Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы бизнес-планирования

  • 👀 380 просмотров
  • 📌 334 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы бизнес-планирования» doc
Тема 4. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ Сущность и структура бизнес-плана. Понятие бизнес-плана Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. s планирования. Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Существует несколько видов планирования: • перспективное планирование. Основывается на прогнозировании, составляемом на срок от 5 до 15 лет. В нем формируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоение новых. • текущее планирование. Разрабатывается в предприятии по всем экономическим показателям деятельности в разрезе производственных подразделений, участков по различным видам деятельности предприятия. Детализирует показатели перспективного планирования. • оперативное планирование. Разрабатывается по отдельным производственным подразделениям, является программной работой каждого сотрудника предприятия. Составляется на срок от недели до квартала. В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами: 1. Возрастание сложности внешнехозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умение постоянно подсчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов. 2. Возросла роль стратегического маркетинга, умение находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план. 3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений, В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса. Бизнес-план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.д. Бизнес-план - это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа. Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования Основной, целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Главная цель бизнес-плана - выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например; • получение кредитов или привлечение инвестиции; • определение степени реальности достижения намеченных результатов • доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой; • убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и др. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в приложении 1.1. Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала фирмы. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства -ссуды кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процессе составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их условия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов: - гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация; непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования; - коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо); интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана; - многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели Структура и последовательность разработки бизнес-плана В рыночной экономике существует множество версий биз­нес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наи­большие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: • по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); • по предприятию в целом (новому или действующему). В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведен­ной выше типологии. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отне­сти: • специфику вида предпринимательской деятельности; • размеры предприятия; • цель составления бизнес-плана; • общую стратегию предприятия; • перспективы роста создаваемого предприятия; • размер предполагаемого рынка сбыта; • наличие конкурентов. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в ка­честве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персона­лом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учиты­вать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологи­ях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материа­ла не входит в окончательный официальный вариант биз­нес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически не­изменным. Изучение и обобщение отечественного и зару­бежного опыта бизнес-планирования, а также опыт прак­тической работы в области планирования бизнеса позволи­ли предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана предприятия: 1) Концепция бизнеса (резюме). 2) Описание предприятия и отрасли. 3) Исследование и анализ рынка сбыта. 4) План маркетинга. 5) План производства. 6) Организационный план. 7) Финансовый план. 8) Потенциальные риски. Разработка плана маркетинга Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе: • какова основная стратегия развития объекта бизнеса; • какова маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка; • в чем заключается товарная стратегия в вашем бизнесе; • какие кратко- и долгосрочные цели в принятой вами политике цено­образования; • какие методы установления цен на продукцию используются; • соответствуют ли предполагаемые цены тому имиджу, который вы стараетесь создать для объекта бизнеса; • какие факторы являются определяющими в выборе каналов распреде­ления (профиль заказчика, географическое положение, таможенные ограничения, сезонные условия и др.); • виды транспорта, которые вы используете, наличие своего транспорта на предприятии; • имеется ли складская сеть на предприятии, какова емкость складов; • имеется ли дилерская сеть, каковы взаимоотношения с дилерами и другими посредниками; • предполагается ли использование "фирменного стиля" и товарных знаков; • виды рекламы на предприятии и их действенность; • какие методы стимулирования продаж используются или предлагаются к использованию; • организация пред- и послепродажного сервиса и как он организован у конкурентов; • имеется ли сервисное обслуживание, чем отличается от предлагаемого конкурентами. Ключевой вопрос: каков комплекс маркетинга и как он приведет к успеху? Основные моменты раздела: • главные цели маркетинга; • маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка; • товарная стратегия; • ведущий подход фирмы к ценообразованию; • стратегия ценообразования (высокое качество или уникальность това­ра — высокая цена; цена в зависимости от цен конкурентов; низкие производственные издержки - низкая цена или др.); • динамика цен конкурентов; • соответствие предлагаемых цен имиджу фирмы; • отношение покупателей к установленным фирмой ценам на товары; • наиболее вероятная реакция покупателей на повышение или пониже­ние цен на товары фирмы (есть ли эластичность спроса); • сегменты потребителей, получающие наибольший выигрыш от сни­жения цен; • емкость и удельный вес этих сегментов; • количество покупателей, которое может потерять фирма при повы­шении цен на товары; • наличие и характер политики стимулирования цен; • действия фирмы при снижении цен конкурентами; • ценовая политика фирмы; • схема поступления каждого товара на рынок; • структура и размеры каналов сбыта; • надежность и рентабельность данных каналов распределения; • оптимальность схемы транспортировки товаров; • количество складов (собственных и арендуемых), их емкость; • необходимые запасы товаров на складах; • оптимальный размер партии товаров с точки зрения продажи; • оценка численности и квалификации работников сбытовых служб фирмы, дилеров, других посредников в каждой торговой точке; • результативные показатели работы фирмы по реализации товаров (выручка, расходы на каждое посещение клиента, число обслуженных клиентов, заключенных контрактов и т. д.); • обеспеченность дилеров и других посредников всей необходимой для их работы информацией; • уровень порчи товаров в ходе товародвижения; организация контроля за каналами сбыта; • наличие на рынке системы послепродажного обслуживания; характеристика сферы обслуживания (предпродажного и послепро­дажного); • соответствие ассортимента и качества услуг по обслуживанию клиен­тов их запросам; • оптимальность по отношению к потребителю расположения сервис­ных пунктов и складов запасных частей; особенности организации гарантийного ремонта; • среднее время ремонта в сравнении со сроками у конкурентов; среднее время устранения неисправностей в сравнении со временем у конкурентов; • средняя стоимость ремонта и запчастей в сравнении с ценами у кон­курентов; • частота использования отдельных деталей и узлов и частота их поста­вок в сервисные пункты; • наличие претензий клиентов на отсутствие или задержку нужных за­пасных частей; • оптимальный размер запасов на складе запасных частей; применяемая система контроля запасов; • квалификация и коммуникабельность работников сервиса фирмы; • отзывы потребителей о работе каждой из сервисных точек; • пути совершенствования системы сервисного обслуживания; • выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта (кредит, скидка при покупке, премии, гарантия выплат, льготные сделки и т. д.); работников фирмы; посредников и сферы торговли; потребителей; • организация и участие в выставках-продажах, ярмарках, потребитель­ских конференциях; • наличие продажи в рассрочку; степень открытости фирмы для потребителей; проведение дегустаций (для продуктов питания); • зависимость зарплаты работников сбытовой службы фирмы, дилеров, других посредников от реализации товаров; • система стимулирования труда дилеров и других торговых посредни­ков (премии, ценные подарки и т. Д.); • цели, поставленные перед рекламой, и их соотношение с целями фирмы; объект рекламы; • направленность рекламы (целевые группы покупателей, сегмент рын­ка, рынок в целом и др.); • виды и способы использования средств массовой коммуникации в рекламной деятельности; • основания выбора того или иного вида рекламы; средства, выделяемые на рекламу; фирменный стиль рекламы; • рекламные агентства, с которыми работает фирма; • оценка покупателями качества обращений и формы представления рекламы фирмы; • эффективность рекламной работы и возможности ее повышения; • целесообразность создания на фирме службы связи с общественностью; • целесообразность организации встреч с представителями обществен­ности и средств массовой информации (с какой периодичностью); • работа по организации отдела связи с общественностью; наличие встреч с представителями прессы, радио и телевидения; членство фирмы в общественных ассоциациях; • бюджет маркетинга (планируемые затраты на реализацию плана мар­кетинга); • особенности организации планирования контроллинга; • перечень информационных областей (общеэкономические условия, качественные тенденции в них, наблюдение за конкурентами и т. д.), охватываемых контроллингом; • методы анализа, применяемые в контроллинге; • особенности использующихся в фирме вопросников, формуляров и т. п. при контроллинге (стандартные, собственной разработки). План производства Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе: • где будут изготавливаться товары — на действующем или вновь созда­ваемом предприятии; • насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транс­порта и т. д.; • каков способ производства вашей продукции, какова технология; • каковы основные стадии производственного процесса; схема произ­водственных потоков; • в чем рациональность предлагаемой или имеющей место технологиче­ской схемы, обеспечивает ли она экономию затрат ресурсов, гибкость производства; • имеют ли место новые исследования и разработки в производстве; • какова потребность в производственных помещениях и как она обес­печивается; • какова потребность в оборудовании, сырье, материалах, комплектую­щих изделиях и как она обеспечивается; • какую репутацию имеют фирмы-поставщики, имеется ли опыт работы с ними, каково местоположение основных поставщиков; • какие основные средства обеспечения контроля качества планируется использовать (используются), каковы результаты; • какие основные средства обеспечения экологической чистоты произ­водства и безопасности жизнедеятельности планируется использовать (используются), каковы результаты; • какие возможны затруднения при организации производства; • сколько составят (составляют) суммарные издержки производства, какие имеются возможности их снижения. Ключевые вопросы: каков организационно-технический уровень про­изводства, каковы издержки? Начинать план производства нужно с краткого пояснения того, где будут изготавливаться товары, — на действующем или вновь создавае­мом предприятии. Затем можно подчеркнуть выгодность месторасполо­жения предприятия (если данный факт имеет место) относительно рын­ков, сбыта, поставщиков, рабочей силы, услуги т. д. Следующим шагом при написании данного раздела может стать опи­сание производственного процесса. Для этого указывается тип производст­ва (единичное, серийное, массовое), метод его организации, структура производственного цикла, может приводиться схема технологического процесса, которая наглядно показывает, откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перера­батываться в продукцию. В производственном плане дается оценка существующей технологии по следующим направлениям: соответствие технологии современным требо­ваниям; уровень автоматизации производственного процесса; обеспечение гибкости процесса; возможность быстрого увеличения или сокраще­ния выпуска продукции, В этом разделе отмечают основные направления совершенствования тех­нологии, предусмотренные бизнес-планом. Если в будущем периоде из­меняется технология производства продукта, то в бизнес-плане отмечает­ся, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве про­дукции, уровне производственных затрат, цене изделия. Если в производственном процессе предусматривается выполнение части операций субподрядчиками, это также особо отмечается в бизнес-плане. Особо в бизнес-плане рассматривается действующая на предприятии сис­тема управления качеством продукции. Сообщается, на каких стадиях и ка­кими методами будет проводиться контроль качества, какими стандартами при этом будут руководствоваться производители продукции. В план производства могут включаться также сведения о системе ох­раны окружающей среды, указываться принимаемые меры по утилизации отходов и соответствующие затраты. Производственная программа (прогноз объемов производства и реали­зации продукции), приводимая в бизнес-плане, составляется на основе результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с последующим их сопоставлением с производственными возможностями предприятия. Производственная программа определяет необходимый объем производ­ства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Предприятия формируют производственную программу на основе: го­сударственного заказа (если он есть); заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса. Основными показателями производственной программы являются: • номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием ко­личества, качества и сроков сдачи; • товарная продукция; • незавершенное производство; • валовая продукция. Производственная деятельность предприятия, в свою очередь, харак­теризуется системой показателей: • cпросом на продукцию; • производственной мощностью; • объемом производства; • издержками и ценами; • потребностью в ресурсах и инвестициях; • общим и чистым доходом предприятия; • дивидендами на акции и т. д. План производства и реализации продукции содержит, как правило, систему натуральных и стоимостных показателей. Преимуществами натуральных показателей являются наглядность, объективность оценки удовлетворения потребности в конкретном виде продукции, вклада каждого предприятия в решение этой задачи, степени использования мощностей и производственных ресурсов. Недостаток — затруднено определение общего объема производства и реализации на предприятиях с многономенклатурным выпуском продукции. К основным стоимостным показателям выпуска продукции на пред­приятии относятся: валовой оборот, внутризаводской оборот, товарная продукция, валовая продукция, объем реализуемой продукции, норма­тивная стоимость обработки (НСО), чистая и условно-чистая продукция. В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочте­ние то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции. Валовой оборот предприятия представляет собой суммарную стои­мость продукции всех основных, вспомогательных, обслуживающих цехов. Продукция включается в валовой оборот независимо от того, предназна­чена она для отпуска за пределы или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Внутризаводской оборот — сумма стоимости продукции собственного производства, потребленной внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относится: переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки; использование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования. Товарная, валовая, реализованная продукция определяются по заво­дскому методу, т. е. из стоимости планируемых к производству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стоимость той части продукции, которая используется внутри предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Недостаток этого метода заключается в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может ме­няться в результате изменения организационной структуры предприятий. Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предназначенная к реализации. В состав товарной продукции (Тпр) включают: готовые изделия (Гпз); по­луфабрикаты, предназначенные для отпуска сторонним потребителям (Пф); работы промышленного характера, выполненные по заказам со стороны (Рпр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Рраб); продукция вспомогательных цехов, выполненная для реа­лизации на сторону или для своего использования (Вц). Таким образом, объем товарной продукции можно определить по формуле Тпр= Гиз + Пф + Рпр +Рраб + Вц или Тпр = ∑Аi х Цi +Qy где Аi — продукция i-го вида; Цi — цена единицы продукции i-го вида; Qy — стоимость оказанных услуг. Объем товарной продукции определяется в действующих (текущих) ценах предприятия и является базой для исчисления налогов (НДС, ак­цизов и др.). Товарная продукция определяется всегда без учета НДС и других специальных налогов. Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем валовой продукции (Впр) можно определить по формуле: Впр= Тпр +(Нк-–Нн) где Нк — остаток незавершенного производства на конец года, руб.; Нн ~ то же на начало года. Остатки незавершенного производства, определяются по данным бух­галтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавер­шенного производства на конец планового периода должна соответство­вать условиям производства последующего периода. Реализуемая продукция — это готовая продукция, предназначенная к реализации, сданная на склад готовой продукции и оформленная доку­ментально до 24 ч последнего дня месяца или до 8 ч утра 1-го числа ме­сяца, следующего за отчетным периодом. Объем реализуемой продукции в планируемом периоде (Qpn) может быть установлен по формуле: Qpn= Тпр +(Он–Ок) где Он, Ок — остатки готовой продукции на складе на начало и конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.); Тпр — товарная продукция по плану. В условиях рыночной экономики особое значение должно придавать­ся показателю объем реализованной продукции по договорам поставок, ко­торый определяет эффективность, целесообразность хозяйственной дея­тельности предприятия. Реализованная продукция - это отгруженная покупателю готовая про­дукция, за которую перечислены денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих ценах. Выручка от реализации продукции может определяться 2 способами: • по мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреж­дения банков, а при расчете наличными деньгами — по поступлении средств в кассу; • по отгрузке товаров и предъявлении покупателю (заказчику) расчет­ных документов. Важными рыночными индикаторами служат показатели обновляем ости выпускаемой продукции. В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает известного периода предельной эффек­тивности, и поэтому периодически необходим пересмотр ассортимента. Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции. Используется на многих предприятиях как утверждаемый плановый показатель в общем объеме производства. Осо­бенно широко используется в зарубежной практике. Производственная программа предприятия должна разрабатываться в следующей последовательности: 1) фирма производит исследование рынка, определяет позицию това­ра на рынке, возможный спрос и объем продаж; 2) на основе возможного объема продаж определяют объем реализуе­мой продукции: 3) планируют объем товарной продукции: 4) определяют величину валовой продукции: 5) сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющими­ся материальными, финансовыми и другими ресурсами. В бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3-5 лет. Для уже существующего бизнеса описываются производственные мощ­ности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на предприятии. План производ­ства должен соответствовать мощности предприятий — объему или коли­честву единиц продукции (услуг, работ), которые можно изготовить за определенный период. Под производственной мощностью предприятия понимается макси­мально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной техноло­гии, передовой организации труда и производства. Понятия "производственная мощность" и "производственная программа" в плановых расчетах не идентичны. Если первое показывает способность предприятия в определенных условиях выпускать максимальное количе­ство продукции. В натуральном выражении в определенный промежуток времени, то второе характеризует степень использования мощности в плановом периоде. Планирование производственной мощности основано на учете факто­ров, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принима­ются во внимание такие факторы, как: • структура и величина основных производственных фондов; • качественный состав оборудования, уровень физического и морально­го износа; • передовые технические нормы производительности оборудования, использования площадей, трудоемкости изделий, выход продукции из сырья; • прогрессивность применяемых технологических процессов; • степень специализации; • режим работы предприятия; • уровень организации производства и труда; • фонд времени работы оборудования; • качество сырья и ритмичность поставок. Производственная мощность — величина не постоянная. Выбытие мощности происходит по следующим причинам: • износ и выбытие оборудования; • увеличение трудоемкости изготовления изделий; • изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; • уменьшение фонда времени работы; • окончание срока лизинга оборудования. Эти же факторы действуют и в обратном направлении. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков (агрегатов) с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной кооперации производства. В расчет производственной мощности включается все наличное обо­рудование, в том числе бездействующее в связи с неисправностями, ре­монтом, модернизацией. Учитывается оборудование, находящееся в мон­таже и на складах, предназначенное к вводу в эксплуатацию в планируе­мом периоде. При расчете мощности не рассматривается оборудование вспомогательных и обслуживающих цехов. Расчет производственной мощности предприятия должен произво­диться в следующей последовательности: 1) расчет производственной мощности агрегатов и групп технологиче­ского оборудования; 2) производственных участков; 3) цехов (корпуса, производства); 4) предприятия в целом. Для расчета производственной мощности применяются 2 метода: • по производительности оборудования; • по трудоемкости изготовления продукции. В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах — по трудоемкости изготовления продукции. Планирование производственной мощности заключается в выполне­нии комплекса плановых расчетов, позволяющих определить: - входную мощность. Определяется по наличному оборудованию, уста­новленному на начало планового периода; - выходную мощность. Это мощность на конец планового периода, рас­считываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощно­сти в течение планового периода; - показатели степени использования мощности. Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднего­довой мощности (Л/с), рассчитываемой по формуле где Мн — производственная мощность на начало планируемого пе­риода; Му- увеличение мощности за счет организационных и других меро­приятий, не требующих капитальных вложений; У1, ..., У4 — соответственно число месяцев работы мощности; Мр — прирост мощности за счет технического перевооружения, рас­ширения и реконструкции предприятия; Мун - увеличение или уменьшение мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передача их другим организациям, включая лизинг; Mв - уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости. Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соот­ветствие характеризуется степенью освоения. Степень освоения проектных мощностей характеризуется следующими показателями: • продолжительностью (сроком) освоения; • уровнем освоения проектной мощности; • коэффициентом использования вводимых в действие мощностей; • объемом производства продукции в период освоения; • достижением проектных уровней себестоимости, производительности труда и рентабельности. Под периодом (сроком) продолжительности освоения проектной мощности предприятия или его части (цеха, участка, агрегата) принимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до устойчивого выпуска продукции планируемым объектом, Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитыва­ется как отношение выпуска продукции за определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, го­довой) проектной мощности. По результатам всех расчетов разрабатывается баланс производственной мощности с целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия. В нем отражаются входная, вы­ходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей. Баланс производственной мощности по видам продукции на конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на начало года и ее прироста за вычетом выбытия. Расчет баланса производственных мощностей производится для каждого вида профилирующей продукции по следующей структуре, Раздел 1. Мощность на начало планового периода: • наименование продукции; • единица измерения; • код продукции; • мощность по проекту или расчету; • мощность на конец базисного года. Раздел 2. Увеличение мощности в планируемом году: • прирост мощности, всего; • в том числе за счет: ◦ ввода в действие новых и расширение действующих; ◦ реконструкции; ◦ перевооружения и организационно-технических мероприятий. Из них: 1) за счет изменения режима работы, увеличения сменности часов работы; 2) за счет изменения номенклатуры продукции и уменьшения трудоемкости; • получения в лизинг, аренду от других хозяйствующих субъектов. Раздел 3. Уменьшение мощности в планируемом году: ▪ выбытие мощности, всего; ▪ в том числе за счет: • изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости; • изменения режима работы, уменьшения сменности, часов работы; • выбытия вследствие ветхости, исчерпания запасов; • передачи в лизинг, аренду другим хозяйствующим субъектам. Раздел 4. Мощность на конец планируемого периода: • мощность на конец года; • среднегодовая мощность в планируемом году; • выпуск продукции или количество перерабатываемого сырья в плани­руемом году; • коэффициент использования среднегодовой мощности в планируе­мом году. На основе сведений о существующей потребности в производствен­ных мощностях, производственных помещениях устанавливается потреб­ность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фон­дах осуществляется по каждому виду основных фондов исходя из норма­тивов производительности. Также в плане производства рассчитываются нормативы оборотных средств методом прямого счета. При нормировании оборотных средств необходимо учитывать зависимость норм: - от длительности производственного цикла изготовления продукции; - согласованности и четкости в работе заготовительных, обрабатываю­щих и выпускающих цехов; - условий снабжения (длительности интервалов поставки, размеров по­ставляемых партий); - отдаленности поставщиков от потребителей; - скорости перевозок, вида и бесперебойности работы транспорта; - времени подготовки материалов для запуска их в производство; - периодичности запуска материалов в производство; - условий реализации продукции; - системы и формы расчетов, скорости документооборота, возможности использования факторинга. Разработанные на предприятии нормы по каждому элементу оборот­ных средств действуют в течение ряда лет, а в случае существенных из­менения в условиях производства и сбыта продукции уточняются с их учетом. Нормируются следующие элементы оборотных средств: - производственные запасы; - незавершенное строительство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция на складе предприятия; - денежные средства в кассе на хранении. Во всех перечисленных нормативах оборотных средств следует учиты­вать потребность предприятия в средствах не только для основной дея­тельности, но и для производственной инфраструктуры. Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимо­сти производимой продукции. К основной группе затрат принято относить затраты: - по экономическим элементам — все затраты сводятся в отдельные груп­пы по их экономической однородности независимо от места их рас­ходования и целевого назначения. Они делятся: на материальные затраты — стоимость сырья и всех материалов за вычетом возвратных расходов; зарплату; отчисления на социальные нужды; • амортизационные отчисления; • прочие затраты — на ремонт; оплату процентов за кредиты; плате­жи за выбросы в окружающую среду; нематериальные активы; рас­ходы на рекламу и т. д.; – по статьям затрат — затраты, включающие один или несколько эко­номических элементов. Статьи калькуляции учитывают назначение и их место возникновения. Она называется калькуляцией себестоимости продукции. Основные затраты связаны непосредственно с производст­вом продукции, а накладные — с обслуживанием и управлением под­разделениями или производством в целом. Статья включает в себя один простой элемент; если в нее входит несколько экономических элементов, то она считается комплексной. При исчислении себестои­мости часть затрат можно прямо отнести на конкретное изделие или вид работ и услуг Затраты на предприятии делятся также на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объемов выпускаемой продукции (арендная плата за помещение, осветительная энергия, отопление, стра­ховые взносы, зарплата администрации). Размер переменных затрат про­порционален объему выпускаемой продукции (сырье, материалы, сило­вая энергия, зарплата). Затраты могут быть постоянными или переменными только относи­тельно их области релевантности. Область релевантности - это такая область, в которой затраты подчиняются единообразной закономерности. К разделу "План производства" прилагаются калькуляция выпускае­мой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство. Основные моменты раздела: • наличие или отсутствие необходимости организации нового предпри­ятия для производства предлагаемой продукции; • месторасположение фирмы исходя из близости к рынку, поставщи­кам, доступности рабочей силы, транспорта и т. д.; • производственные мощности, которые потребуются, и планируемая динамика их ввода в будущем; • основные средства, необходимые для организации производства, и динамика их изменения на перспективу; • потребность в материальных ресурсах и производственных запасах; возможные затруднения при организации производства; • поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; условия закупки; • планируемая производственная кооперация, предполагаемые участники; наличие лимитирования объемов производства или поставок ресур­сов; причины лимитирования и пути выхода из этой ситуации; • предполагаемый механизм планирования производства; процедура составления производственных планов и расписаний; • схема производственных потоков; стадии, методы и стандарты контроля качества; • предусмотрена система охраны окружающей среды и утилизации от­ходов; • издержки производства, динамика их изменения; наличие производственных площадей для расширения производства и перехода на новые технологии; характеристика незавершенного строительства; • новые технологии, планируемые к использованию в производствен­ном процессе; • организация на фирме научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ; • время, необходимое для перехода на выпуск товаров нового вида; особенности подготовки производства, этапность и затраты на ее про­ведение; • характеристика научно-технического уровня производства; • степень износа оборудования; • политика и мероприятия в области изменения производственного потенциала предприятия. План организации и менеджмента. Данный раздел бизнес-плана должен быть посвящен сис­теме управления фирмой и ее кадровой политике. Структу­ра раздела может иметь следующий вид: • организационная структура; • ключевой управленческий персонал; • профессиональные советники и услуги; • персонал; • кадровая политика фирмы; • календарный план; • правовое обеспечение деятельности фирмы. Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения постав­ленных перед предприятием производственных и управлен­ческих целей. Она документально фиксируется в графичес­ких схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления пред­приятия, должностных инструкциях отдельных исполните­лей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномо­чий и ответственности по вертикали и горизонтали струк­туры системы управления. В бизнес-плане следует привести: • производственно-технологическую структуру пред­приятия; • функции ключевых подразделений; • состав дочерних фирм и филиалов, их организацион­ные взаимосвязи с головной фирмой; • организационную структуру управления; • организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы; • сведения об автоматизации системы управления; • оценку соответствия организационной структуры це­лям и стратегиям предприятия. В малом бизнесе организационную структуру рекоменду­ется формировать под определенную команду. Следует пом­нить, что работа персонала будет успешной лишь в том случае, когда интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников. Ключевой управленческий персонал Управленческий коллектив является очень существен­ным фактором при продвижении и реализации бизнес-пла­на. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огром­ное значение управленческой команде. Успех или неудача предпринимательского проекта во многом зависит от нали­чия опыта и зрелости управленческого персонала. Оптимальное сочетание в управленческой команде поведенческих, технических и концептуальных способностей, которые проявляются при организации производства, яв­ляются жизненно важными для успешной реализации бизнес-проекта. Сильные и слабые стороны управленческого персонала должны быть четко отражены в бизнес-плане. При характеристике главных менеджеров и основного пер­сонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана, следует указать возраст, образование, срок работы в данной фир­ме, предыдущие должности и места работы, функциональ­ные обязанности, опыт работы. В бизнес-плане отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленчес­кого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале. В этом подразделе может быть приведена информация о соотношении между числом административно-управлен­ческого персонала и рабочих фирмы. Если какие-либо управленческие функции невозможно полностью реализовать силами своего управленческого коллектива, следует привлечь консультантов и профессио­налов, специализирующихся в данных областях. Профессиональные советники и услуги Приводятся данные об использовании профессиональ­ных советников, например по правовым вопросам, банков­ским операциям, рекламе, страхованию, аудиторству, включая услуги специализированных организаций. Тщательно выбранные профессиональные организации могут обеспечить не только непосредственно прямую про­фессиональную поддержку, но и добавить кредит доверия к проекту. Кроме того, они помогают установить хорошие де­ловые связи, определить потенциальных инвесторов и по­мочь обрести финансирование. Персонал Указываются данные о необходимой численности и структуре кадров исходя из потребностей производства. В приложении может быть представлен расчет численности персонала, необходимого для качественного и эффектив­ного производства продукции (услуг). Если квалификация рабочей силы неадекватна потребностям фирмы, то указы­вается, какие меры намечено принять к укомплектованию кадров. Здесь же приводятся данные о системе и формах оп­латы труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда в фирме и сменяемости рабочей силы. Кадровая политика фирмы Описываются проектируемая система отбора кадров при приеме на работу: экзамены, собеседования, тесты, оцен­ка рекомендаций и отзывов, установление испытательного срока с подведением итогов его прохождения и методы специальной подготовки персонала предприятия до требуе­мого уровня; указываются затраты на обучение работников в различные моменты осуществления проекта. Осуществля­ется выбор метода и периодичности оценки качества рабо­ты сотрудников, система продвижения работников по службе. Календарный план Календарный план (деловое расписание) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осущест­влении масштабных предпринимательских проектов и ме­роприятий на действующем предприятии. В нем указывают­ся время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели. Правовое обеспечение деятельности предприятия В данном подразделе приводится информация о право­вых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учре­дительные документы, форма собственности, законода­тельные ограничения, особенности налогообложения, па­тентной защиты и т. д. Указываются правительственные или местные норма­тивные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т. д. Речь, естественно, идет не об общих, а о конкретных условиях, относящихся имен­но к этому предприятию. Финансовый план Финансовый план призван обобщить предыдущие материалы и представить их в стоимость выражении; определить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый, и последующие годы в результате выбранной финансовой стратегии. При этом следует ответить на важный вопрос ответить на важный вопрос, какое количество инвестиций потребуется для реализации потребуется реализации бизнес-плана в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет общий потенциал предлагаемого бизнеса. При открытии нового предприятия он будет представлять собой своеобразие «расписание по финансированию», поскольку в этом случае все официальные оценки являются прогнозными и поэтому носят вероятностный характер. В разделе «Финансовый план» расписываются затраты на приобретение оборудования, аренду или приобретение соответствующих помещений (в т. ч производственных площадей), приводятся расчеты налоговых платежей, схема возврата кредитных финансовых средств. Должны быть описаны условия всех остальных, относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта. Расчет налоговых платежей проводится по тем налогам, которые должны уплачиваться разными видами предприятий в соответствии с действующей системой налогообложения. Например, юридические лица могут работать как по обычной, так и упрощенной системе налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей в зависимости от вида бизнеса также предусмотрены различные режимы налогообложения (например, по некоторым видам предпринимательской деятельности введен единый налог на вмененный доход, ставки которого различны в разных регионах РФ). Цель финансового плана - определить эффективность предлагаемого бизнеса. Для проведения экономической и финансовой оценки эффективности проекта следует внимательно проанализировать балансовый план предприятия, в котором отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. Балансовый план представляет собой счет активов (включает денежные средства, оборудование, здания, сооружения, землю, и др.) и пассивов (обязательств перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, отстающая после вычета налогов. Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следуют относиться с собой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы), или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из специализированных аудиторских компаний. Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе: • какой доход, по вашим прогнозам, будет приносить предлагаемый бизнес; • какое количество денег потребуется вложить в ваш бизнес; • сбалансированы ли денежные расходы и поступления; • какова сумма прогнозной чистой прибыли по годам; • каков уровень безубыточности вашего бизнеса и как быстро вы сумее­те его достичь; • каковы будут активы, пассивы и акционерный (собственный) капитал по годам; • какие имеются потенциальные источники финансирования предпола­гаемого бизнеса и сферы вложения предоставленных средств; • какое имущество вы можете предоставить под обеспечение кредита или другие гарантии для кредиторов и инвесторов; • какие сроки кредитования и условия погашения кредита; • какой доход на вложенный капитал гарантируется вами инвестору. Ключевые вопросы: какова потребность в инвестициях, источники их покрытия и обеспечение финансовой устойчивости предприятия? Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обес­печения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использо­вания имеющихся денежных средств. Финансовый план составляется на весь срок реализации бизнес-проекта и включает в себя: план (прогноз) доходов и расходов; план денежных поступлений и выплат; анализ состояния потока реальных денег (наличности); балансовый план;. Финансовый план составляется на срок реализации проекта и включает в себя: план доходов и расходов; план денежных поступлений и выплат; анализ состояния потока реальных денег (наличности); балансовый план; анализ безубыточности. ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может «скакать» и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке. План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год. ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ. Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления. ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ). Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия. БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН. В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Теперь, после анализа финансового состояния фирмы, можно приступить к составлению последнего раздела бизнес-плана. Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском. Существуют различные виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и т. д. Дадим краткую характеристику наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков: 1) суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств. С подобным риском имели дело иностранные инвесторы, приобретавшие в России государственные краткосрочные облигации накануне кризиса 1998 г. Необходимость учета странового риска особенно актуальна для международных банков, фондов и институтов, предоставляющих кредиты государствам и фирмам, имеющим государственные гарантии, хотя фактически этот риск приходится учитывать любому иностранному инвестору. Основными причинами риска обычно называют возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др.; 2) политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.; 3) производственный риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал. Один и тот же капитал можно использовать для абсолютно различных производств, очевидно, что степень риска производственной деятельности в этом случае, а следовательно, и вложения капитала в нее будет принципиально различной. Таким образом, смысл производственного риска заключается в том, что на момент создания предприятия его собственники, по сути, принимают стратегически важное и вместе с тем весьма рисковое решение – вложить капитал именно в данный вид бизнеса. Если выбор бизнеса окажется ошибочным, то собственники понесут существенные финансовые и временные потери. Причина финансовых потерь заключается в том, что при вынужденной ликвидации предприятия его материально-техническая база и оборотные активы в подавляющем большинстве случаев распродаются с убытком, т. е. по ценам, не компенсирующим первоначальные затраты. Даже если речь не ведется о полной ликвидации материально-технической базы, ее перепрофилирование и рекламные акции по «раскручиванию» нового бизнеса требуют существенных дополнительных затрат; 4) финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы. В подавляющем большинстве случаев источники финансирования не бесплатны, причем величина платы варьируется как по видам источников, так и в отношении конкретного источника, рассматриваемого в динамике и (или) обремененного дополнительными условиями и обстоятельствами. Кроме того, обязательства по отношению к поставщику капитала, принимаемые предприятием в случае привлечения того или иного источника финансирования, различны. В частности, если обязательства перед внешними инвесторами не будут исполняться в соответствии с договором, то в отношении предприятия вполне может быть инициирована процедура банкротства с неминуемыми в этом случае потерями для собственников. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования – чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска; 5) риск снижения покупательной способности денежной единицы. Этот вид риска присущ предпринимательской деятельности в целом, а смысл его заключается в том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности и т. д.; 6) процентный риск, представляющий собой риск потерь в результате изменения процентных ставок. Этот вид риска приходится учитывать как инвесторам, так и хозяйствующим субъектам. Так, держатели облигаций могут нести потери, если на рынке складывается тенденция снижения в среднем процентных ставок по аналогичным финансовым инструментам. Для предприятий риск снижения процентных ставок проявляется в различных аспектах, причем негативное влияние могут оказывать как прогрессивные, так и регрессивные тенденции в динамике процентных ставок. Так, если предприятие эмитировало облигационный заем с относительно высокой процентной ставкой, а в последующем в силу тех или иных причин процентные ставки по долгосрочным финансовым инструментам начали устойчиво снижаться, то эмитент несет очевидные убытки. С другой стороны, повышение процентных ставок, например, по краткосрочным кредитам, приводит к дополнительным финансовым расходам, связанным с необходимостью поддержания требуемого уровня оборотных средств. Таким образом, риск изменения процентных ставок должен учитываться в долгосрочном и краткосрочном аспектах, с дифференциацией по видам активов, обязательств, инструментов; 7) систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации; 8) специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле; 9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью. Причины тому – необходимость и целесообразность диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки товаров и услуг, желание участвовать в освоении новой ниши (территориальной или продуктовой) на глобальном рынке товаров и услуг и т. п. Как правило, инвестиционная деятельность реализуется путем разработки и внедрения некоторого инвестиционного проекта. Любой более или менее масштабный проект требует соответствующего финансирования и чаще всего не обходится без долгового финансирования, когда предприятие в дополнение к собственным источникам (эмиссии акций, прибыли) привлекает заемный капитал путем эмиссии облигационного займа или получения долгосрочного кредита. Поскольку заемный капитал не бесплатен, расходы по его обслуживанию и погашению, т. е. текущие процентные платежи и периодические выплаты в погашение основной суммы долга, носят регулярный характер и потому должны иметь постоянный источник. В общем случае таковым источником является прибыль предприятия. Если предприятие предполагает рассчитываться с внешними инвесторами лишь за счет прибыли, генерируемой именно данным проектом, то в этом случае как раз и возникает проектный риск, который может трактоваться как вероятность недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами (в широком смысле речь идет как о внешних инвесторах, так и собственниках предприятия, поскольку если доходов, генерируемых проектом, достаточно лишь для обслуживания внешней долгосрочной задолженности, то такой проект вряд ли устроит собственников предприятия). С позиции поставщиков заемного капитала проектный риск, рассматриваемый как риск невозврата вложенного капитала, при некоторых ситуациях может перерастать в страновой риск. Это имеет место в том случае, если гарантом по проекту выступило правительство; 10) валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса. В зависимости от ситуации последствия изменения валютных курсов могут быть исключительно значимыми. Так, в результате августовского кризиса в России, когда в течение непродолжительного времени курс доллара к рублю повысился в 4 раза, многие предприятия оказались не в состоянии рассчитаться со своими западными кредиторами и инвесторами; 11) трансакционный риск, представляющий собой операционный риск, т. е. риск потерь, связанных с конкретной операцией. Поскольку безрисковых операций в бизнесе практически не существует, этот риск, вероятно, самый распространенный, полностью элиминировать его невозможно. Например, поставщик может нарушить ритмичность поставки, дебитор задержать оплату счета, приобретенный с расчетом на капитализированную доходность финансовый актив может обесцениться в связи с финансовыми трудностями эмитента и др.; 12) актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий. Страхование во многих случаях является добровольной процедурой, хотя некоторые операции, в частности в банковской сфере, подлежат обязательному страхованию. В том случае, если страхование имеет место, как раз и возникает понятие актуарного риска как части общего риска, перекладываемой на страховую организацию. С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач. Анализ рисков, как правило, имеет следующий вид: 1) формирование полного перечня возможных рисков; 2) оценка вероятности проявления рисков; 3) ранжирование рисков по вероятности проявления; 4) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении; 5) установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска); 6) выделение наиболее существенных рисков; 7) страхование рисков.
«Основы бизнес-планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 134 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot