУБЪЕКТАМИ рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство. Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи ОБЪЕКТОВ рынка. ОБЪЕКТАМИ рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства, субсидии, социальные выплаты и т.п. Рынок имеет определенную структуру. СТРУКТУРА РЫНКА – это внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшие из которых представлены на рисунке 3.1. Структура рынка По экономическому назначению объектов рыночных отношений • рынки товаров и услуг • рынки средств производства • рынки труда • рынки научно-технических разработок • рынки ценных бумаг По товарным группам • рынки товаров производственного назначения • рынки товаров народного потребления • рынки продовольственных товаров • рынки факторов производства По пространственному признаку • местные рынки • республиканские рынки • межреспубликанские рынки • внутрирегиональные рынки • межрегиональные рынки • национальные рынки • международные рынки • мировой рынок По степени ограничения конкуренции • соврешенно конкурентные рынки • рынки несовершенной конкуренции По характеру продаж • рынки оптовой торговли • рынки розничной торговли • рынки госзакупок С точки зрения соответствия действующему законодательству • легальные (официальные) рынки • нелегальные («теневые», «черные») рынки Рис.3.1. Структура рынка ФУНКЦИИ РЫНКА 1. Функция саморегулирования товарного производства При росте спроса объемы производства расширяются, при снижении – уменьшаются. Регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг 2. Стимулирующая функция Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений 3. Функция учета затрат на производство продукции На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными. При сопоставлении учитывается также и качество товаров 4. Регулирующая функция Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро- и макроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения 5. Функция демократизации хозяйственной жизни С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. За счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей Рис. 3.2. Функции рынка Современный рынок невозможен без развитой ИНФРАСТРУКТУРЫ, то есть без вспомогательных отраслей и организаций. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Рис. 3.3. Инфраструктура рынка С П Р О С (D) желания и способность покупателей приобретать блага форма проявления объем спроса (Qd) количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период основные факторы цена товара (Р) неценовые факторы рыночного спроса: цены товаров-заменителей (Ps) и дополняющих товаров (Рс) доходы покупателей (I) и их вкусы (U), количество покупателей данного товара (Х) инфляционные ожидания (IE) функция спроса Qd=f(P, Ps, Pc, I, U, Х, IE …); Qdх=а-вРх связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар представляет закон спроса существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар основные причины при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее Рис.4.1. Спрос и закон спроса Закон спроса форма выражения шкала спроса кривая спроса табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели показывает показывает в табличной форме: сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен в графической форме: сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен особенности прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса и кривой спроса Рис. 4.2. Закон спроса и формы его выражения При изменении цены данного товара значение функции спроса, тоже изменится, величина спроса станет другой, и соответственно точка на графике переместится вдоль кривой спроса (рис.4.3.). Движение по кривой спроса отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях предполагает изменение значения функции спроса, изменение объема спроса изменение количества товара (которое потребители хотят и могут купить), происходящее в результате изменения цены товара при прочих равных условиях показывается перемещением от одной точки (А) кривой спроса к другой точке (В) этой кривой Рис. 4.3. Перемещение по кривой спроса Если перемены произойдут под воздействием неценовых факторов, то это изменит саму функцию спроса. На графике это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево вниз или вправо вверх. Сдвиг кривой спроса отражает реакцию покупателей на изменение неценовых факторов • изменения в денежных доходах населения; • изменения в структуре населения; • изменения цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие; • экономическая политика правительства; • ожидания потребителей; • изменение потребительских предпочтений. предполагает изменение самой функции спроса, изменение спроса в целом изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора показывает движение всей кривой спроса (от D0 к D1 или к D2) Рис. 4.4. Сдвиг кривой спроса Примечание: существует отклонение от вышеназванного закона спроса – «парадокс Гиффена» – с повышением цены потребление товара тоже увеличивается. Например, рост спроса на хлеб и картофель в нашей стране в период экономического спада. Рис. 4.5. Парадокс Гиффена 4.2. Предложение и закон предложения ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ состоит в том, что с ростом цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и величина объема предложения, так как растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, падение цен сокращает объем предложения. ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – объем товара определенно­го вида (в натуральном измерении), который про­давцы готовы (хотят и могут) предложить в те­чение определенного периода времени на рынок при опре­деленном уровне рыночной цены на этот товар. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – сложив­шаяся в определенный пери­од времени зависимость объема предложения на рынке определенного това­ра в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар мо­жет быть продан. Предложение – это тоже характеристика состояния рынка, а точнее – другой его важнейшей составляющей: экономической логики поведения продавцов (изготовите­лей). Реально эта логика проявляется в том, какой оказы­вается величина предложения (объем производства) при разных уровнях цены. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S) желания и способность продавцов поставить товар для продажи на рынке форма проявления объем предложения (QS) количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период основные факторы цена товара (Р) неценовые факторы: цены взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров (Ps, Pc), цены ресурсов (Рres), налоги (Т) и дотации (V), число продавцов данного товара (N), уровень технологии (К). функция предложения QS=f(P, Ps, Pc, Рres, T, V, N, K …); QSх=d+cРх связь между ценой товара и объемом его предложения представляет закон предложения существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара основные причины фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение Рис. 4.6. Предложение и закон предложения Закон предложения форма выражения шкала предложения кривая предложения табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы показывает показывает в табличной форме: сколько продавцы захотят продать товара по каждой из множества цен (рис. 4.8.) в графической форме: сколько продавцы захотят продать товара по каждой из множества цен (рис. 4.8.) особенности прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем предложения, остаются неизменными при построении шкалы предложения и кривой предложения Рис. 4.7. Закон предложения и формы его выражения Рис. 4.8. При изменении цены данного товара значение функции предложения, тоже изменится, величина предложения станет другой, и соответственно точка на графике переместится вдоль кривой предложения. В таблице предложения при этом произойдет переход от одной пары соответствующих величин цены и объема предложения к другой. Движение по кривой предложения отражает реакцию продавцов на изменение цены товара при прочих равных условиях предполагает изменение значения функции предложения, изменение объема предложения изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара при прочих равных условиях показывается перемещением от одной точки кривой предложения к другой точке этой кривой Рис.4.9. Перемещение по кривой предложения Если перемены произойдут под воздействием неценовых факторов, то это изменит саму функцию предложения. На графике это будет выражено сдвигом всей кривой предложения влево вверх или вправо вниз. Сдвиг кривой предложения отражает реакцию продавцов на изменение неценовых факторов • изменение технологии; • изменение цен на ресурсы; • изменения цен на другие товары; • экономическая политика правительства (налоги, субсидии); • изменение ожиданий; • изменение числа производителей; • погодные условия. предполагает изменение самой функции предложения, изменение предложения в целом изменение количества товара, которое продавцы хотят и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора показывается сдвигом всей кривой спроса (от S0 к S1 или к S2) Рис. 4.10. Сдвиг кривой предложения 4.3. Индивидуальный и рыночный спрос, индивидуальное и рыночное предложение До сих пор мы рассматривали спрос и предложение в основном с позиции отдельного покупателя (потребителя) и отдельного продавца (производителя). Однако для большинства товарных рынков характерно наличие множества продавцов и покупателей. Индивидуальные запросы всех потребителей на данный товар формируют платежеспособный рыночный спрос, а из предложений отдельных продавцов (производителей) складывается рыночное предложение. Индивидуальный спрос соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке определяется факторами разницей в уровнях дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т.д. переход от индивидуального спроса к рыночному осуществляется путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен решение табличным способом и путем графического суммирования табличный способ Цена (Р) (в руб.) Объем индивидуального спроса Объем рыночного спроса (шт.) Qd1 Qd2 Qd3 20 30 30 80 5 10 20 10 40 10 5 15 2 22 15 5 5 20 графический способ На графике линия рыночного спроса получается как горизонтальная сумма объемов индивидуального спроса при каждом уровне цены. Чем больше покупателей на рынке данного товара, тем более пологий вид принимает линия рыночного спроса. В случае, когда потребителей миллионы, линия рыночного спроса становится практически горизонтальной. Рис.4.11. Индивидуальный и рыночный спрос Аналогичные рассуждения могут быть приведены и в отношении индивидуального, и рыночного предложения. Индивидуальное предложение соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец) переход от индивидуального предложения к рыночному осуществляется путем суммирования величин индивидуального предложения всех производителей при каждом возможном уровне цен решение табличным способом и путем графического суммирования табличный способ Цена (Р) (в руб.) Объем индивидуального предложения Объем рыночного предложения (шт.) Qa Qb 25 13 20 33 20 13 20 33 15 11 17 28 10 10 15 25 5 5 10 15 графический способ Рис.4.12.Индивидуальное и рыночное предложение 4.4. Рыночное равновесие Рыночная цена является определяющим фактором спроса и предложения. Однако, существует и обратная связь: спрос и предложение в свою очередь определяют цену, причем делают они это совместно, устанавливая на рынке одну единственную цену, наиболее приемлемую как для производителей, так и для потребителей. Эта компромиссная цена называется РЫНОЧНОЙ, или РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНОЙ. Взаимодействие спроса и предложения результат рыночная цена цена, которая устраивает одновременно и покупателя, и продавца особенности • рыночная цена фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения; • точка пересечения кривых спроса (D) и предложения (S) есть точка равновесия (Е); • в точке равновесия объем спроса равен объему предложения (QD(P)=QS(P).); • цена, при которой объем спроса равен объему предложения, есть равновесная цена (Ре); • объем спроса, равный объему предложения, есть равновесный объем (Qе); • положение на рынке, при котором объем спроса равен объему предложения, есть рыночное равновесие. равновесие по Вальрасу (рис. а) равновесие по Маршаллу (рис. б) равновесие на рынке складывается под влиянием давления избытков спроса и предложения равновесие на рынке складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, или наоборот функции спроса и предложения QD=QD(P), QS=QS(P). функции спроса и предложения РD= PD(Q), РS= PS(Q). условие равновесия QD(P)=QS(P). условие равновесия PD(Q)= PS(Q). графическое изображение Если реальная рыночная цена выше равновесной (P1), то объем спроса составит Q1D, а объем предложения – Q1S. Избыток предложения (Q1S–Q1D) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной (P2), то объем спроса Q1D окажется выше объема предложения Q1S. Здесь избы­ток спроса (Q1D–Q1S) будет оказывать повышающее давление на цену P2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию поку­пателей. Если объем предложения ниже равновесного уровня QЕ , цена спроса выше цены предложения, например при Q1 Р1D> Р1S, что по­буждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 Р2S>Р2D, что заставляет продавцов сни­зить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения – РS=РD=РЕ. современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическим отображениями по Маршаллу результат «обратное» расположение осей координат на графиках спроса и предложения Рис. 4.13. Взаимодействие спроса и предложения Общественная выгода от конкурентного равновесия мерой общественной выгоды, получаемой покупателем и продавцом, являются понятия излишка потребителя и излишка производителя введены в экономическую теорию А. Маршаллом излишек потребителя излишек про­изводителя разница между ценой спроса, т. е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равно­весия разницу между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия графическое изображение результат оценивается в экономической теории понятием «эффективность по Парето» распределение ресурсов через механизм цен назы­вается эффективным по Парето, если не существует другого допусти­мого распределения, при котором все экономические агенты улучши­ли бы свое положение (или, иначе говоря, если не существует другого допустимого состояния, которое было бы для всех участников не хуже и хотя бы для одного лучше, чем данное) Рис.4.14. Рыночное равновесие и общественная выгода 4.5. Другие варианты рыночного равновесия Краевое равновесие а – при нулевой цене – «свободные блага» (QSQD при любой неотрицательной цене – например, воздух) б – при нулевом выпуске – непроизводимые блага (РSРD при любом неотрицательном объеме производства – например, автомобиль из золота) Производство возможно нецелесообразно Рис.4.15. Краевое равновесие Неединственность равновесия Кривая SS может менять знак наклона при росте цены, например, кривая предложения труда. Сна­чала рост зарплаты увеличивает объем предложения труда. После достижения определенного уровня зарплаты (Р*) дальнейший ее рост сопро­вождается уже не увеличением, а, наоборот, снижением пред­ложения труда (предпочтение свободного времени увеличению дохода). Кривая предложения меняет, таким образом, наклон, как бы загибается против часовой стрелки. Если при этом линия спроса имеет нор­мальный, отрицательный наклон, то линия предложения может дважды пересекаться линией спроса, в результате чего появля­ются две равновесные цены и два равновесных объема рынка. Рис.4.16. Неединичность равновесия Неопределенность равновесия Рис. а – ры­нок оказывается сбалансированным в объеме QЕ при любой цене, лежащей в интервале между РЕ1, и РЕ2. Рис. б – при строго определенной цене равновесия Ре равновесный объем рынка может колебаться в интервале от QE1, до QE2. Рис.4.17.Неопределенность равновесия 4.6. Государственное регулирование цен Рынок естественным образом нормирует потребление снова и снова оперативно согласовывая спрос и предложение. Иначе обстоит дело, когда рыночный ценовой механизм отклю­чен. Это происходит в случае государственного регулирования цен. Установление ВЕРХНЕЙ границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этом установленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. В стра­нах с рыночной экономикой такая мера принимается в пе­риоды острого товарного дефицита (например, во время вой­ны), когда свободные рыночные цены для большинства на­селения недоступно высоки. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необхо­димости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Однако здесь возникает цепочка НЕГАТИВНЫХ ПО­СЛЕДСТВИЙ (рис. 4.18.). Установление верхней границы цен Государственное регулирование цен Установление нижней границы цен Последствия 1. Нарушение рыночного саморегулирования. 2. Устойчивый дефицит товаров. 3. Рост бюрократического аппарата управления. 4. Карточное распределение. Черный рынок. Последствия 1. Нарушение рыночного саморегулирования. 2. Устойчивый излишек товаров. 3. Государство ограничивает производство либо выкупает излишек. 4. Возникает проблема хранения, использования или уничтожения излишка. Рис. 4.18. Негативные последствия государственного регулирования цен Установление НИЖНЕЙ границы цен. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обес­печить достаточный уровень доходов определенным производи­телям (чаще всего фермерам). В данном случае установлен­ная правительством минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров, но опять-таки порож­дает НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Таким образом, государственное регулирование цен выклю­чает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этого не делают. Обра­зуются дефициты или излишки продукции, и обществу прихо­дится справляться с порождаемыми ими проблемами. Преследуя те или иные социаль­ные цели, идет на установление максимальных или минимальных цен, по средствам введения НАЛОГОВ и ДОТАЦИЙ (рис. 14.19. и 14.20.). Налоги обязательные платежи, взимаемые государством с доходов и имущества физических и юридических лиц в порядке установленном законом Широкое распространение получила практика так называемых "потоварных" налогов например налог с продаж, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются продавцы ставка потоварного налога устанавливается • в определенном проценте от цены товара (НДС) • в абсолютной сумме с каждой единицы товара (некоторые акцизы) воздействие на рыночное равновесие потоварного налога графически пересечение кривых спроса (D) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Р1, и объемом Q1 правительство ввело налог в размере Т рублей на каждую товарную единицу результат сдвиг линии предложения влево – вверх на величину T (в положение S2) Прежний равновесный объем Qe1, производители захотят продать по цене P1 (P2 = Рe1 +T). Но при данной цене объем спроса (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникают излишки, и как следствие производители несколько снижают цены и сокращают объемы производства. При более низкой цене спрос на данный товар увеличится, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). итог прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог в бюджет вносит продавец (производитель) Покупатель заплатит продавцу цену Рe2, которая выше прежней равновесной на величину (Рe2 – Рe1). Это "доля" покупателя в потоварном налоге (на единицу обложения). Продавец, получив цену Рe2, выплатит из нее налог в размере Т рублей на каждую проданную единицу товара. Его "доля" в потоварном налоге составит величину (Рe1 – Р–). поступления в госбюджет равны площади прямоугольника Ре2Е2ВР– объем Ре2Е2АРе1 ложится на плечи покупателя объем Ре1АВ Р– уплачивается за счет продавца Рис. 4.19. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцом (производителем) Дотация форма регулирования доходов и расходов, когда плановые затраты предприятия по выпуску продукции превышают доходы, получаемые от ее реализации, либо когда цены на данный вид продукции регулируются государством непосредственными получателями дотации являются продавцы (хотя могут быть и покупатели) ставка потоварной дотации устанавливается • в определенном проценте от цены товара • в абсолютной сумме в расчете на каждую единицу продукции воздействие на рыночное равновесие потоварного налога графически пересечение кривых спроса (D) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Р1, и объемом Q1 мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции результат сдвиг кривой предложения на V рублей вправо – вниз (в положение S2) Прежний равновесный объем Qe2 производители предложат по цене Р– (Р– = Ре1 – V). Но при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса. Новое равновесие установится в точке Е2. итог прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние фактическое распределение потоварной дотации между продавцом и покупателем при том, что формально дотацию из бюджета получает продавец (производитель) Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге его "доля" в дотации составит (P+-Рe1) Получит свой выигрыш и потребитель, так как новая равновесная цена Рe2 будет меньше прежней Рe1, его доля в дотации составит (Рe1-Рe2), на единицу обложения при выделении из госбюджета дотации, равной площади прямоугольника Ре2Е2NР+ объем Ре2Е2Е1Ре1 за счет снижения цен получит покупатель объем Ре1Е1NР+ получит продавец Рис 4.20. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации Таким образом, потоварные НАЛОГИ и ДОТАЦИИ, распределяются между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Как повлияют налоги и дотации на изменение уровня цены и объема продаж, и кому достанется большая часть налога (дотации) – покупателю или продавцу – зависит от соотношения эластичности спроса и предложения (этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе). 9.ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 9.1. Четыре модели рынка Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невы­полнимой задачей. Их просто слишком много. Поэтому, как правило, ставится более реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных ры­ночных структур, или моделей. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой и другие параметры (табл. 4). В связи с этим экономисты различают четыре довольно несхо­жие рыночные ситуации или модели рынка: • чистую конкуренцию, • монополистическую кон­куренцию, • олигополию, • чистую монополию. Таблица 4 Модели рынка Характерная черта Модель рынка Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число участников Очень большое число Много Несколько Один Тип продукта Стандартизи­рованный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при диверсификации производства Главным образом реклама, связанная с формированием благоприятного общественного мнения Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования Структура рынков может характеризоваться и различной степенью свободы конкуренции – СОВЕРШЕННАЯ и НЕСОВЕРШЕННАЯ Таблица 5 Структура рынка по степени свободы конкуренции СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ предполагает отсутствие власти производителя над рынком означает известную степень господства производителя над рынком чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия связана с дифференциацией продукта (наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров у конкурентов). не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государственным аппаратом хотя и предполагает конкуренцию, но существенно ограничивает ее, однако олигополия не устраняет стимулов к развитию производства единолично господствует на рынке и, не встречая противодействия конкурентов, стремится к сохранению статус-кво, взвинчиванию цен и произволу 8. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ 8.1. Издержки явные, неявные и экономические Производство любого товара требует определенных затрат эко­номических ресурсов – сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых, транспортных и других услуг и т. д. Плата за все эти ресурсы и представляет собой ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. Однако, не все ресурсы реально оп­лачиваются, часть из них предприятие может использовать как бы "бесплатно". Например, если владелец пекарни располага­ет собственными, принадлежащими ему, помещением и денеж­ным капиталом, да еще сам организует свой бизнес, то исполь­зование этих ресурсов не потребует от него прямых денежных расходов. В связи с этим экономисты различают издержки яв­ные и неявные (рис. 8.1). Издержки производства Явные Неявные Внешние Внутренние оплачиваемые издержки – плата за ресурсы, полученные СО СТОРОНЫ неоплаченные издержки – вмененные издержки СОБСТВЕННЫХ ресурсов Бухгалтерские издержки Экономические издержки Рис. 8.1. Деление издержек на явные и неявные Величина неявных издержек определяется тем дохо­дом, который могли бы принести данные ресурсы при их наи­более выгодном АЛЬТЕРНАТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. Так, владелец пекарни, используя свои собственные деньги, помещение и предпринимательские способности, теряет те про­центы, ренту и вознаграждение за управленческие услуги, кото­рые он мог бы получить за эти ресурсы при их лучшем аль­тернативном использовании. Сумма явных и неявных издержек – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ. 8.2. Издержки постоянные, переменные, общие, средние и предельные Издержки расходы фирмы на производство товаров и услуг, которые проданы в течение определенного периода времени постоянные издержки (FC) переменные издержки (VC) издержки, которые на краткосрочном временном интервале не зависят от объема выпуска фирмы издержки, которые зависят от объема выпуска фирмы общие (валовые) издержки (ТС) совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек формула TC = VC + FC графическое изображение Рис. 8.2. Издержки производства Средние издержки производства затраты на единицу выпускаемой продукции основные виды средние постоянные издержки (АFC) средние переменные издержки (АVC) постоянные издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции переменные издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции формула формула AFC = FC/Q где FC – постоянные издержки Q – объем выпуска AVC = VC/Q где VC – переменные издержки Q – объем выпуска средние общие (валовые) издержки (АТС) совокупные издержки фирмы на единицу выпускаемой продукции формула АTC = ТС/Q = АVC + АFC графическое изображение Рис.8.3. Средние общие переменные и постоянные издержки Закон убывающей отдачи Средние переменные издержки, в начале падают, дос­тигают своего минимума, а затем начинают расти При малом объеме производства процесс будет относительно неэффектив­ным и дорогостоящим По мере расширения производства его эффективность будет расти и переменные из­держки на единицу продукции будут снижаться После некоторой точки М использование ресурсов бу­дет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица перемен­ных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину Объем производства, при котором средние общие издержки минимальны, называется оптимумом по издержкам Фирма за счет реализации может лишь покрыть свои мини­мальные средние издержки. Прибыль фирмы равна нулю. Такая фирма называется предельной фирмой (рис.8.4. а). Фирма полу­чает сверхприбыль (рис. 8.4. б). Фирма терпит убытки (рис. 8.4 в). Рис.8.4. Закон убывающей отдачи и оптимум по издержкам Долгосрочный временной интервал особенности эатраты всех факторов являются переменными Кривая долгосрочныз средних издержек Показывает наименьшие издержки производства любого объема выпуска, допуская при этом возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом в целях минимизации издержек графически Результирующая долгосрочная кривая, проведенная по касательной к множеству краткосрочных кривых, будет показывать, как изменяются издержки предприя­тия в долгосрочный период при разных технологических процессах Рис.8.5. Долгосрочный временной интервал и кривая средних издержек С выходом фирмы на оптимальную технологию решается проблема масштаба производства, когда фирма может увеличивать выпуск продукции за счет пропорционального наращивав факторов производства. ЭФФЕКТ МАСШТАБА, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Эффект масштаба изменение долговременных средних издержек с изменением масштабов производства основные виды Экономия от масштабов Постоянная эффективность от масштабов Убывающая эффективность от масштабов – положительный эффект масштаба возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки падают по мере увеличения объема выпускаемой продукции – постоянный эффект масштаба возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки не зависят от объемов производства продукции – отрицательный эффект масштаба возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции Рис.8.6. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба производства Типы экономии от масштаба производства ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИЯ ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЯ связана с удешевлением производст­ва продукции вследствие расширения деятельности фирмы. На основе такой экономии фирма, снижая в долгосрочном периоде средние издержки производства до минимума, достигает опти­мального размера своих предприятий и оптимизирует масштабы всей своей деятельности. связана с раз­мещением ресурсов в экономике в целом, ее источник – ком­плексное экономическое развитие регионов. Этот тип экономии также выражается в снижении средних издержек производства фирмы. Однако причина такого снижения – уменьшение расхо­дов на наем и подготовку работников, транспорт, связь, получение информации и т.п. за счет региональной концентрации ресурсов. Рис. 8.7. Типы экономии от масштаба производства Таким образом, крупное производство, несмот­ря на определенные преимущества, имеет и минусы. Поэтому фирма при планировании своей деятельности должна учитывать пределы расширения масштаба производства и гибко изменять эти масштабы при появлении признаков снижения эффективности. Рассматривая вопрос об объемах производства, необходимо учитывать не только средние, но и предельные издержки. Предельные издержки дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции сверх имеющегося объема формула Величина предельных издержек не зависит от постоянных затрат, так как постоянные затраты не зависят от того производится дополнительная продукция или нет Важным для менеджеров может быть также анализ соотно­шения предельных и средних валовых издержек если фирма стремится максимально снизить средние валовые из­держки, она должна держать производство на таком уровне выпуска продукции, при котором МС = АТС Кривая МС пересекает кривые AVC и АТС в точках их экстре­мумов (минимумов), т.к. если для изготовления очередной дополнительной единицы продукции МС < АТС, производство этой единицы понизит АТС, и наоборот, ес­ли МС > АТС, то, очевидно, что производство такой единицы продук­ции повысит уровень АТС фирмы графически Рис. 8.8. Характер изменения кратковременных средних и предельных издержек производства Взаимосвязь сред­ней и предельной производительности (сред­ний и предельный продукт) и средних и предельных перемен­ных издержек зеркально симметричны по отношению друг к другу графическое изображение Рис.8.9.Взаимосвязь средних и предельных издержек и средней и предельной производительности 8.3. Доход и прибыль фирмы Эффективность размещения фирмой своих ресурсов отража­ется не только в издержках производства. Минимизация издер­жек создает условия для появления и роста прибыли фирмы. При этом, поскольку издержки отражают затраты фирмы в процессе производства, прибыль является главным результатом этого процесса. Поэтому основной мотив деятельности фирмы – стремле­ние к максимальной прибыли. Прибыль (ТРr) превышение дохода фирмы над издержками Общий (валовый) доход фирмы Общие (валовые) издержки фирмы (TC) сумма, полученная от продажи товаров или услуг в течение определенного периода времени расходы, связанные с производством проданных в течение данного периода товаров или услуг СРЕДНИЙ ДОХОД (АR) – это доход на единицы товара. . ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (МR) – это приращение дохода за счет увеличения продаж на одну единицу товара. основные формы прибыли экономическая или чистая прибыль бухгалтерская или расчетная прибыль разница между общим доходом и общими издержками, которые состоят из явных и неявных издержек разница между общим доходом и явными (денежными) издержками виды и методы расчета прибыли Общая прибыль = валовой доход – издержки производства Экономическая прибыль = валовой доход – экономические издержки на все ресурсы Бухгалтерская прибыль = валовой доход – явные издержки Экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – неявные издержки производства Чистая прибыль = общая прибыль – налоги, обязательные платежи Нормальная прибыль = нормативная отдача на капитал + норма предпринимательского дохода Хозяйственная прибыль = нормальная прибыль + экономическая прибыль Предельная прибыль = предельный доход – предельные издержки Рис. 8.10. Прибыль фирмы Таким образом, из рисунка 8.10. следует, что экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской на ве­личину так называемой НОРМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ. Чтобы быть заинтересованным в ведении собственного биз­неса, предприниматель должен получать от него определен­ный минимальный доход. Иначе нет смысла в предпринима­тельстве и лучше переключиться на другие направления де­ятельности. Этот необходимый минимальный доход экономисты называют НОРМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛЬЮ. Нормальная прибыль должна возместить пред­принимателю те упущенные доходы, которые бы он получил бы от альтернативного использования его СОБСТВЕННЫХ ресур­сов (земли, капитала, предпринимательских и управленческих способностей и т. д.). Таким образом, нормальная прибыль лишь возмещает нео­плаченные внутренние издержки фирмы. Исходя из этого эко­номисты, по существу, не считают ее собственно прибылью. Они рассматривают нормальную прибыль как ЭЛЕМЕНТ ИЗ­ДЕРЖЕК производства (покрывающий неоплаченную их часть). И только доход, полученный сверх нормальной прибыли, трак­туется как собственно прибыль и называется экономической прибылью. Обозначение видов издержек и доходов Издержки, доход Виды издержек и доходов* Формулы Т – общие C – издержки TC, TVC, TFC TC = (T)VC + (T)FC V – переменные VC VC = TC – FC F – постоянные FC при Q = 0; TC = FC A – средние AТC, AVC, AFC AТC = TC/Q AVC = VC/Q AFC = FC/Q M – предельные MC MC = TC/Q T – общий R – доход TR TR = P x Q M – предельный MR MR = TR/Q A – средний AR AR = TR/Q Примечание: * при решении задач следует считать идентичными следующие виды издержек: TVC = VC; TFC = FC; АТС = АС. Рис.8.11. Издержки и доходы – обозначения, виды и формулы

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономика

Предмет экономической теории.Система экономических отношений. Функции и методы экономической теории. Методология экономической теории

План лекции Методические приемы, время Введение . 3 минуты Введение (раскрывается актуальность, задачи лекции) 1. Предмет и место экономической теории...

Микро-, макроэкономика

Предмет, метод и базовые понятия микроэкономики

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Тема 1. Предмет, метод и базовые понятия микроэкономики Лекция № 1. 1. Экономика и экономическая теория. Экономика – это система про...

Микро-, макроэкономика

Предмет, метод и базовые понятия микроэкономики

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Тема 1. Предмет, метод и базовые понятия микроэкономики Лекция № 1. 1. Экономика и экономическая теория. Экономика – это система про...

Экономика

Основы экономики. Предмет и этапы развития экономической науки

Тема 1. Основы экономики. Предмет и этапы развития экономической науки Лекция (2 часа): 1. Развитие экономической мысли. 2. Предмет экономической наук...

Микро-, макроэкономика

Введение в микроэкономику. Цели и задачи дисциплины. Предметы и методы микроэкономики.

Лекция 1. Введение в микроэкономику. Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики. Определение микроэкономики как раздела экономической т...

Микро-, макроэкономика

Введение в микроэкономику.Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики.

Лекция 1. Введение в микроэкономику. Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики. Определение микроэкономики как раздела экономической т...

Бухгалтерский учет и аудит

Методология экономической науки и практики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образовани...

Экономическая теория

Предмет и метод национальной экономики. Типология национальной экономики

ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Национальная экономика как система. В сегодняшней экономической литературе бы...

Маркетинг

Логика и классификация методов научного исследования

Логика процесса научного исследования. Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, п...

Экономика

Методология научных исследований

Методология научных исследований Кузнецова Наталия Викторовна, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики ШЭМ 1 Наукой заниматься не только возможно....

Автор лекции

Кузнецова Наталия Викторовна

Авторы

Смотреть все