Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предупреждение и профилактика преступности

  • 👀 3261 просмотр
  • 📌 3174 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предупреждение и профилактика преступности» doc
Тема 5. Предупреждение и профилактика преступности Вопрос 1. Предупреждение преступности: понятие, субъекты Вопрос 2.Классификация мер предупреждения и профилактики преступлений Вопрос 1. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрали­зацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехо­да или возврата на преступный путь людей, чьи условия жизни или поведение указывают на такую возможность. Предупреждение пре­ступности рассматривается, во-первых, как важное средство соци­ального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание раз­личных уровней предупреждения преступности, воплощенных в дея­тельности неоднородных субъектов. Предупреждение преступности представляет собой наиболее дей­ственный путь борьбы с преступностью, поскольку обеспечивает вы­явление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, ис­токов. В значительной мере — это упреждение самой возможности совершения преступления. В процессе предупреждения криминоген­ные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию уже тогда, когда они еще не набрали силы, находятся и зачаточном состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Наря­ду с этим, арсенал средств предупреждения преступности, позволяет прервать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допустить наступления вредных последствий посягательств на об­щественные отношения. Предупреждение преступности позволяет решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с на­именьшими издержками для общества. Криминологи, исследующие проблемы предупреждения пре­ступности, описывают широкий круг явлений, относящихся к объекту предупреждения преступности. При этом подчеркивается главное свойство всех явлений — их криминогенность, под которой понимается способность явлений находиться в прямой или опосре­дованной причинно-следственной связи с преступностью. Исходя из свойств криминогенности, под объектом предупреж­дения преступности понимают, во-первых, негативные социальные явления и процессы в материальной и духовной жизни общества, которые стали причинами, условиями или факторами преступности. Во-вторых, объектами предупреждения преступности являются не­гативные, с точки зрения общественной безопасности, места кон­центрации лиц с преступным или социально-отклоняющимся пове­дением, Такими местами могут быть отдельные участки местности (скверы, парки, кладбища и т. д.) или помещения (квартиры, гаражи, заброшенные постройки и т. д.), которые способствуют воспроиз­водству и формированию социально-негативных связей между людьми. В-третьих, в качестве объекта предупреждения преступно­сти выступают преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей жизнедеятель­ности воспроизводят детерминанты преступности. В-четвертых, объектом предупреждения являются лица, совершившие преступле­ния, и лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное. Субъектами предупредительной деятельности являются государ­ственные и негосударственные организации, социальные группы и отдельные граждане, которые реализуют меры предупреждения пре­ступности. Особенностью деятельности субъектов является их спо­собность воздействовать на объект предупреждения преступности — детерминанты преступности, места концентрации лиц с преступным и социально-отклоняющимся поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность. Исходя из задач, компетенции и содержания деятельности пре­дупреждения преступности, субъекты можно классифицировать на органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия), неспециализированные, частично специализирован­ные и специализированные органы. В соответствии с Конституцией обеспечение законности, право­порядка, общественной безопасности, а следовательно, и преду­беждение преступности находятся в совместном ведении Россииской Федерации и ее субъектов. Президент РФ, органы законода­тельной и исполнительной власти формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупрежде­ния, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, А также обеспечивают ее финанси­рование, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное ос­нащение, планирование, контроль и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области. Кроме того, непосредственно проводят на различных уровнях целенаправ­ленные мероприятия по предупреждению преступности. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принима­ют нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решают вопросы местного значения применительно к охране обще­ственного порядка. Неспециализированные субъекты профилактики преступности — это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, сред­ства массовой информации; органы, регулирующие природопользо­вание, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы; учреждения, предо­ставляющие услуги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества, К числу неспеци­ализированных субъектов относятся также различные обществен­ные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, представители религиозных кон­фессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в пользу нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустро­енных групп населения. Некоторые задачи по предупреждению пре­ступности решают также уличные, домовые комитеты, попечитель­ские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психо­логические, социальные центры, семейные детдома и т. д. К числу частично специализированных органов предупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, конт­рольно-ревизионные и аудиторские организации. Эти субъекты в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функ­цию профилактики. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т. д.) они используют раз­нообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования, в частности, применяют такие юридические средства воз­действия, как отзыв лицензии, административные штрафы и др. Специализированные субъекты предупреждения преступности — это правоохранительные органы, для которых задачи и функции профилактики являются приоритетными. Это органы суда, прокура­туры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной без­опасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутрен­ние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые спе­циализированные общественные объединения (общественные пун­кты охраны порядка, народные дружины), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы. Специальное предупреждение преступности, в отличие от обще­го, имеет целенаправленный характер на недопущение преступле­ний. Его профилирующий, конституирующий признак и главная особенность заключаются в выявлении и устранении (блокирова­ние, нейтрализация) причин, условий, иных детерминант преступ­ности. Наряду с этим специально-криминологическое предупреж­дение включает: предотвращение замышляемых и подготавлива­емых, пресечение начатых преступлений. Специально-криминологические мероприятия должны разраба­тываться и применяться к разным видам преступлений и типам пре­ступного поведения, к различным сферам общественной жизни, со­циальным группам, отраслям хозяйства. Вопрос 2. Меры специального предупреждения преступности разнообраз­ны и классифицируются по разным основаниям. Используются и рассмотренные классификационные критерии, т. е. специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономи­ческие, политические, культурно-воспитательные и др.), по масшта­бам действия (общегосударственные, региональные и др.). Диффе­ренциация мер специального предупреждения происходит и по иным основаниям. В зависимости от момента применения (начала реализации) раз­личается раннее и непосредственное предупреждение первичных преступлений и предупреждение рецидивных. В первом случае речь идет о выявлении и устранении возмож­ных и уже существующих неблагоприятных условий формирования личности; об оздоровлении микросреды, коррекции поведения, а также потребностей и интересов, способствующих преступному деянию. Во втором - предупредительное воздействие на лиц, уже совершивших преступления и подвергшихся уголовному наказанию (или мерам, его заменяющим), с целью предотвращения реци­дива. По степени радикальности можно выделить специально-крими­нологические меры: — предупреждающие возможность возникновения криминоген­ных явлений и ситуаций; — нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; — полностью устраняющие их. По правовой характеристике также различаются специально-крими­нологические меры. Одни базируются на нормах права, но не регла­ментированы ими (например, правовое просвещение и воспитание). Другие — детально урегулированы юридическими нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденны­ми из мест лишения свободы). В свою очередь, меры второго вида подразделяются на регламен­тированные нормами административного, уголовного, гражданско­го, трудового, процессуального и других отраслей права. Специальное предупреждение, без предотвращения замышля­емых, подготавливаемых и пресечения начатых преступлений, пред­ставляет собой криминологическую профилактику. Ее объектом яв­ляются причины, условия и иные детерминанты преступности. Большое практическое значение имеет деление криминологи­ческой профилактики на обшую и индивидуальную. Оно проводит­ся в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграни­чение компетенции структурных подразделений — субъектов специ­ально-криминологического предупреждения, специализация со­трудников, анализ результатов и оценка эффективности предупре­дительных мероприятий и т. д. И что существенно — это деление базируется на некоторых общепризнанных положениях, касающихся природы преступности, особенностях ее детерминации. Причины и условия, иные детерминанты преступлений могут проявляться в индивидуальной жизни конкретных лиц, чье поведе­ние отклоняется от общепринятых норм и проявляется в антиобще­ственных действиях и правонарушениях непреступного характера. Поэтому такие люди способны встать на путь совершения преступ­лений. Индивидуальная профилактика направлена на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) криминогенных факт-ров, непосредственно связанных с поведением, образом жизни, микросредой таких лиц. В задачи индивидуального предупреждения преступлений вхо­дит определение круга лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, выявление источников и условий неблагоприятного воздействия на них, индивидуальное прогнозирование преступного поведения, планирование индивидуально-предупредительного воз­действия и применение предусмотренных законом мер, обеспечива­ющих активно-корректирующее воздействие. Основными методами индивидуальной профилактики преступ­лений являются убеждение и принуждение. Убеждение имеет формы профилактических бесед, публичного обсуждения противоправного поведения, вовлечения в социально полезную деятельность, шеф­ства и наставничества. При принуждении используются следующие средства: предупреждение, штраф, официальное предостережение, конфискация, лишение специального права, исправительные рабо­ты, административный арест, общественное порицание, ограниче­ние дееспособности, административный надзор, уголовно-правовое воздействие. Индивидуально-профилактические меры осуществляются в от­ношении лиц, освобожденных из исправительных учреждений, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершивших административные правонарушения. А также других категорий граждан, чье поведение, антиобщественные связи, небла­гоприятные условия нравственного формирования личности, кри­миногенные жизненные ситуации и другие обстоятельства свиде­тельствуют о возможности становления или возврата на преступный путь. Таких людей милиция ставит на профилактический учет. С ними проводятся воспитательно-профилактические беседы о не­допустимости противоправного поведения. В некоторых случаях им оказывают содействие в трудоустройстве и решении бытовых про­блем, в восстановлении и поддержании социально полезных связей, лечении от алкоголизма и наркомании. Помимо этого проводятся и другие индивидуально-профилактические мероприятия. Установление специальных правил поведения, ограничение прав лиц, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздей­ствию, возможны только на основаниях и в порядке, предусмотрен­ных законом. Например, в случаях установления административно­го надзора за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В зависимости от иерархии причин и условий преступности вы­деляют три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный. В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, полити­ческих, социальных и иных институтов, устранение из жизни кри­зисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объек­тивно способствует ее предупреждению (т. е. ограничение сферы действия преступности, снижение уровня, уменьшение вредных по­следствий и т. д.). Общее предупреждение преступности и компетен­ции различных органов государственной власти и управления, об­щественных формирований, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. При этом цель предупреждения преступности перед экономическими преоб­разованиями специально не ставится. Но эти преобразования, про­водимые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская бес­призорность, бытовая неустроенность. В отличие от общего специально-криминологический уровень заключается в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения. Специально-криминологический уровень предназначен для устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции пове­дения лиц, предрасположенных к совершению преступления и т. д. Устранение специфических причин и условий преступного поведе­ния происходит в процессе деятельности соответствующих субъек­тов, для которых профилактическая функция является выполнени­ем их профессиональных задач. Индивидуальный уровень представляет собой специальные меры в отношении конкретных лиц, чье поведение вступает в конф­ликт с правовыми нормами. Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации представлены следующим образом: — первый уровень (высший) предусматривает решение соци­альных, экономических и иных проблем жизнедеятельности обще­ства. Здесь речь идет о социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом — о совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества; - второй уровень (средний) включает предупредительно-профи­лактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подверженные влиянию отрицательных факторов; — третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилакти­ческим воздействием на конкретных лиц. Такое воздействие заклю­чается в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и устано­вок, переориентации поведения в социально одобряемом направле­нии. Целенаправленное предупреждение преступности ведется по различным направлениям: применительно к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, где происходит формирование человека и складываются ситуации, де­терминирующие его поведение; социальным группам, характеризу­емым специфическими показателями; отраслям народного хозяй­ства и сферам деятельности, для которых характерны криминоген­ные факторы; территориальным зонам. Классификация мер предупреждения преступности проводится по следующим основаниям: — социальный уровень предупредительной деятельности; — объем (массовость) охвата; — территориальный масштаб; — этап воздействия на объект профилактики; — направленность, вид (содержание) воздействия; — субъект разработки и применения. По социальному уровню в предупредительной деятельности вы­деляют три группы мер: — общесоциальные; — противодействующие социальным патологиям; — специальные (криминологические). Функция общесоциальной профилактики связана с наиболее зна­чимыми и долговременными видами социальной деятельности и ре­шением крупномасштабных социальных задач. Разрешение противо­речий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, полити­ческая, идеологическая, социально-правовая основа для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминиру­ющих преступность. К общесоциальным мерам предупреждения пре­ступности относятся изменения в социально-экономической сфере, направленные на улучшение жизненного уровня граждан. Специальная профилактика включает меры, направленные на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию криминоген­ных факторов, а также коррекцию поведения людей, способных со­вершить (или совершить повторно) преступления. Борьба с преступностью, ее отдельными видами и конкретными преступлениями на уровне специальной профилактики является единственной или ос­новной задачей для соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранительной деятельности. Разработка и реализация мер специальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант. Разделение предупреждения преступности на общесоциальное и специальное имеет в определенной степени условный характер. Су­ществует совокупность мер, соединяющая методы общесоциальной и специальной профилактики. Поэтому можно говорить о выделе­нии наряду с общесоциальным и специальным предупреждением промежуточного уровня профилактики. Это меры общесоциальные по содержанию, но специализированные на борьбу с аномалиями в обществе (социальными патологиями). С общесоциальной профилактикой их объединяет то, что эти меры направлены не только на борьбу с преступностью, но призва­ны решать и другие проблемы. Так, в борьбе с пьянством, наркома­нией, проституцией, контрабандой и т. д. основными целями явля­ются охрана здоровья населения, обеспечение нормального функ­ционирования экономики, защита семьи и интересов детей и т. д. В то же время очевидно, что меры по социально-психологической адаптации людей из групп повышенного социального риска имеют явно выраженный аспект профилактики именно преступности. По объему (массовости охвата) предупредительные меры делят­ся на общие (обезличенные), особенные (групповые) и индивиду­альные. Общие профилактические меры направлены на выявление, устра­нение, ослабление, нейтрализацию причин и условий преступности в целом либо ее отдельных видов. Они адресованы индивидуально неопределенному кругу объектов воздействия (ситуаций и лиц). Та­ковым, например, является комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия и т. п. Особенные меры осуществляются в рамках ситуаций или групп лиц, выделенных по определенным родовым признакам. Например, проводятся мероприятия в отношении лиц, склонных к совершению преступлений и связи с употреблением наркотиков, занятием прости­туцией, бродяжничеством; или в отношении ситуаций, способству­ющих совершению корыстных преступлений, связанных с отсутстви­ем стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений, с на­рушениями правил учета и хранения документов, денег и т. д. Индивидуальная профилактика представляет собой конкретиза­цию общесоциальных и специальных предупредительных мер в от­ношении отдельных лиц. Она направлена на устранение неблаго­приятных воздействий на конкретную личность, способствующих формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению; изменение социально неодобряемого поведе­ния и коррекцию личностных ориентации и черт характера; приме­нение неотложных мер по предупреждению готовящихся преступле­ний, пресечению попыток их совершения. В зависимости от стадий проявления криминогенных детерми­нант, развития на их основе искаженных личностных ориентации и момента начала предупредительной работы общая, особенная и ин­дивидуальная профилактика делятся на семь этапов воздействия на объект: — ранняя профилактика в форме социальной защиты (помощи), заключается в выявлении и устранении криминогенных ситуаций, неблагоприятных жизненных условий у людей из групп повышенно­го риска или конкретных лиц до того, как эти ситуации и условия сформировали существенные искажения ценностных ориентации и мотиваций; — ранняя профилактика в форме сочетания социальной помощи и корректирующего воздействия, если негативное влияние неблаго­приятных жизненных условий уже привело к искаженной позиции групп и конкретных лиц к социально не одобряем ом у поведению; — непосредственная профилактика, когда социально неодобря­емое поведение лица (группы) превратилось в систематическое (неоднократное) совершение правонарушений, а личностные осо­бенности этих людей указывают на возрастающую опасность пере­хода на опасный путь; — профилактика непосредственной опасности совершения пре­ступлений; — пресечение преступного поведения на стадии подготовки пре­ступления или покушения на объект, включает меры, направленные на то, чтобы не допустить продолжения уже начатого преступления и доведения его до конца, а также на создание обстановки, исклю­чающей дальнейшую преступную деятельность; — процессуальные меры профилактики по фактам совершенных преступлений, а также меры реализации целей уголовно-правовой превенции; — профилактика рецидива на стадии отбывания наказания и ре-социализация после его отбытия, включающая устранение и нейтрализацию негативных условий, связанных с отбыванием наказания и последующей адаптацией в обществе. По направленности и виду (содержанию) меры предупреждения преступности могут быть социально-экономическими, политиче­скими, идеологическими, социально-психологическими, организа­ционно-управленческими, культурно-воспитательными, правовы­ми и иными. Меры социально-экономического характера влияют на устране­ние, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, свя­занных с понижением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной сфере. К ним относятся меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, меры оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом, обеспе­чение платежей налогов и сборов, подбор кадров и т. д. Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий феде­рального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка. Организационно-управленческие меры предупреждения пре­ступности призваны содействовать нейтрализации или минимиза­ции криминогенных последствий от непрофессиональной организа­ционно-управленческой деятельности. Сюда входят, например, меры по совершенствованию процессов управляемой миграции на­селения; по отработке действенного и материально обеспеченного механизма социальной адаптации лиц, освобожденных из мест ли­шения свободы; по формированию правильных критериев эффек­тивности деятельности правоохранительных органов и т. д. Социальные меры профилактики призваны оказывать позитивное воздействие на различные социальные институты (семья, кол­лективы, общественные организации и т. д.). К социальным мерам относится, например, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных пересе­ленцев, безработных. Идеологические меры устраняют или ограничивают кримино­генные факторы путем формирования у членов общества нравствен­ной позиции, ориентированной на базовые человеческие ценности. Правовые меры предупреждения преступности в зависимости от содержания делятся на содействующие нейтрализации условий, способствующих совершению конкретных преступлений (это нор­мы разных отраслей законодательства); стимулирующие к действи­ям, препятствующим либо пресекающим совершение преступления (это нормы уголовного права о добровольном отказе от преступле­ния, необходимой обороне, задержании преступника); регламенти­рующие процесс предупреждения преступлений. Культурно-воспитательные меры направлены на приоритет об­щечеловеческих ценностей — идей добра и справедливости, законов высокой нравственности; на устранение явлений моральной безнормативности и деградации и пропаганды эгоцентризма, насилия, же­стокости, сексуальной распущенности. По стадиям выделяют раннее, непосредственное предупрежде­ние, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом ис­пользуются два признака: время, отдаляющее лицо от момента воз­можного совершения преступления; степень «социальной испор­ченности личности», Более значимо с практической точки зрения выделение в пре­дупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилак­тика, предотвращение и пресечение. Такое разграничение главным образом применяют к специальному предупреждению преступ­ности. Предотвращение означает деятельность, направленную на недо­пущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опас­ность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретный человек не работает, испытывает материаль­ные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а пото­му, что он уже выбрал объект для совершения кражи, провел «развед­ку на местности», начал готовить необходимые технические приспо­собления и т. д. Очевидно, что в этих случаях меры по недопущению преступлений будут существенно различаться (по субъектам, харак­теру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы, содействие в трудоуст­ройстве и лечении от алкоголизма, то во втором — предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе. Наконец, пресечение — это действия, обеспечивающие прекра­щение уже начатых преступлений на стадии покушения либо после­дующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных пре­ступлениях. Поскольку здесь ситуация уже близка к достижению преступного результата, то и содержание мер по предотвращению чреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным). Цель во всех случаях одна — не допустить совершения преступ­ления либо его повторения.
«Предупреждение и профилактика преступности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 15 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot