Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Антропологическая школа в криминологии. Становление и развитие криминологии в России

  • 👀 500 просмотров
  • 📌 426 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Антропологическая школа в криминологии. Становление и развитие криминологии в России» docx
Лекция №1 Тема: Антропологическая школа в криминологии. Становление и развитие криминологии в России. 1.1. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности В 1839 г. французская Академия морали и политических наук в Париже предложила в качестве задачи для исследования раскрыть путем прямого наблюдения, каковы те элементы в Париже или в ином крупном городе, из которых состоит часть населения, образующая опасный класс вследствие своих грехов, невежества и бедности. Фрейгер Г.А. - сотрудник полицейской префектуры Парижа в своем труде “Опасные классы и население больших городов” составил “моральную топографию”, т. е. образ жизни, взгляды и привычки тех, кто, по его мнению, образует опасный класс французского общества. Фрейгер пришел к выводу, что бедняки представляют собой ту же опасность для общества, что и действительные преступники, от которых, по убеждению Фрейгера, их мало что отличает. К их числу он отнес почти восьмую часть рабочего класса Парижа. С большой убежденностью Фрейгер приписал моральным дефектам личности те жалкие условия, в которых находились эти люди. В то же время в Великобритании вышла книга Г.Мэйхью “Рабочие и бедняки Лондона” с подробным описанием тех, кто работал и поддерживал себя, в отличие от тех, кто, по мнению Мэйхью, не мог и не хотел работать, с изложением биографий преступников, воспроизведением социальной и моральной атмосферы, в которой они вырастали и проводили всю жизнь. Ясно осознавая важность условий жизни в этой среде, он тем не менее, как и Фрейгер, указывал, что “главным фактором был отказ паупера, или преступника, работать, отказ, обусловленный внутренним моральным дефектом”. Приводя эти слова Фрейгера, Л. Радзинович отмечает: “Это служило интересам и утешало совесть тех наверху, кто считал опасные классы независимой категорией, отделенной от господствующих социальных условий”. Возникновению нового представления о личности преступника, а следовательно, и о причинах преступности, предшествовал один из наиболее грандиозных в истории социальных переворотов - смена феодального строя буржуазным, замена религиозного мировоззрения философией гуманизма и просвещения. Философами-просветителями XVIII в. (Монтескье, Вольтер, Беккариа и др.) впервые была сделана попытка противопоставить средневековому, теологическому объяснению мира объяснение, основанное на рациональном, научном, во многом стихийно-материалистическом понимании природы и общества. С этих же позиций они стремились определить понятие преступления, преступности и ее причин. Английский философ-материалист и просветитель А. Коллинз писал, что “рассказы о власти дьявола основывались на лживости одних и доверчивости других” и что “казни ведьм были на самом деле убийствами”, что свободомыслящие люди заслужат славу “и в том случае, если они вырвут из рук священников власть, благодаря которой последние губят столь много жизней и репутаций невинных людей и возможность пользования которой дала и всеобщая вера в огромную власть дьявола и в существование ведьм, и в том случае, если они изгонят самого дьявола”2. Свободомыслие изгоняет дьявола, освобождает разум от суеверий. Освобождение разума выступало как неизбежная предпосылка освобождения человека, а стремление распространить свет знания и разума -как высшая цель и предназначение философии. В политическом плане это была борьба за права личности против влияния церкви и феодального государства, за демократию против абсолютизма, за раскрепощение самого человека от пут феодальной зависимости. Вопреки религиозным догмам и теологическому пониманию причинности человеческого поведения, философами-просветителями было сформулировано понятие преступления как акта свободной воли человека, который не есть игрушка в руках высших сил, но сознательно действующий и свободный в своих поступках индивидуум. В этот период радикально меняется представление об обществе, о природе человека. В центр системы общества помещается человек, наделенный неотъемлемыми правами, который “по природе обладает властью... охранять свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей”. Представления о преступности и личности преступника, характерные для просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, обладали рядом достоинств. Эти концепции прямо противостояли феодально-средневековому произволу. В то же время они характеризовались чрезвычайно уязвимой для научной критики абстрактностью и идеалистическим, метафизическим характером разрабатываемых ими категорий. Категория абстрактной личности с присущими ей естественными правами, неотъемлемыми по самой своей природе, не менее абстрактная категория естественного закона безусловно помогали в отстаивании прав личности представителей класса развивающейся буржуазии. Формальное требование равенства правосудия независимо от сословных привилегий также служило этой цели. Имелась, однако, и оборотная сторона утверждения абсолютной, абстрактной свободы и независимости личности. Это приводило к почти полному отрицанию зависимости поведения от каких-либо объективных, социальных, социально-психологических или иных причин и условий. Это означало отрицание каких-либо различий в свойствах личности, отказ от допущения различных степеней ответственности. Не признавая за феодальным государством и церковью права руководить моралью лица, требуя не вторгаться в его свободный дух, эта позиция одновременно означала то, что функцией наказания как раз и должно стать это вторжение в моральную позицию личности, вторжение, которое создавало бы в сознании лица противовес противоправным устремлениям, прививало бы ему новую систему социальных ценностей, высшей из которых становилось обладание собственностью. Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, Беккариа вместе с тем утверждал, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твердые правила поведения. Чтобы принудить их усвоить эти правила и необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление, - это независимый от каких-либо объективных факторов, строго рассуждающий индивидуум, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие такого расчета. Она исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равное наказание за равные преступления и что на одинаковое наказание они реагируют совершенно одинаково. Так была сформулирована основа полностью возмездной системы уголовной юстиции с пропорциональным воздаянием за причинение заранее определенного зла. Идеалистический рационализм - такова обобщенная характеристика криминологических воззрений Беккариа, как и многих других ярких представителей просветительно-гуманистического направления. Понимание преступления как акта чистой воли закрывало путь к познанию объективных закономерностей, детерминирующих человеческое поведение, заставляло возлагать все надежды на сознательность людей, на их убеждение, а то и устрашение. Как и во многих других случаях, в истории развития человеческой мысли положения, обладавшие относительной истинностью и ценностью, будучи возведенными в абсолют, не только теряли свою истинность, но и становились тормозом на пути научного и социального прогресса. В своем стремлении освободить человека от пут политической тирании философы-просветители поставили его волю, его разум не только над современными формами государственного и общественного устройства, но и над объективными законами развития природы и общества. Индетерминизм, или идеалистически абсолютная свобода воли, - таков был логический результат. На место одной абстракции - абсолютной власти бога и средневекового государства - ставилась, таким образом, другая абстракция, неизмеримо более привлекательная и человечная, но все же именно абстракция - абстракция свободной воли. Нельзя при этом не отметить наличие прозрений более глубокого характера, которые встречаются у Беккариа. Так, он говорил, что кража является обычно преступлением нищеты и отчаяния, преступлением той несчастной части человечества, которой право собственности оставило возможность одного лишь голодного существования. Общество постулируется свободным, а люди равными. Поэтому тот, кто преуспел, - капиталист, собственник - занял место воплощенной добродетели, “Богатство постепенно становится - в противовес аскетическому идеалу средневековья -вполне позитивной и человеческой ценностью”. Бедняк, неимущий занимают свое место “лентяя”, склонного к безделью и воровству, морально ущербного субъекта, нарушающего условия общественного договора. “Всякий преступник, посягающий на законы общественного состояния, становится по причине своих преступлений мятежником и предателем отечества”. К началу XVI в. в Европе произошло важное социальное и экономическое событие - началось массовое обезземеливание крестьян. Пашни превращались в пастбища, земледелие совершенствовалось, число рук, необходимых для обработки земли, резко сокращалось. Крестьяне массами изгонялись из деревень. Началось жестокое приучение крестьянских масс к железной дисциплине капиталистического производства. Такой оказалась оборотная сторона постулата свободной воли, абстрактного гуманизма в реальном социальном контексте, цена выведения спекулятивным путем категорий добра и зла из природы человека. Поистине трагичным явилось противоречие между постулатом господства свободы и разума в обществе, пришедшему на смену феодализму, с его реальной социальной природой и реальной историей капитализма эпохи первоначального накопления. Основанные на разуме высокие этические идеалы, выдвинутые просвещением, понимание природы человека и общества, основанное на спекулятивном мышлении, т. е. достигнутое путем логических рассуждений, стали легкой добычей развившихся к этому времени естественных наук, которые “взбунтовались и с поистине плебейской жаждой правды действительности до основания разрушили возведенные фантазией великолепные сооружения”1. Ведущее место среди этих наук заняли биология и антропология. 1.2. Возникновение криминологии как науки Криминология — это учение о преступлении (от латинского crime— «преступление» и греческого logos — «учение»). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности. Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает. В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждеAния преступлений. Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Определение предмета криминологии является отправным моментом для понимания ее сущности и содержания. В то же время сведение содержания науки криминологии только к перечислению элементов ее предмета недостаточно, ибо определение науки должно отражать ее место в общей системе научных знаний, указывать важнейшие методологические подходы к предмету исследования, конечные цели и задачи исследовательских поисков. В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию конкретных криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью. Можно оспаривать отдельные положения этой позиции, но в целом такой подход направлен на более глубокое изучение предмета криминологии. Собственно, такая позиция не противоречит приведенному выше определению предмета криминологии, а лишь уточняет и конкретизирует его. Так, вряд ли в предмет криминологии следует включать прогнозирование преступности. Это, скорее, ее функция. Планирование борьбы с преступностью и управление ее процессами в обобщенном виде входят в такой элемент предмета криминологии, как предупреждение преступности. Расширение либо сужение предмета науки в равной степени не допустимы, ибо в первом случае это ведет к размыванию границ предмета исследования, во втором — обедняет возможности в ее поиске. Отмечается также тенденция расширения предмета криминологии за счет проблем, прямо либо косвенно связанных с преступностью. Одни ученые считают, что в предмет криминологии должны войти экономические, культурные и иные социальные факторы, влияющие на преступность. Другие призывают включить в предмет криминологии те виды так называемого отклоняющегося (девиантного) поведения и различные «фоновые» явления, которые тесно связаны с преступностью: пьянство, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность. Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ целесообразно также разграничить предмет криминологии с ее объектом. Все, что познается криминологической наукой, представляет интерес с точки зрения ее целей и задач, составляет объект этой науки, поскольку еще не познано и противостоит знанию. Те же самые явления, процессы, их стороны и отношения, уже познанные и зафиксированные в форме знания, но требующие дальнейшего исследования, являются ее предметом. Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, в том числе и «фоновые» явления, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность. Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками. Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т.е. к выявлению сложных социальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями. Преступность — это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющиеся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления. Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности — специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления. Таким образом, значимость изучения криминологии состоит, прежде всего, в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия — предупреждения преступлений. Контрольные вопросы: 1. Дайте краткую характеристику примитивно-рационалистической концепции причин преступности. 2. Что такое криминология? 3. Назовите основные задачи криминологии. Лекция №2 Тема: Понятие криминологии. Социальная и правовая характеристики криминологической науки. Криминология как общетеоретическая и прикладная наука. 1. Понятие криминологии. Социальная и правовая характеристики криминологической науки. Термин «криминология» происходит от двух слов: лат. crimen — преступление и греч. logos — наука, учение. Впервые слово «криминология» было использовано итальянскими юристами Р. Гарофало и П. Топи нардом, которые в 1885 г. выпустили книгу пол таким названием. Как видим, это сравнительно молодая наука, получившая развитие главным образом в XX в. Логическое развитие криминологической мысли позволяет говорить о криминологии как общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая в понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение). Как мы увидим в дальнейшем, криминология тесно связана с другими науками. Поэтому, когда речь идет о предмете науки, важно выделить то главное, существенное, что ее отличает от близких ей наук. И чем глубже человек изучает преступность, тем с большим числом проблем он сталкивается — проблем, на первый взгляд далеко стоящих от преступности. В то же время расширительное толкование криминологии как науки и соответственно ее предмета уводило исследователей от того факта, что преступность, будучи социальным явлением, «ограничена» рамками права, закона. В уголовном праве на основе социального опыта целых поколений выработан и закреплен в законе (уголовном кодексе) перечень деяний, относимых к преступным. Произвольный выход за эти границы недопустим, поскольку он привел бы к ничем не ограниченному произволу. Таким образом, предмет науки криминологии — это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны. Как мы увидим далее, преступность как социально-правовое явление сложилась исторически. Постепенно сформировалось «устойчивое ядро» преступности: убийства, кражи, насилие, преступления против нравственности, против государства, против правосудия и ряд других. В той или иной степени они присущи любой социально-политической системе. Естественно, имеются и различия, однако они появились на более поздних этапах развития человечества и зависят от политических, экономических, социальных, национальных особенностей тех или иных государств. Предмет криминологии Остановимся теперь на предмете криминологии более подробно. Как видно из определения этой науки, первая и основная часть ее предмета - преступность. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут на себе отпечаток философских взглядов авторов разных школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений. Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Правда, такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Но из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Преступность — социально-правовое явление. Масса (цифра) преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период преступлений, предусмотренных уголовным кодексом. Заметим, что преступность — не просто сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, связанное с другими социальными явлениями, а часто ими и определяющееся. В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением общества. Вторая составная часть предмета криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие. Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках, и конечно в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности не только теоретическая, но и практическая, поскольку без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела ей противодействовать, причем не только силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагают общество и государство. Развитие криминологии и внедрение ее рекомендаций в практику с достаточной убедительностью показали реальность установления и причинных связей в проблеме преступности, и условий, способствующих совершению преступлений. Практические правоохранительные органы научились выявлять эти условия и причины преступлений, а наука вооружила их методикой этой работы. Законодатель закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать (в пределах своих возможностей и компетенции) меры к их предупреждению. Далее, в предмет криминологии в качестве третьей его составляющей входит личность преступника. Можно, пожалуй, сказать, что и сама наука криминология начиналась с изучения личности преступника. На заре развития криминологии ученые представляли преступника как тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Одни видели в преступниках людей, отмеченных печатью Каина, в соответствии с теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшееся с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ч. Ломброзо и его последователей, было распространенным в течение длительного времени. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности. Углубленное изучение проблемы привело многих ученых к тому, что понятие «личность преступника» было поставлено под сомнение и высказана идея о том, чтобы отказаться от нее, заменив более пространным, но более точным понятиемличности людей, совершающих преступления. Почему пришли к этому выводу? Потому что понятие «личность преступника» предполагает какую-то заданность, порождает представление о том, что данный человек уже предрасположен к преступлению. Однако опыт свидетельствует о том, что в действительности почти каждое преступление может совершить любой человек. Американские криминологи, например, говорят о том, что каждый американец хоть раз в жизни, но совершил преступление. Как же быть в таком случае с понятием «личность преступника»? Классификация конкретных социальных типов преступников весьма важна. Убийцы отличаются от воров, представляя собой специфический тип личности; мошенники — от «белых воротничков», хотя последние могут применять методы мошенничества; расхитители имущества — от сексуальных насильников и т. д. Изучение типов личности тех, кто совершает преступления, требует разработки как общих, так и индивидуальных мер и методов предупреждения преступлений. Однако при этом следует иметь в виду временный характер нахождения в «мундире» личности преступника (иначе зачем говорить об исправлении и перевоспитании преступников). И если для уголовного права преступник тот, кто совершил деяние, содержащее все элементы состава преступления, то для криминологии определение понятия «личность преступника» — более сложная задача, поскольку связана с отнесением человека к определенной, осуждаемой обществом страте этого же общества, с неизбежным вопросом: насколько долго такое состояние человека может продолжаться? Принципиальным для криминологии, для правильного понимания соотношения социального и биологического в человеке является тот факт, что биологические особенности влияют на тип поведения человека (холерик в одинаковой жизненной ситуации поступит иначе, чем флегматик или сангвиник, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности), не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составляющих предмет криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как социального явления, отражающего его противоречивость и особенности функционирования, свойства личности тех, кого само общество, как правило, превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Поскольку преступность - явление социальное, необходимо исходить из того, что успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к ней будет комплексным как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения. Поэтому борьба с преступностью в широком общесоциальном плане есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых. При этом очевидно, что политическая атмосфера в обществе — это то, что может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести их до хаоса и развала либо, напротив, привести к стабилизации общественного (и государственного) организма. Опыт показывает, что чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости, в обществе, где забота о людях декларируется (даже является спекулятивным политическим лозунгом), но не претворяется в жизнь. Специально-криминологические  меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые требуют не совершенствования крупных ее блоков, а изменения каких-то частей, например учета и контроля за расходованием денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период) опасность хищений либо иных злоупотреблений. Конкретные рекомендации еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии. Криминологи за годы своего «вторжения» в социальную жизнь наработали немало практически значимых рекомендаций по предупреждению преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т. д. Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, поскольку формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры. Меры предупреждения разные и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т. д.). Блоки преступности тоже требуют специфических мер (скажем, организованная преступность — одних мер, рецидивная — других, женская — третьих и т. п.). Внутри же этих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие соответствующих мер для их предупреждения. Деление преступности на уровни определяет и особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются конкретными людьми, профилактическая (воспитательная) работа с которыми требует сугубо индивидуального подхода. В этой части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология. Не случайно среди правовых наук прочное место завоевала ныне юридическая психология. Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планированием предупредительных мер. Предупреждение преступности может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в государстве имеет свои особенности. В борьбе с преступностью нет и не может быть однозначных рекомендаций. К сожалению, иногда конкретные советы и предписания сводятся к лозунгам, призывам: усилить профилактическую работу, обязать прокурора усилить надзор за соблюдением законов, обязать МВД разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами участковых инспекторов и т. д., к чему привыкли и чем пестрит практика борьбы с преступностью в нашем государстве, оборачивающаяся наличием пустых, неконтролируемых и невыполнимых «планов». Причем наша практика страдала и продолжает страдать неоправданной гигантоманией и глобальностью планов. Завершая рассмотрение предмета криминологии, отметим, что в него входит и проблема жертвы преступления. В науке это направление получило название «виктимология». Исследования показывают, что поведение преступника нередко обусловлено как поведением его жертвы, так и особыми се качествами, а также взаимоотношениями преступника с потерпевшим, сложившимися ранее либо в процессе столкновения. Нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где имеются мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо. Развитие виктимологии привело к возникновению термина «виктимизация». Это процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей. Виктимизация отличается от преступности тем, что представляет собой совокупность процессов становления жертвами. 2. Криминология как общетеоретическая и прикладная наука Криминология - это учение о преступлении (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение"). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности. Такое определение характеризует лишь общую направленность криминологии и не отражает в достаточной степени содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений в основу определения криминологии как науки следует брать ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно изучает данная наука. Однако сведение содержания науки криминологии только к перечислению элементов ее предмета недостаточно, ибо определение науки должно отражать ее место в общей системе научных знаний, указывать важнейшие методологические подходы к предмету исследования, конечные цели и задачи исследовательских поисков. В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение. Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений. Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Важность изучения криминологии состоит прежде всего в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений. Отправным моментом для понимания криминологии является определение ее предмета. В обобщенном виде предмет криминологии включает четыре основных блока: преступность со всеми ее признаками и показателями; причины и условия преступности, иные ее детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; а также систему мер их предупреждения. В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, определение ее места и роли в жизни общества; организацию конкретных криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью. Можно оспаривать отдельные положения этой позиции, но в целом такой подход направлен на более глубокое изучение предмета криминологии. Собственно, такая позиция не противоречит приведенному выше определению предмета криминологии, а лишь уточняет и конкретизирует его. Так, вряд ли в предмет криминологии следует включать прогнозирование преступности. Это, скорее, ее функция. Планирование борьбы с преступностью и управление этими процессами в обобщенном виде входят в такой элемент предмета криминологии, как предупреждение преступности. Расширение либо сужение понятия предмета науки в равной степени недопустимы, ибо в первом случае это ведет к размыванию границ предмета исследования, во втором - обедняет возможности в ее поиске. Отмечается также тенденция расширения предмета криминологии за счет проблем, прямо либо косвенно связанных с преступностью. Одни ученые считают, что в предмет криминологии должны войти экономические, культурные и иные социальные факторы, влияющие на преступность. Другие призывают включить в предмет криминологии те виды так называемого отклоняющегося (девиантного) поведения и различные "фоновые" явления, которые тесно связаны с преступностью: пьянство, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность. Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ целесообразно также разграничить предмет криминологии с его объектом. Все, что познается криминологической наукой, представляет интерес с точки зрения ее целей и задач, составляет объект этой науки, поскольку еще не познано и противостоит знанию. Те же самые явления, процессы, их стороны и соотношения, поскольку они уже познаны и зафиксированы в форме знания, но подлежат дальнейшему исследованию, являются ее предметом. Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, в том числе и "фоновые" явления, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность. Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками. Следующий вопрос, который стоит перед криминологией, сводится к тому, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т.е. речь идет о сложных социальных связях преступности с жизнью общества и его противоречиями. Преступность - это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, образующееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления. Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель борьбы с этим негативным общественно опасным явлением. Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие криминологии. 2. Что такое социальная и правовая характеристики криминологической науки? 3. Дайте характеристику криминологии как общетеоретической и прикладной науке. Лекция №3 Тема: Система криминологии как науки и учебной дисциплины. Место криминологии в системе наук. Методология криминологической науки. 1. Система криминологии как науки и учебной дисциплины. Место криминологии в системе наук. Шнайдер характеризует криминологию как междисциплинарную науку, пишет, что криминолог должен быть и юристом, и обществоведом. Это на первый взгляд выглядит заманчиво и даже лестно для криминологов. Но такой подход становится уязвимым при решении ряда практических вопросов. Например, как готовить криминологов, в рамках какой профессии? И что такое ≪междисциплинарная наука≫? Между какими дисциплинами? Междисциплинарное исследование — это одно, а междисциплинарная наука — это нечто иное. В указанных исследованиях принимают участие разные специалисты, а что представляет собой специалист-криминолог, чему его необходимо учить, какова его базовая подготовка? Эти вопросы решались и решаются по-разному различными авторами и в различных государствах, а также в разные периоды. Распространены четыре основные точки зрения. Первая заключается в том, что криминология — социология преступности, и базовой должна быть социологическая подготовка исследователя. Исходя из этого в ряде государств криминологию преподают будущим социологам, а не юристам (США, Великобритания и др.). Вторая позиция сводится к тому, что криминология — юридическая наука, и базовой должна быть юридическая подготовка соответствующего специалиста. Здесь приводят следующие аргументы: границы преступного устанавливает закон, борьба с преступностью во всех ее аспектах регулируется законом с такой тщательностью, какой не наблюдается при борьбе с иными формами правонарушений и другими негативными социальными отклонениями. Кроме того, криминолог, анализирующий, оценивающий преступность и ее причины, действенность принимавшихся мер, должен ясно себе представлять практику борьбы с преступностью, реальное функционирование законодательства. Не случайно поэтому криминологию преподают на юридических факультетах в России, других государствах Восточной Европы, в Китае и ряде иных государств. При этом криминология рассматривается как одна из юридических специальностей. Иногда при этом подчеркивают, что криминолог в отличие от других специалистов-юристов должен лучше знать социологию, социальную психологию. Иными словами, криминологию считают социально-правовой наукой. Но, строго говоря, вообще юриспруденции присущ социологический в широком смысле слова взгляд на мир. Не случайно в программу обучения будущих юристов входит преподавание и философии, и психологии, и экономики, и статистики, и судебной психиатрии, судебной ме дицины. В юриспруденции уже давно преодолен исключительно юридико-догматический подход. Разумеется, существует специализация юристов. Существует и специализация криминологов. Они должны не только знать основы философии, психологии, статистики и т. п., но и разбираться в дисциплинах так называемого криминологического цикла в широком смысле слова (уголовное право, уголовный процесс, судебная статистика и т. п.). Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование — это исследование прежде всего поведения человека и, соответственно, его должны проводить специалисты-психологи, психиатры. Это характерно для представителей так называемой клинической криминологии. Но в последние десятилетия на практике такой подход все больше перерастает в рассмотрение криминологического исследования как комплексного или междисциплинарного. То есть осуществляемого с учетом социологических, экономических, юридических и других знаний. Четвертая позиция прямо определяет криминологическое исследование как междисциплинарное. ≪Криминология — это система разнородных... знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности≫, — считают В. Б. Першин и А. Н. Подрядов. Криминологию справедливо называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия. Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений — проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.). Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией, социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно_правового цикла); с точными и естественными науками. Являясь самостоятельной, наука криминология может характеризоваться как система научных знаний о преступности, ее причинах и иных детерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждению преступлений и преступности в целом. Особенно ответственные задачи стоят перед данной наукой в связи с происходящими на нынешнем этапе развития нашего общества изменениями, охватившими все сферы общественной жизни. Криминология, как и другие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление тех криминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отстали от жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологические знания должны не только вооружить юристов современными представлениями о природе преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованной ориентацией для правильного и надежного обеспечения практических мер по борьбе с ней. 2. Методология криминологической науки. Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода. Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи. Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики — всеобщего метода познания. Использование основных философских законов и категорий, таких как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т.п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов. Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и классификации ее причин, выработки предупреди тельных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу. Однако философия не дает науке криминологии готовых решений тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве, совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки. Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все большее значение. По степени глубины познания и масштабности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных всеобщих методов познания. Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные устойчивые стороны интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы — как способы решения конкретных исследовательских задач. Примером системы криминологического характера являются причины и условия преступности. Такая система слагается из взаимодействующих подсистем и элементов, представляющих питательную почву для преступности. Ей противостоит система борьбы с преступностью. Обе системы, как криминогенная, так и антикриминогенная, взаимодействуют в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей и в свою очередь входят в более общую систему общественных отношений на данном этапе развития общества. В необходимых случаях системный метод может быть дополнен комплексным подходом к исследованию криминологических проблем. Комплексность и системность, как методологические принципы социального исследования, хотя и взаимосвязаны, но не тождественны. Системный подход нейтрален по отношению к идеологии и поэтому без каких_либо качественных изменений может использоваться наукой. Комплексный подход отражает социально значимую направленность познания. Он призван обеспечить изучение и осмысление социальной действительности не с формальной или технической стороны, а со стороны содержательной, качественной, идеологической. При изучении системы воздействия на преступность комплексный подход предполагает решение следующих задач: определение сущности и функционального назначения системы воздействия на преступность; описание суммы образующих ее элементов и их функций; выявление характера взаимосвязи структурных элементов; исследование характера взаимосвязей системы с внешней средой;рассмотрение системы воздействия на преступность в историческом аспекте; оценку реальных возможностей современного общества в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодоления. Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики. Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др. Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения ел ого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей. Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза. В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий. В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса. В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить таким образом закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности. Рис.1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИИ Контрольные вопросы: 1. Приведите краткую характеристику криминологии в системе других наук. 2. Какова методологии науки криминологии? Лекция № 4 Тема: Исходные понятия преступления и преступности. Количественные и качественные показатели преступности. 1. Исходные понятия преступления и преступности Преступность — сложное явление, которое предстает перед нами прежде всего в виде различных преступлений. Поэтому целесообразно начать рассмотрение вопроса о преступности с преступления. Преступление можно рассматривать и с позиции криминологии, и с позиции уголовного права: того, как оно отражает разные стороны фактически совершаемых наиболее общественно опасных деяний. При уголовно-правовом подходе внимание сосредоточивается на юридическом анализе состава преступления в единстве четырех его элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Преступление анализируется как относительно изолированный акт виновного нарушения человеком уголовного запрета. При криминологическом подходе преступление рассматривается, во-первых, в контексте одновременно условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определенный процесс, развертывающийся в пространстве и времени. Эти два аспекта анализа имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Уголовно-правовой анализ преступления позволяет выявить систему признаков, необходимых и достаточных для признания того, что лицо совершило деяние, предусмотренное (запрещенное) конкретной нормой уголовного закона, и подлежит уголовной ответственности в соответствии с ней. Криминологический подход направлен на выявление причин и условий преступления, особенностей характеристик лица, совершающего преступление, социальных последствий преступного поведения. Все это позволяет понять, что надо предпринимать для предупреждения совершения новых преступлений даннымлицом и совершения подобных преступлений иными лицами; какие конкретно меры в пределах закона целесообразно избрать в отношении виновного и в целях пресечения неблагоприятных социальных последствий содеянного. Закон требует исследования преступления в единстве его уголовно- правовой и криминологической характеристик. В соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ ≪при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание≫1. Статья 73 УПК РФ в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, указывает и такие, как мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого (помимо тех, которые являются смягчающими и отягчающими ответственность), а также причины и условия совершения преступления. 2. Количественные и качественные показатели преступности. Преступность – социально-правовое исторически обусловленное явление. Но преступность и собирательное понятие, ибо включает в себя совокупность (сумму) конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе (государстве). Поэтому преступности, как всякому социальному явлению, можно дать количественную и качественную характеристику. 1. Количественные характеристики преступности Количественная характеристика представляет собой число совершенных преступлений (состояние преступности), а также число лиц, совершивших преступления. Данные показатели обычно выражаются в абсолютных цифрах. Однако в социальной практике нашей страны цифры преступности значительный период времени не публиковались. О состоянии преступности можно было судить либо по выборочным цифрам, либо по относительной (процентной) сопоставимости разных видов преступности, что не позволяло иметь представление об истинном положении дел. Между тем цифра преступности нередко используется в качестве доказательства преимущества системы правления и, тем более, общественного строя одной страны над другой. Сокрытие цифры преступности в нашей стране (до 30-х гг. она публиковалась) имело именно такой смысл. Хотя само по себе число преступности говорит далеко не о том, что хотят сказать манипулирующие цифрой политики или идеологи. В реальной жизни страны с высоким уровнем жизни имеют столь же высокую цифру преступности. Количественная характеристика (состояние преступности), во-первых, отражает состояние самого явления и, во-вторых, ориентирует для организации работы по борьбе с ней. На практике для определения состояния преступности общая ее цифра, например за год текущий, сравнивается с цифрой преступности за год минувший, за пятилетие – с пятилетием, предшествующим данному. Чем более длительные периоды состояния преступности сравниваются между собой, тем с большей степенью достоверности можно выявить ее закономерности, что очень важно для выработки мер борьбы с преступностью. Состояние преступности – это и цифра отдельных ее видов. На практике для определения наиболее тревожащих общество цифр преступности во многих странах выделяется группа преступлений, которая как лакмусовая бумажка отражает состояние преступности. Если в США, например, выделено девять видов преступлений, относящихся к наиболее тяжким (так называемая индексная преступность), то в нашей стране в категорию наиболее тяжких преступлений входит несколько большее число, чем в США (поэтому всякое сравнение состояния преступности в разных странах в значительной степени условно). Состояние преступности оценивается и более традиционно: в общей их цифре выделяются особо тяжкие (или просто тяжкие) преступления, преступления средней тяжести и преступления, не представляющие большой общественной опасности (малозначительные). Грань между ними подвижна. При этом многое зависит от позиции законодателя, вводящего в законодательство новые виды преступлений или отменяющего ранее относившиеся к преступлениям. Состояние преступности оценивается и по видам ее: по цифре организованной, профессиональной, рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних, должностных лиц и т. д. Нередко для определения состояния преступности пользуются данными о судимости. Следует иметь в виду, что это искажает картину преступности не только потому, что здесь речь идет о лицах, а не о количестве преступных деяний (лиц может быть меньше, чем совершенных преступлений, и наоборот, хотя значительно реже), но и потому, что в данные о судимости не включаются цифры совершенных, но не раскрытых преступлений, а также данные о количестве малозначительных преступлений, не дошедших до суда и прекращенных в стадии расследования с передачей на перевоспитание общественности или без передачи. Кроме того, в данные о судимости обоснованно не включаются лица, дела о которых прекращены производством вследствие недоказанности участия обвиняемого в преступлении. Поэтому наиболее точные данные о состоянии преступности могут быть получены при суммировании цифр о судимости, о числе лиц, переданных на исправление и перевоспитание общественности, чьи дела не рассматривались в суде, и данных о числе нераскрытых преступлений. Важный показатель состояния преступности – ее индекс или коэффициент, который исчисляется из количества преступлений (и числа лиц) в расчете на 1000, 10 000 или 100 000 человек населения в целом или соответствующих общественных или возрастных групп. Без этого, в связи с движением (миграцией) населения, переменами в административно- территориальном делении, изменениями возрастных групп и т. д., нельзя получить правильную сравнительную картину состояния преступности в различных местностях страны, не говоря уже о сопоставлении данных о преступности по различным странам и периодам времени. Необходимо подчеркнуть, что коэффициент преступности – наиболее объективный показатель состояния преступности. При сравнении, скажем, положения дел в разных странах высокая цифра преступности в одной стране может сопровождаться более низким коэффициентом преступности на 100 000 населения. И наоборот. В настоящее время, например, абсолютная цифра преступности в России стремительно растет и достигла 2,2 млн. в 1991 году. Как по цифре, так и по другим параметрам такого всплеска преступности Россия (и страны СНГ), включая дореволюционный период, еще не знала. Однако коэффициент преступности на 100000 населения как был, так и остается и сейчас ниже, чем во многих других странах. Для сравнения, округляя цифры, скажем, что в России в настоящее время коэффициент вышел на цифру около 9 000, а в США эта цифра – 5 500. В ФРГ и того больше. Даже в таком “эталоне” благополучия, каким считается Япония, коэффициент где-то около 1 200. Сказанное – не попытка успокоения общественного мнения, а лишь констатация фактов и база для размышлений о том, насколько сложна проблема преступности, и как нельзя легковесно подходить к ее оценке даже тогда, когда цифры убаюкивают или наоборот – тревожат. Очевидно, что к оценке преступности надо подходить комплексно, учитывая все ее составные и их особенности. Как и влияние на все процессы, происходящие в обществе. В этой связи при характеристике состояния преступности следует учитывать ее движение, динамику, от одного периода времени к другому, движение видов преступности. Преступность никогда, ни в одной стране, ни в одной социально-политической системе не была величиной неизменной. Она, подчиняясь своим внутренним закономерностям и в то же время отражая глубинные либо открыто проявляющиеся противоречия в развитии общественных отношений, то взмывает вверх, ввергая в панику людей, то падает вниз, то стабильно держится какой-то период времени на одном уровне. Объяснения этому процессу самые разные. Если ученые пытаются найти какие-то объективные закономерности динамики преступности, то практики (особенно это характерно для нашей страны) стремятся нередко объяснить эти цифры так, как им выгодно. Стандартное объяснение правоохранительных органов: упала цифра преступности – мы добились снижения; выросла цифра – ищутся объективные причины, отнюдь не удовлетворяющие власти, которые взваливают всю ответственность за рост на правоохранительные органы, исходя из того, что, если они добились снижения, то они же не должны допускать рост преступности, хотя очевидно, что это от них не зависит. Но такая ситуация устраивает всех, кроме населения, естественно, и тех, кто хочет понять истину. Люди же, работающие в правоохранительных органах, становятся жертвами, отвечающими за манипуляцию со статистикой в угоду политическим лидерам, желающим быть лучше соседа, не тратя лишних сил. И хотя ныне открытие статистики уменьшило возможности для злоупотреблений, старые стереотипы мышления еще действуют. 2. Качественные показатели преступности Качественные показатели преступности – это ее структура и характер. Структура преступности – это удельный вес и соотношение различных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории. От того, какова структура преступности, должно зависеть и определение главных направлений борьбы с ней. Выделяются следующие показатели структуры преступности : а) соотношение тяжких, менее тяжких и малозначительных преступлений; б) соотношение умышленных и неосторожных преступлений; в) соотношение и удельный вес групп преступлений, исходя из дифференциации по главам Особенной части УК; г) удельный вес и соотношение 6–8 наиболее распространенных преступлений (например, хищений, преступлений против жизни и здоровья, хулиганства, краж и т. п.); д) удельный вес рецидивной, организованной, профессиональной, групповой преступности; е) удельный вес преступности несовершеннолетних. Можно было бы еще более дробно дифференцировать показатели структуры преступности, но важно не это, а то, чтобы было ясно в принципе, что же такое структура преступности. Здесь же скажем, что есть характер преступности, ибо качественные показатели, будучи самостоятельными, в то же время неотрывны друг от друга при объяснении наиболее, пожалуй, типичных черт преступности как отрицательного социального явления. Характер преступности определяется числом наиболее опасных (тяжких) преступлений в структуре преступности, а также тем, какова характеристика личностей тех, кто совершает преступления. Таким образом, характер преступности выявляется через ее структуру. При этом структура и характер преступности не неизменны и зависят прежде всего от исторических, политических, общественно-экономических условий жизни общества (например, от состояния экономики и экономических характеристик конкретных территорий – промышленная, сельскохозяйственная и пр., от состояния межнациональных отношений, а также национальных особенностей, традиций, обычаев, нравов, от уровня миграции, возрастного состава населения, его культуры и т. п.), а также от изменений в уголовном законодательстве, состояния правоприменительной практики и т. д. Среди статистико-демографических характеристик преступности существенное значение имеет деление ее на мужскую и женскую. Уголовная статистика свидетельствует о том, что женская преступность всегда была относительно стабильна и составляла в среднем 10–15% от числа совершенных преступлений. Характер же ее определялся ролью женщины в социальной жизни, ее социально-психологическими особенностями, физическими возможностями, состоянием (беременностью, например). В последние годы женская преступность стала более интенсивной, женщины чаще стали соучастницами в преступлениях мужчин, в том числе тяжких. Исследования со всей очевидностью показали несостоятельность объяснения женской преступности биологической предрасположенностью. В то же время статус женщины, ее роль в различных сферах производства и социальных отношений, как и ее физические возможности, накладывают своего рода ограничительные рамки на круг и объем ее деятельности, в том числе и антиобщественного характера. Именно этим объясняется преобладание женщин-преступниц в отдельных сферах, например, в торговле, поскольку и процент работающих в этой отрасли мужчин ниже, чем женщин. Структура преступности не может быть полностью охарактеризована без выделения преступности несовершеннолетних. Последняя, в свою очередь, может быть подразделена на преступность малолетних и подростковую. Если подростковая (от жизни, опыта) всеми принята как преступность не выше возраста несовершеннолетия, то о молодежной преступности (молодежном возрасте) единства мнений нет. Здесь мы скажем лишь о том, что такое разделение существует, не вдаваясь в спорные вопросы. Преступность лиц до 18 лет, имея много общего с преступностью вообще, характерна своими особенностями, что и выделяет ее в особый феномен. В этой связи следует подчеркнуть, что проблема возраста преступников в криминологии – важная проблема. Возраст и социально, и физически, и умственно (при вменяемости, естественно) накладывает отпечаток на поведение человека, в том числе преступное. Возраст делает человека и наиболее уязвимым для преступности (скажем, малолетних, подростков либо, напротив, лиц преклонного возраста). Уголовное законодательство связывает возраст и с последствиями преступления (снижение наказания несовершеннолетним, смягчение наказания престарелым). Структура преступности не может быть понята без выявления особенностей рецидивной преступности – тоже весьма своеобразного и специфического ее среза, делающего преступность еще более опасным для общества явлением. В науке различаются три понятия рецидивной преступности: а) законодательное (уголовно-правовое); б) криминологическое; в) пенитенциарное. Первое – это повторное совершение преступления после осуждения за совершение преступления при условии, если судимость не погашена или не истекли давностные сроки. Второе – сам факт совершения второго или более преступлений, независимо от того, был ли виновный осужден за первое преступление. Третье – повторное пребывание преступника в местах лишения свободы. При определении правовых последствий для лица, совершившего второе и более преступлений, определяющее значение имеет, конечно, первый вид рецидива. В то же время криминологическое определение понятия рецидива дает более точную характеристику личностных особенностей преступника, устойчивости антиобщественных взглядов, навыков, привычек и т. п. Пенитенциарное определение наиболее утилитарно, но оно важно для анализа работы исправительно-трудовых учреждений. На практике мы встречаемся с упрощенным подходом и оценкой рецидива: если увеличился процент рецидивной преступности в общей массе преступлений – значит дело плохо. При этом, однако, упускается из виду, что оценка уровня рецидива не может быть однозначной вследствие сложности явления и его места в структуре преступности. Представим себе, что в какой-либо области было совершено 1000 преступлений. Совершили их 1000 преступников. Из них рецидивистов было 250 (25%). На следующий год в этой же области совершено снова 1000 преступлений. Рецидив составил 20%, а через год снизился до 10%. Ясно, что, хотя рецидив уменьшился на 15%, на столько же возросло число так называемых первичных преступников – из числа тех, кто ранее преступлений не совершал. Возможно также, что выбывшие из данной области рецидивисты могли проявить себя где-то в другом месте. Продолжим пример, несколько изменив исходные данные. В области было совершено 1000 преступлений, рецидив составлял 25%. На следующий год число преступлений увеличилось до 1200, а процент рецидивистов остался тот же. Еще через год преступлений стало 1500, а рецидив уменьшился до 20%. Какова должна быть оценка? Опять проявим осторожность, ибо сокращение процента рецидива произошло на фоне общего увеличения числа преступлений; число же рецидивистов (в абсолютном исчислении) не уменьшилось, а увеличилось. Значит, в целом, несмотря на снижение процента, дело стало хуже, чем было раньше. Таким образом, можно сделать вывод, что при общем сокращении количества преступлений и лиц, их совершивших, рост доли рецидива не всегда является показателем плохой работы органов, ведущих борьбу с преступностью, как не всегда и свидетельствует об ухудшении состояния преступности. Идеальный вариант, свидетельствующий о действительном улучшении дела борьбы с преступностью, – это уменьшение количества совершенных преступлений и числа лиц, их совершивших, при одновременном снижении рецидива (причем лучше, если не только в процентном отношении, но и в абсолютных цифрах). Для того чтобы в полной мере представлять себе структуру преступности, необходимо иметь данные о состоянии организованной, профессиональной и групповой преступности. Если совершение преступлений в группах (или группами) так или иначе статистикой улавливаются (в последние годы особенно), то с организованной преступностью дело сложнее. Частично организованная преступность находится в групповой, но лишь частично. В частности потому, что она – явление куда более сложное, чем групповая преступность. Сегодня еще никто не определил, что относить к организованной преступности. Если исходить из того, что имеется в законе, то лишь в статье о бандитизме есть упоминание об организованности. Соответственно толкование данного понятия можно найти в научных комментариях. Однако это не в полной мере соответствует глубине понятия, ибо бандитизм – наиболее простая форма организованности. Причем организованной может быть привычная нам общеуголовная преступность, преступность должностников – наиболее сложный вид, уходящий корнями в экономику (особенно теневую), управление, правоохранительную систему, и смешанная, когда должностники используют общеуголовную преступность (или наоборот). Как бы это ни было сложно (в смысле выявления и определения), однако без выхода на организованную преступность и определения ее размаха представить себе истинную структуру преступности невозможно. Для определения доли профессионалов среди общей массы лиц, совершающих преступления, надо исходить из того, что в общеуголовной преступности профессионализм достаточно четко виден среди воровского контингента, лиц, совершающих насильственные и корыстно-насильственные преступления. В нынешних условиях необходимо проводить различие между организованной и групповой преступностью, которая всегда, во все времена представляла собой повышенную общественную опасность (в том числе групповая преступность несовершеннолетних). Необходимо учитывать ее удельный вес, распространенность, а также собственные количественные и качественные характеристики. Выявление этих ее свойств позволит более глубоко понять, как и почему появляются различные формы соучастия в преступлениях, какая социально-психологическая атмосфера существует в преступных группах (что означает возможность поиска путей к их разложению и ликвидации). Структура и характер преступности не одинаковы в разных республиках и даже внутри регионов, вроде бы относящихся к одной и той же административно-территориальной единице (отсюда начинается проникновение в так называемые территориальные различия преступности). Эти различия определяются экономическими, социальными, демографическими, национальными особенностями. Неоднозначны структура и характер преступности в городах и сельской местности. Достаточно сказать, что транспортных преступлений в городах значительно больше, чем в сельской местности. Карманные кражи, по преимуществу, тоже городское преступление и т. д. В то же время города различны: это промышленные центры, портовые города, курортные, забытые (провинциальные) и т. д. И везде структура и характер преступности различны. В сельских районах, примыкающих к крупным городам, преступность иная, чем в отдаленных от городов поселениях. Все это имеет важнейшее практическое значение, ибо определяет направления борьбы с преступностью. Контрольные вопросы: 1. Что такое преступление? 2. Что такое преступность? 3. Назовите количественные показатели преступности. 4. Назовите качественные показатели преступности.
«Антропологическая школа в криминологии. Становление и развитие криминологии в России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 15 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot