Справочник от Автор24
Криминалистика

Конспект лекции
«Понятие, задачи, методы криминологии»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по криминалистике / Понятие, задачи, методы криминологии

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Понятие, задачи, методы криминологии», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Понятие, задачи, методы криминологии». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Понятие, задачи, методы криминологии», текстовый формат

Конспект лекции по теме 5.1 «Понятие, предмет, метод и система криминологии» по дисциплине «Основы криминологии» ПЛАН 1 Понятие, задачи и предмет криминологии 2 Методы криминологии 3 Система криминологии Нормативный материал 1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. 3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ» / Система «Консультант плюс». 4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ / Система «Консультант плюс». 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 / Система «Консультант плюс». 6. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 / Система «Консультант плюс». Основная литература 1. Антонян, Ю.М. Криминология : учебник / Ю.М. Антонян. – М., 2012. 2. Долгова, А.И. Криминология : учебник / А.И. Долгова. – М., 2017. 3. Лунеев, В.В. Криминология : учебник / В.В. Лунеев. – М., 2017. 4. Клейменов, М.П. Криминология : учебник / М.П. Клейменов. – М., 2015. 5. Эминов, В.Е. Криминология : учебник / отв. ред. В.Е. Эминов. – Москва, 2020. 6. Прозументов, Л.М. Криминология. Общая часть: учебник / Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер. – Томск, 2017. Дополнительная литература 1. Босхолов, С.С. Введение в криминологию : учебное пособие / С.С. Босхолов. – Иркутск, 2018. 2. Шутов, В.Н. Криминология: основные термины и определения : учебное пособие / В.Н. Шутов. – Иркутск, 2017. 3. Решетников, А.Ю. Криминология : учебное пособие для вузов / А.Ю. Решетников, О.Р. Афанасьева. – М., 2018. 4. Милюков, С.Ф. Борьба с преступностью: неожиданные аспекты / С.Ф. Милюков // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 7. – Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2004. 1. Понятие, задачи и предмет криминологии Криминология является самостоятельной наукой со своим предметом, методом и системой. Термин «Криминология» происходит от сочетания лат. crimen – преступление и др.-греч. λόγος – учение, что в переводе означает «наука о преступлении». Криминология – это социально-правовая, междисциплинарная, общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, ее причины и условия, личность преступника, систему форм и мер ее предупреждения. Криминология, как и любая другая наука, характеризуется самостоятельным предметом исследований, который в настоящее время состоит из четырех основных элементов: 1. Преступность как социальное и уголовно-правовое явление. 2. Детерминанты преступности (ее причины, условия и факторы преступности). 3. Личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально-отклоняющимся поведением, которое дает основание прогнозировать их преступное поведение в будущем. 4. Предупреждение преступности посредством общекриминологических и специально-криминологических мер профилактического воздействия. Содержание предмета криминологии помогает органам внутренних дел решить следующие задачи. 1) описательную, которая состоит в том, чтобы дать реальную «картину» преступности на определенной территории и в определенный промежуток времени, 2) объяснительную, которая состоит в том, чтобы раскрыть детерминанты преступности, обуславливающие ее существование и состояние на определенном этапе развития общества; 3) прогностическую, которая состоит в том, чтобы сделать научно обоснованное предположение о состоянии преступности через незначительный (краткосрочный прогноз) или значительный (долгосрочный прогноз) промежутки времени; 4) обеспечительную, которая состоит в разработке научно обоснованной стратегии и тактики предупреждения преступности, в проведении научных экспертиз нормативных актов, программ, концепций, касающихся предупреждения преступности, а также в обосновании необходимости криминализации или декриминализации деяний. Значение криминологии состоит в том, что она рассматривает преступность как объективное общественное явление, противодействие которому является задачей его общественных институтов и государственных структур. Наряду с этим криминология научно обеспечивает разработку и реализацию политики предупреждения и борьбы с преступностью. Сотруднику органов внутренних дел знание основных положений криминологии позволит объективно и беспристрастно оценивать криминальную ситуацию, предвидеть наиболее вероятный вариант ее развития и принимать верные решения, направленные на ее позитивное изменение. 2. Методы криминологии Понятие метода криминологии является обобщающим и включает в себя 1) методологию – философскую основу науки; 2) методы – конкретные приемы, средства и способы исследования; 3) методику – совокупность конкретных методов (технику исследования) применяемых при изучении конкретных проблем преступности (например, при изучении преступности несовершеннолетних). Другими словами – это способы сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. К методам, применяемым в криминологии, относятся: Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Частнонаучные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Наиболее часто применяются следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, абстрагирование, выдвижение гипотез и др. Анализ представляет собой процесс разложения целого на части. С помощью анализа можно выявить структуру исследуемого объекта (например, структуру преступности, структуру личности преступника и т. п.). Анализ позволяет отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного, свести сложное к простому. Результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений. Синтез – это объединение частей в целое на основе имеющихся смысловых связей объектов между собой. Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим выводам. Цель индукции – проникновение в сущность явлений, постижение их закономерностей. Дедукция предполагает получение логического вывода, основываясь на движении от общего к частному. Дедуктивный метод применяется с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий. Сравнение – сопоставление объектов друг с другом, нахождение сходств и различий между ними. Этот метод используется криминологией в целях выявления сходства и различий преступности в разных государствах, преступности лиц разного пола, возраста и т. п. Обобщение – метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Основывается на умении видеть единое в многообразном (общие идеи, подходы, закономерности, тенденции), обнаруживать объединяющее свойство, придающее некоторую целостность изучаемым объектам. Аналогия – заключение о сходстве двух объектов в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках, т. е. перенос знаний об одном объекте на другой менее изученный, но сходный по существенным признакам. Абстрагирование – метод, с помощью которого выделяются только существенные свойства предметов и явлений. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности. Частнонаучные методы, используемые криминологией, подразделяются на социологические, психологические, статистические Социологические методы, используемые в криминологии: наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов, эксперимент. Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Виды наблюдения: невключенное и включенное. Невключенное наблюдение – это наблюдение, когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри. Опрос – метод сбора интересующей исследователя информации, основанный на непосредственном (очный опрос – интервью) и опосредованном (заочный опрос – анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемом (респондентом). Виды опроса: заочный (анкетирование) и очный (интервьирование). Анкетирование – способ получения нужной криминологической информации, путем формулирования вопросов, включенных в анкету, обеспечивающего однозначное понимание и толкование. Анкеты могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые «закрытые» вопросы, на которые заранее сформулированы и приведены альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» – «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Интервьюирование проводится в форме очной беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого. Интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, так как при интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, более доступной и понятной форме. Однако анкетирование позволяет охватить большее количество респондентов и сэкономить время. Анализ документов – это метод первичного сбора данных, при котором документы используются в качестве источника информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Эксперимент – научно-поставленный опыт. Этот метод применяется для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы и т. п. Психологические методы используются в криминологии для изучения особенностей личности преступника и анализа межличностных связей и отношений в так называемых малых группах. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование дает возможность глубже изучить особенности личности таких отдельных категорий преступников, как убийцы, насильники, террористы, коррупционеры и т. д. В зависимости от целей проводимого исследования могут использоваться различные тестовые методики, например СМИЛ-тест (MMPI) и тест Люшера. Социометрический метод применяется для изучения межличностных и межгрупповых отношений и иерархии в малых группах. Социометрический метод дает возможность выявить: структуру и динамику внутригрупповых отношений; уровень развития группы; степень сплоченности-разобщенности группы; особенности социально-психологического климата группы; причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых); «статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы; неформальных лидеров; неформальные группировки и т. д. В криминологии этот метод применяется при изучении особенностей иерархии взаимоотношений участников в организованных преступных группах. Статистические методы – это научные методы описания и изучения общих статистических закономерностей преступности. Применение статистических методов в криминологических исследованиях позволяет собирать, обобщать данные о лицах, совершающих преступления, а также о состоянии преступности, ее динамике, структуре, выявлять ее закономерности и тенденции. Методы статистики, применяемые в криминологии: статистического наблюдения; сводка и группировка данных; анализ статистических материалов. Как правило, все эти методы принято рассматривать как единый специфический метод статистики, хотя они могут рассматриваться и как отдельные статистические методы. Статистическое наблюдение – это организованный сбор информации о массовых социальных процессах и явлениях, имеющих отношение к изучаемым криминологией проблемам. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам представляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения. Каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (посягательства на жизнь и здоровье, посягательства на общественный порядок и общественную безопасность и т. д.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, наличию судимости и т. д.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Анализ статистических материалов позволяет изучить закономерности и взаимозависимости массовых криминологических и социальных явлений. 3. Система криминологии Системность – является существенным признаком научного познания его. Объединение разрозненных знаний, не имеющих систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленный сбор данных, представляющих научный интерес, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в целостную упорядоченную совокупность. Криминологические знания логически образуют систему, состоящую из двух основных блоков: Общей и Особенной частей. В Общей части криминологии рассматриваются следующие вопросы: понятие и содержание преступности, ее признаки и основные показатели; учение о личности преступника, причины и условия преступности, механизм индивидуального преступного поведения, виктимология (учение о жертве преступления), прогнозирование преступности, теория предупреждения преступности. В Особенной части рассматривается криминологическая характеристика и предупреждение отдельных видов преступности, определяемых в зависимости от содержания преступных деяний (насильственная преступность, коррупционная преступность, корыстная преступность, неосторожная преступность и т. д.) или от особенностей лиц, их совершающих (преступность несовершеннолетних, женская преступность, рецидивная преступность, профессиональная преступность и т. д.). Для раскрытия сущности криминологии как самостоятельной науки важно определить не только ее предмет, но и место в системе других наук. Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами, однако эта связь имеет различное содержание. Криминология широко использует законы, категории и понятия философии в качестве методологической базы. Диалектический подход познания предмета криминологии предполагает использование исторического принципа исследования, что связывает криминологию и историю, особенно историю государства и права. Предупреждение преступлений является важной государственной функцией, что делает криминологию наукой управления, тесно связанной с политологией, экономикой, демографией, международным правом. Будучи социально-правовой наукой криминология тесно связана с социологией, которая изучает содержание, формы и механизм действия закономерностей функционирования человеческого общества в различных сферах жизнедеятельности и в различных исторических условиях. Используя выводы социологических, экономических, политических, исторических научных исследований, криминология познает детерминанты преступности. Связь криминологии с административным правом проявляется в использовании административно-правовых средств предупреждения преступности. Административное право изучает вопросы организации деятельности правоохранительных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит борьба с преступностью и профилактика противоправного поведения, а криминология разрабатывает вопросы оптимизации организационной структуры данных органов. Наиболее тесная связь криминологии и уголовно-правовыми науками : уголовное право, уголовно-исполнительное права, уголовно-процессуальное право, криминалистика, что обусловлена общностью стоящей перед ними задачи – предупреждения преступлений. Эти науки оперируют одними и теми же понятиями, такими как «преступление», «наказание», «состав преступления», «судимость» и др. Криминологические знания об особенностях механизма индивидуального преступного поведения, свойствах личности преступников, влиянии различных факторов на преступность, нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений. Взаимосвязь криминологии с психологией имеет значение для исследования субъективных причин преступности, мотивации преступного поведения, и разработки на их основе тактики криминологической профилактики преступлений. Связь криминологии с педагогикой обусловлена тем, что многие криминогенные особенности личности закладываются в период воспитания и обучения. Опираясь на достижения педагогики, ученые-криминологи разрабатывают профилактически-воспитательные меры воздействия на лиц, особенности личности которых, их образ жизни или среда, в которой они пребывают, указывают на возможность становления на противоправный путь. Психиатрия и медицина также взаимодействуют с криминологией в процессе выработки основных направлений исследований, целью которых является разработка методов выявления признаков заболеваний и девиаций, способствующих ее криминализации (например, наркомания, алкоголизм, психопатические изменения личности, педофилия и др.) и их своевременной коррекции. Судебная медицина и судебная психиатрия выявляют влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления, целью же криминологии является исследование механизма индивидуального преступного поведения, с учетом этих знаний возможна и разработка эффективных мер предупреждения. В обработке эмпирического материала, в получении показателей, отражающих свойства криминологической обстановки и динамику их изменений, используются методы статистики, адаптированные к познанию криминологических явлений и процессов. Особенность криминологии состоит в том, что она, являясь самостоятельной и самодостаточной научной дисциплиной, синтезирует знания криминологического характера, формулирует положения, не охватываемые другими науками, используя при этом достижения различных отраслей знания для решения стоящих перед ней задач. Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие криминологии. 2. Что входит в предмет криминологии? 3. Какие методы являются основными в криминологических исследованиях? 4. В чем заключается метод системного анализа в криминологии? 5. На решение каких задач ориентирована современная криминология? 6. Возможно ли полное искоренение преступности? 7. Каково практическое значение криминологии?

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Право и юриспруденция

Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук

КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК Понятие криминологии как науки и ее предмет Криминология - это учение о ...

Криминалистика

Понятие и предмет криминологии. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества

Федеральная служба исполнения наказаний АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра криминологии и организации профилактики преступлений ТЕМА № 1. ПОНЯТИЕ, ПР...

Криминалистика

Антропологическая школа в криминологии. Становление и развитие криминологии в России

Лекция №1 Тема: Антропологическая школа в криминологии. Становление и развитие криминологии в России. 1.1. Примитивно-рационалистическая концепция при...

Автор лекции

Криминалистика

Авторы

Право и юриспруденция

Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук

КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК Понятие криминологии как науки и ее предмет Криминология - это учение о ...

Криминалистика

Введение в криминологию

Тема 1. Введение в криминологию 1. Предмет криминологии. Ее цели, задачи и функции. Термин «криминология» происходит от латинского crimeп—«преступлени...

Право и юриспруденция

Криминология: понятие, предмет и задачи

Лекции по дисциплине «Криминология» МОСКВА―2022 Содержание Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее предмет, задачи, функции и история 1.1. Понятие,...

Право и юриспруденция

Криминология

КРИМИНОЛОГИЯ Лекция 04.09.2020 Криминология – учение о преступлении. В широком смысле – учение о преступности. Детерминация явлений, обуславливающих п...

Право и юриспруденция

Показатели структуры преступности. Соотношение преступлений. Латентная преступность ее виды и причины

Лекция №5 Тема: Показатели структуры преступности. Соотношение преступлений. Латентная преступность ее виды и причины. 1. Показатели структуры преступ...

Право и юриспруденция

Преступность, ее основные количественные и качественные показатели

Тема «Преступность, ее основные количественные и качественные показатели» 1. Понятие преступности Преступность - сложное социально-правовое явление, в...

Право и юриспруденция

Преступность, ее основные количественные и качественные показатели

Тема «Преступность, ее основные количественные и качественные показатели» 1. Понятие преступности Преступность - сложное социально-правовое явление, в...

Смотреть все