Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4 (5 курс ПГС)
Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные
производственные здания.
Промышленные здания в зависимости от этажности могут быть
одноэтажными и многоэтажными. В современной практике преобладают
одноэтажные здания (80% от общего объема строительства), так как они
имеют определенные преимущества: лучшие условия для размещения
оборудования, организации производственных потоков, применения
транспортных и грузоподъемных устройств. В одноэтажных зданиях
обеспечивается большая маневренность при изменении технологического
процесса.
По характеру застройки территории промышленного предприятия
одноэтажные промышленные задания подразделяются на здания сплошной
и павильонной застройки.
Здания сплошной застройки представляют собой многопролетные корпуса
большой ширины и длины. Такие здания бывают либо бесфонарные,
рассчитанные
на
искусственное
освещение
и
проветривание
производственных помещений, либо с устройством различных систем
верхнего света и аэрации, обеспечивающих естественное освещение и
проветривание. Здания сплошной застройки, как правило, имеют
внутренний водоотвод с многоскатной или плоской кровлей.
Здания павильонной застройки имеют сравнительно небольшое количество
пролетов, обеспечивающих боковое освещение естественным светом и
проветривание с забором воздуха через проемы в стенах и вытяжку через
аэрационный фонарь или шахты в кровле. Водоотвод часто устраивают
наружный. К этому типу зданий относятся основные производственные
корпуса некоторых отраслей промышленности, к которым предъявляются
повышенные требования с точки зрения освещения и проветривания
(химия, металлургия и др.), а также подсобные и складские помещения
(см. Дятков С.В., Михеев А.П. «Архитектура промышленных зданий»
М.:АСВ, 1998г. Стр. 37-65 «Освещение и воздухообмен в промышленных
зданиях»).
К достоинствам павильонной застройки относятся: лучшие условия
санитарно-гигиенического
режима,
меньшая
пожароопасность,
возможность большей изоляции цехов с производственными вредностями,
пожаро – и взрывоопасных.
В зависимости от характеристики технологического процесса одноэтажные
промышленные здания по объемно-планировочному решению могут быть
пролетного, ячейкового, зального и комбинированного типа.
Здания пролетного типа применяются в тех случаях, когда
технологические процессы направлены вдоль пролета. Размеры пролетов
выбираются в зависимости от характера технологического процесса и
габаритов технологического оборудования и изделий.
Размеры пролетов – от 12 – 36 м и более.
Шаг внутренних опор – 6, 12 м и более, но кратен 6 м. Пролетный тип
здания характеризуется преобладанием пролета над шагом колонн.
В бескрановых зданиях без подвесного оборудования и с подвесным
подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью до 5 т
применяется сетка 12 х 6, 24 х 6, 18 х 12, 24 х 12 м. В зданиях,
оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т
включительно применяют сетку: 18 х 12, 24 х 12, 30 х 12, 36 х 12 м.
Оптимальной для большинства производств является сетка 18 х 12 или 24
х 12 м. При проектировании одноэтажных промышленных зданий следует
учитывать, что укрупненная сетка колонн позволяет лучше использовать
производственную
площадь,
способствует
большей
гибкости
производства. Транспортная связь между отдельными участками в зданиях
пролетного типа достигается при помощи мостовых и подвесных кранов.
Конвейеров или напольного транспорта.
Здания зального типа характеризуются большими пролетами (от 36 до 100
м и более). Применяется этот тип здания, когда необходима большая
производственная площадь без внутренних опор (например, ангары,
эллинги
и
т.п.).
Большие
пролеты
залов
перекрываются
пространственными конструкциями. Пролет и шаг колонн каркаса в
зданиях зального типа применяется кратным 6 м.
Здания зального типа получают в последнее время распространение в
отраслях промышленности, в которых технологический процесс не связан
с крупногабаритным оборудованием или продукцией. Это объясняется
тем, что большие размеры производственных помещений позволяют
свободно использовать пространство, то есть размещать любые
технологические процессы.
Здания зального типа с укрепленной сеткой колонн (24х12, 30х12 м),
позволяют располагать в них сборно-разборные многоэтажные этажерки
для размещения технологического оборудования. Здания со сборноразборными этажерками имеют более легкие перекрытия по сравнению с
многоэтажными, благодаря чему снижается вес здания, а следовательно
стоимость строительства. В зданиях с крупной сеткой колонн легко
осуществлять модернизацию, изменять технологический процесс, внедрять
новую технологию без перестройки основных конструкций зданий.
Развитие массового и непрерывного поточного производства часто требует
размещение технологических линий и движения транспорта в двух
взаимно перпендикулярных направлениях. Мостовые краны не
обеспечивают этого. Поэтому необходимо переход на другой более гибкий
– подвесной или напольный – транспорт. В связи с этим появляется новый
вид здания сплошной застройки с квадратной или близкой к этому сеткой
колонн и одинаковой высотой до низа покрытия с подвеской к нему
подъемно-транспортного оборудования. Такая структура объемнопланировочного решения получила название ячейковой, а здания – гибкий
или универсальный.
В зданиях ячейкового типа наибольшее распространение имеют сетки
колонн 12 х 12, 18 х 18, 24 х24, 30 х30, 36 х 36 м.
Отличительной особенностью гибких цехов является то, что любое
существенное изменение в технологическом процессе не отражается на
конструкциях здания. Кроме того, достигается технологическая
маневренность, унификация объемно-планировочного и конструктивного
решения, повышение эффективности использования производственных
площадей, снижение стоимости строительства. Полезная площадь гибких
цехов предназначается только для размещения технологического и
транспортного оборудования. Вспомогательные помещения размещаются
на антресолях в межферменном пространстве или в пристройках.
Антресоли располагаются обычно у наружных стен здания или между
предприятиями, блокируемыми в одно здание. Антресоли могут также
устраиваться
над
подсобно-производственными
помещениями,
внутрицеховыми и в «метровой» зоне работы кранового оборудования.
Конструктивная схема антресолей – каркасная, с сеткой колонн 6 х 6 м,
при сборно-разборных конструкциях.
Здания ячейкового типа проектируют с естественным и искусственным
освещением. Характерной особенностью освещения производственных
участков в гибких цехах является применение в них так, называемых
«плавающих» систем верхнего освещения, расположение которых не
зависит от пролетов и их величины. Применение таких систем позволяет
получить равномерную освещенность по всей площади цеха.
В зданиях комбинированного типа объемно-планировочное решение
может сочетать признаки зданий пролетного типа с типом зальных,
пролетного типа с ячейковыми и т.д.
Основные положения по унификации, понятие УГС для различных
отраслей промышленности.
Унификация промышленных зданий основывается на модульной системе и
имеет две формы: отраслевую и межотраслевую.
Отраслевая унификация – унификация объемно-планировочных и
конструктивных решений Промздания в пределах данной отрасли
промышленности.
Межотраслевая унификация – создание унифицированных промышленных
зданий для различных отраслей промышленности.
Создание межотраслевой системы унификации объемно-планировочных и
конструктивных решений позволяет сократить число типоразмеров
конструкций, снизить стоимость строительства.
Для удобства унификации объем Промздания расчленяется на отдельные
части или элементы.
Объемно-планировочный элемент (пространственная ячейка) – часть
здания с размерами, равными высоте этажа, пролету, шагу.
Планировочный элемент (планировочная ячейка) – горизонтальная
проекция объемно-планировочного элемента.
Температурный блок – часть здания, состоящая из нескольких объемнопланировочных элементов, расположенных между поперечными и
продольными температурами швами или между температурами швами и
торцовой или продольной стороной здания.
Основные стадии унификации: линейная, пространственная, объемная.
Линейная унификация – унификация отдельных параметров.
Основные параметры и модули для одноэтажных и промышленных
зданий:
Пролет: 6, 12, 18, 24, 30, 36 и более.
Шаг: 6, 12, 18 и более.
Модуль: 6 м.
высота (от пола до низа несущей конструкции покрытия на опоре) – 3; 3,6;
4,2; 4,8; 5,4; 6 и более (для бескрановых зданий) высота для крановых
зданий – 8,4; 9; 9,6 и др.
Модуль по высоте – 0,6 м.
Пространственная унификация – сокращение количества сочетаний
параметров по пролетам, высотам и шагам колонн, создание
унифицированных объемно-планировочных элементов.
Объемная унификация – унификация по пути уменьшения типов зданий,
создание условий для их блокирования.
Объемная унификация осуществляется
(унифицированных габаритных секций).
на
основе
создания
УГС
Унифицированная секция является объемной частью здания и состоит из
нескольких пролетов постоянной высоты. Габариты секции зависят от
характера технологического процесса и конструктивного решения здания и
чаще всего, представляет собой температурный блок.
Длина УГС – расстояние между поперечными температурными швами,
максимальная ширина – расстоянию между продольными температурными
швами.
В зависимости от применяемых сеток колонн, а также от характера
блокирования в здании, УГС разделяются на следующие типы: 1 тип –
многопролетные для зданий сплошной застройки, рассчитанные на
блокирование секции с любой стороны. 2 тип – одно, двух и
многопролетные, блокируемые только вдоль пролета, 3 тип – одно и
многопролетные, пристраиваемые к многопролетным секциям.
а)
1
2
1
2
3
4
12
3
4
125
б)
в)
121
1
2
144
72
6
2
3
4
5
6
1
6
12
144 72
1
8
9
10
11
12
12
30
72 72
а) секции 1 типа
3
5
6
8
9
1
10
144 144
30
2
4
12
5
1
б) секция 2 типа
в) секции 3 типа
На каждую унифицированную секцию разработаны чертежи и
издания массовым тиражом, что сокращает объем проектной
документации, сроки проектирования.
Пример: а)для
предприятий
машиностроения
следующие унифицированные секции: 144 х 72, 72 х 72 м.
утверждены
12
11
б)для одноэтажных предприятий химической промышленности 72 х
72, 72 х 144 м; в)для предприятий легкой и пищевой промышленности: 60
х 24, 60 х 72, 60 х 144, 72 х 24 м и т.д.
Как уже было отмечено, практика проектирования подтверждает, что
многие унифицированные типовые секции и пролеты, разработанные для
конкретных отраслей промышленности, могут применяться и для других
отраслей т.е. УГС и УТ П могут быть межотраслевыми.
Общие
принципы
промышленных зданий.
компоновки
объемов
одноэтажных
Объемно-планировочные и конструктивные решения одноэтажных
промышленных зданий в значительной степени зависит от требований,
определенных технологическим процессом. Требования эти могут быть
различными: обеспечение кондиционированного метеорологического
режима и состава воздуха, обеспечение усиленной аэрации: обеспечение
максимальной естественной освещенности и т.д. В одних случаях
габариты изделий определяют необходимое пространство (ангары), в
других – габариты оборудования (прокатные цехи).
Несмотря на многообразие производств и соответственно объемнопланировочных и конструктивных решений зданий, можно выявить
некоторые общие принципы этих решений, справедливые для ряда
производств:
1. Блокирование в одном промышленном здании.
а) некоторых производственных помещений, обслуживающих один
технологический процесс
б) некоторых цехов с разными технологическими процессами
в) разных промышленных предприятий
г)объединение однородных вспомогательных цехов (ремонтных,
складских и т.д.) разных производительных процессов.
Опыт показывает, что с помощью блокирования возможно,
уменьшение площади заводской территории до 30 %, сокращение
периметра наружных стен на 50 %, снижение стоимости строительства на
15-20%.
Блокирование целесообразно в тех случаях, когда характеристики
технологических процессов относительно близки между собой и когда
условия строительства не вызывают при этом серьезных трудностей.
2. Принцип унификации, осуществляемый на основе УГС и УТП.
Унификация способствует повышению гибкости и универсальности
объемно-планировочных. И конструктивных решений промышленных
зданий, что имеет большое значение для ускорения научно-технического
прогресса.
Объемно-планировочные и конструктивные параметры здания не
должны стеснять или ограничивать процессы модернизации производства.
Повышение универсальности или гибкости производственных
зданий достигается за счет увеличения сетки колонн и в необходимых
случаях за счет повышения высоты помещения. Если позволяет
технологический процесс, объемно-планировочное решение должно быть
возможно проще по своей форме, т.е. быть прямоугольным в плане с
параллельно-расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В
этом случае значительно упрощается конструктивное решение,
повышается степень сборности конструкций, сокращается количество их
типоразмеров.
Важным общим принципом объемно-планировочных решений
является изоляция вредностей одних производственных помещений от
других. Производства, при которых в воздух могут выделяться ядовитые
газы, пары и пыль в концентрациях, превышающих предельно допустимые
нормы, располагаются в отдельных помещения, изолированных от других
помещений здания соответствующим ограждающими конструкциями.
Значительное влияние на объемно-планировочные и конструктивные
решения промышленных зданий оказывают природно - климатические
характеристики места строительства: температурный и ветровой режим,
количество осадков, инсоляция и др.
В суровых климатических условиях предпочтительны здания с
меньшей площадью наружных стен в целях снижения теплопотерь и,
следовательно, повышения экономичности здания в эксплуатации.
Повторяемость, скорость и направление ветров, а также
закономерности снегопереноса оказывают влияние на выбор профиля
покрытия. Характеристики светового климата определяют решение
естественного освещения, размеры светопроемов и фонарей.
Влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения
оказывают требования пожарной безопасности. В соответствии с ними
определяются: наибольшая допускаемая площадь этажа между
противопожарными преградами, требуемая степень огнестойкости
конструкций и т.д.
Помещения, опасные в пожарном отношении, следует располагать в
одноэтажных зданиях у наружных стен. Из здания на случай
возникновения пожара
необходимо предусмотреть возможность
безопасной эвакуации людей, для чего предусматриваются эвакуационные
пути и выходы.
Требования пожарной безопасности в конструктивных решениях
промышленных зданий сказываются прежде всего в устройстве
противопожарных преград (брандмауэров) и противопожарных зон.
Противопожарные преграды, выполняемые из несгораемых
конструкций, разделяют объем здания на отдельные части, ограничивая
при возникновении пожара распространение огня пределами одной части
здания.
Противопожарные зоны устраивают шириной не < 6 м. Они
перерезают здание по всей его ширине или длине. На участках
противопожарных зон – применяются конструкции из несгораемых
материалов.
Подъемно - транспортное оборудование промышленных зданий.
Для перемещения грузов внутри промышленных зданий используют
подъемно - транспортные оборудование или, иначе, внутрицеховой
транспорт.
Внутрицеховой транспорт может быть подразделен на две группы:
1)транспорт периодического действия 2)транспорт непрерывного действия.
К первой группе относятся: напольный безрельсовый и рельсовый
транспорт (автокары, автопогрузчики и т.д.), подвесной транспорт (тали,
подвесные краны), мостовые краны и др. Ко второй группе относятся
конвейеры, пневматической и гидравлический транспорт.
Выбор того или иного вида транспорта зависит от технологического
процесса и влияет на объемно-планировочное решение и конструкции
промышленного здания.
Однако целесообразно применять такие виды транспорта, которые
оказывали бы наименьшее влияние на объемно - планировочное решение и
конструктивное решение здания, т.е. отказываться, где это возможно, от
применения мостовых кранов и тех видов транспорта, которые утяжеляют
конструкции, затрудняют модернизацию технологического процесса.
Поэтому в настоящее время отдается предпочтение напольному
безрельсовому и рельсовому, конвейерному, пневматическому и
гидравлическому транспорту.
Напольный транспорт
Напольный транспорт передвигается непосредственно по полу и дает
возможность доставлять грузы в любую точку здания, не оказывает
влияние на строительную часть здания за исключением конструкции пола,
однако ведет к потере производственной площади.
Напольный транспорт подразделяется на: рельсовый, безрельсовый и
прицепной.
Рельсовый транспорт.
Направление его связано с колеей, устройство которой требует
значительных строительных работ (портальные краны, вагонетки и т.д.).
К безрельсовому транспорту относятся: автопогрузчики, тележки,
платформы и т.д.
Прицепной транспорт состоит из тягача с прицепными тележками
или платформами, которые образуют поезд.
Напольный транспорт является наиболее гибким видом транспорта.
Тали делаются с ручным приводом или электроприводом,
стационарными и передвижными. Тали закрепляются на тележке, которая
передвигается по нижней полке двутавровой балки (монорельсу).
Монорельс подвешивается к нижнему полу несущих конструкций
покрытия.
Монорельсовая дорога обслуживает лишь узкую полосу рабочего
пространства, расположенную вдоль монорельса, что является ее
недостатком и ограничивает область ее применения.
Подвесные краны (кранбалки) применяются при пролетах зданий до
30 м и относительно небольшой массе поднимаемо груза (до 10 т.). Они
состоят из основной двутавровой стальной балки, снабженной на концах
катками, которые движутся по нижней полке стальных балок (рельсов),
подвешенных к несущими элементам покрытия. По нижней полке
основной балки движется электрическая таль. Подвесные краны позволяют
перемещать грузы вдоль пролета цеха и поперек него, охватывая таким
образом всю рабочую площадь.
Мостовые краны – наиболее распространенные средства транспорта.
Грузоподъемность мостовых кранов достигает 600 т., возможные пролеты
– до 50 м.
В зависимости от грузоподъемности мостовые краны могут быть
малой (5-50 т.), средней (50-250 т.) и большой грузоподъемности (250-500
т.). Краны грузоподъемностью 15-500 т снабжаются двумя крюками, один
из которых имеет большую грузоподъемность, другой – меньшую
(Условное обозначение: пример - 30/5 т.).
Мостовые краны имеют крюки или снабжаются грейферами,
грузовыми электромагнитами, лапами и др. грузозахватными
устройствами.
Мостовые краны перемещаются вдоль цеха по рельсам, уложенным
на подкрановые балки, которые опираются на консоли колонн каркаса или
пилястры стен. При применении мостовых кранов увеличивается высота
здания и усложняется его конструктивное решение.
В зависимости от интенсивности работы мостовые краны
подразделяются на краны весьма тяжелого непрерывного действия, весьма
тяжелого, тяжелого, среднего и легкого режимов работы. Режим работы
крана определяется продолжительностью его работы в единицу времени
эксплуатации цеха.
Размещение мостовых кранов.
Размещение кранов определяется требованиями технологии. В одном
пролете можно расположить несколько мостовых кранов. Если потребное
количество кранов не удается разместить в одном ярусе, их размещают в
двух или трех ярусах. Если необходима одновременная работа на одной и
той же площади нескольких кранов, то ниже мостового крана располагают
консольно–катучие краны и консольные краны.
К специальным кранам относятся: консольно-поворотные краны,
устанавливаемые на стены или специальные колонны, козловые краны,
консольно-катучие краны и краны – штабелеры.
Многоэтажные производственные здания, их характеристика и
область применения. Конструктивные системы, унификация объемно –
планировочных параметров, понятия об УГС
Многоэтажные производственные здания составляют примерно 20%
от общего объема промышленного строительства. В настоящее время
наблюдается тенденция увеличения объема строительства многоэтажных
производственных зданий. Область их применения – в производствах с
относительно легким технологическим оборудованием, в случаях
организации технологического процесса по вертикали, а также при
ограниченных размерах территории застройки.
Основные объемно – планировочные структуры многоэтажных
производственных зданий:
- регулярная;
- регулярная, в сочетании с блокировкой с одноэтажным
производственным зданием;
- регулярная с верхним этажом большого пролета;
- нерегулярная.
Многоэтажные производственные здания регулярного типа имеют
ячейковую или пролетную структуру при сетках колонн каркаса 6х6 м, 6х9
м, 7,2х7,2 м, 7,2х9 м и др. и высота 3,6; 4,2; 4,8; 5,4 м и др. Высоты этажей
в предлах всего объема здания – одинаковые.
Блокировка многоэтажного здания с регулярной объемно –
планировочной структурой с одноэтажным зданием применяются при
сплошной
застройке
одноэтажного
производственного
здания,
способствует сокращению площади застройки, протяженности дорог и
коммуникаций и тем самым площади строительства.
Многоэтажные
здания
регулярного
типа
с
верхним
большепролетным этажом с краном получили особое распространение в
химической промышленности. Нижние этажи имеют регулярную объемно
– планировочную структуру с сетками колонн 6х6 м; 6х9 м и др., верхний
этаж имеет пролет 12,18 или 24 м, оборудован мостовым или подвижным
краном, конструкции верхнего этажа аналогично принимаемым в
одноэтажных производственных зданиях.
Разновидностью указанного типа здания является двухэтажное
производственное здание с верхним этажом, имеющим более крупные
пролеты, чем в 1 этаже. На первом этаже размещается тяжелое
технологическое оборудование, на втором – более легкое или
крупногабаритное (но легкое) оборудование. Примером может служить
Московский завод малометражных автомобилей, имеющий на первом
этаже сетку колонн 12х12 м, на втором – 12х24м.
Многоэтажные здания с нерегулярной объемно – планировочной
структурой проектируются, как правило, для предприятий горнорудной,
угольной, коксохимической промышленности и др. Высоты этажей в
объеме здания могут иметь разные значения. Нередко поперечный
профиль этих зданий имеет значительные перепады высот, обусловленные
требованиями технологических процессов, необходимостью устройства
встроенного оборудования – бункеров, резервуаров и другого подобного
оборудования больших размеров. Высота этажей в таких зданиях
колеблется в широких пределах и может быть равной 20 м и более.
Многоэтажные производственные здания могут быть малой, средней
и большой гибкости, которая в той или иной степени позволяет изменить
технологический процесс без изменения основных несущих конструкций
здания.
Здания малой гибкости имеют, как правило, ячейковое построение с
небольшими размерами пролетов и шагов и квадратной сеткой колонн –
6х6 м, 7,2х7,2 м и др. Такие здания строятся чаще всего для производств,
выпускающих малогабаритные изделия.
Здания средней гибкости имеют большие размеры пролетов и шагов.
Сетки колонн – 12х6; 18х6; 12х12 и 18х18 м. При квадратной или близкой
к ней сетке колонн междуэтажные перекрытия делаются кессонными или
безбалочными. Такие здания предусматриваются для производств,
выпускающих средне и крупногабаритные изделия легкого веса.
Здания большой гибкости строятся с пролетами 24, 30 и 36 м.
Высота несущих конструкций междуэтажных перекрытий (ферм) – 2,4-3,3
м позволяет в целях рационального использования объема здания
устраивать технические этажи, предназначенные для прокладки
коммуникаций, размещения бытовых помещений и др. Здание большой
гибкости состоит из чередующихся по высоте основных производственных
и технических зданий.
Габаритные схемы многоэтажных производственных зданий (УГС)
характеризуются количеством пролетов, их размерами, количеством
этажей и их высотами, а также наличием подъемно-транспортного
оборудования. Сетка колонн назначается в зависимости от нормативной
полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Размеры пролетов кратны 3м,
шагов – 6м. Наиболее массовые сетки колонн – 6х6 и 6х9м. Высоты этажей
назначаются в соответствии с требованиями модульной координации
размеров – кратными укрупненному модулю 6м, но не < 3м.
Конструктивные системы многоэтажных производственных зданий каркасная, стеновая, с неполным каркасом. Преобладающей является
каркасная конструктивная система.
Требования, предъявляемые к каркасам – прочность, устойчивость,
долговечность, оптимальность, экономичность.
Классификация каркасов по материалам и способу возведения –
железобетонные
(сборные,
сборно-монолитные,
монолитные),
металлические.
Железобетонные каркасы с балочными перекрытиями.
Характеристика колонн – на 1, 2, и 3 этажа, крайние и средние, для
крановых и бескрановых частей здания.
Характеристика фундаментов – монолитные и сборные,
фундаментные балки трапециевидного и таврового сечения при шаге 6 и
12м.
Характеристика элементов перекрытий и покрытий – ригели
прямоугольного сечения, ригели с полками, фермы в зданиях с
техническими этажами, плиты, плиты перекрытий ребристые и плоские с
пустотами. (С.В. Дятков, А.П. Михеев. «Архитектура промышленных
зданий АСВ», М.: 1998г. стр. 227-250).
Безбалочные сборные каркасы – характеристика
надколонными плитами, приемы раскладки плит.
колонн
с
Каркасы со сборно-монолитными безбалочными перекрытиями.
Ограждающие
зданий:
конструкции
многоэтажных
производственных
Требования, предъявляемые к ограждающим конструкциям. Стены
их крупных панелей. Номенклатура панелей. Приемы разрезки стен на
крупные панели (горизонтальная и вертикальная разрезка). (С.В. Дятков,
А.П. Михеев. «Архитектура промышленных зданий АСВ», М.: 1998г. стр.
278-309).
Стены из крупных блоков. Номенклатура блоков. Приемы разрезки
стен на крупные блоки (см. учебное пособие Мастаченко В.Н., Кодыш Э.Н.
и др. Проектирование зданий железнодорожного транспорта: Учебное пос.
– М.: УМК МПС России, 2000).
Лекция 4 (5 курс ПГС)
Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные
производственные здания.
Промышленные здания в зависимости от этажности могут быть
одноэтажными и многоэтажными. В современной практике преобладают
одноэтажные здания (80% от общего объема строительства), так как они
имеют определенные преимущества: лучшие условия для размещения
оборудования, организации производственных потоков, применения
транспортных и грузоподъемных устройств. В одноэтажных зданиях
обеспечивается большая маневренность при изменении технологического
процесса.
По характеру застройки территории промышленного предприятия
одноэтажные промышленные задания подразделяются на здания сплошной
и павильонной застройки.
Здания сплошной застройки представляют собой многопролетные корпуса
большой ширины и длины. Такие здания бывают либо бесфонарные,
рассчитанные
на
искусственное
освещение
и
проветривание
производственных помещений, либо с устройством различных систем
верхнего света и аэрации, обеспечивающих естественное освещение и
проветривание. Здания сплошной застройки, как правило, имеют
внутренний водоотвод с многоскатной или плоской кровлей.
Здания павильонной застройки имеют сравнительно небольшое количество
пролетов, обеспечивающих боковое освещение естественным светом и
проветривание с забором воздуха через проемы в стенах и вытяжку через
аэрационный фонарь или шахты в кровле. Водоотвод часто устраивают
наружный. К этому типу зданий относятся основные производственные
корпуса некоторых отраслей промышленности, к которым предъявляются
повышенные требования с точки зрения освещения и проветривания
(химия, металлургия и др.), а также подсобные и складские помещения
(см. Дятков С.В., Михеев А.П. «Архитектура промышленных зданий»
М.:АСВ, 1998г. Стр. 37-65 «Освещение и воздухообмен в промышленных
зданиях»).
К достоинствам павильонной застройки относятся: лучшие условия
санитарно-гигиенического
режима,
меньшая
пожароопасность,
возможность большей изоляции цехов с производственными вредностями,
пожаро – и взрывоопасных.
В зависимости от характеристики технологического процесса одноэтажные
промышленные здания по объемно-планировочному решению могут быть
пролетного, ячейкового, зального и комбинированного типа.
Здания пролетного типа применяются в тех случаях, когда
технологические процессы направлены вдоль пролета. Размеры пролетов
выбираются в зависимости от характера технологического процесса и
габаритов технологического оборудования и изделий.
Размеры пролетов – от 12 – 36 м и более.
Шаг внутренних опор – 6, 12 м и более, но кратен 6 м. Пролетный тип
здания характеризуется преобладанием пролета над шагом колонн.
В бескрановых зданиях без подвесного оборудования и с подвесным
подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью до 5 т
применяется сетка 12 х 6, 24 х 6, 18 х 12, 24 х 12 м. В зданиях,
оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т
включительно применяют сетку: 18 х 12, 24 х 12, 30 х 12, 36 х 12 м.
Оптимальной для большинства производств является сетка 18 х 12 или 24
х 12 м. При проектировании одноэтажных промышленных зданий следует
учитывать, что укрупненная сетка колонн позволяет лучше использовать
производственную
площадь,
способствует
большей
гибкости
производства. Транспортная связь между отдельными участками в зданиях
пролетного типа достигается при помощи мостовых и подвесных кранов.
Конвейеров или напольного транспорта.
Здания зального типа характеризуются большими пролетами (от 36 до 100
м и более). Применяется этот тип здания, когда необходима большая
производственная площадь без внутренних опор (например, ангары,
эллинги
и
т.п.).
Большие
пролеты
залов
перекрываются
пространственными конструкциями. Пролет и шаг колонн каркаса в
зданиях зального типа применяется кратным 6 м.
Здания зального типа получают в последнее время распространение в
отраслях промышленности, в которых технологический процесс не связан
с крупногабаритным оборудованием или продукцией. Это объясняется
тем, что большие размеры производственных помещений позволяют
свободно использовать пространство,
технологические процессы.
то
есть
размещать
любые
Здания зального типа с укрепленной сеткой колонн (24х12, 30х12 м),
позволяют располагать в них сборно-разборные многоэтажные этажерки
для размещения технологического оборудования. Здания со сборноразборными этажерками имеют более легкие перекрытия по сравнению с
многоэтажными, благодаря чему снижается вес здания, а следовательно
стоимость строительства. В зданиях с крупной сеткой колонн легко
осуществлять модернизацию, изменять технологический процесс, внедрять
новую технологию без перестройки основных конструкций зданий.
Развитие массового и непрерывного поточного производства часто требует
размещение технологических линий и движения транспорта в двух
взаимно перпендикулярных направлениях. Мостовые краны не
обеспечивают этого. Поэтому необходимо переход на другой более гибкий
– подвесной или напольный – транспорт. В связи с этим появляется новый
вид здания сплошной застройки с квадратной или близкой к этому сеткой
колонн и одинаковой высотой до низа покрытия с подвеской к нему
подъемно-транспортного оборудования. Такая структура объемнопланировочного решения получила название ячейковой, а здания – гибкий
или универсальный.
В зданиях ячейкового типа наибольшее распространение имеют сетки
колонн 12 х 12, 18 х 18, 24 х24, 30 х30, 36 х 36 м.
Отличительной особенностью гибких цехов является то, что любое
существенное изменение в технологическом процессе не отражается на
конструкциях здания. Кроме того, достигается технологическая
маневренность, унификация объемно-планировочного и конструктивного
решения, повышение эффективности использования производственных
площадей, снижение стоимости строительства. Полезная площадь гибких
цехов предназначается только для размещения технологического и
транспортного оборудования. Вспомогательные помещения размещаются
на антресолях в межферменном пространстве или в пристройках.
Антресоли располагаются обычно у наружных стен здания или между
предприятиями, блокируемыми в одно здание. Антресоли могут также
устраиваться
над
подсобно-производственными
помещениями,
внутрицеховыми и в «метровой» зоне работы кранового оборудования.
Конструктивная схема антресолей – каркасная, с сеткой колонн 6 х 6 м,
при сборно-разборных конструкциях.
Здания ячейкового типа проектируют с естественным и искусственным
освещением. Характерной особенностью освещения производственных
участков в гибких цехах является применение в них так, называемых
«плавающих» систем верхнего освещения, расположение которых не
зависит от пролетов и их величины. Применение таких систем позволяет
получить равномерную освещенность по всей площади цеха.
В зданиях комбинированного типа объемно-планировочное решение
может сочетать признаки зданий пролетного типа с типом зальных,
пролетного типа с ячейковыми и т.д.
Основные положения по унификации, понятие УГС для различных
отраслей промышленности.
Унификация промышленных зданий основывается на модульной системе и
имеет две формы: отраслевую и межотраслевую.
Отраслевая унификация – унификация объемно-планировочных и
конструктивных решений Промздания в пределах данной отрасли
промышленности.
Межотраслевая унификация – создание унифицированных промышленных
зданий для различных отраслей промышленности.
Создание межотраслевой системы унификации объемно-планировочных и
конструктивных решений позволяет сократить число типоразмеров
конструкций, снизить стоимость строительства.
Для удобства унификации объем Промздания расчленяется на отдельные
части или элементы.
Объемно-планировочный элемент (пространственная ячейка) – часть
здания с размерами, равными высоте этажа, пролету, шагу.
Планировочный элемент (планировочная ячейка) – горизонтальная
проекция объемно-планировочного элемента.
Температурный блок – часть здания, состоящая из нескольких объемнопланировочных элементов, расположенных между поперечными и
продольными температурами швами или между температурами швами и
торцовой или продольной стороной здания.
Основные стадии унификации: линейная, пространственная, объемная.
Линейная унификация – унификация отдельных параметров.
Основные параметры и модули для одноэтажных и промышленных
зданий:
Пролет: 6, 12, 18, 24, 30, 36 и более.
Шаг: 6, 12, 18 и более.
Модуль: 6 м.
высота (от пола до низа несущей конструкции покрытия на опоре) – 3; 3,6;
4,2; 4,8; 5,4; 6 и более (для бескрановых зданий) высота для крановых
зданий – 8,4; 9; 9,6 и др.
Модуль по высоте – 0,6 м.
Пространственная унификация – сокращение количества сочетаний
параметров по пролетам, высотам и шагам колонн, создание
унифицированных объемно-планировочных элементов.
Объемная унификация – унификация по пути уменьшения типов зданий,
создание условий для их блокирования.
Объемная унификация осуществляется
(унифицированных габаритных секций).
на
основе
создания
УГС
Унифицированная секция является объемной частью здания и состоит из
нескольких пролетов постоянной высоты. Габариты секции зависят от
характера технологического процесса и конструктивного решения здания и
чаще всего, представляет собой температурный блок.
Длина УГС – расстояние между поперечными температурными швами,
максимальная ширина – расстоянию между продольными температурными
швами.
В зависимости от применяемых сеток колонн, а также от характера
блокирования в здании, УГС разделяются на следующие типы: 1 тип –
многопролетные для зданий сплошной застройки, рассчитанные на
блокирование секции с любой стороны. 2 тип – одно, двух и
многопролетные, блокируемые только вдоль пролета, 3 тип – одно и
многопролетные, пристраиваемые к многопролетным секциям.
а)
1
2
1
2
3
4
12
3
4
125
б)
в)
121
1
2
144
72
6
2
3
4
5
6
1
2
3
5
6
8
9
4
6
1
8
9
10
11
12
12
5
1
12
144 72
1
10
144 144
12
12
11
30
30
72 72
а) секции 1 типа
б) секция 2 типа
в) секции 3 типа
На каждую унифицированную секцию разработаны чертежи и
издания массовым тиражом, что сокращает объем проектной
документации, сроки проектирования.
Пример: а)для
предприятий
машиностроения
следующие унифицированные секции: 144 х 72, 72 х 72 м.
утверждены
б)для одноэтажных предприятий химической промышленности 72 х
72, 72 х 144 м; в)для предприятий легкой и пищевой промышленности: 60
х 24, 60 х 72, 60 х 144, 72 х 24 м и т.д.
Как уже было отмечено, практика проектирования подтверждает, что
многие унифицированные типовые секции и пролеты, разработанные для
конкретных отраслей промышленности, могут применяться и для других
отраслей т.е. УГС и УТ П могут быть межотраслевыми.
Общие
принципы
промышленных зданий.
компоновки
объемов
одноэтажных
Объемно-планировочные и конструктивные решения одноэтажных
промышленных зданий в значительной степени зависит от требований,
определенных технологическим процессом. Требования эти могут быть
различными: обеспечение кондиционированного метеорологического
режима и состава воздуха, обеспечение усиленной аэрации: обеспечение
максимальной естественной освещенности и т.д. В одних случаях
габариты изделий определяют необходимое пространство (ангары), в
других – габариты оборудования (прокатные цехи).
Несмотря на многообразие производств и соответственно объемнопланировочных и конструктивных решений зданий, можно выявить
некоторые общие принципы этих решений, справедливые для ряда
производств:
3. Блокирование в одном промышленном здании.
а) некоторых производственных помещений, обслуживающих один
технологический процесс
б) некоторых цехов с разными технологическими процессами
в) разных промышленных предприятий
г)объединение однородных вспомогательных цехов (ремонтных,
складских и т.д.) разных производительных процессов.
Опыт показывает, что с помощью блокирования возможно,
уменьшение площади заводской территории до 30 %, сокращение
периметра наружных стен на 50 %, снижение стоимости строительства на
15-20%.
Блокирование целесообразно в тех случаях, когда характеристики
технологических процессов относительно близки между собой и когда
условия строительства не вызывают при этом серьезных трудностей.
4. Принцип унификации, осуществляемый на основе УГС и УТП.
Унификация способствует повышению гибкости и универсальности
объемно-планировочных. И конструктивных решений промышленных
зданий, что имеет большое значение для ускорения научно-технического
прогресса.
Объемно-планировочные и конструктивные параметры здания не
должны стеснять или ограничивать процессы модернизации производства.
Повышение универсальности или гибкости производственных
зданий достигается за счет увеличения сетки колонн и в необходимых
случаях за счет повышения высоты помещения. Если позволяет
технологический процесс, объемно-планировочное решение должно быть
возможно проще по своей форме, т.е. быть прямоугольным в плане с
параллельно-расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В
этом случае значительно упрощается конструктивное решение,
повышается степень сборности конструкций, сокращается количество их
типоразмеров.
Важным общим принципом объемно-планировочных решений
является изоляция вредностей одних производственных помещений от
других. Производства, при которых в воздух могут выделяться ядовитые
газы, пары и пыль в концентрациях, превышающих предельно допустимые
нормы, располагаются в отдельных помещения, изолированных от других
помещений здания соответствующим ограждающими конструкциями.
Значительное влияние на объемно-планировочные и конструктивные
решения промышленных зданий оказывают природно - климатические
характеристики места строительства: температурный и ветровой режим,
количество осадков, инсоляция и др.
В суровых климатических условиях предпочтительны здания с
меньшей площадью наружных стен в целях снижения теплопотерь и,
следовательно, повышения экономичности здания в эксплуатации.
Повторяемость, скорость и направление ветров, а также
закономерности снегопереноса оказывают влияние на выбор профиля
покрытия. Характеристики светового климата определяют решение
естественного освещения, размеры светопроемов и фонарей.
Влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения
оказывают требования пожарной безопасности. В соответствии с ними
определяются: наибольшая допускаемая площадь этажа между
противопожарными преградами, требуемая степень огнестойкости
конструкций и т.д.
Помещения, опасные в пожарном отношении, следует располагать в
одноэтажных зданиях у наружных стен. Из здания на случай
возникновения пожара
необходимо предусмотреть возможность
безопасной эвакуации людей, для чего предусматриваются эвакуационные
пути и выходы.
Требования пожарной безопасности в конструктивных решениях
промышленных зданий сказываются прежде всего в устройстве
противопожарных преград (брандмауэров) и противопожарных зон.
Противопожарные преграды, выполняемые из несгораемых
конструкций, разделяют объем здания на отдельные части, ограничивая
при возникновении пожара распространение огня пределами одной части
здания.
Противопожарные зоны устраивают шириной не < 6 м. Они
перерезают здание по всей его ширине или длине. На участках
противопожарных зон – применяются конструкции из несгораемых
материалов.
Подъемно - транспортное оборудование промышленных зданий.
Для перемещения грузов внутри промышленных зданий используют
подъемно - транспортные оборудование или, иначе, внутрицеховой
транспорт.
Внутрицеховой транспорт может быть подразделен на две группы:
1)транспорт периодического действия 2)транспорт непрерывного действия.
К первой группе относятся: напольный безрельсовый и рельсовый
транспорт (автокары, автопогрузчики и т.д.), подвесной транспорт (тали,
подвесные краны), мостовые краны и др. Ко второй группе относятся
конвейеры, пневматической и гидравлический транспорт.
Выбор того или иного вида транспорта зависит от технологического
процесса и влияет на объемно-планировочное решение и конструкции
промышленного здания.
Однако целесообразно применять такие виды транспорта, которые
оказывали бы наименьшее влияние на объемно - планировочное решение и
конструктивное решение здания, т.е. отказываться, где это возможно, от
применения мостовых кранов и тех видов транспорта, которые утяжеляют
конструкции, затрудняют модернизацию технологического процесса.
Поэтому в настоящее время отдается предпочтение напольному
безрельсовому и рельсовому,
гидравлическому транспорту.
конвейерному,
пневматическому
и
Напольный транспорт
Напольный транспорт передвигается непосредственно по полу и дает
возможность доставлять грузы в любую точку здания, не оказывает
влияние на строительную часть здания за исключением конструкции пола,
однако ведет к потере производственной площади.
Напольный транспорт подразделяется на: рельсовый, безрельсовый и
прицепной.
Рельсовый транспорт.
Направление его связано с колеей, устройство которой требует
значительных строительных работ (портальные краны, вагонетки и т.д.).
К безрельсовому транспорту относятся: автопогрузчики, тележки,
платформы и т.д.
Прицепной транспорт состоит из тягача с прицепными тележками
или платформами, которые образуют поезд.
Напольный транспорт является наиболее гибким видом транспорта.
Тали делаются с ручным приводом или электроприводом,
стационарными и передвижными. Тали закрепляются на тележке, которая
передвигается по нижней полке двутавровой балки (монорельсу).
Монорельс подвешивается к нижнему полу несущих конструкций
покрытия.
Монорельсовая дорога обслуживает лишь узкую полосу рабочего
пространства, расположенную вдоль монорельса, что является ее
недостатком и ограничивает область ее применения.
Подвесные краны (кранбалки) применяются при пролетах зданий до
30 м и относительно небольшой массе поднимаемо груза (до 10 т.). Они
состоят из основной двутавровой стальной балки, снабженной на концах
катками, которые движутся по нижней полке стальных балок (рельсов),
подвешенных к несущими элементам покрытия. По нижней полке
основной балки движется электрическая таль. Подвесные краны позволяют
перемещать грузы вдоль пролета цеха и поперек него, охватывая таким
образом всю рабочую площадь.
Мостовые краны – наиболее распространенные средства транспорта.
Грузоподъемность мостовых кранов достигает 600 т., возможные пролеты
– до 50 м.
В зависимости от грузоподъемности мостовые краны могут быть
малой (5-50 т.), средней (50-250 т.) и большой грузоподъемности (250-500
т.). Краны грузоподъемностью 15-500 т снабжаются двумя крюками, один
из которых имеет большую грузоподъемность, другой – меньшую
(Условное обозначение: пример - 30/5 т.).
Мостовые краны имеют крюки или снабжаются грейферами,
грузовыми электромагнитами, лапами и др. грузозахватными
устройствами.
Мостовые краны перемещаются вдоль цеха по рельсам, уложенным
на подкрановые балки, которые опираются на консоли колонн каркаса или
пилястры стен. При применении мостовых кранов увеличивается высота
здания и усложняется его конструктивное решение.
В зависимости от интенсивности работы мостовые краны
подразделяются на краны весьма тяжелого непрерывного действия, весьма
тяжелого, тяжелого, среднего и легкого режимов работы. Режим работы
крана определяется продолжительностью его работы в единицу времени
эксплуатации цеха.
Размещение мостовых кранов.
Размещение кранов определяется требованиями технологии. В одном
пролете можно расположить несколько мостовых кранов. Если потребное
количество кранов не удается разместить в одном ярусе, их размещают в
двух или трех ярусах. Если необходима одновременная работа на одной и
той же площади нескольких кранов, то ниже мостового крана располагают
консольно–катучие краны и консольные краны.
К специальным кранам относятся: консольно-поворотные краны,
устанавливаемые на стены или специальные колонны, козловые краны,
консольно-катучие краны и краны – штабелеры.
Многоэтажные производственные здания, их характеристика и
область применения. Конструктивные системы, унификация объемно –
планировочных параметров, понятия об УГС
Многоэтажные производственные здания составляют примерно 20%
от общего объема промышленного строительства. В настоящее время
наблюдается тенденция увеличения объема строительства многоэтажных
производственных зданий. Область их применения – в производствах с
относительно легким технологическим оборудованием, в случаях
организации технологического процесса по вертикали, а также при
ограниченных размерах территории застройки.
Основные объемно – планировочные структуры многоэтажных
производственных зданий:
- регулярная;
- регулярная, в сочетании с блокировкой
производственным зданием;
- регулярная с верхним этажом большого пролета;
- нерегулярная.
с
одноэтажным
Многоэтажные производственные здания регулярного типа имеют
ячейковую или пролетную структуру при сетках колонн каркаса 6х6 м, 6х9
м, 7,2х7,2 м, 7,2х9 м и др. и высота 3,6; 4,2; 4,8; 5,4 м и др. Высоты этажей
в предлах всего объема здания – одинаковые.
Блокировка многоэтажного здания с регулярной объемно –
планировочной структурой с одноэтажным зданием применяются при
сплошной
застройке
одноэтажного
производственного
здания,
способствует сокращению площади застройки, протяженности дорог и
коммуникаций и тем самым площади строительства.
Многоэтажные
здания
регулярного
типа
с
верхним
большепролетным этажом с краном получили особое распространение в
химической промышленности. Нижние этажи имеют регулярную объемно
– планировочную структуру с сетками колонн 6х6 м; 6х9 м и др., верхний
этаж имеет пролет 12,18 или 24 м, оборудован мостовым или подвижным
краном, конструкции верхнего этажа аналогично принимаемым в
одноэтажных производственных зданиях.
Разновидностью указанного типа здания является двухэтажное
производственное здание с верхним этажом, имеющим более крупные
пролеты, чем в 1 этаже. На первом этаже размещается тяжелое
технологическое оборудование, на втором – более легкое или
крупногабаритное (но легкое) оборудование. Примером может служить
Московский завод малометражных автомобилей, имеющий на первом
этаже сетку колонн 12х12 м, на втором – 12х24м.
Многоэтажные здания с нерегулярной объемно – планировочной
структурой проектируются, как правило, для предприятий горнорудной,
угольной, коксохимической промышленности и др. Высоты этажей в
объеме здания могут иметь разные значения. Нередко поперечный
профиль этих зданий имеет значительные перепады высот, обусловленные
требованиями технологических процессов, необходимостью устройства
встроенного оборудования – бункеров, резервуаров и другого подобного
оборудования больших размеров. Высота этажей в таких зданиях
колеблется в широких пределах и может быть равной 20 м и более.
Многоэтажные производственные здания могут быть малой, средней
и большой гибкости, которая в той или иной степени позволяет изменить
технологический процесс без изменения основных несущих конструкций
здания.
Здания малой гибкости имеют, как правило, ячейковое построение с
небольшими размерами пролетов и шагов и квадратной сеткой колонн –
6х6 м, 7,2х7,2 м и др. Такие здания строятся чаще всего для производств,
выпускающих малогабаритные изделия.
Здания средней гибкости имеют большие размеры пролетов и шагов.
Сетки колонн – 12х6; 18х6; 12х12 и 18х18 м. При квадратной или близкой
к ней сетке колонн междуэтажные перекрытия делаются кессонными или
безбалочными. Такие здания предусматриваются для производств,
выпускающих средне и крупногабаритные изделия легкого веса.
Здания большой гибкости строятся с пролетами 24, 30 и 36 м.
Высота несущих конструкций междуэтажных перекрытий (ферм) – 2,4-3,3
м позволяет в целях рационального использования объема здания
устраивать технические этажи, предназначенные для прокладки
коммуникаций, размещения бытовых помещений и др. Здание большой
гибкости состоит из чередующихся по высоте основных производственных
и технических зданий.
Габаритные схемы многоэтажных производственных зданий (УГС)
характеризуются количеством пролетов, их размерами, количеством
этажей и их высотами, а также наличием подъемно-транспортного
оборудования. Сетка колонн назначается в зависимости от нормативной
полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Размеры пролетов кратны 3м,
шагов – 6м. Наиболее массовые сетки колонн – 6х6 и 6х9м. Высоты этажей
назначаются в соответствии с требованиями модульной координации
размеров – кратными укрупненному модулю 6м, но не < 3м.
Конструктивные системы многоэтажных производственных зданий каркасная, стеновая, с неполным каркасом. Преобладающей является
каркасная конструктивная система.
Требования, предъявляемые к каркасам – прочность, устойчивость,
долговечность, оптимальность, экономичность.
Классификация каркасов по материалам и способу возведения –
железобетонные
(сборные,
сборно-монолитные,
монолитные),
металлические.
Железобетонные каркасы с балочными перекрытиями.
Характеристика колонн – на 1, 2, и 3 этажа, крайние и средние, для
крановых и бескрановых частей здания.
Характеристика фундаментов – монолитные и сборные,
фундаментные балки трапециевидного и таврового сечения при шаге 6 и
12м.
Характеристика элементов перекрытий и покрытий – ригели
прямоугольного сечения, ригели с полками, фермы в зданиях с
техническими этажами, плиты, плиты перекрытий ребристые и плоские с
пустотами. (С.В. Дятков, А.П. Михеев. «Архитектура промышленных
зданий АСВ», М.: 1998г. стр. 227-250).
Безбалочные сборные каркасы – характеристика
надколонными плитами, приемы раскладки плит.
колонн
Каркасы со сборно-монолитными безбалочными перекрытиями.
с
Ограждающие
зданий:
конструкции
многоэтажных
производственных
Требования, предъявляемые к ограждающим конструкциям. Стены
их крупных панелей. Номенклатура панелей. Приемы разрезки стен на
крупные панели (горизонтальная и вертикальная разрезка). (С.В. Дятков,
А.П. Михеев. «Архитектура промышленных зданий АСВ», М.: 1998г. стр.
278-309).
Стены из крупных блоков. Номенклатура блоков. Приемы разрезки
стен на крупные блоки (см. учебное пособие Мастаченко В.Н., Кодыш Э.Н.
и др. Проектирование зданий железнодорожного транспорта: Учебное пос.
– М.: УМК МПС России, 2000).