Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика древнего мира

  • 👀 1052 просмотра
  • 📌 1016 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика древнего мира» docx
Тема 1: ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО МИРА 1.Группы стран древнего мира: А) Древний Восток – речные цивилизации: • Двуречье - 4-3 тыс. лет до н.э. • Египет - 4-3 тыс. лет до н.э. • Китай - 3-2 тыс. лет до н.э. • Индия Особенности: плодородная земля в результате разлива рек, высокая производительность труда на ней возможна исключительно при ирригационных системах (обводнение + осушение). Строительство, ремонт, модернизация, финансирование и пр. возможно только при высокой централизации власти. Рабы в основном используются в домашнем хозяйстве. Б) Восточное Средиземноморье – транзитная экономика: • Сирия • Финикия • Палестина Особенности: основные источники дохода: - от побед в войнах с соседями (дань, рабы, движимое имущество) - от транзита: склады, охрана, менялы – кредиторы, дороги, ночлег, охрана, обеспечение транспортом, водой – питанием и пр. - от торговли ремесленными товарами В) Античная цивилизация • Греция (греко-микенская цивилизация 2 тыс. дет до н.э.) • Древний Рим (757 г. до н.э.) Особенности экономики Греции: мало больших участков плодородных почв для зернового хозяйства, специализация на скотоводстве, садоводстве, виноградарстве, масличных культурах и пр. Идеология: предпринимательство, конкуренция, лидерство, свобода для граждан. Города-полисы, демократия, колонии. Особенности экономики Древнего Рима: большие участки достаточно плодородной земли (латифундии), которые обрабатывают рабы, захваты чужих стран, империя. 2.Главные факторы производства в древнем мире: А) Земля (природа): - Выгодное местоположение: * торговля, в т.ч. транзитная * выход к морю – морские пути - мореплавание, торговля, колонии, войны * реки – водный путь - ресурс для сельского хозяйства (зернового, скотоводства), специализация - природные ресурсы: * лес * камень строительный * драгоценные камни * металлические руды * драгоценные металлы * рыба * жемчуг Б) Труд : ручной + механизмы, инструменты, животные как источник энергии Виды деятельности: • Сельское хозяйство • Ремесла • Мореходство • Торговля • Строительство • Управление, счетоводство, планирование, организация (в речной цивилизации) • Наука, техника, технология • Коммунальное хозяйство • Искусство • Армия, вооружение, военное дело (стратегия и пр.) • Внутренние войска (налоги, общественный порядок) • Идеология – религия • Кредитно-денежное дело • Право, суд, система наказания 3.Источники роста богатства стран древнего мира: - производительный труд (свободный, при ирригационных системах, механизмах) - талант ученых, ремесленников, строителей, архитекторов, скульптуров и др. - грабеж других стран: рабы (архитекторы – строители, ювелиры, др. ремесленники), дань, имущество, налоги - эффективное централизованное управление (речная цивилизация) - инфраструктура (обустроенные дороги, кредитно-денежные институты) - реализация конкурентных преимуществ во внешней торговле - заимствование у других народов новшеств 4.Различия между речной и античной цивилизациями (Востоком и Западом) №пп Восток Запад 1. Государственное управление н/х-вом, распределение продуктов, труда, планирование, организация производства и потребления Демократия, города-полисы 2. Ирригационные системы, рабочий скот, зернохранилища, инструмент для сельского х/ва в собственности государства, гос. цены на рынке Частная собственность на землю, инструменты и пр., рыночные цены 3. Тотальный авторитарный режим Демократия (для свободных взрослых мужчин данного полиса) 4. Идеология: послушание старшего Идеология: творчество, индивидуализм, соревнование /конкуренция, свобода 5. Почему закончился древний мир? Закончились ресурсы для экстенсивного развития, а базы для интенсивного развития (НТП, машинного производства) не было: • Государства распались из-за разорения во время войн, • До новых колоний не могли дойти, не могли удержать под своей властью • Рост дисбаланса между доходами богатых и бедных • Нет накоплений – заботы о будущих поколениях Сыграли свою роль болезни, от которых не умели лечиться, неурожаи, с которыми не умели бороться, общее похолодание на планете. Ответьте на вопросы: 1.Как страна может получить достаточно хлеба, если собственной земли для земледелия у нее мало? 2.Что такое речная цивилизация? 3.В чем экономический смысл деления людей на касты, сословия и пр.? 4.Главные факторы производства в экономике древнего мира. 5. Как фактор производства земля /природа использовался в экономике древнего мира? 6.Перечислите виды деятельности людей древнего мира. 7.Как страны древнего мира становились богатыми? 8.Почему в странах древнего мира внешняя торговля была более развита, чем внутренняя? 9.Зачем нужна была письменность? 10.Были ли в древнем мире деньги? 11.Чем железо лучше меди, свинца, золота, серебра? 12.Когда труд рабов бывает более эффективным, чем свободный труд? 13.Чем речная цивилизация Древнего Востока отличается от античной в Древней Греции? 14.Что было главным источником богатства в Древнем Риме? 15.Что такое «тотальное огосударствление» в странах Древнего Востока? 16.Почему в Древней Греции была демократия? 17.Что было важнее в древнем мире: экономический рост или стабильность? 18.Какая экономика называется транзитной? В чем ее особенности? 19.Был ли капитализм в древнем мире? 20.Зачем в Ассирии армию в военном походе сопровождали писцы? 21.Почему в Малой Азии мощеных дорог много, а в нашей стране мало? Тема 2: Экономика феодализма Через феодализм прошли ВСЕ страны, но разным путем: • после рабовладения • после первобытнообщинного строя • трансформация азиатского способа производства (АСП) 1. Общие черты феодализма для всех стран: 1. Сословная иерархия – вассальные отношения 2. Господство крупной земельной собственности (феодалов) – сначала на условии несения военной службы, потом наследование 3. Индивидуальное хозяйство крестьян в основном в рамках общины 4. Доход феодала – земельная рента (налог): барщина, оброк (натуральный, денежный) 5. Преобладание аграрного сектора над торговлей и ремеслом - при господстве натурального хозяйства. 6. В целом низкий уровень знаний и техники, ручное производство, индивидуальные технологии. 2.Этапы развития феодализма: 1.Становление: формируются главные черты феодализма – крупная земельная собственность. 2.Расцвет: рост производительности труда, рост народонаселения, появление городов, рост торговли, рост гос. аппарата, развитие культуры. 3.Разложение: первоначальное накопление капитала - зарождение нового способа производства – капитализма. 3. Макромодели феодализма Восточная модель (АСП) Западная модель • Преобладание государственной собственности • Деспотическая монархия: были ИНОнациональные правящие династии (победители-кочевники, которые подавляли чуждое этнонациональное население) + крестьяне в общинах видели в деспотическом режиме защиту от баев + необходимость бороться с теневой экономикой (см. ниже) • Земля плодородная, производительность труда высокая, на то, чтобы выжить, крестьянам хватает 30% урожая, 70-80% может отдать, рабочих рук много – техника развивается слабо, много рутины, косность, только простое воспроизводство • Относительное перенаселение, так ка при росте населения налоги остаются прежними, напр., 70 или 60%, на остаток живет большее число народа. Бедность безысходна, так как дополнительной земли нет и бежать некуда – города тоже перенаселены - из-за дешевизны труда, все делается вручную, за что мало платят – нет заинтересованности в инвестициях, в результате все экономика развивается очень медленно. • Сначала образуются купеческие гильдии (для межд-ой торговли), потом цеха ремесленников – они не защищают ремесленников. В рынок вмешивается государство: -обязательные госзаказы по низкой цене -фиксированные цены • Ремесленники в городах не составляли большинство, происходило огосударствление города • Идеология - созерцание • Теневая экономика в сельском хозяйстве: чиновники за службу получали землю, «прихватывали» крестьянскую общинную, обедневших крестьян, не платили налогов – в госказну меньше денег, госвласть слабела – увеличивала налоги – поднимались восстания – новая власть хотела быть крепкой -… Баи на местах задерживали экономическое, культурное, политическое развитие страны. • Преобладание частной собственности • Политическая раздробленность • Земля не плодородная, население не растет, людей мало, труд дорогой, развивается техника, процветает ремесло, чтобы выжить, нужно предпринимательство, конкуренция, сельское хозяйство развивается только как специализированное. • Аграрная революция: -трехполье -новые культуры (капуста, морковь, картофель, помидоры) -стойловое содержание скота -новые породы скоты -новые удобрения (люцерна, бобовые) • Быстро растут города как центры ремесла и торговли, в том числе международной. • В городах создаются цеха (корпорации) ремесленников: - единые цены -общие технологии -общая закупка сырья -ограничение объема производства – чтобы не упали цены (спрос маленький – только для богатых) • Самоуправление в городах • Идеология – развитие человеческой личности – первопроходцы (Великие Географические Открытия). Новая ценность – прибыль – возможность накопления (не все потреблять, а часть дохода вкладывать в производство) 4.Великие географические открытия (ВГО) 15-16 вв. и их последствия Причины ВГО: • турки-сельджуки отрезали торговые пути по суше из Западной Европы в Индию и Китай – доступ к роскоши Востока • дефицит золота и серебра в Западной Европе для торговли внутри региона – в то время ВВП довольно быстро рос Нужно было: - найти другой путь на Восток - найти золото и серебро для обращения. Предпосылки ВГО: • знали, что Земля – шар • были каравеллы с килем – можно было плавать и против ветра • был компас – можно плыть через океан, а не только видя сушу • была астролябия – прибор для определения местоположения корабля по звездам • были навигационные карты. Португальцы поплыли на юг - в Индию вокруг Африки, испанцы – на запад – вокруг земного шара в Индию и Китай – открыли Америку. Последствия ВГО 1.Новые источники развития: открыли • новые земли – новые ресурсы для производства • новые торговые пути – через океан, где нет пиратов – бо'льшая безопасность перевозок • новые товары – продовольствие (овощи, фрукты) – разнообразие, больше конкуренции, больше доходов у тех, кто выигрывает в конкурентной борьбе – деньги для накопления • складывается колониальная система – мир делят Испания, Голландия, Англия, Португалия, Италия; возродилось рабство (рабы из Африки). 2.Новое распределение сил в мире между странами «Революция цен»: у Португалии и Испании, укравших золото инков, ацтеков в Америке, резко выросли цены – упала стоимость денег. Продукция этих стран стала менее конкурентоспособной по сравнению с такой же продукцией в Голландии и Англии. Испанцы и португальцы стали покупать продукцию не у своих крестьян и ремесленников, а у голландских и английских – более или менее единый рынок в Западной Европе был всегда – расстояния небольшие, плотность населения высокая. В результате объем производства в Англии и Голландии вырос, а в Португалии и Испании упал. Золото и серебро постепенно тоже оказалось в Англии и Голландии – ими португальцы и испанцы за их продукцию расплачивались. Различие в уровне экономического развития сохраняется между первыми и вторыми странами до сих пор. 5. Экономика кочевого типа производства (КТП) Особенности: 1.Нет истории – только взаимодействие с земледельцами – соседями. Научились ВЫЖИВАТЬ В СТЕПИ 2.Жили за счет скотоводства – оно было высоко продуктивно, затраты минимальны, получали кожу/одежду, юрты/тепло, еду; взрослые мужчины воевали и охотились, женщины готовили еду, шили одежду, дети пас ли скот. НЕТ РЕМЕСЕЛ - только первичная обработка металла и кожи 3.Если были социально-экономические конфликты, то уезжали на новые земли (земли было много), РАССЛОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО, соответственно не было социально-экономического и политического прогресса. Воины (конные) были хорошо спаяны, поэтому выигрывали битвы с земледельцами 4.Не создали государств – только общинно-племенная организация. Когда империи кочевников с захваченными земледельческими странами распадались, то кочевники, ничему не научась, возвращались к кочевому образу жизни – БЕЗ ГОСУДАРСТВА 5.Существование зависит от природно-климатических условий СТЕПИ: циклы: - усыхание – население сокращается, численность стад падает - экспансия – захватывали большие территории, собирали дань - увлажнение – население росло, количество скота тоже – уходили на прежнюю территорию 7.Земледельцы НЕ МОГУТ победить кочевников. Кочевники – воины, их цель – сохранить свою самобытность, а не развиваться/учиться, им важны подвиги, приключения. 8.Кочевники прибегали к широкой экспансии только тогда, когда земледельческие государства были слабыми: разрозненными, децентрализованными. Иначе нападали только по границе. 9.Победы кочевников вели к дифференциации их доходов, в результате: падала дисциплина - смелость перерастала в свирепость - неприхотливость перерастала в лень 10. Не могли вписаться в захваченную цивилизацию: не понимали, какую ценность имеет земля, поэтому разрушали ирригационные системы землевладельцев 11.Была проблема выбора места для политического центра: - у побежденных (Пекин – ничего не получилось) - в Ираке приняли ислам, скот пасли на севере, где никого не было – тоже ничего не получилось - Золотая Орда осталась в СТЕПИ, ограничилась косвенным господством над Русью, потому что: -на востоке были хорошие пастбища - всю территорию Руси могли проскакать конницей - имели полный контроль. Для Руси подчинение Золотой Орде было выгоднее, чем Тевтонскому ордену – была такая угроза. Сегодня КТП существует только в Монголии. Контрольные вопросы по экономике феодализма 1. Все ли страны были феодальными? 2. Что самое главное в экономике феодализма (Ф) – что его отличает от всех других экономик? 3. Как называется доход феодала? Какие он имеет формы? 4. Какой тип производства при Ф является главным: натуральное или товарное хозяйство? 5. Чем отличия труда ремесленника от труда на мануфактуре и труда на фабрике? 6. Что характеризует расцвет Ф? 7. В чем проявляется разложение Ф? 8. *Что такое корпорация? 9. Какие были корпорации в средневековье? 10. Какие были конфликты в средневековом городе? 11. Кто такие патриции? Почему они были у власти? 12. Назовите три различия между восточной и западной моделями Ф. 13. * Где больше бывает теневой экономики: при демократии или деспотии? 14. *Где больше стимулов для замены ручного труда машинным: там, где много населения или мало? 15. *Почему цеха ремесленников сдерживали объем производства и развитие технологий? 16. Зачем, почему европейцы искали в эпоху ВГО новые пути на Восток? 17. Почему торговые пути через океан более безопасные, чем по Средиземному морю? 18. Как ВГО повлияли на экономический рост стран Западной Европы? 19. Что такое «революция цен»? Кто от нее выигран, каким образом? 20. Что умели делать степные народы? 21. Что они не умели делать? 22. *Создают ли кочевые народы (в том числе сегодня, напр., бедуины) государство? Почему? 23. Могут ли земледельцы победить кочевников? 24. Почему кочевники все разрушали при набегах на земледельцев: города, ирригационные сооружения? Лекция 3: НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ 1.Понятие индустриализации Индустриализация – перевод производства с ручного труда на машинный. Для такого перевода нужны (1) машины, станки, оборудование для производства станков, машин и оборудования (горнодобывающее оборудование, оборудование для добычи нефти, газа и пр.) – называется производство средств производства для производства средств производства; (2) машины, станки, оборудование для производства предметов потребления – продуктов питания, одежды, жилья и пр. Можно сказать, что индустриализация – это промышленное производство товаров и услуг, а не кустарное, ручное, хоть и с всевозможными приспособлениями и механизмами. Источником энергии в доиндустриальную эпоху была энергия человека, природы (ветряные, водяные мельницы) или животных (буйволы, лошади для вспашки земли в сельском хозяйстве, при перевозке грузов и людей). В индустриальную эпоху – сначала тепловая, а потом электрическая энергия. ! Понятия: мануфактура – ручной труд, но есть разделение труда в мастерских, фабрика – система машин, массовое производство, отрасли промышленности Абсолютное большинство современных стран являются индустриальными – во всех есть отрасли промышленности. Неиндустриальными является ряд стран Африки. Одни страны вступили на путь индустриализации в 17-18 вв. (Западная Европа), другие позднее – в 19в., третьи после второй мировой войны. Есть группа стран, которые встали на путь индустриализации всего лишь в 70-е годы 20 в. Это так называемые страны НИС - новые индустриальные страны: Ю.Корея, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Турция, Сингапур, Пакистан, страны Латинской Америки, Мексика, страны ОПЕК (Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, ОАЭ и др. Процесс индустриализации во всех странах проходит по-разному – разными могут быть последовательность этапов, финансовые источники, длительность по времени, полнота/завершенность и пр. Выделяют также разные пути индустриализации: революционный естественный в Англии и Франции, реформаторский в Германии и России, переселенческий в США, революционный реформаторский в Японии. Всякая индустриализация опирается на замену ручного производства машинным. Для этого, по крайней мере, нужны технические изобретения и созданные на их основе машины, станки и оборудование. Впервые таковые были созданы в Западной Европе в 15-17вв. в ходе так называемой «малой промышленной революции». Что касается индустриализации стран НИС в 20-м в., то они пользовались техникой и технологиями развитых стран – шли по пути «догоняющего развития». Рассмотрим кратко открытия и изобретения малой промышленной революции. 1. Малая промышленная революция (15-17вв.) Малую промышленную революцию (МПР) 15-17 вв. связывают со следующими достижениями: - совершенствование и соответственно расширение энергетической базы. Речь идет о водяных мельницах, где используется сила падающей из желобов воды – колесо с желобами вращает поток воды в ручьях, малых реках (скорость потока можно искусственно увеличить, сделав каскады), - энергия водяных мельниц заменила ручные меха в металлургии, в результате был сделан прорыв в военном деле – стали делать пушки и ядра для них, - в результате изменений в металлообработке появились токарные, сверлильные и шлифовальные станки, - в текстильном производстве появились самопрялки, -достижения в судостроении: каравеллы с тремя рядами мачт могли идти и против ветра, - информационная революция - книгопечатание. Сами по себе научные и технические открытия не могут изменить экономику и вообще жизнь общества. Нужны условия для внедрения их в производства – финансовые, организационные и многие другие (см. ниже). Эти условия могут появиться путем естественного развития общества, а могут в результате реформ – их проводят правительства. При реформаторском пути индустриализации можно опираться на собственные силы, а можно использовать ресурсы, опыт других стран. Рассмотрим подробнее эти условия, или предпосылки индустриализации в Западной Европе 1. Предпосылки / возможности индустриализации в Западной Европе (16-18вв.) Первая предпосылка. К 16-му в. в Западной Европе сломалась прежняя социальная структура общества. Этот слом был результатом того, что одни люди потеряли часть своих свобод, другие, наоборот, приобрели. Так, феодалы потеряли свободу монопольно распоряжаться личностью, трудом и результатами труда крестьян, а новые свободы приобрели крестьяне и корпорации ремесленников и купцов. Крестьяне получили личную свободу и свободу экономическую. Личная свобода – это право по своему желанию учиться, жениться, переезжать в другое место и пр.. Экономическая свобода – это право заниматься по желанию каким-то видом деятельности, напр., быть ткачом, кузнецом и пр., и распоряжаться результатом этой деятельности – принимать решение, кому, когда, по какой цене продавать свой продукт и распоряжаться полученным доходом, прибылью, на что тратить свою зарплату. Слом социальной структуры общества проявился в том, что - выделился малочисленный слой особо энергичных людей – предпринимателей – людей, готовых идти на повышенный риск (большинство людей к такому риску не склонно); - появились лица наемного труда. Со сломом социальной структуры произошли перемены во всех областях жизни общества. Так, общество стало отходить от католицизма, в ходе реформации была сломлена духовная диктатура церкви. Протестантизм обеспечил экономический динамизм общества. Общество все больше стало переходить на реалистическое мировоззрение, рациональное мышление. Наука и искусство стали освобождаться от религиозных установок. Естественным путем развития общества на основе частной собственности и института рынка в Западной Европе того времени было развитие капиталистической индустриализации. Замечание. Индустриализация может проходить и на других основаниях: на основе государственных реформ, государственном планировании, финансировании и регулировании индустриализации, т.е. с разной степенью участия частной собственности и рынка. Вторая предпосылка - урбанизация. Города были центрами гуманизма, где ценили достоинство человеческой личности и ее творческих способностей – в первую очередь знания. В городах произошла и революция в образовании: в 15-м в. в Западной Европе было 79 университетов, множество средних учебных заведений (начальные школы были повсеместно – не только в городах). В городах было много населения – рабочей силы для заводов и фабрик, инфраструктура рынка: торговые дома, банки, биржи, дороги, склады и пр. В городах жили владельцы капитала – купцы, банкиры. В столичных городах была законодательная, судебная и исполнительная власти, которые обеспечивали нормы поведения людей, сделки и пр. – порядок, который сокращал транзакционные издержки. Третья предпосылка. Громадные неосвоенные территории, которые получили страны Западной Европы в ходе великих географических открытий, были полем предпринимательства - как государства, так и частных лиц. Колониальная система увеличила экономический потенциал Западной Европы – новые рынки сбыта, природные, людские, др. ресурсы. Четвертая предпосылка. В результате Великих географических открытий произошел переворот в мировой торговле: вырос объем то рговли и изменилась структура товарооборота (новые товары, работорговля). Развивалось международное разделение труда (по отраслям и видам производства – банановые и др. страны), начали складываться мировое хозяйство и мировые рынки. Пятая предпосылка. Сложились новые политические системы – национальные государства. Раннефеодальные империи базировались на военно-политическом начале, государство 16-18 вв. – на интеграции отдельных территорий – в результате интенсификации торговых связей, которая привела к образованию внутреннего рынка. Возросла роль государства (его политики) в области законотворчества о рынке, конкуренции, защите прав собственности, развитии сельского хозяйства, промышленности, транспортной инфраструктуры, внешней торговли и др. Для реализации этих возможностей нужны были деньги для организации крупномасштабного производства, соответствующая институциональная среда (законы и пр.) и инфраструктура – рыночная (дороги, логистика) и социальная (образование, здравоохранение, жилье), эффективная банковская система, стабильная денежная система. Оказалось, что все перечисленное к тому времени - пусть в недостаточно развитом виде - уже существовало. Поэтому, по крайней мере, в Западной Европе, все было готово для запуска процесса индустриализации – естественного процесса. В других странах, вставших на путь индустриализации гораздо позднее или не имевших всех необходимых условий для запуска индустриализации, использовался чужой опыт, чужие ресурсы и создавались с помощью государства (сверху) новые институты. Рассмотрим не технические факторы, обеспечивающие всякую индустриализацию подробнее. 3. Закономерности индустриализации. Несмотря на различия индустриализации в разных странах, существуют некоторые общие закономерности этого процесса. Так, для индустриализации - строительства заводов и фабрик - необходимы следующие условия: - наличие больших денег, - возможность роста внутреннего и внешнего спроса, - наличие крупных источников сырья – своих или доступных чужих, - экономически свободная рабочая сила, - транспортная сеть, -институциональная среда, - геополитическая экспансия, - социальный мир в стране, - развитие науки и техники, - удачное стечение обстоятельств. Рассмотрим каждое из условий в отдельности. 3.1 Источники больших денег Большие деньги для индустриализации - могут накапливаться в руках немногих в стране в течение длительного времени (страны Западной Европы 16-18вв.) – этот процесс называют первоначальным накоплением капитала, - можно взять из государственного бюджета (царская Россия), - можно получить, пустив в страну иностранные инвестиции (Китай, Гонконг), - можно взять в долг у международных банков (Бразилия, Аргентина), - можно ограничить внутреннее потребление в стране: большие налоги, займы, общественные работы, бесплатный труд заключенных и др. - можно получить в результате потока нефтедолларов от экспорта нефти, на которую сильно выросли цены (страны ОПЕК и др. страны). 3.1.1. Предпосылки и источники первоначального накопления капитала в странах Западной Европы Предпосылками были: - войны и связанный с ними грабеж других народов (контрибуция, дань и др.), - грабеж колоний (вывоз богатств, специалистов, рабочей силы, сырья и др.), пиратство, - неэквивалентный обмен во внешней торговле (купеческий капитал), - эксплуатация своего населения (налоги, принудительные бесплатные работы и пр.) – принудительное ограничение потребления широких слоев населения и сосредоточение богатства в руках немногих, 2.2.Рост внутреннего и внешнего спроса наблюдается в связи со следующими факторами: - с ростом расслоения населения растут потребности богатых, - с образованием централизованных государств отменяются внутренние таможенные пошлины – ограничители торговли, - в результате великий географических открытий увеличивается спрос на продукцию западно-европейских стран – они могли производить то, что не умели делать в Индии, Китае, Латинской Америке, Японии. 2.3. Институциональная среда подразумевает: - стимулирование государством предпринимательства: поддержка научных исследований в области техники и технологии, развитие системы образования, в том числе для бедных (начальные школы, школы при фабриках) – только образованное общество способно воспринимать и использовать научно-технические достижения, поддержание конкуренции, развитие банковской системы, обеспечивающей доступное кредитование для предпринимателей, государственные займы (внутренние и внешние) для реализации крупных национальных строительных и других проектов (каналы, порты, судоверфи и др.), поддержка создания товарных бирж, защита частной собственности, создание удобной для бизнеса денежной системы (ценные бумаги, безналичные расчеты) и др. Добротная институциональная среда сокращает транзакционные издержки – издержек сделок. 2.4. Наличие крупных источников сырья – своих или доступных чужих. В 18-19 вв. источником энергии (тепловой) был каменный уголь (паровые машины, паровозы, пароходы и пр.), а главным материалом – железо. В 20 в. главным источником энергии стали нефть и газ, а главным видом энергии – электрическая. У стран Западной Европы, России были для индустриализации свои каменный уголь и железная руда. У Японии этих ресурсов не было, но она их импортировала из азиатских стран – проблем никогда не возникало, как, впрочем, и у других стран, лишенных энергоресурсов – сегодня и нефти на всех хватает, другое дело, что может расти цена. 2.5. Наличие экономически свободной рабочей силы – отсутствие рабства и крепостничества. Экономически свободная рабочая сила мотивирована к труду, ответственная, может иметь высокую производительность, может заниматься техническим творчеством и рационализаторством, может сама себя контролировать. В результате снижаются издержки собственно производства и издержки на контроль. Заключение договоров о найме работников сокращает транзакционные издержки – отношения между работополучателем и работодателем формально – по закону - организованы. 2.6. Наличие транспортной сети снижает уровень средних общих издержек на производство и реализацию продукции за счет снижения транспортной составляющей. 2.7. Геополитическая экспансия – экономическая и военная. Поскольку фабричное производство – это массовое производство стандартизированной продукции, и с ростом объема производства наблюдается положи тельный эффект масштаба производства (снижаются средние общие издержки), то для реализации нужен больший спрос. В своей стране он при монопольной, олигопольной и картельной моделях рынка (цены больше или равны половине запретительной цены) – именно эти модели рынка характерны для наиболее быстро развивающихся богатых и высокоинвестиционных отраслей промышленности (нефтехимия, металлургия, машиностроение, автомобилестроение, фармацевтика ) - спрос быстро удовлетворяется, и для получения максимума прибыли бизнесу нужно выходить на международные рынки. Это экономическая экспансия. Экономическая экспансия может быть связана и с экономией средних издержек при международной специализации и кооперации не только на уровне отдельных отраслей и готовых продуктов, но и на уровне отдельных деталей и операций. Военная геополитическая экспансия связана с войной – производством и поставкой стандартизированного оружия и боеприпасов. 2.8. Наличие социального мира в стране подразумевает отсутствие гражданской войны, конфликтов на религиозной, этнической и расовой почве. Социальный мир в стране обеспечивает прозрачность хозяйственных связей в обществе и тем самым снижает транзакционные издержки. 2.9. Развитие науки и техники – результат естественного развития человеческого интеллекта, стимулируемого любопытством. Философия, включающая в себя математику, физику, логику, астрономию, попытки выстраивать идеологию/теорию мироздания/религию были характерны и для древнего общества. К 17-18 вв. особое развитие получили физика, математика и механика – именно они нужны были для создания машин и оборудования. 2.10. Удачное стечение обстоятельств тоже можно считать фактором индустриализации страны. Напр., Англия выиграла у Франции первенство в индустриализации в том числе и потому, что французская революция и наполеоновские войны напугали французских буржуа, и французский капитал пришел в Англию, увеличив ресурсный потенциал индустриализации. Еще пример: страны ОПЕК стали индустриальными, получив поток нефтедолларов после того, как по инициативе и под руководством президента Египта Насера создали свои национальные государства (до этого были кочевниками, нефть на их территории добывали англичане), объединились в картель и подняли цены на нефть на мировом рынке в 10 раз. 3. Ошибки государственной политики в период первоначального накопления капитала, сделанные Испанией и Португалией Ошибка 1: давать монополию своим (родственникам, друзьям, фаворитам) на экспорт, импорт, строительство, торговлю, перевозки. Напр., испанский король дал одной купеческой гильдии монопольное право на экспорт сырой шерсти, другой – монопольное право на торговлю с Алжиром. Монополисты повышают цены, ограничивают конкуренцию, плохо используются имеющиеся у страны ресурсы (монополии, пользуюсь правилом максимума прибыли MC=MR, имеют незагруженные мощности, занятость населения сокращается - неэффективное производство), не растет ВВП – нет денег на индустриализацию. Ошибка 2: войны - требуются большие средства на ведение войны, растут налоги с крестьян, ремесленников, купцов и др., что ведет к росту цен и сокращению объема производства/ВВП - нет денег на индустриализацию. Призывы в армию, обслуживание армии, военные действия отвлекают ресурсы (людские, финансовые, материальные) от создания ВВП – ВВП сокращается - денег на индустриализацию нет. Займы могут привести страну к банкротству и зависимости от других стран. Займы у своих банкиров приводят к закрытию банкирских домов, разрыву финансовых связей между странами. Индустриализация будет проблематична и в будущем. Ошибка 3 (Португалия и Испания): государственный контроль над ценами вызывает дефицит и спекуляцию, рост цен, торговля монополизируется, падают закупочные цены на сельхозпродукцию крестьян, сокращаются пашни, растет дефицит продовольствия, государство разрешает беспошлинный импорт продовольствия, крестьянство полностью разоряется, мелкий и средний бизнес разоряется, дефицит всего растет – индустриализация ни кому не нужна. Лучше всех проводили государственную политику в период первоначального накопления капитала Англия и Голландия. 2. Специфика индустриализации в Англии В Англии первые машины появились в хлопчатобумажном ткацком производстве, поэтому английскую индустриализацию называют «ситцевой». Одежда из ситца была популярна во всех слоях общества. Хлопок привозили из Индии, Китая, Персии – там было сырье, но не было еще ткацких станков. Потом стали развиваться шерстяное ткачество, бумажная промышленность и полиграфия. Финансовые затраты на создание этих отраслей гораздо меньше затрат на металлургические заводы, судоверфи для строительства океанских судов, на железнодорожный транспорт (рельсы + вагоны). Нехватка в начале индустриализации финансовых ресурсов на металлургию обусловила соответственно и нехватку металла. Только по мере накопления средств в этих отраслях стали массово строиться железные дороги и океанские суда – позднее, чем в других странах. В результате первого этапа индустриализации произошло: - перераспределение занятости в экономике: в промышленности было занято 50%, в сельском хозяйстве – 15% (основная доля сельскохозяйственной продукции приходилась на крупные фермы с наемными работниками), остальные 35% были заняты в строительстве и сфере услуг (банки и торговля). Соответственно в городах жили 85% всего населения; - в 10 раз снизились транспортные расходы за счет создания в стране единой транспортной системы; - выровнялись условия экономического роста в разных регионах страны, тем самым была снята проблема емкости внутреннего спроса. Стимулировала индустриализацию и государственная политика: - страна отказалась от аграрного протекционизма – разрешила импорт сельскохозяйственной продукции, тем самым снизились цены на нее. Снижение цены вело к снижению дифференцированной земельной ренты первого рода и росту предпринимательской прибыли. Дифрента 1, вспомним является результатом естественных различий в качестве разных участков земли, ее получают землевладельцы. Соответственно власть в обществе феодалов сократилась. Что касается предпринимательской прибыли, то это дифрента 2, которая возникает в результате искусственного улучшения качества земли в результате дополнительных инвестиций. Поскольку дополнительные инвестиции производят арендаторы, то выросли именно их доходы. Именно эти доходы и позднее пошли на продолжение индустриализации – развитие тяжелой промышленности – металлургии и пр. В результате темпы индустриализации увеличились; - Англия отказалась от протекционизма (запрет ввоза) не только в сельском хозяйстве, она перешла к новой внешнеэкономической политике – фритредерству (свободная торговля): разрешила все ввозить и все вывозить. Отмена таможенных пошлин на импорт обостряла конкуренцию и стимулировала процесс индустриализации в стране. К 1870г. Англия стала лидером мировой экономики. Лидерство Англии выразилось в следующем: - Англия производила 1/3 промышленной продукции мира, -английская продукция была высоко конкурентоспособной вследствие таких факторов, как: • низкие цены на продукцию (напр., цена пряжи была в 12 раз ниже, чем в той же Индии), что объяснялось высокой производительностью труда при машинном производстве; • большим положительным эффектом масштаба производства при массовом выпуске. Дело в том, переход к фритредерству позволил Англии работать на спрос колоний, которые по территории были в 75 раз больше самой Англии, а по населению в 6 раз; - фунт стерлингов стал мировой валютой, он обменивался на золото. Англия стала мировым кредитором и мировым инвестором. Помимо больших доходов от инвестиционной и кредитной деятельности, Англия получала еще и так называемый «эмиссионный доход» – доход от эмиссии своей валюты. *Примечание. Эмиссионный доход имеет только та страна, чья валюта является мировой. Доход образуется следующим образом. Напр., английские фунты стерлингов как мировая валюта были нужны всем. Чтобы их получить, нужно было что-то продать Англии за фунты. Печатать фунты Англии ничего не стоило, но за них она получала товары – получается, бесплатно. Это и есть эмиссионный доход. Сейчас такой доход получают США от своего доллара – очень большой и Евросоюз от выпуска евро – гораздо меньший, но все же. Страны получают доход, не заработав его. 3. Специфика индустриализации Франции (самостоятельно) 4. Специфика начала индустриализации в России в 18 – середине 19вв. Россия долгое время была феодальной страной. Государство пыталось преодолеть экономическую отсталость путем реформ – сверху. Ведущую роль в экономике играло сельское хозяйство. При этом использовался экстенсивный путь : осваивались земли за Уралом, в Сибири, на Средней и Нижней Волге, в Заволжье и др. Промышленная революция началась в 1830-е годы с механизации текстильного производства, с середины 19-го в. стала развиваться тяжелая промышленность. На промышленных предприятиях использовался труд крепостных. После отмены крепостного права в 1861г. число промышленных предприятий резко сократилось – некому было работать. По случайному стечению обстоятельству для закрытия текстильных фабрик была и вторая причина. Именно в э то время из-за гражданской войны в США сократился импорт хлопка в Россию. Оживление началось лишь после 1864г. с урбанизацией: к концу 19-го в. в городах жили 13 % населения страны. Города были торгово-промышленными центрами, в города шли безземельные или малоземельные крестьяне (скрытая безработица – на доход от земли нельзя прокормить семью) – многие были «отходниками» - в город шли на заработки, потом возвращались в деревню к семье. По организационно-правовой форме российские фабрики и заводы являлись акционерными обществами с участием иностранного капитала. Ответьте на вопросы: 1. Что такое индустриализация? 2. Как по-разному переходят страны к капитализму? Приведите примеры. 3. В чем заключалась малая промышленная революция 15-17 вв. в Западной Европе? 4. Почему книгопечатание называют информационной революцией? 5. Почему считается, что научные и технические открытия сами по себе не могут изменить экономику? Что, зачем еще нужно? 6. Какая новая структура общества требуется для развития капитализма? 7. * Как изменилась структура общества в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции* 8. *Как изменилась структура общества в нашей стране после того, как страна перешла к рыночной модели экономики в 1992 г.? 9. **Что происходило с идеологией в Западной Европе, в СССР в период индустриализации? Что происходит сегодня с идеологией в нашей стране? 10. Как великие географические открытия повлияли на развитие капитализма в Западной Европе?** 11. Какие могут быть источники финансирования индустриализации? 12. Как изменяется роль государства при индустриализации? 13. Почему геополитическая экспансия и рост международной торговли являются закономерностями индустриализации? 14. *Можно ли без социального мира в стране провести индустриализацию? Каким образом? 15. Почему предоставление руководством страны монополии на бизнес близким людям мешает развитию экономики? 16. Почему государство не должно устанавливать цены на всю продукцию? Тема 4: ЭКОНОМИКА ИМПЕРИАЛИЗМА Империализм – стадия развития капитализма, особая форма организации производства, когда на смену свободной конкуренции приходит монополия. Термин «империализм» впервые предложил Гильфердинг, им пользовались Гобсон, Ленин, Каутский. Пять признаков империализма (по В.И. Ленину): 1. Концентрация производства и капитала привели к монополии – эта форма организации производства играет решающую роль в экономике; 2. Слияние банковского капитала с промышленным привело к образованию финансового капитала; 3. Вывоз капитала преобладает над вывозом товаров; 4. Монополистические союзы делят мир – делят источники сырья и рынки сбыта; 5. Закончен территориальный раздел мира между крупнейшими державами. Многие из этих признаков присутствуют в нашем мире сегодня. Считается, что развитие империализма прошло три этапа: 1) Со второй промышленной революции до Первой мировой войны; 2) С потрясения Первой мировой войны до Второй мировой войны; 3) Со Второй мировой войны до распада колониальной системы. Выделение этих этапов связано с явлениями, феноменами, которые накладывали свой отпечаток на экономику, ее институты, распределение сил в мире: вторая промышленная революция, новые формы собственности, новые способы государственного регулирования, новые формы организации производства. Рассмотрим эти явления и феномены подробнее. Вторая промышленная революция В последней трети 19 в. были сделаны следующие научно-технические открытия: - электричество вытеснило пар – началась электрификация производства, транспорта, быта; - динамо-машина (Сименс, Германия, 1867); - генератор (Эдисон, США, 1888); - трансформатор для передачи электричества на расстояние (Эдисон, США, 1891); - электрическая железная дорога (Сименс, Германия, 1879); - лампы накаливания (Яблочков, Россия, 1876); - первая ГЭС на р. Ниагара (США, 1898); - ДВС (Дизель, Германия, 1893, Отто, 1977); - автомобиль (Даймлер, Бенц, Германия). Эти научно-технические открытия обусловили технический переворот экономики. Переворот выразился в следующем: - важнейшими отраслями стали отрасли тяжелой промышленности (металлургия, металлообработка), - развитие получили химическая и нефтехимическая промышленности, -появилось автомобилестроение, - был создан автоматический ткацкий станок, - появилась новая форма организации производства – конвейер (впервые был применен на заводах Г. Форда), - началась индустриализация сельского хозяйства – появились колесные и гусеничные тракторы, - в сельском хозяйстве начали применять минеральные удобрения. Технический переворот в промышленности и сельском хозяйстве потребовал новых форм организации экономики – экономики в целом, не только отдельного производства – и новых форм собственности. Новые формы организации экономики, новые формы собственности Акционерная форма собственности -преобладает. Технический переворот резко повысил (в десятки и даже в сотни раз) производительность труда. Чтобы воспользоваться его результатом, нужны были высокая концентрация производства и капитала. Дело в том, что производственный оптимум (минимум средних издержек) при использовании новой высокопроизводительной техники и технологии достигается при гораздо больших объемах производства, чем при использовании старой техники и технологии. То есть предприятия должны были быть более крупными – нужны были большие (очень большие) капиталовложения – ни один промышленник, ни один банк таких денег не имел. Такие деньги можно было получить, создавая акционерные общества – соединяя в них временно свободные денежные средства многих людей. При империализме Акционерные общества являются преобладающей формой собственности. Задание: Посмотрите историю АО (английская Ост-Индская компания 1600г., голландская Ост-Индская компания 1602г., американские АО в 30-е годы 19 в. и др.) – сама идея АО и практика их создания возникли задолго до империализма. Огосударствление экономики. Для технического переворота потребовалась не только акционерная форма собственности, но и непосредственное участие государства в капитале предприятий. Из госбюджета финансировались инвестиции в тяжелую, в обрабатывающую промышленность, в строительство транспортной инфраструктуры, в военно-промышленный комплекс. Второй формой огосударствления было государственное регулирование экономики – индикативное планирование, прогнозирование, программирование, прямое распределение ресурсов и др. Во всех странах государственное регулирование экономики по-разному называлось и осуществлялось, но везде ограничивало свободу рынка, стабилизировало экономику, направляло ее развитие – в национальных интересах – как эти интересы понимала правящая элита. Особенно актуальным государственное регулирование было во время экономического кризиса и во время войн. После Второй мировой войны государственное регулирование применяется -в том или ином виде, с теми или иными успехами - во всех странах мира. Задания: Примерами государственного регулирования могут служить американский «Новый курс Рузвельта», государственное регулирование в фашистской Германии. 1. Ознакомьтесь с «Новым курсом Рузвельта», выясните, зачем он был нужен и использование каких инструментов государственной политики предусматривалось в нем использовать. 2. Выясните, как Гитлер вывел свою страну из кризиса 1929-1933гг., выделите инструменты государственного регулирования. В чем, по Гитлеру, состояли национальные интересы Германии? Можно ли было проводить иную политику? Кооперативная форма собственности и кооперативы как форма организации производства. Кооперативы стали возникать не только в сельском хозяйстве в связи с его индустриализацией, когда требовались большие капиталовложения – подобно техническому перевороту в промышленности. Фермеры не только поняли свою значимость для экономики страны и укрепили свои позиции как экономических агентов, но и осознали, что они могут стать еще сильнее и противостоять всевластию промышленных монополий, если объединятся в кооперативы. Не в колхозы объединятся, где будет совместная земля, коровы и пр., а создадут на собственные средства некоторые организации, которые будут обслуживать каждого из них – для каждого это будет дешевле (экономия на транзакционных издержках и положительный эффект масштаба производства). Это будут кооперативы – кооперативная (совместная) форма собственности. Например: кооператив, который приобретает минеральные удобрения для всех членов кооператива; кооператив, который строит и содержит дороги; кооператив по ремонту техники; кооперативный банк, который дает кредиты, производит расчеты и пр.; кооператив по переработке продукции; кооператив по сбыту продукции, имеющий свою торговую сеть, возможно, со своим транспортом и т.д. Один фермер может состоять во множестве разных кооперативов одновременно. Подобные кооперативы создавались не только в сельском хозяйстве. Была промысловая кооперация, были кооперативы в жилищном строительстве (люди вместе строили себе дома), были потребительские кооперативы (заказывали вместе продовольствие, топливо и др.). Экономический (и не только!) смысл кооперативов: - повышается юридическая, общественная грамотность членов кооперативов, - приобретается опыт работы на рынке: с конкурентами, банками, поставщиками, потребителями, государственными организациями, - защита от монополий – могут работать кооператив с кооперативом, - нет посредников, снижаются транзакционные издержки, растет эффективность производства, растут доходы членов кооперативов, - формируется гражданское общество: люди все больше надеются прежде всего сами на себя (не на государство и не на сеньора), понимают угрозы, организуются, развиваются нормы доверия, целесообразности, взаимопомощи и др. Кооперативы никогда нигде не играли решающей роли в экономике страны, тем не менее, с ними, как правило, считались и считаются до сих пор. Так, фермерские объединения не относятся по американскому Антитрестовскому Закону к монополиям, хотя, несомненно, таковыми являются. В эпоху империализма к 1914 г. в Западной Европе насчитывалось 120 тыс. кооперативов, объединявших 20 млн. человек, в США – соответственно 600 кооперативов и 70 тыс. человек. Муниципальная собственность и хозяйство органов местного самоуправления возникают в городах и сельской местности. Они связаны не с производством, а бытом людей. Местные органы власти (муниципалитеты – выборные) на средства местного бюджета строят больницы, школы, дороги, мосты, создают и содержат коммунальное хозяйство: водопровод, канализация, центральное отопление, снабжение электричеством, газом и пр. Например, в Бирмингеме (Англия) во второй половине 19в. жители выкупили газовый завод. Коммунальное хозяйство отдельного населенного пункта представляет собой естественную монополию, которая, если бы подчинялась законам рынка, установила цену, недоступную широким слоям населения (МС=MR). Местная же власть регулирует естественную монополию, устанавливая народную (ATC=D) или справедливую (MC=D) цену – обе доступны практически всем жителям. Если естественный монополист не соглашается с подобным регулированием, то местная власть может национализировать компанию – с выкупом или без выкупа. Формы монополии Совсем не обязательно, чтобы, образуя монополию, предприниматели объединяли все свои производственные мощности, сбытовую сеть, чтобы их продукция была общей и пр. Можно объединять лишь некоторые свои активы или виды деятельности. В эпоху империализма были следующие формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн. Некоторые из этих форм монополий существуют до сих пор, некоторых больше нет, но появились совсем новые, напр., холдинг. Лекция 5: Госкапитализм: государственное регулирование в развитых странах после 2-й мировой войны Рейганомика (США) В 1970-е гг. из-за высоких цен на нефть были: -кризис -высокая инфляция - высокая безработица То есть была стагфляция. График 1 (1-2 рост цен на нефть) Рейганомика 1981-1989гг. – Идея: снижение налогов + рост госрасходов на вооружение (дефицит госбюджета покрыли внутренними займами – они выросли в 3 раза) = экономический рост Экономическая теория предложения: снижение вмешательства государства и снижение налогов на высокие доходы с 70% до 28% вызвали: -рост инвестиций - снижение издержек - снижение инфляции путем сокращения денежной массы График 2 тт. 1-2 –снижение ставки налогов; тт. 2-3 – в результате снижения цены на нефть и увеличения числа предпринимателей; тт. 3-4 – в результате сокращения денежной массы (учетная ставка ФРС выросла до 20%). Итоги: -сократилась безработица -сократилась инфляция -усилилось социальное расслоение ПОТОМ: стали стимулировать спрос путем роста кредитов и в 2008 произошел следующий кризис. Тэтчеризм (Великобритания) К 1979 г. были: -низкая производительность труда – неконкурентоспособная экономики (хуже всех в Западной Европе) - власть профсоюзов – шантажировали бизнес забастовками -налоги на доходы доходили до 83% -большие социальные расходы государства -высокая инфляция Нужно было: • изменить модель экономики: «демократия собственников»+ «живи по средствам»+ свободное предпринимательство (1,5 млн МиСБ работали, не платя никаких налогов – чтобы модернизировались и расширялись) • сократить налоги на доходы • бороться с инфляцией путем контроля за денежной массой • сократить расходы госбюджета (на госаппарат, жилищное строительство, социальные программы – не поддерживать банкротов и инвесторов, в результате ушли с рынка неэффективные предприниматели, в результате сократились издержки и соответственно упали цены – стали ниже, чем в Южной Корее) • приватизация госпредприятий (нефтяные, авиакосмические, авиатранспорт – продали ценные бумаги государства, деньги внесли в госбюджет), в результате выросла конкуренция, снизились издержки, выросла конкурентоспособность экономики • оставшийся дефицит госбюджета погасили за счет повышения косвенного налога –НДС с 7 до 15%: на бензин, автомобили, спиртное, сигареты График 3: тт. 1-2 – рост НДС, тт.2-3 – сокращение госрасходов. В результате стала большая безработица. Чтобы ее сократить: • создавали новые рабочие места за счет: преждевременного ухода на пенсию + неполная занятость • определили долгосрочные цели – на 8-10 лет • пустили иностранных инвесторов – их Японии и ФРГ График 4 (продолжение графика 3): тт. 3-4 – больше предприятий; тт. 4-5 доходы от новых рабочих мест. Успехи: • снизился уровень издержек, выросла конкурентоспособность • в 3 раза выросло число собственников – они заинтересованы в снижении издержек • инфляция сократилась • безработица сократилась • средние доходы выросли за 10 лет на 23% • стало меньше забастовок • у каждого свой дом (кто хотел и мог – выкупали у муниципалитетов) • появилась новая экономическая сила – МиСБ • здоровая экономика стала важным инструментом внешней политики Однако с 1990-х гг. все стало хуже: дефицит госбюджета + рост инфляции+ рост безработицы+ рост социального расслоения. Причины: мало НИР+ не хватало планирования+ у государства должны быть расходы! Чем отличаются подходы США и ВБ? США ВБ • рост частного предпринимательства за счет снижения налогов • вооружение из г/б • дефицит госбюджета - покрывается внутренним долгом • МиСБ • Конкуренция • Снижение госрасходв на соцпрограммы др. • Забота о росте рабочих мест • Забота о сбалансированности г/б • Больше собственников Что общего? • Либерализм • Госрегулирование • Знают о методах госрегулирования одно и то же Вывод: На экономику можно воздействовать, но у капитализма есть свои границы – конечный спрос, рост которого ограничивается расслоением людей по доходам. Ответьте на вопросы: 1. **Во все ли времена государство регулировало экономику? Зачем? 2. Когда возникает необходимость в госрегулировании в современное время? 3. Почему в 70-е годы экономика США оказалась в кризисе? *Можно ли было предвидеть и предупредить кризис? Изобразите на графике стагфляцию? 4. В чем состояла идея рейганомики? Куда шли дополнительные расходы госбюджета? Откуда брались средства? 5. Какие / чьи налоги снижали? 6. Кто выиграл от рейганомики? 7. Зачем надували кредитные пузыри? Чем закончилась рейганомика? 8. Какой была экономика ВБ к концу 70-х годов? Почему она была такой? 9. Показать на графике, как профсоюзы могут увеличить безработицу? 10. Главные идеи тэтчеризма. 11. Как поощряли в ВБ развитие малого и среднего бизнеса (МиСБ)? 12. За счет чего сократили расходы госбюджета в ВБ? 13. Что приватизировали, зачем? 14. Что сделали, чтобы не было дефицита госбюджета? 15. Почему сначала политика тэтчеризма вызвала рост безработицы? 16. Как победили безработицу? 17. Каковы были успехи тэтчеризма? 18. Долговечны ли были успехи? Почему? 19. О чем в первую очередь заботились лидеры США и ВБ, проводя новую политику? 20. **Все ли может современное государство/ госаппарат? Лекция 5: Модель догоняющего развития В ХХ в. (раньше тоже были попытки одних стран догнать более передовые) были 2 модели так называемого «догоняющего развития» ДР. Первая модель: индустриализация СССР в 30- гг., Германия в 30 и 40-е гг., страны соцлагеря – 50-60-е гг. Особенности: опора на собственные силы – экономическая изоляция – авторитарный режим, упор на развитие военного сектора (СССР, Германия) и тяжелой промышленности (во всех странах) не повысил благосостояния народа, в результате , если не открытый протест, то социальная апатия населения + стагнация и неконкурентоспособность на мировом рынке. Вторая модель: копирование постиндустриальной экономики (услуги, IT) Японией в 70-80-е гг., странами Юго-Восточной Азии (ЮВЗ) в 80-90-е гг. Особенности: - бо´льшая естественность процессов – не надо столь большого политического давления - зависимость от внешних факторов – в том числе от развития постиндустриальных стран. Обе модели не достигли технологического и экономического уровня развитых стран. Причины провала второй модели 1.Односторонность индустриального развития в ЮВА – машиностроение и электроника: на западные патенты недорогие товары повседневного спроса – в основном не для себя, а на экспорт. Напр., в 80-е гг. 82% мотоциклов в мире, 80,7% домашних видеосистем, 66% ксероксов – японские. В Малайзии доля занятых в электронной промышленности в 80-е гг. -21%, в экспорте этой продукции принадлежит 44%. Тайвань занимал 5-е место в мире по производству микропроцессоров. Проблема: национальный рынок не может поглотить всю продукцию (мало населения, небольшие доходы). Напр.: в Ю.Корее эксплуатируется 165 тыс. легковых автомобилей, только один завод выпускает 300 тыс. легковых автомобилей в год. Сингапур, Малайзия, Гонконг производят электронной техники в 6-7 раз больше каждый год, чем нужно самим. Проблема естественная – производство высокотехнологичной продукции требует глубокого разделения труда и, чтобы быть экономичным, нуждается в большом положительном эффекте масштаба пр-ва. 2.Недопотребление населения. Причины: - начинали с низких доходов: 300$ на одного человека в год в Китае, Вьетнаме, Лаосе; в развитых странах в 90-е гг. 1 час труда промышленного рабочего = 12-30$, а в Китае и Индии 3$, во Вьетнаме до 15$ в день (8-10 часов); -индустриализация нуждается в большом капитала/ накоплении /сбережении + низкие издержки на зарплату - средний класс малочисленный: доходы 10% высокооплачиваемых в 90-е гг. выросли в 3 раза, доходы 10% самых бедных не изменились. Доля семей со средними доходами в Индонезии 4%, в Тайланде 7,6%, в Ю.Корее 10,5-11%. Стандарт потребления на семью в западном мире 25000$, в мире таких семей 181 тыс. Из них живет в США 76%, в Китае + Ю.Корее+ Тайване + Тайланде + Индии (всего населения в 6 раз больше, чем в США) – 25%. В результате внутренний спрос в ЮВА ограничен, экономическое развитие неустойчиво. 3.Преобладание экстенсивных методов развития – эк-ий прогресс внутренне ограничен. А)Высокая доля сбережений /накоплений – до 50% в Китае. В западных странах в 90-е гг. стабильность развития была обеспечена за счет роста потребления гражданами материальных и информационных благ (кредиты), доля накопления в НД все время сокращалась (печатали $). В ЮВА ускоренная индустриализация проводилась за счет низкого потребления и высокого сбережения/ накопления. Б)Дополнительная рабочая сила бралась из - крестьян и ремесленников - женщин, детей - за счет удлинения рабочего дня (2,5 тыс. часов в год, в Европе 1,5 тыс. час/год). До кризиса 1997 г. экономика в ЮВА развивалась экстенсивно: доля роста производительности труда в экономическом росте была не более 1,2%, в то время как во Франции 60%. Это было небывалое увеличение затрат труда и капитала, а не повышение эффективности производства – в постиндустр-ых странах главный фактор производства – человеческий капитал (творчество, знания, наука). 4.Гипертрофированный рынок капитала в 80-90-е гг. углублял односторонность экономики – строились сборочные цеха международных компаний. Напр., в Ю.Корее пр-во ПК выросло в 80-е гг. в 20 раз, западные лицензии при этом составляли 95%, отечественные детали - 15%. Это усилило зависимость от западных поставок. С 70-х гг. сохраняется не самодостаточный характер развития – все время нужны дополнительные иностранные инвестиции. Напр., иностранные прямые капвложения выросли в 1987-92 гг. в Тайланде в 12-15 раз, и Индонезии в 26 раз. Этот рост инвестиций больше роста ВВП, в этом случае не нужен рост эффективности производства (экстенсивный рост). Страны-лидеры ДР в ЮВА (Япония, Сингапур, Гонконг и Тайвань) стали наращивать собственные прямые инвестиции в других странах ЮВА. Напр., в 1993г. их инвестиции в Тайланд составили 59,7% от всех иностранных в этой стране; в 1994 г. в Малайзию – 62%, во Вьетнам в 1995г 68%. В 1994-96 гг. прямые иностранные инвестиции стран лидеров ДР в ЮВА росли в страны-соседи на 30% в год. Это был большой риск. США это поняли и оставили долю своих прямых инвестиций в эти страны на уровне 6-11%. Еще больше росли портфельные инвестиции (деньги, вложенные в ценные бумаги компаний для игры на фондовой бирже). Напр., их объем в 1990 г. составил 2 млрд. долл., а в 1994 – уже 44 млрд. долл. – это капитализация компаний – стоимость их активов по курсу ценных бумаг (если курс упадет, то компании не будет – ее ценные бумаги кто-нибудь купит чужой). Переоценка национальных активов составляла 300% - это фиктивный капитал. 5.Самый важный фактор не самодостаточности стран с ДР – их зависимость от экспорта собственной продукции. Ориентация на экспорт – идеологическая основа азиатской модели индустриализации. В постиндустриальных странах на экспорт идет только 7-8% ВВП. В Китае 21,2%, Ю.Корее 24,4%, в Тайване 42,5%, Малайзии 78,8%. В Западную Европу и США страны ЮВА экспортируют 45-60% своего экспорта. В это же время развитые страны экспортируют в страны ЮВА 4-16% своего эеспорта, только Япония – 30%. Страны ЮВА, экспортируя свою продукцию часто по демпинговым ценам, при этом все время нуждаются не только в закупке дорогих комплектующих, но и закупке новых технологий и патентов – чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке. В результате у всех дефицитный платежный баланс, который они заполняют новыми кредитами на западе. В результате кризис становится неизбежным – он и случился в 1997 г. Таким образом, вторая модель ДР сопровождается - зависимостью от импорта западных технологий и капитала, -зависимостью от экспорта в западные страны. То есть: продвинуться можно лишь на столько, насколько позволит запад. 6.Абсолютная технологическая и интеллектуальная зависимость от запада. Это результат неразвитости среднего класса: образованность в ЮВА не является ценностью, творческая деятельность не является потребностью – ни людей, ни бизнеса. Напр.,30% японских управляющих не учились в колледжах, в то время как в США 60% топ-менеджеров имеют докторские степени. В Китае, Тайланде, Индонезии школу посещают 40-50% детей. В вузы в США идут 65% выпускников средних школ, в Малайзии – 12%. Индустриальная модель прогресса не делает инвестиции в образование выгодными – зарплата образованных не выше необразованных. Поэтому талантливая молодежь ЮВА, получив образование на западе, обычно не возвращается домой. Страны ЮВА достигают уровня индустриализации запада 50-х гг. В них нет новаторства и высокого образования – именно было источником взлета западных стран в 90-е гг. Государство в странах ДР ЮВА - инициировало ДР - давало огромный льготный кредит национальным корпорациям - поощряло недопотребление – направляло сбережения граждан в определенные банки, управляло инфляцией -ответственно за использование экстенсивных методов индустриального развития -дотировало крупнейшие предприятия, хотя их эффективность была низкой -давало кредиты на развитие экспортного производства, проценты по которым были в 2 раза ниже учетной ставки процента и в 4 раза ниже средней цены кредитов банков реальному сектору -стимулировало поток иностранных инвестиций -ограничивало свободную конкуренцию на внутреннем рынке -создало огромную малоэффективную бюрократию. Напр., в Японии 170 тыс. фермеров и 420 тыс. управленческих работников и 90 тыс. персонала Министерства по делам сельского хозяйства и рыболовства. Это тормоз экономического развития (в Ю.Корее) и прямая угроза экономической безопасности страны (в Индонезии). ДР не решает проблемы: -невосприимчивость экономики и людей к НТП -пренебрежение к формированию собственной исследовательской базы и переходу к интенсивному типу экономического роста -зависимость от западного рынка капитала и технологий -отсталость социальной структуры -высокая норма сбережений – нет среднего класса -нет собственного интеллектуального потенциала -потеря традиционной культуры, без обретения новой чужой -социальное расслоение по доходам и месту в жизни ВЫХОД: решать собственные национальные задачи. Надо быть лучшим или уникальным. Напр., создать ПК на живой молекуле. Наука требует преемственности (Германия потеряла ее и до сих пор не нашла). Ответьте на вопросы: 1. Всегда ли люди хотели кого-то догнать? Какая была мотивация? 2. Чем различаются две модели догоняющего развития? 3. Почему не удалась первая модель? 4. Заинтересованы ли развитые страны в том, чтобы их кто-то хотел догнать? 5. Почему вторая модель может быть более успешной, чем первая? 6. Для кого производят продукцию догоняющие страны? Почему? 7. Когда разделение труда в стране может быть глубоким? 8. Почему в догоняющих странах преобладают экстенсивные методы развития? Что тормозит технический прогресс? 9. За счет чего в догоняющих странах растут затраты труда? 10. Ведет ли увеличение затрат труда и капитала в догоняющих странах к росту эффективности производства? Почему? 11. Какой главный фактор производства в развитых странах? 12. Каковы были последствия гипертрофированного рынка капитала в 80-90-е гг. в странах ЮВА? Объясните. 13. Почему большой рост прямых иностранных инвестиций создаёт для экономики принимающей страны большой риск? 14. Что такое фиктивный капитал? Как он образуется? 15. Кто больше экспортирует продукции: развитые или догоняющие страны? 16. Почему у всех догоняющих стран платежный баланс дефицитный? 17. От кого зависит то, насколько могут продвинуться догоняющие страны? 18. Что является причиной абсолютного технологической и интеллектуальной зависимости догоняющих стран от развитых? 19. Почему индустриальная модель развития не делает инвестиции в образование выгодными? (Почему образованные и необразованные в догоняющих странах получают одинаково? Чем это плохо?) 20. Какого уровня развития западных стран достигли сегодня страны ЮВА? 21. Кто определяет, прокладывает путь догоняющего развития страны? 22. Как государство догоняющих стран может способствовать догоняющему развитию? (назовите 4 меры – или больше) 23. Что государство может делать неправильно при движении страны по пути догоняющего развития? 24. Какие проблемы не решает путь догоняющего развития? Эссе: Как правильно, по-Вашему, развиваться стране? Лекция 6: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И РОССИИ Главная особенность развития мировой экономики: Глубинные сдвиги – формируется новая модель экономического роста: 1) Драйвером выхода из последнего кризиса 2007-8 гг. являются США, а не Китай. В США увеличились темпы роста, сократился дефицит госбюджета, уменьшилась безработица, перестали печатать доллары - доллар укрепился (экономика укрепилась); 2) Структурный сдвиг в стороны доминирования высокотехнологичных компаний (информационные технологии, биотехнологии), их капитализация (курс акций) выросла больше, чем компаний других отраслей, 9 из 10 мировых лидеров компании США. Снизилась роль сырьевых и обрабатывающих производств. У Китая внутренние факторы роста - новая модель роста – ориентация на внутренний спрос, а не на внешний – не на экспорт. Экономика еврозоны больная, главная проблема: при единой валюте (евро) нет единой финансовой системы. ЭС может расти только вслед за США. «Новая нормальность»: 1) Низкие темпы экономического роста– до 2007 были высокие в результате новой волны НТП и низкого (специально) процента по кредитам для инвестиций. Теперь эффект от инвестиций намного снизился. Для роста экономики нужны: институциональные реформы (законы, организации, инструменты регулирования) – ориентированные на солидарность, и сокращение диспропорций при распределении – больше справедливости. 2)Инфляция – больше не главная угроза в развитых странах, гораздо важнее контроль за движением капитала (импорт и экспорт капитала) - чтобы: - была макроэкономическая стабильность: амплитуда циклических и конъюнктурных (спрос на отдельные виды продукции) колебаний должна быть низкой, - финансовый сектор был устойчивым – не было резких колебаний курса акций, валюты, - условия для инвестиций были благоприятными (риски бизнеса нужно снизить) – нужны институциональные реформы – чтобы повысить эффективность экономики и снизить коррупцию – предпринимаемые меры нигде не являются пока эффективными. 3)Возможна деглобализация: а) в странах с развивающимися рынками выросла зарплата, есть современные технологии (импортные в основном), можно производить высокотехнологичную продукцию для себя – есть свои покупатели, а экспортировать с ростом издержек сложно. В результате торговля между странами может сократиться; б) в развитых странах реиндустриализация – новые отрасли, производства на базе дешевых энергоресурсов («революция энергетических цен»), невысокой доли зарплаты в стоимости продукции – при абсолютно новых технологиях и материалах. Эффект достигается только при условии минимальных логистических, транспортных, транзакционных издержек – при близости университетов, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных организации и близости потребителей – на отдельных территориях (технопарки, кластеры и пр.) 4)В развитых странах обозначилась не только проблема неравенства доходов, но и неравенства сбережений: предложение высоко концентрированных сбережений больше спроса на них, в результате инвестиционные ресурсы подешевели. Нужна совсем новая кредитно-денежная политика с новыми инструментами регулирования экономического развития – чтобы избежать длительной стагнации (без экономического роста) при низкой инфляции. Нужно пересмотреть «Вашингтонский консенсус». Россия: социально-экономические тренды Кризисы, проблемы: - глобальный структурный кризис - не вписались в глобализацию – в систему международного разделения труда - кризис модели экономического роста – до 2012 рост был основан на росте потребительского спроса (рост доходов в результате роста цен на нефть) и наличии незагруженных производственных мощностей - рост внешнеполитической активности вызвал геополитические изменения и санкции против России - шок от финансовых санкций – нет средств для инвестиций (ни рублевых, ни долларовых), для покупки новых технологий - валютный кризис – падение курса рубля в 2 раза - шок от падения цен на нефть – рост цен, падение реальных доходов населения - сокращение инвестиционной активности (отток капитала) – плохой инвестиционный климат, не будет экономического роста в ближайшие годы - демографический кризис – сокращение населения трудоспособного возраста Каждая из проблем решаема, но вместе одновременно они не решаемы – для их решения нужны прямо противоположные меры государственного регулирования. Политика доминирует над экономикой – так бывает при кризисах и трансформациях экономики и общества. Идеология: Произошел идеологический разрыв с Западом, нас нет в G8 (Крым только предлог); в БРИКС нам важно, чтобы США не объединились с Китаем. Формируется модель «особого пути», «особенность» еще не определена: консервативный западный путь (европейский национализм 19 в.) или не западный путь (вариант восточного)? В 2000-е гг. необходимым признавалось инновационное развитие, потом модернизация, сегодня импорт замещение. Есть трудности с импортозамещением: замещение может быть сильно дороже, не все мы можем заменить, у нас нет необходимой диверсификации производства – разделения труда, чтобы производить некоторую номенклатуру изделий. Задачи: - борьба с инфляцией снова становится главной. - поддержание конкуренции - повышение эффективности инфраструктурных (естественных) монополий – они должны стать источником роста, а не инфляции, как сегодня - сокращение административных барьеров для бизнеса, в том числе малого и среднего - правовая защита бизнеса Кризис можно использовать для модернизации экономической и общественной жизни. Ответьте на вопросы: 1.Что сегодня формирует новую модель экономического роста? 2.Что означает «новая нормальность»? 3.Что сегодня важнее борьбы с инфляцией? 4.Почему возможна деглобализация в мире? 5.Какие проблемы есть у экономики России? 6.Можно ли их решить? 7.*Нужна ли стране идеология? 8.В чем состоит трудность импортозамещения в нашей стране? 9.Какие стоят задачи перед экономикой нашей страны? 10.*Есть ли у кризиса положительные моменты?
«Экономика древнего мира» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot