Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, история и методы социальной психологии

  • 👀 668 просмотров
  • 📌 649 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, история и методы социальной психологии» docx
Лекция 1. Предмет, история и методы социальной психологии Предмет социальной психологии  Социальная психология изучает следующие явления  1.   Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т д ) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др ). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др  2.   Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например- супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым  3 Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношении (групповых  состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.  4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.  Определите специфику социальной психологии как науки: каков ее предмет (сформулируйте своими словами и запишите).    Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:  Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.  "Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные  фактором их включения в социальные группы, а также психологические  характеристики этих групп".  Виччев:"предметное поле" социальной психологии:  а) общение как основа социальной психики,  б) личность как субъект общения,  в) малая группа как совокупный субъект общения,  г) малая группа как совокупность субъектов общения,  д) механизмы общения,  е) формы общения,  ж) динамика общения,  з) социальные технологии общения.    Дифференциация социальной психологии МОКШАНЦЕВ     1. Функции СП:   1. теоретическую,   2. эмпирическую (включая экспериментальную) и   3. практическую социальную психологию.   2 . Виды жизнедеятельности человека и его общности:  1. психология труда, общения,   1. социального познания и   3. творчества, игры.    в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т д  3.В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни: дифференцируется на отрасли:   • промышленная,   • сельского хозяйства,   • торговли, образования, науки,   • политики, массовых коммуникаций,   • спорта, искусства   психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др  4.   В соответствии с основными объектами исследования с социальная психология дифференцировалась  '•   социальная психология личности,  •   психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),  •   психология малых групп,  •   психология межгруппового взаимодействия,  •   психология больших социальных групп и массовых явления    А.Г. Ковалев предлагает такую систему:  —  группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;  — группа психических явлений — процессов: социальное восприятие, память, мышление, эмоции, воля;  —  группа социальных состояний, отражающих относительно устойчивую активность социально-психологических явлений — позитивных и негативных;  —  группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и навыков, обусловливающих определенную деятельность.  .   В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как-  •   социальная психология личности,  •   психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),  •   психология малых групп,  •   психология межгруппового взаимодействия,  •   психология больших социальных групп и массовых явлений        Методы социально-психологического исследования     Традиционно в исследовательских методах социальной психологии выделяются сбор психологической информации и ее обработка. К методам сбора психологической информации относятся следующие.  Наблюдение активно используется, когда необходимо получить данные о поведении и действиях объекта. Сама по себе процедура достаточно проста. Главная проблема — фиксация каких-то Определенных черт поведения, отвечающих принятому в данном исследовании классу характеристик, и расшифровка их в контенте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении. Следовательно, при организации социально-психологического наблюдения необходимо заранее определиться в том, что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, какие соображения будут приняты во внимание при расшифровке протокола наблюдений.  Самостоятельно значимыми моментами исследования здесь являются:  — так называемые единицы наблюдения, которые строго дифференцированы для каждого отдельного случая в зависимости от предмета исследования;  — временной интервал, который будет считаться достаточным для фиксации принятых, согласованных в программе исследования единиц наблюдения.  Изучение документов: Существуют два основных типа документов, представляющих интерес для социально-психологического исследования, —1. официальные (отчеты, публикации, характеристики и т.п.)  2. сугубо личные (показания, письма, исповеди и др.). В рамках исследований массовых коммуникаций широко используется контент-анализ документа. Этот формализованный метод анализа документов  основан на выделении специальных «единиц исследования» (например, слов, принятых в качестве ключевых) и подсчета частоты их употребления.  Опрос— наиболее распространенный метод социально-психоло-  гических исследований. Опросы проводятся в виде анкетирования  (самозаполнение), формализованного либо свободного интервью  (собеседование). В рамках проведения опросов чаще всего используется научно-теоретический, методологический и методический арсенал, накопленный в социологии при составления вопросников, выборки объектов анкетирования или интервьюирования, технологий опроса и т.п.  Тестирование — широко распространенный и психологии в целом прием исследования. Это процедура получения эмпирических данных от объектов исследования с помощью специально подобранных вопросов или заданий (тесты), ориентированных на изучение способностей к ощущению, восприятию, обработке и отражению информации (тесты «интеллекта») или на выявление особенностей личностной сферы объекта исследования (психических состояний, характерологических черт или свойств личности).  Социально-психологический эксперимент. Как и в общей психологии, в социальной психологии эксперимент проводится в двух видах:   как естественный и   как лабораторный. В рамках эксперимента  обязательно выделяются контрольная и экспериментальная группы, чтобы иметь возможность сравнивать результаты исследований с определённым эталоном.    Лекция 2. История формирования и современное состояние социальной психологии   В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же — зарождение социально-психологических идей в рамках философии и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем случае через первоначальное отпочкование двух других дисциплин — психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социальной психологии.   В истории развития социальной психологии можно выделить три основные стадии. Различие их кроется даже не во времени появления (и сегодня все три ниже названных методологических подхода имеют место в социальной психологии), а скорее в том, что на каждой стадии преобладают определенные 8 методологические принципы, По этому критерию Э. Холландер (1971) выделил стадии социальной философии, социального эмпиризма и социального анализа.   Стадия социальной философии в развитии социальнопсихологического знаний относится к античным временам, а также Средневековью и Возрождению. Иногда ее называют описательным этапом, потому, что для философов того времени была характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяющий фактор (его еще называют суверенным). Для всех этих мыслителей было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом. Примечательно при этом, что многие мыслители, разрабатывая теорию общества и государства, брали за основу свои представления о душе (сегодня мы сказали бы — о личности) человека и о самых простых человеческих отношениях — отношениях в семье. К таким мыслителям относятся Конфуций, Платон, Аристотель. Так, по мнению Платона, структура общества должна соответствовать совершенной структуре человеческой души. Подобно тому, как душа состоит из трех частей — управляющей (разумной), страстной (аффективной) и вожделеющей (сопряженной с плотскими желаниями и влечениями), правильно организованное человеческое общество, также должно следовать этой идеальной троичной структуре души. Рациональной ее части соответствует социальный слой жрецов-философов, страстной — воинов- охранников, вожделеющей — работников (крестьян и ремесленников).    Стадия социального эмпиризма начинается с XIX века. В этот период происходит непосредственное выделение социальной психологии в относительно самостоятельную дисциплину. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. В это период возникли первые три наиболее значительные социально-психологические теории: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения. Психология народов сложилась в середине XIX в. в Германии. Создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). Их главная мысль - индивидуальное сознание человека есть лишь продукт духа целого народа. Дух народа можно понять через искусство, религию, язык, мифы, обычаи, Задача социальной психологии - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым 9 протекает духовная деятельность народа». Психология масс явилась первой попыткой научного, т. е. систематического, последовательного изучения и описания психологии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп. Она заложили фундамент современной социальной психологии. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в теории подражания Г. Тарда. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Члены общества подражают друг другу, но в первую очередь они подражают вождю. Подражание, являясь своего рода подчинением, создает стереотипы общественного поведения, групповые нормы и ценности. Подражание (имитация) — чаще всегонеосознаваемый индивидом, т. е. бессознательный акт. Тард объясняет наличие в обществе подражания сочетанием факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние. К числу внутренних факторов относятся: заложенный в людях инстинкт подражания и необходимость заимствования социального опыта. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931).    Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Основной движущей силой социального поведения, по мнению Макдугалла, являются инстинкты. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.   В 20-е - 40-е годы XX в. наблюдается господство эксперимента в социальной психологии. К этому методу исследования прибегают все психологические направления и школы (гештальтпсихология, бихевиоризм). Этому способствуют практические запросы растущей капиталистической экономики США (влияние группы на поведение индивида, исследование малой группы). Однако увлечение экспериментом привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась 10 скомпрометированной. Все это привело к тому, что, начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии и происходит развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время) или стадия социального анализа.   Основные теоретические исследования концентрируются вокруг четырех направлений:   бихевиоризма,   психоанализа,   когнитивных теорий и   интеракционизма.   Бихевиоризм (behavior - в переводе с английского означает «поведение»), основное внимание сосредоточил на изучении поведения. Все другое - мыслительные, психические акты, происходящие внутри человека, их не интересовали. Вывели формулу социального поведения человека: С-Р, где С - Стимул - любое событие, внешнее или внутреннее, которое воздействует на человека и изменяет его поведение. Р - Реакция - это то самое изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул. К современным теориям, разработанным в русле бихевиоризма, относятся: - теория социального научения А.Бандуры. Суть ее в том, что социализация личности происходит как путем имитации (повторения) поведения другого человека, так и путем наблюдения за ним. Выделил факторы, влияющие на успешность подражания. - теория социального обмена Д. Хоманса. В ней внимание обращено на социальное взаимодействие между людьми, которое рассматривается как своего рода обмен, взаимосвязь по принципу "ты - мне, я - тебе". Общаясь, люди обмениваются, что-то вкладывают в общение, отдавая партнеру, что-то получают от него взамен. И то, чем они обмениваются, может быть как материальными (деньгами, драгоценностями, вещами), так и нематериальными ценностями (одобрением, самоутверждением, престижем, уважением, моральной поддержкой и т.д). Психоаналитическое направление возникло в Австрии в тоже самое время, когда возник бихевиоризм. Предметом психоанализа, так назвал свое учение австрийский врач З.Фрейд (1856-1939) стала область бессознательного. В концепции Фрейда впервые была изложена оригинальная теория социализации, включающая описание психических механизмов этого процесса — идентификации (отождествления себя с группой) и интериоризации. Сегодня как сама фрейдовская теория социализации, т. е. процесса овладения навыками общественного поведения, так и введенные им новые понятия — идентификация, интериоризация, Сверх-Я (Идеал-Я) — являются общепринятыми и общеупотребимыми. Таким образом, психоаналитические идеи внесли исключительно важный вклад в развитие и становление теоретического арсенала 11 современной социальной психологии, хотя и не получили столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Само название «когнитивный» происходит от латинского cognoscere, что означает «познакомиться с чем-то» или «познать». Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. В противоположность бихевиоризму гештальт- психологи, прежде всего, интересовались психической деятельностью, ее структурой, которая, по их мнению, может служить основанием для понимания человеческого поведения. Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в балансе его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш. Основная суть этих теорий, которые пытались объяснить социальное поведение личности, в том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека. Интеракционизм - единственная социологическая по происхождению теория. Здесь изучается «взаимодействие» (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Взаимодействие рассматривается как социальная детерминанта человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «роль». Потому это направление еще называют «ролевым». Принцип ролевого понимания поведения человека основывается на описании ролей в социальных ситуациях и ролевых ожиданий людей в различных социальных отношениях (без учета черт характера, мотиваций и т.д). Гуманистическая психология (от лат. «гуманис» - человечный). Стало другим направлением отвергнувшим бихевиоризм за игнорирование проблем человеческого сознания. Гуманизм - это общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности - присущ множеству философско-психологических течений и теорий. Смысл этого направления можно понять только при анализе исторического контекста, в котором эта концепция созидалась. Она возникла в середине XX века, когда общий облик американской психологии определялся властью двух направлений, о которых порой говорят как 12 о «двух силах» - различных вариантах бихевиоризма и психоанализа. Будучи общепсихологическими, они внедрялись также и в различные сферы практики, в особенности психотерапевтической. В среде психотерапевтов и раздались громкие голоса протеста против «двух сил», коим не без основания вменялось дегуманизация человека, его трактовка либо как робота, либо как невротика, «бедное Я» которого разрывают различные комплексы - сексуальные, агрессивные, неполноценности и др. Ни одно, ни другое, как заявили инициаторы создания гуманистической психологии, не позволяет раскрыть позитивное, конструктивное начало целостной человеческой личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы. Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя «третьей силой». Как мы смогли убедиться, теоретическим основанием современной социальной психологии послужили четыре названные выше теоретические ориентации - необихевиористская (теории научения), психоанализ, интеракционистская (ролевые теории) и когнитивистская. На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти направления противоречат друг другу. Но это не совсем так. Названные теоретические направления, каждое под своим углом зрения, дает нам возможность лучше понять этот мир. Поэтому они, скорее, дополняют друг друга, чем противоречат одно другому. Данный беглый очерк истории социальной психологии может породить законный вопрос: а как же отечественная наука? Какой вклад внесли советские, а теперь уже и российские ученые и наука в целом в развитие и становление социальной психологии? Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю (вспомним хотя бы «железный занавес» существовавший между СССР и западными странами). Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.   История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:   I - 60-е годы XIX в. — начало XX в, II - 20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века, III— вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов; IV— вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.   Первый период. В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно- исторического развития общества, 13 состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития всей психологии, менталитета общества. Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Происходило столкновение идеалистического и материалистического (антропологического) направления в психологии. Коротко различия в этих подходах можно обрисовать так. Приверженцы идеалистического понимания психики человека (Челпанов и его последователи) считали, что психические явления могут быть познаны только при обращении человека к своему собственному опыту, сущности. Они считали, что в человеке сочетаются две натуры - телесная (познаваемая с помощью внешних чувств) и духовная (познаваемая с помощью душевных явлений). Приверженцы антропологического направления (Н.Г. Чернышевский, Сеченов и др.), считали, что психика человека является одним из жизненных процессов организма и не является самостоятельной сущностью, и может быть изучена теми средствами, которыми наука добывает информацию о других вещах. Сеченов считал, что психология должна быть наукой о поведении и его психической регуляции, а методом - объективный метод. В основе поведения человека лежит его взаимосвязь с окружающей средой, реализуемая с помощью нервного аппарата - рефлекторной дуги. Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1865), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский (1910), Н. К. Михайловский (1906)). Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. Он основал новую науку - рефлексологию - науку о психологии поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. Его заслуга в том, что он начал рассматривать в качестве предмета социальной психологии коллектив людей как нечто целое, в котором возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей (а не просто как сумму людей его образующих). Поэтому социальную психологию он называет коллективной психологией. Второй период в развитии социальной психологии был очень продуктивный. Он совпадает с завершением Октябрьской революции 1917 г, гражданской войны когда в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. В этот период по существу был заложен фундамент последующих 14 исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке. Третий период. Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Это сковывало творческую инициативу, порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Четвертый период. В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в нашей стране. «Потепление» общей атмосферы, снижение идеологического контроля, известная демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческой активности ученых. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психология в 50-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. В общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране.  Лекция 3. Методы социальной психологии   Характеристика основных методов исследования социальной психологии.   Существует три различных подхода к пониманию термина «методология».   1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.   2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология - это реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. К методологическим принципам социальной психологии относятся: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития сознания в деятельности. В соответствии с принципом детерминизма сознание человека обусловлено общественным бытием. Применительно к социальной психологии это означает, что социальное 17 окружение, существующее в виде «макросреды» и «микросреды» оказывает влияние на сознание личности и группы, формирование потребностей. Принцип единства сознания и деятельности означает, что они образуют органическое целое - не тождество, но единство. Они взаимосвязаны и ваимообуславливают друг друга. Принцип развития сознания в деятельности означает, что сознание каждой отдельной личности представляет собой продукт как исторического развития человечества, так и индивидуального развития данной личности.   3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии и педагогике.   Существуют различные классификации методов социальной психологии. Одни авторы подразделяют их на две группы: методы сбора информации и ее обработки (Г. М. Андреева, 1995; В. А. Ядов, 1995). Другие выделяют, например, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты) (Е.С. Кузьмин, 1973). Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (А.Л. Свеницкий, 1977). Характеристика основных методов исследования.   Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.     Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В.А. Ядов, 1995). Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе. 18 Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок удитории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др.   Метод опроса.    Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос по плану, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации.   Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. Применение стандартизированного интервью: наиболее целесообразно в случаях, когда необходимо опросить большое количество людей и затем подвергнуть данные статистической обработке. Используется в качестве основного метода сбора первичной информации. Применение нестандартизированного интервью: применяется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблемой. Используется с целью дополнения и контроля данных, собранных другими методами.   Метод социометрии. Относится к инструментарию социально- психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных 19 отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа. Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Наиболее существенными недостатками метода принято считать: а) невозможность выявления мотивов межличностных выборов; б) возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической зашиты; в) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.   Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик, качеств (от 20 до 180) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7—12 человек.   Тесты. Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный 20 характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.   Метод аппаратурный. Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий). К аппаратурным моделям относятся: а) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада); б) модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф); в) модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат); г) модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Г рупповой сенсомоторный интегратор). Данная аппаратура применяется в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплектования и обучения групп малой численности.   Экспериментальный метод. Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задач — научные и практические; по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные эксперименты. Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии, о котором мы говорили в предыдущей лекции. 
«Предмет, история и методы социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot