Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Страновые риски.

  • 👀 343 просмотра
  • 📌 315 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Страновые риски.» pdf
Страновые риски. Лекция 2 МО и ЗР, 4 курс Кто использует страновые риски? - Инвесторы Финансовые посредники и консультанты Государственная власть Эмитенты Компании ведущие деятельность внутри страны Инвесторы • Глобальные компании (ТНК) • Институциональные инвесторы (инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании) • Государства, регионы, муниципалитеты. • Стратегические инвесторы (Получение контроля и управления над компанией, поглощение и слияние) • Венчурные инвесторы (Инвестиции в новые проекты) • Инфраструктурные инвесторы (инвестиции в объекты инфраструктуры, ГЧП) Инвесторы по отношению к риску Консервативный. Придерживается проверенных инвестиционных стратегий. Не совершают рискованные сделки Умеренный. Поддерживает баланс между надежностью и доходностью инвестиций. Способны пойти на риск ради выгодной сделки Агрессивный. Склонен к сделкам, обладающим высокий уровень инвестиционного риска и дохода. Расположенные к рисковым сделкам Что хотят инвесторы от страны? Цель всех бизнесов это «Роста богатства» акционеров и минимизация рисков Это достигается за счет • Возврат на инвестиции выше среднего по индустрии за счет конкурентного преимущества. • Рост стоимости бизнеса. Оценки инвесторами вероятности формирования доходов в будущем • Управлением риском ТЕСТ За каждый ответ «Да» начисляйте себе - 3 балла, «Иногда» - 2 балла, «Никогда» - 1 балл. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Сохраняете ли Вы спокойствие и невозмутимость на большой высоте? Вы считаете себя азартным, увлекающимся человеком? Окружающие считают Вас лидером? Вы любите быструю езду? Вы легко можете обратиться к незнакомому человеку с вопросом? Можно ли сказать про Вас, что чаще всего Вы поступаете решительно и быстро? Обычно Вы разговариваете громким, уверенным голосом? В одежде Вы предпочитаете яркие тона, нешаблонные сочетания? Вам нравится, когда случается что-нибудь неожиданное, нарушающее привычную обыденность? 10.Большинство проблем решатся сами собой, если не обращать на них внимания? 11.Вам нравиться что-то делать на спор, соревноваться? 12.Вас нередко подводили люди, которым Вы неосмотрительно доверялись? Риск аппетит Взаимосвязь EVA и MVA MVA (Market Value Added) – рыночная добавленная стоимость EVA (Economical Value Added) – экономическая добавленная стоимость (экономическая прибыль) EVA Год 1 EVA Год 3 .... EVA Год n MVA MVA Market Value Рыночная стоимость компании EVA Год 2 EVA + EVA + EVA + ... + EVA 1+r (1 + r)2 (1 + r)3 (1 + r)n = Капитал 11 Рыночная стоимость основывается на инвестициях в компанию (капитал), а также на прогнозах об экономической прибыли компании в будущем (дисконтированной EVA). EVA позволяет оценить эффективность деятельности компании с учетом стоимости инвестированного капитала. • Экономическая добавленная стоимость показывает превышение чистой операционной прибыль после уплаты налогов и затратами на использование капитала. • NOPAT (англ. Net Operating Profit Adjusted Taxes) – прибыль от операционной деятельности после уплаты налогов, но до процентных платежей (NOPAT=EBIT(операционная прибыль)–Taxes (налоговые платежи)); • WACC (англ. Weight Average Cost Of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала, и представляет собой стоимость собственного и заемного капитала, то есть норма прибыли, которую хочет получить собственник (акционер) на вложенные деньги; • CE (англ. Capital Employed, Invested Capital, Capital Sum) – инвестиционный капитал, является суммой совокупных активов (Total Assets) из расчета на начало года за вычетом беспроцентных текущих обязательств (кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, полученных авансов, прочей кредиторской задолженности). В балансе инвестиционный капитал представляет собой сумму строк «Капитал и резервы» и «Долгосрочные обязательства» • EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) – прибыль до вычета процентов и налогов. Данный показатель финансового результата организации является промежуточным, между валовой и чистой прибылью. Вычитание процентов и налогов позволяет абстрагироваться от структуры капитала организации (доли заемного капитала) и налоговых ставок, получив возможность сравнивать по данному показателю различные предприятия. • ROIC — рентабельность на инвестированный капитал показывает на сколько хорошо компания генерирует прибыль на инвестированный (собственный и заемный) капитал ROIC = NOPAT/ Invested Capital Где NOPAT (net operational profit after tax) – чистая операционная прибыль после выплаты налогов, Инвестированнный капитал (Invested Capital) = Долгосрочная задолженность +Краткосрочная задолженность +Собственный капитал -Денежные средства WACC – средневзвешенная стоимость капитала Где: Re ,Rd – ожидаемая/требуемая доходность собственного капитала и заемного соответственно; E/V, D/V – доля собственного и заемного капитала в капитале предприятия; t – процентная ставка налога на прибыль. Глобальные компании Выбор места на карте и отрасли где можно получить max ROIC Min Risk Государство. Стратегическая цель. Рост конкурентоспособности страны и ее развитие. Цели: Развитие своих территорий, бизнесов. Создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений, развитие инфраструктуры. Способы: Минимизация ставки привлечения капитала. Ставка заимствования на международном рынке для государства и бизнеса. Привлечение правильного инвестора и побольше! Критерии правильности? Критерии правильности? Увеличение налоговых отчислений Создание рабочих мест с выше средним доходом Развитие инфраструктуры Инвестирование в бизнесы важные для развития государства • Разработка/Передача новых технологий и их применения; • Работает на новые или изменившиеся запросы покупателей, которые не могут быть закрыты отечественным бизнесом; • • • • Инвестиционный климат - совокупность социальноэкономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. Об индикаторах улучшения инвестиционного климата (1) А) Повышение эффективности и увеличение объемов инвестиций с одновременным увеличением доли инновационных инвестиций в их структуре. Б) Рост капитализации финансовой системы. Капитализация финансовой системы – сумма капитализации (или общей рыночной стоимости) рынков акций, частных и государственных облигаций, а также активов банковской системы. По имеющимся оценкам, капитализация российской финансовой системы примерно равна полуторагодовому ВВП, в то время как в Германии, Франции и Японии аналогичный показатель превышает годовой ВВП в шесть раз, в США – в пять; в Китае – в три раза. Об индикаторах улучшения инвестиционного климата (2) В) Улучшение кредитного рейтинга, публикуемого ведущими международными рейтинговыми агентствами. Г) Снижение административных барьеров инвестиционной деятельности. Д) Опережающий рост инвестиционной активности в депрессивных регионах страны, обеспечивающий поэтапное сокращение их многократного отставания от наиболее развитых регионов. Критерий: tидр : tиср > 1, где tидр, tиср – темпы роста инвестиционной активности в депрессивных регионах и средние по стране (по душевому объему инвестиций в основной капитал). Об индикаторах улучшения инвестиционного климата (3) Е) Увеличение мультипликативного эффекта от инвестиций в основной капитал. Правила Форбонне (французский мыслитель, XVIII век): •Чтобы получить наибольшую выгоду от продуктов земли, необходимо их сначала обработать или превратить в изделия; •Большую экономию денег дает не ввоз чрезмерных изделий, а сырье для его использования в мануфактурах; •Ввоз товаров, затрудняющих сбыт товаров своей страны или вредящих развитию ее мануфактуры и ее земледелия, неизбежно приводит нацию к гибели; •Ввоз товаров первой необходимости не может считаться злом, однако нация от этого бесспорно беднеет. Ж) Повышение качества жизни населения на основе реализации инвестиционных проектов развития социальной сферы. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики (концепция пяти «И») Закон минимума Либиха (закон ограничивающих факторов) • • Развитие ограничивается факторами, находящимися в относительном минимуме Качество институтов и человеческого капитала – ключевые факторы, оказывающие влияние на стратегическую конкурентоспособность разных стран на современном этапе развития мировой экономики Развитие ограничивается факторами, находящимися в относительном минимуме Качество институтов и человеческого капитала – ключевые факторы, оказывающие ключевое влияние на стратегическую конкурентоспособность разных стран Что мешает формированию качественных институтов и развитию человеческого капитала? Диагностика причин с использованием закона Либиха: Структура Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ Область оценки Регуляторная среда Характеристики Показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами Институты для бизнеса Наличие и качество институтов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности) Инфраструктура и ресурсы Показатели работы и уровня развития инфраструктуры (например, автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура), а также доступности ресурсов для ведения бизнеса; наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов); наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов Уровень развития малого предпринимательства(например, количество Поддержка малого предпри-нимательства субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства Анкета агентства «Эксперт – РА» для оценки инвестиционной привлекательности регионов (1) Область оценки Характеристики Уровень развития инфраструктуры для инвесторов в регионе • Доступность производственных площадок для инвесторов • Доступность подключения к электроэнергии и воде • Возможность набора квалифицированного промышленно-производственного персонала • Развитость системы местных поставщиков комплектующих и компонентов Эффективность регионального инвестиционного законодательства • Уровень защиты законных прав инвесторов в регионе • Эффективность существующих финансовых мер поддержки для бизнеса • Эффективность существующих нефинансовых мер поддержки Взаимодействие • Уровень содействия региональной власти в реализации инвестиционных инвесторов с региональной проектов и ведении предпринимательской деятельности и муниципальной властью • Качество исполнения соглашений между региональной властью и инвесторами • Согласованность действий региональной и муниципальной власти в реализации инвестиционных проектов • Скорость прохождения проектной и разрешительной документации Анкета агентства «Эксперт – РА» для оценки инвестиционной привлекательности регионов (2) Область оценки Уровень некоммерческих рисков Характеристики • Уровень коррупции в регионе • Уровень социальной нагрузки на бизнес • Уровень негативного влия • ния кризисных явлений на • • бизнес Снижение потребительского спроса и сужение рынков сбыта Удорожание кредитных ресурсов Удорожание импортных комплектующих, оборудования и сырья Рост арендных ставок, рассчитываемых в валюте • Рост потенциала для развития экспортоориентированных производств из-за девальвации рубля Уровень позитивного влия • Рост потенциала для развития импортозамещающих производств из-за девальвации рубля ния кризисных явлений на • Позитивное влияние от ухода с рынка ряда игроков и (или) продукции (в бизнес т.ч. под воздействием "контрсанкций") • Общее снижения издержек ведения бизнеса в России (например, удешевления рабочей силы) • «Разворот" инвестиционной политики государства к российским инвесторам Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов России (агентство «Эксперт - РА» «1») Составляющие инвестиционного потенциала 1. потребительский • совокупная покупательная способность населения региона 2. трудовой • трудовые ресурсы и их образовательный уровень 3. производственный • совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе 4. инфраструктурный • экономико-географическое положение и инфраструктурная обеспеченность 5. инновационный • уровень развития науки и инноваций 6. финансовый • объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона 7. институциональный • степень развития ведущих институтов рыночной экономики 8. природно-ресурсный • обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов 9. туристический • наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов России (агентство «Эксперт - РА» «3») Составляющие инвестиционного риска 1. экономический • учитывает тенденции экономического развития региона 2. финансовый • учитывает степень сбалансированности финансов государства и компаний 3. политический • учитывает уровень политической стабильности (учитывается при определении управленческого риска) 4. законодательный • отражает правовые условия инвестирования (учитывается при определении управленческого риска) 5. социальный • учитывает уровень социальной напряженности 6. экологический • учитывает степень загрязнения окружающей среды 7. криминальный • учитывает уровень преступности в регионе 8. управленческий • качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления и др. Основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности • улучшение инвестиционного законодательства и качества государственного управления, не требующее бюджетных инвестиций в основной капитал • углубление государственно-частного партнерства в различных сферах деятельности, предполагающее либо непосредственное участие государства в совместных проектах, либо их поддержку на возвратной и платной основе • финансирование социальных инвестиционных проектов и программ за счет бюджетных средств независимо от качества инвестиционного климата и поддержки (особенно на начальном этапе) со стороны негосударственного сектора экономики Меры по улучшению инвестиционного климата, не требующие инвестиций в основной капитал со стороны государства • • • • • Снижение административных барьеров инвестиционной деятельности, укрепление доверия в треугольнике «предприятия-инвесторы-государство»; снижение инфляции и инвестиционных рисков в целях создания предпосылок для формирования «длинных денег» в экономике, в т.ч. на основе укрепления судебной системы и повышения качества гарантий защиты прав инвесторов; совершенствование системы технического регулирования в целях усиления стимулов для предприятий к повышению технологического уровня производимой продукции; проведение налоговой реформы; разработка «прозрачных» механизмов инвестирования бюджетных средств и усиление государственного контроля за их целевым и эффективным использованием. Меры по улучшению инвестиционного климата одновременно с осуществлением государственных инвестиций в основной капитал • Формирование адекватной современным требованиям национальной финансовой системы; • снижение процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в основной капитал; • формирование современной производственной инфраструктуры на основе развития государственно-частного партнерства; • формирование конкурентоспособных кластеров, способных стать катализаторами экономического развития; • поддержка высокотехнологичного экспорта и импортозамещения; • обеспечение инновационной направленности инвестиционного процесса; • снижение неравномерности экономического развития регионов; • разработка и реализация государственных целевых инвестиционных программ, формируемых с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. Ключевые термины Административные барьеры инвестиционной деятельности – обусловленные бюрократизацией административных процедур, несовершенством законодательного регулирования и практики правоприменения дополнительные трансакционные издержки участников инвестиционной деятельности. Трансакционные издержки – затраты времени и финансовых ресурсов на сбор и обработку информации, проведение переговоров и принятие решения, обеспечение контроля и юридической защиты выполнения контракта. Индекс легкости ведения бизнеса (Ease of doing business rank). Всемирный банк Для определения показателей используют данные из официальных информационных источников (прейскуранты, законодательные и нормативные правовые акты). В случае отсутствия данных привлекаются эксперты (экономисты, юристы, чиновники и др.). В рамках каждого из индикаторов осуществляется усреднение рангов показателей, составляющих индикатор. Впоследствии для каждой из анализируемых стран значения индикаторов также подвергаются усреднению и ранжируются. Стоит заметить, что все индикаторы, а также показатели, составляющие индикаторы, имеют одинаковые весовые коэффициенты. Так, чем выше итоговый ранг, тем более привлекательной является страна Индекс легкости ведения бизнеса (Ease of doing business rank) Рейтинг составляется на основе 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности: 1. Создание предприятий (количество процедур, стоимость процедур, затрачиваемое время, размер уставного капитала); 2. Получение разрешений на строительство (количество процедур, срок, стоимость); 3. Подключение к системе электроснабжения (количество процедур, срок, стоимость); 4. Регистрация собственности (количество процедур, срок, стоимость); 5. Получение кредитов (индекс юридических прав, индекс кредитной информации, количество человек на учете в государственном реестре, а также на учете в кредитных бюро); Индекс легкости ведения бизнеса (Ease of doing business rank) Рейтинг составляется на основе 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности: 6. Защита инвесторов (индекс открытости, индекс ответственности директора, индекс возможности подачи иска акционерами, индекс защиты интересов инвесторов); 7. налогообложение (количество налоговых выплат, время, налог на прибыль, налог и выплаты на зарплату, другие налоги, общая налоговая ставка); 8. Международная торговля (количество документов для экспорта, время на экспорт, стоимость экспорта, количество документов для импорта, время на импорт, стоимость импорта); 9. Обеспечение выполнения контрактов (срок, размер судебных издержек, количество процедур); 10. разрешение неплатежеспособности (время, стоимость, коэффициент взыскания) http://russian.doingbusiness.org/methodology Индекс глобализации (ИГ) • Индекс измеряет глобализацию по экономическим, политическим и социальным показателям жизни общества. • Индекс предлагает отдельные индексы по каждому из видов глобализации, что предоставляет возможность использовать отдельные компоненты совокупного индекса. Каждому из субиндексов и переменных присваиваются весовые коэффициенты на основе анализа главных компонент таким образом, чтобы вариация итоговой компоненты была максимальной. Каждый из субиндексов и переменных трансформируется в индекс по шкале от 0 до 100. Чем выше значение, тем выше уровень глобализации Индекс глобализации (ИГ) Экономическая глобализация: 1) текущие экономические потоки (торговля, иностранные прямые инвестиции, потоки, акции, портфельные инвестиции); 2) экономические ограничения (скрытые барьеры на импорт, средняя тарифная ставка, налоги на международную торговлю, ограничения на счета предприятий). Социальная глобализация: 1) данные о персональных контактах (телефонный трафик, переводы средств, международный туризм, иностранное население, международные письма); 2) данные об информационных потоках (пользователи Интернета, телевидение, торговля новостными газетами); 3) данные о культурной интеграции (количество ≪Макдональдсов≫, количество магазинов ≪ИКЕА≫, торговля книгами и др). Политическая глобализация: 1) посольства в стране; 2) членство в международных организациях; 3) участие в миссиях Совета Безопасности ООН; 4) международные договоры https://www.kof.ethz.ch/en/forecasts-and-indicators/indicators/kof-globalisation-index.html Индекс недееспособности государства (Failed States Index) FSI происходит FFP's Conflict Assessment System Tool (CAST), который был разработан в 1990-х годах в качестве основы для международных политиков, чтобы они лучше понимали и оценивали конфликтные ситуации и динамику в сложных условиях. В 2004 году система CAST стала основой для FSI Индекс отражает способность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране Индекс недееспособности государства (Failed States Index) Социально-экономические показатели: Политические показатели − уровень демографического давления; − уровень делегитимизации и криминализации государственных структур; − уровень миграции беженцев и (или) перемещенных лиц; − наличие и качество общественных структур; − наличие недовольных и мстительно настроенных групп; − уровень нарушений прав человека; − устойчивая эмиграция из страны. − степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов − неравномерность экономического развития; − уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве ≪государства в государстве≫; − уровень экономической нестабильности. − уровень влияния групповых и (или) клановых элит; http://fundforpeace.org/fsi/methodology/ Индекс недееспособности государства (Failed States Index) Методика: Состояние недееспособности государства варьируется по шкале от 0 (низкая степень) до 10 (высокая степень). Для оценки уровня недееспособности государств выводится средний показатель на основе оценки 12 индикаторов по социально-экономическим и политическим показателям. Итоговые значения индексов представлены в таблице, в которой страны поделены на несколько групп в соответствии с уровнем стабильности: 1) государства с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков); 2) государства с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков); 3) государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков); 4) государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков). http://fundforpeace.org/fsi/methodology/ Критерии рисков кредитного суверенного рейтинга: 1. Оценка политического риска. Институциональная эффективность, насколько проводимая политика влияет на фундаментальные характеристики кредитоспособности, насколько обеспечивают устойчивость общественных финансов, сбалансированный экономический рост и реакцию на экономические и политические потрясения. Компонент учитывает уровень прозрачности и надежности статистических данных и институтов и оценку геополитических рисков. 2. Экономический риск. Структура экономики и перспективы роста, определяются уровнем благосостояния населения, перспективы роста, степень диверсификации и волатильности экономики. 3. Внешнеэкономические риски. Внешняя ликвидность и международная инвестиционная позиция: статус национальной валюты в международных транзакциях, внешняя ликвидность государства, величина внешнего долга, представление о внешних активах и обязательствах населения. 4. Бюджетный риск. Бюджетные показатели и финансовая гибкость, долговая нагрузку. Фискальная политика, бюджетные тенденции, структура долга и доступность фондирования, структура обязательств. 5. Гибкость денежно-кредитной политики: способность использовать денежно-кредитную политику для снятия внутриэкономического напряжения (регулирования объема денежной массы и ликвидности на внутреннем рынке. Степень доверия к денежно-кредитной политике, измеряемой инфляционными тенденциями. Эффективность влияния мер денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики Расчет Каждый из 5 факторов оцениваются в баллах от 1 (высокая оценка) до 6 (низкая оценка). Мнение экспертов собирается в два профиля: Политико-экономический риск Бюджет и финансовая гибкость (среднее между внешнеэкономическим и бюджетным рисками, гибкости денежнокредитной политики. Сводятся в таблицу по определению «Индикативного уровня рейтинга» политикоэкономические риски Профиль бюджет, гибкость Чрезвычайно сильный Очень сильный Сильный Умеренно сильный Умеренный Умеренно слабый Слабый Очень слабый Чрезвычайно слабый Балл 1-1,7 1,8-2,2 2,3-2,7 2,8-3,2 3,3-3,7 3,8-4,2 4,3-4,7 4,8-5,2 5,3-6 Исключитель Чрезвычайно но сильный сильный 1 ААА ААА ААА АА+ АА ААА --- Очень Умеренно сильный Сильный сильный 1,5 ААА ААА АА+ АА ААА+ АBBB BB+ 2 ААA AA+ AA AAA+ A BBB+ BBBBB 2,5 AA+ AA+ AAA ABBB+ BBB BB+ BB- Умеренно Очень Умеренный слабый Слабый слабый 3 AA AAA ABBB+ BBB BB+ BB B+ 3,5 A+ A+ ABBB BBBBB+ BB BBB 4 A ABBB+ BBBBB+ BB BBB+ B 4,5 ABBB+ BBB BB+ BB BBB+ B B- Чрезвычайно слабый 5 BBB+ BBB BB+ BB BBB+ B B B- Исключительно слабый 5,5 -BB+ BB BBB+ B BBCCC/CC 6 -BBB+ B+ B B BBCCC/CC Домашнее задание №1. 13, 14, 16 марта Определить в % доходности страновой риск выбранной вами страны. Как. 1.Найти буквенный рейтинг Standart Poors, Fitch, Moody’s 2.Найти в % стоимость 5-10 летних заимствований вашей страны в $ USA и иной валюте ( не местной) 3. Сравнить ваши значения с доходностью их заимствований и заимствованием USA и другой страны в которой номинированы заимствования. 4. Определить премию за страновый риск! Ответы загрузить в таблицы подгрупп на гугл док Домашнее задание №2. 13, 14, 16 марта Сделать на семинаре №2 доклад о изменениях страновых рисков ваших стран Fitch за последние 3 года. 1.Найти отчет за 1 кварталы 2018,2017,2016 гг 2. Проанализировать 3. Подготовить доклад на 7-10 минут. Текущая ситуация, прогноз. Что изменилось за 3 года.
«Страновые риски.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 42 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot