Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формы организаций в социальной сфере

  • 👀 372 просмотра
  • 📌 336 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формы организаций в социальной сфере» docx
Лекция. Формы организаций в социальной сфере. Современные тенденции предпринимательства в социальной сфере. 1.1. Организационные формы предпринимательской деятельности в социальной сфере В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Социальная сфера, в силу влияния объективных факторов развития и функционирования в современном постиндустриальном обществе, является привлекательной для предпринимательской деятельности, а также наиболее предпочтительной для функционирования малого бизнеса, который более эффективно удовлетворяет спрос, насыщая рынок разнообразными услугами и обеспечивая высокую степень персонификации обслуживания. Само предпринимательство сопряжено с готовностью криску, необходимостью принимать решения, владением ресурсами и др. Фактор риска связан с непредсказуемостью итогов предпринимательской деятельности и ответственностью, налагаемой экономической свободой. Эти черты в полной мере присущи предпринимательской деятельности в сфере платных социальных услуг. Современное предпринимательство характеризуется сочетанием ряда специфических характеристик, к числу которых относятся: • непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей, оригинальных идей и пр.; • разработка и внедрение новых экономических ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, качественно новых организационно-экономических систем управления и т. п.; • формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов и факторов производства, разработка адекватных организационно-управленческих решений, осуществление коммерческих сделок, насыщение рынка товарами и услугами высокого спроса и др.; • постоянный поиск информации с целью выбора более выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, наиболее выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и использования конкурентных преимуществ; • несение риска и экономической неопределенности; • защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательской деятельности, связанного в первую очередь с интеллектуальным капиталом; • обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных, трансформационных условиях; • деловое общение. В наибольшей степени специфические характеристики предпринимательства проявляются в сфере социальных услуг, поскольку данная сфера в ее современном виде стала формироваться одновременно с изменениями социально-экономических показателей общества и наличие тех или иных характеристик может являться условием ее эффективного развития. В современной экономике сфера социальных услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. Постоянно увеличивается численность разнообразных хозяйствующих субъектов, представленных всеми известными организационно-правовыми формами: • индивидуальное предпринимательство, распространенное, прежде всего, в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг; • кооперативные предприятия бытового обслуживания, розничной торговли; • общества с ограниченной ответственностью, в том числе непубличные акционерные общества, распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физической культуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли; • публичные акционерные общества, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации; • некоммерческие организации — союзы, ассоциации, фонды и клубы; • государственные организации и учреждения образования и культуры. 1.2. Основные функции предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг Основными функциями предпринимательской деятельности в любой экономической сфере являются: общеэкономическая, ресурсная, инновационная, социальная и организационная. Реализация общеэкономической функции в сфере социальных услуг связана с особенностями субъектов, ведущих в ней деятельность. Так, для некоторых видов услуг могут устанавливаться специальные правила осуществления предпринимательской деятельности. Например, в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании от- дельных видов деятельности” к лицензируемой отнесена медицинская деятельность. В предпринимательском пространстве сферы социальных услуг присутствуют также организации, основной задачей которых является ведение некоммерческой деятельности, направленной на удовлетворение социально- благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно полезных потребностей. Специфика реализации общеэкономической функции всфере социальных услуг связана с особой ролью потребителя. Именно на него ориентировано все производство услуг, так как эффективность работы сервисных предприятий (в отличие от товарного производства) определяется, прежде всего, критериями внешней эффективности — требованиями удовлетворения конкретного потребителя в соответствующем месте, в со- ответствующее время и в необходимом объеме и наборе услуг на должном уровне качества. Заметная потребительская рыночная ориентация предпринимательской деятельности в социальной сфере обусловлена наличием специфических черт экономической природы услуги, связанных в первую очередь с такими ее свойствами, как индивидуальность потребления услуги и участие самого потребителя в процессе производства. Ресурсная функция предпринимательства в сфере социальных услуг отличается следующими специфическими чертами. Во-первых, по сравнению с материальным производством в целом сфера социальных услуг меньше зависит от сырья и основных материалов. Только отдельные ее отрасли, для работы которых необходимы крупные производственные фонды: связь, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм и санаторно-курортное лечение, ориентированы на широкое рекреационное природопользование и т. д. Во-вторых, разные виды социальных услуг неодинаково восприимчивы к научно-техническому прогрессу и соответственно имеют разные темпы роста производительности труда. Например, услуги парикмахера, официанта, массажиста наименее восприимчивы к техническому прогрессу и остаются неизменными. В-третьих, специфический характер услуги, обусловливающий личный, довольно часто непосредственный, контакт производителя и потребителя, предопределяет необходимость высокого качества трудовых ресурсов — собственно исполнителей трудового процесса. Во многих отраслях, оказывающих социальные услуги, высокий образовательный и профессиональный, квалификационный уровень работников определяется творческим, интеллектуальным содержанием труда. В-четвертых, к особому ресурсному потенциалу в сфере социальных услуг относятся сами потребители, которые зачастую выступают непосредственными участниками процесса производства услуги. Так, при получении медицинской услуги потребитель должен предоставить нужную информацию, сформулировать проблему, в ряде случаев совместно со специалистами обсудить возможные варианты решений, наконец, обеспечить собственно внедрение и получить результат. В-пятых, отличительной особенностью ресурсной функции в сфере социальных услуг является высокая скорость оборота предпринимательского капитала. Инновационная (творческо-поисковая) функция предпринимательства в сфере социальных услуг отличается повышенной необходимостью новой управленческой и организационной логики. Специфика инновационной функции предпринимательства в сфере социальных услуг в числе прочего определяется переходом от предоставления единичной услуги к предоставлению комплекса, или пакета, услуг. Пакетирование услуг связано с более жесткой, чем в сфере промышленного производства, конкуренцией между предпринимательскими структурами внутри ее. Помимо этого, большое значение приобретает конкуренция между продавцами товаров (которые дополняют их сопутствующими сервисными услугами) и между продавцами услуг, что усиливает гибкость творческо- поисковой функции предпринимательства. В нашей стране, обладающей значительным научно-техническим потенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. В России доля организаций, осуществлявших в 2012 г. технологические, организационные, маркетинговые инновации, составила 10,3 % от общего числа обследованных с тенденцией к росту, тогда как в Германии, США,Франции и Японии этот показатель колеблется от 70 до 82 %. Социальная функция предпринимательства в сфере социальных услуг связана с темпами создания рабочих мест. Эти темпы в целом все еще выше, чем в традиционных отраслях материального производства. Гибкие режимы занятости, высокая мобильность работников, углубленная диверсификация повышают устойчивость сферы социальных услуг в условиях экономического спада и позволяют сохранить занятость. Многие учреждения сферы социальных услуг предоставляют возможности трудоустройства для наиболее социально незащищенных слоев населения. Частичная занятость, получившая наибольшее распространение в торговле (особенно сетевой), общественном питании, здравоохранении, культуре, искусстве, образовании, а также преимущественно малый размер предприятий, задействованных в данной сфере, в процессе осуществления предпринимательской деятельности способствуют привлечению дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К таким ресурсам относятся граждане, чей трудовой потенциал ограничен объективны- ми факторами: пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, многодетные матери и др. Особенно важны небольшие предприятия для обеспечения занятости в наиболее отсталых регионах. Например, известен положительный опыт Великобритании по развитию малого предпринимательства на местном уровне в виде коммерческих предприятий местного сообщества. Основная цель такого малого предпринимательства — обеспечение стабильной занятости местных жителей. Весь доход от предпринимательской деятельности направляется на создание новых рабочих мест, предоставление разного рода услуг местному населению, реализацию проектов в интересах развития сообщества. Заметна роль малых предприятий в обеспечении занятости в так называемых спальных районах, в которых большинство жителей не работают по месту жительства. Для этих предприятий характерна специализация на деятельности в сфере социальных услуг, которые ранее выполнялись внутри семьи. Сфера услуг отличается большими возможностями дляоткрытия собственного дела. Социальная функция проявляется в формировании нового слоя общества — предприимчивых людей, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Организационная функция предпринимательства в сфере социальных услуг особенно четко проявляется в возможностях быстрого развития малого бизнеса. Малый бизнес в современной рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По экспертным оценкам, во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50–70 % ВВП, доля занятости населения в малом и среднем бизнесе еще выше — до 80 %. 1.3. Российский и зарубежный опыт государственного регулирования и стимулирования развития малого бизнеса в социальной сфере Для сферы платных услуг характерными являются именно малые предприятия. Они производят основной объем сервисных услуг почти во всех странах, что свидетельствует о важности данной формы организации в сфере услуг. Малые производственные единицы чаще всего развиваются в сегментах социальных услуг, включая предприятия отдыха и развлечений, гостиничного хозяйства, автосервиса, бытового обслуживания и др. Но в целом они занимают те ниши сервиса, которые невыгодны средним, крупным и сверхкрупным предприятиям, и прочно их удерживают. Поэтому при сжатии рынка крупные фирмы иногда терпят банкротство, а малые, казалось бы, более слабые, выживают, сохраняя свою специализацию (при исходном равенстве фирм в вопросах организации менеджмента и финансового со стояния). По оценке экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 34 наиболее развитых стран мира, малые предприятия вносят основной вклад в развитие экономики этих государств. На долю малого бизнеса в высокоразвитых странах приходится от 50 %(страны Западной Европы) до 75 % (Япония) рабочих мест. Анализ классификации субъектов рыночной экономики в развитых странах показывает разнообразие критериев отнесения предприятий к различным категориям. Так, в странах —членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микропредприятия, малые, средние и крупныепредприятия. В Рекомендации Комиссии ЕС 2003/361/EC1 используется следующий критерий отнесения к одному изэтих видов по численности занятых: — микропредприятия — от 1 до 9 чел.; — малые предприятия — от 10 до 49 чел.; — средние предприятия — от 50 до 249 чел.; — крупные предприятия — 250 чел. и более. Таким образом, в ЕС предельной численностью занятых, позволяющей отнести предприятие к малым, является 49 че-ловек, тогда как в России —100 человек. В ЕС наряду с численностью занятых работников другими критериями, позволяющими отнести предприятия к малым, средним или микропредприятиям, являются оборот предприятия и годовой баланс. У средних предприятий оборот не должен превышать 50 млн евро и (или) годовой баланс должен составлять не более 43 млн евро. Для отнесения к малым предприятиям оборот и (или) годовой баланс должны быть не больше 10 млн евро, а к микропредприятиям — не больше 2 млн евро. Важным показателем является экономическая независимость малых предприятий. Вызывает практический интерес опыт США. Так, к малым предприятиям, в частности, там относятся предприятия,управляемые независимыми собственниками, не занимающие доминирующего положения на рынке. Количественные критерии (численность наемных работников или годовой оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли в соответствии со Стандартным промышленным классификатором 2012 г. в зависимости от особенностей производства и других факторов (в том числе при применении отдельных видов государственной поддержки). Например, в строительстве к малым относят предприятия с годовым оборотом до 33,5 млн долл. (по некоторым видам дея- тельности — до 14 млн долл.); в сельском хозяйстве — с годовым оборотом до 0,75 млн долл.1 В бывших советских республиках, ныне независимых государствах, как правило, критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих, однако в отдельных странах применяются и другие показатели. На Украине,например, малыми (независимо от формы собственности) при- знаются предприятия, у которых среднеучетная численностьработающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн гривень. В российской практике статус малого предпринимательства был закреплен в 1988 г. Тогда к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число еже-годно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись. С 1995 по 2008 г. действовал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, согласно которому малыми назывались предприятия со следующим числом работников по отраслям: • промышленность, строительство, транспорт — 100 чел.; • сельское хозяйство, научно-техническая сфера — 60 чел.; • оптовая торговля — 50 чел.; • розничная торговля и бытовое обслуживание — 30 чел.; • остальные отрасли и другие виды деятельности — 50 чел. В 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предприни-мательства в Российской Федерации”. Этот нормативный актизменил критерии отнесения предприятий к малым и средним. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних пред- приятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малогои среднего предпринимательства (с 2013 г. для микропредприятий — 60 млн руб., для малых предприятий — 400 млн руб., для средних предприятий — 1000 млн руб.). Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. С принятием нового закона произошли определенные организационно-правовые изменения. Закон 1995 г. распространялся только на субъекты малого предпринимательства. К ним относились индивидуальные предприниматели и организации, доля благотворительных, религиозных и прочих организаций в которых не превышала 25 %, и средняя численность работников была менее 100 человек (30–60 в зависимости от сферы деятельности). Действующий закон разделяет малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия (кстати, это не только организации, но и индивидуаль- ные предприниматели, а также крестьянские (фермерские)хозяйства). Общим условием для них является требование о составе уставного капитала. Доля участия России, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, организаций, не относящихся к среднему и малому бизнесу, не должна превышать 25 % процентов. Новое ограничение — это запрет для иностранных юридических лиц и иностранных граждан на превышение 25-процентного порога в уставном капитале малых и средних предприятий. Согласно официальным данным в 2013 г. в РФ осуществляли деятельность 234,5 тыс. субъектов малого предпринимательства. Численность их сократилась с 243 тыс. предприятий в 2012 г., а до этого момента с 2010 г. (229,1 тыс.) имела тенденцию к росту. Средних предприятий становится меньше(25,2 тыс. в 2010 г., 13,8 тыс. в конце 2012 г.). Количество микро-предприятий растет (1415,2 тыс. в 2010 г., 1760,0 тыс. в 2012 г.). Число замещенных рабочих мест на предприятиях малого бизнеса в 2013 г. составляло 6926,5 тыс. Оборот малых предприятий за 2013 г. — 15 719,5 млрд руб. Причем 8898,8 млрд руб.,т. е. более половины, составил оборот малых предприятий, ра-ботающих в сферах оптовой и розничной торговли, ремонтаавтотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, составлявших 30 % от чис- ла всех малых предприятий.Сегодня в России уровень развития малого и среднего предпринимательства недостаточен, доля малых и средних предприятий в ВВП остается также низкой относительно развитых стран. Это говорит об относительно небольшой численности, о невысоких показателях малого бизнеса в сфере услуг и вместе с тем о внушительном потенциале развития. Основным фактором, стимулирующим развитие малого бизнеса в отраслях социальной сферы, является то, что такие предприятия: — не требуют больших капитальных вложений; — способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей; — выступают важнейшим источником новых рабочих мест; — помогают проявить инициативу огромному числу людей, включая и новичков, так как предоставляют им обозримое поле деятельности, где ясно видна связь между разными процессами и явлениями; — позволяют работнику проявить разные способности, так как здесь весьма условно разделение труда, а сегментация и дифференциация трудовых операций минимальна. Традиционной сферой деятельности малого предпринимательства являются социальные услуги: образование, здравоохранение, бытовые услуги. Особенно развит малый бизнес в области оптовой и розничной торговли, бытовых услуг, набирает рост сфера операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. Так, по данным Росстата за 2013 г., доля малых предприятий по последнему из указанных видов экономической деятельности составила 20,7 % от числа всех малых предприятий. Сравнительно новой сферой малого бизнеса выступают разнообразные деловые услуги: счетно-бухгалтерские, помощь в составлении финансовой отчетности, в организации производства и сбыта, подбор кадров, обучение кадров, расчет налогов, реклама, юридические консультации, копировально- печатные услуги и др. Деловыми услугами в развитых странах пользуется все большее число компаний. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Его развитие способствует насыщению рынкатоварами и услугами. Он связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором базируется все остальное. Следует говорить о стратегической роли бизнеса в экономическом развитии России и формировании среднего класса. Ключевое значение в конечном успехе малого бизнеса имеет управление человеческими ресурсами, что непосредственно связано с качествами сервисного предпринимателя как лидера и руководителя. Качество и производительность труда работника являются отражением деятельности владельца предприятия. Особую роль малое и среднее предпринимательство играет в создании экономики знаний. Экономика знаний — это такая экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования. Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений малый бизнес особенно нуждается в госу- арственной поддержке. Сфера социальных услуг и развивающийся в ней малый бизнес становятся, таким образом, фактором стабильного устойчивого развития многих регионов, поскольку именно они во многом выполняют роль абсорбента избыточных трудовых ресурсов, являющихся нагрузкой для региональной экономики. В этих условиях задача органов власти, ответственных за проведение государственной региональной политики, заключается в поддержке и содействии развитию малого предпринимательства. Они должны осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях путем использования разнообразных экономических и других рычагов: предоставление кредитов и займов на льготных условиях; осуществление льготного налогообложения; предоставление более широких возможностей получения лизинговых услуг; устранение зависимости представителей малого бизнеса от бюрократического произвола чиновников; сокращение административных барьеров; принятие мер в области кадровой поддержки малых предприятий. В 2010 г. Министерство экономического развития РФпредложило первую дорожную карту развития малого бизнеса на период до 2012 г., включающую его субконтрактные отношения с крупным бизнесом и массовую поддержку всех желающих открыть свое дело, включая безработных. Разработчики документа констатируют, что российский малый бизнес мало дифференцирован по отраслям (превалирует торговля), по рынкам и регионам. Вклад сектора в ВВП мал. Задача на перспективу, как это представляется МЭР, состоит в том, чтобы увеличить долю малого бизнеса в интеллектуально ориентированных сферах экономики, связанных с созданием добавленной стоимости, обеспечить возможность открыть свое дело тем, кто захочет, включая безработных, и притом в любом месте: в городах и на селе. Для реализации планов необходимо обеспечить разви-тие инфраструктуры, различных институтов и механизмов. Особенно это актуально для сельской местности. К основным целевым индикаторам проекта “Развитие малого и среднего предпринимательства” были отнесены: — доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения. К 2020 г. она должна была составлять 18 %; — доля выпуска продукции малых и средних предприятий в ВВП. К 2012 г. она должна была составлять 29 %. Фактически был достигнут уровень около 20 % ВВП.В 2014 г. новая дорожная карта была утверждена Д. А. Медведевым. Она оптимизирует и значительно упрощает про-цедуру регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц. К 2018 г. время регистрации ООО должно сократиться с 1 месяца до 5 дней. Денежные затраты бизнесмена также должны снизиться на 1900 руб. ИП и юрлица отныне могут не уведомлять налоговые органы о закрытии или открытии банковского счета. Время обмена информацией между регистрирующими органами и внебюджетными фондами значительно сократится за счет меньшей бумажной волокиты. Новая дорожная карта, по мнению многих финансовых экспертов и консультантов, приведет к увеличению фирм, зарегистрировавшихся в форме ООО. Однако, несмотря на общее упрощение системы регистрации, многие бюрократические проблемы, которые необходимо решить, сохранились. Второй блок мер, направленных на развитие малого предпринимательства, — имущественная поддержка. С 2009 г. реализуется правило о малой приватизации, предоставившее малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений. Благодаря этой инициативе к 2013 г. свыше 32 тыс. малых и средних предприятий стали собственниками арендуемых помещений. Кроме того, существует и третий блок государственной поддержки предпринимательства — это меры, направленные на стимулирование спроса на продукцию малых предприятий со стороны государства. С 2005 г. не менее 10 %(с 2014 г. — 15 %) государственных заказов должно размещаться у субъектов малого предпринимательства. В 2013 г.объем государственных и муниципальных заказов составлял около 15 % ВВП, т. е. за счет дополнительного квотирования малые предприятия получают доступ к серьезным объемам государственных средств. Формирование национальной системы гарантийных организаций и создание в качестве ее ядра Агентства кредитных организаций внесут значительный вклад в повышение доступности кредитных ресурсов для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционных проектов в неторговом секторе, будут способствовать снижению рисков долгосрочного кредитования субъектов среднего бизнеса и позволят создать комплексную систему гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства. 1.4. Особенности антикризисного управленияна предприятиях рыночного сектора сферысоциальных услуг Организация сферы социальных услуг в процессе функционирования находится под влиянием многочисленных субъективных и объективных факторов рыночной экономики, многие из которых потенциально могут вызвать возникновение кризиса, следовательно, успех предпринимательской деяельности во многом зависит от способности противостоять этому влиянию. Приведем классификацию кризисных ситуаций на пред-приятиях сферы социальных услуг. 1. По природе возникновения: экономические, управленческие, технические. 2. По продолжительности действия: долговременные, среднесрочные, краткосрочные. 3. По степени управляемости: управляемые, неуправляемые. 4. По характеру влияния: общие, частные, специфические. 5. По возможности прогнозирования: прогнозируемые,непрогнозируемые. 6. По масштабам: глобальные, локальные. 7. По характеру возникновения: постоянные, систематические, периодические. 8. По характеру протекания: острые, текущие, затухающие. Среди видов кризисных ситуаций можно отметить : — кризис управления и ухудшение качества менеджмента, бюрократизация и увеличение управленческого аппарата учреждения и др.; — социальный кризис, выражающийся в недостатках системы оплаты труда, угрозе безработицы, ухудшении морально-психологического климата и т. д.; — кризис, связанный с невозможностью применения прогрессивной техники и технологии, спад в реализации социальных услуг и снижение их качества; — функциональный кризис как отсутствие инновационной и стратегической деятельности и др. Кризисные ситуации анализируются по следующим признакам: — тип (распространенный, редкий и т. д.); — особенность, т. е. наиболее значимая черта; — причины, внутренние или внешние, которые в большей степени приводят к возникновению кризиса; — возможные последствия для деятельности предприятия в случае непринятия антикризисных мер; — методы выхода из кризисных ситуаций. Антикризисное управление — это особый вид деятельности, который предполагает применение не только различных временных, обусловленных тактикой антикризисного управления, но и стратегических антикризисных мер, включающих изменение механизма и системы управления, выбор новой стратегии при формировании и развитии учреждений сферы социальных услуг. Все эти преобразования направлены на избежание кризиса, установление особого режима функционирования учреждений и выход из него с минимальными потерями. Проблемы антикризисного управления характерны для предприятий и организаций всех отраслей, однако очень остро этот вопрос стоит в сфере социальных услуг, так как именно в ней сосредоточено основное число малых и средний предприятий, для которых наиболее реально ухудшение положения дел и наступление кризиса. Предприятия и организации сферы социальных услуг подвержены воздействию множества как внешних, так и внутренних факторов, под влиянием которых постоянно возникают кризисные ситуации. В этих условиях необходимо разработать антикризисный план, включающий меры, способствующие нивелированию кризиса: — во-первых, связанные с видом деятельности учреждения как объекта управления, позволяющие определить признаки кризиса и его характер; — во-вторых, обусловленные необходимостью дифференцированного подхода к управлению на всех фазах цикличного проявления кризисного развития, а также поддержки жизнедеятельности учреждения; — в-третьих, использование методов организации антикризисного управления, основанных на прогнозировании кризисов, оценке кризисных ситуаций, принятии управленческих решений в условиях неопределенности, разработке и осуществлении инновационных стратегий поведения в условиях кризиса; — в-четвертых, учет особенностей, связанных с поведением учреждений сферы социальных услуг на рынке, включая: инициирование конкурентной борьбы, поиск и использование эффективных стратегий деятельности, определение альтернативных вариантов развития и т. д.; — в-пятых, решение мотивационных проблем, включающих подбор персонала в соответствии с изменившимися требованиями, оценку профессиональных качеств и способностей работников, требуемых для антикризисного управления, подготовку персонала для работы по обслуживанию населения и т. д.; — в-шестых, привлечение инвестиций в сферу социальных услуг для поддержания финансово-экономической устойчивости вследствие нехватки капиталов, отсутствия стабильных источников финансирования, невозможности использования современных технологий и материалов и др. Система антикризисного управления должна создавать условия для быстрой реакции учреждений сферы социальных услуг на изменения внешней и внутренней среды, что способствует увеличению количества возможных вариантов поведения в кризисе, а также принятию эффективных управленческих решений, формированию стратегических ориентиров и целей, разработке инновационных программ и внедрению нвестиционных проектов. 1.5. Социальное предпринимательство В постиндустриальной экономике возникает объективнаянеобходимость в проведении структурных социальных изменений, вызванных рядом причин, среди которых стоит отметить: расслоение по доходам, экономические кризисы и политическую нестабильность. Одним из эффективных инструментов решения данных проблем является социальное предпринимательство — инициативная деятельность, направленная на достижение социальных преобразований в организациях или в отдельных сегментах общества. Подобным инициативам может положить начало достаточно широкий круг лиц (социальных предпринимателей), в число которых могут попасть: сотрудники общественных организаций и религиозных объединений, сотрудники коммерческих корпораций, студенты высшей школы, любые предприниматели и потенциально многие другие. Социальные предприниматели заранее определяют цель своей деятельности: будь то решение проблем в здравоохранении, культуре или образовании; защита окружающей среды; борьба с бедностью и т. д. Подобная деятельность может осуществляться в рамках как коммерческой, так и некоммерческой организации, в виде законодательно не оформленной активности, а также социально полезных инициатив в корпорациях (имеющих название “корпоративное социальное предпринима- тельство”). Социальный предприниматель — инициативный индивид, обладающий волей защищать интересы других людей и создающий и (или) управляющий коммерческими и некоммерческими организациями, ориентируясь на конкретную социальную миссию и стремясь достичь желаемых социальных преобразований. Социальная миссия — определенное на основе конкретной проблемы либо спектра проблем в конкретной социальной среде (как правило, включающей индивидов, объединяемых по каким-либо общим социальным признакам) направление деятельности (или социальная программа), целью ко- торой является создание социальной ценности. Под собственно же социальным предпринимательство на Западе понимается создание социальной ценности посредством инновационной деятельности, которая может возникать внутри или на стыке некоммерческого, коммерческого и государственного секторов. Социальный предприниматель должен обладать уникальными компетенциями, направленными на достижение поставленной цели, а его предпринимательская деятельность может быть движима не только волей к получению прибыли. Идеальным определением предпринимательства можно назвать определение Йозефа Шумпетера, который известен тем, что впервые ввел понятие “инновация” в экономическую науку и рассматривал ее как средство преодоления экономических кризисов. В своем основополагающем труде “Теория экономического развития”, впервые опубликованном в 1912 г.,автор указывает, что предприниматель является инноватором, осуществляющим изменения на рынках, принимающие одну из пяти основных форм: 1) использование новой техники, новых технологических процессов; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта. Наиглавнейшим аспектом предпринимательства, таким образом, выступает исключительно фактор инновационности (продуктов, организационной структуры, формы деятельности либо механизма производства). Предприятия, осуществляющие финансовую поддержку социальных предприятий, и сами социальные предприятия являются элементами института в целом. Т. е., к примеру, фонд или филантроп, дающие займы или осуществляющие благотворительность, занимаются социальным предпринимательством в той же мере, как и малые предприятия, получающие от них поддержку. В мире в целом и в России в частности социальные инициативы в большинстве своем осуществляются малыми некоммерческими организациями и получают нужное финансирование как из внешних источников в составе государственных и негосударственных фондов и частных инвесторов так и через положительный результат собственной предпринимательской деятельности. Механизмы социальных преобразований, осуществляемых социальными предпринимателями, могут принимать разнообразные формы, включая: — производство и предоставление товаров и услуг социального характера; — сбор благотворительных пожертвований или иных ресурсов для передачи на использование третьей стороне либо для собственного использования; — работа с местными и региональными органами власти с целью защиты интересов сегмента общества, интересы которого представляет социальный предприниматель. С данной точки зрения все социальные инициативы можно разделить на три категории: • во-первых, полностью самофинансируемые. Подобные организации не нуждаются во внешнем финансировании вообще, по крайней мере начиная с этапа развития инновационной компании; • во-вторых, частично самофинансируемые. Данные организации нуждаются во внешнем финансировании для осуществления нормальной работы, но покрывают значительную часть издержек за счет ведения предпринимательской деятельности; • в третьих, полностью зависящие от внешнего финансирования. Нужно отметить, что инициативы подобного рода все равно должны обладать инновационным характером в той или иной мере, иначе они не будут находиться в рамках теории и практики социального предпринимательства. Основной целью социального предпринимателя является создание полностью финансово самоподдерживающейся организации, хотя зачастую подобная ситуация недостижима, прежде всего, по причине неплатежеспособности целевого сегмента населения. Сегодня в России существует острая потребность в квалифицированных социальных предпринимателях, готовых как работать на конечном уровне — в реализации отдельных социальных инициатив, так и создавать новые фонды, занимающиеся целенаправленно поддержкой социального предпринимательства. Среди факторов, влияющих на успешность социальнойинициативы, можно выделить следующие: — личностные характеристики и квалификации социального предпринимателя; — взаимодействие организации с внешней средой, которая обычно включает в себя несколько различных заинтересованных сторон; — механизм создания социального капитала (видение предпринимателя, сеть контактов, формирование финансовых и материальных ресурсов, организационная структура, набор и обучение волонтеров и сотрудников, а также оказание услуг). Основными среди этих факторов являются личностные характеристики и компетенции будущего социального предпринимателя, включающие: — умение динамично менять свою стратегию, если она не работает в конкретной ситуации; — желание вырваться из установленных организационных структур; — способность пересекать дисциплинарные границы для соединения в единую социальную систему людей с различными идеями и навыками; — готовность проводить значительное время (даже годы) для продвижения своих идей и развивать сеть преданных делу и идее людей и групп; — сильный морально-этический стержень. При этом необходимыми для социального предпринимателя личностными характеристиками являются следующие. 1. Просоциальность личности — твердая тенденция менеджера задумываться о благополучии и правах других людей, чувствовать сочувствие к ним и действовать таким образом, чтобы принести им ту или иную выгоду. 2. Гражданская мотивированность — готовность выходить за рамки служебного долга, чтобы помочь другим в компании, делать инновационные предложения по изменению стратегии и оказывать иные формы поддержки в организации. 3. Проактивность личности — умение взять на себя инициативу с целью улучшения своих собственных или чужих обстоятельств. Таким образом, социальный предприниматель, создающий новую организацию, должен в той или иной мере обладать первой и второй характеристиками, тогда как вторая важна для инициатив в рамках корпоративного социального предпринимательства по причине возможного противодействия внутри компании. Также любые корпоративные социальные инициативы, не мотивированные изначально волей к созданию социальной ценности, не могут рассматриваться как социальные инициативы (как, к примеру, деятельность в рамках рекламной акции). Для развития социального предпринимательства в России необходимо модифицировать систему образования, начиная с начального и среднего, в части воспитания молодого поколения и развития необходимых качеств, присущих социальному предпринимателю. Стейкхолдерами, заинтересованными в подобном процессе, будут выступать, прежде всего, организации поддержки социального предпринимательства и аффилированные с ними вузы. Необходимые компетенции социального предпринимателя целесообразно объединить в три группы. 1. Трансформационные компетенции: — трансформационное лидерство. Трансформационные лидеры способны формулировать и выражать свое уникальное видение, которое захватывает воображение других людей и вдохновляет их действовать; — трансформационный тимбилдинг. Тимбилдинг для проведения социальных преобразований предполагает созание и укрепление общего видения. Это видение в дальнейшем примет свою форму, и команда будет работать во многом на волонтерских началах; — управление изменениями. Компетентный менеджер изменений в состоянии диагностировать текущую ситуацию и оценить, что в ней необходимо изменить. Это включает в себя выявление очагов сопротивления независимо от того, исходят они от сотрудников или из внешней среды. 2. Трансакционные компетенции: — создание высокопроизводительной команды. Менеджер должен уметь находить талантливых людей, определить структуру и время работ; — контроль за работой волонтеров. Менеджер должен уметь устанавливать разумные производственные ожидания, помогать в обучении и обеспечивать обратную связь; — удержание волонтеров. Умение оценивать и поощрять работу. 3. Компетенции социальной работы: — самообучение. Осознать проблему можно лишь через личный контакт с конечным выгодополучателем социальной деятельности либо через личный опыт менеджера; — поиск и работа со стейкхолдерами. Осознав проблему, предприниматель должен найти людей и организации, которых данная проблема так же заботит, как и его. Возможными стейкхолдерами являются государственные чиновники, члены локального сообщества, сотрудники компании и сторонние профессионалы; — маркетинг. В данном контексте маркетинг означает информирование выгодополучателя о продукте и его характеристиках. Таким образом, социальный предприниматель должен обладать конкретным набором компетенций для успешности своей деятельности, причем он гораздо шире, нежели у обычных предпринимателей и управленцев. Основные формы социального предпринимательства в России: — частные коммерческие и некоммерческие организации; — организации микрокредитования: кредитные потребительские кооперативы; государственные (региональные и муниципальные) центры и фонды микрофинансирования; негосударственные некоммерческие микрофинансовые организации (фонды); — общественные организации и объединения; — государственные и негосударственные фондовые организации; — корпоративное социальное предпринимательство. Среди обозначенных форм в общем случае наиболее релевантен в отношении социального предпринимательства институт кредитной кооперации. Подобные социальные кооперативы и их объединения классифицируются как самофинансируемые социальные предприятия, т. е. финансируемые полностью за счет собственной предпринимательской деятельности. По определению потребительского кооператива деятельность подобной компании направлена только на выдачу микрокредитов своим участникам. Основная отличительная особенность российских кредитных кооперативов состоит в механизме финансирования (строго самофинансирование, закрепленное законодательно), а также в преобладании потребительского кредита над предпринимательским по общему числу выданных займов. Это вызвано, прежде всего, контингентом пайщиков кредитных кооперативов, а именно преобладанием пенсионеров-пайщиков, использующих организацию как сберегательный институт и не берущих займов. Дополнительно нужно отметить, что в России социальное предпринимательство в рамках системы микрокредитования на данный момент может развиваться лишь на основе инициативы конкретного банка или группы банков, способных в процессе выдачи кредитов произвести разумную выборку среди предпринимателей на предмет того, насколько их деятельность будет создавать социальную ценность. Из-за специфики устройства общественных организаций и выраженной устремленности всех соучастников к достижению конкретной цели данный институт в Российской Федерации можно назвать наиболее идеологически близким к социальному предпринимательству как концепции, а потому может служить эффективным фундаментом для развития социального предпринимательства в стране, несмотря на отсутствие инициатив по его внедрению со стороны как фондов, так и государства. Этот вывод можно сделать исходя из того, что общественные организации находятся на стыке социальной активности и малых некоммерческих организаций, а также ограничены рамками создания конкретной социальной ценности (через цели организации, прописанные в уставе). В центре концепции социального предпринимательства всегда находится именно перечень необходимых квалификаций инициатора, в которые входит и природа его мотивации. Из всего этого можно сделать вывод о том, что развитие общественных организаций как социальных предприятий требует или колоссальной информационной поддержки, или привлечения сотрудников извне. Микрокредитование (или микрофинансирование) имеет уникальную связь с теорией социального предпринимательства и повсеместно считается первой устоявшейся и одной из наиболее популярных его форм. В России важнейшим этапом в развитии микрокредитования является принятие Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” в дополнение к старому законодательству о кредитных кооперативах (в контексте микрокредитования в целом). Ранее подобные организации не были определены отдельно и действовали в рамках общего банковского законодательства. В вышеупомянутом законе микрозаем определен как заем в сумме, не превышающей 1 млн руб., данный параметр находится на уровне всех основных зарубежных моделей микрокредитования. Микрофинансовая организация (МФО) — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций (ст. 2) Статус микрофинансовой организации дает право: — предоставлять заемщикам микрозаймы на сумму, не превышающую 1 млн руб. МФО могут выдавать такие займы субъектам малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и гражданам; — запрашивать у заемщика документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма; — мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма; — осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных законом, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, определенном федеральными законами и учредительными документами; — привлекать денежные средства в виде кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных законом. Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется микрофинансовыми организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным за- коном от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ “О кредитных историях”. Микрофинансовая организация не вправе: — привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц: а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации; б) предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму 1 500 000 руб. и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким займодавцем не должна составлять менее 1 500 000 руб. в течение всего срока действия указанного договора; в) приобретающих облигации микрофинансовой организации номинальной стоимостью более 1 500 000 руб. каждая, а также физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и приобретающих облигации микрофинансовой организации, предназначенные для квалифицированных инвесторов; — выступать поручителем по обязательствам своих учредителей; — без предварительного решения высшего органа управления МФО совершать сделки, связанные с отчуждением находящегося в собственности организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10 и более процентов балансовой стоимости активов, определенной по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; — выдавать займы в иностранной валюте; — в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров; — применять к заемщику, являющемуся физлицом (в том числе к индивидуальному предпринимателю), досрочно возвратившему заем (полностью или частично) и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма; — осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; — выдавать заемщику микрозаем, если сумма его основного долга перед МФО по договорам микрозаймов в случае предоставления такого займа превысит 1 млн руб. Функции контроля и надзора на рынке микрофинансирования осуществляет Банк России. Нормы правового регулирования в этой сфере разрабатывает Министерство финансов РФ. Ряд МФО взаимодействует с банками, к примеру, агентство “Микрофинанс” создано при поддержке ВТБ 24. Сегодня в России начинают функционировать фонды, работающие на коммерческой или благотворительной основе и осуществляющие распределение донорских средств различными методами прочим социальным предприятиям, а также малые и средние коммерческие предприятия, производящие положительные преобразования в обществе и не подпадающие под другие модели социального предпринимательства. Однако, к сожалению, крупные российские корпорации практически игнорируют необходимость проведения активных социальных преобразований в обществе и потому ограничиваются по большей части донорской деятельностью, которая не является главной в расширении масштабов социального предпринимательства в России.
«Формы организаций в социальной сфере» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot