Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Криминология

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 756 просмотров
  • 📌 737 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Криминология» docx
КРИМИНОЛОГИЯ Лекция 04.09.2020 Криминология – учение о преступлении. В широком смысле – учение о преступности. Детерминация явлений, обуславливающих преступность. Предупреждение преступности. Криминология находится на стыке социальных и правовых наук. Тема 1. Теория преступности Вопросы: 1. Мифологические и религиозные представления о преступности 2. Классическое направление криминологической теории 3. Биологическое направление криминологической теории 4. Психологическое направление криминологической теории 5. Социологическое направление криминологической теории Мифологические и религиозные представления о преступности В примитивном обществе наказание человека служила цели умиротворения богов, смягчения их гнева в тех случаях, когда нарушалась какое-либо табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились. В эпоху христианского средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании, что преступление это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и грех перед богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, потому что так хочет бог. (Deus vult!) Страдания преступника при наказании примиряют его с богом. Только в XVIII веке с развитием рационализма люди стали реально и критически подходить к таким явлениям, как отклоняющееся поведение и преступность. Отцом криминологии является итальянский судья, прокурор Рафаэль Гарофало. В 1885 году выходит в свет его работа “Криминология”. Этапы развития криминологического знания: 1. Классическая школа XVIII века 2. Позитивистская школа XIX века 3. Криминология новейшего времени с середины XX века Представители классической школы утвердили свободу выбора, как первопричину совершения преступления. Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человек, это фундамент на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. Позитивистская школа утверждает, что поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю и задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивистская школа ориентирована на исправление преступника. Современная школа криминологии обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Причины преступлений понимаются как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. Исследуются процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. Классическое направление криминологической теории. Классической эта школа криминологии называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии. Представители классической криминологической школы (Бекаре, Бентам) считали, что преступление - это следствие сознательного поведения человека, который обладает полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Наказание за совершенное преступление рассматривалось как неотвратимый и справедливый ответ общества, не преследующий проявления жестокости, но направленный на устрашение, исправление и обезвреживание преступника. Начало классического подхода связывается с работой Чезаре Бекаре “О преступлениях и наказаниях” 1964. Его принципы сводились к следующему: 1. Основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей 2. Преступление должно рассматриваться, как ущерб для общества 3. Предупреждение преступности значительно важнее наказания 4. Тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами 5. Цель наказания – удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть Биологическое направление криминологической теории Родоначальником антропологического направления криминологической теории стал итальянский тюремный врач-психиатр Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 году свою работу “Преступный человек”. На основании своих наблюдений он пришел к выводу о том, что преступное поведение причинно-обусловлено и что типичного преступника можно идентифицировать по конкретным физическим характеристикам. Ученый считал, что внутренний мир преступного типа атомистичен, то есть у преступника наблюдается своего рода сдвиг назад, к тем качествам, которые были свойственны первобытным людям. Это: нарушение баланса между интеллектом и животными инстинктами, доминирование агрессивных действий над разумным поведением, порочные потребности, низкая ступень развития личности. Теория “прирожденного” преступника встретила категорическое неприятие и была отвергнута современниками учитывая резкую критику своей гипотезы, ученый позже стал признавать, что помимо “врожденного” типа существуют и другие типы. Ломброзо разработал классификацию преступников, включающую следующие типы: 1. Прирожденные преступники 2. Профессиональные преступники 3. Душевно больные преступники 4. Преступники пристрастия 5. Случайные преступники Таким образом, отказавшись от абсолютизации идеи о врожденной предрасположенности к антисоциальному поведению, Ломброзо обратился к признанию более широкого спектра побуждений и мотивов, которые толкают человека на преступление. Лекция 11.09.2020 В 1878 году ученик Ломброзо – Энрико Ферри опубликовал свою работу “Теория невменяемости и отрицания свободы воли”. Отталкиваясь от идеи своего учителя о биологических основах причинности он вместе с тем уделил большое внимание взаимодействию социальных, экономических и политических факторов. Ферри полагал, что на преступную мотивацию как минимум влияют три фактора: 1. Антропологический (биологическая организация индивида и организация психики) 2. Физический, или физическая среда обитания (климат, время года, температура и так далее) 3. Социальный (социальная организация общества, его уклад) Теория клинической криминологии (опасного состояния личности). Теория объясняет преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Такие склонности определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, медикаментозного воздействия. Теория конституционного предрасположения к преступлениям. Связывает совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность, (физическую конституцию) так и на психику человека. В качестве мер борьбы с преступностью теория предлагает, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно-полезного поведения. Исследования преступности близнецов. Возможность рождения детей с одинаковым генетическим кодом дает способ определить: есть ли зависимость между генетическими особенностями человека и характером его поведения. Было обнаружено, что если один из таких сиплингов совершает преступление, то и второй с большей степенью вероятности последует по его стопам. Теория хромосомных аномалий. Существуют случаи, когда в результате каких-либо аномалий на ранней стадии зародышевого развития происходит удвоение мужской половой хромосомы Y. (Синдром удвоенной Y хромосомы) Фенотипически, люди имеющие это отклонение отличаются весьма высоким ростом. Была выдвинута гипотеза о том, что удвоение Y хромосомы влечет за собой формирование “сверхмужского” типа личности, предрасположенного к агрессивному и жестокому поведению. Психологическое направление криминологической теории. Зигмунд Фрейд. Первая структура личности человека. Согласно психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда, человеческое поведение определяется неосознаваемыми импульсами, происходящими из бессознательного. Фрейд, стремясь понять механизм и предпосылки преступного поведения пришел к выводу о том, что в истоках преступного поведения лежит инстинкт агрессии. Стремясь раскрыть и объяснить истоки зарождения преступных действий, ученик и последователь Фрейда – Альфред Адлер вместо “инстинкта агрессии”, как определяющей внутренней силы преступного поведения на первое место поставил “комплекс превосходства”. Базовым положением теории Адлера является его учение о комплексе неполноценности. Комплекс неполноценности – это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов. Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что на начальных этапах своей жизни эта личность плохо адаптируется, социально не приспособлена, не уверена в себе, в своих действиях, склонна винить в своих неудачах других. Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности, от своего зависимого положения со стороны окружающих (родителей, наставников и так далее) толкает некоторых индивидов на антисоциальные поступки и преступления. В ходе этого процесса установки и цели, бывшие социальными, превращаются в антисоциальные. Механизм превращения таков, что социальная неприспособленность, неуверенность в себе, сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться. Инстинкт превосходства, стремление возвыситься над другими, становятся определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства Адлер трактовал, как своеобразную компенсацию того чувства неполноценности, которое у индивида было подавляющим в его детские годы и чем глубже было это ощущение неполноценности в прошлом, чем больше он был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества. Большой вклад в понимание внутренних механизмов поведения личности внесли Доллард и Миллер. Они, как и Фрейд считали, что агрессивное состояние личности толкает ее на антисоциальные поступки, а порой и на преступления. Но, в отличие от Фрейда, Доллард и Миллер считали, что агрессия возникает не только на базе природного инстинкта самосохранения, но, чаще всего, на основе такого эмоционального состояния, которое возникает в процессе межличностного общения и который они назвали “фрустрация”. Фрустрация – это то внутреннее психологическое напряжение, которое складывается при неудачной попытке реализовать свои желания и стремления. Результатом фрустрации может быть чувство злобы, аккумуляция предельной напряженности и агрессивности. Это эмоциональное состояние может вылиться в преступное действие. Бихевиоризм. Джон Уотсон. В истории ощущения человеческой мотивации особое место занимает бихевиоризм. Одним из основателей этого направления считается американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждали, что человеческое поведение обусловлено исключительно стимулами внешней среды и поведение человека сводится лишь к строго определенным реакциям на стимулы внешней среды. Пользуясь различными раздражителями, можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества. Социологическое направление криминологической теории. К началу XX века, на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. Возникает социологическая школа криминологии, основоположником которой является Адольф Кетле со своей теорией факторов. Теория факторов. Теория основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступления. Преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, войны, экономические кризисы, обеспеченность жильем, потребление алкоголя и так далее), индивидуальных (пол, возраст, психофизические аномалии и так далее) и физических (географическая среда, климат, время года и так далее). [Факторная модель чаще всего представлена в российским учебниках по криминологии] Теория конфликта культур. Теория исходит из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп. (например, конфликт западной и мусульманской культур) Теория социальной дезорганизации. Лекция 18.09.2020 Э. Дюргейм. В книге «метод социологии» 1896 год. Он обосновал тезис о том, что преступность нормальное социальное явление. В другой своей работе «Самоубийство» 1899 год. Он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномалия без нормативности (безнормии). Рассматривая преступность, как разновидность отклоняющегося поведения, он назвал ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения, нормальная же преступность в том смысле, что обществу без преступности станет стагнировать, преступность таким образом была включена в число основных условий социальной организации. Теория стигматизации Основана на гипотезе, что индивид формируется в преступлении, потому что общество поручает ему такую роль. Американский ученый Таннербаум в работе «Преступность и общество» 1938 год. Предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обуславливает. Если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственно любому человеку. Теория отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит и преступление. Преступность 1. понятие и признаки преступности Под преступностью понимается социальная исторически изменчивая массовая, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно-наказуемых деяний и лиц их совершивших на определенной территории за определенный период времени. Признаки преступности -социальная природа и социально обусловлена Преступность всегда причиняет вред не только конкретному лицу, но и обществу в целом. Преступность -историческая изменчивость Состав преступности изменяется с течении времени и зависит от содержания, тенденций причин и условий, преступления. Подвержено Изменениям И круг деяний, которые государство считает преступными, идет постоянная криминализация деяний, которые становятся общественно опасными и декриминализация постепенно утрачивает общественную опасность -массовость Преступность подлежит статистическому анализу при котором выявляются определенные статистические закономерности, исследуются состояния, структура, динамика преступности -уголовно-правовая характеристика К числу преступлений относят не все опасные деяния, а лишь те из них, которые являются уголовно-противоправными -негативность Прест приносит ущерб нормальным общественным отношениям и поэтому как правило считается негативным явлением. Однако некоторые криминологические теориями существование преступности объявляется одним из факторов здоровья общества и неотъемлемой частью здорового общества -системный характер Преступность не сводится к механическому объединению всех преступлений. Она имеет систематические свойства: существенная устойчивая зависимость между отдельными ее элементами, а также связи с другими внешними социальными явлениями 2. соотношение негативных отклонений поведения и преступности Под девиантным поведением понимается 1) поступок, действие человека несоответствующее официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе нормам 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой дейтельности, несоответствующее официальным установленных или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандарт, шаблон) Социальная норма определяет исторически слоившаяся в конкретном обществе предельную меру интервал допустимости (дозволение) поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоление устаревших и консервативных стандартов поведения (социальное творчесвто) Негативное отклонение дисфункцион., дезорганизует систему, подрывают ее основы (алкоголь) Девиант как потенциальный преступник Девиант как потенциальная жертва 3. количественные и качественные показатели преступности Количсетвенные показател. Определены числом совершенных преступлений на определенной территории за определенное время -динамика преступности – изменение качественно-количественных параметров преступ в течении определенного времени -объем преступности -уровень – величина, интенсивность Формула 4. латентная преступность Представляет собой лиц и совершенные ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний незафиксированных в уголовной статистике Выделяют 2 части: 1) скрытая-не выявленная правоохранительными органами в силу специфики самих преступлений, отношение к содеянному самих потерпевших и иных обстоятельств 2) скрываемая-незашедшая отражения в статистических учетах в результате неправомерных действий должностных лиц правоохранительных органов Причины существования: -нежелание огласки интимных сторон жизни (половое преступление) -мало значность причиненного ущерба преступления (незначительное хищение) -Отсутствие времени у потерпевшего для подачи заявления и разбирательства случившегося -неуверенность в неизбежнее наказания преступника -особое взаимоотношения потерпевшего либо свидетеля с преступником (родственник) -боязнь угроз преступника -дефекты правосознания -неблаговидное поведение потерпевшего -сложный замаскированных характер преступных действий, затрудняющий установление правоохранительными органами самого факта совершения преступления (мошенничество, взятка) -особая система учета преступления (небрежное) -деятельность самих правоохранительных органов: недостаточный уровень юридической квалификации (деяние преступника регистрирует, как не преступное), целенаправленное сокрытие учета Последствия -рост преступности -снижение достоверных прогнозов преступности -снижение авторитета правоохранительных органов -снижение активности граждан в борьбе с преступностью -препятствие реализации принципа неотвратимой ответственности за совершенное преступление -искажение представления о фактическом состоянии уровня, структуре, динамике преступности, о величине и характеристике ущерба, причиненных обществу преступных деяний Лекция 25.09.2020 Причины преступности. 1. Понятие причинности 2. Классификация явлений, влияющих на преступность Понятие причинности. Причинность – это один из видов связей вещей и явлений. Связь, определяющая именно факт порождения какого-либо явления, процесса. Причинность рассматривается как один из видов детерминации. Здесь раскрывается то, из чего произошло данное явление, как протекал процесс его порождения, устанавливается факт связей между породившим и порожденным. Полная причина – это совокупность всех обстоятельств, при которых неизбежно наступает данное следствие. Причинная связь – это такая объективная связь между явлениями, когда одно из них (причина) при наличии определенных условий порождает другое (следствие). Особенности причинных связей. 1. Причина, производя действие, порождает следствие. 2. Существует последовательность во времени причины и следствия. Причина всегда предшествует по времени следствию. 3. Следствие не может быть причиной этой же самой причины. 4. Действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие. 5. Причина несводима к следствию, следствие не повторяет причину. Детерминант – определитель Детерминировать – определять, обуславливать. Детерминация – процесс обусловливать определения. Детерминация имеет в виду не одну причину, а вбирает в себя целый ряд многообразных обстоятельств, взаимосвязей, которые в совокупности и порождают преступность. Детерминизм говорит о том почему соответствующий процесс произошел так или иначе, почему возникло именно данное явление, каковы условия порождения и мера устойчивости соответствующего процесса. Фактор (криминология) – это явление, представляющее криминологический интерес, имеющий определенной значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса. Классификация явлений, влияющих на преступность. Причина преступности – это негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления, как свое закономерное следствие. Условия преступности – это различные явления социальной жизни, которые не порождают преступность, но содействуют, способствуют ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы: 1. Сопутствующие – образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени. 2. Необходимые – без таких условий событие могло бы и не наступить. 3. Достаточные – совокупность всех необходимых условий. Все негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, по механизму действия можно подразделить на: 1. Причины 2. Условия 3. Криминогенные факторы Все криминогенные детерминанты по уровню функционирования можно подразделить на: 1. Причины и условия преступности в целом (общие причины) 2. Причины и условия отдельных видов преступлений и их конкретных проявлений Все криминогенные детерминанты по содержанию можно подразделить на: 1. Экономические (кризис, безработица, инфляция, экономическое неравенство, теневая экономика и так далее) 2. Политические (нестабильность политического режима, коррупция и так далее) 3. Социальные 4. Правовые Все криминогенные детерминанты по своей сущности можно подразделить на: 1. Социальные 2. Биологические Все криминогенные детерминанты по природе возникновения можно подразделить на: 1. Объективные 2. Объективно-субъективные 3. Субъективные Предупреждение преступности и правонарушений. 1. Соотношение понятий предупреждение, профилактика преступности 2. Субъекты предупредительной деятельности 3. Требования, предъявляемые к предупредительным мерам 4. Общее (общесоциальное) и специальное (криминологическое) предупреждение преступности 5. Индивидуальное предупреждение преступлений Предупреждение преступности – это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности и имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. Профилактика преступности (в широком смысле) – это синоним предупреждения преступности. Профилактика преступности (в узком смысле) – это меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление с целью осуществления направленного предупредительного воздействия. Предотвращение преступлений сводится к пресечению преступной деятельности на начальном этапе, когда преступник планирует совершение определенного деяния. Пресечение преступлений имеет место, когда процесс совершения преступления останавливается внешним воздействием на стадии приготовления или покушения. Борьба с преступностью – это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путем воздействия на ее детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам. Субъекты предупреждения преступности – это государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступления. Субъекты подразделяются на: 1. Общие (их основной целью не является борьба с преступностью) a. Государственные b. Негосударственные 2. Специализированные (специально созданы для борьбы с преступностью) a. Государственные b. Негосударственные Субъекты общесоциальной профилактики – это федеральные, региональные, местные органы власти и управления, общественные организации не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи. Субъекты специальной профилактики – это государственные органы, выполняющие правоохранительные функции, государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции, частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач. Субъекты индивидуальной профилактики – это сотрудники государственных правоохранительных органов, работники иных государственных органов и учреждений, родители и лица их заменяющие, отдельные граждане. В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, особо выделяют следующие: 1. Экономические меры 2. Политические меры 3. Правовые меры 4. Психолого-педагогические и культурно воспитательные меры 5. Криминологические меры общей и индивидуальной профилактики 6. Организационные меры 7. Технические меры Требования, предъявляемые к предупредительным мерам: 1. Законность, обеспечивающая строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер требований конституции Российской Федерации, ратифицированных Россией международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов. 2. Социальная справедливость и гуманизм, предусматривающие защиту законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении мероприятия по предупреждению преступлений, недопущении причинения физических страданий или унижения достоинства личности. 3. Комплексность, предполагающая объединение усилий субъектов предупредительной деятельности. Лекция 02.10.2020 Своевременность и достаточность используемых мер – то есть их использование в таком объеме и с такой интенсивностью, которые позволяют не допустить совершения преступления. Дифференциация мер принудительного воздействия – это учет особенностей личности профилактируемого, динамики изменений ее поведения. Эффективность мер – это достижение наибольших результатов предупредительной деятельности при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах. Общее (общесоцальное) и специальное (криминологическое) предупреждение преступности. Общее предупреждение – это деятельность, направленная на выявление и устранение объективных внешних причин, порождающих преступление и условий, способствующих их совершению. Данная деятельность реализуется при активном использовании социальных, экономических, политических, правовых и других антикриминогенных факторов. Признаки мер общего предупреждения: 1. Масштабность 2. Всеохватывающий и разносторонний характер 3. Комплексность и взаимозависимость 4. Непрерывность 5. Радикальность Специальное предупреждение – осуществляется путем воздействия на социальные группы отдельных лиц и организаций или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью. Индивидуальное предупреждение преступлений. Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) – это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде. Методы индивидуальной профилактики: 1. Метод убеждения – данный метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций, путем использования педагогических и психологических приемов воздействия. Способы убеждения: a. Беседа – представляет собой свободный диалог с лицом. Может носить ознакомительный характер, предупредительный характер, воспитательный характер. b. Вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации. 2. Метод оказания помощи – данный метод связан с реализацией конкретный мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: a. Направление его на работу или учебу b. Улучшение бытовых условий c. Формирование благоприятной микросоциальной среды 3. Метод принуждения – его применение это прерогатива правоохранительных органов. Это меры административной ответственности и различные ограничения в отношении личности. ВТОРОЙ МОДУЛЬ Преступление. Механизм преступного поведения. 1. Понятие преступления в узко-юридическом и криминологическом смысле 2. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения 3. Понятие ситуации совершения преступления, разновидности таких ситуаций 4. Мотивация преступного поведения 5. Механизм преступного поведения Узко-юридический смысл – уголовно-правовой смысл. Преступление (из УК) – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. (часть 1 статьи 14 УК РФ) При криминологическом подходе преступление анализируется как определенный процесс, разворачивающийся в пространстве и времени и одновременно в контексте условий внешней для человека среды и характеристик самого человека. Для криминолога преступление производно от характеристик и состояния лица, которое его совершает, особенностей внешней для такого лица среды, а также от процесса взаимодействия характеристик такого лица и среды. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения. Причина конкретного преступления – это взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида с внешними объективными обстоятельствами (конкретной ситуацией), порождающими намерение и решимость совершить данное преступление, либо способствующими этому. Выделяют два уровня взаимодействия между личностью и внешними обстоятельствами: 1. Наличие у индивида нравственно-психологических свойств и качеств, приобретенных под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования 2. Наличие конкретной ситуации в виде совокупности некоторых внешних объективных обстоятельств Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств: 1. Жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причины преступного поведения – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом. 2. Обстоятельства, которые облегчают проявления причины индивидуального преступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию. Понятие ситуации совершения преступления. Разновидности таких ситуаций Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица, непосредственно обуславливающих его намерение и решимость совершить уголовно-наказуемое деяние. Классификация криминогенных ситуаций: 1. По источнику возникновения: a. Заранее создаваемое самим преступником b. Создаваемые им же, но не преднамеренно c. Возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц d. Создаваемые потерпевшими преступления e. Вызванные стихийными силами природы f. Возникшие по стечению случайных обстоятельств 2. По времени их возникновения a. Кратковременные b. Возникающие в момент совершения преступления c. Длительные, возникающие задолго до преступления 3. По пространственной распространенности: a. Распространяющиеся на обширную территорию (общие) b. Концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные) 4. По содержанию: a. Проблемные b. Конфликтные c. Экстремальные 5. По характеру воздействия на виновного: a. Провоцирующие b. Сопутствующие c. Соблазняющие d. Разряжающие e. Затрудняющие 6. По уровню действия: a. Затрагивающие только данное лицо b. Касающиеся многих лиц Мотивация преступного поведения. Лекция 09.10.2020 Мотивация преступного поведения Родоначальником теории человеческой мотивации считается англо-американский ученый Уильям Мак-Дауголл, который первым систематизировал человеческие потребности, являющиеся той силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Эти внутренние силы он называл склонностями, влечениями, желаниями. Первым, кто назвал эти внутренние побуждения потребностями был американский психолог Генри Мюррей. Большой вклад в анализ иерархии потребностей внес Абрахам Маслоу. Считая, что потребности являются основой мотивации человеческого поведения, он делит все потребности на пять видов, которые в своей совокупности представляют своеобразную иерархию: 1. Физиологические потребности 2. Безопасность и защита (экзистенциальные) 3. Принадлежность и любовь 4. Уважение со стороны других 5. Самоактуализация Эти потребности выражают желание человека стать всем, кем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Модель преступной мотивации состоит из следующих компонентов: 1. Потребности – это первичная побудительная сила, первый уровень мотивации, основа, база формирования определенной направленности поведения человека, побуждаемые какой-либо врожденной или социально-сформированной нужной. Потребности бывают: a. Биологические b. Социальные c. Материальные d. Духовные 2. Интересы – это непосредственное выражение потребностей, они связаны с конкретными целями и направлены на конкретные предметы, объекты. Интерес возникает на почве осознания своей потребности и выражается в виде предметных устремлений и конкретных запросов. 3. Социальные ценности жизненной ориентации – это те объекты социальной жизни, реальной действительности, которые являются наиболее престижными, привлекательными. 4. Цель, как элемент мотивации. 5. Оценка ситуации. 6. Выбор способа и средств реализации умысла 7. Принятие решения 8. Мотив Механизм преступного поведения (генезис преступления) Механизм преступного поведения – это сложный комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обусловливающий возникновение и развитие преступного деяния. Компоненты механизма преступного поведения: 1. Предпреступные психические состояния. Мотивы и цели преступного деяния. Осознав ту или иную потребность, свои интересы человек анализирует реальные условия и мысленно представляет возможные варианты своего поведения, реализация которых может удовлетворить его желание в данных условиях. Одни аспекты побуждений усиливаются в процессе деятельности, другие заново возникают, а некоторые нейтрализуются. Одни мотивы усиливают друг друга, другие вступают в конфликтное противоречие. Одно преступное действие, в ряде случаев, перерастает в другое, становится сложным, многоэпизодным. В то же время, начатое преступное деяние может быть приостановлено. В процессе деятельности могут произойти сдвиги мотивов, которые свидетельствуют об изменении значения отдельных сторон деятельности для действующего субъекта. Цель – это осознание необходимости и возможности конкретного результата поведения, которым субъект удовлетворяет сформированную у него мотивацию. 2. Поводы преступления. Принятие решения о совершении преступления. Повод преступления – это внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника. Принятие решения – это сознательный выбор определенного действия в ситуации неопределенности. Решение охватывает образ будущего результата действия в данных информационных условиях. Оно связано с мысленным перебором возможных вариантов действия, концептуальным обоснованием принимаемого к реализации действия. В решении цель мысленно объединяется с условиями ее реализации, принимается оперативный план действия на основе переработки всей исходной информации. К обстоятельствам, содействующим принятию решения о совершении преступного деяния, относятся: a. Провоцирующее поведения потерпевших b. Давление со стороны преступной группы c. Расчет на поддержку соучастников d. Ослабление сознательного контроля в конфликтных эмоциональных состояниях e. Преуменьшение грозящей опасности разоблачения f. Наличие субъективно трактуемой возможности сокрытия 3. Исполнение преступления. Способы совершения преступного деяния. Механизм исполнения преступления выражается в системе используемых преступником способов действий. Способ – это система приемов действия от рациональных комплексов, обусловленных целью и мотивами действия, психическими и физическими особенностями действующего лица. В способе действия проявляются психофизиологические и характериологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности. 4. Результат преступления (стадия посткриминального поведения). Удовлетворенность достигнутыми результатами или неудовлетворенность ими ведет к появлению новых преступных целей или к самоосуждению преступного поведения, к прекращению преступной деятельности. Личностная положительная оценка преступного результата – это признак глубокой криминальной деформированности личности, основная предпосылка дальнейшего преступного поведения. Негативный же образ преступного результата может вызвать угрызения совести, чувство виновности и глубокого раскаяния. Возможен добровольный отказ от доведения преступления до конца. Мотивы отказа от доведения преступления до конца могут возникнуть на основе жалости, сострадания, малодушия, страха и так далее. Эти мотивы существенны для оценки личности преступника. Преступник 1. Понятие личности преступника 2. Процесс формирования общественно-опасной личности 3. Структура личности преступника 4. Типологии и классификации преступников Понятие личности преступника Личность преступника – это совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) и обстоятельствами на характер преступного поведения. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальны интересы. Следует отличать от понятия “субъект преступления” и понятия “девиант”. Момент возникновения и окончания личности преступника С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить только тогда, когда лицо совершило преступление и признано судом виновным. Пределы существования личности преступника строго определены законом и заканчиваются с момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. С криминологических позиций совокупность личностных качеств, обуславливающих преступление, складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида. Личностные свойства, обусловившие совершение преступления, не исчезают и после его совершения. В дальнейшем они претерпевают лишь изменения, но представляют криминологический интерес. Процесс формирования общественно-опасной личности Общественная опасность личности выражает потенцию личности к преступному поведению, которое понимается как внутренняя возможность совершения при определенных условиях преступных деяний. Основные источники нравственного формирования личности: 1. Сама личность со всеми присущими ей свойствами 2. Малые социальные группы, в которых эта личность непосредственно формируется 3. Общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы Идеи о социализации личности были сформулированы Францом Листом. Ребенок становится личностью в результате длительного процесса социализации, то есть усвоения социального опыта, усвоения норм общественной жизни, норм морали, нравственности того общества, в котором он родился и живет. Личность делает ее окружение.
«Криминология» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot