Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Регулирование развития малого и среднего бизнеса
1. Малый и средний бизнес в экономике
Обеспечение высокой эффективности производственных и хозяйственных процессов разных типов объективно нуждается в дифференцированных по масштабам организационных структурах. Для некоторых из процессов наивысшая эффективность достигается лишь в рамках крупных предприятий (например, в обычной черной металлургии), для других, наоборот, в мелких. Крупные, средние и малые предприятия взаимодополняют друг друга, составляя единый комплекс национального хозяйства. Крупные предприятия не могут нормально функционировать без средних и малых. И наоборот, возможности и направления деятельности последних во многом обусловливаются состоянием крупного производства, крупного бизнеса, его воздействием на институциональную среду предпринимательства.
Так, новейшая модернизация крупного производства предусматривает формирование вокруг него групп малых предприятий (МП), входящих в общие производственно-технологические цепочки (субконтрактные, аутсорсинговые группы). При этом реализуется простой принцип — все, что крупной компании выгоднее покупать у внешних производителей товаров и услуг, ей следует покупать, а не производить у себя. В свою очередь, малые предприятия, благодаря кооперации с крупными, получают дополнительные возможности наращивания собственной деятельности, создания новых рабочих мест, привлечения финансовых ресурсов, внедрения новых технологий организации производства и сбыта. Таким образом, эта кооперация взаимовыгодна и очень существенна как для крупного производства, так и для сферы малого предпринимательства.
В рамках национальной экономики на текущие пропорции соотношения между крупными, средними и малыми предприятиями наиболее сильно влияют следующие факторы:
- уровень социально-экономического развития страны, ее место в мировом хозяйстве;
- научно-технический прогресс и специфика каждой из отраслей национального хозяйства;
- межотраслевые взаимодействия;
- состояние и проблемы социальной сферы.
Эти пропорции постоянно изменяются. В последние десятилетия хорошо заметна тенденция снижения оптимальных размеров предприятий.
В настоящее время лучше и дешевле всего производить мелкосерийную продукцию и услуги населению может как раз малый бизнес. Как следствие — в общей структуре экономики уменьшается доля крупных предприятий и увеличивается доля малых.
Современное малое предпринимательство занимает значительное положение в национальных хозяйствах как высокоразвитых стран, так и стран с развивающимися рынками.
Основные показатели уровня развития МСБ в различных странах (на 2015 г.)
Представлены на слайде 3 Презентации.
2. Выделение субъектов малого и среднего предпринимательства
Критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малых предприятий достаточно прагматичны. Законодательное закрепление критериев отнесения субъектов предпринимательства к категории малых означает распространение на эти субъекты целого набора государственных мер субсидирования и поддержки. Критерии являются инструментами, с одной стороны, государственной политики формирования и поддержания оптимальной конкурентной среды, с другой — защиты отечественного товаропроизводителя, решения сложных социальных проблем. Заметим, что оба эти момента всегда трудно стыкуются друг с другом, что привносит особую сложность в конкретное количественное определение критериев отнесения предприятий к категории малых.
С позиций национального хозяйства субъекты малого бизнеса — это особая группа относительно некрупных субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме. Государство и общество считают, что эта группа играет очень важную роль в решении определенных экономических и социальных проблем страны, и поэтому разными способами поддерживают входящих в нее субъектов хозяйствования.
Критерии отнесения предприятий к категории малых не могут иметь жестких, раз и навсегда законодательно установленных количественных параметров. Не существует универсальных, единообразных для всех национальных хозяйств критериев официального количественного определения субъектов малого бизнеса. В зависимости от национальных интересов в каждой стране или в группах стран обосновываются и законодательно устанавливаются собственные критерии субъектов сферы малого бизнеса.
Нужно отметить, что в некоторых англоязычных странах, в первую очередь в США, термин «малый бизнес» по смыслу обозначает малый и средний бизнес. В европейских же странах и Японии при официальном критериальном определении некрупного бизнеса используется термин «малое и среднее предпринимательство».
Обычно некрупные субъекты хозяйствования в законодательствах большинства стран мира критериально подразделяются на мельчайшие (1—3—9 занятых), малые (от 1—9 до 100 занятых), средние (от 10 до 200—500—1000 занятых). В официальных страновых критериях к количеству занятых часто добавляются параметры типа объемов выручки, прибыли и т.п. Обычно критерии подразделяются по отраслям и видам деятельности. Существуют также и внешние признаки принадлежности к сфере малого бизнеса. К ним относится обязательность в доминирующей степени самостоятельного, независимого от других предприятий, государственных или общественных организаций владения собственником имущества своего предприятия. Иногда устанавливается еще и конкретная привязка деятельности субъекта малого бизнеса к определенной территории, месту. Выделяются также семейные, молодежные и женские малые предприятия.
В зависимости от конкретной ситуации в национальном хозяйстве количественные значения критериев малого предпринимательства периодически изменяются. Например, для защиты своей нефтеперерабатывающей промышленности правительство США к категории малых отнесло предприятия с числом занятых до 1500 чел. И это при том, что в этой стране к субъектам малого бизнеса обычно причисляются хозяйственные организации, которые вместе со своими отделениями нанимают не более 500 чел., при условии, что эти организации не доминируют в своей области деятельности. Нефтеперерабатывающим малым предприятиям правительство США установило льготный режим, повышающий конкурентоспособность их продукции на фоне нарастающего импорта иностранной продукции нефтепереработки.
В странах Центральной и Западной Европы к малым и средним предприятиям относятся хозяйственные единицы с числом занятых в 250—500 чел. Дополнительным критериальным признаком является ограничение объема годового оборота малого или среднего предприятия специально определенными в евро суммами. Во Франции оговаривается, что к малым и средним субъектам хозяйствования относятся лишь те, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, сам обеспечивает руководство персоналом на основе постоянных прямых контактов с работающими.
В Индии главным критерием при отнесении субъекта хозяйствования к малому бизнесу является размер основного капитала, который не должен превышать 3,5 млн. рупий (а для постоянных субподрядчиков крупных компаний — 4,5 млн. рупий). Число занятых в Индии не служит ограничителем размера предприятия в связи с перенасыщенностью рынка труда.
Субъекты малого и среднего бизнеса в РФ должны соответствовать трем основным параметрам:
попадать в рамки лимита по размеру доходов;
попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 01.08.2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому в виде таблицы.
Показатели дохода и численности сотрудников (Представлены на слайде 5 Презентации).
Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале.
Доли в капитале (Представлены на слайде 6 Презентации).
Количество работников определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ № 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
участников проекта «Сколково»;
компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
3. Функции малого и среднего бизнеса
К основным функциям малого и среднего предпринимательства относятся: инновационность, противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.
Способность к созданию и распространению инноваций является важнейшей функцией современного малого и среднего предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.
В последние два-три десятилетия малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических разработок. В приложении к таким инновационным предприятиям возник новый термин — венчурный (рисковый) бизнес. Смысл его заключается в организации в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров, ученых для разработки той или иной научной идеи, проекта. Широко известны ныне крупнейшие и преуспевающие фирмы, в частности «Майкрософт» и «Ксерокс», выросшие из венчурных малых предприятий.
Часто венчурные малые предприятия создаются при финансовом участии крупных фирм, концернов. Руководство таких крупных предприятий правомерно считает, что это гораздо выгоднее, чем годами держать внутри своих структур малопродуктивные исследовательские коллективы. Финансирование (нередко безвозмездное) венчурных малых предприятий осуществляется также государством за счет бюджетных средств. Венчурная форма ведения прикладных научно-проектных разработок через малые предприятия на практике доказала свою высокую эффективность для национального хозяйства.
Инновационная компонента присутствует во многих направлениях деятельности малого и среднего бизнеса. Смысл безрисковой, «средней» инновационности заключается в активном внедрении, адаптации различных новых технологий и материалов, оправдавших себя наработок. Субъекты малого предпринимательства оказываются своего рода «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес-идеи, уже успешно реализованные в других странах, регионах. Сверхприбыль от такой деятельности возникает для тех, кто нашел необходимую информацию и занялся распространением инноваций первыми. В такой инновационной деятельности малые предприятия за счет своей гибкости обычно опережают крупные предприятия. Очевидна большая польза для национальных хозяйств от всей инновационной деятельности малого бизнеса.
Крайне важно для национальной экономики то, что малые предприятия стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и гибкость малых предприятий, высокий уровень конкуренции в самой сфере малого бизнеса позитивно воздействует на все сферы хозяйственной жизни.
В малом и среднем бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними административными государственными барьерами) практически отсутствуют препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных подвижек, или временно (по конъюнктурным причинам) опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой опережающего приложения сил именно субъектов малого бизнеса. Тем самым малые предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.
Малое и среднее предпринимательство имеет специфическое преимущество перед крупными предприятиями также с точки зрения инвестиционного процесса. В малом бизнесе этот процесс является менее капиталоемким, чем в крупном, так как на малом предприятии работникам нередко приходится выполнять сразу несколько различных функций, совмещать несколько профессий одновременно. Кроме того, предприятия малого бизнеса не содержат и в принципе не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Вследствие этого стоимость рабочего места на малом предприятии оказывается на порядок ниже аналогичного рабочего места на крупном предприятии.
Субъекты малого предпринимательства активно используют свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Восстановление и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение всевозможных ремонтных работ, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — все это сферы деятельности малого бизнеса.
Малый и средний бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности для него всегда сопряжено с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.
Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.
Кроме того, малые и средние предприятия выполняют еще и функции социально-психологической помощи населению. Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят в небольшие магазинчики, в мастерские не только для покупок или получения необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками как со старыми знакомыми. Необходимость в такой психологической помощи возрастает во всех странах, причем особенно — в высокоурбанизированных центрах развитых стран.
В этом смысле сфера малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении здоровья нации.
Привязка к локальным рынкам обусловливает активную деятельность малого и среднего бизнеса по защите окружающей среды. Будучи жителями того же места, округа, где ведется их хозяйственная деятельность, многие субъекты малого бизнеса быстро осознают, выявляют источники экологических угроз и сами прилагают усилия для их устранения. Через экологические организации они борются за выделение бюджетных и прочих средств для охраны окружающей среды и, нередко, сами оперативно и результативно реализуют полученные средства. Причем с прибылью для себя как предпринимателей и, одновременно, для защиты себя и всех других жителей локальной территории от неблагоприятных изменений в экологии.
4. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Для того чтобы малое предпринимательство с максимальной полнотой выполняло свои позитивные функции, его развитие должно всячески стимулировать государство и общество.
Помощь государства и общества малым предприятиям призвана компенсировать их природную слабость по сравнению с крупным бизнесом. Помощь нацелена не на создание каких-либо исключительных условий, позволяющих получать сверхприбыль, а как раз наоборот — на выравнивание исходных условий конкуренции, устраняющих конкурентную слабость, ущербность малого бизнеса на фоне крупного бизнеса.
Как показывают исследования организационно-экономических механизмов государственной поддержки МСБ, в разных странах существуют общие черты, к числу которых относят:
1) нормативное обеспечение (наличие специальных правовых актов, определяющих цели и регулирующих весь комплекс вопросов государственной политики в области поддержки СМСП);
2) программный подход к разработке и реализации системы мер государственной поддержки МСБ;
3) сочетание прямых и косвенных мер поддержки МСБ;
4) субсидирование государственных программ поддержки МСБ из бюджетов различных уровней, с использованием специально созданных страховых финансовых, инвестиционных и кредитных институтов, стимулирующих налоговые инструменты;
5) развитая система учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающая системную координацию при выполнении комплекса задач в области поддержки МСБ (например, Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; Администрация малого бизнеса США и т.д.);
6) функциональное распределение полномочий между органами власти различного уровня в области поддержки МСБ, с приоритетом делегирования широких полномочий на местном уровне;
7) взаимодействие предпринимательских и властных структур на партнерской основе посредством выстраивания диалога с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей.
В качестве меры по обеспечению малых предприятий необходимыми им офисными и производственными помещениями создаются так называемые бизнес-инкубаторы, просто комплексы помещений для субъектов малого бизнеса.
Бизнес-инкубатор является специализированным учреждением, осуществляющим всестороннюю организационную, консультационную, финансовую и имущественную поддержку вновь создаваемым малым предприятиям. Обычно бизнес-инкубатор размещается в одном здании площадью в несколько тысяч м2, в котором вновь создаваемым малым предприятиям за умеренную плату (а в первые два-три года нередко бесплатно) предоставляются помещения под офисы, склады, иногда производственные цеха и т. п. Единая система связи, ксерокопировальных, компьютерных и иных услуг снижает общие издержки фирмы. Бизнес-инкубатор располагает высококвалифицированными специалистами - менеджерами, маркетологами, юристами, бухгалтерами, оказывающими начинающим предпринимателям крайне необходимые им услуги за небольшую, часто символическую плату. Основными инициаторами создания бизнес-инкубаторов выступают региональные власти (в США – власти штатов), озабоченные проблемами социально-экономического развития регионов и расширения занятости, диверсификации местной экономики и др. Естественно, не каждому начинающему предпринимателю открыт вход в бизнес-инкубатор. В первую очередь услуги и помощь бизнес-инкубаторов предоставляются предпринимателям, деятельность которых, по оценке их руководителей, местных властей и спонсоров, может содействовать экономическому возрождению и развитию региона, предложить рынку новые товары и услуги, технические нововведения, представляет интерес для потенциальных инвесторов. Зарубежная практика свидетельствует о высокой эффективности деятельности бизнес-инкубаторов. Обычно число предприятий, стремящихся к размещению в бизнес- инкубаторе, значительно превосходит его возможности, поэтому производится своеобразный конкурсный отбор участников из общего числа претендентов. Пребывание в бизнес-инкубаторе, как правило, ограничено во времени. Исключение того или иного предприятия (предпринимателя) из числа участников бизнес-инкубатора определяется, во-первых, контрактом и зависит от срока эффективной реализации предлагаемого проекта; во-вторых, оно может осуществляться не единовременно, а поэтапно (сокращение разного рода льгот по мере становления бизнеса); в-третьих, оно может ограничиться прекращением экономического и иного содействия, в котором предприятие уже не нуждается, но при сохранении прежнего территориального размещения, системы связи и обслуживания и т. д. Но при всех условиях бизнес-инкубатор продолжает оказывать помощь предприятию, в т. ч. и при обосновании его на новом месте, за пределами площадей бизнес-инкубатора.
Специально для поддержки малого и среднего бизнеса организуются центры маркетинга, центры промышленной субконтрактации и аутсорсинга, центры франчайзинга. Инфраструктурными организациями подыскиваются и предлагаются малым предприятиям новые бизнес-проекты. Ими ведется документация, бухгалтерское обслуживание малых предприятий, готовятся заявки на получение кредитов в банковских учреждениях. Содействие внедрению и освоению новой техники и технологий, совершенствованию систем управления производством и контроля качества, рекламе продукции; стимулирование кооперации малых предприятий, содействие в организации и развитии делового сотрудничества с зарубежными предприятиями и организациями — все это повседневная деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
В состав государственных центров занятости, бирж труда обычно включаются отделы, занимающиеся переобучением безработных, предоставлением им консультаций и даже небольших финансовых средств с целью их профессиональной переориентации и направления в сферу малого бизнеса. Для стимулирования научно-технической инновационной деятельности малых предприятий создаются и получают государственное финансирование различные инновационные и венчурные фонды, создаются технопарки, промышленные парки. В задачи таких парков входят содействие сотрудничеству крупного и малого бизнеса в научно-технической и промышленной сферах.
Следует отметить, что в высокоразвитых странах услуги специализированных инфраструктурных организаций оказываются малым предприятиям по льготным ценам или даже бесплатно за счет средств бюджетного финансирования. Многие направления работ инфраструктурных организаций часто осуществляются в рамках специальных, полностью финансово обеспеченных государственных программ, включая целевые программы поддержки начинающих, молодых предпринимателей, программы адаптации предпринимателей из числа национальных меньшинств, включая программы комплексного развития малого бизнеса в отдельных регионах страны.
Большую роль в определении приоритетов поддержки малого предпринимательства, форм и методов этой поддержки играют общественные объединения предпринимателей сферы малого бизнеса.
Объединения предпринимателей — институт саморегулирования, способный брать на себя функции контроля за теми или иными экономическими процессами, хозяйственными операциями в сфере малого бизнеса. Многие функции контроля и регулирования, которые раньше выполнял аппарат государства, в настоящее время выполняются общественными объединениями предпринимателей (контроль качества продукции, контроль за бухгалтерской отчетностью субъектов малого бизнеса и т.п.). Это оказывается выгодным как государству, так и малым предпринимателям, поскольку позволяет экономить значительные средства и время, делать сам контроль максимально результативным.
Полномасштабная реализация основных направлений поддержки субъектов малого бизнеса в развитых странах обеспечивает оптимальное состояние конкурентных отношений в их национальных хозяйствах, стимулирует экономический рост, обеспечивает социальную стабильность в обществе.
Меры поддержки МСБ, реализуемые в Российской Федерации, можно условно разделить на две группы:
1) общесистемные меры поддержки;
2) ресурсные меры поддержки МСБ в зависимости от вида деятельности и стадии развития компании.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ, к наиболее важным общесистемным мерам поддержки относят меры имущественной поддержки СМСП, образующие инфраструктуру МСБ. Данная мера поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:
- на возмездной основе (по рыночным ценам);
- безвозмездной основе;
- льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).
Некоторые инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ
(см. на след. странице)
В настоящее время механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ определяется государственной программой "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Последняя редакция правил предоставления субсидий бюджетам субъектам РФ на поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ (приложение 10 указанной гос. программы) утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.02.2019 N 110. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года". Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при реализации:
а) федерального проекта "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" по следующим направлениям:
создание и (или) развитие фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств) (далее - региональные гарантийные организации);
создание и (или) развитие государственных микрофинансовых организаций;
б) федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" по следующим направлениям:
организация оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах "Мой бизнес";
реализация программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их ускоренного развития в моногородах;
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к экспортной поддержке;
обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний;
предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
в) федерального проекта "Популяризация предпринимательства" по следующему направлению:
реализация комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса для каждой целевой группы, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.
Общий размер субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации (С), определяется по формуле:
С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8,
где:
С1 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце втором подпункта "а" пункта 3 настоящих Правил;
С2 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце третьем подпункта "а" пункта 3 настоящих Правил;
С3 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце втором подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил;
С4 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце третьем подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил;
С5 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил;
С6 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил;
С7 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлению, указанному в абзаце шестом подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил;
С8 - размер субсидии, распределяемой между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации обеспечения льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, каждый субъект Российской Федерации может представить в Министерство экономического развития Российской Федерации в составе заявки несколько проектов, реализация которых рассчитана на 1 год или на 2 года. Для предоставления субсидии Министерством экономического развития Российской Федерации может быть отобрано не более 3 проектов каждого субъекта Российской Федерации.
Предметом отбора проектов является определение наиболее качественных и экономически обоснованных проектов, представленных субъектами Российской Федерации и прошедших предварительную оценку субъектом Российской Федерации на соответствие проекта условиям отбора и критериям оценки:
полнота и качество представленной обосновывающей документации, в том числе проектно-сметной документации;
уровень обеспеченности субъекта Российской Федерации действующими промышленными (индустриальными) парками, агропромышленными парками, технопарками или промышленными технопарками;
доля подтвержденного внебюджетного (частного) софинансирования в общей стоимости проекта, но не менее 20 процентов;
уровень заполненности площадей объекта потенциальными или действующими резидентами;
сроки завершения проекта;
степень влияния на показатели национального проекта;
реализация проекта на приоритетных территориях Российской Федерации: в субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Байкальский регион, Арктическую зону, в Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе, а также на территории монопрофильных муниципальных образований.
Субсидии не предоставляются субъектам Российской Федерации, имеющим на своих территориях объекты незавершенного капитального строительства, финансирование которых осуществлялось в рамках соглашений в предшествующих годах.