Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой

  • 👀 566 просмотров
  • 📌 512 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой» doc
ЛЕКЦИЯ 3 (НАЧАЛО). ПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой Области соприкосновения правоохранительной деятельно­сти с педагогикой. Педагогические аспекты имеются в деятельно­сти всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общест­ва и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические осо­бенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохра­нительной деятельности каждого специалиста с педагогикой. Первая область соприкосновений, — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Сотрудник наиболее часто обнаруживает проявле­ния общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученности соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, при совершении сделок и др. Это повсеместно встречающийся факт и закрыть на него глаза не­возможно. Плохо, когда он не усматривается, не понимается, не оценивается, ибо это не способствует успеху решения профессио­нальных задач сотрудником, Вторая область соприкосновения, - возникающие при осу­ществлении правоохранительной деятельности проблемы и необ­ходимость их решения на основе рекомендаций педагогики Зна­чительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятие их во внимание при решении и изменение их для лучшего решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснения, обогащать зна­ниями правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправ­лять поступки и др. Всем своим видом и поведением сотрудники, кроме того, помимо своего желания, оказывают социально-педагогическое влияния на граждан. Третья область соприкосновения влияние на деятельность сотрудника и ее результаты его собственных педагогических особенностей — общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость оче­видна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотруд­ник, тем выше достигаемые им результаты и иначе быть не может. Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность сотрудника и ее результаты профессионализма (образо­ванности, обученности, воспитанности, развитости) других со­трудников и их групп, с которыми он взаимодействует и его соб­ственное мастерство взаимодействия с нами. Таким образом, правоохранительная деятельность объектив­но, независимо от чьей-то воли и желаний, сталкивает сотрудни­ков с педагогическими факторами, которые ставят их в опреде­ленные условия решения профессиональных задач, влияют на них и на те, на которые они сами влияют. Поэтому правоохрани­тельная деятельность объективно предъявляет и требования к профессионально-педагогической подготовленности ее субъектов - сотрудников правоохранительных органов. Однако есть особенности в деятельности разных специали­стов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условия­ми, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специали­стов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленно­сти. Виды правоохранительной деятельности - разновидности педагогической. Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических за­дач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических обра­зовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием. Виды правоохранительной деятельности с педагогической функцией. Для второго вида деятельностей специалистов, долж­ностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существую­щие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или об­служивающий достижение главной профессиональной цели харак­тер. Это — деятельность всех категорий руководителей (началь­ников, командиров), работников управленческих аппаратов, уча­стковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппара­тов, автоинспекторов и др. При осуществлении педагогической функции необходимо ак­тивно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, ор­ганизационные и пр.), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессио­нальных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессио­нально-педагогическая обученность. Виды правоохранительной деятельности с социально-педагогическим влиянием на граждан. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранитель­ных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогиче­ских воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, дейст­вий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также пе­дагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требова­ния и др. Педагогические влияния оказывают и чисто право­охранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопро­сов (например, успех-неуспех в наведении порядка в обществен­ных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террори­стических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с кото­рыми обращаются граждане и др.). Педагогический (социально-педагогический) эффект от кон­такта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в: • возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведе­ния, умения вести правомерно, • воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту; • побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенче­ских и бытовых привычек и повышению правовой требовательно­сти к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспи­танию; • воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра; - понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан; - в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию пра­воохранительным органам и др. Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30—40 миллионов в год), они час­ты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливают­ся в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и про­изводят реальный эффект изменения правосознания и других эле­ментов их правовой культуры. Вопросы только в том — сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессиона­лизма — профессионально-педагогической информированности. К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относят­ся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канце­лярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных. 3.2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов В этом параграфе осуществляется педагогическая профессиография в основном тех специалистов, которые отнесены выше к третьему виду правоохранительных деятельностей, спе­циалистов, чья деятельность обычно никак не связывается с педа­гогикой. Педагогика в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы. Патрульно-постовая служба милиции выполняет функ­ции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных обществен­ных местах. Ее главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Для несе­ния службы используются различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения, контрольно-про­пускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие, В общении с окружающими сотрудники патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия - законными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе верности Присяге, самоотверженности и посто­янной готовности к выполнению своего служебного долга, ответст­венности за обеспечение правопорядка, непримиримости к право­нарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - пре­дотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать граждан от совер­шения противоправных действий и разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения, свои требования и замечания изла­гать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь пострадавшим гражда­нам, при применении предусмотренных законом мер к правона­рушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются. Если правонару­шитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы и правовые акты. Замечания наруши­телям, имеющим при себе детей, рекомендуется делать по возмож­ности так, чтобы дети это не слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития1. При совместном несении службы с представителями общест­венных формирований патрульные обязываются обучать их мето­дам работы по предупреждению, выявлению и пресечению право­нарушений. Нарядам милиции дается право применять в предусмотренных Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наруч­ники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транс­порта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки, оценить обстоятельства, запрещающие их применять. При подготовке к обеспечению общественного порядка и об­щественной безопасности в условиях проведения массовых мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обя­занности милиции, мер ответственности организаторов и участни­ков этих мероприятий, а также приемов несения службы в усло­виях осложнения обстановки. .Профессиональное общение патрульного, постового милицио­нера с гражданами представляет собой обусловленный правом, актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране общественного порядка и борьбы с преступно­стью. Основной задачей его, как считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на правосознание граждан, а основным методом — убеждение, сочетающееся с при­нуждением2. Его общение с гражданами оставляет след в их пра­восознании3, а само общение требует специальной психолого-педагогической подготовки4. В процессе и но результатам обще­ния у граждан складывается представление о работниках мили­ции, о их работе, о наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает уважение или неудовлетво­ренность ими, желание выполнять их требования или вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты, знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет милиции. Педагогика в деятельности сотрудников ГИБДД. Деятель­ность этих сотрудников предполагает воспитание участников до­рожного движения — водителей и пешеходов, В интересах соблю­дения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участни­ков движения. Достижимо это не только применением адми­нистративных мер, но и разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи. Подходя индивидуаль­но, они призваны учитывать педагогические особенности участни­ков дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе об­щения. Педагогические соображения должны лежать при опреде­лении степени вины, которая не должна сводиться к стандартной причине — недисциплинированности, ибо причиной может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет, вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к кон­фликтам, к непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в целом. Непродуманные в воспита­тельном плане действия сотрудников дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать граж­дан на нарушения дисциплины на дороге. Воспитательные и обучающие воздействия, учет педагогиче­ских особенностей людей нужны и при проведении технических осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшест­вий, административных правонарушений. Ответственны педагогические задачи сотрудников ГИБДД в профилактике детского травматизма и гибели детей и подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обу­чении и воспитании детей положительные результаты ощутимы. Велико социально-педагогическое влияние примера поведения и решений инспекторов, с которыми имеют частые контакты мил­лионы, десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведения, мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы дорожного движения. Воспитание водителей целесообразно осуществлять и при про­ведении технического осмотра автомобилей, который должен сопровождаться убеждением граждан в необходимости содержания автотранспорта в исправном состоянии и своевременности прове­дения технического осмотра. Особое место в деятельности ГИБДД занимают службы, осу­ществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, оказание воспитатель­ного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, прием теоретиче­ских и практических экзаменов на право управления автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Ре­шение всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей профессионально-педагогической подготовленности. Педагогика в деятельности участковых инспекторов мили­ции. Участковые инспектора решают многие десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служеб­ных направлений работы участкового инспектора: правовым вос­питанием населения, проведением профилактических мероприя­тии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др. Педагогическая профилактика осуществляется участковым ин­спектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь участковому ин­спектору, так как несовершеннолетние часто владеют информаци­ей, представляющей оперативный интерес. Педагогика в деятельности сотрудников оперативно-розыскных аппаратов. Эти сотрудники решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят профилактиче­скую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педа­гогический аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориен­тироваться в оперативной обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им надо хорошо раз­бираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педа­гогические (особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и др.), учитывать их. Подбор и рас­становка негласного аппарата, работа с ним включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно, если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно укрепление оперативных позиций на обслужи­ваемой территории, включающее в себя правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений сопряже­но нередко и с необходимостью инструктирования, дополнитель­ного обучения лиц, привлекаемых к нему. Педагогика в деятельности следователей. Следователи име­ются во многих правоохранительных ведомствах — прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как юрист в рамках своих профес­сиональных функций обязан так подготовить уголовное дело, что­бы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была допущена несправедливость, чтобы не пострадали неви­новные. Осуществляя предварительное расследование, он обязан не упускать возможности воспитательного воздействия на всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм нравственности, Его задача - не только раскрыть преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по возможности добиться того, чтобы преступник осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся, пришел к убеждению о необходи­мости жить по-новому5. Следователь должен стремиться для ус­пеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц граж­данскую позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, чест­ность и активность в изобличении виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспита­тельными воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия, допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каж­дое из них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями, консультированием, дачей советов, разъяс­нениями. Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагоги­ческие — образованность, воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие соверше­нию расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Законом установлена процессуальная обязанность следователя принимать меры, но выявлению факторов, условий и причин, ко­торые сказались на вызревании преступного замысла и совершение преступления, а также принимать меры по устранению причин и условий в ходе расследования уголовного дела (ст. ст. 21, 21.1 УПК РСФСР) внесением представлений в соответствующий ор­ган. Среди причин и условий социально-педагогические - среда, условия жизни, окружение, а также педагогические - общая об­разованность, обученность, воспитанность, развитость. Представ­ления поэтому могут и должны направляться в образовательные учреждения, содержать предложения по устранению педагогиче­ских причин и условий, способствовавших совершению преступле­ний, если они были установлены в ходе расследования. Особенно часто последнее необходимо делать при расследовании уголовных дел, связанных с несовершеннолетними. В таких случаях следова­тель должен проинформировать подразделения, занимающиеся профилактической работой с несовершеннолетними, комиссии по делам несовершеннолетних (там, где они существуют), другие го­сударственные органы и общественные организации. Задачами следственной профилактики выступает общая и специальная пре­венция преступлений, предотвращение и пресечение в процессе расследования уголовных дел других правонарушений. Четко представлен педагогический аспект в профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов6 при работе по конкретным уголовным делам с полученными в хо­де расследования материалами, данными оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли дан­ное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных преступлениях встал "ли не встал он на путь исправления. Составленная им характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при направлении его в органы исполняющие наказание продол­жить ресоциализационную работу с ним. Педагогика в деятельности судьи. Суд уполномочен вершить правосудие. Только он правомочен судить о праве, от имени госу­дарства признавать гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или отсутствии у гражданина прав, выносить окончательные, принудительного характера вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и спра­ведливость, беспристрастность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют с образом мифической богини право­судия Фемиды, величественной фигуры с завязанными глазами. Рассмотрением юридических дел и своими решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участ­вующих в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд есть не только судилище, но и школа»7. Обя­занность суда решать воспитательные задачи закреплена Основа­ми законодательства о судоустройстве. Все уголовное судопроизводство — от возбуждения уголовно­го дела до приговора суда — оказывает широкое провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся к деятельности образовательных, воспита­тельных и иных учреждений, влияющих на причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой информации. Повышенное воспитательное влияние име­ют выездные судебные заседания и разбор дел, связанных с на­рушениями законности представителями власти, а также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности каждого законом важнейших для правового государства. «Важное педагогическое значение суда присяжных» подчер­кивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди «уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвы­шенное сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...»8. Судье принадлежит решающая роль в работе суда. Воспита­тельное влияние на граждан оказывает его стиль работы, поведе­ние в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет. Обширное педагогическое влияние оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и профес­сионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым гражданином после встречи с ним и распространя­ются через знакомых, порождая воспитательные круги, расходя­щиеся среди населения. Наконец, судья призван работать со служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в совершенст­вовании правовых знаний. Воспитательное значение для работни­ков судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях. Педагогика в деятельности прокурора. Прокурор несет от­ветственность перед государством за состояние законности и борь­бы с правонарушениями. Он уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать деятельность правоохра­нительных органов, следить за соблюдением законности их работ­никами. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персо­нал всех правоохранительных органов. Он отвечает за все, за выполнение функций правоохранитель­ными органами, в частности, за профилактику преступлений на обслуживаемой территории, устранение причин и условий пре­ступности на ней, работу органов дознания и следствия по рас­крытию и расследованию преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и решать педагогические задачи, относящиеся к ним. Статья 21.1 УПК РСФСР обязывает прокурора при установ­лении причин и условий, способствовавших совершению преступ­ления, вносить в соответствующий государственный орган, обще­ственную организацию или должностному лицу представления о принятии мер по устранению их. Деятельность прокурора включается и в механизм правосу­дия. Поддерживая обвинение по уголовному делу, выступая на заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его работы — принципиальная борьба за соблюдение за­конности. Насыщены правовоспитательными и просветительскими влия­ниями встречи прокурора с населением, выступления перед ним, организация правовой пропаганды, забота о надлежащем освеще­нии деятельности правоохранительных органов, состояния закон­ности и правопорядка в средствах массовой информации. Изложенное в большей или меньшей степени касается всех работников прокуратуры — помощников и заместителей прокурора, прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание, обучение, развитие, внимание к повышению уров­ня их профессиональной образованности - еще одна задача про­курора, насыщенная педагогикой. Перечень юридических специальностей, деятельность которых в большей или меньшей степени имеет педагогический аспект, можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод, что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая ра­бота, учет педагогических, особенно правовоспитательных ре­зультатов поведения, решений, стиля работы, отношений к нуж­дам граждан и др. Вопрос в том — какова эта работа и ее результаты. Для оцен­ки ее достаточно привести некоторые цифровые данные. Опросы разных специалистов правоохранительных органов, проведенные в последние 20 лет (к сожалению, фрагментарные и нерегулярные), показывают, что только 25 — 30% прокуроров и адвокатов усмат­ривают воспитательный аспект в своей работе; более 60% опро­шенных судей воспитательную эффективность приговоров связы­вают с устрашающим воздействием, а оправдательные оценивают отрицательно. Только 10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб признают, что их поведе­ние, действия и решения оказывает влияние на правосознание на­селения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогиче­ские усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок. Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению. Изменение положения дел с участием всех сотрудников пра­воохранительных органов в формировании правосознания, право-аоспитании, повышении правовой культуры населения, не тре­бующее никаких дополнительных материальных и временных за­трат, а зависящее исключительно от ответственного, целенап­равленного и педагогически компетентного подхода к учету педа­гогических аспектов в своей профессиональной работе, от пра­вильного формирования их собственного профессионализма и правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по укреплению законности и правопорядка. 3.3. Превентивная педагогика Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последст­вия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и кото­рые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу9. Поэтому профилактике преступлений принадлежит при­оритетная и подлинно гуманная роль. Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть нераз­рывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность. В общей профилактике ее правовой аспект представлен уго­ловно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнитель­ной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный - моральной, психологической, педагогической, медицинской, пси­хиатрической и др. Педагогическая профилактика — использование педагогиче­ских средств в предупреждении преступлений, которые разраба­тывает особый раздел юридической педагогики - превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профи­лактической работы — это включение в нее возможностей превен­тивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, ме­тодов, приемов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раз­двигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффектив­ности профилактики — в ее административно-правовой ограни­ченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, поло­живший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследо­ванию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основа­ния говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о ее педагогических основах»10. Он отнес криминологиче­скую педагогику к частной криминологической теории. Превентивная педагогика рассматривает назначение педагоги­ческой профилактики как содействие предупреждению преступле­ний устранением педагогических (социально-педагогических, пси­холого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку ду­мать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагоги­ческой деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспиты­вающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые. Педагогическая профилактика - гуманное и демократичное направление в профилактике, ориентированное на помощь граж­данам, попавшим в криминогенно опасный период жизни (ситуацию), помощь, осуществляемую в их же интересах и инте­ресах общества. Ее развитие отвечает сути и положениям Консти­туции Российской Федерации и принятых Россией международ­ных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Кодек­са поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступ­лений и злоупотреблений властью, Руководящих принципов в об­ласти предупреждения преступности и уголовного правосудия. Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики: • криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распростра­ненности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением; • прогностическую — определения тенденций развития юри­дически значимого поведения лиц и групп, обладающих опреде­ленными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости; • экспертную — оценивания планируемых и предпринимае­мых правовых и организационных мер общей и индивидуальной профилактики с точки зрения их педагогической эффективности, устранения ими педагогических причин отклоняющегося поведения и преодоления педагогической запущенности отдельных лиц и групп. Другая разновидность проявления экспертной функции: оценивание правовоспитательного и предупредительного характера социально-педагогических влияний разных особенностей общест­венной жизни, среды (работы средств массовой информации, пе­чати, массовой культуры, моды, распространяющихся привычек поведения, способов проведения досуга и др.), жизни отдельных , групп населения и лиц; - консультативную - оказания консультативной педагогической помощи в работе различных органов, организаций, лиц, при подготовке мероприятий социального и специально профилак­тического характера; - организующую - научно и эмпирически обоснованной разработки целенаправленных комплексов педагогических мер, ориентированных не на разовое, а на педагогически системное воз­действие на профилактируемых; • методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реали­зацию педагогических намерений и возможностей (образователь­ных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилакти­ческой работе; • побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний у профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную воз­можность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофи­лактики. Ничто не приведет к достижению желательного превен­тивного результата, пока сам человек этого не захочет, не прило­жит силы и умения к этому. К основным методам и приемам педагогической профилакти­ки относятся: • методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.; • методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, пе­реубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, тре­бование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.; - методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышле­ния, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдержи­вание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможно­стей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др. Методика педагогической превенции предполагает комплекс­ное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогиче­ский стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, добро­желательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправ­ление, оптимизм, открытость, принципиальность и др. Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает исполь­зование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, прак­тических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, пору­чений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дис­путов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «дове­рия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др. Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаб­лона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, под­линного педагогического мастерства и способностей. Эти требова­ния значительно более высоки, чем при работе с законопослуш­ными гражданами. Проблемы педагогической криминологии. Всякая профилак­тика неразрывно связана с выявлением причин и условий зарож­дения и развития преступного поведения. Это относится и к педа­гогической профилактике. То, что приведенные в параграфе 2.4 социально-педагогические факторы оказывают влияние на состоя­ние законности и правопорядка, а их различные дефекты высту­пают причинами и условиями возникновения преступного поведе­ния, можно считать установленным. Криминология изучает пристально личность того человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершенного преступления. Причем она нуждается в комплекс­ном взгляде на личность, чтобы понять действительные причины, заключающиеся в нем и побудившие его преступить закон. Кроме того, криминология интересуется тем, как и почему появились у него эти причины, кто способствовал или упустил отклонения в его правовой социализации. Нетрудно понять, что и во всем этом имеют значение педагогические по своей природе причины, усло­вия, влияния и воздействия, которые пока мало изучены, а поэто­му и профилактическая работа еще мало ориентирована на них- Специальное изучение их - задача криминологической педагогики - особого направления юридико-педагогического исследования и знания. Ее данные имеют особое значение для ранней профилак­тики, для пресечения педагогических причин и условий при их зарождении, «на корню». При этом профилактические шансы ве­лики, как и возможности педагога ческой работы. Педагогическая а педагогически-правовая запущенность - предтечи зарождения и развития практически всех правонарушений и преступлений, зачастую и совершаемых по неосторожности. О личности преступника, строго говоря, можно говорить лишь с момента признания его таковым судом. При работе с человеком, находящимся в правом положении свидетеля, подозреваемого, об­виняемого, подсудимого, также важно изучать его личность, в том числе в педагогических особенностях, чтобы уже на стадиях пред­варительного следствия и судебного разбирательства проводить определенную профилактическую по своему предназначению ра­боту. Кроме того, для достоверного выявления причин и условий совершения преступлений и последующей профилактической ра­боты мало, изучая личность преступника, ретроспективно судить о них. Важно обнаруживать их в действии, при непосредственном исследовании, при прослеживании их «работы» на стадиях заро­ждения и развития криминализации личности и отклоняющегося поведения. Общепризнано, что такие причины и условия по пре­имуществу социальны. К ним относятся и педагогические, лежа­щие не только в макро-, но и микросреде каждого человека: в се­мье, дошкольных учреждениях, школе, среде трудового коллекти­ва, друзей, досуга и др. Особенности общества, социальной группы отражаются в микросреде не однозначно, не механически, а во многом зависят от того, насколько контролируется и регули­руется система педагогических влияний на каждого человека и дефекты в которых могут быть причинами и условиями его кри­минализации, Эти причины и условия — не мифические силы, а имеют лицо: деятельность личностей, органов, организаций, общ­ностей, со своими именами, фамилиями, названиями, статусом, обязанностями и пр. Среди этих причин и условий есть, безуслов­но, и педагогические. В криминологии немало говорится о таких фигурантах, но конкретные педагогические упущения их, педаго­гические механизмы криминализации личности и способы их ней­трализации мало еще изучены и это тоже задача педагогической криминологии. Криминологическое значение педагогических свойств человека Достаточно очевидно, однако нужно углубленное изучение роли отдельных из них и составляющих их элементов. Дефекты в воспитании, в частности, нравственная невоспитанность, уже давно признаны криминологами ведущим фактором в генезисе противоправного поведения11. Очевидна и определенная значи­мость обученности, особенно правовой обученности. Дефекты в образованности, хотя и признаются криминологами, но некото­рыми подвергаются сомнению со ссылками на «беловоротничковую преступностью, совершаемую лицами, чаще всего обладающи­ми дипломами о высшем образовании. Уместно напомнить, что юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойст­во, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания, понимание дан­ным человеком окружающего мира и себя в нем. Остается недос­таточно выясненной роль развитости (обычно выделяется умст­венное развитие), если она не выражается н каких-то патологиче­ских отклонениях. Педагогическая криминология находится еще в начале своего становления, и ликвидация его отставания будет, несомненно, спо­собствовать успехам профилактической работы. Педагогические аспекты специальной общей профилактики. Как известно, специальная общая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных ор­ганизаций, учреждений и их представителей, направленную на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по их устранению или нейтрализации, обеспечивающих сдержива­ние негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение от­дельных видов и групп преступлений. Ее объектами являются: преступность, ее виды и группы преступлений, причины преступ­ности ее видов и групп, условия, обстоятельства, ситуации, пово­ды и другие факторы, обуславливающие совершение преступле­ний, криминогенные и маргинальные группы населения. Она тес­но смыкается с общесоциальным предупреждением преступлений, поскольку их причины коренятся во всей системе общественных отношений. Специальная общая профилактика призвана мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действи­тельности, которые при определенных условиях создают возмож­ность перехода отдельных лиц на антиобщественные позиции. Это масштабная работа государства и общества. Пока она у нас слаба и ощутимого успеха не приносит. Просматривается излиш­нее упование на наказания, страх перед ними, его сдерживающую силу. Но она нужна, обязательна и поиск путей ее совершенство­вания предполагает включение новых сил и возможностей. Пред­ставляется, что превентивная педагогика и ее реализация в педагогической профилактике отвечает этой потребности. Известный криминолог Г.А. Аванесов отмечает, что «воспитание и профилак­тику нельзя отрывать друг от друга. Воспитанию присуща профи­лактическая функция, а профилактике — функция воспитания»12. Педагогический, аспект специальной общей профилактики вы­ражается в: - системе работы общества по формированию правовой куль­туры и правосознания населения; • педагогическом мониторинге оперативной обстановки, изучении и анализе всей совокупности педагогических факторов, влияющих на нее и описанных в параграфе 2.4, оценке выявлен­ных недостатков как криминогенных; • педагогическом анализе статистических материалов, характеризующих преступность, ее виды, группы преступлений для вы­явления представленности и роли в них педагогических факторов; - изучении и обобщении материалов средств массовой ин­формации, отчетов и актов проверок деятельности педагогических учреждений, служебных расследований, разбирательств и т.п. с целью обнаружения в них информации о педагогических факто­рах, выступающих в качестве причин различных недостатков, на­рушений норм поведения, низкой эффективности работы и др.; • изучении и оценке педагогической эффективности право­вых, организационных, административных и иных мер специаль­ной общей профилактики; • педагогической экспертизе разрабатываемых планов и под­готавливаемых мер специальной общей профилактики; - изучении и оценке участия различных средств массовой информации и печати в пропаганде правопослушного поведения, в правовом воспитании, выявлении материалов, педагогически отри­цательно сказывающихся на устранение причин и условий пре­ступности с учетом различных групп населения; • разработке мер по улучшению правового воспитания насе­ления, правовой пропаганды, правового всеобуча, улучшения пре­подавания права в общеобразовательных и профессиональных об­разовательных учреждениях; • разработке мер по улучшению воспитательной и правовос­питательной работы по месту жительства граждан. Практически можно утверждать, что педагогический аспект присутствует в большинстве направлений и мер специальной общей профилактики. Он есть даже в профилактике одного из са­мых опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, их соб­ственность (дома, автомашины, офисы, гаражи и др.) — террори­стических актов, проводимых с использованием взрывчатых и взрывных устройств. Предупреждение криминогенных взрывов — сложнейшая задача, которая решается комплексом ме­роприятий, в который входят: выявление террористов, поиск взрывных устройств, обнаружение и обезвреживание взрывных устройств и др. Однако оно включает и меры по обучению насе­ления и сотрудников милиции способам обнаружения и устране­ния условий данных преступлений, привлечению к этой работе общественности, обучению пользованию техническими средствами, повышающими эффективность работы, воспитание всех в духе бдительности к обнаружению признаков подготовки террористиче­ских актов и др. Сотрудники ГИБДД, например, во время профи­лактических бесед должны обращать внимание автомобилистов на способы оборудования автомобиля сигнализацией, осмотра авто­мобиля с целью обнаружения взрывных устройств и другим дей­ствиям, которые могут предупредить взрыв. Правоохранительные органы имеют все же ограниченные воз­можности влиять на весь причинный комплекс преступности. Их возможности связаны в основном с небольшим кругом правовых, криминогенных и криминальных факторов, приведенных в 2.4. Однако им приходится непосредственно сталкиваться с фактами правонарушений и преступлений, их расследованием, анализом причин и условий, определением виновных и степени их вины; им лучше, чем другим, известны типичные причины и условия пре­ступности, криминогенные объекты, зоны, группы населения и пр. Поэтому они обязаны направлять в установленном порядке ин­формацию в тс органы, от которых зависят принятие мер по уст­ранению выявленных криминогенных факторов. В обобщенных материалах, направляемых в местные органы самоуправления, кроме криминологической информации, вносятся и предложения, относящиеся к их компетенции, превышающей компетенцию пра­воохранительных органов. В этой работе нельзя забывать и педа­гогическую информацию и предложения педагогического характера. Заслуживает внимания активизация участия сотрудников правоохранительных органов в правовом воспитании и просвеще­нии по вопросам, связанным с непосредственным устранением причин и условий совершения преступлений. Так, в целевой про­грамме комплексных мер противодействия злоупотреблениям не­законному обороту наркотиков, разработанной по инициативе Ад­министрации Омской области на 1996—1997 годы, большая роль отводилась правоохранительным органам, Омскому юридическому институту МВД России, работавшим в сотрудничестве с Педагоги­ческим институтом и Медицинской академией. Они проводили опросы населения, анализировали судебную практику по уголов­ным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, изучали опыт работы по предупреждению наркотизма в соседних областях, Казахстане и Узбекистане, и разрабатывали конкретные меры для совершенствования работы служб по незаконному обороту наркотиков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники, студенты, слушатели, препода­ватели лично вели семинары для учителей средних школ, педаго­гического состава колледжей по вопросам профилактики наркома­нии среди учащихся, издавали даже журнал по профилактике наркотизма, осуществляли подготовку групп лекторов для ведения антинаркотической пропаганды, проводили усиленную профилак­тическую работу с подростками, состоящими на учете, подготови­ли цикл тематических брошюр, рассчитанных на детей и подрост­ков, что дало положительные результаты. Существуют и немалые возможности профилактики преступ­лений несовершеннолетних, которой призваны заниматься подраз­деления по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных и городских администрациях, центры социально-психо­логической и педагогической реабилитации при органах социаль­ного обеспечения, спецшколы и спецпрофучилища при департа­ментах образования, специальные медицинские учреждения при органах здравоохранения. К сожалению, во многих случаях на­блюдается тяготение к административно-правовым мерам, а не воспитательно-профилактическим. Специальной формой общепрофилактической работы высту­пают комплексные и целевые оперативно-профилактические опе­рации правоохранительных органов. Они могут осуществляться отдельными правоохранительными органами, либо группой их, расположенной на данной территории; осуществлять воздействие на криминогенный комплекс, присущий какой-то группе населе­ния, группе объектов, объекту, виду преступлений, либо прицель­но по определенной группе причин и условий. Во всех таких уче­ниях уместно участие специалистов-педагогов, воздействие на криминогенные педагогические факторы. Вместе с тем, полезно проводить и целевые педагогические оперативно-профилактиче­ские операции, объектом которых выступают педагогические кри­миногенные факторы, а комплекс профилактических мер имеет педагогическую природу. К сожалению, последние пока практиче­ски не проводятся- Все большее значение приобретает виктимологическая профилактика, внимание к которой стало повышаться после долгого периода, когда вся работа проводилась только «вокруг» преступ­ления и преступника. Ее необходимость обусловлена доказанным фактом: зачастую преступления могло бы и не быть, а начавшееся окончиться безрезультатно, если бы потенциальный преступник встретил в предполагаемой жертве или объекте посягательства надлежащую предусмотрительность и отпор. Известно, что виктимология изучает преступление и преступ­ное поведение как обусловленное личностными качествами потер­певшего, взаимоотношениями его с преступником до и в момент совершения преступления как рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для само­го себя. Виктимологи обычно выделяют морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений, хотя с пози­ций юридической педагогики достаточно очевидна роль педагоги­ческих свойств и особенно обученности, воспитанности и развито­сти. Снижают еиктимность гражданина: - приобретенные знания, повышающие его осторожность, осмотрительность: знание роли виктимного поведения и его недо­пустимости; правил поведения, снижающих вероятность создания им криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступ­ников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финан­сов, автомобиля и пр.; криминогенно опасных мест, условий и пр.; • воспитанные привычки поведения (не только знание пра­вил, но неизменное, автоматизированное их соблюдение), сни­жающие риск стать жертвой: в общественных местах, на улицах, при переходе дорог, при движении по дороге на личном транспор­те, в общении с незнакомыми лицами и пр.; • воспитанные культурные интересы, увлечения, способы проведения досуга, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, излишнюю довер­чивость к незнакомым людям, увлечение алкоголем и употребле­ние наркотиков, совершение действий при общении и компаниях, повышающих опасность подвергнуть нападению преступника и др.; • развитая разумная осторожность, бдительность, наблюда­тельность, собранность, самообладание, находчивость, быстрота реакций, ловкость; - специально освоенные приемы самозащиты: поведенческие, словесные, двигательные, технические (использование носильных защитных средств). Виктимологическая профилактика — одно из остро необходи­мых ныне и специфических направлений предупреждения престу­плений. Она предполагает: а) выявление причин и условий, фор­мирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений в отношении конкретного лица, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности; 6) воздействие на причины, условия, лиц, группы с целью активизации, восстановление и повышение их защитных свойств; в) разра­ботку, совершенствование и распространение средств защиты граждан от преступлений в отношении их. Во всей этой работе не должны быть упущенными педагогические аспекты и в кримино­логических изысканиях и в принятии профилактических мер. Основные педагогические меры виктимологической профи­лактики таковы: - обстоятельное криминологическое изучение недостатков обученности, воспитанности, развитости и образованности лиц и групп, ставших жертвами в результате виктимного поведения; • достижение знания населением существования явления вик­тимности как достаточно массового явления, как индивидуально распространенного, привлекающего интерес лиц, ведущих пре­ступный образ жизни или склонных к совершению преступлений, повышающего вероятность стать жертвой преступления и исполь­зуемого преступниками; • формирование убежденности всех граждан в необходимости устранения недостатков прежде всего своей обученности и вос­питанности, снижающих собственные защитные свойства и повы­шающих вероятность стать жертвой преступных посягательств; • формирование у всего населения знаний о способах сниже­ния собственной виктимности, необходимых и доступных мерах по ее снижению; • выявление среди населения групп с повышенной виктимностью, а также отдельных граждан и направление на них более ин­тенсивных педагогических воздействий; • активное освещение с помощью всех средств массовой ин­формации проблем виктимности, наглядный показ ее роли в фак­тах совершаемых преступлений, разъяснение и напоминание спо­собов повышения своих защитных свойств; • изучение аспектов виктимности и профилактики ее прояв­лений во всех образовательных учреждениях в особых разделах учебных дисциплин, темах, специальных курсах; • усиленная работа по проблемам виктимности с подростка­ми, юношами и девушками, молодыми людьми, пожилыми людь­ми, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек нарушение общественных норм поведения, - увлечение алкого­лем, употребления наркотиков, нетрудовой образ жизни и др.; • воспитание дисциплины безопасности у пешеходов и других участников дорожного движения, поведения в общественных местах, на транспорте и др.; - обучение и специальных группах всех желающих способам повышения личной безопасности и использования специальных технических средств; - массовое издание недорогих и популярных книг по способам повышения личной безопасности и снижения уровня собственной виктимности; - индивидуальная воспитательная работа с лицами, отли­чающимися повышенной виктимностъю. Субъектами виктимологической профилактики выступают ор­ганы, организации, должностные лица, которые занимаются про­филактикой, в которой это направление профилактики призвано быть четко выделенным. Заслуживает внимания и поручение ру­ководства ею отдельным должностным лицам в правоохранитель­ных органах, органах социальной защиты и привлечение к ней специализированных общественных формирований типа Россий­ской ассоциации поддержки жертв преступлений. Педагогические аспекты индивидуальной профилактики. Этот вид профилактики ориентирован на конкретного человека, от которого можно ожидать правонарушающего поведения. Это пре­дупредительная работа с учетом его индивидуальных особенно­стей, криминальных потенций и обнаруживающихся склонностей, специфики образа жизни, окружения и осуществлением адекват­ных им превентивных мер. Индивидуальная профилактика — это целенаправленная деятельность государственных и негосударст­венных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, нуждающихся в превенции, а также осуществление индиви­дуально направленных мер, ориентированных на ликвидацию ин­дивидуальных причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений. Основанием для выявления правоохранительными органами лиц, нуждающихся в профилактике и постановке их на профилак­тический учет, являются факты противоправного поведения. Для других организаций, особенно общественных, возможно начинать профилактическую работу на более ранних стадиях зарождения отклоняющегося поведения, базируясь на фактах морально некор­ректного поведения в семье и быту, проявления негативных при­вычек, нарушений трудовой дисциплины в организациях и т. п. Когда правоохранительные органы работают во взаимодействии с такими организациями и отдельными лицами, они способны при­влечь их к ранней профилактике, что обеспечивает большую веро­ятность достижения профилактического успеха. Педагогические и социально-педагогические факторы вместе с психологическими выступают основным объектом и средством ре­шения индивидуально-профилактических задач. Педагогический аспект индивидуальной профилактики связан с: - анализом сформированности основных педагогических свойств профилактируемого лица: его образованности, обученности, воспитанности и развитости, выявлением дефектов в них, вы­ступающих причиной их неустойчивого в моральном и правовом отношении поведения; - выявлением отрицательных привычек поведения, ослож­няющих индивидуальную детерминацию должного поведения; - социально-педагогическим анализом среды и ее факторов, оказывающих доминирующее воспитывающее, обучающее и раз­вивающее влияние на личность и тех из них, которые выступают источниками неблагоприятного влияния; - прогнозированием развития индивидуального поведения и оценкой преобладающей тенденции: положительной или отрица­тельной; • определением педагогически адекватных мер, планов индивидуальной профилактической работы, отвечающих индивидуаль­ным особенностям личности, поведения и среды профи л актируе­мого лица (программы, этапов, методов, приемов, изменений сре­ды, рода занятий и др.); • компетентной реализацией намеченных мер до получения намеченного коррекцией но го результата; • педагогическим контролем поведения и изменений в лично­сти профилактируемого лица. Опыт и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что инди­видуальными причинами педагогической запущенности или де­формированности выступают не только те качества, которые непо­средственно проявились в вызывающих беспокойство фактах по­ведения данного лица. Чтобы успешно прогнозировать, надо вы­явить и оценить и другие педагогические и психологические осо­бенности, которые будут способствовать дальнейшей криминали­зации личности и совершению более опасных правонарушений и преступлений. И напротив, общим правилом педагогики в работе с людьми является опора на положительное. Для работы же с соци­ально и педагогически запущенным человеком особенно важен со­вет И. Канта: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через ос­таток того добра, который в нем имеется»13. Можно сказать, что индивидуальная профилактика это не только административно-правовая работа, но обязательно и пси­холого-педагогическая, что требует и соответствующего профес­сионализма от лиц и органов, осуществляющих ее.
«Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Patricia McClure
Автор(ы) Беляков С. А.
Автор(ы) Волкова Л. С.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot