Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и предмет криминологии. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества

  • 👀 1271 просмотр
  • 📌 1221 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие и предмет криминологии. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и предмет криминологии. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества» doc
Федеральная служба исполнения наказаний АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра криминологии и организации профилактики преступлений ТЕМА № 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, метод и СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ План лекции Введение 1. Понятие и предмет криминологии 2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества 3. Место криминологии в системе юридических наук. Система науки Методы познания науки криминологии и их классификация Заключение Рекомендуемая литература Базовый учебник 1. Криминология: учеб. для бакалавров / ВНИИ МВД России. – М.: Юрайт, 2012. – 523 с . Основная литература 2.  Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: НОРМА, 2010. 3. Криминология: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: Проспект: ТК Велби, 2012. 4. Криминология: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Малкова. – М.: Юстицинформ, 2011. 5. Криминология: практикум для курсантов и слушателей образоват. учреждений ФСИН России. – Рязань: Акад. ФСИН России, 2007. 6. Криминология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. 7. Лунеев В.В. Курс мировой криминологии. М. 2020. 489 с. 8. Криминология под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., Инфра-М. 2010. 800 с. 9. Афонасьева О.Р. Криминология. М. 361 с. 10. Клейменов М.П. Криминология. М., Инфра-М. 2017. 800 с. Дополнительная литература 7. Артемьев Н.С. Криминология: курс лекций. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2007. 8. Бадальянц Э.Ю. Детерминанты преступности: Лекция. Орел, 1999. 9. Ведерникова О.Н. Основные криминологические системы современности // Гос-во и право. 2002. № 10. 10. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. 11. Гилинский Я.И.  Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: учеб. пособие. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009. 12. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. 13. Кондратов Н.Н. Количественные методы в криминологии. М., 1997. 14. Предупреждение преступности в США. М., 1997. 15. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел. М., 1984. 16. Стручков Н.А. Проблема личности преступника. М., 1983. 17. Сысоев А.М. Проблемы соотношения биологического и социального в преступном поведении (история и современность): учеб. пособие. – Рязань: Акад. ФСИН России, 2006. Интернет-ресурсы: 18. http://www.benran.ru/Lib_kat.htm – Библиотечные каталоги. 19. http://www.rsl.ru – Российская Государственная библиотека. 20. http://www.lawlibrary.ru – Юридическая научная библиотека. 21. http://window.edu.ru/window – Каталог образовательных ресурсов. 22. www.fsin.ru. 23. www.minjust.ru. 24. www.informica.ru. 25. www.rg.ru – Российская газета. 26. http://teachpro.ru – Дистанционное обучение, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 27. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/ 28. Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/. 29. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/. 29. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/. Введение Цель лекции – в ходе изучения темы обучающиеся должны уяснить сущность криминологии как науки о преступности, ее глубину и исторические корни, понять общетеоретическое и прикладное значение учебной дисциплины. Преступность и ее причины всегда привлекали внимание общества, которое постоянно искало пути и средства эффективной борьбы с ней. Над истоками преступности и тем, какие силы в человеке или вне его заставляют людей нарушать уголовно-правовые запреты, с древнейших времен задумывались представители различных наук. Все они осмысливали вопросы преступности в контексте своего времени и его требований. Не вызывает сомнения факт, что непременным условием успешной борьбы с преступностью является понимание ее причин. До второй половины Х1Х века (до момента появления науки криминологии) учение о причинах преступности не было последовательным и системным. Именно наука криминология изучает причины и условия преступности, личность преступника, вырабатывает рекомендации по предупреждению преступности. В криминологии существуют различные школы, различные (даже диаметрально противоположные) концепции и направления. Криминология – сложная и интересная наука, которая активно развивается, используя достижения других наук и создавая свои теории. В тоже время криминологические достижения используются в других науках (юридических и неюридических), общественной практике. Криминологию не столько нужно заучивать, сколько понимать. 1. Понятие и предмет криминологии Термин «криминология» происходит от латинского слова «крим» – преступление и греческого «логос» – учение, означает (в буквальном переводе) «наука (учение) о преступлении». Впервые термин появился в 1885 г. благодаря труду итальянского ученого Р. Гарофало «Криминология» (название его книги). Идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Л. Кетле и др.). В отли­чие от науки уголовного права, которая изучает преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристи­ке и правоприменительной практике, криминология исследует пре­ступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреж­дение преступлений как массовых социальных явлений. В виде самостоятельной отрасли знаний и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее двух веков. Хотя ряд суждений о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, как и в трудах мыслителей XVI–XIX вв., но до второй половины XIX в. они не представляли самостоятельной системы научных поло­жений. Важность изучения криминологии состоит, прежде всего в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия – предупреждения преступлений. Существуют различные определения предмета криминологии, но все они сводятся к единой сущности: криминология – это наука о преступности. Криминология – это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты (детерминанты – конкретные факторы (обстоятельства), которые порож­дают явление, обусловливают его существование); личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений. Исходным моментом для понимания криминологии является определение ее предмета. В обобщенном виде предмет криминологии включает четыре основных блока: преступность со всеми ее признаками и показателями; причины и условия преступности, иные ее детерминанты; личность преступника; систему мер предупреждения преступлений. 1. Преступность как общественное явление, ее основные характеристик, причины проявления, количественные и качественные особенности. Преступность – исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явле­ние в обществе, представляющее собой систему всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Она измеряется такими качественно-количественными показателями, как уровень, структура и динами­ка. Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними – «фоновые» (например, пьянство, проституция, наркомания и т.п.), рассматри­ваются криминологией при анализе причин и условий преступлений ряда видов и при разработке мер их предупреждения. 2. Личность преступника и преступное поведение занимают очень важное место в криминологии. Без знания того, что представляет собой личность преступника, каковы причины и механизмы совершения отдельных преступлений, вообще преступного поведения, немыслим успех в борьбе с преступностью. Не зная, что представляет собой личность преступника и от чего зависит преступное поведение, нельзя успешно бороться с преступлениями, преступниками и преступностью. В каждом конкретном случае, перед всеми, кто ставит задачу предупреждения преступлений (в том числе правоохранительными органами), должен быть живой конкретный человек, со своими проблемами и переживаниями, целями и мотивами. Вообще многие криминологические школы отличаются друг от друга именно своим отношением к личности преступника, к причинам и механизмам преступного поведения. Итак, наука криминология изучает личность преступника как систему социально-демографических, со­циально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступле­ний; изучает классификацию данных свойств; рассматривает соотношение биологического и социального в личности преступника. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах пре­ступлений. Личность преступника исследуется так же, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива). 3. Причины и условия преступности, объединяемые родовым понятием «кримино­генные детерминанты», представляют собой совокупность социально-негатив­ных экономических, демографических, идеологических, социально-психоло­гических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступ­ности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления. Изучение причин преступности неизбежно уводит в другие области жизни и в соответствующие им отрасли научных знаний: экономику, политологию, социологию, психологию и др. Но они, разумеется, не входят в предмет криминологии, хотя последняя должна широко использовать их достижения и методологию, но не сливаться с ними, поскольку у них разные предметы. Чем активнее криминология будет взаимодействовать с различными науками, тем весомее и достовернее будут ее собственные результаты. 4. Говоря о путях и способах борьбы с преступностью, следует на наш взгляд, согласиться с учеными, утверждающими, что преступность искоренить невозможно, но это вовсе не означает, что с ней нужно мириться (профессор Ю.М. Антонян). Если с преступностью нельзя покончить, то вполне возможно удерживать преступность на определенном цивилизованном уровне. Необходимо противодействовать преступности, чтобы она находилась в определенных рамках, чтобы количество преступлений (особенно тяжких против личности) было максимально низким, небольшим. Для решения обозначенной задачи криминология должна выработать пути, способы, формы и методы удержания преступности в тех пределах, когда уровень преступности невысок, граждане чувствуют себя защищенными, не опасаются за свою личную безопасность и безопасность своих близких, свое имущество. Таким образом, предупреждение (профилактика) преступности рассматривается как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ос­лабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и кор­рекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализи­руется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам. Все указанные четыре основные части предмета криминологии органично взаимосвязаны. Конечной целью изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий пре­ступности и преступлений) является разработка эффективной систе­мы предупреждения преступности. 2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции. Ее теоретическая цель состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определения задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Ее перспективные цели сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс. Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести: – получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем; – криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними; – выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению; – изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника; – определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней. Применительно к борьбе с отдельными видами преступлений пер­воочередными являются задачи, связанные с изучением и разработ­кой эффективных мер борьбы с: – экономической преступностью; – преступностью несовершеннолетних; – тяжкими насильственными преступлениями; – организованной преступностью; – терроризмом; – коррупцией. Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции: – описательную (диагностическую), – объяснительную (этиологическую), – предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер. На наш взгляд, названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения. Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков – Общей и Особенной частей. Общая часть включает рассмотрение теоретических основ криминологии (таких вопросов, как предмет криминологии, ее структура, история, методология, методы криминологических исследований, понятие преступности, ее природа и причины; личность преступника и преступное поведение; теория предупреждения преступности). Особенная часть – изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению (например, преступности несовершеннолетних, корыстной преступности). Такое построение криминологических знаний представляется вполне обоснованным, поскольку охватывает как общетеоретические основы предмета познания и саму логику криминологической науки, так и особенности не только криминологической характеристики отдельных видов и групп преступлений, но и пути и средства их предупреждения. Структуру науки криминологии составляют и ее частичные теории, например теория причин преступности, теория личности преступника. Наличие частных криминологических теорий говорит о зрелости данной науки: она уже достигла такого системного уровня, когда может выделять из своей среды относительно обособленные и самостоятельные учения. Развитие каждого из них способствует прогрессу криминологии в целом и тем самым повышению эффективности борьбы с преступностью. 3. Место криминологии в системе юридических наук. Система науки криминологии. Методы познания науки криминологии и их классификация Криминология занимает важное место среди всех общественных наук. Поскольку жизнь общества все время изменялась, модифицировалась и криминология, по мере развития существенно трансформировалось ее место в системе других наук. Криминология непосредственно взаимодействует с рядом правовых и социологических наук, на стыке которых она, как отмечалось, и раз­вивается, а также со смежными отраслями права. Из юридических наук она наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом: принято считать, что криминология вышла из недр уголовного права, и долгое время шли научные дискуссии, является ли она самостоятельной наукой или частью уголовного права? Несомненно, криминология – самостоятельная наука, хотя какое-то время она развивалась в рамках науки уголовного права и навсегда сохранит с данной наукой теснейшую связь. Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательны для криминологии. Она отвергает принятое рядом западных кримино­логов использование неопределенного по границам понятия «отклоня­ющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологичес­кий» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответству­ет уголовно-правовым признакам. В свою очередь криминология предоставляет науке уголовного пра­ва, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности про­филактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реали­зовывать нормотворческую деятельность в плане криминализации либо декриминализации деяний, т.е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений, а также в плане дифференциации санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, кри­минологическое знание не только лежит в основе развития системы собственно криминологического предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борь­бы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Кри­минологическое знание используется при определении уголовной по­литики в стране. Взаимодействие криминологии с уголовно-исполнительного правом наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рециди­вом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации (включении в жизнь общества) лиц, со­вершивших преступление, по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, возникающие здесь проблем­ные ситуации, а криминология – причины и условия рецидива и меры по их устранению. Криминология дает знания о том, почему человек совершил преступление. В местах лишения свободы (да и не только там) воздействие на человека, совершившего преступление, обязательно должно осуществляться в направлении тех его субъективных причин, которые уже привели к преступлению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают меры борьбы с преступностью, рекомендации по предупреждению рециди­ва, по повышению эффективности исправления осужденных лиц. Криминология тесно связана и с уголовным процессом. Для уголовного процесса, главным образом для доказательственного права интересны достижения криминологии в области изучения личности преступника, причин и механизма преступного поведения. Криминология крайне заинтересована в том, чтобы уголовно-процессуальное право максимально активно способствовало предупреждению преступлений. Сферой общего интереса криминологии и уголовного процесса выступают правоот­ношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступ­ности, с обеспечением оптимальных организационных структур этой деятельности. Криминалистика разрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, типологи­ческие характеристики ситуаций совершения преступлений, способов действий преступников и т.п., а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющие совершение последних (например, средства сигн,3али­зации и блокировки). Криминология же указывает основные направ­ления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динами­ке преступности, типичных криминогенных ситуациях и т.п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть системы профи­лактических мер и анализирует эффективность их применения. Криминалистика имеет специальное направление, предметом ко­торого являются криминалистические средства и методы пред­упреждения преступлений. В 1995 г. в России основан Союз крими­налистов и криминологов. То, что сказано о связи криминологии с криминалистикой, вполне может быть отнесено и к оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность – наука о том, как предупредить и раскрыть преступления с помощью оперативно-розыскных сил и средств. И конечно же наука оперативно-розыскной деятельности широко использует достижения криминологии. Криминология взаимодействует с правовой статистикой. Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления (целостное множество преступлений, их причин и условий, лич­ности преступников и многообразную систему мер профилактики пре­ступлений), одним из ее основных методов по сбору и анализу информа­ции служит статистический метод. Данные уголовной статистики, а также информация, полученная в резуль­тате конкретных криминологических исследований, дают обобщенную картину преступности. Данные общесоциальной статистики (демогра­фической, экономической и др.) используются при исследовании детер­минант преступности и ее тенденций. Криминологии также необходимы данные общей, социальной и юри­дической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений; он и играют ведущую роль в изучении и классифика­ции личности преступника, значимы для разработки мер профилактичес­кого воздействия, поскольку речь идет о специфических видах челове­ческого поведения. Сейчас можно утверждать, что сформировалась новая наука – криминальная психиатрия. Психиатрия еще в Х1Х в. накопила огромный эмпирический материал о лицах, совершивших преступления, у которых были зафиксированы различные расстройства психической деятельности. Некоторые психиатры даже считали такие расстройства причинами преступного поведения. Сейчас названный материал значительно пополнился, прежде всего благодаря наблюдениям и исследованиям судебных психиатров в ходе проведения судебных экспертиз по уголовным делам. Можно считать, что судебные психиатры знают преступников, причины и механизмы их поведения лучше, чем криминологи. Это неудивительно, ведь криминологам сложнее получить криминологически значимую информацию о преступниках, а эксперты-психиатры наблюдают и изучают преступников ежедневно. Криминология связана с демографией, отдельными отраслями социологии и политологии, которые имеют особое значение, в частности, при прогнозировании и програм­мировании борьбы с преступностью, а также при специальном изуче­нии профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бы­товых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными. Связь криминологии с педагогикой, которая разрабатывает пробле­мы обучения и воспитания, осуществляется при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе результа­тивности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обо­сновано предложение о выделении на стыке криминологии и педаго­гики такого направления, как криминологическая педагогика, или педагогическая криминология. Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку. 1. Классическое и антропологическое направления криминологических теорий. Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII–XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление, как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника. Многие идеи «классиков» сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п. В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений. Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо. Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников. Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо. Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Такие склонности, по мнению французского ученого Пинателя, определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия. Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека. В качестве мер борьбы с преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно полезного поведения. Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом. Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами. Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее биосоциальных, концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения. 2. Социологическое направление криминологической теории. Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов. Эта теория основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.). Последователи Кетле расширили (до 170–200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое. Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности. Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии – безнормативности, т.е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений. Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп. Теория стигматизации, основателем которой явился Танненбаум, предполагает, что человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации – присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового «клеймения». В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным. Американский ученый Сатерленд в начале XX в. разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т.п.). Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, в которых криминологическая проблематика дополнена учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов. Эти идеи положены в основу разработки и использования в практике так называемой виктимологической профилактики преступлений. Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т.п. Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно – положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений. К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т.п. В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер. Методы познания науки криминологии и их классификация Методология – это учение о путях, методах, способах научного исследования чего-либо, это позиция, с которой будет действовать исследователь. В зависимости от того, какова позиция, используются конкретные методы. Так, если методологическая позиция представлена материалистической диалектикой, то будут применяться социологические и психологические методы; если же такая позиция заключается в признании того, что преступность есть биологическая категория и склонность к совершению преступления передается по наследству, необходимо использовать методы биологии и медицины. Под методом науки криминологии понимается совокупность при­емов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи. Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и до­статочно полно исследованы только на основе диалектики – всеоб­щего метода познания. Использование основных философских за­конов и категорий, таких как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в ка­чество, причинность и следствие и т.п., позволяет глубже проник­нуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов. Диалектика помогает проследить на криминологических объек­тах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Использование диалектического метода в кримино­логии помогает при изучении личности преступника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу. Однако философия не дает науке криминологии готовых реше­ний тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее мето­дологией познания для нахождения верных и обоснованных реше­ний. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, буду­чи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функ­ционирующую в разных исторических условиях, показывает ее из­менения на различных этапах общественного развития. Не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все боль­шее значение. По степени глубины познания и масштабности охва­та предмета исследования этот подход можно отнести к числу со­временных всеобщих методов познания. Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образо­вание. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные устойчивые сто­роны интегрального образования, а не просто зафиксировать меха­ническую совокупность составляющих его компонентов. Достоин­ством данного подхода является и то, что он позволяет использо­вать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частно-научные методы – как способы решения кон­кретных исследовательских задач. В необходимых случаях системный метод может быть дополнен комплексным подходом к исследованию криминологических проблем. Комплексность и системность, как методологические принципы социального исследования, хотя и взаимосвязаны, но не тождест­венны. Системный подход изучает качественные изменения. Комплексный подход отражает социально значи­мую направленность. При изучении системы воздействия на преступность комплекс­ный подход предполагает решение следующих задач: – определение сущности и функционального назначения системы воздействия на преступность; – описание суммы образующих ее элементов и их фун­кций; выявление характера взаимосвязи структурных элементов; – исследование характера взаимосвязей системы с внешней средой; – рассмотрение системы воздействия на преступность в историческом аспекте; – оценку реальных возможностей современного общества в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодо­ления. Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частно-научные методы и специальные криминологические методики. Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выд­вижение гипотез и др. Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития все­го изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспро­изводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей. Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на осно­ве рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная ин­дукция. В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод при­меняется, как правило, после того, как накоплен фактический ма­териал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных и их систематизации. В криминологическом познании широко применяется такой на­учный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса. В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абст­рагированию, под которым понимается процесс мысленного выде­ления одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить таким образом зако­номерности его развития. Примером абстрактного суждения в сис­теме криминологических знаний может служить понятие преступ­ности. Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает, что еще не доказанное теоретическое положение основано на предпо­ложении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы яв­ляются необходимым элементом всякого научного знания, в том чис­ле и криминологического. Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной дей­ствительности, криминология использует и применяет в своих це­лях различные частно-научные методы, в том числе такие социологи­ческие методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов. Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим ис­следователем фактов, касающихся изучаемого криминологическо­го объекта и поставленных исследовательских задач. Осуществляется наблюдение за поведением людей (сотрудников правоохранительных органов, населения, преступников) относительно соблюдения ими норм права. Принято разли­чать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в опреде­ленной степени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и практический работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оценивает те или иные факты и явления социальной действительности, и у него скла­дываются определенные реальные представления о сущности наблю­даемого. Важным методом познания является опрос, который широко применяется для изучения мнения граждан, представителей правоохранительных органов, общественных организаций и т.д., а также самих преступников (осужденных) по проблемам, интересующим криминологию, и получения сведений, которых нет в статистике или в иных источниках информации. Наблюдение осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюи­рования. Анкетный опрос – наиболее удобный способ получения нужной криминологической информации. Для этого необходимо четко, пра­вильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Самое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не следует со­ставлять громоздкие анкеты. Последние могут быть формализован­ными и неформализованными. В формализованной анкете содер­жатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сфор­мулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» – «нет»). В неформализован­ной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последу­ющей обработки. К числу распространенных методов опроса относится интервью­ирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого. В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку при анкетировании не всегда уда­ется создать необходимый психологический контакт с опрашивае­мым, так как оно носит заочный характер. Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает анализ документов. В общепринятом понимании документ является средством фик­сации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действи­тельности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и многие другие. В процессе проведения криминологических исследований воз­никает вопрос, каким методам отдать предпочтение, чтобы получить наиболее полную и достоверную информацию. Обычно при этом используется комплекс методов. Важно с учетом достоинства и не­достатков каждого решить, какие из них наиболее соответствуют характеру, обстоятельствам и условиям предполагаемых исследова­ний. Нужно запомнить, что не существует какого-то одного универ­сального метода, с помощью которого можно решить все постав­ленные задачи. В этих случаях нужно поступать так, чтобы недостат­ки одного метода восполнялись достоинствами другого. К числу частно-научных методов следует отнести логико-матема­тические, включающие моделирование, факторный анализ и шка­лирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Применение этих методов в крими­нологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они по­могают более глубокому осмыслению различных статистических по­казателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различ­ными социальными явлениями и процессами, находящимися во вза­имосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения их существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода, прежде всего, в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого кри­минологического объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наиболее суще­ственные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рас­считанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной террито­рии количеством населения. Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простей­ших способов выражения математических зависимостей между со­ставными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факто­ров, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволя­ет выделить степень значимости того или иного признака при оцен­ке возможных вариантов изучаемого явления. Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделен­ный на равные части и снабженный словесными или числовыми обо­значениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества. Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оценка по измеряемому качеству совокупности объектов путем упо­рядочения по степени выраженности какого-либо признака. Каж­дому объекту соответствует оценка, равная его месту в данном ран­жированном ряду. Числа, полученные в результате применения этих шкал, в одних случаях могут выражать непосредственную оценку измеряемого качества, а в других – служить основой для дальней­шей математической обработки, например путем использования факторного анализа. К специальным методам (методикам) криминологического иссле­дования относятся уже известные в социологии и психологии мето­ды и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое иссле­дование личности преступника, его тестирование, изучение различ­ных категорий уголовных дел с последующей статистической обра­боткой материалов, изучение общественного мнения различных со­циальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней. Криминологическое исследование должно преследовать две основные цели: 1) развивать теорию; 2) решать практические задачи борьбы с преступностью. Криминолог не может исходить только из неких устоявшихся криминологических позиций и правовых догм, у него должны быть твердые аргументы даже против, казалось бы, незыблемых теоретических доктрин. Такие аргументы можно получить лишь путем тщательного изучения живой жизни, ее процессов и конфликтов, непосредственного познания личности преступника, одним словом на базе эмпирического исследования и при соответствующей теоретической подготовке. Для того же, чтобы успешно провести эмпирическое исследование, нужно владеть методологией и методами работы. Все это не означает игнорирования ранее разработанных теоретических доктрин и концепций, уже доказавших свою важность и полезность. Любому научному криминологическому исследованию должна предшествовать подготовка программы и плана работы. В программе следует точно обозначить и обосновать тему исследования, степень ее разработанности, цель работы, выдвинуть рабочие гипотезы. Существо и цель работы предопределяет состав исполнителей, профессиональная подготовка которых должна ответствовать целям. Достижение целей работы обеспечивается и применением конкретных методик. План исследования представляет собой перечень наиболее важных мероприятий научного характера, указания на сроки их исполнения и исполнителей. План должен соответствовать программе исследования. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИИ Методологические основы криминологии Методы криминологии — система способов (приемов, средств) наиболее глубокого и полного познания ее предмета Основные философские законы: познаваемость социальных явлений; единство и борьба противоположностей; переход количества в качество; отрицание отрицания. Общенаучные методы: абстрагирование; анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; обобщение; выдвижение гипотез; системный анализ Основные философские категории: причины и следствия; общее, особенное и единичное; необходимое и случайное; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление. Частно-научные методы и специальные криминоло­гические методики: наблюдение; анкетирование; интервьюирование; анализ документов; логико-математические методы; статистические методы; тестирование; методы криминологических исследований; криминологическая экспертиза Системный и исторический подходы Заключение Криминология – одна из современных развивающихся наук, которая сформировавшись в недрах уголовного права, стала самостоятельной и заняла достойное место среди других наук гуманитарного цикла. Место криминологии в системе наук – особое, и обусловлено ее предметом – изучением преступности как социального, массового явления; личности преступника; причин и условий совершаемых преступлений; разработкой мер предупреждения преступности. Ни одна из существующих наук не рассматривает данные вопросы в таком объеме и ракурсе, как криминология, и именно криминологические знания необходимы в современных условиях, чтобы грамотно и своевременно сформировать новый закон в сфере борьбы с преступностью, произвести обновление устаревших законов и нормативно-правовых актов, разработать актуальные методики профилактики преступлений, работы с лицами, их совершившими. Сегодня целая сеть научных и образовательных учреждений занимается изучением криминологии и тех проблем, которые входят в ее предмет, сформировалась плеяда ученых-криминологов, которых знает не только наша страна, но весь мир. Таким образом, делается большая ставка на роль криминологических знаний в будущем, в частности, в направлении повышения эффективности борьбы с криминальным поведением.
«Понятие и предмет криминологии. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе развития общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 15 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot